Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИМИЗМ И АНИМАТИЗМ (Ан.) и (Ат.), религиеведческие концепции XIX-XX вв., разработанные в научно-философской традиции эволюционизма , основоположниками к-рой были Ч. Р. Дарвин и Г. Спенсер . Теория Ан. предложена брит. антропологом Э. Б. Тайлором в работе «Первобытная культура» (1871). В отличие от Спенсера, утверждавшего, что древнейшей формой религ. сознания был атеизм , Тайлор высказал убеждение, что такой формой была вера в духов, полагая, что для его теории подошло бы название «спиритуализм», но оно было уже использовано философией. Вера в духов, по Тайлору, возникает естественным путем, при размышлении над «пограничными» психическими состояниями сна и бодрствования, обморока и т. д. Во сне человек посещает места, где он до этого бывал наяву, хотя тело его покоится. Умерший приходит живым во снах, хотя тело его давно похоронено. По мнению Тайлора, дикарь делает вывод, что человек есть не только тело, но и нечто иное, более важное, более могущественное и личностное, что бодрствует и свободно перемещается, пока человек спит, и что не гибнет после смерти. Это нечто и есть душа (лат. anima). Такими же личностными душами дикарь наделяет все вокруг: животных, растения, элементы пейзажа, природные стихии. Обращение к человеку есть обращение к его душе, поэтому и обращение к иным сущностям есть обращение к их душам. Такая тотальная спиритуализация мира и представляет собой Ан. Следуя принципу обобщения, души подобных явлений и сущностей соединяются (души всех рек и ручьев - в духа пресных вод, души всех зверей - в духа зверей и т. п.), и так из Ан. возникает политеизм . Обобщение же всех духов приводит к утверждению всевластия над миром единственного духа, и это - монотеизм . Ан.- умозрительная теория. Хотя Тайлор собрал громадный антропологический материал, он не подтверждал его теорию, к-рая основывалась на неск. априорных допущениях: древний человек во всем подобен совр. дикарю; совр. дикарь подобен ребенку; в человечестве происходит качественное эволюционное развитие от простых форм сознания к более сложным. Ряд известных религиеведов (М. Мюллер , П. Д. Шантепи де ла Соссей, Э. фон Гартман , Р. Г. Лотце) выступили с резкой критикой Ан. вскоре после издания книги Тайлора. Немного позднее Э. Лэнг фактически доказал несостоятельность теории Ан., продемонстрировав в результате полевых исследований наличие монотеистических представлений (правда, заглушенных демонолатрией) у самых социально-экономически слаборазвитых народов - андаманцев и аборигенов Австралии. Однако Ан., давно отвергнутый научным религиеведением, сохраняет значение как популярная модель развития религ. сознания. В советском научном атеизме он был почти догматическим учением, и «Первобытная культура» переиздавалась в СССР много раз.

http://pravenc.ru/text/115502.html

К мыслительному процессу подобные рассуждения имеют такое же отношение, как нестройный звук рояля, по одним и тем же клавишам которого колотят что есть силы, к виртуозному фортепьянному исполнению в стиле Падеревского. Разумеется, не всем дано играть так, как играет Падеревский, или думать так, как думал Платон, но мы, безусловно, приблизились бы к этим недосягаемым образцам, если бы нашли в себе силы освободиться от языковых пут, навязанных нам периодическими изданиями и краснобаями из дискуссионных клубов, и заговорили бы наконец на своем собственном языке, отвечая за то, чт о говорим. ИЗ СБОРНИКА «ЧЕСТЕРТОН В ПРЕДИСЛОВИЯХ» (1929) ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЛОНДОН Предисловие к книге Элзи М. Лэнг «Литературный Лондон» (1906) У больших городов довольно недостатков, но худший из них — нежелание взглянуть на себя со стороны; возможно, нежелание это вызвано тем, что зрелище может оказаться слишком удручающим. Беда городских жителей не в том, что они ничего не знают о свиньях, примуле или кукушках. Беда их в том, что они ровным счетом ничего не знают о собственных домах и оградах, о фонарных столбах и тротуарах. Иными словами, беда их заключается в том, что они ровным счетом ничего не знают про большие города, в которых живут. Принято считать, что в городе меньше поэзии, чем в деревне. Это неверно. В городе окажется куда больше поэзии, если только мы узнаем его как следует. Если к следам человеческим мы отнесемся с тем же живым участием, с каким относимся к следам зверей и птиц, не только улица, но всякий дюйм ее окажется не в пример более романтическим, чем самая живописная лесная поляна. Сидя на поляне, мы обыкновенно говорим: «Смотрите, вон гнездо», и сразу же задумываемся, какая птица сплела его. Между тем нам никогда не придет в голову сказать, стоя на улице: «Смотрите, вон ограда», и задуматься, какой человек ее построил. Нам кажется, что в городе все делается само по себе, без человеческого участия, тогда как в деревне на всем лежит печать индивидуальности. Яйца и кротовые норы представляются нам сугубо личным творением кур и кротов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

Вскоре после рождения собственного сына Григорий расстал­ся с женой, как и ее муж, давшей обет безбрачия, и отправился в Рим, где тогда находился бежавший из Армении после ее захва­та персами Тиридат, и поступил к нему на службу, желая своей преданностью низложенному наследнику царского престола за­служить прощение за грех своего отца. Вернувшись при Диокле­тиане вместе с Тиридатом в родную Армению, Григорий стал про­поведовать соплеменникам учение Христа. Когда Тиридат узнал, что его верный слуга сын убийцы его отца, он приказал подверг­нуть его мучениям и бросить в ров, кишевший змеями, своего рода зиндан, устроенный в царском дворце в Арташире. В этой темнице Григорий провел 13 лет. На ее месте был устроен впо­следствии монастырь Хор Випат. Тиридат, имевший свою резиденцию в Вагаршапате, жестоко преследовал христиан. При нем пострадали 37 бежавших из Ри­ма девушек-христианок, наставницей которых была Гаяне. Одна из девушек Рипсимия, или Рипсиме, отличавшаяся незаурядной красотой и, по преданию Армянской Церкви, происходившая из рода супруги императора Клавдия I, привлекла внимание ца­ря, и тот решил сделать ее своей наложницей. Рипсиме отверг­ла домогательства Тиридата, и царь велел предать ее мучитель­ной казни. Вместе с нею были замучены Гаяне и другие святые девы, но одна из них, Нина, бежала в Грузию, став просветитель­ницей этой страны. Совершив злодеяние, Тиридат впал в безумие. «Им завладела болезнь ликантропия (психическое расстройство, когда больной воображает себя волком-оборотнем. ...Сестра царя, Хосровидукт, сказала Тиридату, что ей было видение: человек с сияющим ли­цом объявил ей, что преследование христиан должно быть пре­кращено отныне и навеки. Царевна была убеждена, что, если вы­тащить Григория из ямы, он сумеет вылечить царя» (Лэнг Дэвид. Армяне. Народ-созидатель. М., 2005, с. 185). Царь принял совет сестры, освободил Григория, а тот исцелил своего мучителя и кре­стил его вместе со всем царским домом. Христианство стало государственной религией в Армении, а зороастрийцы были изгнаны из страны. В 302 г. святой Григорий получил епископскую хиротонию в Кесарии Каппадокийской от епископа этого города Леонтия и возглавил Армянскую Церковь . За проповедь Евангелия в родной стране он был прозван Просве­тителем. Город Вагаршапат, по его совету, переименовали в Эчмиадзин, что значит «место сошествия Единородного». В 331 г. Григорий Просветитель оставил кафедру, и на нее был возведен его сын Аристак, а сам святой удалился из столицы в уединенное место, где вскоре отошел ко Господу. 9. Гонение Диоклетиана

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Свт. Тихон (Белавин), сщмч. Иоанн Кочуров (стоят 1-й и 2-й справа) и еп. Фон-дю-Лакский Чарльз Графтон (сидит в центре) среди гостей и участников епископской ординации. Фон-дю-Лак (Висконсин. США). 8 нояб. 1900 г. Свт. Тихон (Белавин), сщмч. Иоанн Кочуров (стоят 1-й и 2-й справа) и еп. Фон-дю-Лакский Чарльз Графтон (сидит в центре) среди гостей и участников епископской ординации. Фон-дю-Лак (Висконсин. США). 8 нояб. 1900 г. В 1903 г. в ответ на обращение К-польского Патриарха Иоакима III ко всем правосл. Церквам с просьбой сообщить об их отношении к др. христ. конфессиям Святейший Синод РПЦ одобрил существовавшие дружественные связи с англиканами. В послании подчеркивалось, что единство Церквей может быть достигнуто, если желание объединиться с правосл. Церковью будет высказано не только представителями «Высокой Церкви», но и всем англикан. сообществом, в к-ром пока решающее влияние принадлежит кальвинистам. «С нашей стороны в отношении к англиканам должны быть братская готовность помочь им разъяснениями, обычная внимательность к их лучшим желаниям, возможная снисходительность к естественным, при вековом разделении, недоумениям, но в то же время твердое исповедание истины нашей Вселенской Церкви» (Ответное послание Святейшего Правительствующего Синода ко Вселенской Патриархии//ЦВ. 1903. 25. С. 782). В 1906 г. для развития двусторонних отношений был учрежден Англикано-Восточно-Православный союз (Anglican and Eastern-Orthodox Church Union, см. Ассоциация англикан. и восточно-правосл. Церквей ), в состав к-рого вошли представители обеих Церквей. В 1912 г. Святейший Синод утвердил устав Об-ва ревнителей единения восточно-правосл. и англикан. Церквей - российского филиала союза, ставшего 1-й офиц. орг-цией в России, занимавшейся установлением контактов с англикан. Церковью. Его председателем стал архиеп. Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский) , в 1913 г. на этом посту его сменил архиеп. Финляндский и Выборгский (впосл. Патриарх) Сергий (Страгородский) . Почетными членами об-ва были избраны Архиепископы Кентерберийский Рэнделл Дэвидсон и Йоркский Косма Лэнг. В Москве, С.-Петербурге, Риге читались доклады об учении и церковной жизни англикан. В 1914 г. была образована специальная Синодальная комиссия для изучения вопроса о взаимоотношениях с англикан. Церковью.

http://pravenc.ru/text/115118.html

   001    002   003