Ответ на возражение 2. Хотя послушание подразумевает необходимость в отношении предписанного, однако оно также подразумевает и добровольность в отношении исполнения предписанного. И именно таким было послушание Христа: действительно, хотя сами по себе Его страсти и смерть были противны естественной воле, тем не менее, в отношении них Христос пожелал исполнить волю Божию, согласно сказанному [в Писании]: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой» ( Пс. 39, 9 ). Поэтому Он сказал: «Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, – да будет воля Твоя!» ( Мф. 26, 42 ). Ответ на возражение 3. Христос пострадал и из любви, и из послушания, поскольку исполнил предписания любви из послушания и из любви был послушен заповеди Отца. Раздел 3. Предал ли Христа страстям Бог Отец? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Бог Отец не предавал Христа страстям. В самом деле, предать невинного человека мучениям и смерти является злым и жестоким поступком. Но, как сказано, «Бог – верен, и нет неправды в Нем» (Вт. 32, 4). Следовательно, Он не предавал страстям и смерти невинного Христа. Возражение 2. Далее, трудно поверить, что человек предается смерти и сам, и кем-то другим. Но Христос предал Себя за нас, в связи с чем читаем, что Он «предал душу Свою на смерть» ( Ис. 53, 12 ). Следовательно, похоже, что Бог Отец не предавал Его. Возражение 3. Далее, Иуда осужден за то, что предал Христа евреям, согласно сказанному [в Писании]: «Один из вас – диавол» ( Ин. 6, 71 ), а именно Иуда, который предал Его. И точно так же евреи осуждаются за то, что предали Его Пилату, в связи с чем читаем: «Твой народ и первосвященники предали Тебя мне» ( Ин. 18, 35 ). И еще читаем, что Пилат «предал Его им на распятие» ( Ин. 19, 16 ). Но, согласно сказанному [в Писании], нет никакого «общения праведности с беззаконием» ( 2Кор. 6, 14 ). Следовательно, похоже, что Бог Отец не предавал Христа Его страстям. Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» ( Рим. 8, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Но Иоав подавил и это возмущение: Савей был убит. Описываются новыя войны, в результате которых Давид быстро уже ослабел. И смотрите в 22-й главе: когда все остальные сражения были закончены, он воспел «песнь Господу в день, когда Господь избавил его от руки всех врагов его и от руки Саула [о чём же он же он воспел?], и сказал: Господь – твердыня моя и крепость моя и избавитель мой. Бог мой – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня! Призову Господа достопоклоняемаго и от врагов моих спасусь. Объяли меня волны смерти, и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня. Но в тесноте моей я призвал Господа» ( 2Цар. 22:1–6 ), – вот как не использовать эти молитвенные призывания? И у нас есть свои потоки беззакония, цепи ада, сети смерти. Пускай это проявляется в каких-то других поступках, но, тем не менее, мы также находимся в таком греховном состоянии. И грехи накапливаются, как, знаете, нарастает некий культурный слой на человеческой совести, – и с этим грузом мы ходим. Этот груз не даёт нам покоя ни днём ни ночью. Потому что упрёки совести , их изъять невозможно. Они тревожат каждого из нас. Вот это первое Священное Писание, какое дал Господь человеку, – совесть его. И эта совесть его мучает: «объяли меня волны смерти но в тесноте моей я призвал Господа, и к Богу моему воззвал», – но ведь как призвать нужно? Не так, как мы призываем, с сомнением, с ленью какой-то, наполовину это усердие только идёт. Так. Дальше: «  и  Он услышал из (святого) Чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его» – а это 17-й псалом. И если вы посмотрите 17-й псалом, то вы это и найдёте. Дальше, 47-й стих: «Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог, убежище спасения моего, Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы» – [“Мне отмщение, и Аз воздам” (Вт. 32:35). Вот, есть такие слова. Они говорят о том, что мы не должны мстить за себя самих. Апостол скажет: “не лучше ли вам быть обиженными. “Мне отмщение, и Аз воздам”]- и избавляющий меня от врагов моих! За то я буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь Имени Твоему, величественно спасающий царя Своего и творящий милость помазаннику Своему Давиду и потомству его во веки!» ( 2Цар. 22:47–51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Оно – святое, божественное. В нем выражено познание о Том, благоволению Которого обязано все сущее в беспредельном для нас космосе. Как действие, от Бога исходящее, Имя сие заключает в себе нетварную Энергию Вседержителя. «АЗ ЕСМЬ СЫЙ»: Я – персональный Абсолют и Перво-Бытие, бездна щедрот, человеколюбивый Владыка, Царь царствующих. Никого и ничего нет, что было бы прежде Меня или после Меня: Я – Безначальное Начало и Бесконечный Конец. Сие Имя – есть первый прорыв в живую вечность для человека, первый Свет познания ничем и никем не обусловленного Бытия как «АЗ ЕСМЬ», как Персоны. Моисей, исполин истории нашего мира, извел еврейский народ из «египетского рабства», являющегося образом всех бывших и современных форм неволи. Во время шествия по пустыне обнаружилось, что выведенный им примитивный народ номадов не был готов для восприятия столь великого Света, несмотря на многие чудеса, совершившиеся пред их глазами. Особенно ярко сказалось их маловерие, когда они подступили к границам Обетованной Земли. Последовало решение: все, выросшие в египетском мировоззрении, должны лечь костьми в пустыне. Они не войдут в Новый Мир: «за неверие» (ср. Евр.3:16–19 ). За долгие годы странствий в пустыне Моисей приготовит новое поколение к большему разумению о Невидимом, но Всесодержащем Своею дланью. Мы чтим необычайный гений Моисея особенно еще и за то, что он постиг данное ему откровение как воистину подлинное, от Бога, но в то же время он понимал, что не воспринял его во всей полноте: нечто осталось сокровенным. Он поет: «Вонми небо, и возглаголю, слушай земля слова уст моих» ( Втор.32:1 ). . Параллельно е этим, он искал более полного познания, взывая к Богу из глубины: «Открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя... Покажи .мне славу Твою... Яви мне Тебя Самого... Дай мне разумно увидеть Тебя» ( Исх. 33:13, 18 в переводе 70 толковников). Моисей был услышан, но получил ответ в пределах силы его: «Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу Имя Мое, ЯХВЕ пред тобою... и когда будет проходить слава Моя, Я... покрою тебя рукою Моею... и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, Лицо же Мое не явится тебе...» И сказал Господь Моисею: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим Именем, с того Я взыщу» (Вт.18:15–19). Весь Израиль, согласно сему Завету, жил под знаком ожидания того Пророка, о котором писал Моисей ( Ин.5:46 ); Пророка по преимуществу ( Ин.1:21 ); Мессию, Который, «когда придет, то возвестит им все» (ср. Ин.4:25 ). И прочие пророки Ветхого Завета жили ожиданием и возвещали грядущего Христа; и мы слышим их вековой стон: прийди, «живи с нами», дабы мы познали Тебя. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммапуил, что значит: с нами Бог» ( Мф.1:23 , Ис.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Что же касается слов [из евангелия от Марка о том, что Он], «плюнув ему на глаза, возложил на него руки» и т. д., то Златоуст замечает: «Он плюнул и возложил Свои руки на слепого, желая показать, что чудо соделывает Его божественное слово, сопровождаемое Его деянием, поскольку руки указывают на деяние, а плевок указывает на исходящее из уст слово». А Августин, комментируя слова [из евангелия от Иоанна]: «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому» ( Ин. 9, 6 ), говорит: «Из плевка Он сделал брение, поскольку «Слово стало плотию«». Или же, согласно Златоусту, «чтобы показать, что Он создал «человека из праха земного»». Кроме того, говоря о чудесах Христа, должно иметь в виду что все, что Он делал, было наиболее совершенным в своем роде. Поэтому Златоуст, комментируя слова [из евангелия от Иоанна]: «Всякий человек подает сперва хорошее вино» ( Ин. 2, 10 ), говорит: «Чудеса Христовы как таковые своим великолепием и пользой превосходили дела природы». И точно так же он сообщал исцеляемым Им совершенное здоровье. Поэтому Иероним, комментируя слова [из евангелия от Матфея]: «Она встала и служила им» ( Мф. 8, 15 ), говорит: «Восстановленное Господом здоровье возвращалось незамедлительно и в полном объеме». В случае же [исцеления] слепорожденного имело место нечто иное потому что, по мнению Златоуста, на то была особая причина, [а именно] недостаток его веры. Или, как замечает Беда, толкуя слова из [евангелия от Марка] ( Мк. 8, 23 ), «тех, кого Он мог исцелить полностью и мгновенно единственным Своим словом, Он исцелял постепенно, дабы явить нам всю глубину человеческой слепоты, которая только небольшими шажками и по чуть-чуть может возвращаться к свету, и показать, что каждый такой шажок к совершенству может быть пройден исключительно с помощью Его благодати». Ответ на возражение 3. Как уже было сказано (43, 2), Христос соделывал чудеса посредством божественной силы, Божий же дела совершенны (Вт. 32, 4). Затем, совершенным является только то, что достигает своей цели.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

9:4). Трифон хотел возразить мне словами: «как злаки травные» (Быт. 9:3), но я предупредил его и спросил: почему вы слова «как злаки травные» принимаете не в том смысле, в каком они сказаны Богом, то есть как злаки Бог сотворишь для пищи человеку, так и животных дал для того, чтобы он ел мясо? Но как мы некоторых растений не едим, так будто бы — вы говорите, — еще в то время Ною повелено делать различие животных. Такое объяснение ваше не может быть принято. Прежде всего я мог бы легко доказать что всякий злак есть трава и употребляется в пищу, но не буду останавливаться на этом. Положим, что мы делаем различие между злаками травными, а не все растения едим, но это не потому, что они нечисты и скверны, а потому, что они или горьки, или ядовиты или колючи; но все растения сладкие питательные и прекрасные, растут ли они на море или на земле, мы вкушаем с удовольствием. Отсюда следует, что Бог чрез Моисея повелел вам воздерживаться от животных нечистых, хищных и свирепых потому, что вы, евшие манну в пустыне и видевшие все чудеса, сотворенные для вас Богом, слили золотого тельца и поклонялись ему. Справедливо Бог всегда говорит о вас: «сыны безумные! нет веры в них» (Вт. 32:20). 21.  А что за грехи ваши и отцов ваших Бог для напоминания о них, как я прежде сказал, повелел вам и хранить субботу и возложил на вас другие заповеди, и что он оставил некоторых из вас живыми для язычников, дабы имя Его не осквернялось у них: это могут доказать вам самые слова Его. Так сказано чрез Иезекииля: «Я Господь Бог ваш: ходите в заповедях Моих соблюдайте постановления Мои, и не прилепляйтесь к обычаям египетским, и освящайте субботы Мои; они будут знамением между Мною и вами, чтобы вы знали, что Я Господь Бог ваш». А вы прогневала Меня, и дети ваши не ходили в заповедях Моих, и не тщились исполнять постановлений Моих, а кто исполнит их, тот жив будет чрез них, — и субботы Мои они осквернили. И сказал Я: изолью ярость Мою на них в пустыне, чтобы совершить гнев Мой на них, но не сделал, чтобы имя Мое не осквернилось совершенно пред народами, пред глазами которых Я вывел их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Мы были спасены — и не радели. Были охраняемы — и пренебрегали тем, за что следовало опасаться возмездия. О разум жестокий и безрассудный  , разве не достоен он претерпеть ужасы и бедствия! Мы строго взыскивали с задолжавших нам какую–либо малость, хотя бы пустяк, и наказывали их; мы не вспоминали о благодарности, когда благодеяние минуло; мы не сжалились над ближними, поскольку получили прощение, но как только избавлялись от грозивших ужасов и опасностей  , делались для них еще свирепее; не считаясь ни с обилием и тяжестью собственных долгов, ни со снисхождением к ним Спасителя; не постыдившись ничтожности долга таких же как и мы рабов, даже мысленно не сопоставимого с нашим, мы, человеколюбиво освобожденные от многого и великого, за малое бесчеловечно поработили других  . Мы радовались — и приносили горе; были прославляемы — и бесчестили; мы окрепли, достигли процветания — и возгордились, стали безумствовать. Мы утучнели, отолстели и разжирели, и если и не оставили Бога, как некогда Иаков, то как возлюбленный оттолкнули, насытившись (Вт. 32, 15 ), и как упрямая телица упорны стали (Ос. 4, 16)к заповедям Господа и пренебрегли требованиями Его. Из–за этого шум брани на земле нашей и великое разрушение; из–за этого Господь открыл ханилище Свое и взял сосуды гнева Своего (Иер. 50 (27), 22; 25), из–за этого выполз  народ с севера, словно устремляясь на другой Иерусалим, и народ поднялся от краев земли, держа лук и копье; он жесток и немилосерд; голос их шумит, как море. Мы услышали весть о них — точнее, увидели воочию скопище их  , — и руки у нас опустились; скорбь объяла нас, муки, как женщину в родах. Не выходите в поле и не ходите по дорогам, ибо меч витает со всех сторон! (Ср.: Иер. 6, 22–25) Что мне сказать тебе, — воскликнет ныне со мной Иеремия, — град царственный? Кто спасет тебя и утешит тебя, ибо великим сделалось жерло раны твоей? Кто исцелит тебя? (Плач 2, 13) Теперь вы рыдаете… И меня едва не поглотила скорбь, прервав мою речь. Но что вы кричите мне? Что сетуете? Послушайте меня, уймите немного вопль и дайте путь словам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

б) Моисей предсказывал Евреям победы над врагами, возвышение над всеми народами земли (обетованной) и благоустройство общественно-гражданское (Вт.28:7, 12–13); все это и исполнилось ири Иисусе Навине, при последующих Судиях и особенно при первых трех царях: Сауле, Давиде и Соломоне. в) Предсказывал Моисей и духовное благо народу – пребывание среди него Бога своею чудодейственною силою и освящение его (Вт.28:9–10 и др.). Действительно, Бог постоянно благоволил пребывать среди Евреев, являя Свое особенное присутствие в скинии и во храме на Сионе, «горе святой Своей», в постоянных пророчествах и чудесах, открываясь чрез особо избранных мужей и приготовляя тем народ Свой к освящению чрез Мессию. 3. Как исполнились над народом Еврейским пророческие клятвы Моисея? – Они исполнились так: а) Моисей предсказал оскудение плодородия земли, обращение ее благодатного климата в вредный и убийственный и общее запустение страны (Вт.28:16–24). По единодушному свидетельству путешественников, Палестина ныне представляет землю пустынную, бесплодную, полную развалин и мало населенную. Это настоящее запустение с остатками прежнего цветущего состояния страны поразительно указывает на гнев Божий, отяготевший над землею, оскверненною нечстием ее владетелей – Евреев, и необходимо и невольно обращает наше внимание на давно, за несколько тысяч лет, произнесенные пророчества и так поразительно и точно исполнившиеся. Вместо благорастворенного климата, вместо «сада Божия» ( Быт.13:10 ), путешественннк находить ныне в Палестине «небо медяно над главою своею, и землю железну под собою» (Вт.28:23). б) Моисей предсказал нашествие страшных врагов, опустошение страны, пленение и рассеяние народа по всей земли (Вт.28:25–68), и это исполнилось во время покорения Евреев Вавилонянами и Римлянами, и исполняется доселе. Точно так, как предсказывал Моисей, последовало нашествие на Палестину Вавилонян и особенно Римлян, «народа издалеча от края земли, яки устремление орле», – гибельное и всесокрушающее, как нашествие на поля саранчи. Моисеево описание осады и разрушения крепостей Иудейских, особенно Иерусалима, так верно с действительностью, как будто писано было очевидцем событий (Вт.28:52–57). Так, напр. Моисей предсказывал такой страшной голод при осаде городов, что женщины будут есть собственных детей; это исполнилось, по свидетельству пр. Иеремии ( Плач.2:20; 4:10 ) и Варуха (2:2–3), во время осады Иерусалима Навуходоносором, и опять повторилось во время осады Иерусалима Титом. Также в точности исполнились пророчества Моисея о рассеянии Еврейского народа среди всех других народов, об их скитальческом состоянии там, об их отвержении Богом и избрании и призвании вместо них ко спасению языческих народов (Вт.28:64–68; 32:21 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Соблюдение этого указанного Богом образца оставалось общепринятой практикой ( Быт. 4:1 ) до тех пор, пока не прервалось из-за греха. Первый отмеченный в записях многожёнец, Ламех, был человеком нечестивым ( Быт. 4:23 ). Христос подтверждает изначальные намерения Бога в Мф. 19:4 , где указывает, что Бог сотворил одного «мужчину и [одну] женщину», соединив их в браке. Закон Моисеев запрещает многожёнство, предписывая, чтобы верующий «не умножал себе жён» (Вт. 17:17). Предостережение относительно смешанных браков с иноплеменниками повторяется в том же самом тексте, где сказано о количестве жён у Соломона ( 3Цар. 11:2 ). Судя по смыслу, здесь подразумевается многожёнство. В связи с их количеством и с их идолопоклонством, женщины Соломона принесли непоправимый вред дому Давида и всему Израилю. В Новом Завете сказано: «каждый [мужчина] имей свою жену, и каждая [женщина] имей своего мужа» ( 1Кор. 7:2 ). Тем самым многожёнство решительно запрещается. Павел настаивает, что церковный руководитель должен быть «одной жены муж» ( 1Тим. 3:2, 12 ). Что бы ещё из этого ни следовало, здесь предусматривается, без всяких сомнений, исключительно моногамный брак. Моногамный брак становится прообразом отношений между Христом и Его Невестой (единственной), Церковью ( Еф. 5:31–32 ). Осуждение Богом многожёнства становится очевидным из таких примеров и подразумеваемых следствий: 1) Многожёнство впервые упоминается в контексте сообщества, восставшего против Бога, где убийца Ламех взял себе двух жён ( Быт. 4:19, 23 ). 2) Бог неоднократно предостерегает Израиль от последствий многожёнства, «дабы не развратилось сердце его», отвратившись от Бога (Вт. 17:17; ср. 3Цар. 11:2 ). 3) Бог никогда не предписывал многожёнство – Он лишь дозволял его, как и развод, «по жестокосердию вашему» ( Мф. 19:8 ; Вт. 24:1). 4) Каждому многоженцу в Библии, в том числе Давиду и Соломону ( 1Пар. 14:3 ), дорого обошёлся этот его грех. 5) Бог ненавидит многожёнство, как Он ненавидит развод, потому что это противоречит установленному Им идеалу брака (ср. Мал. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Среди правил житейского благоразумия, изложенных в 7 и 8 главах книги Сираховой, имеется несколько таких советов, которые, по своей нравственной ценности, могут быть поставлены наравне с новозаветными евангельскими заповедями. В конце 7-й главы премудрый сын Сирахов как бы пересказывает своими словами две «большие заповеди» закона Божия – ο любви к Богу и ближнему, – указывает, как человек должен исполнять их в обыденной жизни, и заключает общим наставлением: «при всех делах твоих помни ο последних днях, и во век не будешь поступать дурно». Затем в 8 главе снова дается ряд советов, касающихся житейского благоповедения и трактующих ο том, как мудрый человек должен обращаться с людьми разных общественных положений и разного характера и достоинства.   О любви к Богу и ближнему ( Сир. 7:31–39 ).   31. Всею душею своею благоговей пред Господом и священников Его почитай; 32. всею силою своею люби Создателя своего и не оставляй служителей Его. 33. Чти Бога и почитай священников и отдавай им часть, как заповедано тебе: 34. хлеб при жертвах повинности, и добровольные подаяния жертвы правды и дары священные. 35. Также и к нищему простирай руку свою, чтобы благословение тебе было совершенно. 36. Подавай даяния всякому живущему, но и умершего не лишай милости. 37. He сторонись от плачущих и с сетующими сетуй. 38. He отвращай сердца своего от болящего, – за это он полюбит тебя. 39. При всех делах своих помни ο последних днях, и во век не будешь поступать дурно.   31–32 . Перечисляя то, что дорого и близко человеку, автор идет от менее важного к более важному: говорит об отношениях к детям (ст. 25–27), к жене (ст. 28), затем – к родителям (ст. 29–30) и наконец – к Богу. При этом также обнаружилась склонность его к одинаковому началу стихов: стих 29 начинался словами: «всем сердцем», a 31 начинается: «всею душею», 32 – «всею силою», – слова эти взяты из Вт. 6:5: «и возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и от всея силы твоея». Премудрый призывает всею силою любить и чтить Господа и почитать Его служителей – священников. «И священников, Его почитай», Евр. гакдûш собственно «освящай» или «почитай, как святых», – так и в Лат.: sanctifica; Γρ.: ϑαμαζε, Сир.: «почитай». Сл.: «Всею душею твоею благоговей Господеви и иереи Его чти. Всею силою (твоею) возлюби сотворшего тя и служителей Его не остави». Вместо «всею душею» в 31 стихе в Евр. читается бэкол-либбэка «всем сердцем», – но это, как мы видели, есть начало 29 стиха, опущенного в Евр.; Сир. все три стиха начинает одинаково: «всем сердцем»; правильность Гр. чтения в этом отношении подтверждается параллельным местом Вт. 6:5.  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Слышите сі старцы. Евр. , так и LXX-mь: οσατε τατα o πρεσβτεροι 57 . Сі, т. е. то, о чем говорится далее, в ст. 4-м. – Старцы: . В Библии слово нередко употребляется в значении „старейшина“, т. е. как почетное название управителей, начальников и под. (напр., Вт.21:2; Ис.24:23 ; Плач.2:10 ; Пс.104 ; Евр.105:22 ; Пс.106 ; Евр.107:32 ); но здесь это слово означает „старец“, так как обращение пророка, призывающее припомнить, случалось ли прежде что-либо подобное настоящему, конечно, должно относиться к людям старым, а не к каким-либо управителям народным. В некоторых кодексах, вместо читается священники (см. Merx. S. 82); но такое чтение нельзя признать правильным, потому что речь о священниках у Иоиля идет далее (ст. 9, 18 и сл.), и притом к ним не столь приложимо обращение пророка вспомнить о прошлом, как к старцам. И внушите. Евр. , „и внимайте“. Гл. употребительный только в гиф. (), означает: внимательно слушал, навостривал уши, и, таким образом, имеет более сильное значение, чем гл. или , слышал. Везде же, где встречаются оба эти глагола, один после другого, делается это для возбуждения большего внимания к тому, что говорят (кроме Иоил.1:2 , ср. Быт.4:23 ; Ис.1:2 ). У LXX-mu, вполне соответственно евр. переводится νωτσσϑε, и в Вульгате auribus percipite. Вс живущіи на землн. Евр. , „все живущие земли“. С подобным призывом всех живущих, а иногда всего сотворенного, слушать и внимать часто обращаются и другие пророки, когда говорят о чем-либо важном ( Ос.4:1 ; Ис.1:2, 10 ; Иер.2:12 ; Пс. 48 ; Евр.49:2 ; Вт.32:1). Под „жителями земли“ Иоиль разумеет обитателей не всей вообще земли или Палестины, а только царства Иудейского, потому что то, о чем говорит он далее (об опустошении страны саранчой, ст. 4), относится только к этому последнему. Поэтому и пред словом он употребляет член , желая этим показать, что имеет в виду известную, определенную землю (), а не всю вообще. Вследствие этого и русские переводчики Библии синодск. и лондонского изданий совершенно правильно переводят: „жители земли сей“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010