На самом деле  человек, который вот так пробует, считает, что нужно пожить безо всякой ответственности, то есть, попросту говоря, иметь все права, но не иметь обязанностей и думает, что такие отношения приведут его к созданию крепкой семьи, находится в большом заблуждении. Узнать человека лучше всего именно со стороны, а не когда общаешься на телесном уровне и делишь с ним общий быт и общую постель. То есть это будет осознанный выбор, а не выбор в состоянии эротического угара. Нужно, выстраивая сначала дружеские отношения, увидеть своего избранника как человека, как друга, как личность и сделать это лучше как раз на дистанции. Всё большое и стящее видится на расстоянии. А всё остальное, в том числе телесные отношения, потом прилагается как некая награда за терпение и ожидание. Когда общаются жених с невестой – это особый трепетный, почти праздничный период, когда же люди сразу окунаются в плотские отношения, они очень многого себя лишают, и, как показывает печальная статистика разводов и так называемых «гражданских браков», которые распадаются, этот опыт совершенно ничего не дает. Период сожительства, наоборот, усложняет выбор человека. То есть выбор совершается под большим влиянием эротического влечения и буйства гормонов. А это очень мешает, потому что выбор спутника жизни должен делается сердцем и умом. Любить надо разумно, а не безумно. И выбор свой нужно делать очень благоразумно. Нужно все взвесить, чтобы не ошибиться. И, наконец, самое главное: если мы хотим, чтобы Господь благословил наш брак и послал нам семейное счастье, ни в коем случае нельзя такое серьезное и благое дело, как создание семьи начинать с греха. Грех, нарушение духовных законов, несёт только разрушения и несчастья. – Что ответить женщинам, мужчинам, которые после развода говорят: «Если бы я раньше знал (знала), что он (она) собой представляет в семейной жизни, когда мы вместе по киношкам ходили и смотрели на закат, я бы не связал (связала) с ним свою жизнь? И в следующий раз эти люди ни под каким видом не согласны вступать брак, не узнав претендента в быту?

http://azbyka.ru/semya/grazhdanskij-brak...

Сила зла действовала непреодолимо, потому что зло содержалось в природе людей в силу первородного греха и это зло не было ни раскаяно, ни прощено. Иногда говорят: проклятый человек, то есть на нем проклятие, на нем зло, которое не было искуплено, не было снято, а значит, присутствует в его жизни. В этом смысле и весь род человеческий был под неким проклятием, а потому силы зла действовали неудержимо. Зло было главной силой, направлявшей жизнь людей, но Господь Своей крестной смертью разрушает эту непреодолимую силу зла. И что же получает человек? Он что, сразу становится святым? Нет! Но он получает великий дар свободы выбирать между добром и злом, между правдой и ложью, между светом и тьмой. Злых виноградарей обуяла мысль, что они, захватив виноградник, смогут разбогатеть и занять место хозяина. Ни о каком выборе речь не идет: они служат злу, добиваясь поставленной цели. Но Христос дает нам свободу выбора между добром и злом, потому что зло более не действует в этом мире с непреодолимой силой. Зло обладает силой, но человек способен преодолеть ее силой Божией, которой он приобщается через веру, через крещение, через молитву. В каком-то смысле дарованная Крестом свобода и основанная на этой свободе способность человека выбирать между добром и злом сопровождает всю нашу жизнь. Мы не выбираем родителей, но мы выбираем, как нам учиться, сколько время тратить на подготовку к урокам, приобретать те или иные знания — или всё это отвергнуть. Когда мы входим в возраст, мы свободны выбрать спутника или спутницу жизни — и опять-таки от этого выбора зависит очень многое. Если человек не разглядел, что скрывается порой под привлекательной внешностью, какова подлинная сущность человека, то он может сделать выбор в пользу зла и сделаться очень несчастным. Мы делаем свободный выбор и тогда, когда избираем профессию, ведь профессия может приносить несомненное добро, а может нести зло и духовную погибель, разрушая нравственное чувство. Сегодня в нашей стране день выборов. По милости Божией каждый из нас может свободно выбирать — это удивительная возможность, которая сегодня действительно обеспечивается государством. Но как важно не сделать неправильный выбор! Как важно увидеть зло, если оно есть, и почувствовать добро, даже если оно не очень громко заявляет о себе! Выбор народа — это огромная ответственность не только за страну и за самих себя, друг перед другом и перед будущими поколениями, — это ответственность пред Богом. Вот почему мы молимся, чтобы Господь вразумил наших людей сделать сегодня тот выбор, который не остановит духовное развитие народа и будет способствовать дальнейшему процветанию нашего Отечества.

http://patriarchia.ru/db/text/4615263.ht...

Группы приведены в том порядке, в котором чаще всего описывают идеал юноши и девушки (разве что могут меняться местами внешность и черты характера, чаще это происходит у девушек). Но значимость этих пунктов со временем меняется. По мере развития отношений мы привыкаем к внешности, учимся обходить острые углы характера, можем перемещаться из одного социального круга в другой. А вот ценности остаются стабильными долгое время — на них, по сути, и строится общность супругов. Очень важно обратить на это внимание собственного ребенка, когда он задумается о выборе спутника жизни. Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать Развитие получают не только отношения. Идеальный образ тоже не стоит на месте. Он эволюционирует вместе со своим «хозяином», меняясь благодаря приобретаемому им опыту (в том числе неудачному). Каждый из нас знает много примеров, когда в итоге муж или жена оказывались совершенной противоположностью идеалу. Почему так получается, что идеал порой становится помощником в поиске любимого человека, а порой и препятствием? Почему одни слепо следуют однажды придуманной картинке, а другие вдруг, неожиданно для самих себя, выбирают в спутники жизни совершенно другого человека? То, что у нас есть свои предпочтения в выборе жениха или невесты — это естественно. Иначе и быть не может, поскольку сам выбор уже подразумевает наличие неких критериев. Вопрос в том, как мы обращаемся со своим идеалом и насколько сопоставляем его с реальностью. Именно в связке «реальность–идеал» и заключается дальнейший прогноз отношений. Идеальный образ может быть концентратом осознанных ценностей, а также чисто физиологических предпочтений (предпочитаемый тип мужчины или женщины). Тогда с его помощью мы четче выделяем для себя то, что для нас важно в партнере и куда мы хотим двигаться по жизни. Если же идеал больше напоминает «нарезку» маминых «нельзя», общественных «надо», подружкиных «круто!», с ним легко запутаться и построить отношения не со своим человеком. Причина появления такого идеала кроется в незнании себя, в отсутствии собственных ценностей и жизненных ориентиров. Тогда как понимание самого себя — это отправная точка для любого процесса, будь то выбор книги или спутника жизни.

http://pravoslavie.ru/59096.html

И этот мой выбор — как основанный исключительно на данных чувственных ощущений от такой-то особы (и воспринятый моим душевным «я») — под стать выбору щеглом щеглихи или медведем «своей» медведицы. У медведей, оказывается, все так просто: выбор закончен, ищется берлога. Живут вместе — вместе пасутся, ходят на добычу, вместе играют, плодят медвежат, растят их и даже обучают своему звериному, медвежьему нраву. И нрав среди зверья блюдется строже, чем это наблюдается ныне в нашем роде — роде человеческом. Медведь с медведицею и волк с волчицею сходятся на всю жизнь, чего не скажешь о многих из людей. Когда зверь живет по законам своего телесного естества и по законам своей животной души, тогда он осуществляет в жизни и свое предначертание, то есть осуществляет повеленный Богом и определенный ему в удел нрав в среде обитания. Человек же, кроме тела и души (общих с животными), является мало чем умаленным пред Ангелами ( Пс. 8:6 ), — является носителем славного образа Божия, имеющим в душе своей порцию духа от дыхания Божия. Дух человека, по слову Екклезиаста, в момент смерти возвратится к Богу, Который дал его ( Еккл.12:7 ; см. Иов.33:4 ). Вот этот-то дух — данный Богом и имеющийся в душе человеческой — и становится очагом, беспокоящим душу, если человек уклоняется от своего предначертания, если он не живет по-Божьему. Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое ( Пс.61:2 ). Истинные начала для нравственно высоких, благочестивых отношений в семье и обществе даны и определены в Слове Божием и правильно и всесторонне истолковываются Церковью. Спутника жизни надо избирать по воле Божией Переходя теперь к вопросу избрания человеком себе спутника для совместной в браке жизни, должно заметить, что христианин призывается познавать и исполнять спасительную волю Божию. Воля же Божия исполняется христианином тогда, когда он свою человеческую волю (часто греховную, плотскую, а значит, и недобрую, неразумную и несовершенную) всецело согласует с ней, то есть когда он осуществляет волю Божию как свою в своей практической жизни.

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

Конечно, такие важнейшие вещи, как выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор места жительства, рождение детей, серьезные болезни, из которых потом, даст Бог, выкарабкивается человек, – это всё требует внимательного подхода. Тут надо ставить вопрос, как готовиться к серьезным решениям и как не ошибаться при выборе. А оглядываясь назад… У меня очень много ошибок, но ты, Господи, хранил меня каждую секунду. – Есть ли у Бога замысел о каждом из нас, или человеку необходимо делать самому выбор жизненного пути? И если есть особый Божий замысел о каждом из нас, то как его узнать? – Конечно, замысел есть. А как выбрать жизненный путь в плане профессионального самоопределения? Есть такие светские методики, разработанные еще в советское время, с помощью которых определяются твои профессиональные интересы. Если человека, например, тянет к природе, то, очевидно, ему нужно быть садовником или егерем. Если его тянет к железякам, то, очевидно, ему нужно идти на станцию техобслуживания или на завод инженером. Если его тянет к людям, то, наверное, ему надо быть педагогом или экскурсоводом. А если его тянет к людям и к природе, то есть и профессии, сочетающие такие интересы. А может быть, его тянет, например, к книжкам, тогда ему надо быть библиотекарем или ученым. Человеку нужно проверить себя методом тыка, к чему тянется его душа, к какому жизненному пути больше он склоняется. Конечно, вы должны проверить себя, должны узнать себя. Очень плохо, когда человек до старости найти себя не может, когда он живет словно бы чужой жизнью. Поэтому нужно в молодые годы попробовать себя в разных амплуа. Зачем, например, нужно детям ходить в спортивные секции и разные кружки: художественные, музыкальные? Не для того, чтобы быть музыкантом или спортсменом, но для того, чтобы испробовать себя: что тебе нравится больше, где твои таланты раскроются? Так что ищите себя, юность дается именно для этого. – Можно ли женщине получать богословское образование? – Можно. Почему нет? Есть очень умные женщины. Хотя, конечно, богословие – это совершенно не женское занятие. Оно требует мужского ума.

http://pravoslavie.ru/89407.html

И я решил: если это и в самом деле воля Божия пусть будет так. Мы с Ольгой стали встречаться. Много общались, присматривались. Старались лучше узнать друг друга. Через восемь месяцев мы повенчались. Сейчас я понимаю, что о такой жене, как Оля, я даже мечтать не мог. Она оказалась той самой суженой, той моей половинкой, которую человеку может послать только Господь… Теория фильтров С точки зрения духовной, выбор спутника (цы) жизни, встреча будущих супругов это тайна, это Промысл Божий о человеке. Психологическое же понимание указанного аспекта жизни является неоднозначным; существует множество теорий, пытающихся объяснить «механизм» этого явления. Одна из наиболее известных носит название теории фильтров, согласно которой выбор будущего супруга (и) представляет собой многоступенчатый процесс отсева кандидатов через всевозможные «фильтры». Первым фильтром является возможность систематических и регулярных контактов с избранником(цей). В более выгодном положении оказываются сотрудники, коллеги по работе, соученики и сокурсники, знакомые и друзья, вовлеченные в совместную деятельность хобби, занятия спортом. На ранней стадии «фильтрации» серьезные препятствия во встречах нередко приводят к прекращению общения и «отсеиванию» неудавшихся кандидатов. Второй фильтр предполагает отбор претендентов по внешней привлекательности с учетом телосложения, возраста и т.д. В каком-то смысле можно говорить о том, что человек ищет в избраннике (це) воплощение своего идеала красоты. Часто в основе выбора оказывается поиск спутника(цы) жизни, похожего на мать или отца. Критерием третьего фильтра является общность социально-психологического мира, определяющего сходство и различие ценностей, привычек, образа жизни. Четвертый фильтр упитывает тождественность установок в отношении семьи и брака: супружеских ролей, понимания женственности и мужественности, в отношении рождения и воспитания детей, допустимости абортов и т.п. Пятый фильтр направлен на установление способности каждого из будущих супругов удовлетворять значимые потребности друг друга: любить и быть любимым, ощущать чувство безопасности рядом с близким человеком. Но даже успешное преодоление всех пяти фильтров еще не означает окончательного принятия решения о вступлении в брак.

http://azbyka.ru/semya/chto-vazhno-znat-...

35. Но может ли Венчание осуществляться без благословения родителей? Хорошо, когда дается родительское благословение на брак. В этом есть очень большая радость, очень большая полнота и, быть может, даже в определенной ситуации – хотя бы отчасти – отказ от своеволия. В любом случае в создании собственной семьи мы учитываем мнение родителей. И поэтому, конечно же, если не выбор, осуществленный родителями, что сейчас крайне редко бывает, то по крайней мере приятие родителями спутника или спутницы нашей жизни есть очень хорошее предварительное условие будущей мирности и благополучия брака. Но говорить о том, что сейчас это является непременным условием и каноническим требованием Церкви, тоже нельзя. Если родители не дают своего благословения на вступление в брак по соображениям второстепенного характера, а не по причинам, касающимся веры и нравственности, то в таком случае дети не связаны их указаниями. Еще в XIX веке святитель Филарет, митрополит Московский исходя из нашего канонического права говорил о том, что в случае неосновательного отказа родителей от благословения на брак, скажем по экономическим соображениям, в силу тех или иных социальных и национальных предрассудков, юноша и девушка, намеревающиеся вступать в брак, не связаны этим родительским отказом. В наше время, когда у верующих жениха и невесты могут быть невоцерковленные родители или даже достаточно враждебно относящиеся к Церкви и потому верующего спутника жизни своей дочери или сына воспринимающие априорно отрицательно, считать своим долгом прежде убедить родителей, а только потом вступать в брак никакой необходимости нет. Как и во множестве других случаев, эта вырванная из Священного Писания цитата сама по себе не говорит ничего. Тут можно напомнить о том, что сатана тоже искушал Спасителя библейскими цитатами, вырванными из контекста. В советское время преподаватели атеизма любили говорить своим студентам, будто в Библии сказано, что нет Бога. Да, в ней есть такие слова «нет Бога», но они вырваны из фразы: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс.

http://pravmir.ru/zhenix-i-nevesta/

Если молодой человек изменил Вам до брака, то изменит и когда вы поженитесь. Мужчина, который не может обуздать свои инстинкты, вряд ли чудесным образом переменится после свадьбы. Так стоит ли связывать с ним свою жизнь? Вы влюблены, но влюбленность еще не любовь. Когда человек влюблен, он очень многое не замечает. Вы хотите во что бы то ни стало вернуть своего друга. Но задайте себе вопрос: «Смогу ли я жить с человеком, изменившим мне?» Ведь вы еще толком не знаете друг друга. Вы пишите, что для вас нет «ничего более важного в жизни, чем вступить в брак». Создать семью, быть женой и матерью – желание благое, но это вовсе не цель жизни для православного человека. А цель жизни для христианина, христианки – спасение души. На первом месте для нас стоит Бог, любовь к Нему и любовь к ближним, а потом уже все остальное. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф.6:33 ) – говорит нам Евангелие. Вступление в брак – один из самых важных шагов жизни человека, и к этому шагу нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью. Немало девиц, поспешив «выскочить» замуж, умывались потом горючими слезами. Вся жизнь у них потом пошла наперекосяк. Нужно очень четко представлять, какие качества Вы хотели бы видеть в будущем супруге и отце ваших детей». Не буду полностью приводить мой ответ на это письмо, скажу только, что в заключение я посоветовал Людмиле не унывать, не ставить на себе крест, а молиться о даровании достойного супруга. Все выше сказанное не отрицает того, что жених и невеста должны любить друг друга. Без взаимного расположения, без симпатии, влечения нельзя вступать в брак. Спутника жизни недопустимо, конечно, выбирать, как вещь на рынке: плюсы – минусы, цена – качество. Сердце тоже должно участвовать в выборе, но и голову не стоит терять. Теперь о расчете. Возможен ли брак по расчету и может ли он быть счастливым? Мое мнение; что женится сломя голову, без подключения серого вещества (то есть без разумного расчета), также неосмотрительно, как вступать в брак, не имея к человеку никаких чувств. Выбор спутника жизни (самое главное)

http://azbyka.ru/semya/malaja-cerkov-svj...

2) Второй вид участия родителей при заключении брака детей служит выражением принципа попечения родителей об устройстве судьбы и семейной жизни детей. На родителей природой возлагается забота и обязанность попечения о вскормлении, воспитании, образовании и устроении судьбы их детей. Родители руководятся в исполнении этой обязанности вложенной в них от природы любовью к детям. Под влиянием сознаваемой ими обязанности, родители – отец и мать, по достижении их детьми узаконенного для вступления в брак возраста, советуют детям вступать в брак, приискивают им – сыту невесту, дочери – жениха, подходящих по их взглядам к положению и настроению их детей, указывают им и одобряют тех или других лиц, спрашивают самих детей о выборе, осуждают выбор или соглашаются на него и вообще принимают самое живое и деятельное участие в выборе детям спутников в жизни и в устроении их брака. На принципе попечения родителей о браке детей, образовываются следующие виды отношений между родителями и детьми о заключении брака: или дети с покорностью и благодарностью, сознательно и с сохранением свободного согласия повинуются советам и указаниям родителей в выборе спутников в жизни, или принимают пассивно и безучастно суженых и ряженых по указаниям родителей, как неизбежную судьбу, которой вполне и невольно и подчиняются, или отказываются от выбора родителями, с мольбами об устранении их брака с лицами, избранными или самими и об освобождении их от вступления в брак с непригожими, найденными заботой и по хлопотам родителей. В последнем случае родители иногда принуждают детей своих к вступлению в брак с своими избранниками, а не с теми, которые любы самим детям. Присуждение выражается то в нравственных укорах, упреках, увещаниях непокорных детей, то и в постановке их в семье в тягостные и невыгодные условия жизни. В прежние времена попечение нередко переходило в принуждение детей к браку: составлялись договоры о выдаче в замужество и о женитьбе в ранние годы, ряды о цене, неустойке и т. д. При коллизии между выбором со стороны родителей и со стороны детей обыкновенно отдается преимущество выбору детей, хотя бывают и подневольные браки. Отказ родителей в согласии на брак сына или дочери при описываемом типе свидетельствует о том, что попечение отказывающего переступает границы любви и справедливости по отношению к детям и переходит на степень власти и насилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Второй вид участия родителей при заключении брака детей служит выражением принципа попечения родителей об устройстве судьбы и семейной жизни детей. На родителей природой возлагается забота и обязанность попечения о вскормлении, воспитании, образовании и устроении судьбы их детей. Родители руководятся в исполнении этой обязанности вложенной в них от природы любовью к детям. Под влиянием сознаваемой ими обязанности, родители – отец и мать, по достижении их детьми узаконенного для вступления в брак возраста, советуют детям вступать в брак, приискивают им, сыну – невесту, дочери – жениха, подходящих по их взглядам к положению и настроению их детей, указывают им и одобряют тех или других лиц, опрашивают самих детей о выборе, осуждают выбор или соглашаются на него и вообще принимают самое живое и деятельное участие в выборе детям спутников в жизни и в устроении их брака. На принципе попечения родителей о браке детей образовываются следующие виды отношений между родителями и детьми о заключении брака: или дети с покорностью, благодарностью, сознательно и с сохранением свободного согласия повинуются советам и указаниям родителей в выборе спутников в жизни,– или принимают пассивно и безучастно суженых и ряженых по указаниям родителей, как неизбежную судьбу, которой вполне невольно и подчиняются,– или отказываются от выбора родителями, с мольбами об устроении их брака с лицами, избранными ими самими, и об освобождении их от вступления в брак с непригожими, найденными заботой и по хлопотам родителей. В последнем случае родители иногда принуждают детей своих к вступлению в брак с своими избранниками, а не с теми, которые любы самим детям. Принуждение выражается то в нравственных укорах, упрёках, увещаниях непокорных детей, то и в постановке их в семье в тягостные и невыгодные условия жизни. В прежние времена попечение нередко переходило в принуждение детей к браку; составлялись договоры о выдаче в замужество и о женитьбе в ранние годы; ряды о цене, неустойке и т. д. При коллизии между выбором со стороны родителей и со стороны детей обыкновенно отдаётся преимущество выбору детей, хотя бывают и подневольные браки. Отказ родителей в согласии на брак сына или дочери при описываемом типе, свидетельствует о том, что попечение отказывающего переступать границы любви и справедливости по отношению к детям и переходить на степень власти и насилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010