д. В пользу этой истины Слово Божие высказывается весьма определенно. Оно ясно и подробно говорит о тех изменениях в жизни человека и окружающей последнего природы, какие стоят в непосредственной зависимости от такого или иного нравственного поступания человека (см. Второз. XXVII, 15 – 26; XXVIII, 1 – 68; XXXII, 39 и т. д.). Если же, по Слову Божию, нравственное поступание может так или иначе изменять окружающие человека внешние условия, то отсюда ясно, что и молитвенное настроение, являющееся важною добродетелью, может рассчитывать на достижение тех же целей. Когда мы говорили о свойствах молитвы, то это обстоятельство и было нами отмечено с точки зрения именно откровенных данных. Затем раньше речи об обетах скажем еще несколько слов об обнаружениях, не гармонирующих с истинным понятием о молитве. Подробной речи о них вести не предстоит надобности: выше была предложена положительная характеристика и молитвы, и тех обнаружений, которые стоят с нею в непосредственной связи, – и все, что так или иначе не подходит к намеченным там рамкам, и является уже одним из моментов, о каких мы намерены сейчас говорить. Отсюда мы ограничимся оттенением наиболее рельефных из них. – Обыкновенно молитва и все, соединенное с нею, нашими отечественными моралистами относится к области так называемого внешнего Богопочитания, но относится разумеется, неправильно: большая часть сущности молитвы и проч., что здесь в виду имеется, падает на область внутреннейшей жизни нашего Я: внешние же обнаружения последнего имеют сравнительно лишь второстепенное значение и то поскольку они стоят в непосредственной связи с внутренними. Называть целое именем меньшей и ничтожнейшей части – неосновательно. Все это мы говорим, впрочем, не с намерением полемизировать с кем-либо, так как это было бы вполне бесцельно, а для того, чтобы отметить всем очевидную истину, что в молитве и том, что тесно с нею связано, две стороны (хотя и не равного достоинства). – Некоторые люди, обыкновенно по недостаточности истинного понимания дела, ограничивают исполнение последнего одною только внешнею стороною: читают, произносят молитвы, соблюдают посты, посещают общественное богослужение, жертвуют большие суммы на устройство и украшение храмов и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Выйдя из пределов Моавитских, Евреи снова стали приближаться к пределам земли обетованной, которая теперь уже беспрепятственно начинает переходить во владение Богоизбранного народа: новое племя, воспитанное Богом, под водительством Моисея, в пустыне, оказалось более достойным получить обетование отцов своих, чем то, которое вышло из самого Египта и которое, как вредная закваска, всё поголовно погибло во время пути, повинуясь непреложному о нём суду Божию. – Чтобы между коленами не возникло неудовольствий, Бог повелевает разделить имеющую быть завоёванною землю по жребию, – «чтобы все споры и состязания прекратить тем, что земля разделена по жребию Самим Богом, а не судьбе какой-то поверено дело» 645 . – В числе первых участков, завоёванных Евреями в пределах Палестины, было царство Ога, царя Васанского, находившееся на восточном берегу реки Иордана и состоявшее из 60-ти городов 646 . «Шестьдесят городов, в которых царствовал Ог, изображают тайну шестидесяти родов, над которыми царствовала смерть, от Адама до пришествия Еммануилова. От Адама до Авраама двадцать родов; от Авраама до Распятаго сорок родов, за исключением родов, считаемых по закону ужичества и упоминаемых только у Евангелиста Луки» 647 . С наступленем одиннадцатаго месяца сорокового года по исходе из Египта, Моисей собирает народ и ведёт с ним продолжительную беседу. Этому новому поколению, возросшему в пустынях Аравии, он напоминает о благодеяниях, какие Бог оказывал отцам его и ему самому во всё продолжение сорокалетнего странствования, повторяет законы, данные Богом в различные времена, и внушает свято хранить их. – Имея свой буквальный смысл и относясь к слушавшим его Евреям, очень многие выражения в прощальной речи Моисея-пророка имеют в то же время и смысл прикровенный. Так например: Втор., XXVIII, 66: «жизнь твоя будет висеть перед тобою». Бл. Августин символически объясняет эти слова по отношению к Иисусу Христу, Источнику жизни, висевшему на кресте и терпевшему поругание от Иудеев 648 . – Второз., XXXII, 13: «Он (Бог)...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Таким образом, Иудейский народ действительно погиб от этих трех причин гибели. – 8. 9. Пастырь возвещает о своем решительном наречении оставить свое стадо, и в подтверждение своего объявления ломает посох благоволения. Так разорван был союз, заключенный им в пользу Его народа, со всеми иноземными народами, которые не должны были нападать на него и угнетать его ( Ос. 11, 20 ; Ueз. XXXIV, 25 ; Uob. V, 23 ). И Римляне, которых рука Божья не сдерживала более, бросились как орлы на еврейский труп, спустя немного по распятии Иисуса Христа. – 10. Между тем, в тот день, в который был уничтожен этот завет, самые бедные овцы стада, которые внимали с послушанием и покорностью голосу доброго Пастыря, уразумели, что во имя Всевечного Он возвещал народу уничтожение завета. Они привязались к Нему, оставили все, чтобы следовать за Ним, и таким образом избегли гибели, постигшей их народ. И мы знаем, действительно, что малочисленные ученики Иисуса Христа уверовали Его словам, когда Он объявлял, что храм будет разрушен, царство отнято у Иудеев, виноградник будет отдан другим виноградарям и мятежные подданные будут преданы смерти ( Mф. XXI, 43 , и пр.). – 11. Добрый Пастырь окончил Свое посольство у Своего народа: Он был отвернут всеми, исключая бедных и малых ( Лyk. IV, 18 ; Mф. XI, 25–30 и проч. ). По этому Он оставляет народ, который столько раз хотел собрать вокруг Себя, как птица собирает птенцов своих под крылья, но который не захотел этого ( Mф. XXIII, 37 ). Он является еще раз пред всеми нами, как является работник в конце рабочего дня пред своим господином, он требует своей платы за долгие годы своей службы (Второз. XXXII, 6). Он делает это для того, чтобы подвергнуть последнему испытанию их чувства, и чтобы глубина их сердца открылась вполне. Спокойно и благородно он говорит им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, не давайте. И они до такой степени не знают Его, что вовсе не понимают Его мысли: они думают, что Он действительно требует денег; они не понимают, что всеми сокровищами мира не могут заплатить за Его службу, что Он требует от них только одного их сердца. Хуже того, они имеют к Нему такое презрение, что определяют его плату в тридцать сребреников, оценивают Его суммою, за которую покупают раба ( Ucx. XXI, 6 ). – 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

В книге первой Паралипоменон сохранен еще псалом славословия по поводу внесения ковчега в Иерусалим, составленный из других псалмов 264 , но нельзя быть уверенным, что он был составлен при Давиде, а скорее всего составлен во время начертания книг Паралипоменона или несколько ранее 265 . Перенесение ковчега в Иерусалим создавало, как мы говорили, религиозную столицу мира. В отношении же государства Израильского перенесение столицы в Иерусалим было началом величия этого государства, занявшего впервые место свое среди восточных монархий того времени; и народ Израильский занял место свое среди других знаменитых народов, согласно повелению Всевышняго, «назначающего уделы народам» (Второз. XXXII, 8). Величие монархии Израильской продолжалось недолго, но по внутреннему значению своему это государство оставило по себе неизгладимые следы во всемирной истории человечества. Созданное на мосте, соединяющем Азию с Африкой, простирая влияние свое на все кочующие семитические племена, его окружающие, соединенное воспоминаниями с Египтом и родством с арамейскими племенами верховьев Евфрата, оно, – как мы говорили в первой главе, – должно было иметь мировое значение. Оно его не выполнило, но нравственное влияние культа Единаго Бога было без сомнения громадно, и едва ли мы ошибемся, сказав, что все тайные учения среди язычников о едином Боге и все философские теории о едином Разуме, Создателе вселенной, ведут начало свое от истин откровения, преподанных Израилю и распространявшихся в мире вследствие величия монархии, основанной Давидом и о которой слава прошла по всем культурным странам того времени при царе ее Соломоне. Посмотрим теперь, как была устроена жизнь этой монархии. Давид делается сильным восточным монархом, окружает себя восточною пышностью, имеет несколько жен 266 и содержит личную стражу. Войско его состоит из всех храбрых людей всех колен Израилевых, а также из иноплеменников; оно находится под главным начальством верного Давиду, но строптивого и жестокого племянника его (от сестры Саруи), Иоава 267 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

26 noté). 231 Из сказания, как оно описано в кн. Царств, нельзя заключить, чтобы Саул видел Самуила сам; кажется, как будто видит его одна только волшебница, как бы в трансе ясновидения; но Саул слышит голос Самуила и отвечает ему. Архиепископ Тренч (Trench. Shipwrecks of faith, p. 47) правильно замечает, что по-видимому сама волшебница удивилась успеху своих заклинаний и испугалась. 232 Это верование выразилось и в древнейшем древне-азиатском культе духов умерших отцев и праотцев, которого ясные доказательства существуют, начиная от Китайцев до древних Египтян. (Мы обращаем внимание читателя на замечательную книгу о Китае Георгиевского: «Принципы жизни Китая» 1888, в которой на каждой странице можно встретить указания для знающего историю и религию древнего Египта, что начала религии и культуры Китая и древнего Египта должны были быть общие). О верованиях Евреев о загробной жизни во времена Патриархов и Моисея см. наши прим. в Св. Летописи на Быm. XXV, 8 (пр. 9) на Быm. XXXVII, 35 . Выражение Быm. XXV, 8 «приложился к народу своему» повторяется во Второз. XXXII, 50, об Аароне, и Господь прилагает его и к Моисею. ( Чucлa XXVII, 13 ). 233 По всей вероятности в Аскалон, где по Геродоту (1,105) был весьма древний храм Атергатис или Деркето, т. е. одна из форм поклонения богине, ведущей начало свое от Халдео-Вавилонской Истар, Астарты, пришед­шей в Грецию из Кипра под именем Афродиты, носившей имя Венера; а в некоторых культах, сливающейся с подземной Венерой-Персефоной. (См. Левормана в Lettres Assyriol. «le culte de la Kaabah», об Таммузе-Адонисе). 234 И Беф-Сан и Ендор упомянуты в Иис. Hab. XVII, 11 в уделе Иссахара, но как принадлежащие Манассии на западной стороне Иордана. Беф-Сан, позже известен под именем Скифополиса, в восточной части Ездрелонской долины. 237 Ср. 1 Ц. XXXI, 4 и рассказ Амалекитянина в 2 Ц. I, 6–10. По всей вероятности Амалекитянин, пришедший к Давиду, ограбил труп Саула, но рассказ о его смерти слышал от других и присовокупил к нему выдумку о своей роли в этом событии (так еписк.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

XXXII:8). Они суть духи служебные, посылаемые ради тех, которые хотят получить спасение. «И предстань на суд» , чтобы, если откроется, что горы, холмы [или: долины] недостойно заботились о народах, с одной стороны вина оказалась на Моей ответственности за то, что Я таковых назначил над ним, с другой стороны была сложена с народа и перенесена на его князей. Будем читать Апокалипсис Апостола Иоанна, в котором то восхваляются, то обвиняются Ангелы церквей за добродетели и пороки тех, которые были, как говорится, подчинены им. Подобно тому, как в ином случае виновен епископ, а в ином народ, или как часто погрешает учитель, а часто ученик, но никогда не виновен ни отец, ни сын в том, что хорошо или дурно она воспитываются; так и на суде Божием вина будет взыскана или с Ангелов, если они не сделали всего, что относится к их обязанности, или с народа, если эти с своей стороны сделали совершенно все, а он не заботился о том, чтобы повиноваться им. Есть такие толкователи, которые под горами, холмами и крепкими основаниями земли разумеют Авраама, Исаака, Иакова и других патриархов, пред которыми, как бы пред слушателями [или деятелями], созванными на суд, должно изъясняться дело народа Израильского. Другие под горами, холмами и долинами разумеют, как мы выше сказали, Ангелов, которые с одной стороны слушать Богу на небесах, с другой стороны предстоят людям на сей земле, и наконец, поставленные в преисподней, называются основаниями тех, которые вследствие своих пороков жили но земному; об этих основаниях земли мы читаем и в другом месте такие слова: «Огонь возгорелся от гнева Моего, он будет жечь до ада преисподнего, пожрет землю и основания ея» (Второз. XXXII:22). Крепкие и древние основания земли, ради которых она еще не погибла до настоящего времени, и вися над бездною находится в равновесии, это деяния праведников, о которых апостол говорит: «Созданные на основании апостолов и пророков» (Ефес. II:20). Итак, когда апостолы, пророки и весь лик мучеников суть твердые основания земли, долины и обрывы, — согласно тексту LXX, что по-гречески выразительнее называется φαραγγες — суть, наоборот, основания тех, которые приняли образ земного ( Κοιχο ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3155...

342. Беседа по освящении храма святых Первопрестольных Апостолов Петра и Павла, при московской Мариинской больнице (Говорена декабря 15-го; напечатана в Твор. Св. Отц. в 1857 г. и в собр. 1861 г.) 1857 год Церковь и больница теперь у нас в глазах, а потому, естественно, и в мыслях, они сближены так, что находятся под одним общим кровом: и разделены только так, чтобы святыня сохраняла подобающую ей неприкосновенность. Нет ли в сем вещественном сближении умственного? – Конечно есть; потому что такое устроение произошло не от безотчетного произвола, но от рассуждения основательного и благонамеренного. Мне кажется, самое сие здание говорит, если бы не сказал я, что больнице нужен союз с церковью, что больным нужны не только врач, но и священнослужитель, не только врачевства, но и молитвы и таинства. Все ли признают сии потребности? – В какой мере должно признавать их? – Не отсылайте сих вопросов к больным: среди болезненных страданий, при изнемогающих силах телесных и душевных, им едва ли удобно обдумывать правила для своего настоящего положения, если такие правила не приготовлены ранее; болезнь и смерть не согласятся ждать, пока больной составит себе любомудрие болезни, которому он не учился благовременнее. И никому из здравствующих невидимая судьба не дала обязательства, что болезнь не будет ему послана ныне или завтра, и что она не нападет на него внезапно и сильно. В мире думает о войне желающий получить победу: в здравии должен здраво размышлять о болезни желающий победить ее, или сохранить дух свой непобежденным от нее. Есть люди, которые колеблются допустить врачевание человеческое, или даже решительно готовы совсем устранить оное. С углубленным вниманием слышат они слово Господа: «Аз убию и жити сотворю; поражу, и Аз исцелю» (Второз. XXXII. 39); и желают ответствовать на сие словом Давидовым: «да впаду убо в руце Господни, яко многи суть щедроты Его зело; в руце же человечи да не впаду» ( 2Цap. XXIV. 14 ). Что на сие скажем? – Похвалим имеющих такую веру и такую преданность воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

14–16 ст. Бедствия, испытываемые пророком от своих соотечественников, стали так велики, что превозмогли его слабые силы и сделались для него невыносимыми. Падая под бременем призвания, пророк неудержимо теперь взывает о своем тяжелом состоянии горькими до отчаяния воплями. Он проклинает день своего рождения и того мужа, который возвестил его отцу об его рождении. Эти проклятия следует понимать не буквально, не в смысле зложелательства, а в смысле выражения сознания невыносимой от бедствий жизни на земле. Проклятием дня рождения пророк горестно высказывает то, что день его рождения не может быть радостным, как начало такой несчастной жизни. Проклятием же неповинного в горестной жизни пророка человека-вестника обозначается напрасная радость отца о рождении сына, жизнь которого может причинить горе, а не радость отцу. Пророк Иеремия напоминает в данном случай многострадального праведного Иова, который под влиянием своей мучительной смертельной болезни (проказы), также проклял день своего рождения ( Uob. III гл.). Эти поступки двух ветхозаветных мужей не стоят в противоречии с праведною благочестивою их жизнью. Конечно, в словах их есть несовершенство, но это свидетельствует лишь о слабости человеческой природы, влияние которой сказывалось и на других великих избранниках Божиих не только Ветхого Завета (Пр. Илии, 3 Царств. XIX, 3–8; Моисей, Числ. ХХ, 11 – 12 ; Второз. XXXII, 48–52; Давид, 2 Царств. XI 14–17; Соломон, 3 Царств. XI, 5–8), но и Нового Завета (например св. апостолы; Петр, Мф. XXVI, 69–75 и Павел. Puмл. VII, 18–19 ; Кор. X, 12). Глава XXIII-я. Возвещение суда Божия над пастырями и лжепророками По предсказанию пророка, нерадивых пастырей иудейских, которые не заботятся о своих пасомых, постигнет наказание Божие (1–2 ст.). Это наказание Божие будет состоять в том, что Господь Сам вступится за рассеянных иудеев, поможет им возвратиться в свою землю и вместо прежних нерадивых пастырей даст им новых лучших пастырей. Под руководством новых пастырей народ будет благоденствовать и никто уже из среды его не погибнет (3–4 ст.). Но из этих добрых пастырей выделится Один Великий Пастырь. Он будет вместе с тем и Царем и воссядет на престоле Давида. Этот царственный Потомок Давида будет обладать свойствами праведности, мудрости. С воцарением-то Его и наступят благодатные времена спасения, когда и иудеи и израильтяне получат полную безопасность (5–6 ст.). Время пришествия сего Великого Царя-Пастыря произведет на евреев такое сильное впечатление, что это событие будет непрестанно в сознании и на устах у каждого подобно тому, как великие события в жизни народа, как например избавлено из египетского рабства, служили в народе предметом долгого воспоминания (7–8 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Во „Второзаконии” (XXXII, 21) говорится: тии раздражиша Мя не о Бозе, прогневаша Мя во идолех своих. Это изречение, говорят мусульмане, относится к арабам, к которым Мохаммед был послан. Невозможно, говорят они, относить эти слова к грекам, к которым св. Павел и другие апостолы Христовы отправлялись для проповеди, потому что они были мудрые и учёные. Но этот стих вовсе не может быть отнесён к какому-либо пророку. Он показывает, что Бог восхотел призвать язычников, не греков только, но и арабов и всех других, чтобы вступить им в духовное братство о Христе. Этот факт объясняется местом в послании св. ап. Петра (1 Петра, II, 9, 10). Вы же род избран, царское священие, язык свят, люди обновления, яко да добродетели возвестите из тьмы вас призвавшаго в чудный Свой светъ. Иже иногда не люди, ныне же люди Божии: иже не помиловани, ныне же помилованы бысте. Срав. в этом отношении место из послания к Eфec. II, 11–13 . Что касается мудрости греков, то она не была истинной мудростью, потому что греки не имели познания о Едином Истннном Боге, а начало мудрости состоит в страхе Божием ( Ncaл. CXI, 10 ; Npumч. I, 7; 10 ). Кроме того, мудрость мира есть буйство пред Богом (1 Коринф. III, 19). 4. „Второзаконие” XXXIII 2. Глава начинается следующими словами: „Благослови Моисей человек Божий сыны Израилевы прежде скончания своего и рече: Господь от Синая прииде, и явися от Сиира нам, и приспе от горы Фарани”. Мусульмане толкуют этот стих так: Господь сошёл с Синая, чтобы дать закон Моисею; затем Господь явился от Сиира, чтобы вручить людям Евангелие; наконец, Он явился от горы Фарана, чтобы вручить им драгоценный дар – Коран. И вот с тех пор один из холмов близ Мекки носит подобное название. Но контекст речи показывает, что Моисей вовсе не имел здесь в виду, ни Евангелия, ни Корана. Он только напомнил израильтянам, в какой широте видена была слава Божия, когда они (израильтяне) стояли лагерем близ горы Синая. Любая карта библейской географии покажет, что Синай, Сиир и Фаран – это лишь три горы, тесно примыкающие друг к другу. Все они расположены на Синайском полуострове, на расстоянии многих сотен миль от Мекки. Притом это ясно из многих мест Библии, где упоминается Фаран. Напр. Бытия XIV, 6; Чucл. 12; XII, 15; XIII, 3 ; Второз. I, 1; I Царств XI. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

„Беседа на притчу о винограднике“ 784 . По тем-же соображениям мы должны все чисто экзегетические труды св. Кирилла, еще не упомянутые нами, отнести к первым годам его архипастырского служения. Этих трудов было очень много Кассиодор 785 и Никифор Каллист 786 сообщают, что св. Кирилл написал комментарии на всю Библию . На это же, очевидно, указывает и св. Иоанн Дамаскин , который в своем каноне на день памяти св. Кирилла (28 января) восхваляет его за то, что он „яве истолкова два завета“. Вполне возможно доверять этим свидетельствам, особенно если вспомним, каким необычайно глубоким знанием св. Писания обладал св. Кирилл. Но до нашего времени даже отрывки далеко не от всех его толкований сохранились. К первым годам его архипастырства можно отнести следующие комментарии: 1 . „Толкование на псалмы“ 787 2 . Отрывки комментариев на Ветхий Завет : а – на книги Царств 788 б-на песнь Анны, матери Самуила 789 в – на песнь Моисея ( Ucx. XV , Второз. XXXII) 790 г – на кн. Прит. Соломона 791 и д – на Песнь Песней 792 3 . „Толкование на св. Матвея“, не все сохранившееся 793 4 . Отрывки комментариев на Новый Завет , на Соборные послания: а – на посл. Иакова 794 б и в – 1 и 2 посл. Петра 795 г – на 1 посл. Иоанна 796 и д., на посл. Иуды 797 5 ., Отрывки комментариев на послания ап. Павла – к Римлянам 798 , Галатам 799 и Колоссянам 800 . Постепенно развиваясь, литературные дарования св. Кирилла во вторую половину донесторианского периода архипастырского служения достигли такой силы, что он оставляет прежний план и метод своих работ и начинает писать более или менее обширные трактаты по разным догматическим вопросом. К этому времени мы должны отнести следующие сочинения св. Кирилла догматического характера: 1 .„О святой и единосущной Троице семь разговоров“ 801 – Это сочинение написано св. Кириллом в форме разговора между ним и некоторым священником – Ермием по просьбе некоего друга – Немезия 802 . Из конца первого письма св. Кирилла к Несторию видно, что это сочинение написано еще при жизни Аттика, архиепископа константинопольского 803 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010