Архив Пн ЖУРНАЛЫ Священного Синода от 27 декабря 2023 года 27 декабря 2023 г. 17:25 27 декабря в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил последнее в 2023 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 112 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви. Справка: Со времени предыдущего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 15 октября 2023 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил с однодневным визитом город Коломну Московской области, где возглавил великое освящение возрожденного Троицкого храма в Щурове и совершил в нем Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий; епископ Серпуховской Роман, наместник Высоцкого ставропигиального мужского монастыря; епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай, главный редактор Издательства Московской Патриархии; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ректор Московской духовной академии; духовенство Московской митрополии. На богослужении присутствовали: заместитель руководителя администрации губернатора Московской области Т.В. Лабызнова; глава городского округа Коломна А.В. Гречищев. Вечером 27 октября 2023 года Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Санкт-Петербург, где на следующий день возглавил чин малого освящения воссозданного храма Сошествия Святого Духа на апостолов в поселке Комарово в Курортном районе Санкт-Петербурга. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии; духовенство Санкт-Петербургской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/6087932.ht...

Рьяный, воинствующий миссионер (из статских) поспешно отправляется на место; по пути прихватывает, иногда для избежания могущих возникнуть при собеседованиях осложнений, а может быть просто для придания вящего авторитета своему делу, урядника, а по временам даже и самого станового пристава. Приезжают в деревню с шумом и треском, как будто в самом деле там случилось действительно нечто ужасное, и это ужасное надо сокрушить, раздавить, уничтожить. Мисионер останавливается в волостном правлении, вызывает, как своего подначального, священника приходского, опрашивает о времени появления ереси, о характере ее и пр. (все это для того, чтоб определить, что это за секта и в какой параг- —459— раф или клеточку его ведомости, составленной по учебнику, войдет она), затем назначает час и место публичного собеседования. Виновные и заподозренные, в большинстве случаев, конечно, не являются. Тем не менее, собеседование состоялось. Народу набралось много: сельчане так мало видят и слышат, что прямо, как мухи на мед, падают на всякую новинку в этом деле. Миссионер, изящный и образованный, громит всех врагов и супостатов и, конечно, так же победоносно уезжает из деревни, чтобы там, в городе, сидя в уютной комнатке, среди дышащей довольством обстановки, приступить к составлению доклада по начальству о благих результатах своей поездки, о значении миссии вообще, бездеятельности сельского духовенства и нищете деревенской в частности… Что же делает в это время эта нищета-то деревенская? Деревня завозилась – там теперь конца нет разговорам. «Вот это говорок: как он чистил!… Здорово говорил… признаться, не уразумел я, что и как… где нам?… их дело ученое, а здорово… А наш батя-то? Как воды в рот набрал, хоть бы словинушко проронил… куда что девалось? Плоховат наш батя… видно не с нашим братом из-за свадьбы рядиться!… А чин-то большой, надо полагать… из становых, должно, будет " … Тяжело подумать, что сделал этот турнир миссионерства: никого он не, убедил, сектантам руки развязал и признал их силой, имеющей право на самоопределение и гражданское бытие; авторитет приходского пастыря окончательно уронил!… Конечно, далеко не по адресу каждого приходского священника можно предъявить упреки в индифферентизме и нерадении к своей пастве, да никто и не думает делать упреки; дело не в упреках, а в правде, – той правде, которая перехватывает горло иногда такими тяжелыми спазмами, которая заставляет человека с крепкими нервами разразиться подчас горькими слезами. Слава Богу! Русская церковь никогда не оскудевала священниками, высоко держащими великое знамя своего пастырства и учительства! Но что нарисованная сейчас картина действительно встречалась так недавно, почти что вчера, это – факт; отрицать его нельзя. И корень его заключается глав-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Труды Русских митрополитов по преобразованию богослужения. Хотя предположительно уже свт. Алексий Московский (1354–1378) ввел Иерусалимский устав в основанном им Чудовом мон-ре, более всего в отношении смены устава Русской Церкви на Иерусалимский и приведения русской практики совершения литургии и таинств в соответствие с поздневизантийской было сделано его преемниками – митрополитами Киприаном и Фотием. Свт. Киприан, заняв Московскую кафедру в 1390 г., предпринял ряд действий по пересмотру и улучшению литургического обихода Русской Церкви. В частности, по его указу было переписано и разослано по церквам большое количество богослужебных книг. Среди них – исправленный Киприаном Служебник болгарского происхождения т. н. филофеевско-евфимиевской редакции, созданной в Болгарии при св. Патриархе Евфимии II, Служебник включал в себя «Диатаксис» Патриарха Филофея; составленная самим свт. Киприаном Псалтирь с восследованием (см. Псалтирь следованная), где порядок службы изложен согласно с Иерусалимским уставом. Кроме того, свт. Киприан перевел с греческого некоторые богослужебные тексты (в числе прочих особую молитву Св. Духу на вечерне Пятидесятницы Патриарха Филофея, сохранявшуюся в русском богослужении до XVII в.). Митр. Фотий (1408–1431) продолжил труд свт. Киприана по установлению литургического единообразия в Русской Церкви на основе Иерусалимского устава, который в его время стал доминировать на Руси. Замена Студийского устава Иерусалимским. Ни митр. Алексий, ни митр. Киприан, ни митр. Фотий, вероятно, не вводили на Руси нового Устава в виде общеобязательной книги, хотя уже при свт. Алексии наряду со славянскими списками Иерусалимского устава сербского происхождения имели хождение списки ранней русской редакции этого устава. К кон. XIV столетия Иерусалимский устав стал уже достаточно известным на Руси. Однако только в XV в. чин вечерни и утрени в Служебниках начал излагаться применительно к всенощному бдению, являющемуся характерной чертой Иерусалимского устава. При митр. Фотии широко распространившаяся русская редакция Иерусалимского устава, созданная прп. Афанасием Высоцким (см. Афанасий Высоцкий Старший), в основном вытеснила Студийский устав и южнославянские редакции Иерусалимского устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

27 декабря в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил последнее в 2023 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 112 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви. Справка: Со времени предыдущего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 15 октября — Коломенскую; 27 по 30 октября — Санкт-Петербургскую. 15 октября 2023 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил с однодневным визитом город Коломну Московской области, где возглавил великое освящение возрожденного Троицкого храма в Щурове и совершил в нем Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий; епископ Серпуховской Роман, наместник Высоцкого ставропигиального мужского монастыря; епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай, главный редактор Издательства Московской Патриархии; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ректор Московской духовной академии; духовенство Московской митрополии. На богослужении присутствовали: заместитель руководителя администрации губернатора Московской области Т.В. Лабызнова; глава городского округа Коломна А.В. Гречищев. Вечером 27 октября 2023 года Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Санкт-Петербург, где на следующий день возглавил чин малого освящения воссозданного храма Сошествия Святого Духа на апостолов в поселке Комарово в Курортном районе Санкт-Петербурга. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии; духовенство Санкт-Петербургской митрополии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

1277 г. монаст. Хилиндаря на Афоне (стр. 751–756). ы) " πωφιλομνη πρς θεν τσιος εχαριστα, καθ ν μραν πελβομεν τν το θεο κκλησαν, σν ποδεξει τν τς εσεβεας δογμτων κα καταστροφ τς κακας δυσσεβημτων, по рукоп. монастыря Котлумуша на Афоне. Преосв. Порфирий списал эту статью в 1858 г. на Св. горе, где » ττε γινε, замечает он, βροχ αγδαα ν λ τ ρει γ», в 2-х списках, но 2-й не полный (стр. 759–816). ь) Служба с акафистом и молебном иже во святых отцу нашему Спиридону Тримифунтскому чудотворцу (XVII, XVIII и XIX веков) с предисловием и послесловием. Служба и акафист только на славянск. языке (стр. 817–910). э) Радостный миру акафист честному животворящему кресту Спасителя нашего Иисуса Христа, по венецианск. изд. 1775 г. (стр. 913–925). ю) Акафист архангелу Михаилу блажен. Августина, епископа иппонийского (на греческ. и русском языках, чистовой) с предисловием. Этот список имеет связь с предыдущим, потому что в конце его сказано: «конец смотри выше» (стр. 311). «1851 года 3-го Сентября. Арханг. мрь в Iepycaлuмe» (стр. 937–974). 33;) Акафист божественным архангелам (на греч. и русск. яз., – чистовой) с предисловием (стр. 981–1020). После него следует черновая только русск. перевода и затем черновая служб и акафиста св. Спиридона Тримифунтского с прибавлением списков, служивших о. Порфирию для составления сводного текста. Таков список молебна святому Спиридону, составленного иером. Константином Типалдом, потом митрополитом ставропольским и начальником богословского училища на острове Халки (стр. 1023–1114). Затем следует «Константинопольский патриархат. Богослужение», где на первом месте поставлено «Славянщина. Богослужение»; здесь находятся: 25;) Чин службы святительской (Чистовая и затем черновая); – стр. 1115–1191. 31;) «От свитка освященнейшего собора, о исправлении книги сея, Служебника» с «Пределом освященного собора» и «Изречением общим». Из Служебника, изданного в Москве в 1668 г. (стр. 1195–1213). 27;) «Чтение литургии Иоанна Златоустог о, совершаемой в единоверческом Высоцком монастыре».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Глава шестая. Чин всенощного бдения в Русской церкви Появление Иерусалимского устава в Русской Церкви относится к концу XIV столетия 570 : именно этому времени принадлежат первые славянские списки устава 571  и труд митрополита Киприана по редактированию Псалтири следованной применительно к богослужебным особенностям Иерусалимского устава 572 . Центром распространения устава была Москва, стоявшая в рассматриваемое время впереди церковной жизни всей страны и имевшая постоянные сношения с Православным Востоком. Из Москвы устав распространялся по всей Русской Церкви, достигнув в XV столетии северных окраин Московского царства. Так, в 1428 году устав был введен в Саввином Сторожевском монастыре, в 1429 году – в Троице-Сергиевой Лавре, в 1438 году – в Твери, в 1441 году, при архиепископе Евфимии, – в Новгороде и в 1494 году – в Соловецком монастыре 573 . Отсюда история чина всенощного бдения в Русской Церкви восходит к рубежу XIV и XV столетий. Это время как отправное в истории рассматриваемого чина находит свое подтверждение, помимо приведенных данных из истории Иерусалимского устава в России, еще в содержании русских служебников. Только в служебниках XV века появляется изложение вечерни применительно к отправлению ее на всенощном бдении 574 , тогда как в служебниках XIV века и более раннего времени приноровления вечерни к чину всенощного бдения не видно 575 . Если Москва была центром проникновения в Русскую Церковь Иерусалимского устава, то источником, откуда проникал к нам этот устав, был прежде всего Константинополь, с которым Москва вела непосредственно политические, торговые и церковные сношения. Столица Византии в это время стояла в центре всей церковной жизни Православного Востока. Одни из самых ранних славянских списков Иерусалимского устава – Севастьяновский (Москва), датированный 1372 годом 576 , и Ленинградской государственной публичной библиотеки (шифр F, п. I, 26) 577  – представляют собой собственно списки с сербского, введенного в Сербии архиепископом Никодимом 578 . Последний же сделал свой список в 1319 году в Константинополе, в монастыре Иоанна Предтечи 579 . Устав 1401 года, составленный нашим соотечественником, архимандритом Высоцкого монастыря Афанасием, названный им «Оком церковным» и лежащий в основе всех последующих русских списков Иерусалимского устава до печатных московских изданий его включительно 580 , был написан этим архимандритом опять же в Константинополе, в монастыре Богородицы Пе-ривлепто 581 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В 2002 года приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II благословил возрождение Морского собора в Кронштадте. В тот же год главный купол храма вновь был увенчан крестом. 2 ноября 2005 года, в день рождения святого праведного Иоанна Кронштадтского, в главном храме Военно-морского флота России была совершена первая с момента закрытия Божественная литургия. По инициативе Святейшего Патриарха Кирилла был создан Попечительский совет по восстановлению собора, и началось его воссоздание как символа морского флота России. Первое заседание Попечительского совета под председательством Его Святейшества, состоявшееся 5 марта 2009 года , положило начало масштабным восстановительным работам. Ремонтно-реставрационные работы велись совместными усилиями Русской Православной Церкви, Военно-морского флота, Министерства культуры РФ, деловых кругов и всего российского народа. В частности, в 2010 году на эти цели по федеральной целевой программе «Культура России» было выделено 300 млн. рублей, а на 2011 год — 1 млрд. рублей. По инициативе главнокомандующего Военно-морским флотом Российской Федерации В.С. Высоцкого был объявлен всефлотский сбор средств на восстановление собора. Первую Патриаршую литургию в восстанавливаемом Свято-Никольском Морском соборе в Кронштадте 20 ноября 2010 года совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В этот день, по окончании Литургии, состоялась торжественная церемония встречи гюйса с крейсера «Варяг», который будет храниться в музее собора. Затем состоялась закладка памятной капсулы в крест на купол собора, после чего Святейший Патриарх освятил крест. 2 апреля 2011 года в Кронштадте состоялось первое заседание Комиссии по художественному убранству Морского собора. 19 апреля 2012 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения Морского собора. 29 апреля 2012 года в соборе начались регулярные богослужения. Великое освящение собора 28 мая 2013 года совершили Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил и Святейший Патриарх Кирилл. Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/1323011.ht...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Никона, игумена Радонежского 7490 Память 17 ноября Преподобный Никон родился в городе Юрьеве Польском 7491 , недалеко от обители преподобного Сергия . Он происходил от благочестивых родителей и с юного возраста был воспитан в богопочтении. Еще в ранней молодости он слышал об Ангельской жизни преподобного Сергия, подвизавшегося с братиею в своей обители близ города Радонежа 7492 . Подвиги преподобного Сергия, слава о которых далеко распространялась, приводили в умиление душу Никона, и сердце его горело желанием видеть сего святого мужа и подражать ему в жизни. С сокрушением сердечным и проливая обильные слезы, Никон горячо молил Господа Бога: – Боже и Господи, Царю вечный и благосердый, сподоби меня видеть сего святого мужа и последовать ему во всей моей жизни, да спасуся и я его ради и достоин буду вечных Твоих благ, которые Ты обещал любящим Тебя. И вот вскоре он оставляет дом своих родителей и стремится в обитель преподобного Сергия. Достигнув обители, Никон поспешил увидеть самого великого подвижника Сергия и, припав к его стопам, стал усердно молить, чтобы он постриг его в иноческий чин в своей святой обители. Преподобный Сергий видел благоразумие и душевную чистоту отрока и тотчас всем сердцем возлюбил его. Однако, провидя в нем духовными очами будущий светильник Божественного света, он не оставил Никона без испытания, но поступил с ним так же, как некогда поступил Евфимий Великий с Саввою Освященным, когда сей, еще в юношеском возрасте, пришел к нему. Он не принял Савву в свою обитель и отослал его в далекий монастырь к сопостнику своему – преподобному Феоктисту 7493 . Так и преподобный Сергий отослал юного отрока в научение к ученику своему Афанасию Высоцкому, основателю Серпуховского монастыря, – мужу, славившемуся добродетельною жизнью и искусившемуся в иноческих подвигах 7494 . – Иди без всякого размышления, – сказал он отроку, – и, если Богу угодно, ты примешь там иноческий образ». Со смирением принял Никон такое повеление от преподобного. Горя любовью к Богу и стремясь соделаться иноком, он с поспешностью отправился к блаженному Афанасию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В Петербурге начато восстановление храма Морского корпуса Петра Великого 2 июня 2008 г. 11:15 В Морском корпусе Петра Великого старейшем флотском вузе России начинается восстановление домовой церкви во имя святителя Павла Исповедника. Молебен на начало благого дела был совершен 30 мая. От имени руководства корпуса и попечительского совета настоятелю храма протоиерею Игорю Угдужекову передана старинная икона святителя Николая Чудотворца. Образ покровителя моряков пока единственное, что есть у храма, который будут возрождать на историческом месте над кабинетом адмирала Ивана Крузенштерна, директора корпуса в 1827-1842 годах. Пустующее помещение церкви в советское время использовали как кубрик, ленинскую комнату, лекционный зал и музыкальный класс. Попечительский совет намерен возродить храм за два года. Для этого потребуется 50 миллионов рублей. Проект, инициированный фондом «Слава морская», предусматривает объединение вокруг созидания храма выпускников вуза многих лет. Их силы и способности нужны Морскому корпусу и воссоздаваемой в его стенах флотской святыне. В попечительский совет храма вошли вице-спикер Госдумы, Герой Советского Союза и Герой России Артур Чилингаров, председатель думского комитета по обороне Виктор Заварзин, депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга Игорь Риммер и Владимир Барканов, потомок адмирала и путешественника Алексей Крузенштерн, другие представители власти, бизнеса, деятели науки и культуры. Морской корпус Петра Великого (созданный в 1701 году как Навигацкая школа, затем кадетский корпус, а с 1939 года ВВМУ имени М.В. Фрунзе) первое государственное военно-морское образовательное учреждение России, созданное по указу императора Петра I. Ему был выделен дворец Миниха на набережной Васильевского острова. Домовый храм на втором этаже здания был освящен в 1797 году архиепископом Псковским Иннокентием во имя святого Павла Исповедника, память которого приходится на день восшествия на престол императора Павла I. После реконструкции в конце XIX века чин освящения совершил святой Иоанн Кронштадтский. Храм был закрыт в 1922 году. Проект возрождения морской святыни поддержан главкомом ВМФ России адмиралом флота Владимиром Высоцким и получил благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира . «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/415224.htm...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение храма на территории СИЗО 1 «Матросская тишина» в Москве 14 марта 2023 г. 15:37 14 марта 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве» («Матросская тишина»). Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: министр юстиции Российской Федерации К.А. Чуйченко; директор ФСИН России генерал-полковник внутренней службы А.А. Гостев; начальник УФСИН России по г. Москве генерал-майор внутренней службы С.А. Мороз; председатель Синодального отдела по тюремному служению , председатель Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете г. Москвы епископ Раменский Иринарх . Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения воссозданного на территории СИЗО-1 храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Храм находится в ведении Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете г. Москвы. Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Раменский Иринарх; иерей Кирилл Марковский, и.о. куратора тюремных храмов УФСИН России по г. Москве (с обязанностями благочинного), помощник начальника УФСИН России по г. Москве по организации работы с верующими; протоиерей Сергий Киселев, старший священник храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве; столичное духовенство. На освящении присутствовали: министр юстиции РФ К.А. Чуйченко; заместитель министра юстиции РФ В.Л. Вуколов; директор ФСИН России генерал-полковник внутренней службы А.А. Гостев; начальник УФСИН России по г. Москве генерал-майор внутренней службы С.А. Мороз; начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве подполковник внутренней службы С.А. Бобрышев. За богослужением молились: личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Алексий (Туриков); депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванов; руководитель общества «Вера, Надежда, Любовь — помощь заключенным в тюрьмах» Н.Л. Высоцкая; старшие священники и духовенство следственных изоляторов г. Москвы, жертвователи, строители и благоукрасители храма. 

http://patriarchia.ru/db/text/6009727.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010