под управлением Переяславских епископов находилась Ростовская епархия. Примерно в то же время вплоть до образования Смоленской епископии (см. Смоленская митрополия ) в 1136 г. частью П. е. являлась также территория Смоленской волости. Есть основания предполагать, что в 1135-1141 гг. П. е. была присоединена к Митрополичьей области . Первый известный по имени епископ Переяславский (очевидно, первый и в ряду Переяславских митрополитов) - грек Лев (Леонт), автор антилатинского полемического трактата, именуемый в рукописях «Лев, митрополит Переяславля на Руси» (Λων μητροπολτης τς ν Ρωσ Πρεσθλβας) (ПДРКП. 1920. Ч. 2. Вып. 1. С. 73-101). Эта атрибуция, убедительно обоснованная Поппе, опровергает как версию рус. историков XIX - 2-й трети ХХ в., считавших, что автор трактата - гипотетический первый (или второй) митрополит Руси рубежа Х и XI вв. ( Голубинский. История РЦ. Т. 1. 1-я пол. С. 853-854; Мошин В. Послание рус. митр. Леона об опресноках в Охридской рукописи//Bsl. 1963. T. 24. P. 87-105; и др.), так и распространенную преимущественно в зарубежной науке т. зр., согласно которой автор связан не с рус. Переяславлем, а с Преславом в Болгарии и тождествен митр. Маркианопольскому Льву, жившему в нач. XII в. ( Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 312, 608-609; и др.). Наиболее известным из предстоятелей П. е. был свт. Ефрем (не позднее 1076-1091/1101), с деятельностью к-рого связано активное (не только церковное) каменное строительство в стольном городе, в т. ч. и кафедрального собора арх. Михаила, Феодоровской ц. на городских воротах, ц. св. Андрея. В источниках упоминаются также (помимо уже названных архиереев) свт. Сильвестр (1118-1123) - летописец, поставленный на Переяславскую кафедру, как и Лазарь, из игуменов Киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (фамильной обители Всеволода Ярославича и Владимира Всеволодовича Мономаха), Марк (1125-1135) из игуменов переяславского Иоанновского мон-ря - родовой обители переяславского кн. Ярополка (Иоанна) Владимировича, свт. |
Выдубицкий мон-рь в XII в. стал важнейшим киевским центром летописания. Из приписки к Лаврентьевской летописи известно, что игумен обители Сильвестр в 1115/16 г. закончил составление одной из редакций «Повести временных лет» (обычно считается, что 2-й, в наст. время ряд ученых выдвинули гипотезу о составлении этого свода самим выдубицким игуменом). Считается, что после вокняжения в Киеве в 1113 г. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха ведение киевского летописания переместилось из Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) в Выдубицкий мон-рь. С именем М. нек-рые ученые связывают составление Киевского летописного свода 1199/1200 г. (см. в ст. Летописание ), охватившего 1110-1190-е гг., в заключении которого помещено Похвальное слово кн. Рюрику Ростиславичу. Б. А. Рыбаков приписывал М. летописные тексты кон. XII в. (статьи 1196/97-1198/99 гг., ряд вставок в более ранних статьях). Составитель Киевского свода использовал летописание нек-рых древнерус. городов (Владимира-на-Клязьме, Переяславля Южного, Чернигова и др.), переводные памятники (Хронику Иоанна Малалы, «Александрию Хронографическую», «Историю Иудейской войны» Иосифа Флавия). По мнению А. П. Толочко, данный свод был составлен только после 1212 г. ( Толочко А. П. О времени создания Киевского свода «1200 г.»//Ruthenica. К., 2006. Т. 5. С. 73-87). Степень причастности М. к составлению летописных текстов остается дискуссионной. Затруднительно установить и время пребывания М. на посту игумена Выдубицкой обители, поскольку следующий настоятель мон-ря, Михаил, упоминается только под 1231 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 456). Ист.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 707, 708-715; Бегунов Ю. К. Речь Моисея Выдубицкого как памятник торжественного красноречия XII в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 60-76; Слово Моисея Выдубицкого/Подгот. текста, пер.: В. В. Колесов//БЛДР. Т. 4. С. 292-295. Лит.: Строев. Списки иерархов. 1877. Стб. 23; Бестужев-Рюмин К. Н. О составе рус. летописей до кон. XIV в. СПб., 1868. С. 115; Грушевський М. Ucmopiя укр. лит-ры. К.; Льbib, 1923. Т. 3. С. 30-32; Шахматов А. А. Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938. С. 70-71; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 209-211; Рыбаков Б. А. Рус. летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972. С. 60-72; Творогов О. В. Моисей//СККДР. Вып. 1. С. 257-258; он же. Моисей Выдубицкий//ДРСМ. 2014. С. 507; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237). СПб., 19962. 338, 366-368; Присёлков М. Д. История рус. летописания XI-XV вв. СПб., 19962. С. 86-88, 290; Аристов В. Ю. Проблемы происхождения сообщений Киевской летописи//Ruthenica. 2011. Т. 10. С. 117-136; Гимон Т. В. Киевская летопись//ДРСМ. 2014. С. 379; Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 302-303. |
Впервые памятник был исследован и опубликован в нач. XX в. Сперанским. Вопрос о времени и месте его создания остается по существу открытым, хотя до сих пор исследователи считали его южнославянским. Язык памятника в лексическом отношении нейтрален и не содержит данных для его локализации, лит. источники текста в равной мере были доступны и древнерус. и южнослав. книжникам. Нижний хронологический предел создания определяет дата перевода Пролога на слав. язык. Наличие памятника в серб. и рус. рукописях допускает следующие версии: 1) «И. т. с.» было написано на Руси в XII в. и попало в Сербию в период «первого восточнославянского влияния» посл. четв. XII - сер. XIII в.; 2) оно было создано в Сербии в XIII в. и позднее (в XV в.?) перешло на Русь. В пользу восточнославянского происхождения «И. т. с.» может свидетельствовать обстоятельство, что южнослав. произведения, созданные до сер. XIV в. и не включенные в состав макротекстов (прежде всего сборников уставных чтений), не получили на Руси известности в эпоху «второго южнославянского влияния». Независимо от решения вопроса о месте создания «И. т. с.» должно изучаться в контексте русско-южнослав. культурных связей домонг. периода. В тексте «И. т. с.» упоминается о его произнесении в церкви во имя арх. Михаила («Мы же, братие, подражающее того ангельского собора, собравшееся в храме святаго архангела Михаила, похвалим всех владыку»), состоявшемся, возможно, при освящении храма. Относительно местонахождения этой церкви ввиду большой популярности посвящения престолов арх. Михаилу можно только высказывать предположения. В случае рус. происхождения «И. т. с.» речь может идти, напр., о мон-ре на Смядыни в Смоленске, основанном кн. Давидом Ростиславичем (1167-1180; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 703-704), или о Выдубицком монастыре в Киеве, где в 1198 г. проводил строительные работы кн. Рюрик Ростиславич (см.: Бегунов Ю. К. Речь Моисея Выдубицкого как памятник торжественного красноречия XII в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 60-76). При серб. происхождении допустим вариант мон-ря Михаила на Превлаке близ Котора, ок. 1219 г. преобразованного из католического в связи с учреждением в нем центра Зетской епархии Сербской Православной Церкви. |
МАКАРИЙ МАКРИС (ок. 1383 - 7 янв. 1431), прп. (пам. греч. 8 янв.), визант. подвижник, церковный писатель, агиограф, полемист, игумен и возобновитель к-польского мон-ря Пантократора МАКСИМ († между 408 и 423), проповедник и церковный писатель, еп. Туринский (Тавринский), проповедник и церковный писатель, св. (пам. 25 июня) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МЕЖЗАВЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА совокупность иудейских религиозно-исторических текстов, относящихся к разным жанрам и написанных на евр., арам. и греч. языках в период от III в. до Р. Х. до II в. по Р. Х. Иоганн Адам (1796-1838), нем. католич. богослов, один из главных представителей католич. тюбингенской школы богословия, историк Церкви, патролог МИХАИЛ (Новосёлов Михаил Александрович; 1864-1938), мч. (пам. 8 янв.), духовный писатель, публицист, издатель МИХАИЛ СИРИЕЦ [Михаил I; Михаил Великий] (1126-1199), патриарх Антиохийский (с 1166), глава Сирийской яковитской Церкви, церковный писатель и летописец МОИСЕЙ игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель МОНАРХИАНСТВО наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехрист. периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде) Андрей Николаевич (1806-1874), камергер имп. двора (с 21 мая 1836), почетный член С.-Петербургской АН, действительный статский советник (1855), духовный писатель, церковно-общественный деятель, историк Церкви, паломник НИКОДИМ (Кононов Александр Михайлович; 1871-1919), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф |
В 1864 г. духовная дочь И. кнг. Е. А. Васильчикова обратилась в Синод за разрешением передать для буд. Троицкого мон-ря дом, находившийся на территории приобретенной ею усадьбы, а также 10 тыс. р. серебром и др. вклады. 19 янв. 1865 г. Синод разрешил устроить домовую ц. во имя Св. Троицы и определил: «...наблюдение за церковью и отправление в ней богослужения поручить духовному отцу… иеромонаху Ионе с представлением для большего ему надзора за церковью… перейти на жительство в дом княгини, а для чтения и пения пригласить по своему усмотрению послушников из Выдубицкого монастыря». 4 мая 1865 г. выдубицкий настоятель архим. Вениамин освятил 1-й деревянный храм буд. обители. 5 апр. 1866 г. имп. Александр II дал разрешение на создание мон-ря, а 18 апр. того же года И. определен строителем обители со странноприимницей, больницей и приютом для мальчиков-сирот. В 1872 г. он был возведен в сан игумена, в 1886 г.- в сан архимандрита. 17 янв. 1886 г. Синод поручил И. одновременно возглавлять киевский Межигорский в честь Преображения Господня монастырь . До 1896 г. старец руководил его восстановлением. Прп. Иона Киевский, с житием. Икона. 2008 г. Иконописец А. А. Микловда (Преображенский скит в с. Нещеров) Прп. Иона Киевский, с житием. Икона. 2008 г. Иконописец А. А. Микловда (Преображенский скит в с. Нещеров) Созданная И. Троицкая обитель была единственным общежительным муж. мон-рем в границах Киева. И. ввел «строгие общежительные порядки», не позволял принимать братию из др. мон-рей, но только тех, кто приходили из мира. Если в 1869 г. в мон-ре проживало 27 насельников, то в 1901 г.- уже 470. Ок. 10 иеромонахов Троицкой обители стали настоятелями др. мон-рей и скитов. По благословению И. настоятелем оренбургского Успенского Макариевского мон-ря назначен о. Вениамин (Курач), Жаботинского Чубовского во имя преподобного Онуфрия монастыря - о. Евгений (Загородний), строителем и настоятелем Пречистенского скита в мест. Церковщина - о. Мануил (Ковш; в схиме Серафим). Организатором скита на Зверинецких пещерах стал игум. Валентин (Коротенко). Из братии Троицкого мон-ря неоднократно избирались и назначались настоятели оршанского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря и Неклюдовского Борисоглебского скита Могилёвской губ. |
Иеросхимон. Феофил. Литография Поля Пети по рис. неизв. худож. Сер. XIX в. (ГИМ) Иеросхимон. Феофил. Литография Поля Пети по рис. неизв. худож. Сер. XIX в. (ГИМ) Особое место пустынь занимала в лаврском погребальном комплексе. После приостановки в нач. 80-х гг. XVIII в. захоронения непосредственно на территории Печерской лавры тех, кто ранее сделали вклады на погребение на погосте Вел. Успенской ц., хоронили в пустыни. Об этом свидетельствуют захоронение 1781 г. у Троицкой ц. флоровской мон. Афанасии (в миру кнг. Т. Г. Горчакова; в девичестве Морткина), при жизни она внесла вклад на погребение при Успенской ц., а также обращение 1782 г. в Духовный собор вдовы киево-подольского мещанина И. Бовтка (ктитора ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Доброго), похороненного в лавре по вкладу на погребение обоих супругов). В этом обращении вдова, ссылаясь на то, «что мертвых тел в Лавре уже погребать запрещено», просит похоронить ее в пустыни (Там же. Оп. 1 общ. Д. 160. Л. 5). Всего же на погосте китаевской Троицкой ц. находилось более 100 захоронений. У сев. стены храма были погребены преподобные Досифей Китаевский и Феофил (Горенковский) . В пустыни был похоронен и настоятель киевского Выдубицкого мон-ря архим. Вениамин (Базилевич; † 1873). Киевский юродивый Иоанн Босой (Ковалевский; † 1855) погребен в склепе, который для себя и своего друга Иоанна построил иером. Иларион (см.: Зноско В., свящ. Христа ради юродивый странник Иван Григорьевич, по прозванию «Босый»//Киевские подвижники благочестия. К., 1994. С. 73-120). Значительное по размерам кладбище действовало в сев. части монастырского подворья до 1870 г. В 60-70-х гг. XIX в. недалеко от подворья Троицкого мон-ря был построен Преображенский скит. После закрытия кладбища на территории Троицкого монастыря лаврскую братию стали хоронить в Преображенской пустыни. К 70-м гг. XX в. кладбищенский комплекс пустыни был практически уничтожен. В XXI в. кладбище предполагается возобновить в прежних границах. В хозяйственной жизни лавры значительную роль играли белильня воска и свечной завод. При обители имелась небольшая пасека, сады и огороды; для обеспечения мукой и хлебом китаевской братии на р. Самборе, по соседству с пустынью, были построены плотина с мельницей, на подворье - пекарня. Однако из-за отсутствия хлебопахотных угодий собственных ресурсов для обеспечения мон-ря зерном и мукой не хватало: братия получала ежемесячное довольствие из лавры, а также пожертвования благодетелей. В Помяннике, составленном в 1728 г. при храме прп. Сергия Радонежского и переписанном в 1867 г. уже в Троицкой ц., список «боголюбивых ктиторов» возглавляет род кн. Д. Голицына, названы роды княгинь Горчаковой, Долгоруковой, Кохановской (НБУВ ИР. Ф. 160. 491. Л. 17-17 об.). |
Галерея собора Сан-Марко в Венеции. 2-я пол. XI в. Галерея собора Сан-Марко в Венеции. 2-я пол. XI в. В готическую эпоху в связи с изменением конструктивного решения зданий Г. исчезли из храмовых интерьеров. Аркбутаны, перекинутые над пониженными боковыми нефами, позволили устраивать подобие Г., охватывающих собор на уровне кровли боковых нефов (собор в Шартре, 1194 - ок. 1230). В историографии франц. архитектуры термин «Г.» применяется и для обозначения в готических постройках т. н. Г. королей, представлявших собой горизонтальные ярусы на фасадах храмов со статуями библейских царей (собор Парижской Богоматери, 1163-1250), к-рых впосл. стали отождествлять с королями Франции. Важнейшую роль играли Г. в монастырской архитектуре Европы, где они обычно связывали все здания ансамбля в единое целое. В их типологическом многообразии особенно выделяется наземная 4-сторонняя Г., часто с архитектурно и скульптурно украшенной аркадой и парапетом, располагавшаяся вокруг внутреннего дворика мон-ря (см. ст. Клуатр ). Она стала наиболее узнаваемым элементом и символом регулярной монастырской планировки, что отражено в одном из общеевроп. названий мон-ря - cloister. С эпохи средневековья и до XIX в. обведенный 4-сторонней Г. внутренний двор был часто используемой формой западноевроп. церковного кладбища (Кампосанто в Пизе). Структура древнерус. храмов, следующая визант. традиции, также предполагала сооружение Г. Так, Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036), 4-столпный храм типа вписанного креста, имел хоры над боковыми нефами и нартексом. В соборах Св. Софии Киевской (1037) и Новгородской (1045-1057) хоры, окружавшие соборы с 3 сторон, были вынесены за пределы крестово-купольной части храма (вероятно, то же в соборе в Полоцке, 1-я пол. XI в.; в ц. мц. Ирины в Киеве, 1037). В этих храмах прослеживается к-польская традиция сооружения 2-ярусного обхода купольного квадрата. Во 2-й пол. XI в. хоры стали устраивать лишь над нартексом и зап. углами основного пространства храма, располагая их на значительной высоте (Михайловский собор Выдубицкого мон-ря в Киеве, 1070; Успенский собор Печерской лавры, 1073-1077; ц. святых Бориса и Глеба в Вышгороде, 70-е гг. XI в.). Предназначались хоры в древнерус. церквах для высокопоставленных лиц и, возможно, для монахов. |
Н. прибыл на Русь 6 дек. 1104 г., а 18 дек. в Киеве совершилось его настолование в Софийском соборе. По словам М. Д. Присёлкова , поставление Н. на Киевскую кафедру «принесло значительное оживление церковной жизни» на Руси ( Присёлков. 2003. С. 172). В следующем году Н. возглавил хиротонии нескольких русских церковных иерархов: 27 авг.- Амфилохия († 1122) во епископа Владимиро-Волынского, 12 нояб.- Лазаря , бывшего игумена киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила монастыря , во епископа Переяславля Южного, 13 дек.- Мину во епископа Полоцкого. В 1108 г. по предложению игум. Киево-Печерского мон-ря Феоктиста (впосл. свт., епископ Черниговский), поддержанному Киевским кн. Святополком, Н. распорядился об общерусском прославлении прп. Феодосия Печерского; имя святого было внесено в синодик (князь «повеле митрополиту вписати же в Синодик и повеле вписывати по всем епископьям и вси же епископи с радостью вписаша и поминати им на всех зборех» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 283; ПВЛ. С. 120)). Тогда же, по одной из гипотез, было составлено Житие прп. Феодосия (см.: Артамонов Ю. А. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//ДГВЕ, 2000 г. М., 2003. С. 173-277; Он же. «Гипотеза, выстроенная на гипотезах»: По поводу нового исслед. А. Поппэ//ВЦИ. 2013. 1/2(29/30). С. 377-382). 11 июля того же года Киевский кн. Святополк (Михаил) Изяславич в Димитриевском мон-ре, основанном его отцом Изяславом Ярославичем, заложил ц. во имя арх. Михаила (Златоверхую) (см. Киевский Златоверхий во имя архангела Михаила монастырь ). 30(31) янв. 1109 г. в Новгороде скончался свт. Никита , еп. Новгородский, постриженик Киево-Печерского мон-ря. В том же году «стяжанием святого владыкы» (т. е. на средства почившего Никиты) начались работы по росписи Софийского собора (НПЛ. С. 19, 203); первые фрески одного из древнейших русских соборов, т. о., относятся ко времени возглавления митрополии Н. 20 дек. 1110 г. в Новгород прибыл новый епископ Иоанн Попьян , которого, очевидно, поставил в Киеве Н. Печать Киевского митр. Никифора I. 1194–1121 гг. (частное собрание) |
деревянную книгу 1-й четв. XI в. (Новгородская Псалтирь), состоящую из 3 дощечек - цер. На восковых табличках, заполнявших деревянные страницы, воспроизведены тексты псалмов на церковнослав. языке, отражающем ранний этап его рус. извода ( Зализняк А. А. , Янин В. Л. Новгородский кодекс 1-й четв. XI в.- древнейшая книга Руси//ВЯ. 2001. 5. С. 3-25). Хотя воск и не является твердым материалом, однако орудием письма по нему служили те же металлические или костяные писала, к-рыми наносились тексты на штукатурку или на бересту древних стен. Поэтому приемы письма по воску, бересте и стене имеют много общих черт, отличающих их от письма по пергамену или бумаге. К XI в. относится Г. на деревянном цилиндре из Новгорода, служившем пломбой для мешка при распределении княжеских доходов: «мецъницъ мхъ въ тихъм…г полъ цътвъръ» ( Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. М., 2004. С. 276, 5). Это один из самых ранних текстов, отразивших одноеровую (с «ъ») графику и древненовгородское диалектное явление - «цоканье». С развитием в XI в. на Руси церковного каменного зодчества появляются Г. на стенах храмов. Многочисленные Г. XI-XV вв.- надписи и рисунки - сохранились на древних участках церковных стен в Киеве, Новгороде, Ст. Ладоге, Полоцке, Галиче Волынском, Пскове, Владимире, Ст. Рязани. В Киеве Г. обнаружены в Софии Св. соборе (более 300), в Михайловской ц. киевского Выдубицкого Всеволожа во имя арх. Михаила муж. мон-ря (ок. 20), на стенах Зверинецких пещер (см. Зверинецкий во имя арх. Михаила мон-рь ) и Ближних пещер Киево-Печерской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры , в Успенском соборе Киево-Печерской лавры (13), в ц. Спаса на Берестове (22), в Кирилловской ц. (27). Многочисленны Г. в новгородских храмах - в Софии Св. соборе (более 250), в Георгиевском соборе Юрьева новгородского мон-ря (более 20) и в соборе Рождества Пресв. Богородицы в Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре (ок. 5), в ц. Спаса на Нередице (ок. 100), в ц. Феодора Стратилата на Ручью (ок. |
1637, 11 янв. 1637), Учительное Евангелие той же типографии (27 нояб. 1637), Евангелие львовской печати и напрестольный серебряный крест (26 и 27 мая 1642). 19 авг. 1645 г. королевский привилей на игуменство в К. В. м. получил Игнатий (Оксенович-Старушич) , сподвижник митр. Петра. В 1646 г. игум. Игнатий испросил у царя Алексея Михайловича новые церковные сосуды, облачения, богослужебные книги, кадило: «Пожалуй, всесветлейший благочестивый царю, храм святаго архистратига Михаила оскудный в сосуды напрестольные, одежды священнические, книги церковные и кадилницу и что Бог на сердце положит Вашему царскому величеству» (Там же. 71. С. 75-77; АИ. Т. 4. 85. С. 221). Среди вкладов в обитель, поступивших при игум. Игнатии,- сохранившийся серебряный позолоченный потир с дарственной надписью 1648 г. В период его настоятельства К. В. м. был разграблен войсками гетмана Я. Радзивилла. 12 июля 1650 г. игум. Игнатий был хиротонисан во епископа Могилёвского, Мстиславского и Оршанского. Вскоре после назначения он умер; погребен в монастырском Михайловском храме. Сохранился текст его эпитафии ( [Голубев С. Т.] Надгробная надпись всечестному иером. Игнатию Оксеновичу, игум. мон-ря Выдубицкого, к-рый преставился року 1651, окт. 30 дня//Киевские ЕВ. 1877. 15. Отд. 2. С. 422-424; Перетц В. Н. К биографии о. Игнатия Оксентовича Старушича, киев. проповедника пол. XVII в. Пг., 1914. С. 5-6 (отд. отт.: ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 1. С. 187-199)). К. В. м. возглавил брат игум. Игнатия, Климентий (Старушич), получивший королевский привилей на игуменство 15 апр. 1652 г. В сер. XVII в. наблюдается усиление роли игуменов в управлении обителью. В то же время почти все гетманы как Правобережной, так и Левобережной Украины выдавали охранительные универсалы на владения и имущество обители, делали вклады и жаловали земли. Заручившись рекомендательным письмом гетмана Богдана Хмельницкого , в 1654 и 1658 гг. игум. Климентий испрашивал милостыню у царя Алексея Михайловича (НБУВ ИР. Ф. 194. Ед. 136. Л. 65-66). |
| |