А к тому времени, наконец, и сами Моравские славяне ясно сознали всю несправедливость тех усилий, с какими немецкие епископы старались удержать их под своей властью. Они прогнали от себя этих епископов и просили папу прислать к ним Мефодия. Просьба их была исполнена; Мефодий сделался архиепископ Моравским, – и «от того дня, – по словам жизнеописателя, – вельми начат рости Божие учение… и Моравска область пространити начат» (Паннон. житие Мефодия). Но ненависть и своекорыстие немецких епископов не могли оставить св. Мефодия в этих мирных трудах его на пользу веры и государства Славян. Они донесли папе, что Мефодий отступил от истинной веры, что он неправильно учит о св. Троице и что само славянское богослужение он совершает, потому что не желает признавать зависимости от Римского престола. Поверив этой клевете, папа запретил Мефодию совершенно славянское богослужение и самого его потребовал в Рим, чтобы испытать веру его. Снова должен был маститый старец отправиться в Рим, чтобы защищать там свое святое дело. Доказав свое правоверие и получив от папы разрешение совершать богослужение на славянском языке, он возвратился в Моравию. – Но изобретательность немцев еще не истощилась. Они распространили в народе молву, будто греческий император и патриарх сильно гневаются на св. Мефодия за его сближение с папой. Когда же и эта ложь их изобличалась, они вторично обратились к князю Святополку, и вторично успели вооружить его против Мефодия. Так, до самой кончины своей (6 апреля 885 года), св. Мефодий должен был терпеть гонения и скорби за свои апостольские труды; и поистине, только его неослабная энергия и сильная воля, подкрепляемые Божественной помощью, могли при таких обстоятельствах довершить дело перевода Св. Писания на славянский язык, и отстоять славянское богослужение против всех ухищрений со стороны врагов его. Таков образ великих первонаставников славянских, ссв. Кирилла и Мефодия. О, если бы этот величественный образ навсегда запечатлелся в сердцах наших и все черты его сделались для нас, как можно дороже и привлекательнее! Тогда, несомненно, для нас облегчилось бы и выполнение указанной заповеди ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

Как видно, Филиппы в качестве епископской кафедры св. Мефодия достаточно надёжно засвидетельствованы заглавиями многих рукописей, посланием Иоанна Антиохийского и рядом историко-географических сопоставлений. Чрезвычайно интересно отметить, что русские палеографы из «Общества Истории и Древностей Российских» уже давно – значительно раньше западных исследователей – считали принципиально правильным наименование св. Мефодия епископом Филиппийским. Об этом свидетельствует обозначение рукописи творений св. Мефодия XVII в., хранящейся в настоящее время в Москве в Библиотеке им. В. И. Ленина и вошедшей туда из собрания только что названного Общества. Сборник оформлен и записан как принадлежащий «Мефодию Филиппскому». Такое обозначение, по всей вероятности, сделано на основании заглавий, имеющихся в тексте рукописи, В. М. Ундольским (1815–1864), который был библиотекарем вышеупомянутого Общества 44 . Заканчивая обзор различных мнений, высказанных разными авторами о месте епископского служения св. Мефодия, можно с полной определённостью сказать, что Филиппы в Македонии должны быть признаны в настоящее время наиболее надёжно удостоверенной кафедрой святителя, которого принято было в течение весьма долгого времени называть то Патарским, то Олимпским, то даже Тирским. К этому следует добавить, что «Филиппы» нельзя объяснить как обозначение, возникшее на основе знакомства с текстом творений св. епископа. В его произведениях нет даже малейшего намёка на что-нибудь, из чего можно было бы «вычитать» указание на Филиппы, Элладу или Македонию. Таким образом, титул «Филиппийский епископ» не зависит от содержания его произведений, в то время как наименования «Патарский» и «Олимпский» в какой-то степени – может быть, даже в очень значительной – базируются именно на содержании произведений, неправильно понятых в своё время читателями. Вопрос о родине св. Мефодия едва ли можно было бы вообще ставить (за отсутствием прямых сведений о ней в церковном предании), если бы исследователями не были открыты возможные намёки на эту его родину в некоторых древних катенах, в которых содержатся отрывки из его толкований на книгу Иова. Согласно указаниям, имеющимся на полях катен, автором отрывков является «Мефодий Сидский» 45 . Т. Цан видит здесь указание на родину св. Мефодия и предполагает, что он имел в Сиде гражданство 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

с.). В своей целости оно служило великим пособием и для других пастырей в борьбе с Оригенистами в последующие времена 29 , и благотворные плоды его засвидетельствовала Св. Церковь , прославляя память Св. Мефодия следующими словами: «распаляющуюся видев Оригенову прелесть, яко сый изряден пастырь, божественным огнем скоро попалил еси всю онаго мглу, блистающую лучу вжег премудрости своея» (Канон. Песн. 3 . тр. 1. ср. синаксар 20 июня). Творение Св. Мефодия о сотворенном также направлено против Оригенистов, которые между прочим утверждали, будто мир не имеет начала и совечен Богу, против чего Св. Отец и ведет свое рассуждение, чтобы доказать православное учение о Боге, как едином Творце и виновнике всего. Патриарх Фотий оставил несколько извлечений из этого сочинения и несомненно относит их к подлинным творениям Св. Мефодия (Bibi. cod. 235). Из свидетельств других древних писателей не видно, чтобы Св. Мефодий писал отдельное сочинение под таким заглавием; посему некоторые думают 30 , что отрывки, сохраненные Фотием, извлечены им из другого творения Св. Мефодия, именно из его толкования на книгу Бытия, о котором упоминает бл. Иероним (см. выше). Но достоинство этого творения не уменьшается от того, было ли оно только частью толкования на книгу Бытия или отдельным сочинением Святителя. Из творений Св. Мефодия, дошедших до нас только в кратких отрывках, замечательны: а) сочинение против Порфирия, который был современником Св. Мефодия, славился между язычниками своею ученостью и написал 15 книг против Христианства. Св. Мефодий первый возвысил свой голос в защиту истины против коварного суемудрия языческого философа, и этот голос в особенности благопотребен был для церкви Тира, где, как в месте родины Порфирия, могли быть многие, слепо доверявшие клеветам его на Христианство . Впрочем, это творение Св. Отца, которое по словам бл. Иеронима состояло из нескольких книг и заключало в себе до 10 тысяч стихов (Epist. 83 ad. Magnum), утрачено временем. Небольшие отрывки, сохранившиеся в извлечениях у Св. Иоанна Дамаскина (Parall. Op. Т. II. р. 778. 784 и 785), не дают нам ясного понятия ни об общем содержании сочинения, ни о частных опровержениях возражений языческого философа; б) Слово о мучениках, из которого сохранился один отрывок у блаж. Феодорита Епископа Кирского (V века, Dial. I. De immutab. Oper. Т. IV. р. 37. Ed. Sirmondi); но и из этого краткого отрывка можно заключить, что Св. Отец ревностно утверждал верующих среди гонений, представляя подвиг мученичества достойным удивления и желания, так как сам Сын Божий оставил нам пример мученического терпения. Такие увещания вполне соответствуют и времени жизни Св. Мефодия, когда Церковь Христова страдала от жестоких гонений со стороны язычников, и святой ревности пастырского служения Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Отношение св. Мефодия к литературному наследию Оригена определяется самыми разнообразными мотивами. Возражая одностороннему оригеновскому спиритуализму и увлечению эллинской философией и дуалистическими идеями, св. епископ очень часто пользовался теми же экзегетическими приемами, которые были наиболее характерны для Оригена и его школы; оригеновская типология и аллегория в значительной степени обусловили типологические и аллегорические схемы, встречающиеся в творениях св. Мефодия. Нравственное учение и экклезиология Оригена тоже оказали большое влияние на этические установки и на учение о Церкви автора «Пира десяти дев». Наконец, Мефодиева мистика, лежащая в основе его аскетических воззрений, во многих своих деталях напоминает мистику Оригена. Подобно Оригену , св. Мефодий видит в Ветхом Завете прообраз Нового Завета, а в Новом Завете – предвестие вечной Истины («Пир», 5, 7; «О разл. яств», 7, 5–7; 8, 1; «О прок.» 4, 3; «О пияв.», 9, 5; Ориген , «О началах», 4, 3; 4, 64). Постепенность откровений, являющих людям Божественную истину, обусловлена педагогическими целями («О разл. яств», 7, 4; 8, 6; 1, 2; Ориген, «Против Цельса», 2, 4). Мысль Оригена, навеянная платоническими учениями о том, что Бог созерцал в Духе Своем Свои творения еще до их создания, повторяется св. Мефодием в диалоге «О свободе воли» («О своб. воли», 21; Ориген, «Толкование на Иоанна», 1, 22). Разница между формулировками Оригена и св. Мефодия заключается в том, что Ориген стоит в данном случае на платонических позициях, а св. Мефодий пользуется языком Аристотеля. Многое из того, что было сказано Оригеном о Логосе, встречается и в творениях св. Мефодия. Учение св. Мефодия о Церкви является – и по существу, и в деталях- отчасти повторением, отчасти дальнейшим развитием оригеновской экклезиологии. Аскетический идеал, являющийся уделом лиц, возвышающихся усилием воли над мирской суетой и устремляющихся к Богу, воплощает в себе реальную возможность богоуподобления («Пир», 7, 2; 8, 1; 9, 3–4; «О разл. яств», 1, 4; «О прок.», 2, 1–4; 13, 3–4; Ориген , «Беседы на Псалтирь», 12, 23; 13; 131; «Беседы на книгу Числ», 21; 23 и 24; «Беседы на книгу Бытия», 3, 6; «Беседы на Послания к Римлянам», 6, 133). Чистые и девственные души уподобляются невестам Христовым («Пир», 4, 5-гимн. Феклы. «О прок.», 15, 5; Ориген , «О молитве», 17). Приемы аллегорического толкования ветхозаветных текстов в различных творениях св. Мефодия, в особенности в «Пире десяти дев» и в трактатах «О различении яств» и «О проказе», обнаруживают большое сходство с оригеновскими аллегориями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Возрождение культа равноапостольных К. и Мефодия в XIX в. в Польше не получило такого масштаба, как в др. слав. странах. В 1873 г. была заложена греко-католич. церковь во имя св. братьев в Сахрыни (близ Грубешова, ныне Хрубешув, Польша), в 80-х гг. XIX в. в честь святых названа польск. католич. семинария в Детройте (США). Однако до XX в. в Польше не было католич. храмов, освященных во имя К. и Мефодия. Нет сведений и о посвящении до ХХ в. слав. первоучителям польск. правосл. храмов: только в 1970 г. в их честь была освящена 1-я церковь (Вроцлав), в к-рой богослужение первоначально шло на польск. языке, в наст. время иногда используются церковнославянский или греческий. Братьям посвящены домовый храм в резиденции епископа Белостокского и Гданьского (Белосток), храмы в г. Бяла-Подляска (1989) и г. Сандомир (2013), действует Кирилло-Мефодиев монастырь в Уйковице (1984). В 1989 г. было основано правосл. братство во имя К. и Мефодия, к-рое открыло начальную школу (2007), детский сад (2008) и 2 гимназии (2013). Почитание в католической Церкви Свидетельств сохранения слав. богослужения и зарождения почитания К. в Риме сразу же после его смерти не сохранилось. Поминовение святых К. и Мефодия под 9 марта внесено кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (дата заимствована из польск. богослужебных книг; см.: Martyrologium Romanum ad novam kalendarii rationem et ecclesiasticae historiae veritatem restitutum... auctore Caesare Baronio Sorano. Venetiis, 1587. P. 114-117). Распространение почитания святых К. и Мефодия в Римско-католической Церкви относится к XIX в.; оно было связано с ростом национального самосознания слав. народов, формированием идеологии панславизма. Сторонники этой идеологии подчеркивали общее историческое и культурное наследие славян, важность сохранения слав. языков, выступали за национальное самоопределение слав. народов, против герм., итал., венг. и греч. господства. Для участников Славянского конгресса в Праге (1848) К. и Мефодий являлись символами единства слав. народов. Наряду с культурными и политическими об-вами имена слав. просветителей принимали религ. орг-ции. Так, в 1850 г. в Моравии теолог свящ. Франтишек Сушил основал об-во «Наследие святых Кирилла и Мефодия», в 1851 г. в Словении Антон Мартин Сломшек, еп. Лаванта, организовал братство во имя К. и Мефодия, члены которого должны были молиться о единстве Церкви. Ведущим деятелем католического панславизма был хорват. еп. Й. Штроссмайер, который помогал проведению крупных юбилейных торжеств в память о К. и Мефодии.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Глава 12. Моравия. Угорский погром. Просветительная деятельность в Болгарии учеников Кирилла и Мефодия. Кириллица и глаголица В настоящей главе предстоит нам заняться событиями, хотя происходившими вне черты политической границы империи, но имевшими громадное значение для ее дальнейшей судьбы и для истории народов, находившихся в сфере ее культурного влияния. Разумеем трагическую судьбу, постигшую основанную славянскими миссионерами братьями Кириллом и Мефодием национальную Церковь по греческому обряду в Моравии и Паннонии, и беспримерную в летописях катастрофу, жертвою которой вследствие страшного угорского погрома сделалось основанное Ростиславом и Святополком первое по времени большое славянское княжество. Оба указанные явления, касаясь лишь посредственно истории Византии, не были поняты и достаточно оценены тогдашними государственными деятелями; между тем они имели всемирно-историческое значение и всею своею тяжестью отразились на славянском племени. Чтобы представить эти события в надлежащем освещении, необходимо обратиться к тому, что последовало за смертию архиепископа Мефодия в апреле 885 г. Выше (стр. 546 293 и след.) мы говорили, что вследствие личных расположений князя Святополка, больше склонявшегося к Западу, равно как по причине усиления немецкой партии, имевшей своего представителя в епископе Викинге, положение славянской партии по смерти Мефодия оказалось совершенно невозможным. Что касается приводимого в житьи Климента числа священников (200), оставшихся после Мефодия, как его ставленников, это число крайне малозначительно, если только принимать его на веру. Но ученики и ставленники Мефодия имели во главе своей епископа в лице Горазда, которого сам Мефодий избрал себе преемником. Таким образом, немецкая и славянская партии в Моравии были поставлены одна против другой, и преобладание могла получить та, у которой было больше смелости и на стороне которой окажется светская власть. Святополк, и прежде холодно относившийся к Мефодию, теперь, вошедши в тесную дружбу с Арнульфом, предоставил полную свободу действий Викингу и подчиненному ему немецкому духовенству, так что в Моравии открылась жестокая церковная борьба. По словам жизнеописания Климента, «дерзкая немецкая партия устранила Горазда от управления Церковью, и с тех пор ересь поднимает голову и вооружается против православных учеников Мефодия. Достанет ли слов рассказать, как воспользовались немцы своим перевесом? Одни насильственно навязывали измышленный догмат, другие боролись за учение отцов; одни готовы были все предпринять, другие – все выстрадать. Приверженцы Горазда подвергались бесчеловечным мучениям, их стали грабить и лишать необходимых для жизни удобств».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Карл Великий, покорив Моравов, первый стал заботиться об обращении их к христианству. По его желанию, епископы зальцбургский и пассавский отправили к ним миссионеров. Но немецкие миссионеры, не понимавшие славянского языка и отправлявшие богослужение на латинском языке, не имели никакого успеха. Их безуспешность, а еще более ненависть к немцам, побудили моравского князя Ростислава в 863 году обратиться в Константинополь с просьбой прислать в Моравию проповедников, знающих славянсний язык. Император Михаил III с патриархом Фотием назначили послать к ним Кирилла и Мефодия. Перед отправлением своим в Моравию свв. Кирилл и Мефодий, для большего успеха проповеди, составили славянскую азбуку, перевели на славянский язык избранные чтения Нового Завета, Паремейник, Псалтирь, Часослов, Служебник, Чины таинств с чином погребения, Октоих Дамаскина. Прибыв с такими пособиями в Моравию, они учредили Богослужение на славянском языке, основали школы и стали поучать народ Христовой вере на понятном для всех языке. Моравы с радостью принимали проповедь Христову. Но появление греческих проповедников в Германии между Славянами не было приятно ни немецким епископам, ни папе. Папа Николай потребовал Кирилла и Мефодия в Рим. Они отправились к нему с мощами св. Климента, но не застали его в живых. Папа Адриан принял их благосклонно и одобрил составленную ими славянскую службу. Св. Кирилл скончался схимонахом в Риме, а Мефодий возвратился к Славянам. Возникшие междоусобия в Моравии заставили его с своими учениками удалиться в Паннонию. Паннонский князь Коцел принял св. Мефодия весьма благосклонно и испросил ему от папы сан архиепископа паннонского. Раздраженное этим немецкое духовенство вооружило против Мефодия германского императора и моравского князя Святополка и довело его до заточения. Но папа Иоанн VIII подверг своевольных епископов запрещению совершать службу, а Мефодию возвратил прежнюю власть и даже, по просьбе Моравов, объявил его архиепископом моравским. Скоро немецкие епископы донесли папе, что Мефодий не исповедует происхождения Духа Св. и от Сына и не признает власти папской, почему и распространяет славянскую службу. Папа, запретив славянское богослужение, вызвал Мефодия в Рим. Мефодий явился и, оправданный на римском Соборе, возвратился с прежними правами в Моравию. Тогда немцы постарались войти в расположение Святополка и вооружили его против Мефодия. Среди апостольских трудов и скорбей Мефодий скончался в апреле 885 г. Учрежденное при Мефодии архиепископство с тремя епископствами должно было состоять в непосредственной зависимости от папского престола, но вскоре Моравия была покорена и разделена между богемцами и венграми. Следы епископии исчезли. Моравию сначала папа причислил к округу епископа пассавского, а потом пражского. По смерти св. Мефодия ученики его были изгнаны в Болгарию. В 1062 г. основана была епископская кафедра в самой Моравии, в г. Ольмюце.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Мефодий и Константин отправились в Моравию, и там стали распространять православную веру. Славяне с радостью их слушали; но римские и немецкие проповедники завидовали Мефодию и Константину. Они нажаловались на братьев в Риме, где жил папа, считавшийся духовным начальником моравских христиан. Братья сами поехали в Рим, и там оправдались перед папой от немецких клеветников. В Риме Константин умер, в 869 году. Умирая, он говорил Мефодию: «Брат! мы с тобою были, как дружная пара волов, возделывающих одну ниву; и вот я падаю на борозде, рано окончив день свой. Знаю, ты полюбил уединение на горе Олимпе; но умоляю тебя, не оставляй дела нашего, ты им угодишь Богу!» Перед самой смертью Константин постригся в схиму и принял имя Кирилла. В поучение крещеным Славянам он оставил девяносто пять написанных им притчей, и они расходились и читались между Славянами. По смерти брата, Мефодий возвратился в Моравию. С помощью своих учеников он продолжал утверждать православную веру между Славянами. Завистливым немецким епископам удалось было сослать Мефодия в заточение на два с половиной года. Но римский папа узнал про такое насилие, оправдал Мефодия и сделал моравским епископом. К концу жизни Мефодия, Моравия имела уже двести своих славянских священников. Проповедь Мефодия и его учеников расходилась более и более между всеми славянскими народами, Славяне, жившие в Паннонии (нынче Венгрия) обращены к христианству Мефодием в одно время с Моравами. В чешском городе Праге, по убеждению Мефодия, сперва крестилась Людмила, супруга Чешского князя Боривоя; вскоре и Чехи с князем своим приняли святое крещение. Один польский князь, владевший около реки Вислы, насмехался было над христианской верой; но скоро, по увещанию Мефодия, он сам крестился, и православная вера стала проходить к Полякам. Эту же веру Мефодий утвердил у Славян, живших в Далмации при Адриатическом море. Наконец Сербы и Хорваты приняли из Царьграда православное учение и богослужение на славянском языке от учеников Кирилла и Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

В ходе археологических раскопок ученые стремились отыскать и могилу святого Мефодия. Так в 1970 году руководитель раскопок близ Угерске-Градиште Вилем Грубы опубликовал статью, в которой попытался доказать, что святой Мефодий был погребен в местности Сады (в 4 км от Старе Место). Здесь ученому удалось обнаружить крупный комплекс церковных построек. В. Грубы интерпретировал свою находку как резиденцию святого Мефодия, в которой кроме храма был баптистерий, действовала школа, а также имелась монашеская Однако доводы Грубого не были однозначно приняты его коллегами. Был высказан целый ряд критических замечаний по поводу его гипотезы. Одно из принципиальных возражений исходит из того, что по свидетельству упомянутых выше письменных источников святой Мефодий был погребен в кафедральном соборе, который вряд ли мог располагаться за городом. Обнаруженный же В. Грубым комплекс построек не связан с каким-либо значительным поселением. Все же некоторые исследователи и сегодня разделяют точку зрения В. Грубого. В 1990-е годы другой известный чешский археолог Зденек Кланица опубликовал ряд статей, в которых выдвинул другую гипотезу о месте захоронения святителя Мефодия. Свои суждения он обобщил в книге " Тайна гроба моравского архиепископа Мефодия " , выдержавшей уже два издания (в 1994 и 2002 По мнению Кланицы кафедральным собором Великоморавской архиепископии следует считать трехнефную базилику, фундамент которой был открыт в Микульчице (так называемая " церковь III " ). И именно в этом храме следует искать гроб святого Мефодия. Надо сказать, что поиски могилы первого Моравского архиепископа велись здесь и ранее. Однако они не увенчались Кланица выдвинул предположение, что могилой святого Мефодия следует считать захоронение N 580, расположенное в центральном нефе базилики. Исследователи уже уделяли внимание этому захоронению. Общепринятым является мнение, что здесь покоился неизвестный представитель высших слоев великоморавской Что же представляет собой захоронение N 580? Прежде всего здесь были обнаружены остатки гроба, окованного железными пластинами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

VII. Судьба славянской церкви в Моравии и Паннонии при учениках святых Кирилла и Мефодия Главные ученики святых братьев; Горазд, нареченный преемник Мефодия, но не епископ. Недостаток участия к нему со стороны Святополка. Вихинг на моравской архиепископии. Письмо папы Стефана V к Святополку и его commonitorum легатам в Моравии. Критика по отношению к этим документам. Объяснение дела Вихинга в Риме, его и папских легатов в Моравии. Житие Климента белицкого, критические замечания о нем. Борьба учеников Мефодия с Вихингом и латино-немецким духовенством. Вопрос о filioque. Первое изгнание учеников Мефодия, торжество Вихинга. Борьба Святополка с Арнульфом, изгнание Вихинга, поворот Святополка в пользу народной церкви, запоздалость его. Смерть Святополка и суждения о нем. Сыновья Святополка. Моймир. Вторжения угров в Паннонию. Вражда Арнульфа и немцев к Моравии, союзники Арнульфа и враги Моравии среди соседних славян, ослабление моравского государства, попытка Моймира оградить его независимость, союз с уграми. Забота о народной церкви в Моравии. Восстановление моравской иерархии и козни немцев против Моравии. Завоевание Моравии уграми, упадок славяно-моравской церкви. второе рассеяние учеников святых братьев. Сохранность и живучесть дела славянских первоучителей На учениках святых первоучителей славянских исполнилось евангельское слово: ученик не выше учителя: если Меня гнали, будут гнать и вас. Если Константин терпел от врагов славянской церкви и славянского богослужения, если Мефодия преследовали, истязали, томили в заключении, то что могло ожидать учеников святых первоучителей? Что могло ожидать и устроенную ими славянскую церковь в Моравии и Паннонии? Громкий плач учеников и паствы святого Мефодия на похоронах любимого учителя и пастыря был плачем не только о великой утрате, но вместе как бы и о своей предчувствуемой участи, также – участи всего великого дела, которое создано для Моравии и Паннонии трудами святых первоучителей и которое сдал на руки ученикам почивший учитель и архипастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010