Деян.27:33 .  Перед наступле­нием дня Павел уговаривал всех при­нять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего. Ср. Деян.27 и Деян.27:21 , прим. Деян.27:34–38 . Близость земли и обещанного всем спасения заставляла, однако, ждать и предсказанной гибели корабля, что предполагало катастрофу и немалые усилия ко спасению. Предвидя все это, апостол, вносивший так много ободрения в своих спутников, снова ободряет их, убеждая всех к принятию пищи для подкрепления своих сил. Деян.27:38 .  Насытив­шись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пше­ницу в море. «Выкидывая пшеницу в море» – вероятно, последние остатки груза злополучного корабля, чтобы облегченный от всего он мог ближе выкинуться к берегу, так как лодки для сообщения с берегом уже не было. Деян.27:39 .  Когда настал день, земли не узнавали, а усмотрели только некоторый залив, имеющий отлогий берег, к которому и решились, если можно, при­стать с кораблем. «Земли не узнавали». Хотя это была небезызвестная морякам Мальта (см. далее Деян.28:1 ), однако, они не узнали острова, очевидно, потому, что бурею их выкинуло на неизвестную для них сторону его. Деян.27:40 .  И, подняв якоря, по­шли по морю и, раз­вязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу. Деян.27:41 .  Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остал­ся недвижим, а корма раз­бивалась силою волн. Простое и наглядное изображение попытки подойти к берегу. «Развязали рули», которые обыкновенно связывались для защиты от напора волн, когда корабль просто отдавался на волю ветров, или когда становился на якоря. «Подняв малый парус», чтобы не очень быстро плыть на берег, что – при незнании корабельщиками места – могло быть небезопасно. Но – надлежало исполниться и откровению Божию ( Деян.27:26 ): корабль все-таки наткнулся на мель и волны тотчас начали окончательно разбивать его. Деян.27:42 .  Во­ины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал. Деян.27:43 .  Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намере­ния, и велел умеющим пла­вать первым броситься и выйти на землю,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.27:9 .  Но как про­шло довольно време­ни, и плавание было уже опасно, по­тому что и по­ст уже про­шел, то Павел советовал, «Пост уже прошел» – разумеется, без сомнения, важнейший пост дня очищения – 10 дня месяца Тифи (во II-й половине сентября). Это было, таким образом, после осеннего равноденствия, когда плавание морское, особенно в тех странах, весьма небезопасно. Деян.27:10 .  говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затрудне­ниями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни. «Павел советовал, говоря». Апостол Христов достаточно испытал трудность и опасности морских путешествий ( 2Кор.11 и д.) и был достаточно опытен, чтобы предвидеть бедствия дальнейшего путешествия, воздержаться от которого он давал благоразумный и своевременный совет. Такое естественное, на основании опыта, предусмотрение бедствий плавания не исключает возможности особого прозорливого их предведения, что особенно отмечается далее ( Деян.27:22–24 ). Деян.27:11 .  Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла. Деян.27:12 .  А как при­стань не была при­способлена к зимовке, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, при­стани Критской, лежащей про­тив юго-западного и северо-западного ветра, и там пере­зимо­вать. Деян.27:13 .  Подул южный ветер, и они, подумав, что уже по­лучили желаемое, отправились, и по­плыли по­близости Крита.: Деян.27:14 .  Но скоро поднял­ся про­тив него ветер бурный, называемый эвроклидон. Деян.27:15 .  Корабль схватило так, что он не мог про­тивиться ветру, и мы носились, отдав­шись волнам. Дело яснее должно быть предоставлено так: Павел давал совет тотчас же зазимовать, хотя бы и в не столь удобной для зимовки пристани, предпочитая из двух зол меньшее. Но сотник, как это и естественно, предпочел довериться более испытанным, по-видимому, морякам, чем простому пассажиру. А эти моряки, в свою очередь, предпочли поддаться влиянию других советов – поискать тотчас же более удобной пристани, не выжидая времени. Намечено было по возможности добраться до пристани «Финика», на том же южном берегу Крита, как более защищенной от ветров вдающимися в море мысами. Подувший южный ветер еще более окрылил надежды плавателей, уже мечтавших о получении желаемого. Как вдруг неожиданно налетевший сильный шквал ( ευροκλδων – северо-восточный ветер) не только затруднил их попытку попасть в намеченную гавань, но и помчал совсем прочь от Крита, в открытое море (ст. 16), до островка «Клавды» (к юго-западу от Ласеи и хороших пристаней, как раз по направлению евроклидона).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

е. на всякие мучения и смерть, – словом, на все. Господь предрекает Петру падение, но пламенная душа его не допускает и мысли об отпадении его от Господа: поэтому он и уверяет Господа, что он готов терпеть с Ним всякие мучения и принять даже самую смерть. У еванг. Матфея и Марка тут прибавлено: тоже и все, прочие Апостолы, говорили, т. е. что не отрекутся от Господа и готовы все претерпеть с Ним. Так все они были уверены в себе, но не то вышло на деле. Лк.22:34 . Он же речé: глагóлю ти, пéтре, не возгласит петель днéсь, дóндеже трикрáты отвéржешися менé не ведети. (Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.) Трикраты отвержешися Мене не ведети (отречешься, не один раз, а трижды, что не знаешь Меня), т. е. не только откажешься, что Я твой Господь и Учитель, а еще скажешь, что совсем не знаешь Меня. Так и случилось с ап. Петром. Первое отречение его произошло пред привратницею у ворот дома первосвященника Анны, когда та по любопытству спросила его: и ты не из учеников ли этого человека (И. Хр.)? В это время послышалось пение петуха, первое около полуночи ( Ин.18:15 ). Второе и третье отречение произошло на дворе первосвященника Каиафы, когда некоторые спросили Петра у огня, где он грелся: и ты был с Иисусом Назореем? ( Мк.14:67 ) и затем: точно ты из них: ибо ты галилеянин и наречие твоё сходное ( Мк.14:70 ). Тут Апостол и божился, и клялся, что не знает Христа, и снова после сего послышалось пение петуха. Это было уже пред утром». Сказав Апостолам о предстоящих им искушениях со стороны злого духа, Господь приготовляет их к встрече зтих искушений – возбуждает в них мысль о борьбе с предстоящими опасностями, и побуждает к бдительности и самой борьбе. На это новое опасное положение Апостолов без Него Он указывает им чрез сравнение с прежним, когда Он Сам был с ними. Это – когда Он посылал их в Иудею и Самарию проповедовать Евангелие (гл. 9 ст. 1–6). То время было для Апостолов немалотрудным и небезопасным со стороны неверующих, но оно далеко не таково, которое придется переживать им с наступающей ночи, когда враги возьмут Господа и подвергнут Его суду и затем позорнейшей смерти, а особенно в последующее время, когда они явятся миру с проповедию о Нем Распятом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Евангелие от Иоанна 1:29-34: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Однако на Руси этот, как и многие другие православные праздники, приобрели дополнительный смысл и особые традиции. Уже в XVII веке вода освящалась дважды: в храме, накануне праздника, и в ночь над прорубью, у природного водоема. После этого второго, ночного освящения воды в проруби было принято окунаться в ледяную воды. На Крещение влезть в освященную прорубь и тем самым смыть с себя грехи — эта традиция становится все более популярна в современной России и Беларуси. Совершая это экстремальное действо, мы испытываем какую-то сакральную связь с нашими предками-богатырями. Вот раньше русские мужики в ледяной воде купались, грехи смывали, и нам завещали! Так? На самом деле не совсем. Славянские традиции купания в проруби восходят к временам древних народов Руси ещё до христианства, обычай окунания в холодную воду которых имел ритуальный характер. Поэтому в традиции зимних купаний в проруби лежит, прежде всего, древний языческий обычай ритуального очищения водой. Кстати, сказать, в XIX веке Церковь эти самые купания не поддерживала и даже наоборот осуждала. Какое же может быть отпущение грехов, если в прорубь мужики лезут в воду, не зная ни традиций, ни Христа (многие при этом мрут), но простой народ все равно верил, что купание в освященной воде очень полезно и богоугодно. Некоторые православные священники категорично заявляют, что крещенские купания – это не церковная традиция, а народный обычай, к тому же небезопасный. Если в Иордан в праздник Крещения еще можно окунуться без вреда для здоровья, то в средней полосе России с традиционными крещенскими морозами и температурой воды в реках не выше +4 такой заплыв может обернуться трагедией. Многие священники довольно скептически относятся к нырянию в ледяной проруби. И уж тем более критикуют, когда «для храбрости» перед нырянием употребляют горячительные напитки.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/19/ku...

Еще по адресу Церкви говорят, что она небезопасна для государства. Какого же? Есть ли такое царство, которое разрушено какою-нибудь Церковью, я не знаю, но хорошо знаю, что наша Православная Церковь никогда не шла против государства и установленной от Бога власти. Она всегда верна была словам Спасителя: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу ( Мф.22:21 ). Но, с другой стороны, она никогда не сделает и не может сделать того, чтобы уступить требованию земной власти, противному заповеди Бога. Вот на это-то недоброжелатели Церкви и указывают, как на нечто опасное для государства. Как некогда лжесвидетели говорили против Иисуса, что Он возмущает народ и запрещает ему платить дань кесарю, чтобы возбудить неблаговоление Пилата, так и ныне говорят о Церкви: она опасна для государства, чтобы посеять вражду и недоверие между Богом и установленною властью и Богом же основанною Церковью. III. Есть еще одно обстоятельство в истории суда над Иисусом, заслуживающее нашего внимания. После того, как многочисленные показания ложных свидетелей оказались недостаточными для произнесения смертного приговора, первосвященник изыскивает другой путь. С искусственным пафосом он обращается к Иисусу с такими словами: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? ( Мф.26:63 ). Иисус торжественно отвечал: ты сказал ( Мф.26:64 ). Тогда Каиафа с притворным ужасом сбрасывает с себя одежду и восклицает: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти ( Мф.26:65–66 ). Итак, вот где, собственно, заключается основание осуждения Христа на смерть. Этим основанием послужило не то, что показывали лжесвидетели, и не то, что делал и учил Иисус, но Его торжественное исповедание – что Он Сын Божий, от Бога посланный, во имя и по поручению Бога действующий на земле. Если бы Он приписал Себе только человеческое посланничество и авторитет, то они, наверное, отпустили бы Его. То же самое повторяется и в истории Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И пошёл Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Эдема [страшная фраза: и пошёл Каин от лица Господня. В духовном плане это значит, что он вычеркнул Бога из своей жизни. Поэтому каиниты создают цивилизацию: он первым построил город и заложил, как говорится, основы цивилизации. Кем эта цивилизация создаётся? Обезбоженным умом. Она в самой себе, в самом начале своём, несёт вот это страшное разрушение и истребление. Потому что создаётся умом, которого не интересует Бог, а только временное и земное. Смотрите, 17-й стих:] И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох [дальше идёт линия каинитов. Вот эти каиниты и каинитки в 6-й главе получат название дочерей человеческих, сыновей человеческих, а потомки Сифа – который родится у Адама с Евой вместо Авеля убитого – будут называться сынами Божиими. Но это название в 6-й главе сынов Божиих уже будет служить им в осуждение. Потому что это павшие сыны Божии, не устоявшие в своём чине. Произошло смешение двух линий и зло умножилось. Смотрите:] У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха [а вот этот Ламех уже вводит полигамию: нарушает основное установление, брак в форме моногамии нарушается – вот начало всем гаремам, многожёнствам, изгнаниям жён, убийствам неугодных жён – всё это коренится вот здесь:]. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада и имя второй: Цилла. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирелях [между пастушескими народами и племенами, которые не ведут оседлого образа жизни, и племенами с оседлым образом жизни идет вражда испокон века. Вот и говорят нам: она еще коренится в ненависти Каина, который был земледельцем, к Авелю. Так ли это? Это всё из области предположений, и мы ограничиваемся тем, что говорит нам текст, и не даём воли своей фантазии. Потому что аллегорическое толкование небезопасно. Здесь также надо соблюдать границы, чтобы аллегория не выродилась в вычурную фантазию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына… (21, 7). Каких это детей ? Один же ребенок родился – Исаак? Другой, Измаил, сын рабыни, здесь ему уже 16 лет! Так каких будет кормить детей грудью ? И чтобы распознать этот текст, предлагается следующее истолкование: Авраам отмечал двухлетие сына от его рождения (а на востоке особенно отмечают двухлетие). – Это делалось на второй год, то есть два года проходило, и отнимали ребенка от груди матери . И на этот праздник собралось много женщин и мужчин (соседей). И между собой женщины стали сплетничать и говорить: «Не может такая пожилая женщина родить, да еще и кормить грудью! Как это так? Наверное, она купила этого младенца у бедуинов. Или украла!» И тогда Сарра сказала: «Я сейчас покормлю Исаака, и давайте всех ваших детей – я их тоже накормлю». И она накормила всех этих детей, которых принесли на этот день праздника отнятия от груди. И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына. Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак [сын его] отнят был от груди (Быт. 21, 7–8). – И если ваши невестки вас будут спрашивать: «До какого времени кормить-то?» – говорите: «До двух лет!» Потому что до двух лет кормить надо. Не теряйтесь, всегда опирайтесь на Писание во всем (ср. 1 Пет. 4, 1). Для нас важны именно бытовые подробности, потому что мы говорим о семейной жизни ветхозаветных патриархов. А сейчас стараются побыстрее избавиться от кормления грудью, заменить материнское молоко всякими жидкостями почти химического происхождения – это небезопасно для детей (их иммунной системы). И далее мы видим проблему: И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки , которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком] (Быт. 21, 9). «Когда Писание говорит насмехается, оно имеет в виду иной скрытый смысл. Ибо под насмешками подразумевается, что Измаил бил Исаака. Сарра же, увидев это, разгневалась и поэтому сказала Аврааму: выгони эту рабыню, и прочее» .

http://pravoslavie.ru/109223.html

Ибо если бы, как один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех и через всех и во всех (Еф. 4:5,6), так один был путь ко спасению — путь слова и умозрения, и кто совратился бы с него, тот необходимо во всем стал бы погрешать и совершенно отторгаться от Бога и будущей надежды, то всего было бы опаснее и подавать такие советы, и слушаться их. Но если как в человеческом быту много разности между родами и правилами жизни, из которых одни выше, другие ниже, одни знатнее, другие менее славны, так и в жизни Божественной — не одно средство спасения, и не один путь к добродетели, но многие; да и тому, что у Бога обителей много — изречение, повторяемое всеми и на языке всех живущих, не другая какая причина, но множество путей, ведущих в эти обители, и путей то более опасных и светлых, то смиренных и безопасных; почему же мы, оставив пути безопаснейшие, обращаемся на этот один путь, настолько небезопасный и скользкий, притом ведущий неизвестно куда? Или хотя и не всем прилична одна пища, но каждому нужна своя, по различию возраста и привычек, однако же жизнь одна и та же, слово одно и то же всем полезны. Я и сам не стал бы утверждать этого и не согласился бы с теми, которые это утверждают. Итак, если хотите принять совет мой, юноши и старцы, начальники народные и подчиненные, монахи и спасающиеся в общежитии, откажитесь от чрезмерного и бесполезного честолюбия, приближаясь же к Богу жизнью, делами и учением более безопасным, приготовляйтесь к тамошней истине и созерцанию о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь. Слово 33, против ариан и о самом себе Где же те, которые упрекают нас за бедность и гордятся богатством; признаком Церкви поставляют многолюдство и презирают малое стадо; измеряют Божество и взвешивают людей; высоко ценят песчинки и унижают светила; собирают в сокровищницу простые камни и пренебрегают жемчужинами? Они не знают, что не столько песок и простые камни обильнее звезд и камней самоцветных, сколько последние чище и драгоценнее первых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Идея необходимого посредника в религиозных отношениях к Богу, особого выделенного представителя, вполне естественно могла возникнуть на почве психологического сознания ветхозаветного человека. Психология греховного сознания такова, что она заставляет человека представлять себе Божество только строгим и карающим. Предстать пред лице такого Бога самолично всегда считалось страшным и даже небезопасным. Библия весьма наглядно показывает нам зарождение у народа сознания того, что для него необходим особый представитель, который избавлял бы народ от непосредственных отношений к Божеству и который только один вступал бы в непосредственные отношения с Иеговой. Так, после синайского законодательства, когда Иегова показал все Свое грозное и ужасное могущество (см.: Исх. 19, 16–19), народ, который видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся, сам отступил и стал вдали, а потом сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть... И стоял весь народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог (Исх. 20, 18, 19, 21). Такая мысль о невозможности для каждого простого человека приступать ко Господу весьма решительно высказана в книге Исход и от лица Самого Бога. Господь сказал Моисею: Священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы Господь не поразил их (Исх. 19, 24), и даже Моисею говорил Иегова:  Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх. 33, 20). Кто отважится сам собою приблизиться ко Мне? — говорит Господь (Иер. 30, 21). Сознание невозможности иметь непосредственное общение с Божеством всегда жило в народе еврейском. Когда Ангел, явившийся Гедеону, чудесным образом уничтожил предложенную жертву и так же чудесно скрылся от глаз Гедеона, то увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу (Суд. 6, 22; см.: Ис. 6, 5). Такое сознание и служит внутренней психологической основой института священства, и такое сознание в Библии да и вообще в еврействе с течением времени выступало все более и более резко, иногда даже как бы с излишком.

http://pravoslavie.ru/5840.html

Им уже сказано, что первым в Царстве Небесном может быть только тот, кто здесь на земле добровольно сделается последним, кто не будет угнетать ближних своих, не будет господствовать над ними, а сам будет служить им чем может, кто будет всем слугою; но они, очевидно, не поняли этих слов, потому что приступили к Иисусу и спросили: кто больше в Царстве Небесном? Наставление о смирении Видя такую непонятливость Своих учеников и приверженность их к еврейским понятиям о Царстве Мессии, Иисус взял дитя, приласкал его и сказал: «Вы спорите о первенстве в Царстве Небесном; вы рассуждаете о том, кому из вас, Моих учеников, приготовлено там наипочетнейшее места. Честолюбие, гордость, тщеславие руководят вами в этом споре. Но вы забыли сказанное Мною, что войдут в Царство Небесное, блаженны будут только нищие духом, смиренномудрые, кроткие, а не гордецы и честолюбцы. Повторяю же вам, что если не обратитесь (Мф. 18, 3) от честолюбия и гордости к смиренномудрию и кротости, то не только не будете первыми в Царстве Небесном, но и совсем не будете допущены в него; если не будете так же, как дети, чужды этих пороков, то не войдете в Царство Небесное. Итак, кто отрешится от своего воображаемого величия и станет таким же малым, как это дитя, тот и будет иметь большее значение в Царстве Небесном, тот и будет истинным Моим учеником. Знайте же, что кто примет во имя Мое такого последователя Моего, кто окажет ему помощь в нужде, кто будет ему слугой, тот принимает Меня Самого, а так как Я в Отце и Отец во Мне, то тот, кто Меня принимает — принимает пославшего Меня Отца». Рассказ Иоанна о том, как апостолы запретили одному человеку действовать именем Иисуса Слова Иисуса напомнили Апостолу Иоаннну виденного ими человека, который именем Иисуса изгонял бесов, но они не только не приняли его во имя Христа, но даже запретили ему совершать добрые дела. В то время, время явной вражды к Иисусу со стороны главарей еврейского народа, небезопасно было быть Его учеником и всюду открыто следовать за Ним; нужно было иметь достаточно мужества, чтобы преодолеть страх преследования со стороны врагов Иисуса.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010