Братия! Слышали мы из уст возлюбленного ученика Господа Спасителя, чего требует от нас наше познание Господа Иисуса: мы должны соблюдать Его заповеди. А если мы говорим, что знаем Его, но не исполняем заповедей Его, то мы лжецы; мы говорим неправду; мы не имеем истинного познания Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Истинное познание необходимо соединяется с любовью к Богу, и раскрывается исполнением заповедей Божиих. Только искренняя и постоянная любовь, свидетельствуемая соблюдением заповедей Христовых, приближает нас к Богу, вводит в единение с Ним, и низводит на нас Его спасительную благодать. Чтобы пребывать всегда в таком общении с Богом, надобно всегда взирать на пример святейшей жизни Господа Иисуса Христа, и, сколько нам доступно, стараться подражать Ему. Сам Господь Спаситель призывает нас на этот путь, и побуждает высоким и вожделенным обетованием, говоря: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет.» ( Ин.12:26 ). Аминь. Беседа 6. Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. (1Ин. 2:7). Возлюбленный ученик Христов, Иоанн Богослов, прежде написал: «а что мы познали Его,» т.е. Иисуса Христа, «узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди», ( 1Ин.2:3 ). « а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась» ( 1Ин.2:5 ). Слово или учение Иисуса Христа сокращается в две заповеди – о любви к Богу и любви к ближнему. Об этом учении и говорит Богослов: Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь о любви называет Апостол древнею потому, что она Самим Богом начертана на скрижали сердца человеческого, и потому, что она ясно была изображена в законе Моисеевом ( Втор. 6:5 ; Лев.19:18 ). Как бы так пишет Апостол: Предлагаю вам не новое учение, мною или другим кем вымышленное, как вымышляют лжеучители, но учение древнее, Богом написанное в сердце человеческом, – ибо нет ничего естественнее человеку, как любить Бога более всего и любить ближнего как себя, и это учение ясно раскрыто в законе Моисеевом. И вы слышали его с самого начала, как только уверовали в Иисуса Христа, или как только стали слышать проповедь о спасении чрез Иисуса Христа, – «которую вы имели от начала.»

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

1 Исполнение всех благих Ты еси – Ты – Полнота всякого блага (всего благого).   Благодарение за всякое благодеяние Божие Тропарь, глас 4-й Благода€рни су€щи 1 недосто€йнии раби€ Твои€, Го€споди, о Твои€х вели€ких благодея€ниих на нас бы€вших, сла€вяще Тя хва€лим, благослови€м, благодари€м, пое€м и велича€ем Твое€ благоутро€бие, и ра€бски 2 любо€вию вопие€м Ти: Благоде€телю Спа€се наш, сла€ва Тебе€. 1 Благодарни сущи – (мы,) будучи благодарными. 2 Рабски – как рабы Твои.   Кондак, глас 3-й Твои€х благодея€ний и даро€в ту€не 1 , я€ко раби€ непотре€бнии, сподо€бльшеся, Влады€ко, к Тебе€ усе€рдно притека€юще 2 , благодаре€ние по си€ле прино€сим 3 , и Тебе€ я€ко Благоде€теля и Творца€ сла€вяще, вопие€м: сла€ва Тебе€, Бо€же Всеще€дрый. 1 Туне – даром, безвозмездно. 2 Притекающе – прибегая. 3 Благодарение по силе приносим – приносим благодарение по мере наших сил.   Сла€ва: И ны€не: Богоро€дице, христиа€ном Помо€щнице, Твое€ предста€тельство стяжа€вше 1 раби€ Твои€, благода€рно Тебе€ вопие€м: ра€дуйся, Пречи€стая Богоро€дице Де€во, и от всех нас бед Твои€ми моли€твами всегда€ изба€ви, Еди€на вско€ре предста€тельствующая. 1 Стяжавше – получив, приобретя.   О умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы Тропарь, глас 4-й Сою€зом любве€ апо€столы Твоя€ связа€вый, Христе€ 1 , и нас Твои€х ве€рных рабо€в к Себе€ тем 2 кре€пко связа€в, твори€ти за€поведи Твоя€ и друг дру€га люби€ти нелицеме€рно сотвори€, моли€твами Богоро€дицы, Еди€не Человеколю€бче. 1 Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе – см. Ин. 13, 35: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. 2 Тем – тем же союзом любви.   Кондак, глас 5-й Пла€менем любве€ распали€ к Тебе€ сердца€ на€ша, Христе€ Бо€же, да то€ю разжига€еми, се€рдцем, мы€слию же и душе€ю, и все€ю кре€постию на€шею возлю€бим Тя, и и€скренняго своего€, я€ко себе€ 1 , и повеле€ния Твоя€ храня€ще сла€вим Тя, всех благ Да€теля. 1 Сердцем, мыслию же и душею, и всею крепостию нашею возлюбим Тя, и искренняго своего яко себе – см. Мк. 12, 30–31: И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. (Ср. Втор. 6, 5; Лев. 19, 18.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

  3. Проблемы христианской этики В основе христианской этики лежит ответ Спасителя на вопрос о наибольшей заповеди (Мф. 22:37-39): «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумом твоим»: это – б ольшая и первая заповедь. Вторая подобна ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Христос ссылается здесь на еврейский Закон (Мф. 22:40), а конкретнее – на Втор. 6:5 и Лев. 19:18. Поскольку любовь обычно понимается как чувство, неоднократно писали, что приказать любить нельзя, и, значит, любовь Спаситель понимал не в обыденном значении этого слова, а в каком-то ином. Относительно любви к Богу среди христиан никогда не возникало принципиальных разногласий. Одни придавали ей более интеллектуальный, другие – более мистический характер, но она всегда понималась как отказ от земных благ ради обретения свободы от мира (достигаемой либо принятием на себя особых ограничений монашеской жизни, либо волевым усилием при внешне обычной жизни в миру). Как писал апостол Павел христианам Коринфа, они должны быть «и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся» (1 Кор. 7:30:31). Обычно такой отказ от земных благ называют аскетикой. Но по сути это тоже часть христианской этики, представлений о том, как должен жить христианин. Далее для краткости мы будем называть это направление в христианской этике этикой спасения. В отношении любви к ближнему ясности гораздо меньше. Ее часто понимали в смысле «золотого правила» – известного с древнейших времен нравственного правила, представленного в Ветхом Завете в отрицательной форме: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Тов. 4:15). В пользу такого понимания говорит то, что Христос тоже указывает на это правило, правда, в более сильной, положительной форме: «Во всем, как хотите, чтобы люди поступали с вами, так с ними поступайте и вы» (Мф. 7:12). При таком понимании любовь к ближнему – это что-то вроде разумного указания по устроению человеческой жизни на принципах справедливости. Не случайно христианские проповедники часто делают акцент на том, что этика – не главное в христианстве, что в этом отношении христианство не имеет принципиальных отличий от других религий.

http://bogoslov.ru/article/4079100

    «Первая из всех заповедей, – отвечал Господь, – есть сия: слыши, Израиль! Господь Бог наш есть Господь один, посему возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумением твоим и всей крепостью твоей (Втор.6:5)! Сия заповедь более всех.   Вторая, подобная ей, заповедь сия: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Лев.19:18)! Иной заповеди больше этих нет. В этих двух заповедях состоит весь закон и все Пророки». (Это сущность всего закона!) Ответ этот был самый лучший, хотя и не заключал в себе численного деления заповедей, к которому привыкли законники. Фарисеи оттого именно и не могли согласиться, какая большая заповедь, что считали и измеряли заповеди, вместо того, чтобы проникаться духом их и исполнять их на самом деле.   Не без особенного намерения, произнося заповедь о любви к Богу, Иисус Христос упомянул о единстве Божьем. Это для того, чтобы иудеи, когда Он называл Себя Сыном Божьим, не толковали слов Его так, словно Он проповедовал двоебожие. В опровержение этой клеветы теперь ясно и с силой сказано, что единство Божье есть первая мысль, которую надо иметь при исполнении своих обязанностей.   Ответ Иисусов совершенно удовлетворил желанию книжника, предложившего вопрос. « Так, Учитель. Ты сказал совершенную истину: кроме Бога, нами исповедуемого, нет другого; и любить Его всем сердцем, всем умом, всей душой и всей крепостью, и любить ближнего, как самого себя, – это больше всех жертв и всесожжений!» Из уст книжника-фарисея слышать такое здравое суждение, произнесенное от сердца и с силой, – был случай редкий. Господь за все время служения Своего немного слышал таких здравых суждений.   «Ты не далек от Царствия Божьего!» – сказал Он книжнику (Мк.12:34); светлый, исполненный милосердия взгляд подтвердил этот отзыв. Тем огорчительнее было для прочих фарисеев слышать от своего собрата слова, которые отзывались явной изменой их секте, постоянно утверждавшей, что предания выше писания, обряды важнее заповедей.   Для многих, вероятно, желательно было бы знать о дальнейшей судьбе этого книжника. Предание не говорит о нем ничего. Можно думать, что он рано или поздно ощутил близость Царствия Божьего и, сделавшись последователем Иисуса Христа, собственной жизнью оправдал, что любовь к Богу и ближнему есть большая из всех заповедей.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=598

б) Вторая заповедь (20,4) запрещает изображения Сущего. Делая идолов, люди верили, что в них пребывает сила божества. Тем самым они как бы получали богов в собственное владение. Кумир был магическим талисманом города, страны, народа. Он делал зримым и осязаемым Высшее. Не таков Бог, открывшийся Моисею. Превосходя все земное, Он не может и не должен иметь изображения: связывать Его с чувственным образом значило бы посягать на Него, пытаться умалить Его запредельную тайну и мощь. Насколько твердо держалась ветхозаветная Церковь этого принципа, показывают раскопки. Нигде и никогда археологи не находили в Палестине чего-либо подобного идолу Ягве. в) Третья заповедь (20,7) касается св. Имени Божия. Имя в библейские времена тесно связывалось с существом, его носящим. Поэтому, если Бог свят, то есть велик и непостижим, благоговение должно распространяться и на Его Имя (ср. евангельское «Да святится имя Твое»). Слово «лашав» (синод. пер. напрасно) имеет широкий смысл, включающий в себя и произнесение ложной клятвы и употребление св. Имени в суеверных целях (для ворожбы и т. д.). Позднее, около III века до Р.Х., благоговение к св. Имени вызвало запрет его произносить: его заменили словом Адонай — Господь. г) Четвертая заповедь (20,8-11) касается субботнего дня. В этот день должны отдыхать все люди — свободные и рабы, и даже скот. Именно этот отдых от трудов имел в виду Господь Иисус, когда сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк 2,27). В Новом Завете таким днем стал день Воскресный. Пояснение Элохиста к заповеди выводит ее из сказания о Шестодневе (см. §8,9), а Второзаконие связывает ее с исходом из Египта. I–IV заповеди говорят об отношении человека к Богу. Их объединяет великое завещание Моисея, оставленное им ветхозаветной Церкви незадолго до смерти: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6,4-5). Христос Спаситель, отвечая на вопрос: «Какая первая из всех заповедей?» — привел именно эту (Мк 12,28-30), но добавил: «Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19,18); иной, большей сих, заповеди нет» (Мк 12,31).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

В Великом посту на первой неделе и на пятой мы собираемся в храме на покаянный умилительный канон св. Андрея Критского . Длинной цепью проходят перед нами примеры праведности и примеры падений от начала Ветхого Завета до его конца, сменяясь затем новозаветными примерами. Но только зная священную историю способны мы вполне понять содержание канона и обогатиться его назиданиями. Вот почему знание библейской истории нужно не только взрослым; уроками из Ветхого Завета готовим мы и наших детей к сознательному участию и пониманию богослужений. Но еще важнее другие основания. В речах Спасителя и в писаниях Апостолов есть немало ссылок на лиц, на события и на тексты из Ветхого Завета: Моисея, Илию, Иону, на свидетельства прор. Исаии и т.д. В Ветхом Завете даны причины, почему человечеству необходимо было спасение через пришествие Сына Божия. Не упустим из виду и прямого нравственного назидания. Как пишет ап. Павел: «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих... Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли...» ( Евр.11:32–38 ). Этими назиданиями пользуемся и мы. Образ трех отроков в пещи Вавилонской, Церковь постоянно ставит перед нашей мыслью. Под руководством Церкви и без руководства Церкви В ЦЕРКВИ ВСЕ НА СВОЕМ МЕСТЕ, все имеет свое правильное освещение. Это относится и к ветхозаветным Писаниям. Мы знаем наизусть десять заповедей Синайского законодательства, но понимаем мы их гораздо глубже, чем их понимали иудеи, потому что они освещены и углублены для нас Нагорной проповедью Спасителя. В моисеевом законодательстве имеется много нравственных и обрядовых законов, но среди них есть и такой возвышенный призыв: «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и возлюби искреннего твоего, как самого себя» ( Мф.22:37,39 ; Мк.12:30,31 ; Лк.10:27 ; ср.: Втор.6:5 ; Лев.19:18 ) – только через Евангелие засветились для нас полным своим блеском. Не существует уже ни скинии, ни храма Соломонова: но мы изучаем их устройство потому, что много символов Нового Завета заключено в их установлениях. Чтения из пророков предлагаются в храме не для того, чтобы знать судьбу народов, окружавших Палестину, а потому, что в этих чтениях содержатся пророчества о Христе и событиях Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Все рассмотренные нами слова были сказаны законником, но принадлежали они не ему — это слова Божий. Законник весьма мудро привел заповеди, преподанные Богом Моисею в Откровении на горе Синай и записанные в книгах Второзаконие и Левит (см. Лев.19:18 ; Втор.6:5 ). «Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Спаситель по Своей премудрости заставил законника дать ответ самому себе, как бы говоря ему: «Зачем ты Меня спрашиваешь, ты же сам знаешь, что делать, вот и делай!» Такова суть их краткого диалога. Но законник, «желая оправдать себя (то есть объяснить, почему он этого не делает. — Игум. А.), сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (ст. 29). Вопрос действительно трудный. Иудеи совершенно превратно истолковывают Моисеев закон; это их духовное извращение изложено в Талмуде — основной религиозной книге иудеев. И по сей день они полагают, что ближним является только иудей, то есть единоверец. Они считают, что человека, не принадлежащего к еврейской нации, можно даже обмануть, нарушить данную ему клятву, и в этом не будет никакого греха, а вот своего единоверца обижать ни в коем случае нельзя. Подобно иудеям относятся к людям и магометане: ближний для них лишь тот, кто исповедует ту же религию, что и они, а все остальные — враги. Надо сказать, что такую ситуацию можно увидеть и у православных христиан, только ближним является не единоверец, а член семьи или друг. Мы не понимаем, кто наш ближний, и поступаем подобно иудеям. Человек думает так: друзей обманывать нельзя, а чужого для меня человека — пожалуйста, ничего страшного в этом нет. Или так: перед близкими, друзьями нужно быть искренним, а перед чужими людьми можно и лукавство проявить, и даже сделать какую-нибудь подлость. При этом человек сам определяет, кто ему друг и насколько он ему близок. Так что, действительно, это очень трудный вопрос: кто мой ближний? «На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым» (ст. 30). В то время дорога из Иерусалима в Иерихон была очень опасна: там случалось много трагических происшествий, и Спаситель употребил этот образ для того, чтобы воздействовать на здравый разум законника и, в особенности, окружающих людей, которые желали услышать разрешение этого спора.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Евангельскую притчу о милосердном самарянине предваряет диалог Христа с неким законником. Тот спросил: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Христос «же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?». А тот, в свою очередь «сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». (Лук. 10: 25-27) Для нас должен быть важен двойной вопрос Христа. Не просто «что написано в законе?», но еще и «как читаешь?» Закон ведь написан хитро. Он дан не как кодекс, а как ребус. И его необходимо правильно читать. В противном случае можно вывести из него, что душе угодно, и подкрепить цитатой. Но это будет не тот образ чтения. Привычная для христианского уха и глаза двойная заповедь о любви к Богу и ближнему человеку не прописана в законе черным по белому. Ее предстояло найти, открыть в процессе многолетнего труда всей общины, всего народа. Вот слова о любви к Богу есть во Второзаконии: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:4-5). Но там нет нигде рядом слов о любви к ближним. Их предстояло найти. Слова о любви к ближнему находим в книге Левит (сложнейшей, полной обрядовых предписаний, невозможных ныне исполняться по причине отсутствия ветхозаветного храма). «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Лев. 19:18). Совершенно разные отрывки в море Писаний. Никакой непосредственной, изначально данной связи. Но вот они кем-то найдены и соединены воедино. Затем находка превращена в учение, и учение широко преподается. Оно правильное. Очевидно, были иные, неправильные находки и ошибочные доктрины. Отсюда вопрос: как читаешь? То, что мы легко и просто соединяем, нашли и соединили до нас. Нам многое разжевано и в рот положено. Чтобы славословие Единосущной и Нераздельной Троице произносилось всюду легко и привычно, нужно было столетиями бороться за чистоту молящегося и славословящего ума таким гигантам, как Василий и Григорий. Также и привычное понимание заповедей выношено древними и подарено нам. Изобретать все заново не нужно, но отдать должное труду предшественников необходимо.

http://pravoslavie.ru/61510.html

Замечательно, что слуги первосвященников более их уразумели учение Спасителя и сказали: никогда человек не говорил так, как сей ( Ин.7:46 ). По истине учение Иисуса Христа Божественно. Он возвещал высочайшие тайны и подтверждал их великими чудесами. Он требовал от людей только правды, добрых дел, чистой жизни и вместе с тем просвещал их познаниями высоких истин веры, подавал дивные и великие дары Своей благодати. Он открыл и возвестил людям, что Он тот Мессия, которого так долго желали и ожидали Патриархи, и люди верующие, о котором так давно предсказали Моисей и Пророки, и который прообразован в ветхом завете. Он возвестил людям, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить его: что жизнь вечная состоит в познании единого, истинного Бога и Христа, которого Отец ниспослал для искупления грешных людей; Он открыл людям, что Бог есть Дух, и что Ему должно покланяться Духом и истиною; что Бог един, но существует в трех лицах: Отца, Сына и Святаго Духа. Он объявил, что весь нравственный Божественный закон, все преподаваемые Им человечеству правила, состоят в следующих двух заповедях: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» ( Втор.6:5 ; Мф.22:37 ). Вот первая и величайшая заповедь; вторая подобна ей, потому что она отрасль первой: возлюби ближняго твоего, как самаго себя ( Лев.19:18 и Мф.22:39 ). Следовательно, все люди, даже неверные и смертельные наши враги, суть ближние наши 17 . Учение Иисуса Христа, повторяем, самое высокое и самое важное, какого прежде не было преподаваемо человеческому роду – учение во всех отношениях достойное Бога, которому Он и относил его, как источнику и Отцу Своему, говоря: «мое учение не Мое, но пославшаго меня» ( Ин.7:16 ). Заповеди Иисуса Христа внушают чистейшую и совершеннейшую нравственность; беседы Его исполнены важности и мудрости, и, при всем этом, вразумительны и ясны. Достаточно вдуматься в нагорную беседу Иисуса Христа о блаженствах, чтобы уразуметь, как спасительно учение Его: – сколько наслаждения и уроков для души в этих блаженствах; а притчи Господа, – как много поучительного в них! Спаситель самым приятным, простым и сильным образом дает ответы на многие хитрые и коварные вопросы, предложенные Ему Фарисеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Ис.65:4 . сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него; «Сидит в гробах и ночует в пещерах», т. е. занимается некромантией и инкубацией, которым еврейский народ, действительно, сильно предавался, увлекшись примером окружающего язычества ( Ис.8:19 ; Ис.29:4 ). Яркий пример этого дает история Саула у Аендорской волшебницы ( 1Цар.28 ). «Ест свиное мясо» вопреки прямому запрещению Моисеева закона ( Лев.11:7 ; Втор.14:8 ), но в зависимости, вероятно, от языческих жертвоприношений и суеверных обрядов ( Ис.66:17 ; 1Мак.1:41–64 ; 2Мак.6:18 ). «Мерзкое варево в сосудах у него». Это – или общее, заключительное указание на все «идоложертвенное», или новое указание на какой-либо частный вид идольской трапезы, вроде, напр., того, о котором говорит Властов – особое варево из разных зерен, приносимое в жертву Земле – Деметре, позже Гекате (т. е. Персефоне – Гекате – Селене), раздающей дары (407 с.). Ис.65:5 . который говорит: «остановись, не подходи ко мне, по­тому что я свят для тебя». Они – дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день. «Остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя». Весьма характерная черта, свидетельствующая о том, что увлечение язычеством со стороны евреев не было только под влиянием извне, а и более глубоким, внутренним усвоением его, при котором проникнутый языческим духом считал себя совершеннее и чище оставшегося верным служителем Господа. Можно установить здесь и ближайшую связь с культом Астарты, в котором женщины, предававшиеся в честь этой богини разврату, носили название «кодеш», что значит «священная, святая». Блаженный Феодорит видит здесь прототип евангельских фарисеев, точно также особенно тщеславившихся своей мнимой «чистотой» – phares – «чистый» – Мф.9:11 и др.). «Они – дым для обоняния Моего, огонь горящий всякий день.» Надлежащее понимание этого места устанавливается, на наш взгляд, следующими параллелями: «поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий» ( Пс.17:9 ; ср. еще Откр.14:11 ) и еще: «и увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет и огнь их не угаснет» ( Ис.66:24 ; ср. Ис.1:31 ). Следовательно, здесь дано начало того грозного приговора над нечестивым Израилем, продолжение и заключение которого идет в двух последующих стихах,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010