После этого скажет Царь грешникам, стоящим по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его, потому что, когда Я был голодным, вы не накормили Меня; жаждал, вы не напоили Меня; был нагим, вы не одели Меня; был странником, вы не приняли Меня. Грешники скажут Ему в ответ: Господи, когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или нагим, или больным, и не послужили Тебе. Царь скажет им в ответ: «истинно, говорю вам, так как вы не сделали этого одному из меньших братьев Моих, то не сделали Мне». И пойдут грешники в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Верую в Господа Иисуса Христа и паки грядущего со славою судити живым и мертвым (которые воскреснут перед вторым пришествием Иисуса Христа), Егоже Царствию не будет конца. § 34. Предательство Иисуса Христа Иудой (Мф. 26:3–5; 14–16; Мк. 14:1–2; 10–11; Лк. 22:1–6) После торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим, первосвященники и книжники Иудейские советовались между собой, как бы им погубить Иисуса Христа. Удобный случай скоро представился. Иуда Искариотский, один из двенадцати учеников Иисуса Христа, пришел к первосвященникам и сказал им: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?». Они обещали дать ему тридцать серебряников. Иуда согласился, и за тридцать серебряников предал Своего Учителя и Господа. Предание Иисуса Христа Иудой Православная Церковь вспоминает в среду на Страстной неделе Великого поста. Кроме того она заповедует среду каждой недели проводить в посте и молитве, в воспоминание предания Иисуса Христа. § 35. Тайная вечеря (Мф. 26:17–30; Мк. 14:12–31; Лк. 22, 7–22) В четверг вечером накануне крестных страданий Иисус Христос пришел со Своими учениками в Иерусалим. Здесь в одном доме Ему приготовили горницу для совершения Пасхи. Вошедши в нее с учениками, Иисус Христос снял с Себя верхнюю одежду, опоясался полотенцем и начал умывать ноги ученикам и отирать их полотенцем. Этим Он показал высочайший пример смирения всем Своим ученикам и последователям. После омовения ног Иисус Христос установил великое Таинство Святого Причащения. Он взял хлеб, благословил его, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Потом Он взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: «пейте от нея вси, сия есть кровь Моя нового завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Причастив Апостолов, Иисус Христос дал заповедь всегда совершать это Таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Эта история показывает, что вера несовместима с неблагодарностью к Богу. В тоже время чудо исцеления прокаженных, совершенное незадолго до Страстей, символически изображает историю спасения людей Богом. Десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобою, носящую на себе безобразие греха, живущую из-за нечистоты вне города небесного и отстоящую далеко от Бога. Бог по милости уврачевал прокаженную природу, воплотившись и вкусивши смерть за всякого человека. Но иудеи оказались неблагодарными и не воздали славу Богу, отказавшись поверить, что Иисус Христос есть истинный Бог и Спаситель мира. Язычники же, наоборот, признали очистившего их Бога и, поверив, получили прощение грехов. Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя (Ин.8:1–11) Господь, как и все иудеи, посещал Иерусалим и храм в дни великих праздников: Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Последнее участие Христа в празднике Кущей, за несколько месяцев до торжественного Входа в Иерусалим, связано с провокацией, устроенной книжниками и фарисеями, искавшими повод, чтобы схватить Его и убить. Однажды Христос сидел во дворе храма и учил народ. Внезапно речь Его прервали книжники и фарисеи. Они привели к Нему женщину, застигнутую при совершении прелюбодеяния. Поставив грешницу перед Христом среди расступившегося народа, они сказали: « Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь ?» Эта ситуация была подстроена книжниками и фарисеями для того, чтобы искусить Христа и обвинить Его перед народом и властями. Они знали, что Христос всегда был милостив и добр к людям. Если бы Христос во всеуслышание отменил этот закон, Его признали бы врагом Моисея, а если бы Он признал закон действительным, то потерял бы в глазах народа ореол Доброго Пастыря. Его можно было бы обвинить и перед римскими властями в нарушении гражданских законов, так как римские законы не допускали смертной казни за прелюбодеяние. Задав коварный вопрос, книжники и фарисеи ожидали, что скажет Христос. Но Он, наклонившись низко, что-то писал пальцем на земле, не обращая на них внимания. Его молчание раздражало обвинителей, и они всё настоятельнее требовали ответа. Тогда Господь приподнял голову, посмотрел на обвинителей и сказал: « Кто из вас без греха, первый брось в нее камень ». И, наклонившись к земле, продолжал писать.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Весть о чуде с Лазарем зажгла в людях веру в то, что наконец-то должны начаться изменения. Тот, перед Кем отступает сама смерть, должен сделать что-то такое, что перевернет жизнь людей. И на самом деле именно для того, чтобы раз и навсегда в корне изменить жизнь всех, живших когда-либо на земле от Адама, и всех, кто когда-либо родится, Христос стал Человеком. И для того чтобы завершить Свою миссию, Он и отправился в Иерусалим. От «Осанна!» к «Распни!» Но «Осанна сыну Давидову!» сменилась криком: «Распни, распни Его!», радость — злобой. Почему так произошло? Люди ждали Мессию, но видели в нем земного царя, который вернет процветание и благополучие, освободит от плена. Они ошиблись только в одном: Христос действительно — Царь, только другой. Он царствовует не во дворцах и вершит власть не силой армии и оружия. Царство Христово не земное — Небесное, «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Пилат, осудивший Господа на смерть, несколько раз спрашивает: «Ты Царь Иудейский?» (Ин. 18, 33, 37), но в ответ слышит: «Ныне Царство Мое не отсюда… Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 36–37). Царство Христа – в истине. Истина же в том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Христос царствует на Кресте. Простирая Свои руки на древе Креста, Он зовет всех к Себе, раскрывает Свои объятия, чтобы принять каждого «труждающегося и обременного», чтобы «успокоить» его (Мф. 11, 28). Христос «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Господь спасает нас не силой оружия, не гениальными реформами общественного устройства или экономики. Господь спасает силой Любви, дошедшей до Креста. Для верующих Страстная седмица, которая следует после праздника Входа Господня в Иерусалим, становится воспоминанием спасительных страданий Господа Иисуса Христа (церковно-славянское слово «страсть» переводится в данном случае как страдание). Каждый день седмицы посвящен определенным событиям из жизни Спасителя.

http://pravoslavie.ru/78375.html

Встретив этого человека, Он спросил его: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» – «А кто он, Господи, отвечал тот, чтобы мне веровать в Него?» – «И видел ты Его, и Он говорит с тобою.» – «Верую, Господи!» ответил он и поклонился Ему. И таким образом слепорожденный увидел не толь­ко свет вещественный, но и свет духовный, прозрев к вере в обетованного Мессию. XXI. В Галилее и на пути в Иерусалим заиорданскою страною. Притчи и чудеса После праздника Кущей оставался промежуток в два месяца до другого торжественного иудейского праздника, именно Обновления храма, и Христос воспользовался этим промежуточным временем, чтобы еще раз побывать в родной Галилее и там среди родной природы и малого собрания верующих отдох­нуть душей от пережитых треволнений. И пребывание Его там ознаменовалось целым рядом новых поразительных притчей и чудес. В притчах нельзя не заметить отголоска пережитых испытаний, так как в них по преимуществу изобличается излишняя привязанность к благам мира сего до забвения Бога и души и вместе с тем явно укоряется тот дух мертвого фарисейства, который ослеплял вождей иудейского народа до того, что они не в силах были понять, какого величайшего блага лишали они самих себя, отвергая в лице Христа обетованного Мессию. Поводом к изобличению излишней привязанности к благам мира сего послужил один случай, когда во время проповеди Христа один из Его слушателей вдруг прервал Его речь и обратился к Нему с просьбою помочь ему в выгодном для не­го разделе имущества с несговорчивым братом. Такая неуместная просьба ясно показывала, до какой степени этот человек был жалким рабом мира сего, и чтобы показать ненадежность и суетность благ этого мира, Спаситель, отказавшись, конечно, от участия в уложении дела по вопросу о разделе наследства, сказал притчу о богаче, который, получив чрезвычайно большой урожай, не знал, что ему делать с этим богатством. Все, что он придумал, это расширить свои житницы, чтобы тогда в грубом самодовольстве «многие годы» наслаждаться этим богатством. Но он забыл, что самая жизнь человеческая находится вполне в руке Божией, и так как он думал обосновать свое счастье исключительно на богатстве, то и прогремел ему грозный приговор Божий: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут от тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает, заключил божественный Проповедник, со всяким, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Из этого текста становится понятным, что у Давида, если он действительно хотел создать мощное государство с единым территориальным пространством, просто не было иного выхода, как покорить иевусеев и завоевать Иерусалим — без этого нельзя было объединить земли Иуды и Вениамина, да и лучшее место для столицы и в самом деле трудно было придумать. Но вот с самим завоеванием Иерусалима связано немало вопросов и загадок — при всей внешней простоте библейского текста. Вот как звучит рассказ о взятии Иерусалима в синодальном переводе Библии: «И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не войдешь сюда, тебя отгонят слепые и хромые», — это значило: «не войдет сюда Давид». Но Давид взял крепость Сион, это город Давидов. И сказал Давид в тот день: всякий, убивая иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом Господень. И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым и обстроил кругом от Милло и внутри» ( 2Цар. 5:6-9 ). Уже этот отрывок вызывал многочисленные споры между комментаторами Писания. Ряд из них, в том числе такой авторитет, как Радак, отталкиваясь от мидрашей, утверждали, что эти слова несут в себе потаенный смысл. В древнем Иевусе, по Радаку, было некое языческое капище, жрецы которого посвящали своим богам один из своих органов, либо калечили себя, то есть были инвалидами — «слепыми и хромыми». При этом они верили, что такое изуверство над своим телом наделяет их сверхчеловеческими способностями. Вот почему, когда Давид направил своих послов к царю Иевуса с предложением сдать город без боя, тот якобы ответил, что Давида отгонят от города «его слепые и хромые». Когда Давиду передали эти слова, он в гневе дал приказ своим воинам сразу после входа в Иевус разрушить капища и безжалостно убивать всех калек, то есть жрецов, олицетворявших столь ненавистное язычество. С этой точки зрения становится понятной фраза «Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом Господень» — если во многих языческих культах жрецам предписывалось тем или иным образом уродовать себя, то по канонам иудаизма священник, обладающий хоть каким-то физическим дефектом, не имеет права участвовать в храмовой службе — к ней допускались только абсолютно здоровые люди.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/3/

Когда, напр. евангелист Матфей соединяет (21:5) со словами пр. Захарии 9:9: «ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» слова пр. Исаии: «скажите дщери Сионовой: грядет Спаситель твой (обр. внимание на само сходство обоих пророчеств), проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь» (62:11, 10); то это не значит, что пр. Исаия видел в духе отображение торжественного входа Господа в Иерусалим со всеми частностями этого новозаветного события; однако не без основания сказано, что о входе Господнем в Иерусалим сбылось реченное пророком – не только Захарией, но и Исаией, п. ч. и пр. Исаия слишком наглядно представил «шествие Спасителя» (см. ниже) во врата Иерусалима, приготовление Ему пути и т. д. Не без всяких оснований также применил евангелист Матфей (2:15) пророчество Осии (11:1): «из Египта воззвах сына Моего» к бегству Спасителя в Египет. Египет вообще имел для евреев особенное значение, – в частности у пр. Осии (см. напр. 8:13, 9:3...) он является символом страны рабства, столь неприличествующего для любимого Богом «сына»; это-то несоответствие в высшей степени выразилось в бегстве Сына Божия Мессии в Египет, – судьба же народа, названного «сыном» Господа, была лишь слабым подобием земной жизни Сына Божия Мессии. Таким образом, значение пророчества Осии (ср. еще Иер.31:15 и Мф.2:18 ) сходно со значением прообраза. Если действительный (новозаветный) смысл пророчеств и особенно прообразов многими современниками мог и не сознаваться ясно; то все-таки нельзя сказать, чтобы они не имели воспитательного значения для современников: действие на современников таких пророчеств и прообразов можно уподобить воздействию на нас бессознательных впечатлений. Последние не сознаются отчетливо, но оставляют след в душе и могут направлять ход мыслей или связь представлений к соответственной цели. Одинаковость смысла и духа в словах пророков и многих новозаветных событиях, устраивавшаяся по-особенному промыслительному действию Божию, воспитывала людей ветхозаветных для времен Нового Завета, делала полезными для современников пророчества и прообразы.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Проповедь в день святого Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим    Вот два праздника — Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим — объясняют нам, кто мы такие есть: что есть человек, кто он и для чего он в этом мире. Господь пришел в мир сей, для чего? — Для того, чтобы смерть превратить в сон. Поймите вы это хорошо. И сегодняшний праздник, Вербное воскресенье, возвещает нам, что Господь на самом деле превратил смерть в сон, из которого Он пробуждает каждого человека.    Что это? Какая это сила пришла в этот мир? Пришел Сам Бог — это единственный ответ, ибо сегодня мы это слышали в Святом Евангелии, где говорится, что и Лазарь, которого Он воскресил из мертвых, был на вечери, и народ собрался, чтобы видеть того, кого Господь воскресил из мертвых, как ото сна. Ибо когда пришла весть, что Лазарь болен и что он уже умер, Спаситель говорит ученикам Своим: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его (Ин.11:11). А ученики в удивлении отвечают: Господи, если уснул, то выздоровеет, ведь каждый человек, засыпающий сном, проснется от него. Тогда Господь им сказал: Лазарь умер. Чего от этого ждать? Люди перед смертью немощны, как мотыльки, как букашки. Чем хвалитесь вы, люди? — Имением, наукой, философией, культурой? Все это мусор. Ты и я — рабы смерти. Каждый человек — раб греха, раб смерти. Может ли человек быть радостным в этом мире? Нет! Человеку, который осознает себя со всей серьезностью, зрит смерть как последнюю станцию своей жизни, — не до ликования в этом мире, не до наслаждений в нем. Все наслаждения — ложь, если и для тебя, и для меня они оканчиваются смертью.    Смотри, Спаситель действительно пришел, и сестры Лазаря предупреждают Его и говорят: Господи! Уже смердит. А Спаситель отвечает Марфе: Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?.. Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин.11:40, 25). И говорит: Отнимите камень, — и когда отняли, то вознес молитву благодарения к Богу и воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком (Ин.11:43—44). И этот Лазарь, четыре дня бывший во гробе, четыре дня бывший на том свете, вновь возвратился в свое тело. Для чего? Чтобы истинно показать, что по силе и крепости Господа Иисуса Христа смерть — это сон для Господа. Он пришел, чтобы мучение смерти, ужас смерти удалились от нас, людей, чтобы спасти нас от смерти. Эту победу никто не мог дать людям, никто не смог бы и до сего дня. О, сколько сейчас «спасителей мира» на всех пяти континентах, и кто только не предлагает себя в «спасители мира»? Кто только не обещает рай на земле — а создали ад.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3463...

Соломон-Царь I У Давида был любимый сын, Соломон. Когда Давид сделался стар и дряхл, он позвал пророка Нафана, и священника Садока, и военачальника Ванею, и велел им провозгласить Соломона царем. Они взяли Соломона, посадили его на царского мула и вывезли за город, к потоку Гиону. Здесь собралось много народа. Священник Садок взял рог с елеем из скинии и возлил елей на голову Соломона, – помазал его на царство. Затрубили в трубу, и весь народ воскликнул: – Да живет царь Соломон! Потом поехал Соломон обратно в Иерусалим. Множество народа шло за ним. Все радовались, играли на свирелях и восклицали в честь нового царя. Когда въехали в Иерусалим, весь город пришел в движение, и поднялся великий шум. Соломон вошел в царский дворец и сел на царском престоле. А, сопровождавшие его, пошли поздравлять царя Давида. И сказал Давид с радостью: – Благословен Бог Израилев, Который сегодня дал сидящего на престоле моем, и мои очи видят это. Вскоре после того, Давид умер и, умирая, завещал сыну хранить завет Божий и соблюдать заповеди закона Божия. II Соломону было всего восемнадцать лет, когда он сделался царем. Он чувствовал, что трудно будет ему управлять великим царством без помощи Божией. И стал усердно молиться Богу. Однажды в Гаваоне он принес Богу многочисленные жертвы. Ночью, во сне, явился ему Бог и сказал: – Проси у Меня: что ты хочешь себе? Соломон ответил на это Господу: – Господи, Боже мой, Ты поставил меня царем, вместо Давида, отца моего. Но я – отрок малый: не знаю ни входа, ни выхода. А народ мой – велик: нельзя ни исчислить его, ни обозреть. Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы мне право судить народ Твой и различать, что добро, что зло. И угоден был Господу ответ Соломонов и его желание. И сказал ему Бог: – Ты просил себе ни долгой жизни, ни богатства, ни погибели врагов твоих, а просил разума, чтоб уметь судить. За это Я сделаю по желанию твоему и дам тебе разум и мудрость. И, кроме того, богатство и славу дам тебе, и долголетие, если будешь ходить путем Моим и сохранять заповеди Мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Так и ты, если подвизался много, потрудись еще и еще. Приидет время, когда Господь Сам, дарует тебе покой, усладу и блаженство вечное. Теперь ты величай себя рабом неключимым, бесполезным, а тогда услышишь почетное имя раба верного и впадешь в радость Господа твоего. Будем, Божии рабы, все трудиться, доколе нам сохраняет Господь жизнь, во смирении, усердно, покорно, без ропота, без превозношения и нелицемерно. Лицемерие в делах веры есть тормоз на пути к спасению. О дурных плодах его дает нам знать Господь наш Иисус Христос в притче о двух неодинаковых сынах. Беседа пятая Притча о двух сынах (Мф.21:28–32). На другой день после торжественного входа Своего в Иерусалим, Господь Иисус Христос вошел в храм и учил. Народ окружал Его со всех сторон. Среди слушателей были и книжники, и фарисеи, первосвященники и старейшины. Они уже решили на своем собрании погубить Иисуса. Только они не знали еще, как привести в исполнение это злое решение. Начинают они целый ряд искушений с намерением уловить Спасителя в слове, чтобы сплести на Него обвинение. И вопрос о том, какою властью Иисус Христос дозволил Себе торжественный вход в Иерусалим при радостных кликах народа и изгнание торгующих из храма, принадлежал к разряду искусительных. Спаситель ответил на вопрос первосвященников и старейшин также вопросом о происхождении крещения Иоаннова – откуда оно было: с небес, или от человек? Ответа не последовало. Тогда Господь Иисус обратился к старейшинам и первосвященникам с притчами, из которых первая и есть притча о двух сынах (Μф.21:23–27). Чтожеся вам мнит; человек некий имяше два сына, п пришдъ к первому, рече: чадо, иди днесь делай в винограде моем. Он же отвещав рече: не хощу: последи же раскаявся, иде. И приступил к другому, рече такоже. Он отвещав рече: аз, господи, иду: и не иде. Кий от обою сотвори волю отчу (–28–31). «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подошел к первому, сказал: сын! пойди сегодня, работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Вход Господень в Иерусалим – это вход в Страстную Неделю, удивительный период церковного года, когда мы попадаем в пространство реальных событий, предшествующих Кресту и Воскресению. В это время совмещается то, что было, и то, что есть сейчас, службы церковные шаг за шагом совмещают наше время историческое с временем сакральным, и мы вместе с Господом проходим шаг за шагом Страстную Неделю, которая находится между Входом в Иерусалим и светлым Христовым Воскресением. Итак, праздник Входа в Иерусалим празднуется ровно за неделю до Пасхи. Другой праздник Господский, который определяется по отношению к Пасхе, это Вознесение Господне. Вознесение празднуется на сороковой день после Воскресения, после Пасхи, поэтому Вознесение всегда бывает в четверг, но число каждый год мы должны определять заново. Вознесение Господне – чудный день и чудный рассказ. Рассказывается в Евангелии от Луки и в Деяниях апостолов, автором которых тоже является апостол и евангелист Лука, о том, что сорок дней после славного Своего Воскресения Господь ходил по земле и был рядом со Своими учениками. На сорокой день он поднялся вместе с ними на гору Елеонскую, попрощался с ними и сказал им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ), «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). С этими словами радостными Господь стал подниматься на небо. Апостолы стояли в удивлении, видимо, лица у них были очень озадаченные и даже расстроенные. «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:10-11 ). Так вот, Вознесение Господне тоже очень двойственно. В нем есть и какая-то печаль, потому что Господь видимым образом теперь уже сокрыт, Он поднялся на небеса, растворился в синеве небесной, и больше мы Его не видим рядом с нами лицом к лицу. Но с другой стороны, именно этот Его уход позволяет Ему быть с нами невидимо всегда. Всякий раз, когда мы совершаем Литургию, прежде всего, и всякий раз, когда мы просто собираемся во имя Божие, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ), говорит Христос. Вознесение – это праздник, когда мы вспоминаем слова Господа «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Видимым образом Он уходит, но таинственным, мистическим образом Он становится ближе к каждому из нас после Своего ухода.

http://azbyka.ru/besedy-o-simvole-very

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010