Константинополь обладал для русских огромной притягательной силой. Игумен Симонова монастыря Федор, племянник преп. Сергия, неоднократно посещал столицу Византии. Многие религиозные и светские деятели культуры не только посещали Константинополь ради знакомства с его святынями, но и прочно оседали там. Так поступил игумен Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасий, который приобрел в Константинополе личную келью и предпочел окончить свои дни в Византии. Уроженцы Константинополя, в свою очередь, оседали в Москве, насаждая в русской образованной среде знание греческого языка и культуру церковного пения. Константинопольцем был и митрополит Феогност, пригласивший в Москву греческих художников. Возводившиеся в Москве каменные храмы нуждались в художественном убранстве, и митрополит воспользовался этим обстоятельством для внедрения на Руси достижений византийских мастеров. В середине XIV в. связи Руси и Византии в области художественной культуры вышли на новый уровень: шла усиленная работа по украшению древнерусских храмов, и греческие художники трудились на этом поприще бок о бок с отечественными иконописцами. Характерные черты византийского исихастского идеала, выраженного в иконописи, влияли на русскую художественную традицию, что стало особенно заметно в конце XIV в. Наряду с возрождением фресковой живописи, в связи с постройкой новых каменных храмов и поновлением старых, иконопись приобретала все большее значение в храмовом убранстве. Возрастание в русском религиозном сознании значимости литургии приводило к увеличению художественной роли алтарной преграды, хотя на протяжении почти всего XIV в. ее состав оставался неизменным. В XIV в. в древнерусских храмах возрастает роль именно деисусного ряда на темплоне, когда стали появляться изображения не по пояс, а в рост. Л. А. Успенский считал, что греческое слово «деисис» было воспринято на Руси как составное из двух русских и, в более общем смысле, не только как моление, но и как дело Иисусово, как домостроительство Христово, как результат Боговоплощения и Пятидесятницы 156 . Поэтому при развитии иконостаса на Руси пошли по пути основного смысла центрального образа Христа в соответствии с чинопоследованием Литургии, выделяя деисусный чин, как основной, размерами икон. Древнерусский иконостас на рубеже XIV–XV веков воплощал собой апокалиптическую идею Второго Пришествия и идею заступничества святых (Небесную Церковь ), предстоящих Судии в Вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗВЕНИГОРОДСКИЙ ЧИН принятое в истории древнерус. искусства название 3 сохранившихся икон полуфигурного Деисуса - Спасителя, арх. Михаила, ап. Павла, составлявших часть 7- или 9-фигурного чина иконостаса. Иконы были найдены в 1918 г. Г. О. Чириковым в сарае возле ц. Успения на Городке в Звенигороде, раскрыты в Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи (с 1924 ЦГРМ) в 1918-1919 гг. и в 1929 г. переданы в ГТГ. В 1926 г. З. ч. опубликовал И. Э. Грабарь , отнесший его к творчеству прп. Андрея Рублёва на основании качества живописи, прежде всего колорита, и ряда др. особенностей, сопоставимых с главными памятниками рублёвского наследия - иконой «Св. Троица» и фресками Успенского собора во Владимире (1408). Абсолютное художественное качество икон, принадлежащих к выдающимся произведениям мирового искусства, способствовало тому, что, несмотря на краткость аргументации, атрибуция Грабаря была принята всеми последующими исследователями памятника. В лит-ре указаны аналогии между З. ч. и др. произведениями, автором к-рых считали прп. Андрея Рублёва (иконами «Ап. Павел» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (ок. 1425), «Крещение» из Благовещенского собора Московского Кремля (нач. XV в., ГММК)), а также отмечается типологическое сходство с визант. Высоцким чином (ок. 1387-1395, ГТГ), который рассматривается как иконографический прототип З. ч. ( Лазарев. 1966. С. 33). Арх. Михаил. Икона из Звенигородского чина. Между 1400 и 1425 гг. Иконописец прп. Андрей Рублёв (ГТГ) Арх. Михаил. Икона из Звенигородского чина. Между 1400 и 1425 гг. Иконописец прп. Андрей Рублёв (ГТГ) К наст. времени реконструируются состав З. ч., иконографические типы несохранившихся икон, утраченные надписи на кодексе Христа ( Плугин. 1974. С. 79-101; Андреев. 1982), предлагаются различные гипотезы о первоначальном местонахождении и датировке З. ч. Создание памятника связывалось с реконструкциями исторических обстоятельств построения и украшения соборов, откуда мог происходить З.

http://pravenc.ru/text/182743.html

Преподобный Никон был преемником своего наставника в управлении и благоустроении основанной им обители и унаследовал от Преподобного Сергия присущие ему черты нравственного характера и душевного расположения. Преподобный Никон был так же кроток и любвеобилен, как и богомудрый его авва, и оттого житие его для нас назидательно и душеспасительно. Он родился в городе Юрьеве-Польском, недалеко от Радонежа, в семье благочестивых и верующих родителей. С детства прослышав об ангельской жизни Преподобного Сергия, он возымел горячее желание видеть сего святого мужа и подражать ему. Будучи еще отроком, он проливал обильные слезы и с сердечным сокрушением горячо молился Богу об исполнении своего желания. Вскоре он оставляет своих родителей, идет в обитель к Преподобному Сергию и просит его, чтобы тот облек его в иноческий сан и позволил остаться в своей обители. Преподобный же Сергий, видя благоразумие и душевную чистоту отрока, полюбил его и, прозревая в нем своими душевными очами будущего наставника для ищущих спасения, подверг его душеспасительному испытанию, поступив с ним так, как поступил некогда Евфимий Великий с преподобным Саввой Освященным. Он не принял преподобного Никона в обитель, но отослал его к своему ученику — преподобному Афанасию Высоцкому, основателю Серпуховского монастыря, искусному в иноческой жизни подвижнику. “Иди без всякого размышления, — сказал он отроку, — и, если Богу угодно, ты примешь там на себя иноческий образ”. Со смирением принял Никон повеление от Преподобного и с поспешностью отправился к блаженному Афанасию. Но тот, видя его молодость, сказал ему: “Ты не можешь быть иноком, иночество — дело великое, ты молод, а правила старцев суровы”. Со слезами просил его Никон, чтобы он принял его, обещая безропотно нести все труды и терпеть все сопряженные с иноческой жизнью трудности. Глядя на его слезы и непреклонное желание, преподобный Афанасий принял юного Никона и в скором времени облек в иноческий чин. Под руководством этого опытного наставника Никон прилежно упражнялся в молитвах, преуспевая в добродетелях смирения и кротости, в подвиге поста, в неусыпном бдении над собою, усердно поучаясь в Божественном Писании и святоотеческих творениях. Ввиду такого прилежания, Никон, по желанию Афанасия, был удостоен священного сана и, как следовало ожидать, по принятии священства стал еще более ревностным в своих благочестивых подвигах. Затем, пробыв в обители преподобного Афанасия еще какое-то время, Никон опять возгорелся неудержимым желанием видеть Преподобного Сергия, чтобы получить от него хотя бы благословение и наставление.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

Как пишет известный дореволюционный русский исследователь древнерусской письменности В. Сахаров, «не замедлили и русские писатели приобщиться к общему настроению умов на Востоке и Западе и с первых времен христианства в России мы встречаемся с мыслию о близости кончины мира, которая в XV и XVI вв. обратилась в главный вопрос времени. В первый раз в русской письменности с мыслию о близости кончины мира мы встречаемся в «Слове о небесных силах, чего ради создан человек», которое приписывается то Кириллу Туровскому , то Авраамию Смоленскому. «Устави же Бог, – говорится здесь, – рок на земли жития человеческого 7000 лет, и еже что изберет в ту семь тысяч лет, то теми исполнен есть чин аггелов, отпадший с небес». Таким образом, у нас с самого начала начали мыслить о времени кончины мира согласно гаданиям об этом предмете восточных христиан. В XIV в. мысль о кончине мира по окончании 7 тысяч лет мы находим в житии св. Сергия Радонежского (1319 – 1397). Епифаний, автор жития этого святого, говорит, что такой светильник в Русской земле, как св. Сергий, не даром воссиял на скончании седьмой тысячи. Тот же Епифаний, описывая жизнь Стефана Пермского, передает мнение о нем его современников, которые говорили, что Господь помилосердствовал о народе Пермском и на исходе числа седьмой тысячи лет послал ему просветителя в лице Стефана. Касательно же изобретения им пермской грамоты замечали, что не стоило изобретать ее к концу мира, который последует чрез 120 лет. В послании митрополита Киприана (1376 – 1406) к Высоцкому игумену Афанасию, кроме наставлений, вызванных разными мнениями высоцких монахов, здесь находим мысль о скором наступлении кончины мира. «Ныне последнее время, говорит здесь Киприан, и летом скончание приходит и конец веку; бес же весьма рыкует, хотя всех поглотит, по небрежению и лености нашей. Ибо оскудела добродетель, перестала любовь, удалилась простота духовная, и зависть, лукавство и ненависть водворились». В одном часослове, который назван Кириановским, и, судя по всем признакам, должен быть отнесен к 14 веку, читаем «послание от невидимого отца Господа нашего Иисуса Христа», где, между прочим, сказано: «А лета и времена и дни кончаются, а страшный суд готовится». 279

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

В храме присутствовали Уполномоченный по делам религий и национальностей Александр Румак, председатель Слонимского районного совета депутатов Олег Таргонский, приглашенные гости, родители студентов выпускного курса. За Божественной литургией Патриарший экзарх рукоположил в сан диакона Романа Курбеко, заведующего канцелярией Минской духовной семинарии. Проповедь перед причастием произнес студент 5-го курса Антон Ефименко. По заамвонной молитве Патриарший экзарх совершил чин поставления во чтецов 13 студентов выпускного курса Минской духовной семинарии, затем было совершено славление трем святителям. Обращаясь к собравшимся со словом назидания, митрополит Вениамин поздравил всех с праздником и особо напутствовал новопоставленных чтецов на завершение обучения в духовной школе и плодоносное служение Церкви Христовой. После праздничной трапезы в Трехсвятительском храме было сделано общее фото. В ходе торжественного собрания в честь праздника в актовом зале семинарии прозвучали приветствия Уполномоченного по делам религий и национальностей Александра Румака, архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия, епископа Петергофского Силуана, архимандрита Афанасия (Соколова), протоиерея Сергия Мовсесяна, иерея Димитрия Гамиловского, протоиерея Вадима Ершова. Затем по благословению Патриаршего экзарха состоялось подписание четырехстороннего договора о сотрудничестве между богословскими учебными заведениями Белорусской Православной Церкви — Минской духовной академией, Минской духовной семинарией, Витебской духовной семинарией и Институтом теологии Белорусского государственного университета. Также был подписан договор о сотрудничестве между Минской духовной семинарией и Пензенской духовной семинарией. В заключение официальной части митрополит Вениамин вручил грамоты отличившимся студентам и обратился к собравшимся со словом назидания. Затем вниманию участников торжества был предложен праздничный концерт, в программу которого вошли инструментальные и вокальные и хоровые произведения в исполнении струнного трио «Элеганс», преподавателей, сотрудников и студентов отделения церковных искусств, мужского хора Минской духовной семинарии и однородного женского хора отделения церковных искусств под управлением А. Высоцкой.

http://patriarchia.ru/db/text/6003720.ht...

—472— тость, любовь… любовь, не помнящая зла и душу полагающая за ближних!… В 1896-м году мы имели удовольствие познакомиться с одним из самарских священников, о. Ц., который рассказал нам весьма любопытные вещи из жизни священников, живущих и действующих в приходах с сектантским населением. Рассказы эти мы тогда же записали в свой дневник. Мы остановимся собственно на обрисовке деятельности одного молодого иерея. о. Василий (будем так звать молодого иерея) поступил, по окончании курса и трехлетнего учительства в земском училище, в село, зараженное сектантскими идеями в такой мере, что добрая половина прихода, без всяких колебаний, могла быть зарегистрирована в графу не признающих православной церкви. Усердные миссионеры воинствующей клики сейчас бы и полицию, и публичные собеседования, и рапорты, и донесения. Но о. Василий пришел делать дело, а не шуметь. Между прочим, он был большим любителем и знатоком пения; в приходе же церковного хора не было. Не откладывая дела в долгий ящик, священник решил немедленно приступить к организации хора. На счастье, к пению оказались способны и диакон, и псаломщик; нашлись, кроме них, два любителя: один из служащих в барской экономии и жена псаломщика – бывшая епархиалка. Но где же взять еще певцов? Не вчетвером же изображать хор? «Можно на селе найти грамотных? – спрашивает священник своего помощника-диакона. – «Можно-то, можно, как не найти? Да все молокане… грамотные-то«… Священник, записавши имена и фамилии этих «грамотных молокан», в одно прекрасное утро отправляется по их домам. Прежде всего он попадает в дом богатого крестьянина, который считался главарем «новой» веры. Священника приняли чин-чином, довольно радушно. «Так и так, – начинает священник. Уж очень скучно, у нас в церкви-то. Надо хор завести, но вот горе оказывается, петь некому. Надумал просить всех грамотных прихожан. Будьте добры, не откажитесь и вы с нами попеть. У вас, говорят, хороший тенор». Хозяин, – это был 30–33-х-летний ражий мущина, – несколько поту- —473—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Никона остается непотрясаемый веками, освящая и ныне молящихся в нем. Ревность и бодрость не оставляли Никона и в глубокой старости. Наконец, почувствовав близость кончины, на одре болезни, призвал он братию и дал последнее наставление: соблюдать чин молитвы, дневной и ночной, не часто выходить из обители, быть терпеливыми в искушениях, соблюдать повиновение начальствующим, ненавидеть праздность, любить безмолвие, не пренебрегать бедностию. Видно, что ему откровением показан был уготованный ему покой. Ясно не открывал он о том братии, но в крайнем изнеможении неожиданно сказал он: «отнесите же меня в светлую храмину, уготованную мне молитвами отца моего», и скончался 17-го ноября 1426 года 273 . Святое тело его положено было близ мощей великого учителя его. Память преп. Никона установлено чтить повсеместно в 1547 году, но служба ему написана была почти столетием раньше того, по распоряжению святителя Ионы 274 . Близки были друг к другу в земной жизни преп. Сергий и Никон; близкими остаются и в загробной жизни. Не раз являлись они оба вместе и чудодействовали. Так явились они больному купцу Симеону: Сергий с крестом, Никон с иконою, и даровали ему исцеление. Вот и еще опыт, самого недавнего времени, 1846 года. В монастырской больнице жестоко страдал нервною горячкою послушник Гавриил. В ночь на память преп. Никона видит он, что душа его как бы разлучается с телом и устремляется в какую-то бездну. Мысленно стал он молить преп. Сергия и Никона, дабы возвратили его к жизни на покаяние. А лежал он, как видели другие, без памяти и движения. Вдруг видит, отворились двери, входят светоносные старцы: один с жезлом, в нем признал больной преп. Сергия, другой был преп. Никон. Преп. Сергий, указывая жезлом Никону на больного, сказал: «помоги». Преп. Никон подошел и самым приближением наполнил больного силою и радостию. Больной приподнялся, перекрестился. Преподобные стали невидимы. Гавриил пришел в память и болезнь прошла 275 . 262 Младший Афанасий Высоцкий поступил в Высоцкую обитель, так говорит слово, по удалении Никона к Сергию, и пробыл здесь до игуменства не более 7 лет; а старший Афанасий был игуменом Высоцким всего 9 лет, с дек. 1373 г. до нояб. 1382 г. След. для пребывания Никона в Высоцкой обители, из которой вышел он в 1375 году, остается около двух лет. 264 Ркп. краткое житие преп. Никона. Надпись на лествице обители: «в л. 6920 (1418) написася лествица в обители прп. игумена Сергия. В то же лето священа бысть церкви в той же обители септемрия в 25 д.». Собр. л. 6, 137. 138. 270 Опис. Сергиевой лавры, стр. 177–189. Богослужебные книги пр. Никона, еще ныне целые: евангелие, служебник, октоих. Там же, стр. 36. 37. 136. 271 Так описывается пр. Никон в Пахомиевой службе ему. Минея за ноябрь. М. 1646 г. у Румянцева 397. 274 Житие пр. Никона в минее Макария; а. э. 1, 203. Похомиев канон пр. Никону у Толстого 2, 227, у Румянцева, стр. 593, у Царского 563. Преставление пр. Никона 17 нояб. – в святцах устава и псалтири XVI в. у Толстого 1, 100, 113.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пафнутий Боровский — родился в 1394 г. в селе Кудиново, недалеко от Боровска на р. Протве, в 90 км на юго-запад от Москвы. Двадцати лет он постригся в иноческий чин в Покровском Высоцком монастыре в Боровске, со временем стал игуменом этого монастыря. Β 1444 г. основал монастырь Рождества Богородицы недалеко от Боровска, в месте впадения р. Истерьмы в р. Протву. Β летописной статье ο Пафнутии Боровском, написанной в близкое к его кончине время, так говорится об основанном им монастыре: «И церковь въздвиже, преже древяну, по том же камену устрои, и подписа ея чюдно велми, и украси ея иконами, и книгами, и всякою утварию церковною, яко дивитися и самем тем самодръжцем Русскыа земля, и при животе его приходити к нему благословениа ради и молитвы еже ο них, яко же и к древним преподобным отцем земля нашеа; тако же и прочии князи и боаря и прочие православное христьаньство, и от Литовскые земли и от прочих стран благословениа и молитвы требующе от него» (ПСРЛ, т. XXV. М.—Л., 1949, c. 310). Расписывали церковь Рождества Богородицы известные художники той поры Дионисий и Митрофан. Умер Пафнутий 1 мая 1477 г. Β том же летописном рассказе об этом сказано так: «Месяца маия 1 день в четверток после вечерни, в 15 час дне, преставися преподобный игумен Пафнотей… На утреи же в пяток в 1 час дне погребен бысть, а не бе нихто же от града, ниже от весей на погребении его, точию манастыря того священници и ученици его и старци его постриженици. Един тогда толко прилучися мирскы священник, духовник князя Андреа Васильевича Меньшого, Никыта именем. Той же Никыта, да и инии от братии ученици его поведаша, яко ни пети, ниже конархати нихто же обретеся надгробнаа, но един точию от ученик его, Иннокентий именем, той с многими же слезами надгробнаа проглагола. Α прочии вси слезами обливаху себе, яко от многих слез их и на землю падати или и проливатися» (там же, с. 309–310). До нашего времени церковь, построенная при Пафнутии Боровском, не сохранилась — уже в конце XVI b. на ее месте был построен новый собор. 2

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

Крестный ход под девизом " Церковь вместе с властью, предпринимателями и всем обществом - за трезвость " начался у истока Волги Волговерховье, 28 мая 2006 г. Восьмой Волжский Крестный ход начался сегодня у истока великой реки в Тверской области. Его девиз - " Церковь вместе с властью, предпринимателями и всем обществом - за трезвость " сообщает ИТАР-ТАСС. По словам архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, " пьянство - недуг не только телесный. Это болезнь души человеческой. Без веры, без поддержки Церкви, до конца она не может быть преодолена. Мы решили, чтобы святыней Крестного хода стала икона Божией Матери из Серпуховского мужского Высоцкого монастыря " Неупиваемая Чаша " , которой молятся от избавления от этого недуга " . " В  пути мы будем возносить молебные пения к Божией Матери, чтобы Она помогла всем страждущим от пьянства " , - подчеркнул владыко. Перед началом действа в стоящем у истока Волги Никольском храме архиепископом Тверским и Кашинским Виктором и архиепископом Новгородским и Старорусским Львом была совершена Божественная литургия. В ней участвовали около 40 священников Тверской епархии. После этого архиепископы совершили чин малого водоосвящения вод истока Волги. Церемония была дополнена светским компонентом - концертом профессиональных и самодеятельных артистов. " Крестный ход от истока Волги - явление духовное, событие не только местного значения. И потому должен получить продолжение, - сказал, отвечая на вопрос корр. ИТАР-ТАСС, губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. - Убежден, что в ближайшем будущем мы увидим, как он будет подхвачен в соседних регионах и его маршрут пройдет до Каспийского моря. На это направлены усилия владыки Виктора, и я его в этом всецело поддерживаю " . Маршрут 8-го Крестного хода пройдет по территории 13 муниципальных образований Тверской области - от Осташкова до Калязина, где завершится 17 июня. 29 мая 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17535.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство «ВРАЗУМИВШАЯ ЭККЛИСИАРХА», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 янв.), одна из чудотворных икон Хиландарского мон-ря, находящаяся в кафоликоне в честь Введения Пресв. Богородицы во храм ВРАНИНА муж. мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви ВРАЧАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ краткий апракос, 1-й пол. (нач.?) XIV в.; памятник болг. книгописания, книжной иллюминации и русско-болг. культурных связей ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа ВЫГОЛОВ Всеволод Петрович (1929 - 1995), историк искусства, д-р искусствоведения, специалист по истории архитектуры Др. Руси ВЫСОЦКИЙ ЧИН 7 икон из деисусного ряда иконостаса соборной ц. в честь Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого серпуховского мон-ря ВЫШАТИН Михаил Иванович (1667 - 1732), старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГАВРИИЛ млад. [Белостокский, Заблудовский] (1684-1690), мч. (пам. 20 апр. и в Соборе Белорусских святых, 9 сент. в Польской Автокефальной Православной Церкви - обретение и перенесение мощей из Гродно в Белосток))

http://pravenc.ru/rubrics/123062_19.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010