Подобным образом, когда принимали после послов и от Амира прибывших, то поставлены были, как там же 30 пишется, среди Палаты златые креслы, на которых Государи, то есть Константин и Роман сидели. И, наконец, описывается тут же 31 обряд, с каким принята была Ольга, а именно: когда, после обеденного стола, поставлены были в Столовой комнат закуски, то присутствовали при сем Император Константин, и Император Роман Багрянородные, обще с детьми своими. Как же утвердить, чтоб прием вышесказанных послов, а равно и самой Ольги, о которой предлежит нам наипаче теперь речь, мог случиться в лето 946 -е, когда Роман ни в соправители государства от отца своего еще не был принят, ни на престоле Аркадиевом яко венчанный сидеть, ни Императором обще с отцем своим, ни Государем нарицатися не мог; поскольку в достоинство Императорское возведен не прежде как в 948-е лето? И так справедливо прибытие Ольги в Константинополь должно полагать около двенатцатого года царствования Константина Багрянородного, то есть, когда он, по изгнании своего тестя Лакапена с детьми, один начал царствовать; а сей год, коему соответствует 16-й Индикт, был от сотворениия миира 6464, от Рождества же Христова 956-й, в которой прибытие Ольги Кедрин 32 и Зонар 33 полагают. Но вы может быть скажете, что два обстоятельства не позволяют признавать сей год соответственным означенному произшествию; первое, что Константин Багрянородный, Хронограф, впрочем, совершеннейший, описывал Двора Константинопольского обряды, о крещении Ольги вовсе не упоминает второе, что прибытие сея княгини в Царьград полагает в лето 946-е. Но прежде нежели будет сие разрешено, я почитаю здесь нужным к замечанию сказать, как нечто новое и необычайное, а именно, что Константин именуется Хронографом, и при том совершеннейшим. Неоспоримо, что был Константин Государь ученой и любитель наук 34 , но чтоб сочинил он когда-нибудь Хронографию, сего нигде не видим. Кроме книг о Обрядах, написал он Историю о Нерукотворенном Христовом образе найденном во граде Едесском; описал житие Императора Василия Македонянина деда своего; писал к сыну своему Роману рассуждение о правлении Государства; издал книги Тактики, и рассуждении о положениях Империи Восточной; издал многие законы; и, наконец, по его совету и повелению чрез разных ученых людей, собраны из всех историй рассуждения нравственные и политические, кои, по разделении на 53 главы, изданы в печать.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Vulgar...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отпевание Ольги Николаевны Куликовской-Романовой 20.05.2020 1394 Время на чтение 5 минут 9 Мая 2020 года В беседе с сотрудниками Благотворительного Фонда имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны было уточнено, что Председатель Фонда Ольга Николаевна Куликовская-Романова почила поздним вечером 1 Мая 2020 года. В девятый день Её блаженной кончины — 9 Мая в Субботу — в Праздник 75-летия Победы и празднование памяти Святителя Стефана Великопермского в траурном церемониальном зале Медицинского университета имени академика И. М. Сеченова (улица Россолимо, д. 12, строение 1) состоялось церковное отпевание Ольги Николаевны Куликовской-Романовой — по нынешним карантинным обстоятельствам при строго ограниченном числе участников. В связи с настоятельным требованием организаторов по данной причине не было широкого оповещения о церемонии в Интернете, в социальных сетях и чатах. Видеосъемка и фотографирование порядками траурного заведения категорически запрещены. Но после переговоров с администрацией и объяснения, что съемка необходима для пересылки в Канаду ближайшим родственникам О. Н. Куликовской-Романовой — дочери Татиане и внучке Александре, съемка была разрешена, хотя без дополнительного освещения, в связи с чем приносим свои извинения за технические погрешности видеосъемки. Торжественное отпевание вместо положенных по правилам заведения тридцати минут продолжалось около часа. Службу совершал иерей Дионисий Казанцев с дьяконом из храма в подмосковном поселке Усово при сослужении протоиереев Сергия Разумцова ( Москва ), Александра Никулина (Екатеринбург) и священника Евгения Саранчи — клирика единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская слобода. И потом — в пору самого личного прощания с Матушкой Ольгой Николаевной продолжались церковные песнопения. Некоторые Батюшки и сотрудники Благотворительного Фонда имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны высказались или прочитали официальные соболезнования.

http://ruskline.ru/video/2020/05/20/otpe...

Во время одного из приемов, рассказывает Константин Багрянородный, русской княгине было поднесено золотое, украшенное камнями блюдо. Святая Ольга пожертвовала его в ризницу Софийского собора, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград; во блюде же Ольжине камень драгий, на том же камени написан Христос». Впрочем, лукавый император, сообщив столько подробностей, как бы в отместку за то, что «переклюкала его Ольга», задал нелегкую загадку историкам Русской Церкви. Дело в том, что преподобный Нестор Летописец рассказывает в «Повести временных лет» о Крещении Ольги под 6463 (955 или 954) годом, и это соответствует свидетельству византийской хроники Кедрина. Другой русский церковный писатель XI века, Иаков Мних, в слове «Память и похвала Владимиру… и как крестилась бабка Владимира Ольга», говоря о кончине святой княгини († 969), отмечает, что она прожила христианкой пятнадцать лет, и относит тем самым время Крещения к 954 году, что тоже совпадает с точностью до несколько месяцев с указанием Нестора. Между тем Константин Багрянородный, описывая пребывание Ольги в Константинополе и называя точные даты устроенных им в ее честь приемов, с несомненностью дает понять, что все это происходило в 957 году. Для примирения данных летописи, с одной стороны, и показаний Константина, с другой, русским церковным историкам пришлось предполагать одно из двух: либо святая Ольга для продолжения переговоров с императором в 957 году приехала в Константинополь уже во второй раз, либо она крестилась вообще не в Царьграде, а в Киеве в 954 году и единственное свое паломничество в Византию совершила, уже будучи христианкой. Первое предположение более вероятно. Что касается непосредственно дипломатического исхода переговоров, у святой Ольги были основания остаться недовольной ими. Добившись успеха в вопросах о русской торговле в пределах империи и подтверждении мирного договора с Византией, заключенного Игорем в 944 году, она не смогла, однако, склонить императора к двум важным для Руси соглашениям: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде православной митрополии в Киеве. Ее недовольство исходом миссии явственно звучит в ответе, который она дала, уже по возвращении на родину, присланным от императора послам. На запрос императора относительно обещанной военной помощи святая Ольга через послов резко ответила: «Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе воев в помощь».

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

142 Римская Паннония занимала земли на правобережье Дуная к западу от Дунайского колена. В средневековых текстах этот хороним употреблялся в более широком значении, включая все земли в Среднем Подунавье, занятые венграми. Датировка Региноном переселения венгров из Северного Причерноморья на Средний Дунай 889 г. вряд ли верна; обычно принимается другая дата – 896/7 г. Возможно, хронист использовал византийскую датировку по александрийской эре (897 + 5500==6397 г.), пересчитав ее в год от Рождества Христова по константинопольской эре (6397 – 5508==889) (Наза­ренко 1993. С. 109. Коммент. 1). 145 Киевской княгини Ольги, правившей после гибели (ок. 945 г.) мужа, киевского князя Игоря, во время несовершеннолетия своего сына Святослава (примерно до 960 г.). В крещении Ольга действительно носила имя Елена (ПСРЛ 1. Стб. 61; 2. Стб. 49; Иаков Мних. С. 67); см. также: Назаренко 1993. С. 111. Коммент. 8. 147 В том, что традиционный этноним Rugi (см. 4, примеч. 81) в данном случае обозначает именно русь, можно быть уверенным благодаря сообщению об этом событии в так называемых анналах херсфельдского корня, где народ, приславший послов, назван своим обычным для латинской письменности X–XI вв. именем – Rusci (см. 12/1, 18/1, 19/1, 21/1). 148 Западноевропейские авторы избегали именовать византийских императоров римскими, как те себя сами титуловали, предпочитая говорить о «константинопольских» или «греческих» императорах по причине споров между Востоком и Западом об императорском титуле, начавшихся в 800 г., с императорской коронации Карла Великого (ср. 2, примеч. 30). 149 Византийском императоре Романе II. О крещении Ольги именно в Константинополе сообщают все источники, но вопрос о том, когда это случилось, остается спорным. Роман II правил самостоятельно в 959–963 гг., а совместно с отцом – с 946 г. Древнерусские источники, как правило, датируют поездку Ольги в Царьград и ее там крещение 6463 (955/6) г. Приемы Ольги в Константинополе, описанные в сочинении Константина Багрянородного «О церемониях» (Const. De cerim. II, 15. Р. 594.15–598.12; см. также настоящую Хрестоматию, т. II) могут быть датированы осенью либо 946, либо 957 г., но в этих описаниях нет ни слова о крещении княгини. Ввиду таких противоречий были исследователи, которые отдавали предпочтение датировке «Продолжателя Регинона» (см., например: Obolensky 1990. Р. 145–158). При всей дискуссионности проблемы (краткий ее обзор см.: Назаренко 1993. С. 114–118. Коммент. 11) нам наиболее предпочтительным представляется мнение о крещении Ольги в 957 г. при отце Романа II императоре Константине VII Багрянородном (Назаренко 2001а. С. 219–310; здесь подробно и о других точках зрения).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Увидевшая Воскресение Святой Руси На 94 году жизни скончалась Ольга Николаевна Куликовская-Романова, вдова племянника Императора Николая II 02.05.2020 6522 Время на чтение 5 минут Вчера на 94 году жизни скончалась Ольга Николаевна Куликовская-Романова , вдова племянника Императора Николая II, Тихона Николаевича Куликовского-Романова, сына Великой Княгини Ольги Александровны, сообщили РНЛ источники, близкие к окружению покойной. Ольга Николаевна преставилась у себя дома в подмосковной Балашихе, передают «Известия». «Ольга Николаевна Куликовская участвовала в общественной деятельности, передала Русской православной церкви некоторые сохранившиеся в семье Куликовских святыни, связанные со Святыми Царственными Страстотерпцами, немало сделала для популяризации художественного творчества матери своего мужа Великой Княгини Ольги Александровны», - вспоминает покойную известный монархист Александр Закатов в интервью изданию «Екатеринбург Онлайн». Редакция «Русской народной линии» скорбит об этой утрате, с теплотой и благодарностью вспоминает многолетнее сотрудничество с Ольгой Николаевной и выражает глубокие соболезнования родным, близким и соратникам новопреставленной. Господь да упокоит душу рабы Своея Ольги в селениях праведных! В одном из своих последних выступлений Ольга Николаевна сказала, что «икона Божией Матери " Державная " вместе с пророчествами Преподобного Серафима Саровского и Святого Праведного Иоанна Кронштадтского неизменно свидетельствует, что когда-то у Господа исполнятся сроки, и Самодержавная Православная Русь воскреснет из морока в ещё большей славе и чистоте, чем это было в начале ХХ века. Мы не знаем тех сроков, но я сама глубоко надеюсь увидеть чудо Воскресения Святой Руси. Да поможет нам Бог!» Покойная многое сделала для того, чтобы Россия вновь стала Святой Русью, чтобы в нашем народе окрепло православное монархическое сознание. Краткая биография (источник: Благотворительный Фонд имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны):

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/02/uv...

Имя княгини Ольги становится широко известным в Европе того времени. Об ее крещении пишут немецкие историки. Вернувшись в родную землю с именем, во св. крещении, св. равноапостольной царицы Елены, княгиня Ольга не скрыла от своих подданных обретенных ею духовных сокровищ. Узрев во св. Живоначальной Троице образ единства в Любви, княгиня Ольга водружает на берегу родной ей реки Великой Крест и строит храм в честь Пресвятой Троицы. Обратив ко Христу многих киевлян, княгиня предпринимает ряд миссионерских поездок по своим необъятным владениям, водружая на распутиях дорог св. Кресты, особо высеченные из камня, чтобы всякий русс, проезжающий или проходящий той дорогой, устремлялся мыслию и духом ко Христу Спасителю. “Повесть временных лет” говорит о том, что “иде Ольга по Дерьвстей земле с сыном своим и дружиною, уставляющи уставы и уроки” и “устави на Мьсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани”. Здесь указывается на то, что с деятельностью княгини Ольги связан принципиально новый этап государственной организации и административного устройства древней Руси. До кн. Ольги не существовало практически ни постоянного налогообложения, ни государствено-административного делания. Все это было установлено княгиней Ольгой. Вернувшись после крещения в Киев, кн. Ольга старалась склонить и сына своего Святослава к христианству, но, окруженный дружинниками варягами, увлеченный походами, Святослав, хотя и не препятствовал желающим креститься, оставался глух к призыву своей матери. Княгиня Ольга отнеслась к этому, как подлинная христианка: “Воля Божия да будет” – сказала она. – “Аще хощет помиловать род мой и землю русскую, да возложит им на сердце обратиться к Богу, якоже и мне дарова”. Кн. Ольга избрала св. Крест – оружие непобедимое – для сокрушения идолов на земле своей и для избавления народа от “пленения вражия”. “Требища (идолов) бесовския сокруши” – говорится о княгине Ольге. И хотя эти “требища” и оставались еще стоять на Земле Русской до времени князя Владимира, все же сила их уже была сокрушена равноапостольным подвигом княгини Ольги.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Подвиг святой благоверной равноапостольной княгини Ольги и историческая судьба России Святая Ольга – равноапостольная благоверная княгиня. Равноапостольная, потому что проповедовала Христа в пределах России. Проповедовала не только своим примером крещения, которому, конечно, последовали многие, как было принято следовать за своим князем, княгиней. Народная память долго хранила и хранит поныне память о ряде мест, связанных со св. Ольгою, как с просветительницею Руси. 23 июля, 2007 Святая Ольга – равноапостольная благоверная княгиня. Равноапостольная, потому что проповедовала Христа в пределах России. Проповедовала не только своим примером крещения, которому, конечно, последовали многие, как было принято следовать за своим князем, княгиней. Народная память долго хранила и хранит поныне память о ряде мест, связанных со св. Ольгою, как с просветительницею Руси. Могут быть различные мнения относительно роли святой равноапостольной Ольги в судьбах нашего Отечества, но для всех бесспорен тот образ, который запечатлен навсегда в нашей национальной памяти. Это величественный образ женщины с несокрушимой волей и высоким достоинством, несокрушимым мужеством и с подлинно государственным умом. Святая Ольга — необычайно цельная личность, подлинно великая женщина, силою обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства. Святая Ольга оказалась достойной того исторического жребия, который ей выпал. Более того, Промыслом Божием именно ей выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, а самой княгине определил церковное почитание как равноапостольной.   фото иконы из Владимирского собора Нет смысла впадать в сложные, не бесспорные и, по сути, бессмысленные изыскания о «национальном» — славянском или варяжском происхождении равноапостольной княгини. Ее имя — Ольга – скандинавское, оно существует по сей день в Дании и в Швеции в форме «Хельга». И до св. Ольги в главе начинающейся Руси мы видим одни скандинавские, «варяжские» («ославяненные» или искаженные) имена викингов шведского, норвежского или датского происхождения — Рюрик, Трувор (шведское — Тревор), Синеус (шведское — Сениус), Аскольд, Дир (оригиналы этих имен трудно установимы), Олег (датское — Хельге), Игорь (шведское Ингвар), Свенельд.

http://pravmir.ru/podvig-svyatoj-blagove...

Что же касается происхождения его матери Малуши (Малки), то ее статус служанки был вынужденным, обретенным. Она также происходила из княжеского рода и была дочерью древлянского князя Мала, поднявшего восстание против князя Игоря в 945 голу. После поражения восстания древлян судьба их князя Мала не известна, но его дети Малуша и Добрыня были приняты к великокняжескому двору. В последующем Малуша стала ключницей княгини Ольги, т.е. хранительницей мехов, серебра, монет и прочих драгоценностей, а Добрыня вошел в старшую дружину князя Святослава и был одним из его ближайших сподвижников. Именно он, Добрыня Нискинич, стал прообразом второго былинного богатыря после Ильи Муромца – также реального персонажа древнерусской истории. Ольга, стремившаяся, во что бы то ни стало, обустроить жизнь своего единственного сына Святослава, в том числе семейную, и вернуть его, таким образом, в Киев, узнав о том, что Малуша ждет от него ребенка, была разгневана. А что такое гнев княгини Ольги древляне, да и не только они, знали на собственном опыте. Тем не менее, до крайности не дошло. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою ключницу, Ольга сослала ее в отдаленное селение Будутину весь. Там и родился мальчик, названный русским языческим именем Владимир – владеющий миром, владеющий особым даром мира, которому и предстояло изменить мир. Когда Владимиру исполнилось три года Ольга, забрала его в Киев и передала на воспитание брату Малуши, воеводе Добрыне. Именно он стал первым другом, защитой, опорой и надежным плечом для Владимира на долгие годы. Тот факт, что Владимир был рожден от служанки Ольги, длительное время являлось основанием для его дискредитации, а также оспаривания его прав на княжеский престол. Распространенная в историографии характеристика Владимира Святославича как «незаконнорожденного» является поздней модернизацией, не соответствующей правовым нормам Древней Руси раннего средневековья. По славянским обычаям, допускавшим многожёнство и определявшим происхождение по отцу, он обладал теми же правами, что и законные дети. Его же династические права не ущемлялись, о чём свидетельствует и чётко выраженное княжеское имя. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/07/veliki...

Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси. Святая Ольга — первая из русских жен, просиявших своим благочестием на Руси. Церковь почитает ее как равноапостольную и именует в своих песнопениях богомудрой. Статут ордена святой равноапостольной княгини Ольги. 1. Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждаются женщины за заслуги на различных поприщах церковного, государственного и общественного служения, а также за труды на пользу ближних. Этого ордена удостаиваются настоятельницы монастырей, церковные работницы на ниве духовного просвещения. 2. Орден имеет три степени. При награждении орденом первой степени женщин — глав государств, видных политических и общественных деятелей может вручаться знак ордена, подвеска ордена, лента и грамота. Во всех остальных случаях при награждении вручаются знак ордена и грамота. 3. Орден носится на левой стороне груди и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается вслед за орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Описание ордена святой равноапостольной княгини Ольги. I степень. Знак ордена. Знак ордена представляет собой позолоченный четырехконечный греческий крест. Ветви креста покрыты белой эмалью. Внешние стороны креста завершаются голубыми стразами диаметром 4 мм. Верхняя и нижняя стороны креста имеют каплевидные элементы по углам. В центре расположен медальон с образом святой Ольги. Изображение погрудное, в правой руке святой — восьмиконечный крест. Икона выполнена в технике ростовской финифти. Медальон окаймлен пояском, покрытым эмалью ультрамаринового цвета. По верхней части пояска — надпись позолоченными стилизованными буквами: СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГА. Между ветвями креста расположены 20 позолоченных двугранных лучей. На лучи наложен лавровый венок, покрытый синей эмалью. В оглавии знака — рельефная корона, украшенная тремя красными эмалевыми точками. Материалы: мельхиор с позолотой, литье, стразы, холодная эмаль, финифть.

http://patriarchia.ru/db/text/551935.htm...

1997. Т. 1. С. 48). Однако в летописной похвале этот момент отсутствует, так же как и в похвале О. из текста «Памяти и похвалы кн. Владимиру» Иакова Мниха. К сер.- 2-й пол. XII в. следует отнести и канон О., если отождествить названного в заглавии автора Кирилла Мниха с известным гимнографом еп. Туровским свт. Кириллом II (подробнее см. в разд. «Гимнография»). Очевидно, не позднее рубежа XII и XIII вв. написан тропарь О. («Оставивши лесть идольскую»), дошедший в составе серб. нестишного Пролога 1560 г. дьяка Симона, восходящего к среднеболг. оригиналу XIII-XIV вв. ( Иванова. 1999. С. 12; Павлова. 2008. С. 240). В месяцесловы память О. была внесена не ранее кон. XIV в., при этом в Евангелиях и Апостолах она, как правило, отсутствовала и позднее ( Лосева. 2001. С. 90). В 1547 г. причислена к лику святой равноапостольной. А. В. Назаренко Житие Активное строительство храмов во имя О. в России пришлось на XIX - нач. XX в. (известны посвящения О. приделов в XVII в., напр., в ц. Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле), в кон. XIX - нач. XX в. возникло неск. монастырей во имя О. (в их числе Инсарский во имя святой равноапостольной княгини Ольги женский монастырь , Волговерховский во имя равноапостольной княгини Ольги женский монастырь , Ольгинский монастырь Мцхетско-Тбилисской епархии). Начиная с 90-х гг. XX в. традиция построения храмов во имя О. возобновилась. В 1913 г. в Российской империи был учрежден знак отличия св. равноап. кнг. О., в 1988 г. Ольги, святой равноапостольной, княгини, орден РПЦ, в 1997 г. на Украине - орден кнг. Ольги 3 степеней. Рукописная традиция Жития включает ряд проложных и пространных редакций. Старшими агиографическими текстами являются 2 краткие Проложные редакции. Одна из них, т. н. южнославянская (по классификации Карпова; древнейшая Проложная редакция в югослав. списках, по классификации Н. И. Серебрянского; 1-й вид Проложного Жития, по классификации З. А. Гриценко), встречается только в болгарских и сербских рукописях XIII-XIV вв. (известно 5 списков в составе прологов: САНУ.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010