1617] от сердца твоего вся дни живота твоего (Втор. 4:9, 20); и: да возлюбиши Господа Бога твоего от всея силы твоея (Втор. 6:5); Иже изведе вас от пещи железны — из египетского рабства (Втор. 4:20), то естьмироправителя тьмы (Еф. 6:12). Ибо Египет толкуется как «тьма». Внемли себе, ядый и насытився, да не разширится сердце твое(Втор. 11:16), да не забудеши Господа Бога Твоего (Втор. 6:12), чтобы не отверг, как некогда возлюбленный, ныне же богомерзкий народ. И вложи слова Мои в сердце твое, и пусть будут они непоколебимыми пред очами твоими. Внемли себе, чтобы тебе не оставлять левита во все дни жизни твоей, то есть теперешних служителей Господа. Ибо священники и левиты — твои поручители. Ибо они берут на себя грехи народа. Внемли себе, да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония (Втор. 15:9), то есть не суетись в мыслях, но безыскусно проводи дни жизни твоей. Как и через Иеремию заповедует Бог, говоря: се, Аз даю пред вами путь живота и путь смерти (Иер. 21:8), то есть рабство и свободу. Ибо вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе (Еф. 5:8). Внемлите себе строго, чтобы не совратиться. Ибо у того, кто ест виноград, на зубах оскомина, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие (Иер. 31(38:30)). И Екклесиаст говорит: Волчцы и сети на путех стропотных; храняй же свою душу избежит их (Притч. 22:5). И тотчас: Всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Притч. 4:23). И вновь:Уготовляй на исход дела твоя, и уготовися на село, и ходи вслед Мене, и созиждеши дом твой (Притч. 24:27), разрушенный преступлением Адама, в Крещении же вновь обновленный. И апостол Павел: Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые (Еф. 5:15). И в Деяниях: Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас пасти Церковь Божию (Деян. 20:28). И Иоанн: Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время (1 Ин. 2:18). И Господь: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Но, несмотря на это, несмотря на жестоковыйность народа, по которой он постоянно раздражал Иегову–Бога своего, Иегова был милосерд к народу Своему и не только щадил его, по молитвам Моисея; но еще постоян­но являл ему знаки Своей милости: вместо прежних скрижалей, которые разбил Моисей, увидев, по сошествии с горы, тельца, Он дал новые скрижали ( Втор.10:1–5 ); продолжая являть милости народу, Он не лишил его Первосвященника за грех Аарона, по-которому, ему не суждено было войти в землю обетованную, но, по смерти его, поставил на его место Первосвященником сына его Елеазара ( Втор.10:6–7 ); но когда Евреи бедствовали в безводной пустыне, Он привел их в Иотвафу, землю, изобилующую потоками вод ( Втор.10:7 ), по устроении скинии, Он отделил колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и молиться и благословлять именем Его ( Втор.10:8–9 ), и еще в то время, когда Моисей был во второй раз на горе, Он, Иегова, вместо того, чтобы погубить людей за беззакония, как хотел было, повторил обетование о наследии земли Ханаанской: «и сказал мне Господь: встань, поди в путь пред народом сим, пусть они пойдут и наследуют землю, каковую я клялся отцам их дать им» ( Втор.10:11 ). Итак, заключает Моисей, чего требует от тебя, Израиль, Иегова Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Иеговы, ходил путями Его, любил Его, служил Ему, и затем он увещевает народ не быть жестоковыйным более, а покоряться Богу ( Втор.10:12 и дал.). Такова связь внутренняя подозреваемых стихов в целой речи Моисея, связь существенная, неразрывно соединяющая эти стихи с предыдущим и последующим. Моисей во всей этой речи не держится хронологического порядка, а доказывает свою главную мысль несколькими примерами, взятыми отрывочно. Потому связь речи лишь внешне как-будто прерывается заметками о станах Еврейских в 6 и 7 стихах. Но о первом –Мозер упоминается потому, что там умер Аарон, и там Бог явил новую милость Своему народу, поставив Первосвященником сына Ааронова Елеазара, упоминается для точнейшего напоминания об этой милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/p...

Руфь отлично понимает, что там их ничего хорошего не ждет: они моавитянки, а в Законе Божьем сказано, что «моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне вовеки» ( Втор.23:3 ). Их там не примут, они не найдут себе женихов, они будут бомжевать рядом со своей нищей, несчастной свекровью. Но что-то было в этой Ноемини – ее удивительные духовные качества. Она смогла стать духовной матерью для этих двух вдов, она будет называть их дочерями своими. « И вышла она из того места, в котором жила, и обе снохи ее с нею. Когда они шли по дороге, возвращаясь в землю Иудейскую, Ноеминь сказала двум снохам своим: пойдите, возвратитесь каждая в дом матери своей; да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною ! » ( Руф.1:7–8 ) Она понимает сложности Моисеева Закона: установить статус этих вдов будет достаточно сложно. Они не присоединились к вере Израиля, не прошли гиюр. Кем они будут, чем будут там заниматься? Но Ноеминь видела в них очень важное качество – милосердие, «хэсэд» по-еврейски. И она говорит: « Да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною ! » ( Руф.1:8 ) Это значит, что мужья болели какое-то время, не сразу умерли – и эти женщины ухаживали за умирающими мужчинами. И мать видела их любовь, которая согревала их до конца, и они проявили хэсэд, милость, по отношению к ней, Ноемини. Хэсэд – это не просто милость в нашем понимании милостыни. Хэсэд – это иногда то, что именно никак не связано с обязанностью. Суть этого слова, которое очень трудно перевести на русский язык, – проявление доброты, когда ты помогаешь кому-то бескорыстно (благодать). Видите, какое сложное слово. Казалось бы: как можно бескорыстно помогать и не проявлять доброту, точнее, ничего не ожидая взамен? Очень часто все бывает наоборот: из тщеславия человек выходит из храма, тут его друзья, а тут нищая бабушка. Он вынимает, дает милостыню на глазах у всех. А здесь имеется в виду милость, когда человек что-либо и или целиком отдается этому делу, делу милосердия и совершенно бескорыстно.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

После возвращения из Вавилонского плена иудеи стали смотреть на самарян как на людей, утративших чистоту религии. Когда они пожелали принять участие в постройке Иерусалимского Храма, им было отказано. Конфликт между Севером и Югом усугубился так же из-за того, что при персидском господстве самарянский правитель Санваллат получил контроль над Иерусалимом. Около 330 г. до Р. X. самаряне построили собственный храм близ Сихема на горе Гаризим. В конце II в. до Р. X. хасмонейский царь Иоанн Гиркан I разрушил этот храм, но самаряне продолжали приходить на это место для совершения обрядов. В новозаветную эпоху вражда между иудеями и самарянами не утихла (ср. Ин.4:9 ), В Иудее тех лет самарян считали раскольниками, еретиками, почти язычниками. Новозаветное выражение «добрый самаритянин» в эпоху Нового Завета звучало как злая шутка. В свою очередь, самаряне считали, что именно они есть «Истинный Израиль». Хотя вначале религия самарян имела черты синкретизма, к IV в. до Р. X. она освободилась от них. Основой самарянского вероучения стало Пятикнижие, которое, по преданию, принёс в Сихем Манассия, брат иудейского первосвященника (ср. Неем.13:27-31 ). Самарянское Пятикнижие написано палеоеврейским письмом. Текст Самарянского Пятикнижия при сходстве с масоретским текстом имеет до 6000 разночтений с ним, большая часть которых относится к области орфографии и синтаксиса. По мнению большинства библеистов разночтения, которые отличают его от масоретского текста, появились довольно поздно. Многие из них носят характер гармонизации, сглаживания противоречий, продиктованы догматическими и конфессиональными соображениями. Так, слово [Элохим] — «Бог», часто заменяется словом [Эль], чтобы избежать даже намёка на множественность богов. Имеются в Самарянском Пятикнижии и намеренные искажения текста, как следствие антагонизма и полемики с иудеями. Во всех предписаниях о поклонении Господу в Земле Обетованной Самарянское Пятикнижие добавляет указание на гору Гаризим как на единственное место для поклонения. Такое изменение особенно очевидно в обоих версиях Десятисловия, где добавлена заповедь, касающаяся святости горы Геризим. Эта заповедь целиком составлена из стихов, встречающихся в разных местах Пятикнижия (Втор.11:29а, Втор.272в-За, Втор.27:4а, Втор.27:5-7 ,/ Втор.11:30 ). Можно указать на изменение текста Втор.27:4 , где вместо горы Гевал, на которой Моисей заповедал израильтянам поставить камень со словами закона, в Самарянском Пятикнижии названа гора Гаризим.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

Книга Закона, написанная рукою Моисея до конца (Втор 31:24), должна всегда пребывать одесную ковчега завета Господня (Втор 31:26). Священники и левиты должны читать сей закон пред всем Израилем вслух его: все обитатели новой земли, включая мужей и жен, и детей, и пришельцев должны жить в соответствии со словом Божиим, учиться Закону и стараться исполнять все его слова (Втор 31:12). Наставления Моисея своему преемнику (Чис 27:23; Втор 31:7–8), как и наставления Самого Господа ему (Втор 31:14) — не что иное как увещание быть твердым в хранении и исполнении всех слов Закона Тот, кто всегда был рядом с Моисеем при его жизни, должен оставаться с законом Моисеевым после его смерти. Выражение раб Господень обозначает особую приближенность к Господу и Его народу. Носителями этого титула до Моисея были Авраам (Быт 26:24), Исаак (Быт 24:14) и Иаков (Втор 9:27), в более позднюю эпоху — предпленные пророки, бесстрашные рабы Господни времен часто всеобщего отступничества от завета с Яхве. Образ верного и потому страдающего раба Господня в потрясающей 53-й главе книги пророка Исайи, часто называемой “ветхозаветным Евангелием”, приобретает яркие мессианские черты. Раб Господень у Исайи страдает за грехи народа Божия, и страдает добровольно. В этом отношении Моисей был как бы прообразом Мессии-Заступника Исайи. Гнев Господа, вызванный грехом золотого тельца, заставляет Моисея ходатайствовать за народ Божий, повергаться перед Богом со словами: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх 32:32). Эта готовность умереть за народ Божий — неотъемлемая характеристика раба Господня Моисеево служение — прообраз служения Христа-Искупителя, одна из ранних черт в генезисе библейского образа страдающего Раба Господня. В конце своего тяжелого и восхитительного восхождения к Богу Моисей удостоился великой награды — права называться рабом Господним. Обладание этим званием — “величайшая честь Концом духовной жизни является то, чтобы заслужить именования рабов Божиих”, — отмечает святитель Григорий Нисский в своем мистическом комментарии к жизни Моисея 25 .

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

V. Цель. Из сего самого и явствует цель книги, которая состоит в том, чтобы израильтяне научились бояться Господа Бога своего и послушали творите вся словеса закона, наипаче же сынове, их, иже неведят, да услышат и научатся боятися Господа во вся дни. Втор. 31:12–13 . Пророчество о И. Христе. Цель сия не исключает однако другого намерения, относящегося к предсказанию И. Христа: ибо в книге сей находится довольно ясное и славное о Нем пророчество. Пророка от братии твоей, яко же мене, возставити тебе Господь Бог твой, Того послушайте. Втор. 18:15 . Хотя иудей разумеют сие место о Иисусе Навине: но а) никакой пророк Вет. Завета не был подобен Моисею Втор. 34:10 ; б) не говорится здесь, что обещаемый пророк будет учить Моисееву закону, но будет учить тому, что Бог вложит Ему в уста. И вдам слово Мое во уста Его, Втор.18:18 . Итак Моисей говорит здесь о великом пророке нового Завета И. Христе. Ибо в) так изъясняют сие место по научению Св. Духа апост. Петр, Деян.3:22 , и первомученик Стефан Деян.7:37 . б) Словами его говорит о И. Христе Отец небесный, Мф.17:5 , в) И. Христос, кроме Божества во всем был подобен Моисею, особенно же в Своем ходатайстве пред Богом о людях, в верности, Евр.3:2 , чудесах, законодательстве, Ин.1:18 , и дружеском обращении с Богом. VII. Трудные места. Втор.4:19 . Напрасно иудеи силятся сим местом доказать, что народы подлежат влиянию звезд. Некоторые из новейших изъясняют оное о допущении Божием, как-будто он не препятствует всем народам почитать некоторые светила. Но какая связь с предыдущим: не почитайте светил, ибо Бог допустил почитать оные язычникам. Бог отвращает здесь от поклонения солнцу и звездам, потому что они суть твари, по назначению Божию служащие для всех народов. Таким образом достаточно изъясняется причина, почему он запрещает своему народу служить им, т. е. 1) что не люди для них, но они для людей созданы; 2) что не одному только народу, но всем даны, не для почитания, но для надлежащего употребления ими. Втор.10:6 . и сынове Израилевы воздвигошася от Вирофа в Мисадай, тамо умре Аарон, и погребен бысть ту; а в книге Числ.32:38 , говорится: и взыде Аарон на гору Ор, повелением Господним, и умре тамо.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Ибо говорит: «языки потребят; и призовут тамо, и пожрут жертву правды; яко богатство морское воздоит их, и купли от язык при мори живущих» ( Втор. 33:19 ), – потому что живущие близ моря пользуются не собственными только плодами, но и благами, всюду приносимыми. Гада уподобляет Моисей льву ( Втор. 33:20 ), потому что и патриарх Иаков сказал так: «Гад, искушение искусит его; он же искусит того при ногах» ( Быт. 49:19 ). Дана наименовал «скимном, искочившим от Васана» ( Втор. 33:22 ), потому что потомки его, сделав нечаянное нападение на город Лаиссу, взяли его, умертвили жителей, а город обратили в собственное свое поселение. Неффалиму возвещает обилие с земли и с моря, потому что и его колено жило неподалеку от моря, имея с юга Галилею. Сие сказали и пророк, и евангелист: «страно Завулоня и земле Неффалимля, и прочии при мори живущии, Галилеа язык, людие седящии во тьме видеша свет велий» ( Ис. 9:1–2 ; Мф. 4:15–16 ). А слова «насыщение приятных» ( Втор. 33:23 ) Симмах перевел «насыщение благоволением», что имеет тот же смысл, потому что благоугодное удобоприемлемо. Также и Асиру испрашивает Моисей плодоносия земли и обилия с моря, ибо сказанное «омочит в елей ногу свою; железо и медь сапог его будет» ( Втор. 33:24–25 ) означает обилие благ. Вопрос 46. Почему Моисей не благословил Симеона? Поводом к благословению Рувима было его братолюбие, ибо за оное Моисей разрешил его от клятвы. И Левий сподобился благословения за великого Моисея. И колено, разрешающее клятву другим, тем паче разрешило собственную клятву. Но Симеон не имел никакого предлога получить благословение. Думаю, что он был главным виновником злоумышления против Иосифа; и доказательством сему служит то, что сей достойный удивления муж повелел отпустить всех прочих братьев, а его одного взять, связать и заключить в темницу. Впрочем, и Симеон приял участие в благословении, потому что Моисей дал благословение не только каждому колену в особенности, но и общее всему народу. Он говорит: «и вселится Израиль уповая един на земли Иаковли, на земли вина и пшеницы; и небо ему облачно росою» ( Втор. 33:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пуплий Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Радонежских святых собор (6/19 июля) Рафаил , архангел (8/21 ноября) Родион (Иродион), ап. от 70-ти, еп. Патрасский, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля; 10/23 ноября) Роман Кесарийский , Антиохийский, диакон, мч. (18 ноября/1 декабря) Роман Киржачский , прп. (29 июля/11 августа) Роман Олегович , Рязанский, блгв. князь, мч. (19 июля/1 августа) Роман Сладкопевец , Константинопольский, диакон, творец канонов (1/14 октября) Роман Угличский , блгв. князь (3/16 февраля; 23 мая/5 июня [Ростов.]) Ромил Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Ростово-Ярославских святых собор (23 мая/5 июня) Руф Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Руф Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (8/21 апреля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Ру ф , ап. от 70-ти, еп. Фивский, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Рязанских святых собор (10/23 июня) Савва Вишерский , Новгородский, прп. (1/14 октября) Савва Крыпецкий , Псковский, прп. (28 августа/10 сентября) Савва Московский , прп. (13/26 июня) Савва Освященный , Муталаскский, игумен, прп. (5/18 декабря) Савва Охридский , равноап., исповедник (27 июля/9 августа) Савва Печерский , прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (24 апреля/7 мая; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Савва Сторожевский , Звенигородский, прп., игумен (3/16 декабря; 19 января/1 февраля) Савва Стратилат , Римский, мч. (24 апреля/7 мая) Савва I Сербский , архиеп. (12/25 января; 30 августа/12 сентября [Серб.]) Савва II Сербский , архиеп. (8/21 февраля) Савватий Антиохийский , мч. (19 сентября/2 октября) Савватий Соловецкий , прп. (8/21 августа; 27 сентября/10 октября) Савел Персиянин , Халкидонский, мч. (17/30 июня) Савин Ермопольский (Египетский), мч. (13/26 и 16/29 марта) Садок Персидский , еп., сщмч. (20 февраля/5 марта; 19 октября/1 ноября) Самон Едесский , мч., исповедник ( 15/28 ноября) Сампсон Странноприимец , прп. (27 июня/10 июля) Самуил , пророк, судия Израильский (20 августа/2 сентября) Саторнин Критский , мч. (23 декабря/5 января)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Х. Для чего же, спросит кто–нибудь, попускает иногда Бог, что некоторые знаменитые, поставленные в Церкви, лица возвещают православным новое? Вопрос справедливый и стоющий того, чтобы рассмотреть его тщательнее и пространнее. Только, решить его надобно не от своего ума, но на основании свидетельства из Закона Божественного, образца учительства церковного. Посему послушаем святого Моисея. Он вразумит нас, для чего попускается иногда мужам ученым и за благодать ведения называемым у Апостола даже пророками (1 Кор.14:29) высказывать новые учения иносказательно, называемые обыкновенно в Ветхом завете богами иными (Втор.13:2) по той, конечно, причине, что еретики почитают мнения их точно также, как язычники почитают богов своих. Блаженный Моисей пишет во Второзаконии: аще востанет среди тебя пророк или соние видети глаголяй себе (Втор.13:1), то есть поставленный в Церкви учитель, которого ученики или слушатели его считают учащим по какому–то откровению. Что далее? И предречет, говорит, знамение и чудо, и сбудется сказанное им (Втор.13:1.2). Сим обозначается какой–то поистине великий и столь сведущий учитель, что последователи его считают не только познавшим человеческое, но и могущим предузнавать то, что выше человека, каковы были, как хвастают ученики их, Валентин, Донат, Фотин, Аполлинарий и прочие им подобные. Что потом? И речет тебе, говорит: идем, и последуем богом иным, ихже не веси и послужим им (Втор.13:2). Кто это боги иные, если не заблуждения чуждые, тебе не ведомые прежде, то есть новые и неслыханные? И послужим им, то есть поверим им, последуем им. Что, наконец? Да не послушаеши, говорит, глагол пророка того, или видящаго сон (Втор.13:3). Почему же, скажи мне, не воспрещается Богом учить тому, что Богом же воспрещается слушать? Яко, — отвечает, — искушает вас Господь Бог ваш, да явно будет, аще любите Его, или нет, всем сердцем и всею душею вашею (Втор.13:3). Вот яснее дня стало видно, почему промысел Божий попускает иногда некоторым учителям церковным возвещать новые какие–нибудь учения! Да искусит вас, — говорит, — Господь Бог ваш. И подлинно, большое искушение, когда тот, кого ты считаешь пророком, учеником пророческим, учителем и защитником истины, кого ты весьма почтил и полюбил, вдруг скрытно вводит вредные заблуждения, которых ты ни узнать скоро не в состоянии, потому что предубежден в пользу древнего учительства, ни осудить охотно не считаешь позволительным, потому что удерживаешься от того привязанностью к древнему учителю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

5 Аморрейские. См. ком. к 2,10. услышали. См. ком. к 9,3. 5:4–7 Здесь обстоятельно разъясняется необходимость «обрезания сынов Израилевых во второй раз»: прежнее, обрезанное, поколение израильтян, которое вышло из Египта, пало под ударом гнева Божия. Второе же обрезание свидетельствует о милости Божией, которую Он явил, вырастив новое поколение детей Авраамовых (ст. 7). Физическое обрезание имеет метафорическую аналогию «обрезанные сердца» ( Втор. 10,16; 30,6 ). 5 которые не слушали гласа Господня. Неповиновение, за которым следует наказание ( Чис. 14 ; Втор. 1,32.43 ). 5 вместо их... сынов их. Эти люди были, по сути, «новым Израилем». 5 ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Избавление от египетского рабства становится окончательным только сейчас, со вступлением народа Израилева в землю обетованную ( Исх. 3,8 ). Если бы цель исхода не была достигнута, «посрамление Египетское» сохраняло бы свою силу ( Втор. 9,28 ). до сего дня. См. ком. к 4,9. 5 Пасху. См. Исх. 12 . 5:11–12 стали есть из произведений земли сей... а манна перестала падать. Еще одно указание на то, что началась новая эпоха и завершилась первая часть Книги Иисуса Навина. См. Исх. 16 ; Втор. 8,3 . 512:24 Во второй части книги описывается завоевание израильтянами Ханаана. Описываемые разрушения и страдания являются справедливым и заслуженным наказанием, которому Бог подвергает грешников ( Быт. 15,16 ; ср. Лев. 18,24–27 ; Втор. 9,4–6 ). Библия показывает неразрывную связь между осуждением и спасением ( Исх. 14,13.14 и Откр. 19,1,2 ). Суровость также свидетельствует о верности Бога Своим обетованиям (ср. Быт. 12,3 ) и является прообразом Его грядущего суда над теми, кто ныне отвергает благодать Божию ( Мф. 25,46 ; Евр. 9,27; 10,26–31 ). 13–15 Рассказ о завоевании земли обетованной начинается с появления «вождя воинства Господня», которое, во-первых, знаменует суверенную волю Божию (ст. 14), во-вторых, свидетельствует о том, что происходящие события вершатся Богом, а не Иисусом Навином (ст. 14), и, в-третьих, продолжает единую цепь событий, начавшуюся с того момента, когда Господь воззвал к Моисею из горящего тернового куста (ст. 15; ср. Исх. 3,2–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010