Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАЗАРЬ Еп. Переяславский (Переяславля Южного) (12 нояб. 1105 - 6(16?) сент. 1117). Согласно ПВЛ, Л. в 1072 г. был настоятелем ц. во имя св. князей Бориса и Глеба (в крещении Роман и Давид) в Вышгороде под Киевом, в которую были перенесены мощи этих святых в присутствии рус. князей и епископата. В «Сказании чюдес святою страстотьрпцю Христову Романа и Давида», в Чуде 5 - «о жене сухоруце», говорится, что он был «старейшина клириком церкви тоя» (вышгородской), упоминается его сын (Жития. 1916. С. 58-59). В 1188 г. Л. был игуменом киевского Выдубицкого во имя арх. Михаила мужского монастыря , связанного с семейством Киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича . В этом году в обители митр. Киевским Иоанном II был освящен новый собор. В 1093 г., вероятнее всего именно в Выдубицком мон-ре, состоялся княжеский съезд с участием вел. кн. Киевского Святополка (Михаила) Изяславича и блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха («совокупистася у святаго Михаила и взяста межи собою распря и которы и уладившеся, целоваста крест межи собою» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 219). Поставлен на кафедру Переяславля Южного 12 нояб. 1105 г. митр. Никифором I . В Переяславле в то время княжил Владимир Мономах (1094-1113), и есть все основания полагать, что именно он избрал на Переяславское епископство игумена своего родового мон-ря (показательно, что следующим Переяславским епископом в 1118 стал преемник Л. на игуменстве в Выдубицком мон-ре известный летописец Сильвестр ). 1-2 мая 1115 г. Л. в составе церковного собора во главе с митр. Никифором участвовал в освящении новой каменной ц. святых Бориса и Глеба в Вышгороде и перенесении в нее мощей св. страстотерпцев, организованном князьями Владимиром Мономахом, Давидом Святославичем и Олегом (Михаилом) Святославичем. Высказывалось предположение о принадлежности Л. печати с изображением святых Лазаря и Василия Кесарийского, однако впосл. оно было отклонено в связи с новыми сфрагистическими находками ( Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. С. 129; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 52, 58).

http://pravenc.ru/text/2462527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКИЙ ИОНИНСКИЙ (ИОНОВСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Киевская митрополия УПЦ), находится в Киеве (Украина), на Зверинецком холме. Основан в 1866 г. по инициативе прп. Ионы (Мирошниченко) . XIX в.- 1942 г. Митр. Киевский Евгений (Болховитинов) в нач. 30-х гг. XIX в. назвал юж. окрестность Киева Русским Афоном. По преданию, иеросхим. прп. Феофил (Горенковский) за 10 лет до основания обители предсказал устроение здесь большого мон-ря (Христа ради юродивый иеросхим. Феофил, подвижник и прозорливец Киево-Печерской Лавры/Сост.: В. Зноско. М., 1996. С. 148). Киевский Ионинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Киевский Ионинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Основатель К. И. м. прп. Иона в записках упоминал, что «потрудиться в созидании и устроении святая обители мужеского общежительного монастыря» и что благословил его прп. Серафим Саровский. В 40-х гг. XIX в., во время пребывания в Белобережской пуст., мон. Иона трижды сподоблялся видения Богородицы, повелевавшей ему идти «во град Киев» для основания мон-ря, место к-рого на берегу Днепра будет указано огненным столпом (Сказания. 2005. С. 77). Вскоре он отправился в Киев и с 1851 г. по благословению митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) проживал в разных обителях, в т. ч. с 1860 г.- в киевском Выдубицком во имя арх. Михаила мон-ре , где стал известен как старец. Иером. Иона часто посещал сад рядом с Выдубицкой обителью - территорию буд. Троицкого мон-ря. Здесь ему трижды являлась Богородица, обещавшая помощь в обустройстве новой обители. Звонница. XX в. Фотография. 2013 г. Звонница. XX в. Фотография. 2013 г. Вскоре иером. Иона переселился в сад на Зверинецком холме, к нему присоединился мон. Иларион. Образовалась небольшая монашеская община, в документах именовавшаяся «частным скитом иеромонаха Ионы». Старец выкупил 2 усадьбы: «у Марии Романовны (Шушовой) и у соседа Молявки. Первая была приобретена за 130 р., а вторая - за 115 р.» (Там же. С. 141). Сначала подвижники жили в небольших куренях из хвороста, затем построили временные деревянные кельи. С 1864 г. по благословению митр. Киевского Арсения (Москвина) на средства кнг. Е. А. Васильчиковой (вдовы киевского ген.-губернатора кн. И. И. Васильчикова) на Зверинецком холме стали возводить деревянные монастырские постройки.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА Прп. Иона (Мирошниченко). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ионинский Троицкий мон-рь в Киеве) Прп. Иона (Мирошниченко). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ионинский Троицкий мон-рь в Киеве) (Мирошниченко [Мирошин] Иван Павлович; в схиме Петр; 1805 (1809?), Полтавская губ.- 9.01. 1902, Киев), прп. (пам. 9 янв. и 20 сент.- в Соборе Брянских святых), архим., основатель киевского Ионинского во имя Святой Троицы монастыря . Род. в семье мещан. В детстве мальчику трижды являлся ап. Иоанн Богослов, к-рый водил его по «небесным обителям», показывал «новую землю» и «новое небо». В юные годы Иван решил посвятить жизнь служению Богу. Он оставил отчий дом, странствовал, посетил неск. обителей. Ок. 8 лет прожил в Саровской пуст. , находился в духовном общении с прп. Серафимом Саровским . В 1836 г. поступил послушником в Белобережскую Иоанно-Предтеченскую пуст. Брянского у. Орловской губ., 4 марта 1838 г. был зачислен в обитель, 19 дек. 1843 г. пострижен в монашество, 20 июня 1845 г. рукоположен во диакона. В пустыни И. трижды сподобился явления Божией Матери и Ее благословения на основание нового мон-ря на берегу Днепра. Прп. Иона (Мирошниченко). Прижизненный портрет. Кон. XIX в. Худож. Г. Вигуров (Ионинский Троицкий мон-рь в Киеве) Прп. Иона (Мирошниченко). Прижизненный портрет. Кон. XIX в. Худож. Г. Вигуров (Ионинский Троицкий мон-рь в Киеве) Вскоре И. отправился в Киев; с 3 авг. 1851 г. по благословению митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) проживал в Слупском Пустынном во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре, с 1856 г.- в киевском Братском в честь Богоявления монастыре , с 6 сент. 1857 г.- в киевском во имя вмц. Екатерины мон-ре, где 29 июля 1858 г. был рукоположен во иерея. В 1860 г. И. переселился в киевский Выдубицкий монастырь , стал известен как старец, принимал паломников, кротко терпел непонимание казначея и некоторых насельников. Вместе со своим келейником И. часто посещал сад рядом с Выдубицкой обителью - территорию буд. Свято-Троицкого мон-ря. Именно здесь ему вновь явилась Богородица в «неисповедимом свете»: 1 марта 1861 г.- с 33 святыми, 9 марта 1862 г.- в сопровождении 12 апостолов, равноапостольных Константина и Елены, кн. Владимира и кнг. Ольги, блгв. кн. Александра Невского, святых Бориса и Глеба.

http://pravenc.ru/text/578266.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЛЕБЕДИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Свт. Николай Чудотворец. Мозаика над воротами колокольни. 90-е гг. XX в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Свт. Николай Чудотворец. Мозаика над воротами колокольни. 90-е гг. XX в. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Черкасской епархии УПЦ), находится близ с. Лебедин Шполянского р-на Черкасской обл. (Украина). Основан в 1779 г. как отд-ние Лебединского Георгиевского муж. мон-ря, устроенного в 1657 г. в урочище Чичково близ с. Лебедин по благословению митр. Киевского, Галицкого и всея Руси Дионисия (Балабана-Тукальского) . 24 мая 1779 г. кн. Франтишек Ксаверий Любомирский (1747-1819) выдал т. н. фундационную грамоту («Право на основание монастыря») на устроение Н. Л. м. в принадлежавшем ему лесном угодье близ с. Лебедин, между реками Н. Гептурка и В. Гептурка (ГА Черкасской обл. Ф. 422. Оп. 1. Д. 2. Л. 132; Мариновский. 1997. С. 164). По местному преданию, реки названы в память о битве казаков с турками (казаки «гепали турка», т. е. били турок). 18 июня 1782 г. митр. Киевский и Галицкий Гавриил (Кременецкий) выдал письменное разрешение на основание Н. Л. м. и постройку церкви. Отсрочка офиц. открытия мон-ря объясняется тем, что лишь за месяц до этого, 8 мая 1782 г., урядник кн. Любомирского шляхтич Ян Вышинский окончательно оформил отвод земель в Лебединском лесу для строительства обители (ЦГИАК. Ф. 825. Оп. 2. Д. 4. Л. 10). Мон-рь находился недалеко от бывш. хозяйственного подворья киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря . С 1782 г. Н. Л. м. возглавляла игум. Таисия. Вероятно, ее предшественницей была упоминаемая в документах в 1786 г. старица Магдалина, бывш. настоятельница, проживавшая в обители на покое (Там же. Ф. 180. Оп. 1. Д. 21. Л. 2). Предание называет основательницами Н. Л. м. мон. Магдалину, а также 3 инокинь: Трифиллию, Дарию и Февронию, прибывших из Молдавии, из разоренного турками Каратурского в честь Благовещения Пресв. Богородицы скита Оргеевского у. или из Каларашовского в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря Сорокского у. По преданию, явившийся сестрам свт. Николай Чудотворец велел основать обитель и монахини обратились за поддержкой к кн. Любомирскому.

http://pravenc.ru/text/2566174.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ († после 1089), свт. (пам. 15 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский. И. принял монашество в Киево-Печерском мон-ре, по-видимому, был учеником прп. Феодосия Печерского. В Житии прп. Феодосия (написано, по мнению Ю. А. Артамонова, в нач. XII в., до 1107/08; см.: Артамонов Ю. А. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//ДГВЕ, 2000 г. М., 2003. С. 173-277) об И. говорится: «Тъгда же христолюбивый князь (Изяслав Ярославич.- М. П.) от манастыря великааго отьца нашего Феодосия избьрав единого от братия, иже в чьрньчьскемь житии просиявъша, Исаию наричемааго, того же, извед, игумена постави в манастыри своемь и святааго мученика Димитрия, иже и послеже добрых ради нрав его поставлен бысть епискупъмь Ростову городу» (Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 95; БЛДР. Т. 1. С. 388). Т. о., И. стал игуменом киевского во имя вмч. Димитрия Солунского мон-ря , будучи выбран ктитором обители кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем , занимавшим киевский стол в 1054 - сент. 1068 г., в мае 1069 - марте 1073 г., 15 июля 1077 - 3 окт. 1078 г. Предшественник И. на посту игумена - Варлаам - скончался ранее 1074 г. Свт. Исаия, еп. Ростовский. Нагробная икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Свт. Исаия, еп. Ростовский. Нагробная икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Дата хиротонии И. на Ростовскую кафедру неизвестна. Согласно «Повести временных лет» (ПВЛ), в 1088 г. И., будучи епископом, принимал участие наряду с др. иерархами в освящении Михаило-Архангельского собора в киевском Выдубицком Всеволоже во имя арх. Михаила мон-ре , в 1089 г.- в освящении Успенского собора Киево-Печерского мон-ря; оба торжества возглавил митр. Иоанн II (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207-208; Т. 2. Стб. 199). На Ростовской кафедре И. стал преемником свт. Леонтия , убитого язычниками (версия Киево-Печерского патерика ) или мирно скончавшегося (версия Жития свт. Леонтия). Новый Ростовский архиерей столкнулся с укорененными языческими верованиями местного населения, как русского, так и финно-угорского. Под 6579 (1071) г. в ПВЛ помещено повествование о ярославских волхвах, начавших волнения в Заволжье (ПВЛ. 1996. С. 76-77); согласно убедительному мнению В. А. Кучкина , эти события датируются осенью 1073 - весной 1074 г. ( Кучкин В. А. Формирование государственной территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 64).

http://pravenc.ru/text/674806.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ (Муретов Климент Иванович; 11.02.1811, с. Лучинск Пронского у. Рязанской губ.- 14.11.1883, Одесса), архиеп. Херсонский и Одесский. Род. в семье диакона И. А. Столпянского. Получил домашнее образование, затем учился в Сапожковском ДУ (1820-1826), куда был записан под фамилией дяди - Муретов, в Рязанской ДС и в КДА (1831-1835). 11 сент. 1834 г. пострижен в монашество, 27 окт. того же года рукоположен во диакона, 24 июля 1835 г.- во иерея. Окончил академию 1-м магистром, получив степень за соч. «О путях Промысла Божия в обращении грешников и о путях покаяния для обращаемых». Как одно из лучших оно было опубликовано в 1-м т. «Собрания сочинений студентов Киевской духовной академии» (К., 1839; отд. изд.: М., 1899, 1900), заслужив положительную оценку Московского митр. свт. Филарета (Дроздова) . 7 окт. 1835 г. оставлен при КДА бакалавром по Свящ. Писанию и герменевтике, 27 окт. назначен помощником библиотекаря. С февр. 1836 г. преподавал догматическое богословие и каноническое право. 2 нояб. 1836 г. причислен к соборным иеромонахам Киево-Печерской лавры . 6 сент. 1837 г. назначен профессором догматического богословия вместо освобожденного от профессорских обязанностей ректора Чигиринского еп. Иннокентия (Борисова) . Д. был одним из основателей ж. «Воскресное чтение» , редактировал его в 1837-1841 гг., печатал в нем лекции по каноническому праву, но не завершил их публикацию. 8 янв. 1838 г. определен исполняющим обязанности инспектора, 14 февр. утвержден в должности. 25 марта того же года возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем киевского Выдубицкого Всеволожа во имя арх. Михаила муж. мон-ря . Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский. Фотография. Нач. 80-х гг. XIX в. (ЦАК МДА) Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский. Фотография. Нач. 80-х гг. XIX в. (ЦАК МДА) 24 апр. 1841 г. назначен ректором КДА с настоятельством в киевском Братском в честь Богоявления мон-ре . В 1838 г. ревизовал Орловскую ДС (с подведомственными ей уч-щами), в 1842 г.- Курскую и Воронежскую семинарии, в 1846-м - Херсонскую, в 1847-м - Киевскую семинарию. В 1839 г. подготовил для Комиссии духовных уч-щ от Конференции КДА конспекты и планы по церковному праву и патрологии. По поручению Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) составил программу по педагогике (Полн. собр. творений: В 7 т. Т. 6. С. 175-178). Д. предлагал выделить из общего курса богословия «богословскую энциклопедию» - введение в богословие, к-рое вскоре вошло в состав академического курса как самостоятельная наука. В 1843 г. по поручению Святейшего Синода представил план образования новых кафедр, программы обучения и распределения учебных часов по предметам. C 6 марта 1845 г. член Комитета по изысканию средств к обеспечению сельского духовенства, с 20 июля по 28 сент. 1845 г.- Комитета для выработки нового плана обучения с целью усиления преподавания богословских дисциплин.

http://pravenc.ru/text/178167.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСЕЕВ Юрий Сергеевич (род. 26.12.1917, Киев), историк древнерус. и укр. архитектуры, д-р архитектуры, проф. (1971), лауреат Гос. премии УССР в области науки и техники (1971), заслуженный архитектор Украины (1991), почетный академик архитектуры Украины. Работал в системе Академии архитектуры УССР, в Ин-те теории и истории архитектуры, преподавал в Киевском инженерно-строительном ин-те (1948-1952), в Киевском гос. художественном ин-те (в наст. время Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры), где в 1974-1999 гг. возглавлял кафедру теории и истории архитектуры. Автор более 200 печатных работ, в т. ч. 16 монографий и альбомов. В нач. 30-х гг. XX в. под рук. своего учителя И. В. Моргилевского производил обмеры древнерус. церквей Киева, большей частью уничтоженных в 1935-1937 гг. (Успения Богородицы Пирогощи, Кирилловской, Трехсвятительской, собора Златоверхого Киевского мон-ря). В послевоенные годы исследовал мн. памятники X-XIII вв. Украины и Крыма (соборы Св. Софии в Киеве, Клопского Михайловского Веряжского мон-ря, Выдубицкого и Печерского мон-рей, арх. Михаила и епископские ворота в Переяславле Южном; церкви Спаса на Берестове в Киеве, св. Апостолов в Белгороде Киевском, вмч. Георгия в Каневе, во имя Иоанна Предтечи в Керчи и др.). В канд. («Кирилловская церковь XII в. в Киеве», 1948) и докт. («Архитектура Киевской Руси 2-й пол. XII - 1-й пол. XIII в.»,1971) диссертациях А. рассматривает развитие древнерус. зодчества в контексте искусства Византии и мирового архитектурного процесса. А. принадлежат исторические реконструкции большинства архитектурных сооружений эпохи Др. Руси на территории Украины (княжеских дворцовых зданий перед Десятинной ц . и самого храма, городской планировки Киева эпохи Владимира Святого и Ярослава Мудрого, собора Св. Софии, Кирилловской ц., собора арх. Михаила Выдубицкого мон-ря, Золотых ворот и др.). Соч.: Орнаменти Coфiï Киïвськоï. К., 1949; Apximekmypa Kupuлibcьkoro зanobiдhuka//Apximekmyphi пам " ятники. К., 1950; Памятники архитектуры Украины: Чертежи и фотогр.: Альбом. К., 1954; Древний Киев, X-XVII вв. М., 1956; Архитектура Крыма. К., 1961 (в соавт. с Лебедевым Г. А.); Новые данные о соборе Дмитриевского мон-ря в Киеве//Сов. Арх. 1961. 3; Apximekmypa Киïвськоï Pyci. К., 1969; Мистецтво стародавнього К., 1969; Подорож в античний cbim. К., 1970; Киевская София и древнерус. зодчество//София Киевская: Мат-лы исследований. К., 1973; Древнерусское искусство эпохи «Слова о полку Игореве» и груз. архитектура эпохи Руставели. Тбилиси, 1977; Джерела: мистецтво Киïвськоï Pyci. К., 1980; Архитектура Древнего Киева. К., 1982; Мистецтво Киïвськоï Pyci. К., 1989; Стили в архитектуре Украины. К., 1989. Лит.: Раппопорт П. А. Археологические исследования памятников рус. зодчества X-XIII вв.//Сов. Арх. 1962. 2. Г. Ю. Ивакин, А. А. Фетисов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76594.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Освящение собора во имя арх. Михаила в киевском Выдубицком мон-ре. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 120) Освящение собора во имя арх. Михаила в киевском Выдубицком мон-ре. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 120) († 23.11.1111), еп. Черниговский. Известен по ранним достоверным источникам как 2-й архиерей на Черниговской кафедре. И. был поставлен до 1087 г., вероятнее всего Киевским митр. Иоанном II . День кончины епископа указан в Ипатьевской летописи (см.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 273; ср.: Там же. Т. 1. Стб. 289; НПЛ. С. 20, 203; обоснование даты см.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 44-45, 309. Примеч. 5; у Я. Н. Щапова ( Щапов. 1989. С. 210) ошибочно со ссылкой на Н. Г. Бережкова указан 1110 год). По-видимому, почти все время архиерейства из-за болезни И. не принимал активного участия в церковных делах. В летописном сообщении о поставлении преемника И. Феоктиста 12 янв. 1113 г. говорится: «Бе бо пред ним епископ болен, и не моги служити, и лежа в болести лет 25, темьже князь и людье жадаху епискупле службе» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 274). В 1088 г. И. участвовал в освящении Михайловского собора киевского Выдубицкого Всеволожа во имя архангела Михаила монастыря , находившегося под патронатом киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича . В 1091 г. Черниговский архиерей вместе с епископами Ефремом Переяславским, Стефаном Владимирским, Марином Юрьевским торжественно перенес мощи прп. Феодосия Печерского в Успенский собор Киево-Печерского мон-ря (в отличие от названных архиереев И. не упомянут Владимирским еп. св. Симоном в числе архиереев - пострижеников Киево-Печерского монастыря, однако свт. Симон пишет, что перечислил отнюдь не всех архиереев-печерян; см.: Древнерусские патерики. 1999. С. 21-22). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207, 211, 289; Т. 2. Стб. 202-203, 273, 274; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 17-18. Лит.: Щапов Я. Н. Государство и Церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 61, 210; Назаренко А. В. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых и полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 545, 546. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/469436.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.) КОНЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Выборгской епархии С.-Петербургской митрополии), находится в Приозёрском р-не Ленинградской обл. на о-ве Коневец КУКША (Купша; † 1-я четв. XII в.), иером. Киево-Печерского мон-ря, сщмч., Киево-Печерский (пам. 27 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ЛАВРЕНТИЙ († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 29 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛУКА (Жидята, Жирята; † 15.10. 1059), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 2-й еп. Новгородский (1035/36 - 15 окт. 1059) МАКАРИЙ (Кожин Матвей Васильевич; 1401 - 1483), Калязинский, чудотворец, основатель Макариева калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (пам. 17 марта, 26 мая, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МИНА († 1116), еп. Полоцкий, свт. (пам. 20 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МИТРОФАН († 7.02.1238), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МОИСЕЙ игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель

http://pravenc.ru/rubrics/121728_5.html

17 янв. 1886 г. указом Синода игум. Иона был возведен в сан архимандрита и назначен одновременно настоятелем возрождавшегося Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря . К. И. м. был приписан к Межигорской обители, которая в 1894 г. была преобразована в женскую (с отделением от нее К. И. м. со всеми угодьями и капиталами), и передан в ведение киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря ; по настоянию архим. Ионы К. И. м. стал самостоятельным. Но в дек. 1899 г. в связи с преклонным возрастом преподобный был освобожден от управления обителью и поселился в деревянном домике (построен в 1884; снесен в 50-х гг. XX в.). 15 дек. 1901 г. он соборовался и до самой кончины ничего не ел, ежедневно причащался и пил св. воду. Сразу после кончины преподобного настоятель Выдубицкого мон-ря архим. Евлогий отслужил панихиду по старцу. 1 янв. гроб с телом почившего был перенесен в храм Св. Троицы. 12 янв. 1902 г. пребывавший на покое еп. Сильвестр (Малеванский) и ок. 60 клириков в присутствии ок. 30 тыс. паломников совершили отпевание основателя мон-ря. Затем гроб с телом старца трижды обнесли вокруг храма. Он был погребен в склепе под Свято-Троицким собором. В 1899-1902 гг. К. И. м. возглавлял игум. Евгений, в 1902-1911 гг.- архим. Мелхиседек (Стеценко), при к-ром в 1902-1909 гг. производился капитальный ремонт Троицкого храма. В 1911 г. новым настоятелем был назначен иером. (впосл. архимандрит) Иувеналий (Онокало). В 1869 г. в К. И. м. проживало 27 насельников, в т. ч. иеросхимонах и 4 иеромонаха, в 1901 г.- 470 насельников, в 1905 г.- 523 (обитель среди киевских мон-рей занимала 2-е место по числу братии после Киево-Печерской лавры), в 1908 г.- 602, в 1913 г.- 559 насельников, в т. ч. 54 иеромонаха, 27 иеродиаконов, 124 монаха и 354 послушника. К. И. м. являлся единственной муж. общежительной обителью в Киеве. Прп. Иона не позволял принимать братию из др. мон-рей, в К. И. м. поступали только миряне. Ок. 10 пострижеников К. И. м. стали настоятелями др. обителей. Так, настоятелем оренбургского Макариевского Успенского мон-ря был о. Вениамин (Курач), Жаботинского Чубовского во имя прп. Онуфрия Великого мон-ря - о. Евгений (Загородний), строителем Пречистенского скита в мест. Церковщина - о. Мануил (Ковш; в схиме Серафим). Организатором скита на Зверинецких пещерах стал игум. Валентин (Коротенко). Насельники К. И. м. назначались настоятелями оршанского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря и Неклюдовского Борисоглебского скита Могилёвской губ.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010