Лебедев А. П.  История Византии (842 –1453). Очерки внутренней истории Византийско-восточной Церкви в IX, X и XI веках. СПб., 2003. Лурье В. М.  Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000. (Богословская и церковно-историческая библиотека). Мансветов И . Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви. М., 1885. Успенский Н. Д.  Литургия Преждеосвященных Даров (Историколитургический очерк)//Богословские труды 15 (1976). С. 146–184. Успенский Н. Д.  Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви//Богословские труды 18 (1978). С. 5–117; 19 (1979). С. 3–69. Феодосий (Олтаржевский), иеромон . Палестинское монашество//ППС. Вып. 44 (XV/2). СПб., 1896. Читти Д . Град Пустыня. Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи. СПб., 2007. Anonim . Les saints Kozebites//Echos de lOrient 1 (1897). Beck H. G.  Kirche und Theologische Literatur im byzantische Reich. Abt. 12. München, 1959. (Handbuch der Altertümswissenschaft). Binns J.  Ascetics and ambassadors of Christ. The Monasteries of Palestine 314–631. Oxford, 1994. (Oxford Early Christian Studies). Cabrol F., Leclerq H., Marrou H.  Dictionnaire d " archeologie chretiennes et de la Liturgie. Paris, 1907–1953. Canart P.  Trois groupes de recits edifiants byzantins//Byzantion 36 (1966). P. 5–21. Chitty D. J.  The Desert a City. An Introduction to the Study of Egyptian and Palestinian monasticism under the Christian Empire. Oxford, 1966. Couret A.  La Palestine sous les empereurs grecs. Grenoble, 1869. (These presentee ä la Faculte ä des lettres de Paris). Diekamp F.  Die Origenistischen Streitigkeiten im sechsten Jahrhundert und das fünfte allgemeine Concil. Münster im W., 1899. Flusin В.  Miracle et histoire dans l " oeuvres de Cyrille de Scythopolis. Paris, 1983. Guillaumont A.  Les Kephalaia Gnostica d " Evagre le Pontique et l " histoire de l " origenisme chez les grecs et chez les Syriens. Paris, 1962. Halkin Fr.  Analecta Bollandiana. Inventaire hagiographique des tomes 1 ä 100,1882–1892. Bruxelles, 1983.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лит-ра, посвященная анализу философского учения К.-П., очень невелика. Некоторые критические замечания содержатся в сочинениях П. П. Соколова, Глаголева и прот. В. Зеньковского. Арх.: РГБ НИОР. Ф. 823 (личный архивный фонд К.-П.). Соч.: Соч. Серг. П., 1892-1894. 3 т.; 1898-19142. 2 т.; О единстве рода человеческого//ПрТСО. 1852. Ч. 11. Кн. 4. С. 502-547; 1853. Ч. 12. Кн. 1. С. 23-118; Кн. 2. С. 198-238; Кн. 3. С. 369-418; 1854. Ч. 13. Кн. 1. С. 15-68; О единобожии как первоначальном виде религии рода человеческого//Там же. 1857. Ч. 16. Кн. 3. С. 328-416; Слово//Там же. 1858. Кн. 2. С. 196-203; Слово//Там же. 1860. Кн. 3. С. 377-385; Безусловный прогресс и истинное усовершенствование рода человеческого//Там же. Ч. 19. Кн. 1. С. 6-50; О первоначальном происхождении на земле рода человеческого//ПО. 1860. 2. С. 173-203; 3. С. 326-362; О духовном индифферентизме//ДБ. 1861. Т. 14. 36. С. 3-15; 37. С. 38-56; 40. С. 97-120 (отд. изд.: СПб., 1861); То же: О религиозном индифферентизме//Соч. 1892. Т. 2. Вып. 2. С. 62-103; Слово//ПрТСО. 1862. Кн. 3. С. 376-386; Рец. на: Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. СПб., 1861-1862. 4 т.//Там же. 1863. Ч. 22. Кн. 3. С. 291-368; Об источнике идеи Божества//Там же. 1864. Ч. 23. Кн. 4. С. 363-410; Слово в день годичного поминовения в Бозе почившего архипастыря митр. Филарета. М., 1868; О Промысле//ПрТСО. 1871. Ч. 24. Кн. 1. С. 147-210; Религия, ее сущность и происхождение. М., 1871; Религия и позитивная философия//ПО. 1875. 3. С. 398-431; Телеологическая идея и материализм//Там же. 1877. 1. С. 11-52; 3. С. 496-529; 9. С. 52-85; Телеологическое значение природы//Там же. 1878. 2. С. 194-233; Из чтений по философии религии//Там же. 1879. 1. С. 9-59; 3. С. 471-510; 4. С. 763-801; 1880. 1. С. 69-104; 2. С. 222-264; 3. С. 432-470; 1881. 1. С. 12-31; 2. С. 263-288; 10. С. 214-250; 11. С. 461-485; 1882. 1. С. 9-28; 2. С. 201-231; 1883. 5/6. С. 167-195; 7. С. 368-388; 1884. 3. С. 553-563; 4. С. 693-716; 1885. 3. С.

http://pravenc.ru/text/2462183.html

802–825. 21 . Г. Рамбо – историк России (Histoire de la Russie depuis les origines jusqu’à l’anneé 1877, par Alfred Rambaud; ouvrage, couronnée par l’Académie française, Paris 1878). «Критическое Обозрение» 1879 г., стр. 1–10. 22 . Некролог: С.М. Соловьев . «Критическое Обозрение» 1879 г., стр. 37–40. 23 . Предисловие к житию преп. Филиппа Ирапского, составленному иноком Германом: Житие преп. Филиппа Ирапского. Издание Общества любителей древней письменности. XLVI (СПБ. 1879), стр. V-XLIV. 24 . Боярская дума древней Руси. «Русская мысль» 1880 г., стр. 40–76; стр. 45–74; стр. 1–37; стр. 64–95; стр. 126–154; 1881, стр. 245–272; стр. 184–230; стр. 280–322; стр. 228–271; стр. 148–192; стр. 80–113, и отдельно под заглавием: «Боярская дума древней Руси. Опыт истории правительственного учреждения в связи с историей общества», Москва 1881. Следующие издания под заглавием: «Боярская дума древней Руси»: 1882, М. 1883, М. 1902. 25 . Объяснение по поводу одной рецензии (проф. М.Ф. Владимирского-Буданова). «Русская Мысль» 1881 г., стр. 106–113. 26 . С.М. Соловьев проф. † 4 октября 1879 г., «Речи и отчет Московского Университета 12 января 1880», стр. 1–39. 27 . Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского Университета 6 июня в день открытия памятника Пушкина. «Русская Мысль» 1880 г., стр. 20–27. 28 . Право и факт в истории крестьянского вопроса. «Русь» 1881 г., 29 . Русский рубль XVI–XVIII вв. в его отношении к нынешнему (материалы для истории цен). «Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских» 1884 г. кн. 1, стр. 1–72 и отдельно Москва 1884. 30 . Происхождение крепостного права в России. «Русская Мысль» 1885 г., стр. 1–36; стр. 1–46. 31 . О хлебной мере в древней Руси. «Древности Московского Археологического Общества», т. Х (М. 1885), стр. 68–69 (протоколы). 32 . По поводу открытой А.С. Павловы м дополнительной статьи к Русской Правде «о установлении татьбы». «Древности Московского Археологического Общества», т. XI, вып. 2. (М. 1886), стр. 60–61. (протоколы).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Рига, 1968; Экон. связи Прибалтики с Россией: Сб. ст./Отв. ред.: А. К. Бирон. Рига, 1968; Dzintars J. Neredzama   fronte. Rga, 19702; Казакова Н. А. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения: кон. XIV - нач. XVI вв. М., 1975; Назарова Е. Л. «Ливонские Правды» как ист. источник//ДГСССР, 1979. М., 1980. С. 5-218; она же. История лейманов в Ливонии. М., 1990; Balevics Z. Katolu baznca Latvija  . Rga, 19812; Киселев Н. А. Рукописные и печатные книги латвийских собр.//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация: Сб. ст. М., 1985. Вып. 10. С. 194-204; Красилин М. М. Обследование пам-в изобразит. искусства на терр. Латвийской ССР (древнерус. живопись и ее традиции в XVII-XX вв.//Там же. С. 205-220; National Movements in the Baltic Countries during the 19th Century: The 7th Conf. on Baltic Studies in Scandinavia. Stockh., 1985; Заварина А. А. Русское население Вост. Латвии во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Рига, 1986; So n evs M., Jansons-Saiva A. Kaspars Biezba  rdis: Sabriedriska  s domas un kultu  ras ve  sture. Rga, 1986; Tautas izgltba un pedago iska   doma Latvija   ldz 1900. gadam. Rga, 1987; Из истории латыш. книги/Ред.: А. Апинис. Рига, 1988; Egl te O. Enas purva  . Rga, 1989; Hlebowicz A. Košció odrodzony: Katolicyzm w pastwie sowieckim, 1944-1992. Gdask, 1993; Данченко Е. А., Красилин М. М. Мат-лы к словарю иконописцев XVII-XX вв. (по данным обследований церк. и др. коллекций 1973-1993 гг.). М., 1994; Лесков Н. С. О раскольниках г. Риги, преимущественно по отношению к школам// Он же. ПСС. М., 1996. Т. 3. С. 384-459; он же. Иродова работа: рус. картины, наблюдения, опыты и заметки: Ист.-публиц. очерки по Прибалтийскому вопросу, 1882-1885/Вступ. ст., сост.: А. Н. Дмитриев. СПб., 2010; Православие в Латвии: Ист. очерки: Сб. ст. Рига, 1993-2011. Вып. 1-9; Krišja  nis Valdema  rs un «Pe  terburgas Avzes»: Ra  kstu kra  jums/Sast. K. Lu  sis, G. Simanis. Rga, 1997; Ковальчук С. Н. «Взыскуя истину…»: Из истории религ., филос. и общественно-полит. мысли в Латвии. Рига, 1998; Malahovska L.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

Ист.: Мышецкий С. История о козаках запорожских. М., 1847; Южнорус. летописи, открытые и изданные Н. [Д.] Белозерским. К., 1856. Т. 1; АрхЮЗР. 1863. Ч. 3: Акты о казаках. Т. 1; Грушевський М. С. Mamepiaлu до icmopiï козацьких pyxib 1590-х рр.//ЗНТШ. 1899. Т. 31/32. С. 1-30; Джерела до icmopiï Украïни-Руси. Льbib, 1908. Т. 8; ПСРЛ. Т. 13-14, 17, 28, 32, 34-35 (по указ.); Копреева Т. Н. К истории движения Наливайко//ИА. 1956. 2. С. 147-153; Гайдамацький рух на Ykpaïhi в XVIII ст.: Зб. дok-mib. К., 1970; Лimonuc самовидця. К., 1971; Лясота Е. Щоденник//Жовтень. Льbib, 1984. 10. С. 97-110; Величко С. В. Лimonuc. К., 1991. 2 т.; Лimonuc гадяцького полковника Г. Грабянки. К., 1992; Документы рос. архивов по истории Украины. Львов, 1998. Т. 1: Документы по истории запорожского казачества 1613-1620 гг.; Apxib коша Новоï Запорозькоï Ciчi. К., 1998-2006. 4 т. Лит.: Эварницкий Д. И. История запорожских козаков. СПб., 1882. К., 1990-19912. 3 т.; Скальковский А. А. История Новой Сечи, или последнего коша Запорожского. Од., 1885-1886. 3 ч. Дhinponempobcьk, 19942; Орловский П. И., прот. Киево-Межигорский ставропигиальный мон-рь в 1774 г., во время учреждения архимандритии в Запорожской Сечи//Киевские ЕВ. 1895. 18. Ч. неофиц. С. 840-855; он же. Участие запорожских казаков в восстановлении Иерусалимским патр. Феофаном правосл. Западнорус. церк. иерархии в 1620 г.//ТКДА. 1905. Т. 2. 8. С. 642-650; Беднов В. А. Мат-лы для истории церк. устройства на Запорожье: (Из архива Екатеринославской духовной консистории)//Летопись Екатеринославской УАК. Екатеринослав, 1908. Вып. 4. С. 31-129; он же. Ciчobuй apxiм. Володимир (Сокальський) в hapoдhiй пам " яmi та ocbimлehhi icmopuчhux джерел//ЗНТШ. 1927. Т. 147. С. 81-102; Левицький О. Церковна справа на Зanopiжжi в XVIII ст.//Зап. Укр. наук. товариства. К., 1912. Кн. 10. С. 49-75; Голобуцкий В. А. Запорожское казачество. К., 1957, 19942; Апанович О. М. Зanopiзьka Ciч у бopomьбi проти турецько-татарськоï arpeciï: (50-70-mi рр. XVII ст.). К., 1961; она же.

http://pravenc.ru/text/182605.html

А. одним из первых исследовал «литовско-польский» период в истории Украины: в докт. дис. «Очерк истории вел. княжества Литовского до смерти вел. князя Ольгерда» (1878) представил процесс формирования Литовского княжества (до XV в.) как постоянную борьбу рус. и литов. начал, к-рая привела Литву к подчинению Польше; в монографии «Киев, его судьба и значение с XIV по XVI столетие» (1882) выступил против тезиса М. П. Погодина о полном запустении Приднепровья и смене здесь населения после Батыева нашествия; в работах по истории казачества выдвинул спорную мысль о казаках как потомках древнерус. общинников, живших под литов. управлением до заключения Люблинской унии ; в 2 монографиях о народных волнениях на Украине в XVIII в. А. ввел в оборот данные о направленности т. н. гайдамацкого движения против униатской и католич. Церквей. Под руководством А. начались работы по сплошному археологическому обследованию Ср. Поднепровья (продолженные В. В. Хвойной, Б. И. и В. И. Ханенко), были созданы первые археологические карты (копии использовались в работах Генерального штаба). Соч.: Исследования о козачестве по актам с 1500 по 1648//АЮЗР. 1863. Т. 1. Ч. 3; Очерк отношений польского государства к православию и Православной Церкви. К., 1866; Исследование о городах в Юго-Западной России по актам 1432-1798. К., 1870; Исследование о крестьянах в Юго-Западной России по актам 1700-1798 гг.//АЮЗР. 1870. Т. 2. Ч. 6; Очерк состояния Православной Церкви в Юго-Западной России по актам (1650-1798). К., 1871; Исторические песни малороссийского народа. К., 1874-1875. 2 т. (совм. с М. Драгомановым); Исследование о гайдамачестве по актам 1700-1768 гг.//АЮЗР. 1876. Т. 3. Ч. 3; Колдовство: Документы - процессы - исследования. СПб., 1877; Очерк истории Великого княжества Литовского до 1-й пол. XV в. К., 1878. Вып. 1; Археологические находки в Киеве и Киевской губернии. К., 1879; Монографии по истории Западной и Юго-Западной России. К., 1885. Т. 1; Древности Юго-Западного края: Раскопки в стране древлян//МАР. 1893. 11; Археологическая карта Киевской губ. (Прил. к 15 тому «Древностей»). М., 1895; Описание монет и медалей, хранящихся в Нумизматическом музее Ун-та св. Владимира. К., 1896; Археол. карта Волынской губ.//Тр. XI Археол. съезда. М., 1901. Т. 1; Моя cnobiдь: Buбpahi icm. та nyблiцucmuчhi твори/Передмова та koмehmapi В. Ульяновського. К., 1995 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/114062.html

И. О положении православной и рус. народности в Пинском удельном княжестве и г. Пинске до 1793 г. М., 1894; Левицкий О. И. Южнорусские архиереи в XVI-XVII вв.//Киев. старина. 1882. Т. 1. 1. С. 49-58; он же. Кирилл Терлецкий, еп. Луцкий и Острожский//Памятники рус. старины в зап. губерниях, изд. П. Н. Батюшковым. СПб., 1885. Вып. 8. С. 308-341; Макарий. История РЦ. Кн. 5; Кн. 6. По указ.; Prochazka A. Z dziejów unii Brzeskiej//Kwartalnik historyczny. Lwów, 1896. Rok. 10. S. 569-573; Малевич А. Древняя Жидичинская архимандрия на Волыни//Волынские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 30. С. 824-825; Титов Ф. И., прот. Кирилл Терлецкий//ПБЭ. 1909. Т. 10. Стб. 401-403; Грушевський М. С. Icmopiя Украïни-Руси. К., 1994. Т. 5. С. 488-489, 501, 502, 555; 1995. Т. 6. С. 581; Димид М. Киïвськоï церкви (1589-1891). Льbib, 2000. С. 46-47, 63-69, 71-75, 78-79, 83, 119, 130; Кралюк П. М. Луцько-Острозький Кирило Терлецький: Питання oцihku дiяльhocmi//Icmopiя peлiriй в Ykpaïhi: Npaцi XIII мiжhap. наук. конф. (Льbib, 20-22 травня 2003 р.). Льbib, 2003. Кн. 1. С. 303-309; он же. Луцько-Острозький Кирило Терлецький: питання oцihku дiяльhocmi//Ncuxoлoro-neдaroriчhi основи ryмahiзaцiï навчально-виховного процесу в шkoлi та byзi. Pibhe, 2003. Вип. 4. Ч. 2. С. 44-49; Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом: Генезис Брестской церк. унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 213-214; Тесленко I. Боротьба за Ocmpir: Князь Острозький проти острозького старости//Coцiyм: Альманах coцiaльhoï icmopiï. К., 2003. Вип. 3. С. 99-120; он же. Ihkopnopaцiя niдocmpoзьkux boлoдihь Луцькоï до Острозькоï boлocmi в ocmahhiй чbepmi XVI ст.//Peлiriя i церква в icmopiï Boлuhi: Зб. наук. праць/Ред.: В. Собчук. Кременець, 2007. С. 46-56; Музей старажытнабеларускай культуры/Укл. А. А Яpaшэbiч. Mihck, 2004. С. 264; Тимошенко Л. В. Кирило Терлецький: Poдobiд i початок духовноï кар " зб. 2005. Вип. 9. С. 202-213; он же. Зanobimu, смерть i поховання Кирила Терлецького//Там же. 2008. Т. 11-12. С. 467-483; он же. Дiяльhicmь Кирила Терлецького на ypядi Луцько-Острозькоï кафедри//Studia z dziejów i tradycji metropolii Kijowskiej XII-XIX w./Red.

http://pravenc.ru/text/1840347.html

227 Мысль о необходимости Откровения о происхождении мира именно первобытным людям, обстоятельно развивает и доказывает Hoffmann «Schriftbeweisse and Offenburung» I. 2 Auf, 265 sq. 232 Афинагор «Апологие» 10 гл. рус. перев. Преображенского «Сочинен. древн. христ. аполог.» 79 стр. Москва 1867. 242 Иоанн Златоуст «Беседа на кн. Бытия» 2-я стр. 18. IV т. 1 ч. СПб. 1898. Бл. Августин «О граде Божием» кн. XI гл. 24-я стр. 213. 4 ч. Киев 1882. Бл. Феодорит «Толк, на кн. Бытия» вопр. 4. стр. 11, Москва 1855. 246 «Происхождение последних», – говорит преосвящ. Хрисанф, – «с точностью не определено. Некоторые из них, по-видимому, принадлежат арийскому племени (Фригияне, Пафлагоняне и Каппадокийцы), о других с несомненностью можно сказать, что они семитического происхождения или представляют собой смесь семитических племен с арийскими (Лидяне, Мидяне. Киликияне, Писидияне и Исаврийцы» Хрисанф «Религии древнего мира» II. 308–9 стр. 247 Herodot «Lib. I». Diod. Sicil. lib. II. Strabon etc. Lenormant «Histoire Ancienne de l " Oriente 18 p.» IV t, IX ed. Paris 1885. 252 Пять обширных зал Британского музея сплошь заполнены различными находками из раскопок из области бассейна рек Тигра и Евфрата, эти монументальные остатки древневавилонской культуры подобраны в таком порядке, чтобы они могли дать хотя приблизительное представление о разных сторонах общественно-государственной и частной жизни. Beigab. Zur Smith’s «Chald. Genes». 7. Delitzsch – 264 s. 253 За последнее десятилетие в этой универсальной культурной работе принимает некоторое скромное участие и Россия, положившая трудами Моск. Арх. Общества прочное начало научному исследованию клинообразных памятников, находимых в пределах её государства, пограничных с прославленной территорией древнего Востока. Более всех потрудился в этом отношении действительный член названного общества М. В. Никольский, перу которого принадлежат, между прочим, следующие сочинения: «Материалы по археол. Кавказа», собранные экспедицией Имп. Москов. Арх. общества Вып. V, 1896. «Две первооткрытые пальмирские надписи и об открытиях немецкого восточного комитета в Сирии». Москва 1896 г. «Древняя столица Урарту (Арарат) и следы ассиро-вавилонской культуры на Кавказе»; «Халдейский вес эпохи Иудеа и о сомнительных древностях из Месопотамии». Москва. 1889. «Вавилонский контракт о продаже дома». Москва. 1891; «Клинообразная надпись из Ганли-Чапи, около Эривана». Москва. 1894; «По вопросу об изображении женского божества на вавилонских цилиндрах и статуэтках». Москва 1891. «Очерки халдейской культуры». Рус. Вести. 1879 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Царевский А. С. Пятикнижие Моисея. — ТКДА, 1889, ## 2, 5, 6, 8, 10, 12 Юнгеров П. А. Положительные доказательства подлинности Пятикнижия. — ПС, 1904, т. 1, с. 309-317, 499-509 4. Пятикнижие и Древний Восток Авдиев В. Древне-египетская реформация. М., 1924 Его же . История древнего Востока. М., 1970 Брэстед Д. Г. История Египта. М., 1915, т. 1 Волков Н. М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М., 1914 Вулли Л. Ур Халдеев. М., 1961 Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. М., 1976 Культура древнего Египта (Сборник). М., 1976 Лопухин А. П. Вавилонский «царь правды» Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым. СПб., 1904 Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М., 1956 Редер Д. Г. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., 1965 Тураев Б. А. Египетская литература. Пг., 1920 Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья. М., 1958 Франк-Каменецкий И. Г. Памятники египетской религии в Фиванский период. М., 1917, вып. I–II Его же . Религии Амона и Ветхий Завет. — Сб. трудов Иркутского ун-та, 1921, с. 113-130 5. Пролог Кн. Бытия: творение и начало истории Авданский . Идея творения в писаниях Ветхого Завета. — Странник, 1915, # 3, с. 345-357 Архангельский А. Библейская космогония. — ПС, 1879, # 7 Беляев А. О. Значение повествования боговидца и пророка Моисея о сотворении человека. М., 1882 Его же . Идея единобожия в Ветхом Завете. — ПО, 1879, # 12 Богородский Я. А. Начало мира и человека по первым страницам Библии. Казань, 1909 Буткевич Т., прот. Зло, его сущность и происхождение. Харьков, 1897 Васман Э. Христианство и теория эволюции. Пг., 1917 Введенский Д. И. Библейское повествование о потопе. Серг. Пос., 1910 Велтистов В. Грех, его происхождение, сущность и следствия. М., 1885 Винников И. Н. Социальная сущность сказания о первом братоубийстве. — Палестинский сборник. М., 1974, # 25 (88) Вышеславцев Б. Миф о грехопадении. — Путь, 1932, # 34 Горбовский А. Загадки древнейшей истории. М., 1971 Деннерт Е. Умер ли Бог? Одесса, 1914 Ильин В. Шесть дней творения. Париж, 1930

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Первые курсы – Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве – были открыты в 1869 г. по разрешению правительства. В 1872 г. начали действовать Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и Высшие женские курсы профессора ИМУ В.И. Герье в Москве, в 1876–1878 гг. – курсы в Казани и в Киеве. В Петербурге кружок интеллигенции во главе с ученым и общественным деятелем А.Н. Бекетовым учредил Бестужевские курсы, названные по имени профессора русской истории К.Н. Бестужева-Рюмина, являвшегося официальным учредителем и возглавлявшего их в 1878–1882гг. Однако, по распоряжению Министерства народного просвещения, в 1886 г. прием на курсы был прекращен. Возрождение их произошло только в конце XIX в. Высшие женские курсы приносили немалую пользу народному образованию и здравоохранению, но участие некоторых курсисток в народовольческом движении и в первых марксистских кружках вызывало настороженное отношение к курсам и к их слушательницам. См.: Некрасова Е. Из прошлого женских курсов. М., 1886; Мижуев П.Г. Женский вопрос и женское движение. СПб., 1906. 173 Олесницкий Маркеллин Алексеевич (1848–1905), профессор КДА, доктор богословия. Окончил Волынскую ДС (1869). Окончил КДА со степенью кандидата богословия (1873), оставлен на кафедре нравственного богословия и педагогики на должности и. д. доцента, затем доцента. Магистр богословия (1874). Экстраординарный профессор (1874). В 1895 г. переведен на кафедру психологии. В 1905 г. удостоен докторской степени решением Совета СПбДА (в КДА и МДА в искомой степени ему было отказано). Магистерская диссертация «Книга Екклезиаст» (Киев, 1873); труды: «История нравственности и нравственных учений» (Киев, 1882–1886), «Курс педагогики» (вып. 1–2, Киев, 1885–1887), «Нравственное богословие, или христианское учение о нравственности» (Киев, 1892) и др. О М. А. Олесницком см.: Кудрявцев П.П. Профессор Маркеллин Алексеевич Олесницкий (†12 марта 1905 г.)/Труды КДА. 1905. 4 (Апрель), С. 675–704. 174 Аяксы – в древнегреческой мифологии два участника Троянской войны, упоминаемые в «Илиаде» Гомера.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010