Сарбадий одну только соню имен допускает ведомой мохаммеданам. так Сарбадий этими словами не отрицает ли противоположного мнения, что мохаммеданам известны 4000 имен? Его слова равняются прямому, простому отрицанию знания 4000 имен мусульманами. При его сознании, хотя не прямо добросовестном и довольно хитросплетенном, в своем неведении всех четырех тысяч имен, не видим надобности раскрывать близость к истине или отдаленность от нее его мнения: но с его словами, конечно, не соглашаются те мусульмане, которые, указывая на книгу, передающую 4000 имен, знание их ставят похвалу своей богословской науке, а потому усвояя себе знание их, стараются подкрепить свое убеждение более или менее устойчивыми опорами. Узнаем, что они говорят об этом в показание своей богословской мудрости. 2) Основательны ли рассуждения некоторых мусульман в доказательство своего знания четырех тысяч имен Божиих? Некоторые из мусульман говорили, что богословию их ведомы четыре тысячи имен Божиих. Мусульмане, переводя число имен богу, доступных их познанию, далее тысячи, почему насчитывают этих имен не две, не три тысячи, но именно четыре? Они говорили: «всех имен у Бога четыре тысячи потому, что четыре главных книги Божия Откровения: Закон, Псалтир, Евангелие и Коран». Они рассуждали так: в Коране тысяча имен; по тысяче имен должны быть и в каждой книге прежнего Откровения: тысяча в Евангелии, тысяча в Псалтыре, тысяча в Законе; потому что в каждой книге из этих книг давалось тоже учение, какое и в Коране; значит содержались те же понятия о Боге, какие содержит в себе Коран; а числу понятий равняться должно и число имен. Умножьте тысячу имен на число книг, на четыре, и видите, что их всех четыре тысячи (1000х4=4000). Доказывая таким образом свое мнение, что у Бога всех имен 4000, доказывают ли они тем превосходство, обширность своего богопознания? Согласимся, что в каждой книге по тысяче имен; но из этого еще не следует, что исламское богословие с ними приобрело 4000 новых понятий о Боге. При одинаковом учении о Боге в каждой книге даются одни и те же понятия о Боге. Например, в Коране сказано, что Бог един; читаем то же имя и в каждой из откровенных книг: и в Законе (Второз. 6:;. 32:39), и в Псалтири (85, Евр. 86:10 ), и в Евангелии ( Иоан. 17:3.1 Коринф. 8:4. 1Тимоф. 2:5 ). Теперь спрашиваем: имя Един, сказанное в четырех книгах, составляет ли четыре имени, потому только, что повторяется четыре раза, когда каждым из четырех означается одно и тоже понятие? Если произнесу четыре раза: един, един, един, един; то скажу четыре имени или одно? Потому, если допустим, что твой всеобъемлющий Коран, не опустивший ни одной вещи, о которой он не сказал бы (Коран 6:38. 12:111), содержит в себе тысячу имен Божиих, и та же тысяча имен содержится в каждой из четырех книг Писания; то следует ли из того, что их – четыре тысячи? Учетверяется только выговор одной и той же тысячи имен. Какое же приращение вашим богословским сведениям о именах Божиих из такого учетверения имен? Никакого.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

г) Наконец, если допустить, согласно с некоторыми учеными, ту мысль, что письмена изобретены в самые отдаленные времена, еще до потопа: то очень можно согласиться, что у евреев до Моνсея существовали краткие семейные записки о замечательнейших событиях в народе, богоявлениях, чудесах, летах жизни патриархов и проч., и что эти записки могли быть известны и доступны Movceю. Как бы то, впрочем, ни было, только очевидно, что при таких сродствах Моνсей мог хорошо знать все достопримечательные события, случившиеся в период патриархальный. А поскольку средства эти были одинаково доступны и Movceю и всем его современникам, то он мог повествовать о событиях периода патриархального только так, как они были на самом деле и как о них думали и рассказывали все его современники. Намеренная или не намеренная какая-нибудь неверность в его повествовании тотчас была бы обличена с помощью тех же самых средств, и его книга Бытия не была бы принята современниками с величайшим уважением, а напротив, была бы отвергнута ими, как ложная. Что касается, далее, чудес, совершенных Богом чрез пророка Моνсея, то за историческую достоверность их ручаются: а) свидетельства о них самого Моνсея, преемника его Иисуса Навина и последующих священных писателей иудейских. Важно здесь свидетельство самого Моνсея: об этих чудесах он говорит торжественно пред всеми израильтянами, как пред очевидцами; этими знамениями Божиими он убеждает их быть верными Богу отцов и в тоже время укоряет за неповиновение Ему и неблагодарность ( Исх. 19, 4 ; Второз. 32 и др.). Как же бы осмелился Movceй поступать таким образом, если бы ничего подобного не происходило? Как решился бы он рассказать о себе пред своими современниками такие чудные дела, которых вовсе не творил? И мог ли, наконец, целый народ, заключавший в себе около двух миллионов, быть столько безрассудным, чтобы поверить такому явному обману? Между тем этот народ поверил словам Моνсея, принял из рук его все его книги, и притом – с полною верою и уважением. Важно для нас и свидетельство Иисуса Навина – с одной стороны как свидетельство очевидца всех этих чудес, а с другой – потому, что оно подтверждено согласием других бесчисленных очевидцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Gulya...

Священные писатели тем с большим правом могли говорить иногда о богах языческих, как о живых, враждебных истинному Божеству и Им покоряемых силах, что они видели в обоготворяемых язычниками, в лице своих богов, существах, действительные тайны силы царства тьмы, властвующие над совестью язычников. Так Моисей об Израильтянах, увлекавшихся служением языческим богам, говорит, что они пожроша бесовом, а не Богу, богам, ихже не ведеша (Второз. 32, 17); равно и Псалмопевец говорит о тех, кто поработаша истуканным, что они пожроша сыны своя и дщери своя бесом ( Псал. 105, 37 ). Очевидно, в этом именно смысле представляет языческих богов живыми Псалмопевец, когда говорит: велий Господь и хвален зело, страшен есть над всеми боги; яко вси бози язык бесове, Господь же небеса сотвори ( Псал. 95, 4. 5 ). Иногда, представляя языческих богов живыми, священные писатели прямо отожествляют их с идолами, ничтожество и бездушность которых тут же изображается, чем ясно показывают, что такое их представление только олицетворение, а не признание их существования. Так, например, Псалмопевец, восклицая: велий Господь наш; Господь наш над всеми боги, здесь же показывает и причину такого возвышения Иеговы: Господь вся, елика восхоте, сотвори, на небеси и на земли, в морях и во всех безднах, – тогда как идолы ничтожные дела рук человеческих; они не слышат, не говорят, не видят: ниже бо есть дух во устнех их ( Псал. 134, 1. 5. 6. 15 – 17 ). 154 – Наконец, в иных еще местах Священного Писания, приводимых нашими противниками, имя – богов – очевидно относится не к богам языческим, но к различным существам, которые по их достоинству называются иногда в Священном Писании богами в переносном смысле. Так, когда Псалмопевец говорит: кто во облацех уравнится Господеви, уподобится Господеви в сынех Божеих ( Пс. 58, 7 ), то под именем живущих в облаках и сынов Божьих разумеет Ангелов, так же как великих земли именует богами в словах: Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит ( Псал. 81, 1. 6; 46, 9 ), или: богов да не злословиши и князю людей твоих да не речеши зла ( Исх. 22, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Kudryav...

Несчастные народы, которые обольщаются царем, диаволом, и его князьями или которые от князя ереси и его вождей приняли другия празднества, по удалении из Церкви и по попрании истинной веры, обыкновенно восклицают и говорят: это день нашего царя, например Валентина, Маркиона, Ария и Евномия. Слыша это, те, которые стоят во главе их, не [просто] упояются вином, что можно было бы считать не тяжким грехом, но неистовствуют от вина, о чем Моисей написал в песни Второзакония: ярость змиев вино их и ярость аспидов неисцелена (Второз. 32:33), ибо они едят хлебы нечестия и упояются вином беззакония. Об этом говорит и апостол: не упивайтеся вином, в немже ест блуд (Ефес. 5:18), и в Притчах мы читаем: силнии (principes) вина да не пиют, да не забудут мудрости и право судити не возмогут (Притч. 31:4—5). Поэтому князь протягивает руку свою обольщенным им народам и вождям или льстецам и губителям, каковы были сыновья Илия и те, о которых в псалме первом (ст. 1) мы читаем: на седалищи губителей не седе и [в Притчах] говорится: изжени от сонмища губителя, и изыдет с ним прение (Притч. 22:11). Сердца их были распалены, чтобы губить (allidanm) обольщаемых ими. Ибо это означают у LXX сатагстае, которые не поднимают вверх, а сталкивают вниз (allidunm deorsum). Слова же: всю ночь Ефрем насыщался сном показывают, что еретики, предаваясь сну, не видят Солнца правды. Ибо кои спят, те спят ночью, потому что чувствительность их приостанавливается (oppressus est). О них и в Псалмах читаем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша (Псал. 75:6), Сердца их распаляются различными страстями: гневом, любовию, корыстолюбием, и они пожирают судей своих, то есть: или добродетели, если какие-либо из них еще остаются в их душе, или способность различения добра от зла. Или же это нужно так понимать, что вожди еретиков пожираются своими народами в том смысле, что и они сами делаются добычею тех своих сообщников, домы которых они поедают из постыдной корысти. Все князья еретиков пали; если бы даже кто-либо и взывал к Господу, нет никого, кто призывал бы имя Его; всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется (Римл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

и который еще в утробе матери своей показал превосходство своей природы радостным трепетанием от исполнения Духа Св. 496 ? Вообще же ангелы суть постоянные и неусыпные помощники рода человеческого и попечители о его благе. Так, самое различие языков и национальностей человеческих происхождением своим обязано помощи ангелов. «Ибо когда Господь, взирая на вавилонское столпотворение, обратился к ангелам своим и сказал: приидите, и сошедше смесим тамо язык их ( Быт. 11, 7 ), тогда ангелы научили всех строивших башню самым различным и разнообразным языкам – вавилонскому, египетскому, индийскому, греческому и всем другим 497 . Так образовались различные народы мира. «Но в Писании сказано еще: егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, по стави пределы языков, по числу ангел Божиих (Второз. 32, 8); а это значит, что дело вспомоществования людям ангелов не кончилось, а только началось образованием различных народов, потому что все эти народы розданы были Богом тогда же в охранение ангелам, чтобы ангелы были над ними как пастыри над стадами, и всегда приносили от них Богу начатки, т. е. добрые расположения и добродетели вверенных им паств. При этом случае, какой из народов больше участвовал в гордом вавилонском предприятии, тот подчинён был более строгому и суровому ангелу, а какой – менее, тот – более мягкому, с обещанием, впрочем, что как первый после долгого и кроткого повиновения своему ангелу может быть передан ангелу менее строгому, так и последний, напротив, в случае неповиновения будет передан более суровому. Более высоким и совершенным ангелам вверены лучшие, более кроткие народы, менее же совершенным -народы более грубые и непокорные; народ же израильский Бог оставил на свое собственное попечение и в своём собственном ведении, с угрозою, впрочем, что и он будет отдан во власть строгих ангелов в случае неповиновения. Некоторые из ангелов тогда же были поставлены как бы общими покровителями всех без различия народов, и они обязаны утверждать везде веру в Бога и приносить Богу духовные начатки.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/dogmati...

Удивляться же этому не следует. Бог, Который сначала был щедр и милостив и человеколюбив, -Он щедр и милостив и человеколюбив всегда, и хотя на время и попускает кому-либо впасть в различный напасти, но «не до конца прогневается», как говорит священное Писание, «ниже в век враждует» (Пс. 102:9). И в другом месте: «поражу и паки исцелю» (Второз. 32:39). Он-Соз­датель всех нас, Святый Промыслитель и Врач душевных страстей наших. Он один достоверно знает, что каждому из нас полезно. Он «смиряет и высит, мертвит и живит, восставляет от земли нища и от гноища возвышает убога» (1Цар. 2:6). И это случается не кругом счастья и не положением планет, как ложно учит и утверждает лживое учение безбожных халдеев, египтян и еллинов, но по недоведомым и неизглаголанным судьбам Божиим, как Ему одному известно. «Кто бо, говорит, — разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть» (Исаи.40, 13)? Таково человеколюбие Его и такова благость Его ко мне, на которые и уповаю. Вместе с тем, удостоверившись в великом распо­ложении твоего великороден, какое ты явил ко мне, бедному, и зная твое благоразумье и кротость, осмелился я напомнить тебе, государю моему, немногими строками о своих нуждах. И не того уже прошу, чтобы я был отпущен в ту честнейшую и многожеланную для всех православных Святую Гору, — ибо я знаю, что такое мое прошение для всех вас не угодно и не благоприятно, — но того только прошу от вашей светлости, чтобы вы сподобили меня причастья святых и животворящих Христовых таин, без причащения коих я пребываю уже семнадцать лет. Многолетнее лишение их служит причиною нападения всяких непристойных помыслов и всяких напастей невидимых врагов, которые не­престанно борют и оскверняют внутреннего человека, созданного Богом по образу Своему и по подобью. А ка­кое страшное наказание предлежит тому, кто повреждает этого внутреннего человека, — о том вы сами лучше меня знаете. Даруйте мне эту благодать, прошу вас щедро­тами Единого праведного и страшного Судей, Который воздает каждому по делам его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3607...

Сего ради не глаголет Адаму: вон же аще день снесте, Аз умерщвлю вы: но утверждая тех, предел правды предглаголет 120 и глаголет: «вон же аще день снесте, смертию умрете» ( Быт.2:16 .). И отнюдь 121 коейждо вещи, доброй же и злой, естественне припоследствовати подобающее отделил есть, а не умыслителне, якоже нецыи неищуют, духовнаго не ведящии закона: мы же частне сего ведящии, знати должни есмы, яко, аще кого от единоверных, яко зла, возненавидим, и мы, яко зли суще, от Бога возненавидени будем; и аще кого, яко грешника, от покаяния отметаем, и мы, яко грешницы суще, отвержени будем; и аще не отпущаем ближнему согрешений, ниже нам отпустится подобне. Сей закон объявляя, законоположник Христос глаголаше: «не судите, и не судят вам: не осуждайте, и не осуждени будете: отпущайте, и отпустится вам» ( Лк.6:37 ). Сей закон ведый Святый Павел, явно глаголаше: «судий иного, себе осуждаеши» ( Рим.2:1 ). И Пророк же, не неведый сего, вопияше к Богу, глаголя: «яко ты воздаси комуждо по делом его» ( Пс.61:13 ); и другий Пророк, яко от лица Божия, глаголет: «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» (Второз. 32:35). И что глаголю но единому, идеже Божественное писание, ветхое же и новое, паче же великий Псалмопевец, яснее нам показует сей закон, яко да духовна того обретше, и таинственне предопределенна, о всяком нашем преложении убоявшеся, не точию явственне, но и тайне любити братию потщимся? Не бо есть сей Моисейский закон видимая судяй, но духовен и тайная обличаяй: и онаго убо тойжде Бог законоположи, во свое время подобающа: сей же онаго исполнил есть, благодатию Господа нашего Иисуса Христа рекшаго: «не приидох разорити закон, но исполнити» ( Мф.5:17 ). Сего ради потреба есть о всякой вещи единою возглаголати, и прочее прощати мнящемуся, 122 яко обидел есть, аще бы и благословно было, аще и бсзсловесно 123 обидение оно: всякия добродетели ведяще болшу быти мзду 124 прощения. А понеже не можем сие творити за предудержавший грех: то должни есмы со бдением и всяким злостраданием Бога молити, дондеже обрящем умилостивление, и приимем такову силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

343 (Ст. 29) Хашмон. У Иис. Hab. XV, 21, 27 сказано: «Города с краю колена сынов Иудиных, в смежности с Идумеею на юге были… (ст. 27) Хашмон». Полагают, что эти две местности тождественны, и что колено Иудино владело страною и за пределами Палестины на юг. Думают, что нынешний источник Аин-Хаш, лежащий в северо-западной части Вади Араба, отвечает и местности и самому имени Хаш-Мона. На это указывали и Робинзон (Biblical Researches II, 119) и Уильтон (Wiltson’s Negeb pp. 121-я seq.), описывавшие это место, как оазис с прудом питаемым живыми источниками и с хорошею растительностью. Здесь есть и следы развалин (Еспин) 344 (Ст. 30). Мосероф, (форма множ. числа) во Втор. Х, 6 , Мозер или Мозера (форма единствинного числа). В указанном месте Второз. сказано: «сыны Израилевы отправились из Беероф-Бене Яаакана в Мозер: там умер Аарон». Стало быть Мозер лежал не далеко от горы Ор, или против этой горы ( Числа ХХ 22–24) в долине Араба, на западной стороне этой ложбины. Еспин говорит, что имя Мозера означает « наказание» 345 (Ст. 31). Бене-Яаркан. Имя упомянутое во Втор. Х, 6 совершенно тождественно с этим именем, к нему только прибавлено слово Беероф, что значит «колодцы». Значение этого имени Беероф-Бене Яаакан: «колодцы сынов Иаакана». В числе сыновей Сеира Хорреянина, (породнившегося с Исавом и поглощенного Эдомом), назван в Быm. XXXVI, 27 Акан, которого считают тождественным с Яааканом. По всей вероятности это были колодцы, принадлежавшие его потомкам Хорреянам, и которыми воспользовался Израиль во время своего движения. Думают, что Бене-Яаакан можно видеть в местности ель Май-ейн лежащей милях в 60 к западу от горы Ор и в которой находятся колодцы сладкой воды. Весьма не трудно предположить, что отойдя от горы Ор и Мосерофа, Израиль останавливался и на этих колодцах лежащих под горою ныне называемою ен-Нака (верблюдица), и это название Шварц считает испорченной формой имени Акан, которому обыкновенная в устах народа игра слов придала другое значение (ссылка Еспина) 346 (Ст. 32) Хор-Агидгад. Также несомненно местность (по связи с Бене-Яааканом и Иотвафой) названная во Втор. Х , Гудгод. В тексте LXX мы читаем «то орос Гадгад» т. е. гора Гадгад. Еспин замечает, что если первая буква Хет (как в сирийских манускриптах и в позднейших таргумах), то надо читать «пещера Гидгад»; если первая буква хе (как читается в древнейших таргумах, и как должны были читать LXX и Вульгата), то имя будет означать «вершина Гигада». В арабском языке « Джеджад» означает возвышенную каменистую твердую плоскость. Мы не можем точно определить этой местности, но нет сомнения, что это была возвышенная местность, или гора, между горою Ор и заливом Аккабы

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

(Ст. 23–24). Замечательно, что предвидение Божие не делает исключения для Моисея и Аарона, хотя они подвергаются приговору умереть в пустыне, позже через 38 лет. (Ср. Числ ХХ, 12 ). Весьма вероятно однако, что племя Левиино не имевшее представителя в числе посланных в Палестину соглядатаев и притом отчужденное от народа для служения Богу, не включено в общий приговор, произнесенный над народом, что доказывается и тем, что сын Аарона Елеазар, вступивший после смерти отца в первосвященство, в книге Иисуса Навина XIVnoмoraem вождю распределять земли народу. Но так как во время возмущения в Кадесе он был уже священником ( Лев. Х:6 ; Чucлa III:32 ) то конечно он был уже взрослым и мог считаться в числе мужей, которые подверглись приговору. По всей вероятности племя Левиино вовсе не присутствовало на собрании колен израилевых и свято держалось повелений Господних, а потому не включено в общий приговор. Гораздо труднее объяснить, почему в стихе 24 упомянут Халев, а не упомянуть Иисус Навин, между тем как ниже в стихе 30-м и во Второз. II, 38 Иисус Навин упомянут, как предназначенный также как и Халев, видеть землю обетованную. Многие хотели видеть в этом обстоятельстве два параллельные сказания (Ст. 20–24 и 26 – 38) соединенные в главе XIV; но кажется вернее предположить что Иисус Навин только что переименованный из Осии в Иегошуа (спасение Божие) и предназначенный уже ввести будущее поколение в землю обетованную, (сравни Чucл. XIII, 17 и примечание 3-е; а также Второзак. I, 38) естественно выделялся из народа, как будущий вождь его, а о Халеве в стихе 24 упомянуто особо, ибо он один только из мужей Израильских (кроме племени Левиина) предназначен был увидеть Палестину. Мы заметим при том, что Халев был из колена Иудина, а Иисус Навин из колена Ефремова, и что только представители этих двух царственных колен происшедших от двух супруг Иакова увидели землю обетованную. Может быть есть еще причина, почему в стихе 24-м упомянут Халев; об нем прибавлено: «и семя его наследует ее» (землю), что и исполнилось при Иисусе Навине XV 14, и притом Халеву досталась земля тех именно сынов Энаковых, которыми пугали соглядатаи маловерных израильтян. Об Иисусе же сыне Нуна, или Навина мы не знаем, имел ли он какое либо потомство, об нем ничего не упомянуто ни в книге Иисуса Навина, ни в родословных списках 1 Парал. VII, 27. Нам кажется, что преемник Моисея, как великий учитель его, отдав всю жизнь Господу и народу израильскому, не оставил по себе потомства, и потому то в стихе 25 не упомянуто о Иисусе Навине, так как он в лице своего потомства не имел участия в земле обетованной. За Иисусом Навином осталось лично великое имя на многие тысячелетия

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Что же касается сказанного: не пощадит тебя око Мое и не помилую, то Он как милосердый врач, желающий вырезать гниющее мясо и прижечь рану, не щадит, чтобы пощадить, не милует, чтобы более помиловать: чтобы не оставалось гниющего [мяса] в теле и чтобы оно не повредило ближайших к нему [частей] мяса. Его же бо любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет (Евр. 12:6). Этот смысл имеет и оное [изречение]: Аз поражу и Аз исцелю (Второз. 31:39). Ибо всякое врачевание имеет временную горечь, но затем плод боли проявляется в здоровьи. Нечто подобное и чрез Амоса говорит Бог: вас точию познах от всех племен на земли, сего ради отмщу вся грехи ваша (Амос. 3:2). Позна Господь сущия Своя (2 Тим. 2:19). И пути ее, говорит, и весь ход жизни, и мерзости и пороки положу посреди тебя, чтобы поставить их пред глазами грешницы, наказываемой ради исцеления. И когда Господь сделает это, то испытывавшие мучения узнают, что Он — Господь. Это же самое выражает и оное свидетельство: „отмщу Иакову но путям его, воздам ему по начинаниям его“ (Осии 12, 2).    Ст. 5—6. Так говорит Господь Бог: одно огорчение [afflicmio], вот пришло огорчение, конец пришел, пришел конец. Он пробудился против тебя; вот пришел. Пришло сокращение (вульг. сокрушение) на тебя, житель земли.    Этого у Семидесяти нет, но в издании их это прибавлено под астерисками из перевода Феодотиона. Но мы будем следовать еврейскому [тексту]. Вместо огорчения, как мы ради ясности поставили но Симмаху, переведшему κακσις, в еврейском И греческом пишется κακα или πονηρα, то есть зло. Говорится же о том, что настало последнее время для грешников земли Израилевой, так что она не избежит определения Божия, давно ею заслуженного. А так как она еще не наполнила [меры] грехов своих, то наказание отсрочивалось, согласно с написанным: не бо исполнишася грехи аморреов (Быт. 15:16). Поэтому и Господь иудеям говорит: и вы наполняете меру отец ваших (Матф. 25:32). Итак пришла тебе беда, пришло огорчение и пришел плен. И не думай, что Я опять угрожаю будущим: Я показываю и даю знать пальцем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010