В начале этой главы продолжается изложение от лица пленных иудеев признания в том, что постигшие их бедствия суть то самое наказание Божие за их грехи, которым еще раньше угрожали им пророки, а они не верили им, не слушались их вразумлений и продолжали грешить, доколе наконец Господь не навел на них этих бедствий (1–10 ст.); а затем до конца следует покаянная молитва пленников иудейских к Богу, в которой они приносят искреннее раскаяние в своих прошлых грехах (12, 24 ст.), признают в своих бедствиях проявление строгого, но справедливого суда Божия (6, 9 ст.), которым угрожали им пророки (20–23, 27–35 ст.), и умоляют Бога, чтобы Он удалил от них ярость Свою (13 ст.) и дал им благодать пред лицом поработителей (14 ст.), не ради их самих, а для прославления Своего имени среди язычников (15–17 ст.) Устави (исполнил) Господь слово Свое, еже глагола на нас... (1–5 ст.) – здесь (как и выше – 1:20) разумеется исполнение угроз, изреченных еще пр. Моисеем: Втор. 28:36, 44, 53 . Яже глагола Господь на нас вся злая, сия приидоша на ны... (7–9 ст.) – ср. да отвратится убо от нас ярость Твоя, яко остася нас мало во языцех (13 ст. ср. 28–29 ст.) – так исполнилась угроза, изреченная пр. Моисеем: останетеся в числе малом, вместо того, егда бысте яко звезды небесные множеством ( Втор. 28:62 ). – Имя Твое призвася на израили, и на племени его (15 ст. ср. 26 ст.). т. е. Израиль и потомство его называется народом Твоим, ибо прозвание или наречение имени кого-либо на ком или на чем означает принадлежность последнего первому (ср. Ис. 4:1 ; Иер. 7:10–11; 14:30; 32:34 ; Ис. 63:16, 19 ). – Яко послал еси ярость Твою на нас, якоже глаголал еси рукою отрок Твоих пророк... (20–26 ст.), в этих словах можно видеть указание на исполнение пророчеств Иеремии: 9:11–12, 21–22; 11:22, 21:3–10; 22:18–19; 32:31. – Обратятся к сердцу своему на земли преселения своего... (30–35 ст.) – в этих словах передается мысль пророчества Моисея: Втор. 4:29–31; 30:1–6 ; и Иеремии: 31:16–20, 31–33, 40; 32:27–44. 1. Утешительные обетования иудеям. Глава 3:36–38

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Православные христиане с глубоким нерасположением относились к жидовствующим. В их вере им чудилось сплошное издевательство над православием, и они не понимали даже, как можно русским людям исповедовать „веру жидовскую“, – ту веру, которая вдохновила некогда евреев на распятие нашего Спасителя?.. Об этих жидовствующих дурного мнения держались сами коренные евреи. Как-то в разговоре с нами один из них сказал: „какие русские жиды? Дураки“... Под такой кличкой между православными торгового села и проживали жидовствущие. На них собственно никто пристального внимания не обращал. Но, в приезд миссионера, православные заволновались и захотели непременно послушать, что будут в своё оправдание говорить жидовствующие. Беседу с этими сектантами пришлось вести на Духов день. Предмет для беседы подсказывался самым праздником: мы порешили говорить о троичности Лиц в Боге. На беседу люди собрались вблизи храма, под открытым небом. Толпа слушателей образовалась огромная. Мне сделали возвышение. Взойдя на него в положенное время, я стал говорить: из всех людей, населяющих нашу родину, по своей вере – самые несчастные жидовствующие. Они усиливаются содержать в неприкосновенной чистоте Моисеев закон: между тем своих намерений не могут осуществить безусловно. Они не могут по закону совершать своего богослужения и приносить жертв, потому что древний храм и жертвенник разрушены ( Втор.12:13,14 ср. 3Цар.8:16 ) 320 . В тоже время за несоблюдение обрядовых предписаний Моисеева закона им грозит проклятие ( Втор.27:26 ). В таком положении что же должны чувствовать люди, добровольно покорившиеся игу разорённого закона? – Отчаяние и безысходную тоску, гораздо сильнейшую, чем какой страдали Анания, Азария и Мисаил в плену Вавилонском ( Дан.3:37, 38 ). Для этих святых отроков была хоть надежда возвратиться на родину и там воссоздать святыни. Срок вавилонского плена им точно был известен ( Иер.25:11 ср. Иер.30:17–20 ст.). Не то должны чувствовать наши жидовствующие. Иудеи теперь рассеяны по земле: храм разрушен: священство прекратилось, – и конца не видно этим бедствиям! На что же рассчитывать людям, думающим ныне спастись по руководству одного Ветхого Завета? Воистину – впереди для них собраны только тоска, ужас и отчаяние...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Археологические раскопки последних десятилетий позволяют нам лучше узнать жизнь племен, кочевавших от одного источника воды к другому, подчиняясь ритму смен времен года. В качестве тягловой силы они использовали ослов и мулов, пока между 1500 и 1000 годами в их хозяйстве не появились верблюды. Это обстоятельство помогло им расширить сферу передвижения, поскольку теперь они могли преодолевать со своей тяжелой поклажей дальние расстояния. Осел и мул нуждаются в питье, по крайней мере раз в два дня, а верблюд может обходиться без воды семь – десять дней. Так великие кочевники освоили пустыню и установили регулярную связь между разрозненными ранее поселениями. Несколько позднее появилась лошадь, что дало скорость передвижения – это было особенно важно во время набегов и войн. Евреи контактировали с другими кочевниками, осваивавшими территории Востока: измаильтянами 19 , мадианитянами 20 , амаликитянами 21 и сыновьями востока, которые разрушили их поселения во времена Гедеона и Саула ( Суд.6:1–5 ; 1Цар.30 .). Авраам, Исаак, Иаков, Исав, Иосиф хорошо знают пути пустыни ( Быт.12:16, 13:2–12, 18:1–8, 20:14–15 , Быт.21:25–26, 26:12–22, 30:43 , Быт.31:17–18, 32:13–15 , Быт.33:18–20, 36:6–8, 37:2, 42:1–5 , Быт.43:11, 46:6, 31, 34, 47:6–11 ). Так продолжалось вплоть до времени завоевания Ханаана теми сообществами, которые осели в засушливых южных районах или на западе этой страны ( Исх.20:24 ; Быт.49 ; Втор.33 .). Некоторые племена, как рехавиты 22 , предпочли земле, пусть даже и благословленной Господом, аскетическую жизнь кочевников, считая,» что человек должен предпочитать пустыню, где естественным образом присутствует Всевышний ( Иер.35 . Рехавиты примкнули к мадианитянам, из которых Моисей взял себе жену ( 1Пар.2:55 )). Закон Моисея отражает уклад евреев-кочевников, дает сведения об обычае кровной мести ( Быт.9:5–6 ; Чис. 35:19 ; Суд.18–21 ; 2Цар.3:30, 4:4–7, 21:1–14 .), системе отношений в патриархальной семье, защите чужеземного гостя и праве на убежище ( Исх.20:12–17, 21:15–17, 22:15–16, 21 ; Лев.18:6–18 . Втор.25:2–10 ; Исх.22:20 ; Втор. 10:19 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посему Бог , не имея никого выше Себя, клялся Собою ( Евр.6:13 ; Быт.12:16 ), святостью Своею ( Пс.88:36 ), именем Своим великим ( Иер.44:26 ). По указанию Господа, клятва в Ветхом Завете произносима была при частных и общественных делах, во имя Божие ( Втор.6:13 ; Быт.26:28 ; Нав.9:19 ), с поднятием правой руки па небо ( Быт.14:22 ; Втор.32:40 ), а часто с положением ее под стегно (стегно – верхняя часть ноги) того, кому клянутся ( Быт.24:2;47:29 ). Поднятие руки было выражением указания на Бога как свидетеля, а положение под стегно знамением искреннего обещания. Так, и при ветхозаветном воцарении народ произносил клятву в верности и послушании царю. Царь Давид положил завет в Хевроне пред Господем всем старейшинам Израилевым; первосвященник Иодай, при воцарении Иоаса, «заключил Иодай завет между Господом и между царем и народом, чтоб он был народом Господним, и между царем и народом» ( 4Цар.11:17 ). И этот завет, по словам Иосифа Флавия, был не что иное, как взаимная клятва или присяга» 19 . бб) Новый Завет также дозволяет употребление присяги, или торжественной клятвы. Когда Иисус Христос на первосвященническом суде не отвечал на предлагавшиеся Ему вопросы, несмотря на все обвинения, какие взводились на Него людьми с продажной совестью, и несмотря на все требования сказать что-либо в Свое оправдание, то первосвященник обратился к Нему с следующими словами: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий» ( Мф.26:59–63 )? Иисус Христос не только не сказал первосвященнику, что последний поступает нехорошо, прибегая к такому способу получить ответ, а напротив отвечал: «Ты сказал» ( Мф.26:64 ), т. е. Иисус Христос принял присягу и под присягою показал, что Он действительно есть Мессия, Единородный Сын Божий. А что Спаситель в ответе Своем выразил принятие присяги, оспорить этого никак нельзя: слова первосвященника заключали в себе обычную у евреев клятвенную формулу, – ответ же Спасителя, выраженный словами «ты сказал», означает то, что Он, Спаситель, свидетельствует истинность Своих слов именно этим клятвенным призыванием Самого Бога во свидетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   г) беспредельным и вездесущим: камо пойду от Духа твоего, и от лица твоего камо бежу; аще взыду на небо, ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси, аще возму крыле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука твоя наставит мя и удержит мя десница твоя (Пс. 138:7-11; Втор. 4:39; Иер. 23:23);    д) премудрым и всеведущим: Господи, ты познал еси вся последняя и древняя (Пс. 138:4); испытай сердца и утробы, Боже, праведно (Пс. 7:10); велий Господь наш..., и разума Его несть числа (Псал. 146:5; сн. Иер. 23:24; 2 Пар. 16:6; Дан. 13:42);    е) Богом крепким и всемогущим: Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (Пс. 32:9; Ис. 40:26. 28 и друг.);    ж) истинным и святейшим: истинна дела его (Втор. 32:4; сн. 10, 10);    з) Богом всеблагим и правосуднейшим: благ Господь всяческим, и щедроты его на всех делех его (Пс. 144:9); праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице его (Пс. 10:7); и вообще -    и) Существом совершеннейшим: велий Господь и хвален зело, и величию его несть конца (Пс. 144:3); несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш (1 Цар. 2:2).    Наконец, по отношению Бога к миру она называла Его -    а) Творцом и Промыслителем вселенной, который сотвори·небо и землю (Иерем. 32:17), сотвори небо, и небо небесе, и вся вои их, землю, и вся, елика на ней суть (Неем. 9:6); и с тех пор радит о всех (Прем. 12:13), и всяческая работна Ему (Пс. 118:91), исчитает множество звезд и всем им имена нарицает (Псал. 146:4), творит ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный (Пс. 103:4), возводит облаки от последних земли, молнии в дождь творит (Пс. 134:7), прозябает траву... и злак..., изводит хлеб от земли (Пс. 103:14), и управляет вся благо (Прем. 8:1);    б) Творцом и Промыслителем, в частности, человека: уведите, яко Господь... той сотвори нас, а не мы (Пс. 99:3); Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех (Пс. 45:1); аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии (Пс. 126:1); владеет вышний царством человеческим, и емуже восхощет, даст е (Дан. 4:22), сокровищствует исправляющим спасение, защищает же шествие их (Прит. 2:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

51:34), который звучит громко, внутри же не содержит, что мог бы и должен бы содержать. Почему употребляется о лжи, внешне красной, в себе же самой ничего твердого не имущей (Пс. 4:3). Чаще означает — напрасно (Лев. 26:16, 20; Пс. 72:13; Иер. 51:58; Ис. 30, 7, 49:4, 65:23; Иов. 39:16). Тут все параллели этого слова, утверждающие значение его. Пророк указывает им и пустоту предмета, о коем трактуют, и ничтожность причин, дающих повод, и тщету ожидания успеха,— так что хоть до поту хлопотали иудейские вельможи и народ о смерти Христа и Апостолов и против распространения евангельской истины, не получили успеха, столь желаемого и чаемого. В истории страданий Господа упоминается не об одном совещании, решении, изыскивании ложных свидетельств, подущении народа, возбуждении Пилата и города (Мф. 26:4; Мк. 14:1; Лк. 22:2, 23:2). Но все это было понапрасну. Воскресение Христово рассеяло все сие: ложь обличилась и истина восторжествовала. Такова же участь была и тех частых ков (козни) против Апостолов, проповедовавших Евангелие, какие изобретали иудеи в Антиохии (Деян. 13, 45, 14:19), в Солуни (Деян. 17:5, 13), в Коринфе (Деян. 18:12), в Иерусалиме (Деян. 21, 27, 23:9). Такими возбуждениями гонений Евангелие еще более распространялось, и святая истина его становилась блистательнее...    Стих 2. Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его.    Предсташа. Торжественно противостали новому Царству Мессии и заявили враждебный ему дух свой. Еврейское слово: иацав — стоять, в форме гиптаел, себя выставлять,— для присоединения к кому, как иереи к Ровоаму (2 Пар. 11:13) (также — 70 судей предстают пред скинию (Чис. 11:16). Моисей представляется фараону (Исх. 8, 20, 9:13), или с целью противления, как Ангел- Валааму (Чис. 22:22) (также — как Голиаф пред войском израильским (1 Цар. 17:16; 2 Цар. 23:1, 10; Втор. 9:2; 2 Пар. 20:6; Иов. 33:5; Втор. 7:24, 11и Нав. 1:5; Иов. 41:1). И в нашем месте — означается явная и упорная враждебность, не кроющаяся, но выступающая открыто с хвастливостью и самоуверенностью...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

716 Согласно Септуагинте: «произойдет отрасль от корня Иессея, и цветок от корня появится». Цветок, flos, упоминается в этом месте и в Вульгате. В еврейском тексте употреблено слово со значением: «побег, черенок», которое встречается, кроме указанного места, только в трех местах: Ис. 14:19; 60:21; Дан. 11:7. 717 См.: Ис. 11:2—3. 718 Конъектура Кройманна. в рукописи: «не соответствовало все разнообразие духовных свидетельств». 719 См.: Ис. 53:3. 720 См.: Ис. 53:7. 721 Ср.: Ис. 42:2. 722 Ср.: Ис. 42:3. 723 Вставка Кройманна. 724 Тертуллиан пока говорит только о предвозвещении (Кройманн). 725 Кройманн исключает это слово. 726 Греч.: παιδς. 727 См.: Ис. 50:10. 728 См.: Ис. 53:4; Мф. 8:17. 729 Между своим Христом и Христом Творца. 730 См.: Втор. 21:23. 731 Интерпретация Кройманна. Другая интерпретация: «откладываю». 732 In hostiam. 733 Lignum. Ср.: Быт. 22:6—7. В Септуагинте и Вульгате используется множественное число: та ξλα/ligna. 734 In victimam. 735 Lignum. 736 Конъектура Кройманна. В рукописи: «и не». 737 «дикого быка» в оригинальном тексте; в Септуагинте: «единорога», в Вульгате: «носорога». 738 См.: Втор. 33:17. 739 Конъектура Кройманна. В рукописи: «истолковывает». 740 См.: Быт. 49:5. Цитата по Септуагинте. 741 Букв.: «печень». 742 См.: Быт. 49:6. Цитата по Септуагинте. 743 Ср.: Исх. 17:10—13. 744 Ср.: Исх. 20:4,23; Лев. 19:4; 26:1. 745 Ligno. 746 Ср.: Числ. 21:8—9. 747 A ligno. См.: Пс. 96 95:10; ср.: 1 Пар. 16:31. В еврейском, греческом и латинском тексте этого псалма нет слов «с древа», однако Иустин ссылается на них в lust. Apol., 1,41, а в lust. Dial., 73 обвиняет иудеев в том, что они изъяли эти слова из псалма. 748 Вставка Кройманна. 749 Конъектура Кройманна. В рукописи: «даже если». 750 Ср.: Рим. 5:14. 751 По мнению Кройманна, слова «новой славы» можно поставить перед словами «новых веков»: «новый Царь новой славы новых веков Христос Иисус». 752 Lignum. 753 См.: Иер. 11:19. 754 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Бог». 755 Ср.: Лк. 22:19; Мф. 26:26; М с. 14:22.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

в) в противоположность этим ложным руководителям народа Божия, пр. Иеремия еще прежде наступления этих бедствий знает по откровению от Господа (рече Господь ко мне) причину их, и объясняет её так: «так как (понеже) Иудеи оставили закон Божий, перестали слушать волю Божию (13 ст.) и стали руководиться влечениями своего порочного сердца и по примеру предков уклонились в идолопоклонство (14 ст.), то посему (сего ради) им Господь и угрожает тяжкими бедствиями (15 ст.) и в частности рассеянием среди язычником и гибелью от меча неприятельского (16 ст.). Точно также объяснена пророком причина угрожающих иудеям бедствий и выше (2:7; 7:23–26). Ср. толкование на 2:25–26. Се Аз напитаю люди сия теснотами (νγκας) – это выражение, как и подобное ему в другом месте (23:15): Аз напитаю их пелынем (δνην), видимо, следует понимать в переносном смысле, разумея под теснотами (в русск. – полынью) крайне стеснительные и горестные (горькие, как полынь) обстоятельства. Подобным образом и выражение: в питие дам воду желчную (δωρ χολς) или как в другом месте (23:15), напою желчию (δωρ πικρον) – в переносном смысле указывает на предстоящую горькую (как желчь) участь народа Божия. Эту горькую чашу испили иудеи, когда настало, еще Моисеем предсказанное, рассеяние их среди язычников, которых не знали ни они сами, ни предки их (ср. 16 ст. и Втор. 28:64 ). – Послю на них меч, дóндеже истнятся (доколе не будут истреблены) – эти слова по связи с предыдущими дают ту мысль, что от меча будут гибнуть не только защищающие свое отечество, но даже и отведенные в плен. Эту мысль, на основании других мест книги пр. Иеремии, следует понимать с некоторым ограничением – именно, что рассеянных иудеев хотя будут истреблять ( Иер. 42:16–17, 44:27 ), но до конца не истребят ( Иер. 5:18; 30:11; 46:28 ). 17–22 ст. В виду предстоящих бедствий пророк заранее приглашает всех оплакивать это великое горе (ср. выше – 10 ст.), давая этим понять, что возвещаемое им непременно исполнится. а) И прежде всего пророк предлагает, по обычаю того времени, пригласить для оплакивания общего горя особых плакальщиц (плачевниц), женщин искусных в этом деле (к женам премудрым послите), чтобы они возглашали (да вещают) и оплакивали вас (да приимут над вами плачь), и тем вызывали обильные слезы из ваших глаз (17–18 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

постановлений Его не сохранили. Ср. Исх. 15,26 ; Втор. 4,40 . вслед которых ходили отцы их. «Ходить вслед» означает послушно как вассал (или слуга) следовать за кем-либо. Так, Иуда, должным образом исполнявший обязанности вассала Великого Царя Яхве, предпочел стать слугой лживых богов, которых как ВЗ ( Втор. 32,17 ), так и НЗ ( 1Кор. 10,20 ) разоблачают как бесов. 2 Иерусалима. Букв.: «основание» или «жилище мира». Однако в древнееврейском языке слово мир означает не только отсутствие войны, но и полноту, цельность. Поскольку Иуда не стремился достичь совершенства в Боге, город познал не мир, а разрушение. Пророчество исполнилось через сто пятьдесят лет, когда Навуходоносор II завоевал Иерусалим (ср. 4Цар. 25,8–10 ). огонь... пожрет чертоги. Поскольку иудеи последовали за богами языческих народов, страну ожидало такое же наказание, как и языческие государства, напр., Арам (1,4), Газу (1,7), Тир (1,10), Едом (1,2), Аммон (1,14) и Моав (2,2). 2:6–16 Предсказание суда над Израилем. 2 Израиля. Имя, данное Иакову, когда он боролся с Богом и одержал победу ( Быт. 32,28 ). правого. Кроме прочих, слово «правый» имело и юридический смысл: правый тот, кто не имел долгов, а потому не мог быть продан в рабство (ср. Лев. 25,39–43 ). бедного. Т.е. тех, кто жил в нужде и бесправии. Господь проявил к ним особое милосердие (ср. Исх. 23,6 ; Иер. 5,28 ). за пару сандалий. За такой пустячный долг бедных людей продавали в рабство. Рабство по бедности в Израиле было регламентировано законом при условии сохранения милосердия и братского сочувствия к соплеменникам (ср. Исх. 21,2 и далее; Втор. 15,12–18 ). 2 Жаждут... бедных. Если одним из царских достоинств на Ближнем Востоке в древние века считалась особая забота о бедных людях, то каким же должно быть попечительство Всевышнего о народе Божием (ср. Исх. 23,6–8 ). путь кротких извращают. Ср. Притч. 17,23 . отец и сын ходят к одной женщине. Это не только противоречило божественному замыслу о союзе между мужчиной и женщиной ( Быт. 2,23.24 ; Мф. 19,4–6 ), но и запрещалось законом ( Лев. 18,7–30 ). Грех этот был одним из множества беззаконий, которыми, по слову Господа в Лев. 18,24 , осквернили себя соседние народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Это первоначальное богоустановление, по которому брак есть неразрушимая и нерасторгаемая связь двух в одну плоть ( Быт.2:24 ; Мф.19:4 и д.; Есф.5:2 ), было возмущено грехом. Уже каинит Ламех взял себе двух жен ( Быт.4:19 ), и у патриархов ( Быт.29:16 и д. 26:34) мы находим обычай рядом с законною женою брать еще наложниц, чтобы с ними, особенно при неплодородии жены преумножать потомство ( Быт.16:3; 22:21; 30:3 и д.; 36:12). Этот основывающийся на древней практике многих древних народов факт 850 не был запрещен даже Моисеевым законом, который не возвышает моногамии до единственно правильной нормы брака, но старается только ограничить двоеженство и многоженство, – косвенным образом уже чрез предписание будущему царю не брать многих жен ( Втор.17:17 ), прямым образом чрез запрещение брать в жены вместе двух сестер ( Лев.18:18 ) и предпочитать в рождении детей одну жену другой ( Втор.21:15 и д.), наконец, чрез определение не поступать с купленною как с рабою, если она была назначена в жену для сына, но поступать с нею как с дочерью, и в случае, если сын имел бы еще другую жену, то первую не лишать содержания, одежды и супружеского сожития, в противном случае она должна быть освобождена без выкупа ( Исх.21:7–10 ). Но еще более должна была проясняться в сознании народа идея и богоопределенное отношение брака строгостью, с которою закон запрещает под опасением наказания нецеломудрие, блуд и кровосмешение, запрещает брак с идолопоклонниками – ханаанитянами и старается различными определениями ограничить развод, который позволяется человеку только по его жестокосердию (Мф.19:8), а также указанием на первоначальное богоопределение ( Быт.1:27; 2:18 и д.), изображением худых последствий, какие уже принесли патриархам двоебрачие и многобрачие и религиозным значением моногамии, как образа соединения Иеговы с Израилем, уже в законе указанного в общих выражениях, и яснее развитого пророками ( Ос.2:18 ; Ис.50:1 ; Иер.2:2 ; Иез.16:8,23 ). 851 Таким образом, помимо законного предписания духовным влиянием откровенной истины брак получал в глазах народа высшее нравственное значение, как священный, заключенный пред Богом союз ( Мал.2:14 ) и израильтяне научались дорожить доброю женою, как сокровищем и как даром Божиим ( Притч.12:4; 18:22; 19:14; 31:10 и д.; Сир.26:1 и д.). Таким образом мы находим, что в большинстве случаев только знатные и богатые люди имели двух или более жен ( Суд.8:30 слич. 10:4; 12:9,14; 1Цар.1:2 ), а большие гаремы содержали только цари ( 2Цар.5:13 ; 3Цар.11:2 ; 2Пар.11:21; 13:21 ); простые же израильтяне большею частью довольствовались одною женою, так что моногамия, вообще говоря, была господствующею во все времена и особенно сделалась такою после плена, Тов.1:11; 2:11; 8:4 ; Дан.13:63 ; Мф.18:25 ; Лк.1:5 ; Деян.5:1 и др. 852 § 107. Запрещенные браки

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010