Информация: http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/ Погост Выбуты (иногда его называли Лыбутами) - легендарная родина равноапостольной княгини Ольги, бабушки крестителя Руси князя Владимира Святославича. Тут всё овеяно памятью о святой княгине и её встрече с будущем её мужем князем Игорем, имя Ольги звучит в местной топонимике, в отзывающихся её жизнью памятниках, даже в нескольких камнях, чудесным образом сохраняющих её следы... Есть свидетельства, что первая деревянная церковь появилась в Выбутах ещё при Ольге (и её стараниями), которая, уже сидя в Вышгороде и Киеве, наведывалась на родину. Более того, в некоторых источниках указывается: 1) что церковь эта тремя годами старше Пскова (чьё рождение в таком случае, видимо, следует обозначить не летописным 903 годом, а 957 годом, когда княгиня Ольга предрекла появление " града велика зело и славна " ), и 2) что в храме долгое время хранились Ольгины сани. Таково предание. Во всяком случае, Ильинская церковь в Выбутах в XIII столетии уже существовала. Сами Выбуты впервые упоминаются в летописях лишь под 1394 годом - и при обстоятельствах весьма любопытных. В районе Выбут река Великая делает изгиб и сильно мелеет - здесь с незапамятных времён было два брода, которые псковичи в случае военной опасности " затворяли " . И стояли тут насмерть. Нечто подобное произошло и в 1394 году, когда возникло очередное несогласие между Псковом и Новгородом. Здесь тогда произошло противостояние, в котором новгородцы потерпели поражение. Летописные сообщения о сражениях при Выбутах повторяются и позже. Так, в 1407 году, когда Ливонский орден хотел захватить Псков, но в Выбутах потерпел поражение, заставившее убраться непрошенных гостей с Псковской земли восвояси... Что же касается собственно каменной церкви во имя Илии Пророка в Выбутах, то об обстоятельствах и времени её возведения мы не знаем абсолютно ничего. Первое документальное упоминание о храме содержится в Писцовых книгах 1585-1587 годов - с сообщением о том, что на тогдашнем погосте имелось четыре двора, принадлежавшие священнику и причту. Однако, согласно общему мнению учёных, построили Ильинскую церковь гораздо раньше - вероятнее всего, во второй половине XV века. В качестве аргумента такой датировки называются отличительные черты, характерные для псковской храмовой архитектуры. XV век стал веком экономического и культурного расцвета Псковской республики. Всего за XV столетие в Пскове появилось около шестидесяти церквей, из которых до наших дней сохранилось лишь пять. Сложился вполне определённый тип небольшого четырёхстолпного одноглавого храма с восьмискатным покрытием и характерным скупым декором в виде " бровок " над окнами барабана, а также декоративного трёхрядного пояса и ряда арочных нишек над главой. Именно такова Ильинская церковь в Выбутах.

http://sobory.ru/article/?object=00273

Сейчас в храме идет реставрация, внутрь не то что не пускают — не войти, да и пыльно. В проем видно только, что белые стены храма испещрены «дырочками» — отверстиями голосников, улучшающих в храме акустику. Паломники пишут записки и ставят свечи рядышком в небольшом деревянном Никольском храме. Иконы здесь довольно своеобразные, стилистически не очень подходящие ни к древности белокаменного храма, ни к деревенской простоте деревянного. Зато запоминаются. Смотритель храмов по имени Владимир объясняет, как заказать требы, и обсуждает с паломниками пророчества старцев о грядущих бедствиях. Всем разрешают подниматься на двухпролетную звонницу — она стоит обособленно и отодвинута от реки, чтобы не заслонять храм. Можно даже позвонить в колокола, но мы не решились: все же не Пасха. Когда поднимаешься на звонницу, прямо перед глазами оказываются новодельные мозаики с образами пророка Илии, святой княгини Ольги и ее внука, равноапостольного князя Владимира, на стенах Ильинского храма. У храма — кладбище (хотя исторически слово «погост» означает место сбора дани для князя). Вдоль оградки лежат древние каменные кресты. Дальше — небольшой археологический раскоп. Кстати, об археологах. Сотрудники Псковского археологического центра копают в Выбутах ежегодно уже 25 лет. Найдены остатки древнего неукрепленного поселения и курганного могильника X – начала XI века, расчищены остатки жилищ и хозяйственных построек. Среди находок оказались орудия труда, ремесленные изделия, предметы рыболовного и охотничьего промысла, гребни, перстни, украшения, а также многочисленные осколки древней глиняной посуды. Считается, что поселение в Выбутах существовало с IX–X до XVIII века. Здесь жили балтские племена, а затем их сменили славяне. Ольгин камень Камни в окрестностях Пскова чем-то похожи на соловецкие и напоминают о ледниковом периоде. Могучие камни. Один из таких камней, по преданию, имел отпечаток стопы святой равноапостольной княгини Ольги. В 1930-е храм Илии Пророка в Выбутах закрыли, а более вместительную церковь святой Ольги, сооруженную в 1914 году по инициативе Великой княжны Ольги Константиновны Романовой, разрушили. Однако местные верующие продолжали паломничество к сокрытому в лесу Ольгиному камню. Об этом узнали, и огромный камень-следовик тоже был взорван в 30-е годы XX века. Сейчас на его месте установлен памятный знак в виде пирамиды из валунов, увенчанный кованым крестом.

http://pravmir.ru/rodina-svyatoy-knyagin...

Благоверных великих княгинь: великия княгини Анны, великия княгини Елены, великия княгини Иулиании, великия княгини монахи Марии, великия княгини Александры, великия княгини Евросинии, великия княгини монахи Софии, великия княгини монахи Марфы, великия княгини Марии, великия княгини Софии, великия княгини Елены, великия княгини монахи Софии, великия княгини Елены, княгини монахи Александры, княгини монахи Евдокии, княгини Евдокии, княгини Анастасии. л. 6. Общия поминовения душ всего народа православных: еже на ратех побиенных и в полцех уязвленных и огнем пожженныя, мечи и всяким оружием убиенных... л. 8. Род головы московских стрелцов Сергея Григорьева сына Сергеева. При царе Борисе Федоровиче. Род иеромонаха Климентия новолюбецкого, духовника монастира свинского новочерского. Року 1690, октоврия 4 дня. Род столпника и полковника московских стрелцов Андрея Ивановича Нармоцкого. Род игумена иеромонаха Варнавы глыбоцкого киевлянина. Лета 7172 месяца мая в 27 день. Род Зинова Маркова новгородца. Род иеромонаха Иоиля Книшевича крылошанина киевопечерского монастыря. 199 года, августа 26. (Л. 12. Братия печерского монастыря. Начала помянника нет). л. 24. Новая запись: Род Свенского настоятеля Архимандрита Авраамия 1887 года. Род иеромонаха Ионы Максимовича 7100 году април. 28. Род пострыжника свинского (выскоблено). Марозовых. Князя Алексея Воротынского (глава 1, род 1). Род Трубецких (род 2). Род князя Иванна Шуйского (род 3). Род князя Дмитрия Вишневецкого (род 4). Род Феодора Толачанова (род 5). Род Ивана Михайловича Толочанова (род 6). Род Дмитрия Михаиловича Толочанова. л. 30. Род Комынин (род 7). Род Комыниных же другая статия (род 8). Род князя Юрья, да князя Федора Мещерских (род 9). Род Иакова Дашкова (род 10). Род Панютин, да князя Юрья Мещерского з братями (глава 2, род 1). Род князя Петра Ромодановского (род 2). Род Лаврентья Стречнева, да Корнилия (род 3); род Мстиславских (род 4); род князя Семиона Звинигородцкого (род 5); род Гарбатого (род 6); род Никиты Романовича (род 7); род Василия Михайловича Юрьева (род 8); род Дмитрия Алымова (род 9); род Шереметевых (род 10); род Игнатья Блудова (глава 3, род 1); род князя Володимера Черкаского, да князя Ивана Дашкова (род 2); род князя Василия Васильевича Мосальского (род 3); род Ивана Юревича Похвиснева; род Феодора Ивановича Стремоухова; род Похвисневых (род 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

9 июня, Свято-Духов день , но кто-то – труждается. Труженик со строительных лесов, сверху, в ответ на поздравления с праздником Святой Троицы и пожелания «Бог в помощь!» словоохотливо рассказывает, что реставрационные работы ведутся по благословению настоятеля псковского храма Александра Невского, к коему Ильинская церковь в Выбутах и приписана. Мне дозволяют протиснуться сквозь леса в приоткрытую дверь храма, где молодой парень шпаклюет белые опорные столбы. Храм не очень велик, но давно подмечено: внутри пространство такого храма оказывается гораздо большим… Храм не очень велик. Приземист и уютен, как все псковские церкви. Давно подмечено: внутри пространство такого храма оказывается гораздо большим, чем можно было ожидать, глядя на него снаружи. Выныриваю в боковой ход. На мгновение замираю, прислонясь спиной к стене, утекая глазами в синеву неба, белизну облаков, в невозможно распахнутую речную долину. Да, раздолье. Пространства и сердца. И духа? При Ольге этого храма, понятно, не было. Православия на Руси еще не было, вот в чем дело. Как сказал бы поэт, место зияло отсутствием. Теперь оно заполнено важным: церковью Илии Пророка. Каменной, двухпрестольной, одноглавой. Уверяют все-таки, что церковь эта возведена не позже XIII века. Ныне храм реконструирован в формах XV века. Рядом, по псковской традиции, стоит двухпролетная звонница, выстроенная на протяжении XVI–XVII веков. В писцовых книгах того периода местность называлась Выбутскими губами Завелицкой и Прудской засад Псковского уезда. «Засады», понимаете ли. На страницах псковских летописей Выбуты появляются в связи с походом новгородцев на Псков в 1393 году и их поражением здесь. Выбуты были для Пскова стратегически важным пунктом. Через выбутские пороги – а здесь с тех времен и поныне мелководье – проходила одна из дорог, позволявших подойти к городу. В случае военной опасности с запада псковское войско всегда стремилось «затворить» броды, как это случилось в 1407 и 1480 годах. В 1503 же году, как сообщает летопись, стычка у бродов не предотвратила прорыва ливонского войска к стенам Окольного города.

http://pravoslavie.ru/72465.html

Такой ответ образумил и пристыдил Игоря, так что он во все время остального пути от стыда не смел говорить с Ольгой. Потом, когда князь собрался жениться, к нему приводили множество девушек, но он помнил ту, которую встретил на реке, и послал сватов к ней. Выбуты: брод и разрушенные мосты Под Выбутами веками находилось очень важное для Пскова место — брод. Смотришь с берега — кажется, что вот он, его видно. Только, кроме мелководной переправы, есть тут и пороги. Не зная брода, соваться в воду мы не стали, хотя рассказывают, будто местные жители пользуются им до сих пор, а нам было как раз нужно на другую сторону. В старые времена во время военной опасности псковичи посылали сюда заставы. Например, тут в 1407 году псковичи встретили немцев, поставив для заграждения («затвора») бродов переносные ограды из жердей. Такие ограды в старину назывались «вор», «ворон», или «воры» («а броды всибяху затворены ворами»). Здесь же, по преданию, князь Игорь впервые увидел свою будущую жену Ольгу. Гораздо легче, чем брод, найти тут разрушенные мосты. Выше и ниже по течению стоят могучие остовы опор, когда-то по этим мостам могли ездить весьма габаритные фуры. Может быть, даже танки. Въезд на один из таких мостов кончается огромной воронкой: явно разрушился он не от запущенности, а от снаряда или мины. Местные рассказывают, что ближайший к погосту Выбуты мост— немецкий, взорванный советскими войсками. Выбуты: храм Основная достопримечательность Выбут сегодня — храм пророка Илии. Он виден издалека на подъезде к деревне (кстати, до поворота на Выбуты ходят аж три автобуса из Пскова:«Псков –Покрутище», «Псков – Палкино» и «Псков – Филатова Гора»). Церковь в Выбутах классическая «псковская» — одноглавая, с щелевидными окнами-бойницами. Только на боковых стенах вверху оставлены большие окна. Дата строительства Ильинской церкви неизвестна, и только по архитектуре ее относят к XV веку (табличка на храме говорит о XV веке без всяких сомнений). Однако в Третьяковской галерее есть образ пророка Илии из церкви в Выбутах, датированный XIII веком, а значит, церковь (например, деревянная предшественница нынешней) здесь стояла и раньше.

http://pravmir.ru/rodina-svyatoy-knyagin...

Автор «Степенной книги» потом заметит: «Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью и желала быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». А преподобный Нестор Летописец напишет так: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа». По преданию, Ольга воспитывалась у богатой тетки в деревне Пристань, ниже по реке. Все окрестности с тех пор привязаны к памяти о великой княгине, о Православии, которое она принесет на Русь. Если пройти от Выбут 4,5 км вверх по Великой, то дойдешь до села Покровское. Считают, что оно являлось отчиной Ольги и тут когда-то был основанный ею монастырь, который был разорен литовцами, а развалины смыло рекой. На противоположном от Выбут берегу Великой расположена деревня Ерусалимка, а чуть выше по течению, в полутора километрах от деревни Горы, находится деревня Ольгенец. Долгое время, рассказывают, здесь были видны развалины большой каменной постройки – вроде бы, Ольгина дворца, а возможно, и церкви. Крестьяне считали место святым и не распахивали его, хотя развалины находились посреди поля. У людей было даже намерение на этом месте устроить часовню в честь святой. В Ольгенце до сих пор пользуются колодцем, выдолбленным в крутой береговой известняковой скале. Он заполняется прозрачной холодной водой из Ольгина ключа: здесь, по преданию, брала воду княгиня. В 1998 году около фундамента и у колодца прихожанами псковского храма святого Александра Невского и военнослужащими Псковской десантной дивизии установлены киоты с иконами святой княгини Ольги. В погост Выбуты была пожертвована икона «Святая Ольга», написанная девятилетним болгарским иконописцем Георгием. Иконы с образами княгини Ольги и Владимира Крестителя, а также большое постовое Евангелие передал архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . В 903 году Ольга стала супругой Игоря, великого князя Киевского. После его убийства в 945 году восставшими древлянами вдова возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. И вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Таинство Крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный. Ей было наречено в крещении имя Елена в честь святой равноапостольной царицы Елены, матери святого Константина, обретшей Крест Господень .

http://pravoslavie.ru/72465.html

Перед гостиницей на скамеечке у новой Ольгинской часовни, лицом к древней церкви Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья, сидит женщина и… разговаривает с воробьем. Тот скачет вокруг сидящей – то по лавке, то по асфальту, то сзади по траве, виток за витком. Видимо, внемлет. Так птицы прилетали к святым. Пытаюсь всмотреться в необычную современницу. Благообразная, блондинка, в брюках, лет сорока пяти… Гляжу на часовню и псковский Кром, сверкающий купольным золотом Троицкого собора. Нам, русским, важны духовные образы и смыслы. Мы помним, что патриарх Феофилакт благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня». Рейтинг: 9.8 Голосов: 289 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Фото автора. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алекс 14 февраля 2023, 17:04 Эстония от Пскова не в 200 км, а в 50 км. Для справки. Людмила 24 июля 2020, 15:37 Очень интересно и так тепло написано. С удовольствием читала и ходила вместе с автором плечом к плечу по всем тропинкам-дорожкам, полянам и бережкам, по всем церквям и, даже, Мухтара погладила и за ушками почесала. Спасибо, удивительно нежное ощущение оставил рассказ (казалось бы: историко-краеведчески познавательный).Очень понравилось! протоиетей Александр Рацун 3 апреля 2020, 06:43 Очень интересно.Я всегда думал, что местность , где родилась святая княгиня Ольга заброшено и забыто. Очень отрадно, что нет и что там даже святыни есть, храм пророка Илии...Большое спасибо. Ольга 14 марта 2015, 09:55 Здравствуйте! подскажите, пожалуйста, где можно поклониться мощам княгини Ольги? Trololo 30 июля 2014, 17:31 Псков- замечательный город.Ежегодно отмечается 11/24 июля день памяти святой равноапостольной княгини Российской Ольги как храмовый и общегородской праздник.На Крестном ходе выносится образ св.равноап.кн.Ольги, написанный печерским игуменом, архимандритом Алипием(Вороновым). Natalija Serjogina 25 июля 2014, 20:18

http://pravoslavie.ru/72465.html

4.10.3. Медаль ордена благоверного князя Даниила Московского носится на левой стороне груди и располагается среди прочих медалей согласно перечню медалей, указанному в статье 3.4.2. 4.10.4. Планка медали представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой золотистого цвета с широкими красными полосами по краям и тонкой каймой золотистого цвета. Размеры планки медали: ширина 24 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 4.10.5. Планка медали может носиться на повседневной одежде и располагается согласно перечню медалей, указанному в статье 3.4.2. 4.10.6. Медалью ордена благоверного князя Даниила Московского награждаются клирики и миряне за труды на благо Святой Церкви, в том числе за храмостроительство. 4.11. татут ордена равноапостольной княгини Ольги 4.11.1. Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси. Святая Ольга — первая из русских жен, просиявших своим благочестием на Руси. Церковь почитает ее как равноапостольную и именует в своих песнопениях богомудрой. 4.11.2. Орден равноапостольной княгини Ольги имеет три степени. 4.11.3. Знаки ордена первой степени : 4.11.4. Знаки ордена второй степени: 4.11.5. Знаки ордена третьей степени: 4.11.6. Орденом равноапостольной княгини Ольги награждаются женщины за заслуги на поприще церковного, государственного и общественного служения. 4.12. Положение о медали ордена равноапостольной княгини Ольги 4.12.1. Медаль ордена равноапостольной княгини Ольги учреждена определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода от 25–26 декабря 2012 года. 4.12.2. Медаль ордена представляет собой золотистый четырехконечный греческий крест, покрытый белой эмалью и окантованный выпуклым рантом в виде жгута. В центре знака расположен золотистый медальон с рельефным образом равноапостольной княгини Ольги. Изображение погрудное, в правой руке святой — восьмиконечный крест, в левой — символический храм. По сторонам, над плечами, стилизованная надпись: над правым — СВ КН (Святая Княгиня), над левым — ЛЬГА. Медальон окантован выпуклым золотистым рантом и обрамлен двумя широкими лавровыми ветвями, листья которых покрыты синей эмалью. Ветви венка скреплены у основания небольшой четырехгранной металлической пластиной. На оборотной стороне медали расположен стилизованный девиз: ВЕРОЙ И ЛЮБОВЬЮ СПАСЕМСЯ. Под девизом имеется номер, зарегистрированный в Наградной комиссии. Медаль при помощи кольца соединяется с колодкой, которая имеет форму трапеции. Лента в колодке голубого цвета с белыми широкими полосами по краям и тонкой голубой каймой. Материалы: латунь, никель, золочение, холодная эмаль. Размер медали: ширина 40 мм, высота 40 мм. На оборотной стороне колодки — приспособление для крепления.

http://azbyka.ru/polozhenie-o-nagradax-r...

Россия за тысячу лет дала столько святых, как ни одно государство в мире! Основание всему этому заложила самодержавная правительница – богомудрая великая княгиня Ольга. Ее внуки, дети князя Владимира, Борис и Глеб – первые любимые русские святые. Св. великий князь Александр Невский, св. князь Даниил Московский, св. князь Димитрий Донской, прп. Евфросиния Полоцкая, благоверный князь Михаил Тверской – потомки великой княгини Ольги. Наше Ольгинское общество создано в 2005 году. Несколько женщин-педагогов были награждены Русской Православной Церковью орденом святой равноапостольной великой княгини Ольги за труды по сохранению православных традиций в образовании. Нашли в телефонном справочнике храм-крестильню во имя святой княгини Ольги в Москве при храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, настоятель – протоиерей Константин Татаринцев, теперь он духовник Ольгинского общества. Отец Константин на первой встрече сказал: «Я буду рад, если вы полюбите это место, и будете иметь о нем доброе попечение. Но, прежде всего, храм должен жить, должны быть Богослужения». Мы стали служить молебны св. великой княгине Ольге и создали Общество ее имени. Главные направления деятельности Общества во имя св. княгини Ольги: 1. Обеспечить жизнь храма как центра, объединяющего всех желающих участвовать в работе. 2. Духовное осмысление жизни и деяний святой равноапостольной княгини Ольги, опыта и трудов ее потомков, просветительская работа Ольгинского общества в форме Ольгинских чтений, лекций и конференций, участие в различных форумах, издание сборников. 3. Образование и воспитание в семье, школе и Церкви. 4. Очередные и перспективные задачи Церкви и государства. 5. Сотрудничество с общественными организациями: Международной общественной организации «Союз православных женщин», Объединением «Алтарь Отечества», Ассоциацией учителей православной культуры, АНО «Семья России» и др. 6. Совершать поездки по святым местам России и мира. На X Ольгинских чтениях 23 июля 2017 года было принято решение обратиться к руководству Русской Православной Церкви с предложением организовать широкое общенародное церковно-государственное празднование. Отправили письмо Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Легойде Владимиру Романовичу, встречались с руководителем Управления по работе с общественными организациями Синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиереем Димитрием Рощиным.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/12/k_...

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Копия иконы выполнена Михаилом Нестеровым ЖМП 7 июль 2019 /  5 августа 2019 г. 12:42 Первая, равноапостольная В июле исполнилось 1050 лет со дня преставления святой равноапостольной княгини Ольги, первой женщины-правительницы на Руси, одной из создательниц российской государственности. Княгиня Ольга — одна из первых русских христианок, которая начала строить храмы в своей стране и свое наследие передала внуку — великому князю Владимиру, позже крестившему Русь.   PDF-bepcuя.  После революции память о том, что сделала княгиня Ольга, целенаправленно стиралась. Имя святой вымарывалось из городской топонимики, храмы и часовни в ее честь закрывались или вовсе уничтожались. Был забыт орден святой княгини Ольги, перестало существовать Ольгинское общество. Лишь в 1990-е годы ее имя стало постепенно возвращаться и в Москве, и на ее родине — в Пскове и в селе Выбуты. В начале 1990-х годов в Москве не было ни одного Ольгинского храма. Сегодня их несколько. Один открыт в 2003 году при Паломническом центре Московской Патриархии, второй — в районе Останкино, построен и освящен в феврале этого года. Есть и храм-крестильня Святой княгини Ольги при Вознесенском храме за Серпуховскими воротами. Построенный и освященый в 1995 году, он стал первым храмом в честь святой равноапостольной княгини Ольги в истории столицы. Храм должен жить Настоятель Вознесенского храма и храма-крестильни протоиерей Константин Татаринцев рассказывает, что его построили по просьбе прихожанок, носящих имя Ольга: «Они обратились с этой просьбой к Патриарху Алексию II. А когда-то здесь стояла часовня при кладбище, и на основании этого исторического факта Святейший благословил построить часовню, а затем она стала крестильным храмом». В 2005 году при храме организуется Общество святой равноапостольной княгини Ольги и отец Константин становится его духовником. «Общество решили создать женщины, награжденные орденом святой княгини Ольги, который был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви в 1988 году.

http://e-vestnik.ru/reports/pervaya_ravn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010