Систематическое изучение библейской медицины началось лишь в XVII веке нашей эры. Термины «врач» и «медицина» имеют смысл, связанный со значением слова «выздоровление», «рофэ». Они повторяются 81 раз в Ветхом Завете и 83 раза в Новом. Целительством занимаются врачи, священники, кудесницы и иногда пророки. К этой же категории иногда относят тех, кто занимается бальзамированием, и колдунов. Здоровье в первую очередь зависит от Господа. Это Он посылает болезнь, и Он дарует выздоровление через посредничество пророка. Здоровье можно возвратить молитвой ( Чис.12:1 –15 ; 3Цар.13:4–6, 17:17–24 ). Иногда требуется действие: созерцая бронзовых змей, например, можно вылечиться от змеиного укуса ( Чис.21:4–9 ). Соль, положенная в грязные воды, способна их очистить ( 4Цар.2:19–22 ). Погружение в воду избавляет от проказы. Пророк может воскресить мертвеца ( 4Цар.4:18, 4:38–41, 5, 20:1–11 ). Очевидно, что рационалистическое объяснение этих «чудес» противоречит тому, во что беспрекословно верили люди Библии. Они обладали медицинскими познаниями, которые позволяли им осуществлять действия, столь поражавшие их современников. Они были знакомы с анатомией. Имели представление об эмбрионе, матке, печени, костях и мускулах, которые описали с поразительной точностью – не все современные языки содержат достаточное количество терминов. Достаточно много слов, идентифицирующих психологические состояния. Древнееврейские медики знали о психосоматике сердца, почек, печени, изучили движение крови – в нашу эру эти знания распространились лишь приблизительно с 1628 года. Иоиль отождествляет гигиену с чистотой перед Господом. Религиозный закон обязывает его не есть испорченного мяса, прислушиваться к малейшим проявлениям нездоровья в своем организме. Тело человека должно содержаться в чистоте. Армейские установления предписывали воину следить за чистотой при любых обстоятельствах ( Втор.23:10 и далее). В сексуальных отношениях также предписывалось обязательное омовение, а отношения во время менструального периода у женщин строго воспрещались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Замужняя женщина посвящена, пожертвована своему мужу. Потому измена расценивается как посягательство на священное. После совершения сексуального акта паре необходимо омовение и очищение: до вечера она считается нечистой. То же закон предписывает мужчине после любого соития или потери семени. Сексуальные проявления, находящиеся в соответствии с требованиями природы, вводят человека в сакральную Вселенную. Он должен очиститься, чтобы обрести полноту пребывания в сущем. Обычай предписывает разделение полов. Секс с женщиной во время менструации запрещен, как и всякий контакт с ней в этот период. Потеря крови вызывает нечистоту женщины, как все, что имеет отношение к тайне смерти и жизни: «Если кто ляжет с женою во время болезни (кровоочищения) и откроет наготу ее, то он обнажил истечения ее, и она открыла течение кровей своих: оба они да будут истреблены из народа своего» ( Лев.20:18 ). Кровь – это жизнь, и потеря крови при менструации и родах делают женщину причастной мистическому пространству между жизнью и смертью. Сексуальный акт разрешен, когда женщина способна к деторождению, и запрещен, когда она бесплодна. Наказания за нарушения сексуальных запретов отличаются исключительной суровостью: смерть от побивания камнями. В противовес распущенности, которая царит в этой области во многих древних – и не только древних – обществах, в Библии ощущается стремление упорядочить сексуальную активность. Гомосексуализм, так развитый у греков и некоторых других народов, – квалифицируется как «мерзость» ( Лев.18:22 ). Жители Содома и Гивеи дорого расплачиваются за этот порок ( Быт.19 ; Суд.19 ). Пророки и еврейские законодатели – одни из первых и самых суровых обвинителей. Сексуальные акты с животными, распространенные среди кочевников, также наказываются смертью. Здесь законодательство следует хеттской традиции. Запрет в равной мере относится и к мужчинам, и к женщинам. Здесь же нужно упомянуть обычай священной проституции. Разница между просто проституткой, «зонах», и блудницей, работающей на святилище, «кедеша», значительна: и та и другая удовлетворяют страсть пилигримов и путешественников, но первая служит инстинктам человека, а вторая является жрицей идола. Совершенно очевидно, что, несмотря на осуждение этих практик ( Втор.23:18–19 ; 3Цар.22:46 ), они так до конца и не исчезли у евреев. Иуда встречает в Тамаре «кедешу» и, не колеблясь, торгует ее ( Быт.38:15 ). Записывающий эту историю оценивает ее как банальную ситуацию. Евреи считают нечистым пользоваться услугами священных блудниц из Моава и Ваал Фегора ( Чис.25:1–3 ). Царские хроники дают серию замечательных фрагментов о священной проституции в Израиле и Иудее в эпоху Ровоама, Асы, Иосафата ( 3Цар.14:24 ; 3Цар.15:12 ). Цари тщетно стараются избавить страну от этих обычаев. Между историей Иуды и Фамари и домами терпимости, которые работали в Иерусалимском храме незадолго до его разрушения, – более тысячелетия пророческих проповедей и законодательных репрессий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Божьи серебро и золото неподвластны инфляции в отличие от заработков верующих, над которыми тяготеет проклятие (1:6; ср.: Мф. 6:19–20 ). Бог обещает, что на смену их тревогам и страху (5) придет мир. Пророчество о сооружении и освящении Храма должно было скоро исполниться ( Езд. 6:14–16 ). 2:10–19 Слово Божье о проклятии: «Я сменю его на благословение» 2:10–14 Постановление священников. Следующее слово Господне к Аггею отсылало его к священникам за разъяснением. Они объяснили, что святость не передается прикосновением, а осквернение передается. Например, всякий, кто прикоснется к мертвому будет нечист семь дней, и все, к чему он прикоснется, будет нечисто ( Чис. 19:11,22 ). И Бог сказал, что это учение можно приложить к Его народу. Равнодушие к Богу портило не только их приношения, но и все их труды. Поэтому и в наши дни верующие должны проявлять нетерпимость к далеко не безвредному и пятнающему нас легкомыслию, и молить Бога об очищении ( Мф. 5:29–30 ; 2Тим. 2:20–21 ; ср.: Соф. 1:7 ). Оплошности в этой сфере принесут вред и церкви, и обществу. 2:15–19 От проклятия к благословению. Здесь Аггей, по–видимому, обращается к народу. Хотя работы начались, продвижение было незначительным. Почти три месяца ушло только на подготовку площадки. Все это время продолжали сказываться последствия проклятия. Град, болезни растений и недород – все это проявления Божьего проклятия ( Втор. 28:22,38–42 ; Ам. 4:9 ). Бог всячески старается показать, что именно закладка храма принесла внезапные и явные перемены. Это требует пояснения. Вероятно, на этой церемонии должен был присутствовать весь народ. Во времена первого Храма крупнейшие события в духовной жизни совершались при стечении всего народа ( 3Цар. 8:14,65–66 ; 4Цар. 23:1–2,21–23 ). Такое же единение в ответ на призыв Аггея являет собой полную противоположность прежнему поведению иудеев, когда они порознь строили свои дома (1:4,9). Можно сказать, что одним из главных достижений проповеди Аггея является то, что люди стали действовать сообща и потому образовали единое целое.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Мф.5:19 ; Ин.3:3–5 ; 1Кор.4:15 ; Флм.1:10 ). Однако священство, в своем Божественном даре и в своем Божественном праве, одним учительством не обнимается, так как ему, кроме учительства, и при том не просто учительства вообще, а «учительства со властью» по праву священства ( 1Тим.5:20 ; Тит.2:15 ), принадлежит другая существеннейшая сторона, именно: – священно-иерархическое лице, являясь «освященным от Бога, чтобы священнодействовать» ( Исх.29:44 ), и «наблюдая священство, как данную от Бога в дар службу священства» ( Чис.18:7 ), «чтобы предстоять пред Господом, служить и благословлять во имя Господа» ( Втор.18:5 ), во-первых, имеет «понести на себе недостатки приношений верующих» ( Исх.28:38 ), и во-вторых, в самом праве своего «избрания и приближения к Господу, по дару же от Господа самого избрания и самого приближения» ( Чис.16:5 ), получает и носит в себе «святыню великую, данную от Бога, снимать грехи с общества верующих и очищать их пред Господом» ( Лев.10:17 ). В этой существеннейшей стороне и заключается самая «тайна срященства» как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете: «Мир вам», – сказал Иисус Христос Апостолам, явившись по Своем воскресении и, как «Вечный Первосвященник ( Евр.6:20 ), Пастырь овец Великий завета вечного» ( Евр.13:20 ), установивший священство Нового Завета, даравал им Божественный дар новозаветного в Нем священства: «яко же посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, – говорится в Евангелии, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» ( Ин.20:21–22 ). Будучи поэтому с абсолютной властью Божия полномочия в деле Божием для общества верующих, т. е. в деле преподания «мира Божия», в деле «благословения именем Божиим», в деле «заступления пред Богом», в деле «снятия грехов» о имени Господа и, наконец, в деле «освящения верующих в истину Божию», чрез что Сам Господь уже являет Себя «святящим и прославляющим» в среде человеков верующих ( Лев.10:3 ; Ин.17:17 ...22), «священство», как Божественный дар и как Божественное право, призвано от Бога и поставлено, действительно, представлять и осуществлять в Церкви полноту и целостность всех Божественных дарований, явленных в Спасителе мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Видимое человеческим взором движение светил по небесной тверди совершается по строгим и незыблемым законам, символизирующими вечность и незыблемость Божьих постановлений. Издревле ведутся и наблюдения за звездами, начерчены карты, составлены таблицы и схемы движения звезд. Изучаются планеты солнечной системы, кометы и астероиды, метеориты и межзвездная пыль, измеряются космические расстояния. Специальные радиотелескопы чутко прислушиваются ко всем радиосигналам, идущим из космических глубин, надеясь найти в них послания «иных цивилизаций». Но исследования космического пространства не столько снимают, сколько ставят перед человеком все новые и новые вопросы. Космос не открывает свои тайны, а все более озадачивает исследователей. Впрочем, это забота ученых-астрономов. Нам же важно другое - духовное значение рассказа Священного Писания о четвертом дне творения, его символический смысл в шестидневной системе мироздания. Издревле человек с волнением и благоговейным ужасом далекие неведомые пространства космоса. Что изображает нам собой необъятный космос, с его бесчисленными россыпями звезд? Какими новыми понятиями и подобиями обогатилось на четвертый день человеческое мышление в созерцании красоты звездного неба? Образы необъятных космических глубин с многоцветными собраниями светил позволили богословам и философам размышлять о свойствах невидимого Бога-Троицы, о небесной Церкви, о мире ангелов, о масштабах божественного творчества могущественной десницы Владыки пространства и времени. Поэты и мыслители всех времен находят на небесах прекрасные аллегории для своих произведений. Это царственное торжество солнца, освещающего и согревающего землю днем, не разделяя людей на праведных, и неправедных. Это таинственное шествие Луны, с ее меняющимся от ночи к ночи серебряным диском, совершающееся многие века по одному и тому же строгому уставу. Это поэзия сияющих в непроглядной тьме звезд, изображающих то ангелов (Иов.38:7), то предстоятелей Святых Церквей (Откр.1:20), то великих царей или разумных и стойких праведников, свидетельствующих истину во тьме невежества и богоотступничества (Дан.12:3). В Пятикнижии Моисея со звездами сравнивается будущее бесчисленное потомство Авраама (Быт.15:5) и Израиля (Втор.10:22). Во вдохновенном пророчестве Валаама звездой назван будущий Спаситель мира (Чис.24:17).

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/22/...

Втор.14:22–29 требует отделять десятую часть урожая и приплода скота каждый год и затем есть ее пред Господом, то есть приносить в святилище в качестве мирной жертвы и съедать ее во время жертвенного пира. О левитах здесь говорится только косвенно в том смысле, что жертвователь должен угостить левитов как не имеющих удела (14:27). Однако совсем нет речи о том, что следует полностью отдать десятину левитам, хотя весьма вероятно, что съедали далеко не всю десятину, а оставшиеся продукты как раз отдавали священникам. Также сказано, что каждый третий год израильтянин должен не относить десятину в святилище, а откладывать у себя в жилище для того, чтобы кормить левитов, пришельцев, вдов и сирот (14:29). Вероятно, в Книге Второзаконие отражен ранний, домонархический период истории Израиля, что видно, в частности, в 1Цар.1:21 , где говорится, что Елкана с семейством раз в год приходил к скинии для принесения жертв и десятин (слово «десятины» добавлено в переводе LXX). В Чис.18:20–32 уже четко говорится, что израильтяне должны отделять десятую часть урожая и приплода скота в пользу левитов. При этом десятая доля десятины шла на содержание священников (интересно, что, согласно Неем.10:38 , во время сбора десятин один из священников лично следил, чтобы левиты десятую часть своих десятин отделяли для священников). Десятина от сельскохозяйственных доходов народа шла в пользу левитов в качестве возмещения того, что они не получили после завоевания Ханаана земельных наделов. Таким образом, десятина для левитов была главным средством к существованию. В Книге Левит подчеркивается значение десятины как жертвы Богу: И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня ( Лев.27:30 ). Конечно, далеко не всегда израильтяне строго соблюдали закон об отделении десятин в пользу левитов, потому нередко священники и левиты, не получая десятин и приношений в необходимых количествах, вынуждены были искать дополнительные источники для прокорма себя и своих семей, в результате чего страдало богослужение в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Под кровотечением, вероятно, имеется в виду маточное кровотечение, которое делало женщину ритуально нечистой. Женщина, подойдя сзади, коснулась края одежды Его — под (ср. Мк 6:56 в другом контексте) может иметься в виду либо ‘край, кайма, кромка одежды’, либо ‘кисть’, которую иудеям предписано носить на четырех углах верхней одежды (Чис 15:38–39; Втор 22:12); скорее имеется в виду второе. Своими словами Иисус дает женщине осознать, что исцеление совершилось не какой-то механической или магической силой, а было послано как ответ на ее веру. Еще ясней это выражено у Матфея, который связывает исцеление непосредственно со словами Иисуса (9:22). Не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова — Лука переставляет местами имена Иоанна и Иакова сравнительно с Мк, чтобы Петр и Иоанн стояли рядом (так в 9:28). У Марка и Матфея плакальщики находятся внутри, и Иисус изгоняет их; у Луки Он не позволил войти никому не в дом, а в комнату, где лежала умершая. Плакали и рыдали о ней — ™кТртопто означает точнее не ‘рыдали’, а ‘били (себя в грудь)’, то есть ‘оплакивали’, выражали скорбь в соответствии с обычаем, требовавшим резкого выражения чувств. Не умерла, но спит —эвфемистическое обозначение смерти через сон было весьма распространенным способом выражения, однако смысл здесь заключается в противопоставлении смерти и сна: смерть в очах Божиих оказывается подобна сну, ибо Христос может пробудить умершего к жизни. Те, которые смеялись над Ним, знали, что Иисус еще не видел девицу, и думали, что Он подразумевает обыкновенный сон. Выбор слова ™funhsen ‘возгласил’, точнее — ‘воззвал’, может быть, подразумевает повеление удалившейся душе вернуться в тело. Глагол ™ge…rw может означать как ‘воскреснуть’, так и ‘встать’; здесь налицо оба значения. И возвратился дух ее — рпеата ‘дух’ предстает как часть человеческого существа, не затронутая смертью и отделившаяся от тела (23:46; Деян 7:59); в этом смысле он соответствует yuc» ‘душе’ греческой философии (так в Деян 20:10). Источник этого выражения в ВЗ: да возвратится душа отрока сего в него! (3 Цар 17:21); так выявляется параллель между служением Иисуса и служением Елисея. Повелением дать ей есть Иисус подтверждает, что воскресшая — не бесплотный дух. Миссия Двенадцати

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

180 In Aegypto septenos uno partu gigni autor est Trogus. Plin. Hist Nat VII, 3. Также Seneca Quaest not. 3, 25. См. Roseumuller Schol in V. Test T I p. 352. Eivhborn Repertorium etc 14 Bd. p. 269. 182 Халев имел 40 лет от рождения в то время, когда из Кадис-Варни был послан соглядати землю ( Чис. 14:6 и проч. 1Нав. 14:7); но от этого времени до входа в Ханаан прошло 38 лет ( Втор. 2:14 ); значит, при вступлении в Ханаан Халев был 78 лет. При разделении же земли он имел 85 лет (1Нав. 14:10); следовательно, от входа в Ханаан до разделения земли прошло около 7 лет. 186 Principes de Grammaire hebr et chald 1843. par I B. Glaire Synt Article IV. de la Construction des Noms de Nombr 525. 188 И в другом месте царям еврейским от Саула до Седекии дает 514 лет, а от создания храма до разорения считает 430 лет. Древн. кн. Х. гл. 10. 190 Возражают, что в таком случае слово год должно было стоять в единственном. Число множественное могло быть поставлено уже по согласию с буквой 197 Klem. Alex Strom lib. 1 (О " δε πτολομαος Mενδσιος). Tς δε τν Aγυπτων βασιλων πρξεις ν τριςν λαις κθμενος ββλοις κατ Aμωσιν, φηςν, Aγπτου βασιλα γεμου γεγονναι Iουδαοις τν ξ Aγπτε πορεαν. Тоже Praepar. Evang. Evseb. lib. X. cap. XII. 210 Посему несправедливо некоторые западные новейшие хронологи относят исход евреев из Египта за двадцать или двадцать пять лет до Сезостриса и считают в этом периоде около 600 лет. L’Universite Cathol. T. V. p. 160–162. Что исход был в конце царствования Аменофиса, последнего царя XVIII династии, об этом можно догадываться и по сравнению истории Исхода с египетской историей сего царя. Usserii Annales p. 32. 218 Johann Georgs Walthers Abhandlung von dem Zeitraum zwischen dem Ausgange des Israeliten auf Aegypten und dem Bau des Solomonischen Tempels. 230 Вообще христианские хронологи первых веков единодушно держались большого летосчисления, таковы, например Феофил антиохийский , считавший в этом периоде 602 года; Климент Александр. без 22 лет Иаира 568; Юлий африк.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

314 Ношение на концах четырех углов гиматия ритуальных кистей – «цицит» было предписано ветхозаветным законом ( Чис.15:38 – 39 ; Втор.22:12 ). У евреев гиматии назывался «симла» – «плащ». Он обычно служил еще и подстилкой на ночь. В связи с этим закон повелевал возвращать заемщику плащ, до захода солнца, даже если тот отдал его как залог (Исх.11:26). 315 От βλπει – взирать, глянуть, обратить взор, видеть. Ср. Βλεφαρδες – ресница, βλφαρα – веки, βλμμα – взгляд, взор. 316 От θεωρω – смотреть, созерцать, рассматривать, зреть, видеть. Обратите внимание на слова: θεωρς – «зритель», θερημα – «теорема», буквально: исследованное и доказанное положение. См. также: Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго «Завета, изд. Преемников А. П. Лопухина , т. 9, Евангелия от Марка, Луки и Иоанна, Петербург, 1912. (Репринтное издание, Стокгольм, 1987). С, 493 – 404. 317 То есть своим расположением и предложении подчеркивает значимость этого слова. 318 Святое Евангелие от Иоанна с толкованием блаженного Феофилакта. Μ., 1 996, С. 693. 319 Aor. от δρω – видеть, обращать внимание; в переносном смысле – замечать, понимать, воспринимать, узнавать. 320 Из жизни будущего века. Калуга, 1997; Из слова Филарета Московского в день воскресный и святителя Алексия, с. 222–223. 321 Проф. А. А. Дмитриевский . Пасха в Иерусалиме. М., 1994. С. 7, 10–11. 322 Архимандрит Борис Холчев . Перед встречей с Господом. Калуга, 1996. С. 282. 323 Беседы (омилии) святителя Григория Паламы . Омилия 20, с. 209. 324 От θεωρω – смотреть, созерцать, рассматривать, зреть, видеть. Обратите внимание на слово θεωρς – «зритель». 325 Слово ρακα – Perf. от ρω – видеть, обращать внимание; в переносном смысле – замечать, понимать, воспринимать, узнавать. 326 Святое Евангелие от Иоанна с толкованием блаженного Феофилакта. C. 702–703. 327 Беседы (омилии) святителя Григория Паламы, ч. I. Омилия 21, с. 219. 328 νακεκλισται – выкачен (по рук. VII/VIII в. и X и.). 329 От ναβλπω – взирать, взглядывать.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Глава 23 Законы: о принятии в израильскую общину; о чистоплотности стана; о беглых рабах; о профессиональных блудниках и блудницах; о процентах; об обетах; о пользовании чужим садом и жатвой. Втор.23:1 .  У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне. Втор.23:2 .  Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне. Втор.23:3 .  Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, Втор.23:4 .  потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя; Втор.23:5 .  но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя. Втор.23:6 .  Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки. Втор.23:7 .  Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его; Втор.23:8 .  дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне. В «общество Господне», т. е. израильскую общину, не могли быть принимаемы в качестве ее членов: 1) кастраты, так как закон чужд всякой противоестественности (см. Втор 22.5 , с прим.), почему «запрещается делать (умышленно) каженниками не только людей, но и скот» (блаж. Феод., Толк. на кн. Втор., вопр. 15); 2) сыновья профессиональных блудниц, не признанные их отцом; 3) аммонитяне и моавитяне: «во-первых, потому, что беззаконен их корень: родились они от беззаконного сочетания ( Быт 19.36–38 ); а потом и по причине нечестия, участниками в котором сделали и израильтян, украсив жен, и чрез них народ Божий уловив в служение идолам ( Чис. 25.1 )» (бл. Феод., Т. на кн. Втор., в. 16). Внуки идумеян и египтян, поселившихся среди евреев, могли быть принимаемы в израильскую общину, вероятно по причине сравнительной чистоты их нравов и религиозных воззрений. Относительно религии Египта некоторые ученые держатся того мнения, что последняя была ничем иным, как прикровенным монотеизмом, недоступным сознанию массы, но постигаемым и ревниво хранимым жрецами. Указание на идолослужение идумеян ( 2Пар 25.14 ) относится сравнительно к позднейшему времени, причем неизвестно еще, было ли идолопоклонство идумеян полным идолослужением или же только проявлением неумеренного сенсуализма в области религии, подобно чествованию израильтянами Иеговы в виде вылитого Аароном золотого тельца ( Исх. 32.1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010