357 (Ст. 10–12). Восточная граница в северной части своей не совсем ясна для нас. Местность Шефам совершенно неизвестна, так как имя это нигде больше не встречается. Рибла (по-еврейски в одних согласных пишется по Еспину, хе, реш, бет, ламед и хе т. е. hrblh) переписывается комментаторами Хар-Бель, это же имя в тексте LXX Арбела; в нашем славянском тексте Вил. В Cyд. III, 3 , граница северная определена словами: «от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф. Все это заставляет думать, что здесь Рибла, или Хрблх означает гору Ермон, а Аин (источник), упомянутый в ст. 11, истоки Иордана. На Ермоне, как известно, доселе есть развалины капища, а самое имя горы по книге Судей доказывает, что капище и самая гора посвящены были Ваалу. Притом гора Ермон (Hermon) по своему положению, высоте, неприступности, должна была служить естественною гранью земли обетованной и даже тем углом, в который сходились границы северная и восточная. Мы видели выше, что северная граница продолжена далее Ермона, за Дамаск; и вероятно служила границей Вассана, занятого Махиритами (пр. 8-е гл. XXXII), но восточная граница очерчивала страну обетованную и не захватывала в свои пределы уделы Манассии, Гада, и Рувима и потому проводится от гор. Ермона на восток от Аина (истоков Иордана) и продолжается вниз восточнее моря Киннереф (озеро Гениссаретское) и потом на юг » выступом« до Соленого моря. Слово выступ объясняется комментаторами в тои смысле, что граница не совпадала с Иорданом и не кончалась устьем его, а упиралась в Соленое море к востоку от устья (ср. Второз. III, 17 и прим. 8-е) оставляя в пределах обетованной земли оба берега Иордана и плодоносную долину реки, так что восточная граница шла по подошве ряда холмов, отстоящих от Иордана милях в десяти к востоку. Мы заметим кстати, что сколько мы можем припомнить, реки весьма редко и даже, быть может, никогда не служили в древности гранью племен и народов. Обыкновенно племена занимали всю долину реки, т. е. оба берега ее 358 (Ст. 13–15). Мы уже выше упоминали, что уделы по восточную сторону Иордана не входили в пределы земли обетованной. Мы припомним еще, что в гл. XXXII, когда сыны Рувима и Гада просили у Моисея позволения поселиться в Галааде и Вассане, то Моисей не вопрошал Господа, а дал позволение, (под условием XXXII 20–23, 29–30) сам. Вследствие этого земля Ханаанская оказалась слишком обширною для Израиля, который оставил непокоренными весьма важные для защиты части страны, как например, самый Ермон, Целе-Сирию и горные проходы, и, быть может, потому, именно не мог выгнать совершенно, как ему приказано было (XXXIII 52), всех жителей страны, ослабленный двумя с половиною коленами, которые и сами отделенные от народа сделались легкою добычею и пленниками ассириян в один из древнейших походов их на запад ( I Nap. V 26)

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Много раз израильтяне искушали Господа, но Господь ограничивался наказаниями краткими, которые не отдаляли от народа главную земную цель его, достижение и занятие земли Ханаанской. – Мы выше видели (Ср. вступл. в кн. Чисел и пр. 6-е, 11-е и 12 гл.: X), что выступление из Синайской пустыни имело предметом и целью идти прямо на занятие Палестины, что и было бы совершено, если бы сам народ не воспротивился тому (см. ниже Ст. 1–4 главы XIV). Но еще прежде этого явного возмущения против воли Божией, показались среди народа признаки малодушия и неверия, которые однако Господь простил, не ставя им это в грех; так, вместо того чтобы уповая на Господа и веря в вождя своего, после стольких виденных им чудес, – положиться на Промысел Божий и идти по указанному пути, израильтяне, как видно из Второз. I 22, сами просили и требовали, чтобы посланы были вперед люди, которые бы прежде исследовали землю и принесли известия о дорогах и городах. Здесь в читаемом нами месте Господь разрешает послать этих разведчиков, снисходя к слабости народа; но хота двое из них (Халев и Иисус Навин) уговаривают народ не страшиться неприятеля, а все разведчики в один голос рисуют богатство страны, народ испорченный рабством, унижается до того, что желает возвратиться служить египтянам, утратив всякую национальную гордость и забыв все, что для него делал Господь. Тогда, как увидим ниже, не достойное поколение приговаривается блуждать сорок лет в пустыне и умереть в ней, не видав земли обетованной. Соглядатаи, посланные на разведку, не суть начальники колен, упомянутые в 1 главе Чисел, как явствует из сравнения двух списков, но однако были именитые «главные» т. е. из важнейших и почетнейших родов, и родоначальники т. е. главы, семейств, а не молодые неизвестные люди 123 По поводу этих стихов мы заметим что в них несколько изменен порядок перечисления колен, так как после Иссахара обыкновенно помещается Завулон, а Ефрем и Манассия всегда упоминаются рядом 124 (Ст. 17). Осия или Ошеа (произношение западных), сын Нуна или Навина названный так в стихе 9-м, а также в 44-м стихе XXXII главы Второзакония (еврейское чтение по Еспину), получает от Моисея имя несколько измененное, что служит указанием, что и прежде стоявший близко Моисея как слуга, ( Ucx. XXIV, 13 , и XXXII, 11), Иисус Навин вступает в обязанности высшие при Моисее и становится его ближайшим помощником (даже в составлении священной летописи).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Второй одеждой первосвященника был ефод, т. е. нарамник из золота, голубой, пурпуровой и червленой шерсти и виссона ( Ucx. XXVIII, 5–12 ). В нем были замечательны прикрепленные на плечах два смарагдовых камня, на которых были написаны имена 12 колен Израиля по 6 на каждом «для памяти пред Господом“ ( Ucx. XXVIII, 12 ). Символически, по мнению св. Кирилла Александрийского , это указывало израильтянам на то, что Господь постоянно печется о них, нося их Своей силой как бы на плечах или крыльях. «Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит на перьях своих, так Господь один водил его (Израиль)“, (Второз. XXXII, 11) 172 . В прообразовательном же отношении на ефод как на символ силы вообще можно смотреть как на предуказание силы Христовой, спасающей верующих ( Лyk. XV, 5 ); и, как подир служил символом предназначения и призвания Богом к спасению во Христе всего человечества, так нарамник далее предуказывал на действительность и полную достаточность силы Божьей к осуществлению этого вечного предназначения. Указанием на все именно человечество, которое может быть как бы на плечах поднято спасающей силой Божьей, служили наплечные камни первосвященнического ефода с написанными на них именами всего народа Божьего. Эти два камня в прообразовательном смысле, по мнению св. Ефрема Сирина , указывали на два завета или на два народа: иудеев и язычников как бы двух половин всего человечества, соединенных по предсказаниям пророков во Христе (Иезек. XXXVII, 22–24; Зax. XIV, 9 ) 173 . Так как притом камни эти, как и все смарагдовые, имели, как говорит св. Кирилл Александрийский 174 , цвет бледной, небесной дали, то в них можно видеть еще и прообраз высшего места возведения святых силой Христовой, места вечного успокоения со Христом на небе тех, имена которых написаны будут в книге жизни ( Дah. XII, 1 ; Uc. IV, 3–6; LXVI, 13 16; Anok. V, 1 .... VII, 4–17) 175 . Третьей одеждой первосвященника был хошень. Это было не что иное, как нагрудник первосвященника ( Ucx. XXVIII, 13  29 ). Название его «слово судное“ указывало на него как на символ судебной власти первосвященника, как нарамник был символом силы его и власти вообще. В нагруднике, прилегавшем к сердцу, замечательны были 12 прикрепленных к нему камней, на которых как на плечных камнях были записаны 12 колен Израиля по одному на каждом камне. Это было, по мнению св. Кирилла Александрийского , символом того, что колена избранного народа все близки были Богу, находились постоянно как бы в сердце Его. На крепкую связь их с Богом, на помощь Его им указывали, по мнению св. отца, и четыре цепочки или шнурка, которыми нагрудник с камнями прикреплялся к поясу и наплечным камням первосвященнического ефода 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

2 ст. Пророк от имени Бога указывает на крайнее упорство и развращение евреев, превзошедшее все меры Божественного милосердия и промышления о них. Проявляя к евреям Свое величайшее снисхождение и богатство щедрот, Господь непрестанно звал их к Себе (Я всякий день простирал руку к людям), давал им чувствовать их заблуждения и склонял к покаянию, чтобы потом помиловать их. Но евреи остались глухи к этому Божественному призыву, почему вполне справедливо и заслужили наименование народа непокорного, ходящего путем греховных помыслов. 3–4 ст. В пояснение общей мысли о непослушании и развращенности еврейского народа пророк подробно говорит, в чем выражались эти греховные свойства нечестивого народа. Но словам пророка, евреи оскверняли себя различными видами идолослужения и соединенных с ним языческих суеверий. Эти люди постоянно оскорбляют Меня («люди сии разгневляющие Мя») в глаза («пред лицом Моим»); они приносят жертвы в рощах («в вертоградех») и совершают каждение на кирпичах («и кадят во чрепех бесом») бесам, которые не существуют (3 ст.). Сказав, что евреи дерзко и открыто попирают законы Иеговы и тем самым наносят Ему самое сильное оскорбление, пророк из многих видов идолослужения, которыми увлекались евреи в подражание язычникам, указывает только два: нечестивое служение богине Астарте (приносят жертвы в рощах) и сожигание фимиама на черепках, т.е. на кирпичах или обтесанных камнях с таинственными знаками. Под бесами разумеются идолы, которые по суть боги ( 1Kop. VIII, 4 ) и признание которых за богов есть величайший грех, оскорбляющий Божие величие, а виновником всех грехов в мире является диавол, поэтому и идолы, как одно из средств диавольского воздействия на согрешивших и уклонившихся от Бога людей, называются бесами. И в других местах слова Божия идолослужение, как самое богопротивное преступление человека, называется служением бесам (Второз. XXXII. 17). Сооружение же жертвенников из тесанных камней, или же из кирпичей строго воспрещалось евреям заповедями Синайского законодательства (Исход. XX, 25). Цель сего запрещения состояла в том, что Господь чрез это хотел отклонить евреев от идолопоклонства, так как язычники устрояли обыкновенно жертвенники своим богам из мрамора, из кирпичей или из ценных металлов и высекали на них различные изображения и суеверные знаки, выражавшие характер или значение богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Что наше богослужение превосходнее иудейскаго, о том предвозвестил Моисей, сказав: «и Аз раздражу» вас «не о языце, о языце же неразумлив прогневаю» вас (Второз. XXXII:21); выражением: «не о языце» , он означил прежнее уничиженное состояние народа языческаго, который и не считался народом по своей презренности, по невежеству, по безумию; но вера произвела в язычниках такую перемену, что они сделались гораздо досточтимее бывших в чести иудеев. Здесь же открыто, что это сильно тронет иудеев и они от того сделаются лучшими; ибо пророк не сказал просто: «предпочту» , но указал и то, что исправление их произойдет от завистливаго раздражения. «Аз раздражу» вас «не о языце» , говорит он, как бы так говоря: Я дам им столько благ, что вы будете завидовать, что вы будете раздражаться. Это и сделало их лучшими. Те, которые видели разступившееся море, раздавшиеся камни, воздушныя необыкновенныя перемены и другия чудеса, или вернее — те, которые закалали своих детей и служили Веельфегору и предавались многим волхвованиям, после того, как явилась наша вера, которая гораздо предпочтительнее содержимой ими, так были раздражены завистию, что исправившись и смирившись, из зависти нам стали совершать то, чего не совершали, слушая пророков и созерцая чудеса. Теперь никто из них уже не закалает детей своих, не обращается к идолам, не покланяется тельцу. Красота девства в Ветхом Завете не была известна даже и по названию, а в Новом надлежало возсиять, о чем вот как предсказывает Давид: «приведутся Царю девы в след ея, приведутся в храм царев» (Пс. XLIV:15—16). Не умолчали пророки и о священниках, т. е. о епископах: «и вдам князи твоя в мир, и надзиратели твои в правду» , говорит Исаия (Иса. LX:17). 8. Христос опять придет и потребует отчета от рода человеческаго, между прочим и от иудеев; об этом, посмотри, как предсказывает Давид и Малахия; последний говорит: «се грядет, и кто стерпит день пришествия Его, и кто постоит в видении Его? зане той входит яко огнь горнила. И сядет разваряя и очищая яко сребро, и яко злато» (Малах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3376...

11–12). Еспин замечает, что и отступление от буквального исполнения приказания Господня « скажите скале» (ст. 8), и ударение скалы жезлом дважды указывают на сильное раздражение Моисея, не совместное с покойным выполнением воли Божией. Это же раздражение слышится и в словах обращенных к народу: «послушайте непокорные!» Великий вождь (продолжает Еспин), измученный возмущениями народа, в этот момент был ниже своего призвания и спрашивая с раздражением народы «из этой разве скалы вывести воду?.... нам (т. е. Моисею, Аарону), как бы поселял в них чувство сомнения в возможность этого чуда, а потому «и не явил святость Господню перед очами сынов Израилевых, выказав сам минуту неверия и сомнения». Господь наказывает Моисея и брата его Аарона, тем, что они не входят в землю обетованную, но всматриваясь глубже в это наказание, мы можем видеть великую милость Господню к человеку даруя, и Аарону и потом Моисею тот покой которого не только вероятно жаждали эти утомленные борьбою старцы, но в котором они и нуждались, ибо смертное в них уже ослабляло дух их 198 (Ст. 13). Мерива (или по другому произношению Мериба) т. е. ссора распря: в соединении с именем Кадеш святой, выражает вкратце все события, как и рисует это 13-й стих. Вода « Меривы при Кадесе» ( Чucл. XXVII:14 и Второз. XXXII:51) намеренно отличаются в Святом Писании от подобного же названия данного одной местности на Синайском полуострове близ Рефидима ( Ucx. XVIII:1–7 ) названной Масса и Мерива (искушение и укорение). Мы потому указываем на это различие, что некоторые писатели думали видеть здесь повторение прежнего сказания, основываясь лишь на сходстве названий данных этим местностям 199 (Ст. 14–17). Народ израильский идет на занятие Ханаана, но не может занять Палестину с юга, так как в это время филистимляне основали здесь сильное государство и крепость их Газа была не приступна для народа не имевшего орудий для осады. Но независимо от того Господь предал в руки израильтян семь хананейских народов, (Второз. VII, 1) в числе которых филистимляне не упомянуты (lococitato); а потому они не посмели нападать на них точно также, как израильтяне не смели нападать на аммонитян (Второз.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  31. Бог всемогущ    „Веруй твердо и несомненно, что Бог есть... всемогущ» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 17). „Он называется всемогущим или Вседержителем потому, что все состоит в Его власти, и что Он сотворил мир без всякого препятствия и без всякого труда, но единым хотением Своим» (там же, отв. на вопр. 14, чит. весь).    Св. отцы и учители церкви находили истину всемогущества Божия столь общеизвестною, что считали излишним ее доказывать. „Укажите мне, – писал блаж. Августин, – не говорю, христианина или иудея, но укажите мне язычника, покланяющегося идолам и служащего демонам, который бы не исповедал, что Бог всемогущ. Отрицать Христа может, но отрицать Бога всемогущего не может“. На возражения же некоторых, что для Бога невозможно то и другое, замечали: Бог, точно, не может умереть, не может вредить другому, не может ни отречься Себя или лгать (2 Tuм:II, 13; Евр. VI:18), ни вообще грешить и быть злым; но потому-то Он и всемогущ, что ничего подобного не может. Ибо если бы Он мог умереть, или мог вредить другому, лгать и вообще грешить и быть злым: это было бы признаком не могущества в Боге, а слабости и бессилия, физического или нравственного. Бог все может, чего только хочет, и что непротивно Его природе. Но умереть или перестать существовать совершенно противно Его природе, и Он хочет, по Своей природе, одного только добра, и зла не желает никакого.    Очевидное доказательство всемогущества Божия представляется в сотворении мира единым словом из ничего. Он сказал – и сделалось говорит Давид о сотворении мира, Он повелел – и явилось) (Пс. XXXII:9).   32. Как понимать всемогущество Божие?    „Не только богохульна, но и нелепа мысль, что Бог есть сила всемогущая, неограниченная, не признающая никаких законов, и что вся тварь так ничтожна пред Ним, что Он не имеет никакого обязательного побуждения соблюдать в отношении к ней законы справедливости. Это, очевидно, самое грубое понимание всемогущества. Бог и всемогущ, и свят, и обязан праведностию Самому Себе, Своему собственному существу: праведен и преподобен Господь (Второз, XXXII, 4). Праведен Господь во всех путех Своих, и преподобен во всех делех Своих (Псал. CXLIV, 17). От такого дикого понятия о Божием всемогуществе отрекались и враги славы Божией» („Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека» изд. 3, стр. 84 – 85).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

325 (Ст. 10). В противоположность страстным, преступным порывам Египтян, этот стих рисует спокойное, величественное действие воли Божией, повелевающее стихиям: «дунул ветер», или как выражено поэтически: «Господь дунул духом своим», и погрузились, как свинец в воду, враги имени Иеговы. 326 (Ст. 11). В пророческой последней песни своей великий Моисей видит с тоскою отдаленное будущее Израиля и говорит (Второз. XXXII, 17) о богах: «приносили жертвы бесам, а не Богу» и далее (ст. 39): «видите, что это Я, и нет Бога кроме Меня». Стало быть и здесь он не сравнивает Бога с другими богами языческими, которых нет, которые ничто, за которыми скрываются лишь духи тьмы, ищущие развратить душу человека и отклонить ее от единобожия; он напоминает Израилю, находящемуся еще под впечатлениями идолопоклоннического Египта, что «кто смеет сравнивать Иегову с теми лживыми божествами, которым кланяются безумные? 327 (Ст. 13). Вслед за избавлением, восстают перед Моисеем воспоминания обетования, исполнение которых началось уже избавлением Израиля: «ведет в жилище святыни Твоей». Под этим выражением можно разуметь как всю Палестину, обещанную Богом народу избранному, народу жрецов, так и гору Мориа, упомянутую в главе XXII кн. Бытия ст. 2, на которой, по преданию, впоследствии построен был храм Соломонов, и которая тогда называлась Сионом. Мори-Яг, усмотрение Иеговы, была гора, священная в воспоминании Израиля, ибо с ней были связаны торжественные обещания Иеговы (сравни гл. XXII кн. Бытия, стихи 2, 16, 17 и прим. 4 и 15 этой главы в Свящ. Летописи), после жертвоприношения Исаака. 328 (Ст. 14). Пелешет, или «страна Филистинмлян». Это место Св. Писания служит также доказательством, что песнь и все Пятокнижие Моисеево писано им и не могло быть написано последующим летописцем. 329 (Ст. 15). Эдом-потомки Исава, Моав – потомки Лота; они жили вне Па лестины; Ханан суть разные племена, занимавшие обетованную страну, от Ливана к югу. В Египетских памятниках страна и одна из крепостей в Ханаане называются Па-канана.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

670 (Ст. 18). Доселе Моисей имел ряд откровений: сердце и ухо его и мысль его внимали слову Господню; ныне он просит, дабы зрение его могло насладиться счастием увидеть образ Того, Кто глаголал ему из купины (III, 4) и из облака (см. в настоящей главе стихи 9 и 11); но он не знал еще, что слабый смертный не может увидеть Господа. Слава Господня, явленная Израилю (XXIV, 7 –10 и XXIV, 16–17), было явление одной из сил природы, огня, не образа Господня воплощенного. Видеть этот образ просит Моисей. 671 (Ст. 19–20). Господь не отказывает верному слуге своему в его просьбе, но предупреждает его, что человек не может увидеть Господа и потому он услышит лишь глас, произносящий священное имя Иеговы, и разъяснение этого таинственного имени в отношениях его к человечеству вообще и к Израилю в особенности (ст. 6–7 гл. XXXIV), а глаза его увидят лишь задний отблеск прохождения Его воплощенного на земле образа (ниже ст. 23). Важное выражение окончания 19-го стиха встречается в послании к Римл., IX, 15, в котором Апостол Павел указывает, что избрание Божие кого-либо есть дело Его милости, а не заслуг или права (Апостол говорит о первородстве Исава и об избрании Иакова). Здесь это выражение есть напоминание, что народ Израильский не по заслугам своим, а только по милости принят в завет с Богом; еще важнее оно в настоящем случае потому, что народ нарушил завет идолопоклонством, и только милость Иеговы возобновляла его, чему видимым знаком служили две новые скрижали, вновь вручаемые Моисею (XXXIV, 1). Заметим, что слово Божие, глаголанное Моисею в этой главе, произносимо было в скинии собрания, вне стана, из столпа облачного (ст. 7 и послед.), самое же видение вместе со вручением новых скрижалей, как награда Моисею, имели место на другой день утром на горе (XXXIV, 2). 672 (Ст. 1). В стихе 28, ясно сказано, что на скрижалях Моисей начертал «слова завета, десятословие». Во Второз. IV, 13, и в XXXII, 16 Исхода, есть указание, что первые скрижали «были дело Божие, и письмена, начертанныя на скрижалях, были письмена Божии». Нет сомнения, что на первых, как на вторых скрижалях были начертаны десять заповедей, т. е. неизменяемый на веки закон для всего человечества, с тою однако разностию, что после разбития первых скрижаль Моисей сам начертывает, по повелению Божию, слова Господни на скрижалях, которые он сам вытесывает (ниже. ст. 4, 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

V. Но – говорят – он (архидиакон) сказал, что христов много, а Сын один. Я полагаю, что он согрешил в этом случае по неведению. Если бы он прочитал божественное Писание, то он узнал бы, что щедрый Владыка многим даровал наименование Сына. Вот и Моисей законодатель, написавший древнюю историю, говорит: видевше сынове Божии дщери человечи, яко добры суть, пояша себе от них жены ( Быm. VI, 2 ). Сам Бог всяческих говорил тому же пророку: возглаголи Фараону: сын первенец Мой Израиль ( Ucx. IV, 22 ). И в великой песни Моисей говорит: возвеселитеся языцы с людьми Его (Бога), и да укрепятся Ему еси сынове Божии (Второз. XXXII, 43). Чрез пророка Исаию Он (Бог) говорит: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене (Иса. I, 2). И чрез треблаженного Давида Он говорит: Аз рех: Бози есте и сынове Вышняго вси ( Ncaл. LXXXI, 6 ). Премудрейший же Павел писал Римлянам: Елицы бо Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии. He приясте бо духа работы паки в боязнь: но приясте духа сыноположения, о нем же вопием, Авва Отче. Самый дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божии. Аще же чада, и наследницы: наследницы убо Богу, сонаследницы же Христу: понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся ( Puм. VIII, 14–17 ). И в послании к Галатам он сказал так: Понеже есте сынове, посла Бог духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче. Тем же уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом ( Гaл. IV, 6–7 ). Сему же он учил и Ефесян, говоря: в любви нарек нас во усыновление Иисус Христом в Него ( Eфec. I, 5 ). Итак, если не должно прославлять Христа, как Бога, поскольку имя «Христос» есть общее, то не будем покланяться Ему и как Сыну: ибо многие участвуют и в этом имени. Да и что я говорю о Сыне? Даже самое наименование «Бог» многие получали от Бога. Бог богов Господь глагола, и призва землю ( Ncaл. XLIX, 1 ); еще: Аз рех: бози есте ( Ncaл. LXXXI, 6 ); опять: богов да не злословиши ( Ucx. XXII, 28 ). Вообще же многие усвояли себе таковое название, и обманывавшие людей демоны прилагали это наименование идолам. Посему Иеремия (X, 11) восклицает: бози иже небесе и земли не сотвориша, да погибнут от лица земли и от лица неба 334 . И еще: «сотвориша себе боги сребряныя и боги златыя» ( Дah. V, 4. 23 ). И Исаия, осмеявши изготовление идолов (словами): пол его (дерева) сожже огнем, и испекши мясо, яде, и рече: сладко мне, яко, согрехся, и видех огнь (Иса. XLIV, 16), присоединил: из оставшаго же сотвори яко бога, и преклоняется ему, глаголя: избави мя, яко бог мой еси ты (ст. 17). Посему-то, оплакивая их, он (Исаия) говорит: увеждь, яко пепел сердце их (ст. 20). И песнотворец Давид научил нас воспевать: яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори ( Ncaл. XCV, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010