В 1589 г. О. защитил митрополичьих подданных от притеснений земянина Киевского у. Николая Макаровича, с 11 мая этого же года судился с польск. шляхтичем Щасним Харленским за наезд на имение Унин. Ок. 1588 г. митрополит подал судебный иск против панов Дзядков, захвативших часть владений Выдубицкого мон-ря. О. также вел тяжбы об имениях в Великом княжестве Литовском. 19 июня 1579 г. он заключил соглашение с королевским секретарем Матвеем Ивановичем Протасовичем-Островским по владению имениями Шешоли, Крошты и Вака (дело продолжилось в 1580-1581). 18 мая 1589 г. митрополит судился с писарем Великого княжества Литовского, виленским подкоморием Николаем Ясинским о митрополичьем имении Шешоли. В 1581 и 1582 гг. О. вызвал на митрополичий суд в Киев кн. А. М. Курбского по делу о разводе последнего с Марией Гольшанской; князь не явился в суд, «посланцев... до себе не пускает и бити их кажет», так что митрополит был вынужден передать дело в королевский суд. 1 апр. 1588 г. О. составил иск во владимирском суде по делу «княжки» Маруши Збаражской с кнж. Екатериной Чарторыйской. В 1583 г. по благословению О. в типографии Мамоничей в Вильно был издан Служебник (переизд. в 1598 в Вильно, в 1602 в Москве). Перу О. принадлежит «Поучение святительское новопоставленному иерею» (при рукоположении во иерея Афанасия 27 февр. 1583). Сохранилась ставленая грамота О. священнику Спасской ц. в г. Кричеве Роману Стратоновичу (1587). Протестант П. Одерборн, с 1577 г. служивший проповедником в лютеран. кирхе в Вильно, оставил свидетельство о служении О. в виленском Пречистенском соборе. 15 июля 1589 г. в Вильно на обратном пути из Москвы прибыл К-польский патриарх Иеремия II. В городе к этому времени уже находились О., епископы и значительная часть священнослужителей. Кор. Сигизмунд III по просьбе кн. Острожского дал патриарху универсал, к-рым подчинил ему всех духовных лиц правосл. вероисповедания и предоставил свободу суда в делах Западнорусской митрополии. 21 июля патриарх издал окружную грамоту ко всем западнорус.

http://pravenc.ru/text/2578435.html

Арх.: ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 1-3; НБУВ ИР. Ф. I. Ед. 5541-5569 (рукописные книги); Ф. II. Ед. 6405-6771, 27700-27867; Ф. 160; Ф. 279. Ед. 412. Л. 1-86. Ист.: АИ. Т. 4. 85. С. 221; АЮЗР. Т. 3. 18. С. 27-29; 71. С. 75-77; Аскоченский В. И. Наказ Киево-Выдубицкого Всеволожа Свято-Михайлова мон-ря прикажчикам или правителям или городничим, чего им, будучи при своих занятиях, смотреть//Киевские ГВ. 1857. Ч. неофиц. 34. С. 244-248; 35. С. 251-255; он же. Переписка (1769 г.) Самуила, митр. Киевского и Галицкого, с игум. Киево-Выдубицкого мон-ря Иаковом//Киевские ЕВ. 1857. 27. Ч. неофиц. С. 185-186; Лазаревский А. М. Описание старой Малороссии. К., 1888. Т. 1; Павел Алеппский. Путешествие. 1898. Вып. 4. С. 188-189; Описание рукописей и старопечатных книг б-ки Киево-Выдубицкого мон-ря// Перетц В. Н. Отчет об экскурсии Семинария рус. филологии в Киев 30 мая - 10 июня 1915. К., 1916. С. 182-221; Оглоблин О. П. Петро Калнишевський i мон-р: Два неопубл. документи//Bipa i знання: Npaцi Науково-Богословського Ih-my УПЦ в ЗДА [=США]. Н.-Й., 1954. Вип. 1. С. 117-118; Повесть временних лет. СПб., 1996 2; ПСРЛ. Т. 1-2; Высоцкий С. А. Надпись XI в. на стене ц. Михаила Выдубицкого мон-ря в Киеве//Средневековая Русь. М., 1976. С. 41-48; Софонович Ф. Xpohika з лimonucцib cmapoдabhix. К., 1992; Слово Моисея Выдубицкого о построении стены в Выдубицах//БЛДР. 1997. Т. 4. С. 292-295. Лит.: Максимович М. А. Выдубицкий мон-рь//Киевлянин. 1841. Т. 2. С. 5-26; он же (Максимович М. О.). «Киев явился градом великим»: Buбpahi ykpaïhoзhabчi твори. К., 1994. С. 162-170; Троицкий П. А., свящ. Киево-Выдубицкий мон-рь во время занятия его униатами (в 1596-1637 гг.)//Вестник Зап. России. Вильно, 1866. Кн. 9. Т. 3. Отд. 2. С. 158-178; он же. Киево-Выдубицкий Михайловский мон-рь//Киевские ЕВ. Отд. 2. 1870. 18. С. 547-555; 21. С. 617-631; 22. С. 644-651; 1871. 10. С. Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 1; Голубев С. Т. Рукописи Киево-Выдубицкого мон-ря//Киевские ЕВ. 1875. 16. Ч. неофиц. С. 529-531; он же.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

6-столпный (Н. И. Брунов); 5-купольный (Н. Г. Логвин); новый тип однокупольного 3-нефного храма с закомарами по всему периметру (А. И. Комеч). По предположению Комеча, строительство завершала артель, к-рая возводила Успенский собор Киево-Печерского мон-ря. Собор во имя арх. Михаила Киевского Выдубицкого мон-ря. План по М. К. Каргеру Собор во имя арх. Михаила Киевского Выдубицкого мон-ря. План по М. К. Каргеру В сев. башне собора находилась винтовая лестница на хоры. На юж. стене притвора во время реставрации 70-х гг. XX в. были открыты фрагменты фрески XI в. «Страшный Суд»: огненный ангел на вратах рая, часть изображения ап. Петра с ключами и святого, идущего за ним. Исследователи допускают, что под барочной записью XVIII в. композиция «Страшный Суд» сохранилась полностью. В простенках окон обнаружены фрески XI в. с цветочно-лиственными орнаментами. Предположение об украшении мозаикой алтаря, купола и парусов (Т. С. Килессо) не подтверждают археологи: вероятно, мозаика использовалась только для украшения пола в подкупольном пространстве храма. Строительство было завершено в 1086 г., когда та же артель начала возводить Андреевский собор в «княжьем граде», патрональный для вел. кн. Всеволода Ярославича. Внутренние работы в выдубицком соборе велись в 1086-1088 гг. В XV - нач. XVII в. вост. часть храма с алтарем упала в Днепр (по Ульяновскому - в кон. XVI в., после 1593, но до 1610). Деревянная пристройка алтарной стены, выполненная ок. 1610-1612 гг., при наместнике униат. митр. Антонии (Грековиче), сохранялась до пожара 1760 г. Собор во имя арх. Михаила Киевского Выдубицкого мон-ря. Аксонометрический разрез по М. К. Каргеру Собор во имя арх. Михаила Киевского Выдубицкого мон-ря. Аксонометрический разрез по М. К. Каргеру Внешний вид одноярусного (утверждение о разделении собора на 2 этажа и 2 храма при митр. Петре (Могиле) ошибочно) однокупольного с деревянным верхом собора и с деревянной пристройкой алтаря отчетливо виден в сюжете «Чудо арх. Михаила» на окладе Евангелия, подаренного обители Лесницким в 1660 г., а также на плане И.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

С. 177-184; Ленченко В. О. Бароковий ансамбль Видубицького мон-ря за планом 1740-х рр.//Apximekmypha спадщина Украïни. К., 1997. Вип. 4. С. 160-162; Проценко Л. А. Некрополь Киево-Выдубицкого мон-ря//ПКНО, 1991. М., 1997. С. 389-398; она же. Видубицький некрополь//Npaцi Центру пам " яткознавства. К., 2003. Вип. 5. С. 198-205; Зbiд пам " яток icmopiï та культури Украïни. К., 1999. Кн. 1. Ч. 1. С. 241-249; Kiлecco Т. С. Видубицький монастир. К., 1999; Оглоблин О. П. Михайло Миклашевський// Он же. Люди староï Украïни та ihшi npaцi. Острог; Н.-Й., 2000. С. 152-166; Вечерський В. В. Ikohocmac Гeopriïbcьkoï ц. Видубицького мон-ря// Он же. Bmpaчehi об " apximekmyphoï спадщини Украïни. К., 2002. 34; Бобровський Т. Печери Видубицького монастиря у (За мат-ми дocлiджehь biддiлy «Kuïb-niдзeмhuй»)//Киïв i кияни: Мат-ли щopiчhoï науково-практ. конф. К., 2005. Вип. 5. С. 6-9; он же. Niдзeмhi споруди biд haйдabhiшux чacib до сер. XIX ст.: Спелео-археол. нарис. К., 2007; Тоцька I. Ф. «Страшний Суд» в монументальному жubonuci Киïвськоï Pyci//Moruляhcьki читання, 2004. К., 2005. С. 541-552; Ульяновский В. И. Выдубицкий Чуда Архангела Михаила мон-рь: История в лицах, памятниках архитектуры и церк. искусства. К., 2009; он же (Ульяновський В. I.). Перша посвята Видубицького Гeopriïbcьkoro собору в cbimлi арх. дok-mib, пам,яток мистецтва та розпису Св. Coфiï Киïвськоï//Coфiйcьki читання. К., 2009. Вип. 4. С. 333-344; Эртель А. Новые данные по истории Выдубицкого мон-ря. 1920// Ульяновский В. И. Выдубицкий Чуда Архангела Михаила мон-рь. 2009. С. 610-623; Видубицький Muxaйлibcьkuй монастир - погляд kpiзь biku: Зб. мam-лib науковоï конф., присвяченоï 940-лimmю Cb.-Muxaйлibcьkoro мон-ря у К., 2010; Обитель Архангела. К., 2010; Ковалинський В. Kuïbcьki мihiamюpu. К., 2011. Кн. 9. Ч. 1. С. 198-247. В. И. Ульяновский, Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ)

http://pravenc.ru/text/1684561.html

В XVII в. в синодики, так же как и во В. к., начали записываться сведения по истории мон-рей. Ярким примером может служить синодик XVII в. Выдубицкого Всеволожа во имя св. арх. Михаила муж. мон-ря , в начале к-рого помещен краткий рассказ «О создании монастыря Выдубицкаго» с похвалой 1-му ктитору обители вел. кн. Всеволоду Ярославичу (синодик известен в выписке, сделанной в 1815 для гр. Н. П. Румянцева .- РГБ. Ф. 256. 387. Л. 6-6 об.). Рассказ об основании обители читался также в синодике Воротынского Спасского, что на Устье, мон-ря ( Леонид (Кавелин). Церк.-ист. описание. С. 95-106). Со 2-й пол. XVIII в. сведения о вкладах включались в описи имущества действующих и упраздненных мон-рей, В. к. как вид монастырского делопроизводства стали приходить в упадок. В ряде случаев их функции сокращались, напр., В. к. и синодик Ниловой Столобенской пуст. фиксировали в 1860-1865 гг. только денежные вклады (РГБ. Ф. 200. 18). Во 2-й пол. XIX в. в епархиальное делопроизводство были введены типовые В. к., предназначавшиеся в первую очередь для приходских храмов,- «Справочные книги к синодику на вечное поминовение». Эти документы содержали графы для данных о дате поступления вклада, об имени, о звании или сословии, о месте жительства вкладчика или благотворителя, об условиях вклада («когда и на каких службах поминать»), графы для соотнесения с записями в приходо-расходных книгах и синодиках. Данная разновидность В. к. перестала использоваться в 20-х гг. XX в. вслед. нарушения церковного делопроизводства в условиях гонений на Церковь. Арх.: ГИМ. Епарх. 1(6) [Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря, XVI в.]; 417 (683) [Устав о братской трапезе и поминании живых и умерших, 1565 г.]; 418 (686) [Книга вкладов Иосифова мон-ря, сер. XVI - нач. XVII в.]; 419 (687) [Книга вкладов Иосифова мон-ря, 2-я - 3-я четв. XVI в.]; НГМ. ОПИ. 11033 [Синодик и записи о вкладах, сделанных в Сырков мон-рь в Вел. Новгороде в 1675 г.- посл. четв. XVII в.]; РГАДА. Ф. 181. 146/213 [Кормовые, вкладные и данные книги, синодик ярославского Толгского мон-ря, XVII в.]; Ф.

http://pravenc.ru/text/158928.html

Каргером (1945) и Т. А. Бобровским (2003) на территории Выдубицкого мон-ря, сооружение подземных камер-келий относится к сер. XI в. Впосл. поселение пещерников эволюционировало в общежительный мон-рь ( Бобровський. 2007. С. 59). В 1070 г. при финансовой помощи кн. Всеволода Ярославича в обители был построен каменный собор во имя архистратига Михаила. Т. о., начало образования Выдубицкого монастыря имеет сходство с историей Печерской обители: на смену пещерному поселению анахоретов со временем пришла обустроенная на поверхности киновия. Ок. 1078 г. бывш. игум. Печерского мон-ря Стефан († 1094), изгнанный братией, основал Кловский «Стефанич» монастырь во имя Влахернской иконы Положения ризы Пресв. Богородицы. Мон-рь во имя Спасителя на Берестове «Германич» предположительно был основан Германом, упоминаемым в качестве игумена в 1072 г., когда он присутствовал на перенесении мощей мучеников Бориса и Глеба. Вероятно, на рубеже XI и XII вв. к юго-западу от Печерской обители возник киевский Зверинецкий во имя архангела Михаила мужской монастырь (в средневек. письменных источниках обитель не упом. и известна лишь благодаря археологическим исследованиям ее подземных сооружений). О самостоятельности монастыря свидетельствует пещерное графито с упоминанием «игуменов зверинецких»: Леонтия, Маркиана, Михаила, Ионы, Мины, Климентия, Мануила ( Бобровський. 2007. С. 62-63, 175). По мнению Ю. А. Артамонова, факт существования целого ряда монашеских общин неподалеку от Берестова позволяет поставить под сомнение утвердившийся в историографии тезис о преобладающей роли княжеско-боярских мон-рей в политической и церковной жизни Др. Руси. О некотором преобладании таковых можно говорить только применительно к 1-й пол. XI в., когда христианство в основном было верой аристократического общества. В 50-60-х гг. XI в., когда процесс приобщения к новой вере охватил более широкие слои населения города, на 1-й план вышли обители, основанные самими монахами. Сближение монашеских общин в районе Берестова привело к возникновению здесь института архимандритии: игум.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Важную часть преобразований П. составляли его действия, направленные на оживление исторической памяти правосл. общества о том, как утверждалось на Руси христианство, как благодаря подвигам и чудотворениям в первую очередь монахов Киево-Печерского мон-ря закладывались традиции древней Русской Церкви. Деяния подвижников были доказательством истинности правосл. вероучения. Важным шагом на этом пути стало издание в 1635 г. профессором Киево-Могилянской коллегии еп. Сильвестром (Косовым) на польск. языке «Печерского патерика» (Paterikon, abo ywoty . ojców pieczarskich) - рассказа о Крещении Руси и об истории самой древней и почитаемой киевской обители. Более современная история Печерского мон-ря с рассказами о чудесах, происходивших там в 1594-1638 гг., была изложена в напечатанной по благословению П. книге Афанасия Кальнофойского «Тератургима» (Τερατουργημα, lubo Cuda, ktore byy tak w samym witocudotwornym monastyru Pieczarskim Kiiowskim...) (1638), в к-рую вошли рассказы о чудесах, записанные П. В сочинении опровергались сомнения протестантов в истинности чудес, совершённых киевскими подвижниками. Сильвестр (Косов) подверг критике утверждения католиков о связи древней Русской Церкви с Римом. Приложенные усилия увенчались в 1643 г. канонизацией Печерских подвижников, покоящихся в Ближних и Дальних пещерах Киево-Печерского мон-ря. Молебный канон Печерским угодникам написал посетивший Киев Мелетий Сириг. Важной частью этого направления деятельности П. стали его усилия по восстановлению Софийского собора и древних храмов, к-рые традиция связывала с деятельностью крестителя Руси равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича . Восстановление полуразрушенного, лишенного утвари и убранства Софийского собора продолжалось в течение всего времени правления П. Во время раскопок на месте 1-го каменного христ. храма Киева - Десятинной церкви - была обнаружена гробница с останками, к-рые отождествили с останками равноап. кн. Владимира. На выявленных древних фундаментах был поставлен новый храм. В 1640-1643 гг. была реконструирована, расписана и снабжена утварью ц. Спаса на Берестове. Древнюю ц. Трех святителей (Васильевскую), к-рая считалась 1-м храмом, поставленным кн. Владимиром (построена в 1183), было поручено в 1638 г. «строить» Киевскому братскому мон-рю. П. снабдил утварью ц. арх. Михаила в Выдубицком мон-ре. Был укреплен и расписан Успенский собор Киево-Печерского мон-ря, проведены разнообразные работы в монастырских пещерах. На осуществление этих мероприятий П. не только расходовал собственные средства, но и неоднократно организовывал сбор средств с паствы.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

Главное место занимает шатер над ротондой Гроба Господня (первоначально каменный под шлемовидной главой, обрушился в 1723; заменен в 1756-1761 деревянным с вычурной луковичной золоченой главой; взорван нем. войсками в 1941, воссоздан на рубеже XX и XXI вв., пролет ок. 20 м, общая высота с крестом 60 м). С юж. стороны расположена 7-ярусная колокольня, увенчанная луковичной главой (первоначальная глава была шатровой). Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах Московской обл. 1690–1704 гг. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах Московской обл. 1690–1704 гг. На территории совр. Украины в сер. XVII в. сложилась специфическая типология купольных храмов. Здесь были популярны центрические композиции с планом в форме квадрифолия и пятиглавием по странам света (храм Спаса на Берестове, основа 1113-1125, воссоздан из руин в новых формах митр. Петром Могилой в 1640-1642; Георгиевский собор Выдубицкого мон-ря, 1696-1701,- оба в Киеве; Никольский собор в Нежине Черниговской обл., 1658, с вычурными грушевидными главами на 8-гранных барабанах; Преображенский собор в Изюме Харьковской обл., 1684, с 2-ярусными 8-гранными барабанами глав). Также для Украины были характерны 3-частные, или «трехбанные», храмы (2-этажный Покровский собор в Харькове, 1689, с пирамидальной композицией из 3-ярусных восьмериков, выстроенных по оси «запад-восток»). Необычен тип 5-главых продольных храмов. Восточная часть здания имела крупный К. над средокрестьем и 2 малые главы над алтарем, на зап. фасаде были еще 2 главы по аналогии с 2 башнями на фасадах католических костелов (собор Братского мон-ря, 1690-1693, и Никольский Военный собор, 1696, оба - в Киеве, архит. Старцев, не сохр.; Троицкий собор Троице-Ильинского мон-ря в Чернигове, 1679-1695; Преображенский собор Мгарского мон-ря в Полтавской обл., 1684-1692). Крестовоздвиженский собор в Полтаве (1699-1709) представляет 7-главый вариант того же типа с пятиглавием по странам света в вост. части и 2 главами на западе.

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Летопись особо отмечает участие Д. Р. в строении и украшении храмов в Холме, где попечением правителя был воздвигнут и богато украшен собор во имя ап. Иоанна Богослова. Вскоре после 1241 г. князь построил в Дорогичине «церковь прекрасну святое Богородици» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 788). По-видимому, во время поездки в Орду между окт. 1245 и весной 1246 г. Д. Р. вывез из киевского Феодоровского мон-ря, находившегося под патронатом его предков - потомков Мстислава Великого, в Холм иконы Спаса и Богородицы, а также из Овруча - икону Сретения. По повелению князя образы были украшены «каменьем драгым и бисером златым». К времени правления Д. Р. относят чудотворения от неск. икон, напр. от иконы Божией Матери из Звенигорода, а также от икон Пресв. Богородицы в Белзе и Холме. Свидетельства о почитании 2 последних образов сохранились от более позднего времени. Волынская летопись упоминает жившего на галицких землях в 1-й пол. XIII в. игум. Полонинского мон-ря прп. Григория , духовного отца кн. Войшелка . Представляется, что не только политические мотивы, но и значительность галицко-волынского правосл. центра привели к тому, что Войшелк принял монашеский постриг при дворе Д. Р. и при помощи галицкого князя пытался добраться до Афона. О религиозности Д. Р. известно не много. В кон. 1227 г. он ездил в монастырь св. Николая в Жидичине. Неск. лет спустя, идя на Шумск, он молился в ц. св. Симеона. Накануне отъезда из Киева в Орду Д. Р. побывал в киевском Выдубицком Всеволоже во имя арх. Михаила мон-ре , где просил братию о молитвах, сам князь молился перед иконой арх. Михаила. По возвращении из чеш. похода в 1253 г. Д. Р. в холмском соборе принес Богу благодарственные молитвы. Нельзя забывать и о свидетельствах проникновения в Галицко-Волынскую Русь во времена Д. Р. католич. духовенства. В Опатове находился католич. «русский» еп. Герард. Известно о претензиях Любушского еп-ства на осуществление «русской миссии». В Галицко-Волынской Руси действовали доминиканцы: 2 членов ордена папа Иннокентий IV послал в качестве представителей ко двору Д. Р. По-видимому, к 1227-1234 гг. относится учреждение в Галиче доминиканского мон-ря, о чем пишет Длугош, хотя вряд ли основательно помещает это сообщение под 1238 г. Семейные связи

http://pravenc.ru/text/171312.html

Киевский Выдубицкий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Акварель. Кон. 40-х гг. XIX в. Худож. М. М. Сажин (ГПИБ) Киевский Выдубицкий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Акварель. Кон. 40-х гг. XIX в. Худож. М. М. Сажин (ГПИБ) В 1760-1765 гг., при игум. Митрофане (Горленко), младшем брате еп. Белгородского свт. Иоасафа (Горленко) , и игум. Сифе (Гамалее; † 24 февр. 1767), в соборе и мон-ре велись ремонтные работы, завершившиеся в 1774-1781 гг., при игум. Мелхиседеке (Значко-Яворском). После кончины игум. Сифа в К. В. м. поступили сребропозлащенные большой крест с частицами мощей 18 святых и подписями к каждой частице; наперсный крест с 4 камнями и цепью; деревянная панагия в серебряной оправе. Личную казну, а также движимое имущество скончавшегося игум. Сифа Духовный собор 24 июня 1767 г. постановил потратить на возобновление Михайловской ц. и др. построек. Последним досекуляризационным игуменом с 26 марта 1783 г. был Иероним (Блонский). В послужном списке 1787 г. он отметил, что обитель он «возобновил и украсил» (Там же. Оп. 1. Ед. 261. Л. 37 об.- 43; Ф. 127. Оп. 1024. Ед. 2987. Л. 4 об.- 5, 42 об.). Однако документы времен игуменства Иеронима не фиксируют строительной деятельности. В 1791 г. игум. Иероним был возведен в сан архимандрита киевского Златоверхого мон-ря. В описании выдубицкой ризницы указано, что игум. Иероним приказал перешить ризу из черного атласа в мантию и взял ее с собой при переходе в Златоверхую обитель; именно в этой мантии его положили в гроб. В завещании от 1 янв. 1794 г. он поручал в «Сохранную казну Московского опекунского совета» 2 тыс. р., с тем чтобы ежегодно из процентной суммы 45 р. передавалось в Киевскую Академию и 45 р.- в К. В. м., однако исключительно «в братскую кружку на раздел братии». В 1786 г. по инициативе митр. Самуила (Миславского) К. В. м. был лишен земельных владений, переведен в 3-й класс и обращен в больницу для старых и больных монахов. Игумены назначались преимущественно из префектов и ректоров Киевской Академии, поэтому обителью занимались мало, управление находилось в ведении казначеев и Духовного собора.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010