Не ведают, что творят. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34) – слова Иисуса Христа при распятии, звучащие по-церковнославянски так: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят». Не от мира сего. «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин. 8, 23) – из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18, 36) – ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, Он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешённым от реальностей жизни, чудакам. Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20, 4; Втор. 5, 8). Не судите, да не судимы будете. Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф. 7, 1). Не хлебом единым. «Не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8, 3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Мф. 4, 4; Лк. 4, 4). Употребляется по отношению к пище духовной. Невзирая на лица . «Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте» (Втор. 1, 17). «Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак. 2, 1). Неопалимая купина (символ вечного, непреходящего). Горящий, но несгорающий куст терновника, в пламени которого Ангел Господень явился Моисею (Исх. 3, 2). Нести свой крест (покорно переносить тяготы своей судьбы). Иисус Сам нёс крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Ин. 19, 17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Мф. 27, 32; Мк. 15, 21; Лк. 23, 26). Нет пророка в своём отечестве. «Никакой пророк не принимается в своём отечестве» (Лк. 4, 24). «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём» (Мф. 13, 57; Мк. 6, 4). Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). «Ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5, 18), т.е. недопустимо даже малейшее отклонение от закона, пока не исполнятся все предначертания. Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита – йод, по форме похожий на апостроф.

http://pravoslavie.ru/46483.html

Писания, но явился в пламенеющем огне и землетрясении и начертал его на камне Своим перстом 5 . Поэтому Св. Писание, по мнению адвентистов, различает два закона. Один закон оно называет законом Божием, а другой Моисеевым. «И не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, если только они будут стараться поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей ( 4Цар. 21:8 ) 6 . Законом Божиим называется тот закон, который дан Самим Господом сынам Израилевым, когда Бог говорил им собственно Своим голосом. Этот именно закон Господь Своим перстом и написал на двух каменных скрижалях и назвал их десятословием. Больше десяти слов, и заповедей, Господь не говорил. Эти заповеди, или две каменные скрижали, по повелению Господа, были положены на хранение в ковчег ( Исх. 20:1, 18–21; 24:12; 31:18; 32:16; 34:1, 18 ; Втор. 4:11–18; 5:4, 5:22; 9:9–10; 10:1–5 ). Когда же израильтяне стали нарушать закон Божий, то Моисей от себя дал им законы, в которых указывал, какая казнь полагается за нарушение заповедей Господних и как им очистить себя от греха или преступления против заповедей. Все свои постановления Моисей после записал в особую книгу, которую и назвал «Второзаконием», т.е. вторым законом. Эта книга по повелению Моисея положена была не в самый Ковчег Завета, а только одесную Его ( Втор. 81:24–26 ). Поэтому Закон Божий или десятословие, утверждают адвентисты, имеют абсолютное значение для всех времен и народов, во-первых, потому что Сам Бог повелел его исполнять без прибавления или убавления во все дни жизни человека на земле ( Втор. 4:2,10,13 ); во-вторых, потому что Сам Христос не только принял закон Бога, но и учил, что ни одна йота или ни одна черта не прейдет из этого закона и хотящий войти в жизнь вечную прежде должен соблюсти десять заповедей ( Мф. 5:17–18; 19:17 ). Также и ап. Иоанн пишет «ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» ( 1Ин. 5:8 ) 7 . Закон Моисея наоборот, говорят адвентисты, имел временный характер и имел значение только для народа Израильского.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

Хозяин ( Р kЪrioj ‘хозяин; господин; Господь’) решительно заявляет собравшимся гостям, что путь на мессианский пир открыт только для тех, кто не уклонился от приглашения на него. Цена следования за Христом (14:25–35) В предшествующей притче гости отказываются от приглашения на пир, ибо не считают нужным пожертвовать для этого своими планами и интересами. В данном отрывке прямо говорится о жертве, которую надлежит принести человеку ради следования за Христом; в Евангелии от Луки эта тема затрагивалась раньше в 9:57–62 и прозвучит вновь в 18:24–30. Обе притчи представляют собой особый материал Луки; заключительное изречение обнаруживает параллели в Мф 5:13 и Мк 9:49–50. С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им — большое число идущих со Христом означает народный энтузиазм, который Он, по-видимому, желает охладить суровым предупреждением 103 . Если кто приходит ко Мне — приближение ко Христу — лишь первый шаг, ср. 6:47; Ин 5:40; 6:35; Мф 11:28. И не возненавидит — в семитских языках глагол со значением ‘не­на­­видеть’ нередко употребляется гиперболически и имеет значение ‘меньше любить’ (16:13 и параллель в Мф 6:24; Быт 29:31–33; Втор 21:15–17; Притч 13:25; Ис 60:15; Мал 1:2–3 (Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел); Рим 9:13 и др.); именно на такое понимание указывает параллельное место в Мф 10:37: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. Отметим еще, что евр. ‘ненавидеть’ имеет также значение ‘ос­тав­лять в стороне, покидать’. Таким образом, здесь говорится не о ненависти, а об отказе рассматривать семейные связи и интересы как высшую ценность. Ветхозаветная параллель обнаруживается в Благословении Моисея, где сказано, что Левий ради хранения Закона и Завета говорит об отце своем и матери своей: “я на них не смотрю”, и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает (Втор 33:9). Идет за Мною — это выражение часто используется в ВЗ, где обозначает следование за чуждыми языческими богами либо следование по путям Господа (Втор 13:4; 3 Цар 14:8; 18:21; 4 Цар 23:3).

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

б) Убеждая евреев читать Священное Писание и глубже изучать его: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне» ( Ин.5:39 ). в) Порицая саддукеев за то, что они игнорируют Священное Писание, говоря: «Не зная Писаний, ни силы Божьей?» ( Мк.12:24 ). г) Пользуясь Священным Писанием как оружием в борьбе против искушений дьявола. Мы читаем, что Христос отразил сатанинские искушения в дикой местности Заиорданья с помощью цитат из Библии. На первое искушение Он ответил: «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» ( Втор.8:3 ). Второе искушение Он поборол со словами: «Не искушайте Господа, Бога вашего» ( Втор.6:16 ). И третье искушение Он отвратил, сказав: «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи» ( Втор.6:13 ). Христовы апостолы, следуя примеру Учителя, цитировали Ветхий Завет в своих Посланиях. Например, относительно смерти Иуды Искариота, они цитировали Псалмы: «В книге же Псалмов говорится: «Да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем» и «достоинство его да примет другой» ( Деяния 1,2 и Псалмы 108,8). Когда они были исполнены Духом Святым в день Пятидесятницы, они объяснили это так: «Но это есть предреченное пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут; и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» ( Деяния. 2:16-18 и Иоиль. 2:28.29 ). Возможно ли, что Христос и Его исполненные Святым Духом апостолы пытались объяснить и подтвердить свое апостольство и учение, прибегая к цитатам из искаженного Священного Писания, в то же время призывая людей читать их и исполнять его повеления? Кто осмелится заявить, что Христос и Его апостолы не знали о подделке и поэтому прибегали к выдержкам из Библии по неведению? Найдется ли кто-нибудь из верующих, кто осмелится заявить такое, подвергнув сомнению вдохновенность апостолов и пророков и, следовательно, приписав Богу нерадивое отношение к сохранению в чистоте Его Слова. Более того, такая дискредитация выставит в неприглядном свете и Коран, поскольку в нем содержится много указаний на подлинность Священного Писания.

http://azbyka.ru/dostovernost-biblii

Глава 11 1–8. Пороки Соломона. 9–13. Гнев Божий на Соломона и предречение разделения царства его. 14–22. Начало осуществления суда Божьего над Соломоном и домом его; первый противник Соломона – Адер Идумеянин. 23–25. Второй враг Соломона – Разон, узурпатор царской власти в Сирии. 26–28. Третий враг Соломона – Иеровоам Ефремлянин. 29–39. Предсказание пророка Ахии Иеровоаму будущего его царствования над 10 коленами. 40–43. Бегство Иеровоама в Египет от гнева Соломона и смерть последнего. 3Цар.11:1 .  И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, 3Цар.11:2 .  из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. 3Цар.11:3 .  И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Несметные богатства Соломона ( 3Цар.10:14–29 ) и ослепительный блеск его царствования вообще, что поставило еврейского царя на один уровень со славнейшими современными ему царями языческих народов, расположили царя к подражаниям им сначала в культурной вообще стороне жизни, а затем и в области религии, в противность положительному запрещению закона. Такими запрещенными законом ( Втор.17:16–17 ) нововведениями Соломона были упомянутое уже умножение конницы и колесниц (ср. замечание к ( 3Цар.10:23–26 ) ), а еще более безграничное многоженство: у Соломона было до 1000 жен (700 жен первого ранга и 300 наложниц (ст. 3) ). Это чрезвычайное многоженство объясняется не столько чрезмерным женолюбием Соломона (LXX: φιλογνης, слав.: «женолюбив», ср. И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 7, 5), сколько мотивами политического свойства – суетным желанием возвысить славу двора своего увеличением гарема и превзойти в этом отношение других царей 10 . Задавшись целью наполнить свой гарем, Соломон не делал различия между национальностями и совершенно пренебрег запрещению в законе браков с хананейскими женщинами ( Исх.34:16 ; Втор.7:1–4,23:3 ). В греко-слав. текстах, кроме названных в (ст. 1) евр. -русск. текстах народностей, упомянута еще Аморрейская, что может быть общим названием хананеев (ср. Быт.48:22 ; Нав.24:15 ; Втор.1:7 ). Весьма возможно, что многие из этих жен не были действительными, служа лишь для украшения и пышности двора; в поэтическом выражении кн. Песнь Песней ( Песн.6:8 ) упомянуто, что у Соломона было 60 цариц и 80 наложниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Затем следует десятина от всех плодов, поступавшая в пользу левитов “за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания“ ( Числ.18:21 ), другая десятина “от всего произведения семян“, вина и елея, крупного и мелкого скота для общенародного торжества ( Втор.14:22–23 ); первые плоды от всех произведений – приносившиеся также для устройства общественного торжества, в котором принимали между прочим участие бедные члены государства ( Втор.26:1–15 ). Все эти религиозные повинности были одинаково обязательны для всех, – закон не делает разделения народа на податных и неподатных. В законах о податной повинности замечательно еще то, что подать, определяемая десятиной, была подоходною, – т.е. не была раз навсегда определенной, а постоянно сообразовалась с количеством дохода 220 и только незначительная выкупная подать в полсикля платилась одинаково как богатым, так и бедным ( Исх.30:15 ). Закон допускал, впрочем, частные льготы от всех повинностей по особенным случаям семейной жизни. “Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; 221 пусть он останется свободен в доме своем в продолжение одного года, и увеселяет жену свою, которую взял“ ( Втор.24:5 ). Этим законом недавно женившийся человек освобождался не только от воинской повинности, но и от всех других повинностей, а следовательно и податной, в продолжение одного года. Законодатель предоставляет этим человеку свободу обратить все свое внимание и труд на благоустроение своего только что основанного домашнего хозяйства, и на закрепление только что заключенного брачного союза. Таким исключением из закона о всеобщей податной повинности в пользу отдельных лиц равенство не нарушалось, так как предоставляемой им льготой одинаково мог пользоваться каждый израильтянин после женитьбы. Таким образом, как видно из изложенного, под влиянием теократического принципа в Моисеевом государстве осуществлена высшая социальная справедливость, выразившаяся в последовательно проведенном по всем сферам общественно-государственной жизни равенстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

Иногда такое предубеждение является результатом неверного понимания некоторых предписаний. Так, известный принцип талиона («око за око») часто неверно понимается как предписание об обязательной мести и членовредительстве, в то время как он, в судебном порядке ограничивает право на месть, определяя принцип равного возмездия за преступление. Особенностью ветхозаветного судебного законодательства является то, что смертная казнь (побиение камнями) реализуется общиной, а не отдельными палачами. Современному человеку это кажется жестоким, но с другой стороны, это имело важный педагогический смысл для традиционного общества – приучало людей к ответственности и отвращению от грехов. Некоторые судебные предписания прямо ограничивали степень строгости возможного наказания: « Если виновный достоин будет побоев, то судья пусть прикажет положить его и бить при себе, смотря по вине его, по счету; сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими » ( Втор.25:2-3 ). Еще одним важным отличием закона Моисея от законов других древних народов является провозглашение принципа личной ответственности. За все преступления несет наказание только сам преступник, он не может быть никем заменен: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление » ( Втор.24:16 ). Заметим, что ветхозаветный закон содержит известные заповеди, являющиеся основой христианской нравственности: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» ( Втор.6:5 ) и «Люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ). См. Жесток ли ветхозаветный закон? В чем состояло значение закона Моисея для иудеев Ветхого Завета? Ветхозаветный закон регламентировал личную и общественную стороны жизни представителей народа Божия и определял для них надлежащие формы, нормы, правила богослужения и богопочитания. Свт. Иоанн Златоуст указывает на то, что многие обрядовые предписания были даны Богом по снисхождению: «Все иудейское – и жертвы, и очищения, и новомесячия, и ковчег, и самый храм… все это допущено по языческой грубости иудеев. И Бог для спасения заблуждающихся с небольшим изменением допустил в служении Себе то, что наблюдали язычники при служении демонам, чтобы, понемногу отвлекая от языческих привычек, возвести к высокому любомудрию».

http://azbyka.ru/zakon-moiseya

Нав.1:2 .  Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Нав.1:3 .  Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: Нав.1:4 .  от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Границы страны, которую имели занять израильтяне, определены здесь сходно с тем, как они указаны во Втор. 11:24 : южной границей служит Аравийская пустыня, северной – Ливанские горы, восточной – река Евфрат и западной – великое море, называемое ныне Средиземным. Присоединенное к названию Ливана слово «сей» показывает, что с того места, на котором последовало откровение, видна была эта гора 14 . Кроме границ указана и определяемая ими страна, названная землею хеттеев, одного из сильных племен, живших в Ханаане, имя которого ставится нередко на первом месте ( Втор.7:1 ; Нав.9:1 и др. м.). Соответствующее этому названию в славянской Библии выражение: «всю землю Ефеоню» – обязано своим происхождением тому, что оно заимствовано из Комплютенской Палиглотты (где читается πσαν γν υαων), а заимствование это из указанного издания вызвано тем, что в большинстве древнейших греческих списков, не исключая и Александрийского 15 , слов еврейского текста «всю землю хеттеев» не находится; в настоящее время из древних списков известен только Амвросианский, IV-V вв., в котором читаются эти слова. Заботясь о полноте славянского текста, наши справщики воспользовались Комплютенским изданием и взяли из него указанное выражение; вследствие этого название хеттеев явилось в необычном начертании, не соответствующем тому, как называется этот народ в других местах славянской Библии, например Быт.10:15 и мн. др. и в частности в кн. Иисуса Навина ( Нав.9:1,12:8 ). Нав.1:5 .  Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Соответствует сказанному во Втор.11:25, 31:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

побьют ее камнями до смерти, ибо она ... блудодействовала в доме отца своего... Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих... Если будет молодая девица обрученная мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти... Если же кто в поле встретится с отроковицей обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину... а ... на отроковице нет преступления ... ибо хотя отроковица/в поле/кричала, но некому было спасти ее "/Втор 22, 13-27/. Под страхом смерти были запрещены скотоложство/грех соединения со смертной душой/, мужеложство/извращение смысла и задачи брака/и кровосмешение, причем под последним понимались, к примеру, отношения между сыном и любой женой или наложницей отца, рассматривавшиеся как осквернение отцовского ложа/это продолжение мотива поведения Хама/. Специальные законы касались границ между коленами и семьями, причем рекомендовалось не передвигать межу, установленную отцами/см. Втор. 19, 14/, о воинской повинности и отсрочке от нее молодому мужу, пока не насладится браком/Втор 24, 5/и др. Один из интереснейших обычаев запечатлен в законе о назорействе. Любой мужчина в Израиле мог на определенный срок ( на несколько лет, реже на всю жизнь) стать назореем пред Господом. Для этого он давал три обета: во все время назорейства не пить вина, не стричь волосы и не прикасаться ни к чему нечистому. Если хоть один раз он нарушал эти обеты, то срок назорейства начинался снова. Это явление нельзя отождествлять с монашеством, даже дохристианским, но оно безусловно было подвигом, совершавшимся ради Ягвэ. Наконец, целый свод законов и пояснений касался темы чистоты и нечистоты. Щепетильность в отношении чистого и нечистого была связано с глубоким осознанием " святости Бога " , о чем будет сказано позже; подобное разделение возникало в ВЗ в связи с четырьмя проблемами: " чистые " и " нечистые " животные физиологическая нечистота женщин и истечения мужчин нечистота трупов нечистота проказы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

Преподобный Максим Исповедник примером Иисуса Навина побуждает своего читателя, подвизаясь в добродетельной жизни, удерживать в себе Христа, в чем и состоит аскетический подвиг: “Блажен тот, кто задерживает в себе, по примеру Иисуса Навина, заповедное Солнце правды — мерило для здешней жизни, не ограничиваемое вечером порока и неведения, которое помогает ему обратить в бегство восстающих на него лукавых бесов” 142 . Другой пример аскетического толкования Нав 10:12 содержится в “Умозрительных и деятельных главах” преподобного Максима, произведении сугубо монашеском 143 . Для преподобного Максима Писание наполнено аскетическими аллегориями, что вообще характерно для классической восточной монашеской литературы; собственно, это применение того же оригеновского метода. Последние наставления и обновление завета (Нав 23:1–24:28) Подобно Моисею, Иисус Навин перед смертью собирает народ и дает ему последние наставления. Напоминая, что при завоевании Обетованной земли пред Израилем никто не устоялдо сего дня (23:9), Иисус указывает на причину такого успеха: Господь Бог ваш Сам сражается за вас (23:10). Несмотря на то, что народы, чьи земли уже распределены (23:4), еще не истреблены и продолжают жить среди Израиля (23:12), если народ после смерти Моисея будет продолжать во всей точности хранить и исполнять все написанное в книге закона Моисеева (23:6), если не будет сообщаться с хананеями и служить хананейским богам (23:7), если будет прилепляться к Господу (23:8), — Господь Сам прогонит оставшихся хананеев и истребит их (23:5). Дальнейший успех в овладении землей зависит от верности Израиля Моисееву Завету. Нарушение Завета повлечет за собой гнев Господень и наказание: Если вы преступите заветГоспода Бога вашего, который Он поставил с вами, и пойдете и будете служить другим богам и поклоняться им, то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам Господь (23:16). Нельзя не заметить параллелизм последних глав книги Иисуса Навина и Второзакония. Предсмертные увещания и угрозы Иисуса Навина повторяют слова его великого предшественника Моисея (ср. Втор 28). Моисей перед смертью призывает свой народ хранить верность завету с Господом (Втор 29–30); так же поступает и Иисус. Даже напоминанием о своем преклонном возрасте: я состарился, вошел в преклонные лета (23:2) Иисус повторяет своего учителя (ср. Втор 31:2).

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010