Иисус утверждал, что Он говорит Божьи слова. Закончив Нагорную проповедь , Он сказал, что всякий, следующий Его учению, подобен человеку, построившему дом на камне тогда, как всякий, не следующий Его учению, подобен человеку, построившему дом на песке ( Мф.7:24–28 , Лк.6:47–49 ). Он похвалил Марию за то, что она обратила внимание на Его упрек Марфе за домашнюю работу ( Лк.10:41–42 ). Он придавал Своим словам то самое значение, которое носят вечные слова Бога, когда сказал: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мк.13:31 ). Самое ясное утверждение Христа о Себе дается в Евангелии от Иоанна, в восьмой главе. Три раза Он деликатно пользуется выражением «ego eimi» (то есть «Я есмь»), этим утверждая, что и Ему принадлежит то великое, никому не передаваемое название Иеговы: «Я есмь». «Если не уверуете, что это Я (буквально: «что Я есмь»), то умрете во грехах ваших ( Ин.8:24 ). «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» (буквально: «что Я – есмь» – Ин.8:28 ). Когда Иисус заявил, что «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался», то иудеи ответили: «Тебе нет еще пятидесяти лет, и Ты видел Авраама?». Иисус говорит: «Истинно, истинно говорю вам, прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:56–58 ). Вы можете проверить разные ветхозаветные места (например: Исх.3:14 , Втор.32:39 , Ис.43:10 ), чтобы увидеть, что Иисус утверждал, что Он и Иегова – одно. Иудеям было вполне ясно, о чем Он говорил; по этой причине они тут же сделали попытку побить Его камнями ( Ин.8:59 ). Побить человека камнями – это было соответствующее наказание, требуемое законом за богохульство ( Лев.24:16 ). 3) Иисус утверждал, что Его пришествие и миссия были уникальным событием, происшедшим в критический момент, и завершительным по Божьему плану. Он начал Свое служение в Галилее поражающим объявлением: «Исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). Он сказал тем, кто слушал Его, что открылась новая эпоха в отношении Бога к человеческому роду. «Закон и пророки – до Иоанна, с сего времени Царствие Божие благовествуется» ( Лк.16:16 ). Он связал Свои чудеса с пришествием Царства: «Если Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» ( Лк.11:20 ). Его новая весть была тем «молодым вином», которое должно было прорвать «старые мехи» иудаизма ( Мф.9:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Но смешно было бы, оставив в стороне твое недоумение, вследствие которого мы пустились в исследование, перейти к другому. Это сказано нами в наказание и осуждение тех, которые намеренно делают худое. И так когда яснейшим образом указано, что смерть устроена не на какое-либо зло человеку, то не с дурною целью внимающий словам должен наконец уразуметь то, что касается воскресения тела. Ибо каким образом смерть бывает не на пользу, когда она разрушает то, что окрадывает нашу природу, хотя в то время, когда приходит, она и представляется неприятною, как самое кислое лекарство для больного? Но чтобы много раз не говорить одного и того же об одном и том же, мы, подкрепив сказанное еще словами из песни Второзакония, перейдем к дальнейшему исследованию. Глава 26 Ибо сказанное Богом: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей» ( Втор.32:39 ), чему другому имеет целью научить, как не тому, что тело прежде подвергается смерти и умирает, для того, чтобы после воскреснуть и ожить? – поражается прежде и разрушается для того, чтобы после образовалось из него целое и здравое? И вообще ничто не в силах исхитить (нас) из великой и державной руки Его для уничтожения и погибели, ни огонь, ни смерть, ни тьма, ни хаос, ни тление. «Кто отлучит нас», говорит Апостол, «от любви» Господа (который называется рукою Отца и Словом), «скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч, как написано» ( Пс.43:23 ): «за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание: но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас»? ( Рим.8:35–37 ) И это вполне истинно, дабы исполнились, как сказал я, те слова: «я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю»; и: «никто не отлучит нас от любви Божией о Христе», для нашей погибели. Посему мы и сделались как бы «овцами, обреченными на заклание», чтобы, умерши для греха, мы стали жить для Бога. Но об этом довольно; надобно еще рассмотреть то, что находится в связи с этим. Глава 27 «Все рожденное подвержено болезням (так возражает противник) и в рождении и в питании растет, говорит, от привходящего, и умаляется от убывающего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Объяснение. Здесь пророк возвещает данное ему от Господа повеление не участвовать в обрядах сетования в знак того, что у отверженного народа не будет радостей и не найдёт он утешения в горе. Причиной отвержения указывается идолопоклонство и крайнее упорство народа: ст.10–21, а потому к христианскому поминовению умерших это место нисколько не относится; напротив, в других местах Слово Божие прямо говорит в пользу поминовения усопших: Тов.4:17 ; Сир.7:36 . О молитве и благотворении за умерших и о вознаграждении за требы 2Мак.12:39–45 . «На другой день бывшие с Иудою пошли... перенести тела падших... и нашли они у каждого из умерших под хитонами посвящённые... идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении». Объяснение. Это свидетельство о веровании ветхозаветной Церкви в возможность облегчать загробную участь умерших делами благотворения и молитвами не единственное: Втор.26:14 ; Тов.4:17 ; Сир.7:36 . То обстоятельство, что свидетельство находится в книге неканонической, ничуть не ослабляет исторического значения этого свидетельства об этом веровании ветхозаветной Церкви, и верование это не только не отменено в новозаветной Церкви Христом и апостолами, но подтверждено и усилено свидетельствами о пользе молитв и благотворении за умерших: Мф.12:31–32 ; Откр.1:18:3:7 . Из этих мест видно, что власть Спасителя не ограничивается одной областью живущих на земле: Мф.16:19:12:19 ; Рим.14:9 . Если бы в загробной жизни не было прощения, то не было бы в ней и благовествования: 1Пет.3:19–20:4:6 ; Лк.23:42–43 . Пс.48:8 . «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него». Объяснение. Здесь говорится о том, что человек не может «искупить» брата своего от греха первородного («чтобы не увидел могилы»): ст.9–10, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

С пришествием в мир Богочеловека Иисуса Христа исполнились чаяния и надежды человечества на спасение, и чаемое стало живым словом апостольского благовестия: Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин. 1:14 ). Принявшие Его, приняли Его благодать, окормляемые твердой надеждой на наследие Царства Небесного, обещанного Спасителем: Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин. 1:12–13 ). Царство Небесное, близость которого провозгласил Спаситель, есть зримое торжество Бога над всяким злом, грехом, хаосом и самой смертью через искупительную смерть и воскресение Сына Человеческого. Новый Завет открывает человеку возможность обрести общение с Богом благодаря воплощению и вочеловечению Самого Бога. Власть побеждать злых духов ( Мф. 8:28–34 ), повелевать морям ( Мф. 8:23–27 ), прощать грехи и исцелять ( Мф. 9:1–8 ), воскрешать умерших ( Мф. 9:18–26 ; Лк. 11:17 ) и даровать спасение ( Мк. 7:24–30 ; Лк. 10:25–37 ) – такая власть Господа Иисуса Христа обусловлена тем, что Он Богочеловек. Бог Отец положил Сыну принять Крестную смерть ради всего человечества, дабы Его последующим Воскресением победить зло и смерть, открыв всем людям путь к Жизни Вечной ( Ин. 1:29 ; Мк. 8:31–33; 9:29–31; 10:32–34; 42–45; 14:34–36 ). Принятие крестной смерти за грехи человечества было средоточием Божиего замысла о спасении ( Мф. 21:43 ; Втор. 10:14–15; 4:37; 7:6–7 ; Пс. 59:7; 107:7; 126:2 ; 2Цар. 2:11 ). Идея Креста, то есть таинства Христовой смерти, раз и навсегда явила Божию власть спасать людей от внутренней порабощенности греху: Когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1Kop. 1:21). Спасение совершается через веру в благодать, которую Христос преподал нам Своим Крестом ( Деян. 15:11 ). Христианин, надеющийся на последнее откровение славы детей Божиих ( Рим. 8:18–39 ), уповает на то, что он будет избавлен от зла и сохранен для Царствия Небесного ( 2Тим. 4:18 ), ибо, будучи оправдан смертью Христа, он будет спасен жизнью во Христе у Небесного Отца ( Рим. 5:9–10 ; Кол. 3:1–4 ). Всякий стремящийся к Нему будет принят Им с радостью: Бог наш Спаситель... хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо Един Бог, Един и Посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим. 2:4–6 ). Итак, смысл надежды в Новом Завете есть обретение Вечной Жизни, Царствия Божия, спасения души. Надежда как нравственная добродетель может быть направлена и на иные цели, в частности при исполнении земных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таким образом, в едином и неразрывном потоке Предания можно различать три уровня передаваемого: а) передача богооткровенного учения и тех исторических памятников, в которых это учение заключено; б) передача духовной жизни в соответствии с богооткровенным учением, которое сообщается личным примером; в) передача благодатного освящения, осуществляемая, прежде всего, посредством церковных таинств. О Священном Писании Священное Писание — запись услышанного Откровения; оно передает и сохраняет Слово Бога, услышанное человеком. Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные по вдохновению и откровению от Духа Божия чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами . Так как они написаны по повелению и слову Божию и вдохновению и откровению от Духа Божия и содержат в себе законы, постановления и откровения Божии, то иначе называются откровением Божиим, словом Божиим, законом Божиим, книгою Закона. О непререкаемости Священного Писания свидетельствует Сам Бог. «Все, что Я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того», повелел Господь через Моисея израильтянам (Втор.12:32). Так же и Иисусу Навину сказал: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав.1:8). Господь Иисус Христос придавал Священному Писанию Ветхого Завета величайшее значение (Мф.5:17; Ин.5:46—47), называл его богодухновенным (Мк.12:36; Мф.22:43). Сам изъяснял все сказанное о Нем в Писании (Лк.24:27) и от учеников Своих требовал, чтобы исследовали его: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39). Апостолы также учили, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим.3:16), они веровали «всему написанному в законе и пророках» (Деян.24:14) и заботились, чтобы собственные их писания были известны всей Церкви: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям», — пишет апостол Павел фессалоникийцам (1 Фес.5:27; ср. Кол.4:16; Деян.17:11; 2 Пет.1:19).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

В-пятых, интересно свидетельство Нового Завета. Иисус, несомненно, учил о конечной зависимости судьбы от характера. Он отвергал прямую взаимозависимость характера и обстоятельств. Так, случай с человеком, родившимся слепым, не имел ничего общего с грехом. Те восемнадцать человек, которых убила при падении башня Силоамская, были не самыми большими грешниками ( Лк.13:1–5 ). Он учил, что Бог посылает дождь и солнце одинаково, как на верующих, так и на неверующих ( Мф.5:45 ), – мысль, особенно интересная в свете Второзакония (28:12), где дождь выделяется как одно из Божьих благословений для послушных. Два случая из жизни Павла подкрепляют эпизоды, взятые из Евангелий 271 . Пережитое Павлом на Средиземном море во время шторма можно сравнить с пережитым гораздо ранее Ионой в том же самом море и в такую же погоду. Для Ионы шторм был послан Богом, чтобы сломить его непослушание и нежелание идти в Ниневию. В случае с Павлом шторм был просто погодным явлением. Второй пример вращается вокруг отрывка из Послания к Римлянам (8:31–39). Павел перечисляет некоторые явления, которые 28-я глава Второзакония определенно относит к проклятиям договора – скорбь, теснота, гонение, голод, нагота, опасность и меч. В середине своих размышлений Павел цитирует псалом 43:23: «Но за Тебя умерщвляют нас всякий день» – но ему не нужно цитировать 43:24: «Восстань, что спишь, Господи!». Павел может сказать: «Но все сие преодолеваем». Основанием для уверенности Павла является не его опыт, а смерть и воскресение Христа (8:32–34). И последнее, что можно сказать по этому вопросу, это что само Второзаконие является чем-то вроде двойной картины. Моисей напоминает Израилю, что Бог смирял Израиль в пустыне не за конкретный грех, а чтобы научить и испытать его ( Втор.8:2:3 ). Это был способ обучения Израиля ( Втор.8:5 ). Моисей также напоминает Израилю, что ему было дано богатство, но все это дар Божий, а не что-то заслуженное ( Втор.8:18 ). Бог благословляет Израиль землей и покорением врагов не потому, что он праведнее других народов ( Втор.9:4–6 ). И в завершение, Израиль избежал гнева Божьего в эпизоде с золотым тельцом только благодаря молитве Моисея ( Втор.9:25–29 ). Он был пощажен благодаря добродетели другого, а не благодаря своей добродетели 272 . Так что даже само Второзаконие предостерегает нас против слишком упрощенного понимания очень сложных сфер хождения с Богом. Библиография

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

    8:9. Большинство иудеев не претендовало на обладание Духом; они считали, что Дух явит Свое присутствие только в конце времен. После пришествия Мессии все те, кто поистине принадлежит к Божьему народу,ощутят в себе действие Духа (ср.: Ис. 44:3; 59:21; Иез. 39:29).     8:10. Как и греки, евреи в этот период обычно разделяли душу и тело — с той разницей, что для евреев это различие вступало в силу только после смерти. Но Павел говорит здесь не о том, что (человеческий) «дух жив», а о том, что «Дух есть жизнь». Таким образом, Павел имеет в виду, что если над плотью все еще довлеет смертный приговор, то Дух, Который пребывает в верующих, в конце концов, воскресит их тела (8:11).     8:11. Евреи верили, что Бог воскресит мертвых в конце времен. Опираясь на это учение, Павел делает всего лишь один шаг вперед: Бог воскресил Иисуса, и это верный знак того, что в назначенный час будут воскрешены и другие.     8:12—17 Водимые Духом    Евреи рассматривали свое избавление из египетского рабства как первое искупление, и ожидали пришествия Мессии как нового исхода, когда Бог совершит акт окончательного спасения. Эти надежды опирались на предсказания пророков, которые изображали грядущее спасение в образах исхода из Египта (напр.: Ос. 11:1,5,11).     8:12,13. Живущие по плоти (плотские создания, рассчитывающие только на себя) умрут, а те, кто живет эсхатологическим Духом (Духом, которым, согласно большинству течений в иудаизме и по представлениям ветхозаветных пророков, характеризуется жизнь грядущего века), будут воскрешены Им; см. коммент. к 8:1—11 и 8:10,11.     8:14. Авторы Ветхого Завета часто обращались к истории о том, как Бог «вел» Свой народ в пустыне (Исх. 15:13; Втор. 3:2; Пс. 76:21; 77:52; 105:9; 135:16; Иер. 2:6,17; Ос. 11:4; Ам. 2:10; о новом исходе см.: Ис. 48:20,21;Иер. 23:7,8) и назвал израильтян Своими «сыновьями», или «детьми», когда избавил их от оков египетского рабства (Исх. 4:22; Втор. 14:1; 32:5,18—20; Пс. 28:2; Ис. 1:2,4; 43:6; 45:11; 63:8; Иер. 3:19,22; Ос. 1:10; 11:1,10). И на языке религии, и на языке истории водительство Бога связывается с Его Духом (Неем. 9:20; Пс. 142:10; Ис. 63:14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ [песни Свящ. Писания, пророческие песни; греч. δα, лат. cantica], неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ (из Исх, Втор, 1 Цар, Авв, Ис, Иона, Дан, иногда и из др. книг, за исключением Пс), из Евангелий, а также апокрифического и раннехрист. происхождения. Б. п. используются наравне с псалмами, а их набор обычно рассматривается как дополнение к Псалтири . Ветхий Завет и синагогальное богослужение Хотя полностью достоверных сведений об употреблении Б. п. в ветхозаветном богослужении не сохранилось, упоминания и цитаты из них встречаются в поздних, не вошедших в иудейский канон, книгах ВЗ (см. 2 Макк 7. 6, Сир [LXX] 44. 5), а намеки на их богослужебное употребление присутствуют в самом тексте песен. Наиболее показательна в этом отношении песнь прор. Аввакума (Авв 3. 2-19), к-рая имеет подзаголовок «молитва для пения» (в евр. тексте - «молитва по образцу хвалебных песен (shigonot)»), трижды прерывается словом «selah» (в LXX - διψαλμα; встречается 39 раз в Псалтири) и оканчивается словами: «Начальнику хора» (т. е. хора левитов в храме, ср.: 1 Пар 16. 4, 7; 23. 5, 40; 25). Нек-рые косвенные сведения о богослужебном использовании Б. п. в межзаветную эпоху можно найти в корпусе сочинений Филона Александрийского (I в.),- здесь неоднократно упоминается «великая песнь» прор. Моисея из Втор 32. 1-43 (см., напр.: Philo. Quod deter. pot. 114) и содержатся развернутые описания порядка исполнения песни Моисея из Исх 15. 1-19 ( Idem. De vita Mois. 1. 180 и 2. 256; De vita contempl. 87). Более поздние иудейские источники (Вав. Талмуд. Сота. 39b; ср.: Литература Агады. С. 293, 309-311) говорят о пении последней в храме, в т. ч. на Пасху, а также по субботам во время послеполуденного жертвоприношения (первые 10 стихов в одну субботу, а остальные в следующую - Вав. Талмуд. Рош-ха-Шана. 31а) (см. Goldin. P. 3, 247 ff.). Судя по всему, в качестве особой категории текстов, имеющих богослужебное значение, Б.

http://pravenc.ru/text/149135.html

Глагол (перфект – ) во Второзаконии встречается 4 раза: 28:63 и 30:9 (дважды в каждом из указанных стихов), причём во всех этих случаях он является антропоморфизмом и обозначает радость Господа, которую Он испытывает, благословляя Свой народ или, в случае необходимости, вразумляя и наказывая его 123 . Получается, что этот глагол в буквальном смысле отражает стремление Бога к справедливому воздаянию: благословению праведников и наказанию нечестивых 124 . Наконец, глагол несмотря на относительную частоту его употребления в еврейской Библии (в основном в Псалмах и книге Исаии), в книге Второзаконие встречается только однажды – в 32:43. Довольно часто данный глагол используется в тех местах, где идёт речь о радостных восклицаниях или криках; также производные от этого глагола существительные ( и ) обозначают громкий крик или ликование. В связи с этим основное значение глагола – «кричать от радости, ликовать». Однако иногда он встречается во фрагментах, где обозначает плач, стон от горя (см.: Плач.2:19 ) или просто громкий возглас (см.: Притч.1:20, 8:3 ). Таким образом, в буквальном смысле термин означает громкое выражение сильной эмоции: чаще всего радости, но иногда скорби. В Ветхом Завете данный глагол преимущественно отражает призыв к прославлению Бога и зачастую употребляется в повелительном наклонении (см.: Ис.12:6, 44:23, 49:13, 54:1 ; Иер.31:7 ; Соф.3:14 ; Зах.2:10 ); при этом во многих случаях его использование имеет культовый оттенок. Кроме того, в некоторых текстах он употребляется вместе с причинным союзом и указывает на то, что следует прославить Бога за какое-то определённое благодеяние; именно эта особенность и отражена во Втор.32:43 , где все народы призываются к прославлению Бога за то, что «Он отмстит за кровь рабов Своих» 125 . В Септуагинте для обозначения радости используются глаголы εφρανω (в страдательном залоге υφρανομαι и γαλλιομαι, однако в тексте Второзакония встречается только один из них – εφρανω (всего 20 раз), который передаёт все указанные выше еврейские слова. Характер употребления данного термина в греческом тексте Ветхого Завета говорит о том, что он имеет широкое значение, не ограничиваясь указанием на определённый аспект радости. С его помощью описывается индивидуальная радость человека, находящегося под покровом Бога и получающего Его помощь, он же указывает на ликование во время праздников, используется и в смысле радости эсхатологической, и как антропоморфизм, обозначающий чувства Бога 126 . Тезис о широком значении рассматриваемого глагола можно проиллюстрировать ещё и тем, что в книге Второзаконие в двух случаях – 20:6 и 28:39 – εφρανω используется в значении «собирать плоды с виноградника» (далее об этом поговорим подробнее), хотя соответствующие глаголы в еврейском тексте к чувству радости не имеют никакого отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Истинное богопочтение должно состоять 2) в истине, то есть быть не только внешним символическим, образным, но и существенным, обнимающим собою предмет богопочтения. Такое поклонение в духе и истине есть единственно истинное, потому что оно соответствует своей идее, то есть свойственно существу Божию. Поэтому Иисус Христос присовокупляет, подтверждая сказанное Им прежде: Дух есть Бог (следовательно, Он не связан определенным пространством): «и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися» ( Ин.4:24 ). Само собою понятно, что этими словами Господь не исключает всяких внешних действий богопочтения, как утверждают мистики. Пока человек остается человеком, то есть телесно-духовным существом, до тех пор внутреннее его богопочтение будет связано с определенными временами и местами и выражаться во внешних символических действиях. Только у чистых духов возможно совершенно духовное богопочтение. Христос хочет этими словами показать, одно только внешнее богопочтение, исключительно связанное с одним определенным местом, без внутреннего богопочтения, не имеет в очах Божиих никакой цены; еще в Ветхом Завете Бог требовал внешней чистоты только ради внутренней (ср. Пс.49 и Пс.50 ). Хотя самарянка и не поняла смысла слов Иисуса Христа во всей их глубине, однако она уже предчувствует, что Тот, Которого она уже считает Пророком, обещает ей нечто великое и возвышенное. Полного уяснения она ожидает от грядущего Мессии; поэтому она говорит: «вем, яко Мессия приидет, глаголемый Христос: егде Той приидет, возвестит нам вся» ( Ин.4:25 ). Самаряне также ожидали Мессию и свои понятия о Мессии и ожидания Его основали на словах Пятикнижия (см. Быт.49:10 ; Чис.24 ), особенно на словах Втор. 8:15 , где Моисей говорит: «пророка... якоже мене восставит тебе Господь Бог твой, того послушайте». Они называли Мессию Гашшагеб или Гаттагеб, что, по мнению одних, значит «обращатель, проповедник», а по мнению других «возвращающийся» (именно Моисей, на основании слов «якоже мене». Название же Мессия, которое самарянка употребляет здесь, или перешло к самарянам от иудеев, или же евангелист влагает в уста самарянке. Спаситель мало-помалу до того приготовил душевное состояние самарянки, что уже прямо говорит ей, что Он Сам есть обещанный Моисеем Мессия. «Аз есмь, глаголяй с тобою». Пред злобствующими иудеями Иисус Христос так открыто не говорил о Себе, как пред этою незлобивою женщиною. Теперь она узнала, что такое живая вода, и Кто может дать ей эту воду. «Аз есмь» (ср. Втор.32:39 ; Исх.43:10 и др. места). Какое действие произвело на самарянку это откровение Господа, лучше всего доказывает ее молчание.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010