Как видим, Святая Русь есть тот христианский идеал святости, к которому призваны русские и все говорящие на русском языке христиане, а не нынешняя Российская Федерация образца 2022 года со всеми её общеизвестными проблемами. Священники, которых редакция портала Православие.Ru в 2019 году спрашивала о том, существует ли Святая Русь в наше время, отвечали в целом одинаково: Святая Русь несомненно существует, но как некая метафизическая величина, как содружество святых и вообще всех русскоязычных христиан, стремящихся жить по заповедям Божиим. Наиболее просто эту мысль высказал священник Александр Дьяченко: Священник Александр Дьяченко: “Святая Русь для меня существует вне времени, вне национальной принадлежности и вне конкретной привязки к местности” «Никогда Святая Русь не укладывалась в реальные административно-территориальные границы или во временные рамки. Святая Русь для меня существует вне времени, вне национальной принадлежности и вне конкретной привязки к местности. Для меня Русь Святая – это и мученик-младенец Гавриил Белостокский, и праведный Иоанн Русский, и преподобный Иов Почаевский, и великая княгиня Елисавета Феодоровна, и великий князь Александр Невский, преподобные Силуан Афонский и Герман Аляскинский, святитель Иоанн Шанхайский и много-много других радостных моему сердцу имен. Я реально существую среди этих людей, каждый день начиная с молитвы к ним, и еще я живу в своем времени и в реальном поселке городского типа. И радуюсь тому факту, что среди его жителей есть еще те, кому необходимо прийти в храм и молиться во время всенощного бдения. Их мало, но они есть, и это тоже Святая Русь моего времени» . Более того, выражение «Святая Русь» вошло и в церковное предание Православной Церкви, когда в 1918 году будущий святитель Афанасий (Сахаров), проведший впоследствии за исповедание Христа не один десяток лет в коммунистических лагерях и ссылках, написал в службе всем святым, в земле Российской просиявшим, знаменитые ныне слова: «Соборе святых русских, полче Божественный… Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение».

http://pravoslavie.ru/145690.html

— Святая Русь — это эонотопос, т.е. святое избранное место, на которое нисходит Божия вечность, в котором совпадают и исчезают все временные и пространственные параметры. — Для Святой Руси характерна любовь к святости, предпочтение святости всем остальным ценностям. В Европе, начиная с эпохи Возрождения, в этом качестве стала выступать гениальность. — Святая Русь имеет эсхатологическую направленность; это та очищенная верой, страданием и подвигом часть земного царства, которая войдет в Царство Небесное, удостоится Небесного Иерусалима. — Святая Русь — это то, что свято для народа: соединение церковного и крестьянского календарей, до глубины оправославленный повседневный быт, стремление обрести любовь Христову, искание Бога и правды Его, устремленность в Царство Божие к Небесному Иерусалиму. Святую Русь ищут, если можно так сказать, сразу в двух направлениях:  внутри себя («ибо Царствие Божие внутрь вас есть» — Лк.17: 21) и вовне — на Руси; отсюда так распространено паломничество по святым местам, а «калики перехожие», странники по святым местам были даже особым и почитаемым слоем в обществе. — Святая Русь — это икона Руси. А. В. Карташев писал: «Православие может вернуть России ее Лик, ее икону — икону Св. Руси». Суть иконы в том, что она является видимым образом невидимого Первообраза. В этом смысле, более точно можно сказать, что Святая Русь есть Первообраз и архетип видимой Руси. — Святая Русь — это все самобытное и своеобразное в ней, все, что дано Богом как неповторимая особенность только этой страны, только этого народа, только этой исторической судьбы, только этого характера, только этой ментальности. Святая Русь — это одна из главных форм национального идентитета и самосознания. — Святая Русь — это антиномичное единство святой Руси и грешной России при главенстве первой. — Святая Русь — это душа России, она не может без тела, а это тело есть государство, поэтому они должны находиться во взаимодействии и симфонии. — Святая Русь — только государственный и нравственный идеал, к которому должно стремиться, но реализация которого принадлежит далекому будущему.

http://pravoslavie.ru/340.html

Это письмо В. А. Жуковского важно для нас потому, что фиксирует противопоставление Святой Руси (явления если не мистического, то духовного плана) и Российской Империи (государственного образования). Мы не знаем, откуда в русскую литературу начала XIX века пришла эта формула, но исходя из общих соображений, можно предположить, что из фольклора. Г. П. Федотов , специально интересовавшийся вопросом о том, чем была Святая Русь для мира духовных стихов [Федотов 1991: 95–96], обратил внимание на то, что в духовных стихах практически не встречается слово Церковь, а вместо него появляется выражение Святая Русь. Активизацию употребления формулы Святая Русь в публицистике и проповеднических текстах можно связать с празднованием трехсотлетия Дома Романовых. В проповедях, произнесенных в связи с этим событием, интересующая нас формула встречается очень часто. Приведем лишь несколько примеров [Слуцкий 1913] 68 : о священном торжестве на св. Руси [Там же: 4]; несчастная страдалица наша родина – св. Русь [Там же: 8]; откликнулась тысячами сердец св. Русь [Там же: 12]; народное торжество освобождения св. Руси от врагов; когда св. Русь была очищена от врагов [Там же: 17]; моления, чтобы царь св. Руси был избран по воле Божией; печальник св. Руси патриарх Гермоген [Там же: 17]; под скипетром благословенного Дома Романовых крепла, росла, ширилась св. Русь [Там же: 20]; Вечная память богатырю св. Руси [Там же: 21] (речь идет о Петре I); великого вождя, спасшего св. Русь от Наполеона [Там же: 22]; да поможет Ему (Николаю Второму) Господь победно вести св. Русь и великий русский народ к счастью и величию [Там же: 23] и др. Таких проповедей в 1913 году было произнесено очень много. Обращает на себя внимание, что в ряде примеров значение Святая Русь употребляется в значении «Российское государство» и даже «Российская Империя». К предреволюционным годам относится первая фиксация формулы Святая Русь в гимнографическом тексте. Впервые это выражение встречается в составленной между 1913 и 1917 годами службе Ермогену Московскому :

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Вот, напр., настает утро праздничного дня. Добрые христиане, по звону церковного колокола, с тихою радостью в душе спешат в храм Божий на молитву. Что же горький пьяница? Думает и он свою думу. Вот и он одевается, украдкой от семьи прячет что-то за пазуху и уходит из дома. Но куда и зачем? В Божий храм на молитву? к бедному с помощью? Нет, совсем не то в его душе; доброе дело нейдет ему на ум. Вместо того, чтобы вспомнить о Боге и о своих грехах, он направляет шаги свои прямо в питейный дом. И вот, для святого праздника, пьяница начинает прогневлять Бога и радовать демонов: он пьянствует, кричит и бесчинствует. И как больно миру православному в сии святые дни смотреть на пьяницу и на его дела. Как сами видите, земная жизнь пьяницы самая худая. Но она несравненно хуже будет в жизни вечной, когда он предстанет пред Судьею строгим и правосудным. В святом писании сказано: пьяницы царствия Божия не наследят ( 1Кор. 6:10 ). Что же они наследуют? За свою худую жизнь и нераскаянность, да свои беззаконные дела они наследуют вечное мучение в геенне огненной. Братие христиане! Сами видите, какие беды и горе происходят от пьянства. Помните же наставление св. Апостола: не упивайтеся вином. Не теряйте чрез пьянство своей чести и здоровья, счастья семейного и общественного, и царства небесного. Не позорьте себя нетрезвою жизнью пред Богом и миром православным, и не отдавайте себя врагу-диаволу на посмеяние. Изгоняйте пьянство из вашего общества, как лютого врага. И если вы решитесь вести трезвую и добрую жизнь, то вы не будете испытывать тех бед и несчастий, какие происходят от пьянства. Чаще обращайтесь к Богу с усердною молитвою и просите Его, чтобы Он сохранял вас от пьянства и помогал вам вести жизнь трезвую и добродетельную. Аминь. Читать далее Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи/[Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Закрыть itemscope itemtype="" > Молитва на трезвую голову На Ставрополье и в Ростовской области удачно исцеляют наркозависимых 21.09.2009 377 В православные реабилитационные центры, созданные бывшими наркоманами при поддержке епархий, открыты двери для всех попавших в сети недуга, по результативности лечения их опыт уникален. Все начиналось под ставропольской станицей Темнолесской, где пять лет назад практически в чистом поле был открыт первый центр реабилитации для наркоманов. На днях он отметил свой юбилей, на который пригласили и корреспондента " РГ " . Гостей из разных концов страны, а это бывшие наркоманы и их родственники, было более двухсот человек. Приехали также многочисленные представители властных и силовых структур. Почетным гостем юбилея стал владыка Ставропольский и Владикавказский Феофан, под покровительством которого центр существует со дня своего основания. Молодые красивые парни в строгих костюмах на торжественной церемонии никак не вязались с образом, возникающем при слове " наркомания " . Тем не менее в свое время многие из них находились в плену недуга не один год. Интеллигентный и застенчивый Влад до того, как попал на реабилитацию, кололся 15 (!) лет. Если бы не его собственный рассказ, сегодня в это невозможно было бы поверить. Сейчас он, как и другие бывшие реабилитанты, бесплатно занимается профилактикой наркомании среди молодежи, рассказывает о проблеме в школах и институтах, следуя девизу: спасся сам, помоги другому. Духовность - основа избавления от недуга и дальнейшей здоровой жизни. Не случайно в центрах нет пациентов, а есть воспитанники и послушники. В основе исцеления - чтение молитв и трудотерапия. Под Темнолесской живут 17 послушников. Их день начинается и заканчивается молитвой. Храм - бывший сарай, расписанный самими же молодыми людьми, на который установили купол. Каждый воспитанник несет послушание, это может быть уборка, приготовление пищи, уход за животными. Православные реабилитационные центры живут в основном за счет собственного хозяйства. Для этого Ставропольская епархия выделила им земли.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

– Вот верно: в честь Усекновения его честной Главы. А знаете ли, кто был Иоанн Предтеча? Он был великий праведник пред Богом, великий постник и подвижник, жил в пустыне, со зверьми, питался самой скудной пищей, одевался в грубую одежду, власяницу; потом когда ему исполнилось 30 лет, вышел на проповедь к народу; всех учил спасительной жизни, призывал к покаянию и кающихся крестил в реке Иордан. Удостоился быть Крестителем Самого Господа нашего Иисуса Христа. А потом, за справедливое обличение Царя Ирода в беззаконном грехе с Иродиадой, женой брата его Филиппа, был посажен в темницу и усечен мечем. Вот кто был Иоанн Предтеча! Он был великий постник и трезвенник. А вы поститесь ли и ведете ли трезвую жизнь? Если плохо поститесь и нетрезво живете, то следует в этом случае подражать Св. Иоанну Предтече, и просить его помощи. Он покровитель вашего св. храма, он поможет вам проводить трезвую и спасительную жизнь. Еще какие у вас есть престольные праздники? – спросил Владыка. – Николая Угодника! – ответили ему. Нет, это не храмовой ваш праздник!. – Варвары Великомученицы!– Вот это так, верно: Варвары Великомученицы! А знает ли вы жизнь этой святой? Празднуете ли вы ей! Бываете ли вы в этот день в храме Божием? Слышали ли житие этой святой? Знаете ли, кто она была и чья дочь?.. Она была дочь князя. Великомученицей называется потому, что за исповедание веры Христовой претерпела, перенесла великие и страшные мучения. В Христову веру она старалась обратить и своего жестокого отца; но он не склонился на ее уговоры, а напротив, отдал ее на великие и жестокие муки и под конец своими руками отсек ей голову. Честные и нетленные мощи ее и до сих пор почивают в Киеве, в Михайловском Златоверхом монастыре и источают великие чудеса с верой приходящим к ним. Советую и вам, братья, почаще обращаться к святой великомученице во всех ваших нуждах, скорбях и несчастиях. Она ваша постоянная покровительница и ходатаица пред Богом. Теперь, второй у вас придел кому устроен?... – Петру и Павлу! – отвечают Владыке.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

42. Ответ на 40., Потомок подданных Императора Николая II: На РНЛ новый модератор Иванович появился, а я и не знал. Кагал везде своих ставленников продвигает. Вы не позавидовали? Нет? Но тогда всё замечательно! А вообще-то(между нами говоря), у вас характерная особенность вводить людей в заблуждение. Не помните как называют таких человеков? 41. Ответ на 39., Анатолий Пронин: ... Но то, что мы ещё просто уповаем, означает, что стадия реализации нового лица не наступила... То есть актуально такого человека всё-таки нет.Подумалось. А ведь где-то растет то дерево, которое распилят на доски и сколотят мне гроб. Актуально это дерево или нет? Не знаю. Одно могу сказать, сомневаться в этом не приходится.Что касается Путина, я сомневаюсь. Не факт, многие солдаты ВОВ даже гроба не получили... 40. Ответ на 38., Иванович Михаил: Это возможно только на РНЛ, т.к. Анатолий Дмитриевич " больший либерал " , чем Владимир Владимирович. Спасибо за трезвую позицию. На РНЛ новый модератор Иванович появился, а я и не знал. Кагал везде своих ставленников продвигает. 39. Ответ на 36., Андрей Карпов: ... Но то, что мы ещё просто уповаем, означает, что стадия реализации нового лица не наступила... То есть актуально такого человека всё-таки нет. Подумалось. А ведь где-то растет то дерево, которое распилят на доски и сколотят мне гроб. Актуально это дерево или нет? Не знаю. Одно могу сказать, сомневаться в этом не приходится.Что касается Путина, я сомневаюсь. 38. Ответ на 34., Славянофил: это консенсус. И суть его в том, что собственником страны остается все тот же, кто захватил ее в 1917 году (поскольку в 1991 он не поменялся, изменилась лишь форма владения и управления собственностью). А ведь верно, Славянофил. Правда и то, что Вас за такие речи на Валдай не позовут. Это возможно только на РНЛ, т.к. Анатолий Дмитриевич " больший либерал " , чем Владимир Владимирович. Спасибо за трезвую позицию. 37. Ответ на 36., Андрей Карпов: То есть актуально такого человека всё-таки нет. Есть. 36. Ответ на 30., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

http://ruskline.ru/news_rl/2013/09/20/pu...

Я слушал старика, и с одной стороны, это действительно было смешно, а с другой, человек неподдельно страдал, и мне было его жалко. Один только Ваня, составитель из нашей бригады, мой одногодка, как выпьет, так и начинает: – Шурик, а знаешь, кто ты такой? Ты – дрянь, – через минуту, – и все святые твои тоже дрянь, а Библия ваша, вообще – гадость. Не любил я его пьянок, а запивал человек частенько. Как-то попробовал поговорить с ним на трезвую голову: – Ты же самостоятельный мужик, Ваня, зачем Церковь ругаешь? И так хорошо поговорили, на трезвую голову-то. Оказалось, что сам он из-под Козельска и учился в СПТУ, которое в советские годы располагалось как раз на территории монастыря. – У нас трактора в Оптиной прямо в храмах стояли, и учебные классы там были. Кладбищенские памятники посносили, и мы на могилках тамошних монахов с пацанами в футбол гоняли. Вот такая беда. Иван с нами ещё некоторое время поработал, а потом ему небольшое наследство досталось, и решил он пойти в торговлю. Накупит мелким оптом масла сливочного, тушёнки, печенья, и торгует с земли. А холодно, он полдня простоит, потом – за бутылкой, и жена, ему помогая, тоже потихоньку втянулась. Под вечер пьяные отдадут товар за гроши и снова пить. Через год такой торговли мой Ваня перебрался на одну большую помойку под Москвой. Всё спустили, и квартиру, и гараж. Бедные дети, у них были мальчик и девочка. Вот так подумаешь, сколько таких ваней в своё время через опоганенные святыни прошло, многое становится из сегодняшней жизни понятно. Кто уцелел, а кого-то, как Ваню, зацепило. Был у нас ещё один очень интересный работник. Работал он хорошо, надёжно, но и пил, тоже славно. Короче, надоели жене его постоянные пьянки, и уговорила она его, нет, не кодироваться. Повезла в Москву к корейцам, лечиться иглоукалыванием. Он нам потом рассказывал: – Лежишь себе, а тебя такая маленькая кореяночка всего иглами истычет и музыку тебе включает. Вот ты и слушаешь с полчаса. Несколько раз так ездили. И что ты думаешь, однажды утром просыпаюсь. Выходной день, у меня по расписанию – выпить, а я не хочу. Представляешь, я даже испугался. Наливаю стопарик, пробую его в себя залить, а он не льётся.

http://pravoslavie.ru/38034.html

191014, г. Санкт-Петербург, Ковенский пер., д. 11, кв. 5 Телефон: 8 (812) 275–37-40, 8 (812) 400–20-58 Факс: 8 (812) 275–37-40 Сайт: http://www.omophor.ru/ Email: pokrovspb@yandex.ru Руководитель: Клишова Галина Александровна Условия приема: Условия пребывания: Как добраться: от ст. м. «Маяковская» перейти Невский проспект, далее по ул. Маяковской 7 минут пешком в сторону ул. Жуковской, перейти дорогу и свернуть направо. ФОНД СВЯТОГО ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 190068, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, 127/59 Телефон/факс: 8 (812) 310–04-92 Сайт: http://www.soLunsky.ru EmaiL: dimitriusfond@ya.ru Исполнительный директор: иерей Даниил Василевский Проекты: Режим работы: Режим работы и оказываемая помощь: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД СВЯТОЙ ИУЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ Телефон: 8 (812) 458–46-37, 8 (495) 458–46-37 Сайт: http://Lazarevsky-fund.ru/index.php EmaiL: info@Lazarevsky-fund.ru Президент фонда: Кириченко Константин Юрьевич Проекты: 1. Ночной автобус Режим работы и оказывамая помощь: Оказывамая помощь: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ МЕЖЦЕРКОВНОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ДИАКОНИИ 193167, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Монастырки, д. 1 (Свято-Троицкая Александро- Невская Лавра), каб. 248 Телефон/факс: 8 (812) 274–36-62, 8 (812) 274–53-89 Сайт: http://diaconiafond.ru/ Email: dir@cidc-spb.ru Председатель фонда: Биндер Яков Исаакович Исполнительный директор: Рыдалевская Елена Евгеньевна, телефон: 8 (812) 274–36-62 «Автобус милосердия» Координатор проекта: Екимов Николай Режим работы и оказываемая помощь: Саратовская область МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 410005, г. Саратов, ул. Большая Горная, д. 314/320 Телефон: 8 (8452) 64–43-82 Факс: 8 (8452) 64–19-25 Сайт: http://www.social.saratov.gov.ru/ Email: social@saratov.gov.ru Министр: КолязинаЛариса Викторовна, телефон: 8 (8452) 64–11-61 Первый заместитель министра: Рябина Нина Георгиевна, телефон: 8 (8452) 64–43-52 Заместители министра: Седова Ирина Владимировна, телефон: 8 (8452) 50–56-27 Шароватова Елена Валентиновна, телефон: 8 (8452) 64–17-23

http://azbyka.ru/zdorovie/pomoshh-bezdom...

К вопросу о «православном эволюционизме»//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/1320432.html Буфеев Κ., прот. О кафолическом святоотеческом содержании креационного учения: ответ на статью священника Андрея Ромашко «О сектантском происхождении так называемого научного креационизма»//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http:// www.bogoslov.ru/text/417745.html Вечность//Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 94–98. Время//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 517– 530. Григорий Палама , свт. Мир не вечен. Гл. 1–2//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 14–16. Григорий Палама , свт. Небесная сфера. Гл. 3–7//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 16–25. Григорий Палама , свт. Земная сфера. Гл. 8–14//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 25–30. Глущенко А., диак. Учение о логосах//Значение антропологии прп. Максима Исповедника для современной православной апологетики. К.: Изд. отдел УПЦ, 2013. С. 67–88. Грилихес Л. , прот. Шестоднев в контексте Священного Писания//Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви». М., 2013. [Электронный ресурс]/URL: Грилихес Леонид , прот. Шестоднев в контексте Священного Писания//Альфа и Омега. 2005. (43). С. 14–28. Давыденков О. , свящ. Бог как Творец мира//Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2005. С. 150–166. Десницкий А. С. «Новая герменевтика» и перспективы православной библеистики//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/492188.html Десницкий А. С. Вечное возвращение и библейский Исход//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/3962614/index.html Десницкий А. С. Фундаментализм: выход или вызов для православной библеистики?//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/1240183.html Епифанович С.Л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010