Земное событие Входа Господня в Иерусалим обычно изображается как эпизод Евангельской истории, в своём значении малопонятный, вызывающий некоторое недоуменное вопрошание: зачем понадобился этот вход, неужели лишь для того, чтобы ещё более возбудить и без того возбуждённый против Христа Синедрион и побудить его к принятию решительных действий? Однако Евангелист ( Мф. 21:5 ) даёт этому событию определённое библейское истолкование на основании пророчеств подчеркнуто эсхатологического значения: «все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «скажите дщери Сионовой: се Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» ( Ис. 62:11 ). В полном контексте как всей книги Второ-Исайи, так и, в частности, этого места это пророчество имеет ярко выраженный хилиастический и апокалиптический характер, 131 но явно относится к грядущему воцарению Христа, тысячелетию или же к будущему веку (для данного случая это различие значения не имеет), но, во всяком случае, не только к отдельному земному событию, которое само есть; так сказать, апокалипсис действием. Именно полный текст пророчества, а не отдельный лишь, взятый вне контекста отрывок, читается так: «вот Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Скопа: грядет Спаситель твой: награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным, городом неоставленным». Основная тема пророчества Второ-Исайи здесь сплетена с текстом книги Захарии более частного характера, хотя и относящегося к одной и той же теме, а именно: «ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, сидяй на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». Можно сказать, что в этом последнем пророчестве предусматривается некоторая частная черта первого земного Входа Господня в Иерусалим, – именно «ослица и молодой осел, сын подъяремной». Общая тема и сила всего события, в котором сливаются воедино отдельные черты Входа Господня в Иерусалим, в себя включают и эту частную черту мессианского пророчества, которую и евангелисты в своём повествовании о нем тщательно, хотя и нерешительно, сохраняют.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

И взял книгу завета, и прочитал вслух народу… И взял Моисей крови, и окропил народ... (Ст. 7–8). Какое было таинственное знаменование сего кровавого окропления? Как Моисей запечатлел ветхий завет жертвенной кровью, так впоследствии Спаситель рода человеческого, Агнец, заколенный от сложения мира, запечатлел учреждённый им новый завет своей собственной кровью 597 . Главы XXXIII, 11–23; XXXIV, 1–35. Божии явления Моисею на Синае, и прославление его, как богоизбранного вождя Израильтян Глава XXXIII а) Покаянный плач и траур народа Израильского (ст. 1–6). б) Удаление кущи Божией и столба облачного от среды стана Израильского (ст. 7–10). в)      Ходатайство Моисея за народ, чтобы сам Господь был его руководителем (ст. 11–17). г) Желание Моисея видеть славу Божию и ответ Господен (ст. 18–23) Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания.... ....Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столб облачный и становился у входа в скинию, и (Господь) говорил с Моисеем. (Ст. 7–9). Скиния, о которой здесь говорятся, была конечно не то, что впоследствии стало называться Скиниею Свидения. – сия последняя еще не была устроена; но это был особый шатер, находившийся до сих пор среди стана израильского, в котором, как Царь среди своего народа, присутствовал Иегова в виде столба облачного. Поскольку же Господь, раздраженный преступлением Евреев, не восхотел отныне быть вождем их 598 ; то Моисей, конечно по распоряжению Господню, и поставляет особый шатер вне става, дабы там уже, а не среди народа – как было прежде – получать от Бога разные повеления и откровения насчет народных дел 599 . Сия мера сильно и благодетельно подействовала на народ; ибо когда Моисею приходилось идти чрез шатры израильские за чем-нибудь к скинии Божией, то народ смиренно вставал и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел в след Моисею, и с благоговением покланялся каждый у входа в шатер свой 600 . И говорил Господ с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан. (Ст. 11). Лицом к лицу, – это выражение переносное, весьма трогательно изображающее, до какой степени близости с Господом могут достигать Его верные рабы. Лицом к лицу, т. е. не в символах и снах, а непосредственно. Можно представлять сие так, что всякий раз, когда Моисей входил в кущу Божию, он имел пред собою видимое изображение присутствия Господня, например, лице ангела, слышал человеческий голос и проч. Но конечно существо Божие сокрыто было от Моисея 601 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

История начинается с самого начала прихода на землю человека. Была праистория до грехопадения, до того, как человек пришел на землю как Адамом согрешивший. Библия же в книгах Пятикнижия во всем имела уже историческую перспективу, которая подчеркивала основную мысль всего Священного Писания — спасение человека. Эта мысль везде исторически подтверждалась. С этой точки зрения, работа историографов была сродни трудам пророков, которые от них вдохновлялись. Именно поэтому книги Иисуса Навина, книга Судей, книга Руфь, книги Царств и некоторые другие числятся в еврейской Библии среди книг пророческих и имеют название «Ранние пророки». Не случайно дано это название. Так как преимущественно пророческая задача была в определении современной историографии. Древнего историка беспокоила та весть, которую он хотел донести до народа. Что касается летописных деталей, то он мог обойтись доступными средствами информации со всей их ограниченностью. Из документов светской истории нельзя вывести ничего противоречащего библейскому рассказу. Всю историю Израиля можно разделить на три эпохи. Первая эпоха: история патриархов, история от книги Бытия до книги Иисуса Навина. Вторая эпоха: от Моисея до Давида. Третья эпоха: история царей и более поздний период. История Иисуса Навина. Мы считаем, что Моисей жил за 1500 лет до Р.Х., возможно мы ошибаемся на 100 лет в одну или другую сторону. Жизнь Моисея сложилась на протяжении трех эпох: Моисей до выхода из Египта, Моисей у Иофора и Моисей в Египте — по 40 лет, итого 120 лет. Около 1400 года он умирает и вместо него бразды правления берет Иисус Навин. Примерные даты его жизни по существующим толкованиям: от 1450-го до 1300-го года до Р.Х. «И сказал Господь Моисею: вот, дни твои приблизились к смерти; позови Иисуса и станьте у входа скинии собрания, и Я дам ему наставления. И пришел Моисей и Иисус и стали у входа скинии собрания. И явился Господь в скинии в столпе облачном, и стал столп облачный у входа скинии собрания. И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли в которую он вступает, и оставит Меня, и оставит завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я скрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: «не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Господа Бога моего среди меня?»» (Втор. 31,14-17)

http://sedmitza.ru/lib/text/432114/

История начинается с самого начала прихода на землю человека. Была праистория до грехопадения, до того, как человек пришел на землю как Адамом согрешивший. Библия же в книгах Пятикнижия во всем имела уже историческую перспективу, которая подчеркивала основную мысль всего Священного Писания – спасение человека. Эта мысль везде исторически подтверждалась. С этой точки зрения, работа историографов была сродни трудам пророков, которые от них вдохновлялись. Именно поэтому книги Иисуса Навина, книга Судей, книга Руфь, книги Царств и некоторые другие числятся в еврейской Библии среди книг пророческих и имеют название «Ранние пророки». Не случайно дано это название. Так как преимущественно пророческая задача была в определении современной историографии. Древнего историка беспокоила та весть, которую он хотел донести до народа. Что касается летописных деталей, то он мог обойтись доступными средствами информации со всей их ограниченностью. Из документов светской истории нельзя вывести ничего противоречащего библейскому рассказу. Всю историю Израиля можно разделить на три эпохи. Первая эпоха: история патриархов, история от книги Бытия до книги Иисуса Навина. Вторая эпоха: от Моисея до Давида. Третья эпоха: история царей и более поздний период. История Иисуса Навина. Мы считаем, что Моисей жил за 1500 лет до Р.Х., возможно мы ошибаемся на 100 лет в одну или другую сторону. Жизнь Моисея сложилась на протяжении трех эпох: Моисей до выхода из Египта, Моисей у Иофора и Моисей в Египте – по 40 лет, итого 120 лет. Около 1400 года он умирает и вместо него бразды правления берет Иисус Навин. Примерные даты его жизни по существующим толкованиям: от 1450-го до 1300-го года до Р.Х. «И сказал Господь Моисею: вот, дни твои приблизились к смерти; позови Иисуса и станьте у входа скинии собрания, и Я дам ему наставления. И пришел Моисей и Иисус и стали у входа скинии собрания. И явился Господь в скинии в столпе облачном, и стал столп облачный у входа скинии собрания. И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли в которую он вступает, и оставит Меня, и оставит завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я скрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: «не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Господа Бога моего среди меня?»» ( Втор. 31:14–17 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Облако вместе с радугой – печать Твоего завета: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт. 9, 13). Облако, осененное радугой, – знак Твоего милосердия к падшему человечеству. Ибо не гибели ищешь Ты Своему созданию, а спасения. Облако – символ милости Того, Кто назвал Небо престолом Своим Облачный столп предшествует Израилю, ведомому Тобой, Всемогущим, к обетованной земле. Облако свидетельствует: Ты присутствуешь рядом, Ты ведешь Свой народ, хотя Сам Ты невидим. Грозен закон Твой ветхозаветному человечеству, строг для тех, кто жесток в своей повседневной жизни. На вершине неприступной горы Ты явил Себя Моисею и дал заповеди, а народ, привыкший к непослушанию, видит и слышит «громы и молнии, и густое облако над горою» (Исх. 19, 16). Облако – тайна. Но эта тайна останавливает нас на пороге священного: есть то, что запредельно для смертного. Да не дерзаем вступать нечистыми за порог этой тайны. И только Своему кроткому слуге Ты приоткрываешь покров этой тайны: «Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и Господь говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33, 9 – 11). Словно частица Неба, дарованная людям для их утешения на земле, облако являло себя над Ковчегом Завета посреди двух фигур херувимов: «Над крышкою Я буду являться в облаке» (Лев. 16, 2). Подобным же образом слава Божия осенила Соломонов храм: «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3 Цар. 8, 10–11). Окруженные сверхъестественным со всех сторон, люди, эти странные существа, не ценили то, что давалось даром. Пророк Иезекииль открывает нелицеприятную, жестокую истину: слава Божия покинула Соломонов храм.

http://pravoslavie.ru/131415.html

После «молитвы входа» диакон, держа левой рукой Евангелие, а правой – орарь, показует правой рукой к Востоку, на алтарь и говорит: «Благослови, Владыко, Святый вход». Священник отвечает: «Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно, и во веки веков» – и осеняет крестом пространство алтаря. Диакон, произнося «аминь», дает священнику поцеловать Евангелие и, сам поцеловав руку священника, придерживающую Евангелие, кланяется иерею. После окончания пения антифона стоящий перед священником (лицом к престолу) диакон возвышает Евангелие, изображает им начертание креста и громко произносит: «Премудрость, прóсти». В древней Церкви в отдельные моменты богослужения можно было сидеть (сегодня подобная практика по-прежнему существует в ряде Православных поместных Церквей, в том числе в Греческой), и слово «прóсти» означало призыв встать: но и сегодня возглас «прóсти» побуждает нас собраться с силами, зовет с особым напряжением внимать происходящему. Возглас же «премудрость» отсылает нас к словам святого апостола Павла: «… мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известной через Церковь начальством и властям на небесах многоразличная премудрость Божья по превечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем надежный доступ через веру в Него» ( Еф.3:8–12 ). Как раз здесь, при произнесении возгласа «премудрость», связанного со священнодействиями Малого входавхода, символически отображающего пришествие в мир Христа, – мы и можем припомнить только что приведенные слова Апостола о многоразличной премудрости Божьей, той Премудрости, Которая, как мы с вами знаем, делается доступна христианину именно через Евхаристию и Которая дарует ему подлинное единение с Богом. Напомню, что в понимании древней церковной традиции Премудрость Божья (по-гречески «σοφα», «софия») – это в первую очередь именование Самого Сына Божьего, Второго Лица Пресвятой Троицы. Так, по слову святителя Германа Константинопольского о Христе, «слышали мы и видели глазами нашими, что Он – Премудрость и Слово Божье». 293 Тем самым для нас приобщение Божественной Премудрости есть в первую очередь мистическое единение со Христом в Его Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

«И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» ( Мф. 28, 8 ). Что бы могли значить эти странные слухи, как ты думаешь! – говорил Петр Иоанну, идя с ним к гробу Спасителя. – Кто бы мог украсть тело Господа? Неужели враги, лишившие Его жизни? Неужели им еще недостаточно того, что они сжили Его со света? Пойдем-ка лучше скорее, – перебил его Иоанн. – Женщина, наверно, ошиблась. Она вне себя от горя. Ученики зашагали быстрее. Вдруг, точно молния, блеснула в уме Иоанна странная мысль: «Что говорил им Учитель незадолго перед Своими страданиями… и даже несколько раз говорил?» «В третий день, в третий день!» – воскликнул он радостно. «Вот, что это значит! Сегодня – третий день!» И с этими словами он устремился вперед. Петр последовал за ним, и вскоре оба они, один за другим, прибежали к гробу. – Да, действительно! Камень был отвален – точно так, как передавали об этом женщины. И когда Иоанн наклонился и заглянул в пещеру, то увидел и полотняные одежды, в которые завернуто было тело Господа Иисуса. Когда он, пораженный увиденным, стоял у входа в пещеру, не осмеливаясь в нее спуститься, подошел Петр и, спустившись в пещеру, увидел сложенные одежды, а плат, которым повязана была голова Господа, оказался не вместе с одеждами, но в стороне, свернутым и отложенным на особое место. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший к гробу, и увидел, и поверил. Его нет здесь, она, действительно, права! проговорил он благоговейно. – Он воскрес! И, удивляясь всему происшедшему, ученики опять возвратились к себе ( Ин. 20, 3–10 ). Вслед за апостолами пошла снова к гробу и Мария Магдалина. Когда они уже ушли назад, она пришла к гробу и стояла у входа его, плача и рыдая. «И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса сщоящего; но не узнала, что это Иисус» ( Ин. 20, 11–14 ). Тогда он обратился к ней и так же, как и Ангелы в гробе, спросил ее: «Жено! что ты плачешь? кого ищешь?» Она, думая, что это садовник, говорит Ему: «Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Иисус говорит ей: «Мария!» ( Ин. 20, 15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Смотря по тому, кто как пользовался талантами, каждый получит соответственную мзду. Добре трудившиеся будут вознаграждены неизреченным блаженством, ибо вниидут в пренебесную радость Господа своего. Ленивые же и нерадивые будут наказаны. Зная это, будем крепко содержать в памяти наставление Господа. Слова Его истина есть. Потрудимся малое время жизни нашей, будем вечно блаженствовать в царстве славы. Поработаем во славу Божию. Не допустим в сердце наше желания полениться, пожалеть своего греховного человека, полукавить душою возвести богохульное обвинение на своего Творца, Промыслителя и Спасителя и тем ввести себя в погибельное обольщение. Щедр и милостив к нам Господь. Все средства Он даровал нам к спасению. «Вы приступили, говорит нам св. апостол Павел, к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех, Богу и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета – Иисусу» ( Евр.12:22–24 ). Мы граждане небесного Иерусалима т.е. царства Божия. Бог Царь наш, Господь Иисус Христос – Ходатай, ангелы и святые – все сограждане нам. Как радостно работать Царю в Его царстве! Какое милосердие оказывает Он трудящимся! («Свергнем же с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» ( Евр.12:1 ), Которому слава со Отцом и Духом Святым во веки веков. Беседа шестая Притча о десяти минах (Лк.19:11–27) Притча Господа Иисуса Христа о десяти минах имеет несомненно сходство с притчею о талантах. Но при сходстве между ними есть и заметное различие. Притча о минах произнесена была в доме мытаря Закхея, значит, до торжественного входа Спасителя в Иерусалим. Она предложена была вниманию учеников Его, хозяина дома и многих из слушателей, ходивших за Иисусом Христом. Притча же о талантах связана была только в присутствии учеников Господа, после уже торжественного входа Его в Иерусалим, на горе Елеонской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

16а), то как только последние зашевелили крыльями, какое-то движение произошло и в колесах (ст. 16б); такова уже была связь между теми и другими: пока спокойно стоят те, стоят и эти; как только двинутся одни, приходят в движение и другие. «Ибо в них был дух животных», см. объясн. Иез.1.20 . Иез.10:18 .  И отошла слава Го­с­по­дня от по­рога дома и стала над Херувимами. «Слава Господня» (в том смысле, в каком это название употреблено в Иез.9.3 и Иез.10.4 , т. е. в смысле облака богоявления), может быть прождав на пороге храма совершение последней казни над Иерусалимом (сожжение) со стороны архангела, который не возвращается здесь, как в 9:3, с донесением об исполнении поручения, возвращается на свое место над херувимами для удаления из храма и города. Это удаление можно рассматривать, как третий и последний акт суда Божия над Иерусалимом и как тягчайшую кару для него, если принять в внимание те тяжелые последствия, какие влечет за собою удаление Бога по Втор 31.17 и Ос 9.2 . Иез.10:19 .  И подняли Херувимы крылья свои, и поднялись в глазах мо­их от земли; когда они уходили, то и колеса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Го­с­по­дня, и слава Бога Израилева вверху над ними. «В глазах моих», см. объясн. в Иез.9.1 «в уши мои». – «И колеса подле них». Колеса были настолько самостоятельною частью видения и так странно было парение их в воздухе, что пророк всегда при замечании о поднятии херувимов упоминает о колесах: Иез.3.13, 11.22 . – «И стали у входа в восточные врата Дома Господня». – Это были главные ворота храма, через которые естественно было выйти из Своего храма Господу, как впоследствии через такие же ворота слава Господня возвратилась в храм ( Иез.43.2 ); притом эти ворота лежали прямо против дверей собственно храма – здания святилища и святаго святых – и через них входили в город. В воротах храма, следовательно, на крайней периферии храмового пространства, слава Господня останавливается с тою же целью, с какою останавливается на пороге храма: для прощания с своим долголетним жилищем, может быть, «в знак некоторой неохоты и сожаления, с какими она удаляется из храма» (Кнабенбауер); поводом к остановке здесь могло быть и нечестивое совещание у этих ворот 25 старейшин ( Иез.11.1 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8 прости народу Твоему. И в отношении находящихся за пределами Израиля представителей избранного народа обетования Господа сохраняют свою силу ( Неем. 1,11 ; Пс. 105,46 ). Соломон просит Господа простить кающихся пленников и «возбудить» в пленивших сострадание к ним. 8 ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли. Поскольку Господь особо выделил Израиль и вывел его из египетского плена, чтобы он стал Его особым наследием ( Исх. 19,3–6 ; Втор. 4,20; 9,26; 25,19 ), Соломон молит Господа не забыть об этом, если Израиль снова окажется в плену. 8 И стоя благословил все собрание Израильтян. В ст. 23–53 Соломон у жертвенника молился Господу от лица всего собрания. Теперь, обернувшись лицом к собравшимся, Соломон благословляет их от имени Господа и просит Его внять молитве (ст. 56–61). 8 Господь, Который дал покой народу Своему Израилю. После бурного периода скитаний по пустыне и войн Израиль ожидало исполнение «всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея» ( Исх. 33,14 ; Втор. 12,10 ). Израиль, наконец, вкусил покой в земле обетованной (см. ком. к 5,4). 8 Господь есть Бог и нет кроме Его. Первая заповедь ( Втор. 4,35; 5,6 ). 8 двадцать две тысячи крупного скота. Ср. Езд. 6,16–18 . 8 всесожжения. См. ком. к 3,4. хлебное приношение. Хлебное приношение или приношение муки часто сопровождало принесение в жертву скота ( Лев. 2; 7,11–14; 9,4; 14,20 ; Чис. 15,1–10 ) и являлось выражением благодарности Богу и прославлением Его. тук мирных жертв. См. Лев. 3 . медный жертвенник. Он помещался напротив входа в храм (ст. 22,54). 8 И сделал Соломон в это время праздник. См. ком. к 8,2. от входа в Емаф. Емаф находился у северной границы контролируемой Израилем территории, приблизительно в шестидесяти пяти километрах к северу от Кадеса, на реке Оронт ( Нав. 13,5 ; 4Цар. 14,25 ). до реки Египетской. По всей видимости, река Води Аль-Ариш на северо-востоке Синая. На праздник стеклись люди из самых дальних пределов царства Соломона (4,21). 8 радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю. Господь в милосердии Своем исполнил данное Давиду обетование о том, что его потомок построит храм, который намеревался построить сам Давид ( 2Цар. 7,1–16 ). Бог милостиво даровал Израилю святилище ( Втор. 12 ) и обетованный покой (5,4). Глава 9

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010