«…у Ольги заболело ухо.» с. 622 ] Царское Село, Санкт-Петербург 27-го марта Николай II: «Ольга опять слегла, т. к. у нее заболело горло». с. 629 ] Царское Село, Санкт-Петербург 17 сентября «Ольга пролежала в постели с легким жаром» с. 332 ] Тобольск 1 января Николай II: «В 8 часов пошли к обедне без Ольги и Татьяны, т. к. у обеих оказалась лихорадка» с. 663] Тобольск Источники: 1.ГАРФ. Ф. 673, оп. 1, дело 9. Памятная книжка с записями великой княжны Ольги Николаевны. 1906. 2. ГАРФ Ф. 673, оп. 1, дело 10. Памятная книжка с записями Ольги Николаевны 1908 г. 3. ГАРФ Ф. 673, оп. 1, дело 11. Памятная книжка с записями Ольги Николаевны 1909 г. 4. ГАРФ Ф. 673, оп. 1, дело 12. Памятная книжка с записями Ольги Николаевны 1911 г. 5. ГАРФ. Ф. 673, оп. 1, дело 13. Памятная книжка с записями великой княжны Ольги Николаевны. 1912. 6. Великая княжна Ольга Николаевна. Дневники. 1914. Москва, 2022. 7. Дневники императора Николая II. М., 1991. 8. Дневник императора Николая II (1894-1918)/отв. Ред. С. В. Мироненко. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. Том I (1894-1904). 9. Дневник императора Николая II (1894-1918)/отв. Ред. С. В. Мироненко. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 20131. Том I I (1914-1918). 10. Письмо Марии Николаевны от 21 октября 1917 г.//Православная Жизнь. 1961. Март 11. Письма святых царственных мучеников из заточения/Под ред. Н. Н. Шуйских. Спб., 1996. 2-е изд. доп. 12. РГИА. Ф. 525, Оп. 2 (217/2715). Д. 156.//Кострицкий Сергей Сергеевич, коллежский регистратор, зубной врач е. и. в. – о выплате ему вознаграждения за пользование императрицы Александры Федоровны и детей 13. РГИА. Ф. 525, Оп. 3. Д. 2.//Канцелярия императрицы Александры Федоровны. Бухгалтерская книга по суммам его императорского величества государя императора. 1902-1914 гг. 14. РГИА. Ф. 525, Оп. 3. Д. 77.//Канцелярия императрицы Александры Федоровны. Кассовые книги. 1913-1914 гг. 15. РГИА. Ф. 525, Оп. 3. Д. 78.//Канцелярия императрицы Александры Федоровны. Кассовые книги. 1915-1916 гг.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/21/...

Затем на золотом троне поднимались золотые львы и страшно рыкали, по золотым деревьям вокруг трона золотые птицы начинали гармонические песни. Нет сомнения, что византийский двор по блеску и роскоши превосходил все, что знала тогдашняя Европа, и что этикет придворных церемоний, на исполнении которого византийцы очень сильно настаивали, должен был производить чарующее впечатление. Ольгу приняли с соблюдением всех церемоний, может быть утомительных, причем ей оказана особенная честь в том отношении, что за приемом у царя последовал прием у царицы, менее парадный, в ее собственных покоях; на втором приеме был и царь и вся царская семья, и здесь Ольга могла запросто разговаривать с царем и царицей. В этот же день был парадный обед в Юстиниановской зале. Ольга была посажена не за царским столом, а за ближайшим к царскому, за которым сидели первые придворные дамы. Во время обеда пели придворные певчие и давались сценические представления. Отличие от обыкновенных обедов и здесь было в том, что сладкое было подано за отдельным столом, где заняли места члены императорской фамилии и куда приглашена была Ольга. В тот же день в другой зале дворца давался обед для свиты Ольги. 18 октября дан был во дворце другой обед в честь Ольги и ее свиты. В одной зале, где обедала свита Ольги, присутствовал царь, в другой же, где обедала Ольга, – царица с семьей. Есть возможность вычислить, как велика была свита Ольги, потому что в придворном журнале указано, кому какие дары сделаны были после обеда. Оказывается, что мужской персонал свиты, приглашенный к обеду, простирался до 88 человек, женский – до 35. Княгиня Ольга получила в подарок от двух до трехсот рублей и золотое блюдо, может быть, то самое, которое видел в храме св. Софии архиепископ Антоний. В свите Ольги находилось, между прочим, духовное лицо, священник Григорий. Все заставляет думать, что этот священник привезен был Ольгой из России и что, следовательно, она была уже христианкой, когда прибыла в Константинополь. Если же это так, то общепринятое мнение о крещении Ольги в Константинополе имеет за собой мало достоверности или, чтобы отстоять его, следует предполагать еще другое путешествие ее в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В тот же день, в другой зале дворца давался обед для свиты Ольги. 18 октября дан был во дворце другой обед в честь Ольги и её свиты. В одной зале, где обедала свита Ольги, присутствовал царь, в другой же, где обедала Ольга, царица с семьей. Есть возможность вычислить как велика была свита Ольги, потому что в придворном журнале указано, кому какие дары сделаны были после обеда. Оказывается, что мужской персонал свиты, приглашенный к обеду, простирался до 88 человек, женский до 35. Княгиня Ольга получила в подарок от двух до трех сот рублей и золотое блюдо, может быть, то самое, которое видел в храме Св. Софии архиепископ Антоний. В свите Ольги находилось, между прочим, духовное лицо, священник Григорий. Все заставляет думать, что этот священник привезён был Ольгой из России что, следовательно, она была уже христианкой, когда прибыла в Константинополь. Если же это так, то общепринятое мнение о крещении Ольги в Константинополе имеет за собой мало достоверности, или, чтобы, отстоят его, следует предполагать еще другое путешествие ею в Константинополь. По моему мнению, Ольга посетила Константинополь не ради принятия христианства и не с военною целью. Цель её посещения может быт понята, если обратим внимание на состав её свиты, принимаемой во дворце и награждаемой подарками. Без сомнения, во дворце принимали не всех прибывших с княгиней, – о матросах, например, нет и помину, военные люди представлены в небольшом количестве. Из 88 человек, приглашенных к столу, было 44 торговых людей, или по тогдашнему выражению гостей, и 22 поверенных или послов от русских бояр ( οι αποχρισιαριοι τϖ ν αρχοντων Ρωσιας). Очевидно, главнейший элемент в свите был не военный, а торговый; 22 представителя от бояр могут указывать на такое же число городов или волостей по которым сидели подчиненные русскому князю правители. Мы усматриваем, таким образом, здесь выраженными торговые и земские интересы, которые уже в X веке находились в значительной зависимости от правильных сношений с Византией. Путешествие Ольги иллюстрирует договоры с Греками, в которых также сильно выступает стремление установит мирные сношения с империей.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

И все же крещение Ольги - это важнейшая веха на пути христианизации Руси. Летописцы по праву называют ее " зарей " , которая предшествовала " солнцу " - то есть св. кн. Владимиру. Значение ее примера для общества было чрезвычайно велико. Недаром позднее советники говорили князю Владимиру, что если уж мудрейшая Ольга приняла крещение, то это дело заслуживает доверия. То есть значение Ольги в том, что она подготовила почву для утверждения христианства на Руси. Поэтому Ольга, как и ее внук Владимир, именуется нашей Церковью равноапостольной. Говоря о времени св. Ольги, интересно также отметить такой факт, упомянутый в одной из германских хроник: в 961 г. в Киев из Германии прибыл монах трирского монастыря св. Максимина Адальберт, поставленный незадолго до этого латинским епископом для руссов. Прибыл он в ответ на просьбу Ольги к императору Оттону. Новокрещеная княгиня, еще, вероятно, слабо разбиралась в уже весьма непростых взаимоотношениях между греками и латинянами, хотя до Великого Раскола впереди было еще почти столетие. Ольга, обиженная высокомерием греков, вероятно, надеялась на помощь немецких миссионеров. Однако, уже на следующий год Адальберт был принужден бежать из Киева. Зная о методах, которыми в эту эпоху насаждали христианство посланцы Рима, удивляться краху миссии Адальберта в Киеве особенно не приходится. Более того, можно думать, что грубое и неуклюжее западное миссионерство немало поспособствовало тому, что Святослав настроился против христианства, а язычество ответило обостренной реакцией. Так, вероятно, Русь получила первый печальный опыт общения с папским Римом. Каково было положение русских христиан после кончины св. Ольги, во время самостоятельного княжения Святослава Игоревича (945-972)? Некоторые скупые свидетельства, сохранившиеся от той поры, позволяют предполагать, что после кончины святой равноапостольной княгини Ольги ее сын-язычник воздвиг гонение на христиан. Ссылаясь на Иоакимовскую летопись, Татищев сообщает о том, что по приказу Святослава в Киеве была разрушена Никольская церковь, вероятно, та самая, которую Ольга воздвигла над Аскольдовой могилой. Та же летопись говорит и о поражениях Святослава в войне с Византией на Дунае. Согласно этим свидетельствам, озлобленный военными неудачами князь-язычник казнил множество своих дружинников-христиан. Святослав, вероятно, обвинял их в измене в пользу единоверной им Византии. Князь отправил в Киев приказ разгромить тамошнюю христианскую общину и сам двинулся в столицу, дабы учинить расправу над православными киевлянами. Святослав, как можно предполагать, видел в христианстве исключительно средство достижения византийской гегемонии в Восточной Европе и боялся через распространение христианства впасть в зависимость от греков.

http://sedmitza.ru/lib/text/436230/

Ольгин крест долгое время хранился в храме Живоначальной Троицы. В 1609 году во время большого пожара он сгорел, но память о княгине и этом ее кресте оставалась нерушимой. Псковичанами был сооружен (через 14 лет), по образу древнего, новый «Ольгин крест», который и в наши дни благоговейно почитается в кафедральном соборе. С именем Ольги связаны и другие памятные кресты. В самом Киеве, в Софийском соборе, на правой стороне алтаря долгое время стоял крест с надписью: «Обновися в Рушьстей земли крест от Олгы благоверные кнегине, матере Святославле». Именно святой крест был избран равноапостольной княгиней тем непобедимым оружием духовной борьбы, которым она «превозмогла кумиры, сокрушила их и тем избавила род своих людей от оскорбления кумирского и от пленения вражия свободила». Именно в этом смысле следует понимать те сведения Житий Ольги и Похвалы ей Иакова Мниха, в которых говорится, что она «требища бесовския сокруши». Если эти «требища» и продолжали стоять на Русской земле до времени святого Владимира, то сила их уже была сокрушена святой равноапостольной княгиней Ольгой Еленой. Не только в Киевских и Псковских землях, но и в одинаково дорогих ей отдаленных весях и на перекрестках дорог она утверждала знамя победы. Святая княгиня понимала, что дела благочестия для христианина неотделимы от дел милосердия. «...Поиде во преименитый град Киев и тамо живуще,– говорится в Степенной книге,– много блага о Бозе содевая, и всеми добрыми делы освящашеся и милостынею обогащашеся, нагия одевая, алчьныя напитая, странныя упокоивая всяким благопотребством, и нищая и вдовица, и сироты, и болящая по премногу милуя и сих довольствуя всяким требованием, и ему же что удобно, сим и учрежашеся тихостию и любовию от чиста сердца» (ПСРЛ, т. XXI, 1 я пол., с. 22). Имя княгини Ольги становится широко известно в Европе того времени. О ее крещении в Константинополе сообщает немецкий хронист, так называемый «Продолжатель Регинона». Он описал также приезд послов Ольги Елены к немецкому королю Оттону I, по мнению хрониста, для того, чтобы «посвятить для сего народа епископа и священников». Просьба Ольги о посвящении западных священников для Руси в этом немецком известии совершенно неправдоподобна. Святой равноапостольный князь Владимир, согласно Повести временных лет, прямо говорил пришедшим на Русь непрошеным немецким проповедникам: «Идете опять, яко отцы наши сего не прияли суть». Есть все основания принять объяснение посольства Ольги, предложенное Е. Голубинским : «Ольга прислала к королю вовсе не за тем, чтобы просить епископа и священников; но Оттон I, известный ревностный распространитель христианства, и именно распространитель его между славянами, пользуясь случаем посольства, решил отправить к русским непрошеного епископа». И сам немецкий хронист не скрывает того факта, что посланный на Русь епископ Адальберт вынужден был бежать оттуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Книга 4. – Кункин, г. Кашин, выпуск 2, 1906 г. 72). Вероятно, – строгое и пристрастное отношение Московских соборов к прославлению памяти благоверной княгини Анны произвело на граждан г. Кашина тяжёлое впечатление и возбудило в них ещё большее уважение к покровительнице своего города; они, несмотря на воспрещение чтить её память, писать её иконы, читать её житие и отправлять ей службы, списывали житие благоверной княгини (и доселе у благочестивых жителей хранятся старинные списки жития её), сохраняли её иконы и чтили их как чудотворные (как, например, икону, написанную на гробнице), и хранили, как драгоценное сокровище, частицы от её мощей – (от времени собора 1678 г. в Кашинском Успенском соборе хранятся частицы её мощей в напрестольном кресте, в иконах, крестах). При Воскресенском соборе заведена была запись чудесных исцелений от мощей благоверной княгини Анны... Тверские архипастыри благосклонно смотрели на почитание благоверной княгини Анны (например, Иоасаф с 1768 г. разрешил петь у раки княгини молебны), благословляли новые монастыри (как, например, Николо-Малицкий, близ Твери, Холохолинский Богословский близ Старицы) иконами с частицами от её мощей; затем и Св. Синод разрешал и благословлял (с 1818 г., а может быть и ранее) печатать Месяцесловы, в коих под 2 октября положена «Память св. благоверной Великой княгини Анны Кашинской»... В 1817 г., по благословению Тверского архиепископа Серафима (впоследствии Петербургского митрополита), было торжественное перенесение из Успенского собора в Воскресенский собор (по его возобновлению) мощей св. княгини Анны, которые в богатой серебряной раке открыто в нём почивают; это событие ознаменовано установлением нового праздника 17 ноября в честь её. – С этого времени у граждан г. Кашина видимо усилилось почитание благоверной княгини Анны. Граждане спасение своего города в 18 веке (от чумы), а в 1831 и в 1848 годах от холеры приписывали её заступлению пред Господом. В 1858 г. граждане города Кашина, во главе с дворянами, через Тверского архиепископа Гавриила сильно ходатайствовали пред Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Церковное прославление благоверной княгини Анны и торжественное открытие ее мощей состоялось 12 июня 1650 года. В тот день святые мощи благоверной княгини Анны были перенесены из деревянного Успенского собора в древний каменный Воскресенский собор. На перенесение мощей иеромонах Епифаний Славинецкий составил службу. Тогда же было установлено общецерковное празднование два раза в год: 21 июля, в день обретения мощей, и 2 октября, в день кончины. Ныне память святой Анны празднуется также и 12 июня, в день перенесения мощей. Житие благоверной княгини Анны написано вскоре после ее прославления старцем Соловецкого монастыря Игнатием (впоследствии митрополит Сибирский). В 1677 году Патриарх Иоаким (1674–1690) и Собор упразднили празднование памяти благоверной княгини Анны в связи с обострением старообрядческого раскола, использовавшего ее имя в своих целях. Однако в народе почитание святой Анны не прекратилось. Память о святой поддерживалась чудесами от ее мощей. Во время воины 1812 года по молитвам благоверной княгини Анны Кашин был избавлен от разорения французами. Благодарные жители города в 1817 году перенесли святые мощи благоверной княгини Анны из древнего в новосооружаемый Воскресенский собор. В 1848 году во время холеры мор прекратился после крестного хода по городу с иконой святой Анны. К святым мощам приходило множество богомольцев из других губерний страны. В 1909 году, по многочисленным прошениям кашинцев, церковное почитание святой благоверной княгини Анны было восстановлено. Празднование приурочено к 12 июня, дню первого перенесения ее мощей. Ныне святые мощи почивают в храме в честь святых апостолов Петра и Павла в г. Кашине. Литература: Архангелов С., священник. Житие и чудеса святой благоверной великой княгини Анны Кашинской. СПб., 1909. Преподобнаго отца нашего Арсения, Коневскаго чудотворца НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Небесных радований причастника,/во славе святых Божественною славою озаряемаго,/всесветлаго светильника нашего,/Богомудраго Арсения,/на земли добродетельми просиявшаго,/наста днесь светлое торжество.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В прошлом 745 году Тферской моей епархии, Ржевскаго уезду, Троицкаго Селижарова монастыря игумен Никон подал мне доношение. оной де моей епархии в городе Ржеве как в соборех, так и в грацких приходских церквах, в церковно-служениях на ектениях междо воспоминанием святых воспоминают князя Владимира и княгиню Агрипену святыми ж и благоверными и отправляют оным молебны и празнество на день святаго равноапостола великаго князя Российскаго Владимира, по службе святых благовернаго князя Петра и княгини Февронии Муромских, и во Ржевском де Успенском соборе яко бы над мощми оных князя и княгини от земли выведена деревянная гробница и над нею положен был оных же князя и княгини написанной на доске образ, а с котораго году и с чего и кем то воспоминание и празнество начато и под тою ль гробницею оный князь и княгиня погребены и чудеса и исцеления от них кому какие была ль, о том при следствии онаго собора протопоп и протчия священнослужители показали, что не знают, и никакой летописи и записок не явилось. И по силе святых правил и Духовнаго Регламента, по приказанию моему, в том же 745-м году в Сентябре месяце Тферской моей Духовной Консистории член, Желтикова монастыря архимандрит, Варлаам да игумены – означенной Селижарова монастыря Никон и Вашшескаго монастыря 649 Иона того юрода при воеводе Иване Венюкове (sic) и при многих штап и обер-офицерах и дворянех и при бургомистре Иване Орлове с товарищи и протчих как духовнаго, так и мирскаго чина свидетелях о тех яко бы мощах свидетельствовало, к которому свидетельству своеручно и подписались. А по свидетельству их явилось: в помянутом Успенском соборе на правой стороне от дверей с приходу»... Далее прописывается сполна напечатанный нами выше акт свидетельствования мощей князя и княгини, до последних его слов: «а более в тех гробах ничего не явилось». За тем: «И помянутый над бывшею гробницею оных князя Владимира и княгини Агрипены образ взять во Тферь, в Духовную мою Консисторию, а показанные изысканные два гроба князя Владимира и княгини Агрипены со всим, что в них явилось, на том же месте паки в землю зарыты и земля разровнена и онаго князи Владимира и княгини Агрипены в церквах нигде воспоминать не велено и где в церквах и в домех имеются оных князя и княгини образа, велено по силе Духовнаго Регламента отобрать, и о вышеписанном вашему святейшеству в полное благоразсмотрение всепокорнейше сим доношением предлагаю. Вашего святейшества послушник смиренный Митрофан архиепископ Тферский. Маия 11 дня 1747 года» (доношение архиепископа – в том же деле архива св. Синода о мощах несвидетельствованных, лл. 611–613).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Священник Василий с своим отцом монахом Варлаамом и братом дьячком Никифором не только утверждали, что правая рука княгини Анны лежит на персех согбенна, аки благословящая, но и уверяли, будто святая чудесным образом засвидетельствовала истинность двоеперстия, – они распускали молву, будто персты руки ее были разгибаемы и сами собой учинилися согбены по-прежнему, при чем ссылались на одного из следователей, приезжавших в Катин в 1649-м году для свидетельствования мощей княгини, именно – Андрониевского архимандрита Сильвестра, будто именно он разгибал было персты княгини (это распускание сейчас указанной молвы об руке ясно показывает, в чем тут было дело). Так вот, желая уничтожить авторитет свидетельства в пользу двоеперстия от святых мощей, патр. Иоаким и прибег к такой решительной мере, чтобы самые мощи объявить за немощи и вообще уничтожить канонизацию княгини Анны. Случайным образом патриарх имел дело с такой частной канонизацией, против которой кроме своего действительного побуждения он мог указать и другие побуждения совершенно основательные. Что княгиня Анна была супруга вел. кн. Михаила Ярославича Анна, в монашестве София, это на самом деле представляется довольно сомнительным (она могла быть неизвестной княгиней именно Кашинской). Не знаем мы, какие нашлись несогласия и неприличия в чудесах, потому что этого не указывается, но совершенная правда, что в житии княгини были несходства с книгами летописными и степенными: по летописям вел. кн. Анна, супруга Михаила Ярославича, была дочь князя Дмитрия Борисовича Ростовского, а по житию – дочь славных Кашинских бояр; по летописям она скончалась в 1858-м году, а по житию-в 1337-м году, и т. д. Не совсем ясна для нас частнейшая история уничтожения патр, Иоакимом канонизации княгини Анны Кашинской. Сохранилось до настоящего времени прошение к дарю Феодору Алексеевичу помянутого священника Василия, сына монаха Варлаама, в котором он, испрашивая у государя дозволения освятить новопостроенный каменный Успенский собор с приделом преподобные благоверные княгини Анны, говорит, что царь Алексей Михайлович перенес мощи княгини из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский собор на время, пока на место деревянного Успенского собора будет построен каменный, – что этот каменный Успенский собор построен лет с 15-ть тому назад и больше, но все стоит не освященный, потому что царь Алексей Михайлович все сам было собирался приехать в Кашин на освящение церкви и к перенесению мощей на старое место, а без себя святить церкви не приказывал 373 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

О прославлении княгини Анны, обретении ее мощей и установлении празднования ей при царе Алексее Михайловиче сообщаются сведения отчасти в составляющих приложение к ее житию нарочитых словах об указанных событиях, отчасти в официальном документе. Спустя то или другое время после преставления княгини Анны память о ней пришла у Кашинцев в совершенное забвение. Деревянная церковь Успения Богородицы, под которою она была погребена, с течением времени пришла в такую ветхость, что помост церковный обвалился до самой земли и разрушился, так что гроб княгини оказался над полом («тогда гроб великия княгини Анны обретеся на верху земли»). Как гроб совершенно неизвестно – чей, он находился в таком пренебрежении что солдаты городского гарнизона, жившие, вероятно, по близости церкви, приходя молиться в последнюю, клали на —235— него свои шапки, а другие даже садились на него. Наконец, настало время прославления княгини, что было в начале XVII века, в лихолетье или самозванщину. Везде по России бродившие Литовские войска не один раз приступали к Кашину и не могли взять его. Жители Кашина понимали, что их сохраняет от врагов чья-то невидимая защита, но недоумевали, кто бы был поборающий по них. Наконец, охранявшая Кашин от врагов княгиня Анна возвестила о себе жителям города. Она явилась лежавшему в тяжкой болезни пономарю церкви Успения Богородицы, по имени Герасиму, сообщила ему о себе, кто она, подала ему здравие и приказала сказать священнику и всему причту Успенской церкви, чтобы гроб ее содержали честно, – не дозволяли класть на него шапок и садиться, и чтобы зажгли свечу на гробе перед образом Нерукотворенного Спаса. Тогда Кашинцы исполнились великою верою к княгине Анне, как к своей поборнице и защитнице от врагов, и начали с усердием притекать к ее гробу, от которого с тех пор пошли многочисленные чудесные исцеления. В царствование Алексея Михайловича, в 1649-м году или перед сим годом, священник Кашинской Успенской церкви, другие Кашинские священники и все граждане Кашина решились довести до сведения государя о чудесах, совершавшихся при гробе княгини Анны. Государь приказал в 1649-м году Тверскому архиепископу Ионе с присланными из Москвы архимандритом и игуменом открыть и освидетельствовать мощи княгини, что архиепископ и сделал 21-го числа Июня месяца указанного года, а в следующем 1650-м году сам государь ходил в Кашин, чтобы из ветхого деревянного Успенского собора перенести мощи княгини на время, до построения каменного собора на месте деревянного, в каменный Воскресенский собор, что было совершено государем 12-го Июня 1650-го года. После сего перенесения мощей и было установлено празднование княгине, причем службу новой святой государь поручил написать незадолго перед тем прибывшему в Москву Епифанию Славинецкому. 1518

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010