Ибо сказал: «аще бы отец ея плюя заплевал в лице ея, не посрамится ли...? Седмь дней да отлучится вне полка, и по сих да внидет» ( Числ. 12, 14 ). Но с безчестием сопряжена и честь; потому что народ не подвигся в путь, пока не освободилась Мариам от болезни. Вопрос 24. Для чего повелел Бог послать соглядатаев? И сказал Господь Моисею, говоря: пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них. ( Числ. 13,2–3 ).   Чтобы, предварительно узнав плодородие земли, возжелали воспользоваться сими обильными плодами; а если будут лениться и упадут духом, то, наказываемые за сие, не имели никакого извинения. Вопрос 25. Почему Авсия, когда послан соглядатаем, наименовал Моисей Иисусом? Вот имена мужей, которых посылал Моисей высмотреть землю. И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом. ( Числ. 13, 17 ).   Потому что был он образом истинного Иисуса, Который, домостроительствуя наше спасение, уподоблялся наружно соглядатаям. Ибо как соглядатаи употребляли и одежду и речь тех народов, которых соглядали, так Бог-Слово, облекшись в естество человеческое, и говоря его языком, домостроительствовал наше спасение. Вопрос 26. О каком Енаковом роде говорит Моисей? Но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там ( Числ. 13, 29 ).   Сам Енак, как вероятно, был именит и славен по великому телесному росту; да и род его, без сомнения, походил на своего прародителя. Вопрос 27. Что значит сказанное: «наполнит слава Господня всю землю»? Но жив Я, [и всегда живет имя Мое,] и славы Господней полна вся земля ( Числ. 14, 21 ).   Предсказывает Бог отвержение Иудеев и спасение вселенной, и к предсказанию присовокупляет клятву. Ибо говорит: «живу Аз, и присно живет имя Мое, и наполнит слава Господня всю землю» ( Числ. 14, 21 ). Потом произносит приговор на всех исчисленных, кроме Халева, сына Иефониина, и Иисуса, сына Навина, которые сверх того, что открыли истину, и народу дали благочестивый совет.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Благословление Валаама содержит следующее пророчество: «Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл (то есть символ власти) от Израиля» ( Числ. 24:17 ). Эти слова традиционно понимались Церковью как пророчество о происхождении от Иакова Христа, Мессии. Мессианские черты есть и в других благословениях Валаама: «преклонился, лежит, как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят» ( Числ. 24:9 ). Вы помните, что образ лежащего льва, которого никто не может поднять, если он этого сам не захочет, мы встречали уже в благословении Иаковом своих сыновей ( Быт. 49:9 ) и относили этот образ к воскресению Христову. Однако тем не менее Валаам всё-таки оказывает некоторую «услугу» тем, кто его нанимал ( Числ. 31:16 ). После нескольких побед, израильтяне уже жили в моавитских степях. Для того чтобы ослабить силу народа, Валаам советует моавитянам и мадианитянам послать женщин, чтобы склонить израильтян к блуду. За это Валаама впоследствии постигла гибель ( Числ. 31:8 ). Совет оказался эффективным. Израиль оказался на краю гибели. Прекращается это несчастье тем, что Финеес, внук Аарона, сын Елеазара, убивает израильтянина Зимри, одного из вождей колена Симеонова, который ввел в шатер свой мадианитянку ( Числ. 25:8 ). Можно вспомнить, что мы говорили о благочестии и о различии судеб Симеонова и Левиина колен. Здесь это различие ярко проявилось. Ревность Финееса, которая вылилась в то, что он убил Зимри и мадианитянку, вменилась ему в подвиг, и Господь дает Финеесу завет мира и обещает ему постоянное пребывание его потомков в священстве ( Числ. 25:12–13 ). Перед захватом земли обетованной Моисей делает новое исчисление израильтян, которое показывает, что никого уже не осталось из тех, кто вышел из Египта в возрасте старше 20 лет, кроме Моисея, а также Иисуса и Халева, тех двух соглядатаев, которым Господь обещал, что за их твердость и мужество они увидят землю обетованную. При исчислении колено Симеоново оказалось самым малочисленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

Когда восходило облако, то поднимались с места сыны израильские; а где оно останавливалось, там и они останавливались. Моисей получает повеление сделать серебряные трубы, чтобы ими извещать народ, когда нужно отправляться в путь, чтобы собирать народ на войну и для жертвоприношений, также чтобы употреблять эти трубы в праздники, в новомесячия при всесожжениях. Когда сыны израильские отправились в путь, Моисей убеждал Иовава, сына Рагуилова, который назывался также Иофором, чтобы и он участвовал и в путешествии, и в обетованных им благах. Когда поднят был ковчег, Моисей сказал: «Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» ( Числ.10:35 ). Народ стал роптать, и сожжена была часть стана, а то место прозвано было «Тавера» 4 ( Числ.11:3 ). Моисей помолился, и наказание прекратилось. Они стали требовать мяса и говорили: «Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших» ( Числ.11:5, 6 ). Когда Моисей вознегодовал на их ропот и обратился к Богу, то Бог дает ему в помощники семьдесят старейшин, чтобы они участвовали с ним в управлении. Здесь же, когда Иисус Навин сказал: «Господин мой Моисей! запрети им» (Елдаду и Модаду) пророчествовать, Моисей ответил: «Не ревнуешь ли ты за меня? О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» ( Числ.11:28–29 ). Тогда посланы были от Господа коростели, которых они и ели. Мясо было еще в зубах их, как они стали умирать. Об этом сказано в псалме: «Еще пища была в устах их, когда гнев Божий пришел на них и убил очень многих из них, и избранных Израиля низложил» ( Пс.77:30, 31 ). Место это прозвано «гробами похотения». Тогда Мариам сказала против Моисея: «Одному ли Моисею говорил Господь» ( Числ.12:2 )? Бог сказал, что Он только с ним одним из всех пророков говорил так, и послал проказу на Мариам. Когда Моисей помолился о ней, то Бог не допустил ей очиститься прежде, нежели она пробыла семь дней вне стана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В 25-й главе (сразу после описания событий с Валаамом) повествуется о том, что евреи начали вступать в блудное сожительство с женщинами из племен моавитян и мадианитян, а также принимать участие в культе местного языческого божества Ваал-Фегора (Числ. 25, 1–3). Моисей приказывает казнить всех, кто повинен в этих преступлениях, а Господь посылает израильтянам смертельную болезнь. В результате погибло 24 тысячи человек (Числ. 25, 9). В 31-й главе Моисей призывает отомстить мадианитянам. Указывая на причину своего решения, он говорит: «Вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, [за что] и поражение было в обществе Господнем» (Числ. 31, 16). Таким образом, Валаам в данном отрывке предстает как противник народа Божия, который своими советами стал причиной участия евреев в сладострастном культе и отпадения от истинного Богопочитания. Причем, если следовать логике повествования, эти события произошли после истории, о которых повествуют главы с 22-й по 24-ю. Сам Валаам не избегает участи язычников. Его имя упоминается в тексте Писания среди имен убитых мадиамских вождей (Числ. 31, 8). Необходимо также заметить, что этот список встречается в Писании еще один раз, в книге Иисуса Навина. Здесь рядом с именем Валаама стоит название его профессии, «прорицатель» () (Нав. 13, 22). Вероятно, это не случайно и является указанием на его вину (ср. Втор. 18, 10–12). На этом основании можно предположить, что Валаам так и не исполнил намерения вернуться к своему народу (Числ. 24, 15). После того, как впечатление от действия Духа Божия прошло, он передумывает и возвращается к Валаку (по крайней мере продолжает находиться с ним в отношениях, дает советы против Израиля). Упоминается о Валааме и в книге Второзакония. Здесь мы встречаем явно отрицательную оценку его личности. Так, Моисей предписывает Израилю не принимать в «общество Господне» аммонитян и моавитян, «потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя; но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя» (Втор.

http://bogoslov.ru/article/6177295

В более поздние времена к убийству приравнивалось прямое оскорбление человека, если оно приводило к тому, что лицо человека становилось красным от прилившейся крови. Жизнь, дарованная Господом, является настолько бесценным даром, что умаление всех ее проявлений: физической, физиологической, семейной, культурной, научной, социальной, сакральной и других, есть действие против жизни, т.е. становится грехом.  Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти ( Исх. 21:12 ); Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти ( Исх. 21:28-29 ); Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь ( Исх 22:2-3 ). Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти ( Числ. 35:16 ); и если кто ударит кого из руки камнем, от которого можно умереть, так что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти ( Числ. 35:17 ); или если деревянным орудием, от которого можно умереть, ударит из руки так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти ( Числ. 35:18 ); или по вражде ударит его рукою так, что тот умрет, то ударившего должно предать смерти: он убийца; мститель за кровь может умертвить убийцу, лишь только встретит его ( Числ. 35:21 ). И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти ( Числ 35:31 ). Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти ( Лев 24:17 ). Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти ( Лев 24:21 ). Прелюбодеяние Прелюбодеяние — церковнославянское слово, которым сегодня часто обозначается грех соединения двух людей, как правило, мужчины и женщины, вне брака. Но его точное значение — это нарушение супружеской верности. Если же соединяются неженатый мужчина и незамужняя женщина, то это называется любодеяние.

http://azbyka.ru/smertnye-grehi-v-svyash...

С сим приговором прилично сравнить изреченный в Евангелии: «отнимается от вас царствие Божие, и дастся языку, творящему плоды его» ( Матф. 21, 43 ): потому что образом неуверовавших Иудеев были падшие за неверие в пустыни, а образом уверовавших язычников – необрезанные дети, которые вместо отцов, под водительством Иисуса, овладели землею, обетованною их предкам. Вопрос 28. Для чего об одних и тех же жертвах не один раз давал Бог законы? ( Числ. 15, 1–41 )   Чтобы частым повторением законодательства соделать твердым памятование законов. Вопрос 29. Что значит сказанное: «душа яже сотворит рукою гордость»? Если же кто из туземцев, или из пришельцев, сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего ( Числ. 15, 30 ).   Касательно согрешавших непроизвольно постановив законом, какую жертву надлежит приносить им, дает законы и касательно согрешавших произвольно. Грехи же бывают разные. Ибо одни по душевной немощи не выносят востания страсти, и уступая им преодолеваются, другие же впадают в грехи по иному обстоятельству; а есть и такие люди, которые с пренебрежением взирают на Божественные законы. Последних назвал согрешающими по гордости, как произвольно пренебрегающих законы. О таковом сказал, что будет истреблен, и присовокупил причину тому: «яко слово Господне презре, и заповеди Его разсыпа, сотрением да сотрется душа та: ибо грех ея на ней» ( Числ. 15, 31 ). Кто по немощи препобеждается страстями, а потом воздыхает и сетует, тот имеет некое малое извинение. А кто любит лукавое, и пренебрегает Божии заповеди, тот лишен всякого оправдания. Вопрос 30. Для чего повелел Бог побить камнями собиравшего дрова в субботу? И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана. ( Числ. 15, 35 ).   Чтобы не послужил он образцом в беззаконии, как первый преступивший закон сей. Ибо наказание его внушало страх всем. Вопрос 31. Для чего повелел Бог Израильтянам на рясны риз возлагать прядение синее? И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти ( Числ. 15, 37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Когда евреи совершают поклонение золотому тельцу, то на возглас Моисея: «кто Господень, [иди] ко мне!» ( Исх. 32:26 ) – к нему приходят именно левиты. Далее, когда израильтяне начинают блудодействовать в степях моавитских, то левит Финеес поражает израильтянина (Зимри, сын Салу), который открыто привел к себе в шатер мадианитянку. Этим израильтянином оказывается не кто иной, как начальник колена Симеонова ( Числ. 25:6–15 ). В переписях, которые есть в книге Чисел, мы видим, что народ израильский исчисляется сначала перед выходом от Синая ( Числ. 1 ) и затем перед вступлением в землю обетованную ( Числ. 26 ). Последняя перепись показала, что левитов стало больше, а численность колена Симеонова существенно сократилась (с 59 300 до 22 200 человек) и оно стало самым малочисленным. Когда израильтяне поделили между собой землю, то колено Симеоново оказалось рассеяно на территории колена Иудина. В Книге Иисуса Навина ( Нав. 19:1–9 ) указаны не границы удела Симеона, а только предназначенные им города. В масоретском тексте книги Второзаконие в благословении, которое дает Моисей коленам Израильским, Симеон даже не упоминается (см. Втор. 33 ). О колене Левином блаженный Феодорит говорит, что «колено Левино рассеяно по причине высокой чести, чтобы в каждом колене жили левиты и жрецы, и все приобретали от них пользу» 121 . Левитам было отведено 48 городов, в том числе 6 городов-убежищ. В книге Чисел читаем: «И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела, и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых» ( Числ. 18:20 ). Дальше Господь говорит: «десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела» ( Числ. 18:24 ),– для обеспечения жизни левитов дается десятина, чтобы они могли служить спокойно при скинии, не занимаясь попечениями житейскими. «Я – часть твоя и удел твой», и поэтому десятину, которая приносится Богу, Бог отдает на пропитание левитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

И сегодня они как и сорок лет назад, могли бы засвидетельствовать перед всем народом: «Земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша» ( Числ. 14:7 ). Тосковавшие по Египту, те, кто предпочитал смерть в пустыне ( Числ. 14:2 ) той земле, в которой «течет молоко и мед» ( Исх. 3:8 . Числ. 14:8 . Втор. 6:3 др.), оказались недостойны ее. Те же, кто не вкусил прелестей египетского рабства, стоят у порога новой земли, новой жизни. Для овладения этой землею нужно будет преодолеть немало трудностей, главная из которых – неизменно хранить верность Господу и завету, заключенному с Ним на Синае. Это – единственное условие успеха в предстоящей борьбе за землю. Без полного доверия Богу Авраама, Исаака и Иакова пешим слабовооруженным скотоводам не одолеть хананеев с их «городами укрепленными, весьма большими» ( Числ. 13:29 ). Без послушания Богу Моисея не побороть исполинов-сынов Енаковых ( Числ. 13:29 ), не победить народ ханаанский, «который множеством равнялся песку на берегу морском; и коней и колесниц весьма много» ( Нав. 11:4 ). Только верность живому Богу, Которого не имеют хананеи, только вера в его спасительную десницу ( Пс. 43:4 ) даст немощным израильтянам силы победить грозного врага: «Верою пали стены Иерихонские» ( Евр. 11:30 ). «Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» ( 1Кор. 1:27 ). Племена, ведомые Иисусом Навином, на собственном опыте познáют, что «немощное Божие сильнее человеков» ( 1Кор. 1:25 ), если только, впрочем, оно не перестает оставаться Божьим. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею (1:3). «Ступать стопами ног» означает брать во владение (ср. Втор. 11:24 ) 67 . Это юридическое выражение дает божественное право потомкам Авраама наследовать землю, которую уже вдоль и поперек исходили стопы ног их патриарха. Ведь Аврааму было когда-то сказано нечто подобное: «Встань, пройди по земле сей в долготу и в ширину ее: ибо Я тебе дам ее» ( Быт. 13:17 ). Авраам, Исаак, Иаков и его дети не владели землей ханаанской, были на ней «странниками и пришельцами».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

В Числ 14. 22-23 Бог говорит израильтянам: «...все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их». Этот же мотив о том, что все израильтяне (за исключением Халева и Иисуса Навина), ушедшие вместе с М. из Египта, обречены за свое маловерие погибнуть в пустыне, звучит в ряде мест книг Второзаконие и Иисуса Навина. Запрет М. и Аарону входить в землю обетованную в Пятикнижии объясняется по-разному. В Числ 20. 12 Бог говорит М. и Аарону: «...за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». Однако история, рассказанная непосредственно перед этим (о том, как М. вывел для ропщущих израильтян воду из скалы - Числ 20. 2-11), не поясняет, в чем именно заключалось неверие М. и Аарона. Догадки ранних комментаторов (Бог велел М. приказать скале дать воду, а М. вместо этого ударил жезлом по скале; или М. ударил дважды, как будто одного удара жезлом было недостаточно; или М. выразил свои сомнения, обратившись к народу в Числ 20. 10) не имеют обоснований. Возможно, текст Числ 20. 12 вообще не связан непосредственно с контекстом и эта история содержит лакуны ( Gray G. B. A Critical and Exegetical Comment. on Numbers. N. Y., 1903. P. 262). Иное объяснение дается во Втор 1. 37: Бог прогневался на М. за неверие израильтян в то, что они смогут завоевать землю обетованную; во Втор 3. 26 также говорится, что Бог гневался на М. не из-за его поступков, а из-за неверия израильтян. Нельзя, впрочем, исключить и того, что тема Божия гнева здесь вторична: М. и Аарон не фигурировали в преданиях о завоевании Палестины; данный мотив давал возможность объяснить, почему вождь и законодатель Израиля не вошел в землю обетованную (см. также: Coats G. W. Legendary Motifs In The Moses Death Reports//CBQ. 1977. Vol. 39. N 1. P. 34-44). Перед смертью М. провозгласил Иисуса Навина своим преемником (Втор 31. 1-8), обратил к народу прощальное пророческое слово, связанное с грядущими судьбами Израиля (Втор 31. 14-30; 32. 45-47), воспел победную Песнь (Втор 32. 1-44) и благословил колена Израилева (Втор 33). М. умер в возрасте 120 лет (Втор 34. 7), перед кончиной Господь показал ему с вершины горы Нево землю обетованную (Втор 34. 1-4). Бог Сам позаботился о погребении М., и место его захоронения осталось неизвестным (Втор 34. 7). В течение 30 дней народ оплакивал своего вождя и законодателя (Втор 34. 8). М. в других книгах Ветхого Завета

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Подобным образом те, которые к израильтянам приметались, некогда возымели страстное желание, сидели и плакали вместе с сынами Израиля и говорили: Кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте ели даром, огурцы, и дыни, и лук [зеленый], и лук репчатый, и чеснок; и теперь мы исхудали. Ничего не видим, кроме манны (Числ. 11:4—6). Потом говорится несколько далее: И услышал Моисей, что народ плачет в семействах своих, каждый у дверей шатра своего (Числ. 11:10). И опять несколько далее Господь говорит Моисею: И ты должен сказать народу: освятите себя, [очиститесь] наутро и будете есть мясо. Так как вы плакали пред Господом и говорили: Кто накормит нас мясом; хорошо нам было в Египте: то и даст вам Господь мясо и будете есть мясо. Не один день будете есть, не два дня, не пять дней и не двадцать дней, целый месяц будете есть, пока оно не пойдет у вас из носа и не сделается для вас отвратительным за то, что вы презрели Господа, Который посреди вас, и не доверяли Ему, и плакали пред Ним, и говорили: зачем это мы вышли из Египта (Числ. 11:18—20)? Теперь мы посмотрим, целесообразно ли привели мы этот рассказ для разрешения трудности, заключающейся в месте: Не введи нас в искушение — и в словах апостола (Рим. 1:23–28). В своем страстном желании чужеземцы плакали в среде Израиля и сыны Израиля с ними (Числ. 11:4). Ясно, что доколе желанного они не имели, то никакого отвращения к тому не получали и не могли заглущить в себе своей страсти; а когда любвеобильный и милосердный Бог желанное дал им, то восхотел Он им дать в такой мере, чтобы пожелания более не осталось. Потому говорит Он, что должны они не в течение только одного дня мясо есть (Числ. 11:19); страсть в душе разгоряченной и воспламененной оставалась бы, если бы она получила мясо лишь на короткое время. Но и не на два лишь дня Бог дает им желанное; Он хочет поселить в них отвращение к нему; и потому в словах, которыми, казалось бы, выражается к ним благоволение, для способного судить как бы не содержится никакого обещания, а угроза, а именно когда Он говорит: «И не только в течение пяти дней будете вы мясо есть или в течение двойного количества этих дней или двойного количества этих усвоенного, но дотоле вы будете то мясо есть, — потому что вы в течение целого месяца будете то мясо есть, — доколе мнимое удовольствие и предосудительное постыдное желание мяса не пойдет у вас ноздрями назад в виде рвоты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010