Вот что такое пост! Мы могли бы без конца продолжать эти высокоавторитетные свидетельства Святых Отцев о важности и значении поста, но и этого достаточно. К сожалению, в последнее время у нас широко распространились протестантские и сектантские воззрения на пост, как на что-то совсем ненужное и бесполезное. За это, понятно, с удовольствием хватаются все плотоугодники, оправдывая такими воззрениями свое нежелание поститься. Чаще всего любят ссылаться на слова Христа-Спасителя, сказанные книжникам и фарисеям:  «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» ( Матф. 15, 11 ). Но ведь это было сказано совсем не о посте, а по поводу фарисейского обычая умывать руки перед принятием пищи. Мы постимся вовсе не потому, что боимся оскверниться пищей, а для того, чтобы подвигом воздержания обуздать свои греховные страсти и послужить Богу, оказав послушание Церкви, установившей пост. Грех нарушения поста – не в осквернении пищей, а в непослушании Церкви. Протестанты и сектанты, якобы признающие только одно Священное Писание, уверяют, что Священное Писание ничего не говорит о необходимости поста. Какая это неправда! «Соблюдайте заповедь о посте,» говорит св. Василий Великий : «почтите седины поста, ибо он так же стар, как род человеческий.» И действительно, мы видим, что пост установил Сам Господь Бог еще в раю, когда дал нашим прародителям Адаму и Еве заповедь о невкушении ими плодов от древа познания добра и зла ( Быт. 2, 16–17 ). И за нарушение ими этой заповеди, то есть за нарушение поста, они были изгнаны из рая, и этот их первородный грех повлек неисчислимые бедствия для всего человечества. После потопа Ною тоже Самим Богом была дана заповедь о посте:  «Только плоти с душою ея, с кровью ея не ешьте»   ( Быт. 9, 3–4 ). Через весь Ветхий Завет проходит подвиг пощения, – как же можно отвергать пост? Св. Пророк и Боговидец Моисей на Синае не ел хлеба и не пил воды сорок дней и сорок ночей, после чего лишь удостоился предстать пред Богом и получить скрижали с десятью заповедями Закона Божия ( Исх. 24, 18 ). Испрашивая у Господа Бога прощения грехов народу еврейскому, Моисей, «повергшись пред Господом, молился и, как прежде, сорок дней и сорок ночей хлеба не ел и воды не пил за все грехи» (Второз. 9, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Всякий из нас, родившихся в деревне и наблюдавших жизнь нашего народа, знает, что без суеверий простой русский мужик не обходится почти нигде. Отсюда распространяться о деле более нет надобности. Что же касается спиритизма, обязанного своим происхождением присущему человеческой природе стремлению постигнуть явления из жизни «иного» мира и находящего своих адептов обыкновенно в лице скучающей и бездельничающей части общества, то какое либо значение ему усвояют, по крайней мере, в настоящее время лишь одни более, чем наивные, люди. Другие же говорят о нем не иначе, как с улыбкой... Слово Божие весьма строго относится к представителям всех видов суеверия: вызывающих мертвых или волхвующих оно обрекает на побиение камнями ( Лев. ХХ, 27 ); не должен находиться у тебя, говорит Моисей Израилю, проводящий сына своею или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых (Второз. XVIII, 10. 11, 58 ); исторгну, говорит Господь чрез пр. Михея тому же Израилю, чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя, истреблю истуканы твои и кумиры..., искореню... священные рощи твои... ( Mux. V, 12, 13, 14 ) 59 ) (ср. Зах. Х, 2 ; Maлax. III, 5 ; ср. историю Саула и Аэндорской волшебницы: 1Цap. XXVIII ). И св. ап. Павлом все такого рода проявления суеверия относятся к делам плоти ( Гaл. V, 19, 20 ; срав. Апокал. XXI, 8; XXII, 15); участь суеверов, по словам Ев. Иоанна, пребывание в озере, горящем огнем и серою (Апокал. XXI, 8). Примечание. Более подробная речь о спиритах, магах и т.д. не входит в нашу задачу. Наше дело отметить подобные явления, охарактеризовать самую их сущность, поскольку они не согласны с истинным понятием о вере, и указать взгляд на них Слова Божия. Ближайшая наша цель выяснение положительного христианского учения о «вере». II. Переходим к речи о другой богословской добродетели надежде... Мир создан Богом с известною целою. Для достижения им своего назначения ему даны Создателем требуемые силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Вторая казнь третьего ряда казней, саранча, поедает в половине марта все, что осталось спасенным от града. Египтяне падают духом: «разве ты не видишь, говорят они Фараону, что Египет гибнет» (гл. Х, 7)? При казнях Господних во всех странах и во всех веках люди не только несут кару, но и выносят мудрость из поучений Господних, если только они не закрыли своих глаз, чтобы не видеть истины; несчастия народные заставляют лучшую часть массы искать причин несчастий в собственной греховности. Что Египет не был страною, павшею нравственно, и не был также предназначен Господом к падению, мы можем заключить и из того, что казни Египетские, по миновании жестоких и несправедливых отношений Египта к Израилю, не нанесли Египту существенного и продолжительного вреда, и из того, что Израилю вменено в обязанность враждовать против всех племен Палестины, но принимать дружелюбно Египтянина Второз. XXIII, 7). Из исторических памятников мы видим, что Тотмес III, вступивший на престол через 22 года после Тотмеса II (Фараона исхода), ведет блестящие и победоносные войны в Сирии и Палестине, в то время, когда Израиль находится в пустыне. С другой стороны мы видим в главе XXIII Второзакония, что между тем как ни Аммонитянин, ни Моавитянин, ни даже сын блудницы Израильтянин, нидаже евнух не могут входить в общество народа Господня, в стихе 7 этой главы сказано: «не гнушайся Идумеянином 151 ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его». И в отношении Израиля; когда он был еще в Египте, нельзя заметить ожесточенной вражды со стороны народа. Сам Фараон, увлекшийся политическими соображениями и забывший, что он человек, доколе Господь не напомнил ему его слабости, – преследует Израильтян, но самые Египтяне, вероятно, большею частию сознавали несправедливость отношений владыки к народу свободному, ничем неповинному, который обращен был почти в рабов. Последняя тяжкая казнь пала на весь Египет, только вследствие упорства Фараона, который и сам погибает при преследовании Израиля, и после котораго 22 года царствует женщина Хатазу 152 . Что между Египтянами было много «боящихся слова Господня», мы видим из того, что по слову Моисея они прячут своих рабов и свои стада в дома, и спасают их от побития градом (IX, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Вы слышали, что сказано (древним): око за око и зуб за зуб». Ст. 39. «А Я говорю вам не то, чтобы воспротивиться (или: не то, чтобы не уступить – ντιστναι) человеку злому (злостному, хитрому, лукавому); напротив, кто ударит тебя в правую щеку, обрати к тому и другую». Ст.40. И кто хочет предстать с тобою на суд и отобрать у тебя одну одежду, уступи тому и другую», Ст. 41. «И кто (также злостный и также чрез суд, потому что γγορεειν указывает на присуждение отбывания какой либо повинности) принудит тебя на одно поприще, отправься с ним на два». Далее представляется как бы пропуск слов: «вы слышали, что сказано древним: «не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай взаймы (Второз. 15, 7. 8), и говорится прямо: Ст. 42. «Просящему (т.е. всякому, кто бы он ни был, иудей ли, эллин ли, или кто другой) у тебя дай и от желающего занять у тебя не отвращайся». Ст. 43. «Вы слышали, что сказано, полюби ближнего твоего и возненавидь врага твоего». Ст. 44. «А я говорю вам: любите врагов ваших»... Второй рецензент, как на пример не всегда верного понимания нами греческого текста, ссылается на сделанный нами перевод 16-го стиха девятой главы Евангелия от Матфея; причем как в начале, так и в конце статьи замечает, что «при толковании Евангелий и даже при переводе их нельзя руководиться одними только филологическими соображениями, и что поэтому сделанные г. Некрасовым исправления в русском переводе Евангелий не могут иметь решительного значения, как бы они ни были правильны с филологической точки зрения» (стр. 355). На это замечание мы заметим со своей стороны, что не только Евангелий, но и никакой книги нельзя не только переводить, но и читать, даже на родном языке, если руководиться одними только филологическими соображениями. Голова много значит; во время волнения старайтесь сохранять возможное спокойствие. Никакая филология не поможет уразуметь смысла этих фраз без контекста речи; и если переводчик не ссылается на контекст, так делает это для того, чтобы предоставить перевод в чистом виде, без всяких объяснений и рассуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Гл. 22. В первый день сотворил Он высшия небеса, землю, воды. Из этих стихий образуются: лед, град, иней и роса. За тем из служебных духов пред лицем Его, следуют: ангелы, предстоящие лицу Его, ангелы славы, ангелы ветров дующих, ангелы облаков и мрака, снега, града и мороза; ангелы шума, громов, молний, холода, жара, зимы, осени, весны и лета и все духи, присущие творениям Его, находящимся на небесах и на земле. Далее – бездны: бездна подземная и бездна хаоса, и мрак. Потом следуют: вечер и ночь, свет дня и утра. Эти семь величайших дел сотворил Бог в первый день. Во второй же день (Бог сотворил) твердь посреди вод и разделение между водами, которые над твердию, и водами, которыя под твердию на поверхности всей земли. Это лишь одно сотворил Бог во второй день. В третий день – моря, реки, источники и озера, семена посева, произрастения, деревья плодовитыя и безплодныя и леса. Эти четыре величайших дела сотворил Бог в третий день. В четвертый день – солнце, луну и звезды. Эти три великих дела сотворил Бог в четвертый день. В пятый день – китов великих, рыб и других пресмыкающихся в водах, птиц и крылатых. Эти три великих дела сотворил Бог в пятый день. В шестый день – зверей, скот, пресмыкающихся по земле и человека. Эти четыре великих дела сотворил Бог в шестый день. И было всех сотворенных от Бога в шесть дней дел 22 62 . И окончил Бог в шестый день все, что было на небесах и на земле, в морях и безднах, во свете и во мраке и во всем прочем. И почил Бог от всех дел своих в седмый день, и благословил его и освятил его и указал на это чрез ангела Моисею (срав. Быт. 1:1–2, 8 и Исх. 20:11 ). И от Адама до Иакова считается двадцать два родоначальника. И изберу себе, говорит Бог, от семени его люди избранны от всех языков (Второз. 14:2). Главы же поколений, о которых сказал Господь, суть следующия: Адам, Сиф, Энос, Энох, Арфаксад, Сала, Каинан, Фалек, Малелеил, Эвер, Рагав, Иаред, Серух, Нахор, Мафусал, Фара, Ламех, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Сим. Всех родов вместе двадцать два. Двадцать две буквы у евреев и соответственно этому Священных книг считается у них также 22, хотя их и двадцать семь; но поскольку у них пять букв удвояется, то выходит и их двадцать семь, хотя это число и сокращается в 22; посему и Священных книг, хотя их и 27, считается у евреев 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

говорит вообще обо всяком убое волов, овец и коз, т.е. животных, которых можно было приносить в жертву (убой должен был происходить пред дверями скинии свидения по обряду мирной жертвы), – но не имеет прямого и непосредственного отношения к закону о единстве места еврейского богослужения. Об этом законе , как мы видели, говорят другие места той же кн. Левит, указывающие на жертвенник у скинии свидения, как на место жертвоприношении для евреев. Наконец, среди дальнейших законов о богослужении евреев, мы находим у Моисея такое постановление. «Когда перейдете Иордан, говорит Моисей евреям, и поселитесь на земле, которую Господь, Бог ваш, дает вам в удел, и когда Он успокоит вас от всех врагов ваших, окружающих (вас), и будете жить безопасно, тогда, какое место изберет Господь Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там 14 , туда приносите все, что я заповедую вам сегодня: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу Богу вашему» (Второз.12:10–11; срв. Втор.12:5–6 , Втор.12:14 , Втор.12:18 , Втор.12:26 ; Втор.14:23 ; Втор.15:20 ). Это требование законодатель повторяет в нескольких местах (срв. Втор.12:5–6 , Втор.12:18 , Втор.12:26 ; Втор.14:23 ; Втор.15:20 ) и на исполнении его настаивает с особой силой, говоря: «берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, Бог твой в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебя сегодня» ( Втор.12:13–14 ). Таким образом, мы видим, что Моисей, простираясь пророческим взором в те времена еврейской истории, когда, по окончательном завладении Обетованной землей, евреи будут спокойно владеть ею, – предписывает им иметь только лишь одно место для жертвоприношений и других религиозных функций, место, «какое изберет Господь Бог из всех колен, чтобы пребывать имени Его там» ( Втор.12:5 ). Из представленного обозрения законов относительно места еврейского богослужения мы видим, что в законодательстве Моисея евреям, с одной стороны, предписывается на всяком месте богоявления устраивать жертвенник и совершать жертвоприношения; с другой стороны, местом жертвоприношений и отправления других религиозных функций указывается скиния собрания, а впоследствии одно определенное место, которое для сего изберет Сам Господь; оказывается, как бы, противоречие между законами: с одной стороны – на всяком месте богоявления, с другой – только на одном месте евреи могли приносить свои жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

«Да будут слова сии, которыми я молился (ныне) пред Господом, говорил мудрый царь Израиля, близки к Господу Богу нашему день и ночь, дабы Он делал, что потребно для раба Своего, и что потребно для народа Своего Израиля изо дня в день, чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его; да будет сердце наше вполне предано Господу Богу нашему, чтобы ходить по уставами Его и соблюдать заповеди Его, как ныне» ( 3Цар. 8, 59–61 ). В законе постоянно внушалось евреям, что за исполнение закона их ожидает благословение, за неисполнение – проклятие. Вместе с тем в то самое время, когда издавался закон, милости Божии к евреям исполняли страхом сердца лучших людей у других народов, слышавших об этих милостях и заставляли их обращаться к евреям и вместе к Иегове (Раав, евеи). Таким образом на евреев прежде всего была возложена миссия проповедывать не словом, а делом, (Второз. 4, 6–8 ст. 28, 10), а затем им был дан целый ряд постановлений и правил, как ближе всего и лучше всего исполнять это дело. Сущность Ветхозаветного закона содержится в десятисловии. Одним из лучших опровержений того мнения, что мораль Ветхаго завета имеет низменный и варварский характер, служит по нашему мнению то, что в настоящее время у христианских народов христианской нравственности прежде всего обучают по Ветхозаветному десятословию. Вечная правда десятословия столь непосредственно чувствуется, что ее удобнее всего находят предлагать детям, как наиболее понятное и жизненное нравственное назидание. Десятословие излагается в Исходе 20, 1–17 и повторяется во второзаконии 5, 6–21 ст. Остроумие рационалистов пожелало найти более древнее десятословие в Исходе 34, 10–27. Но последовательность библейского текста, равно как и законы действительности заставляют нас думать, что этот древнейший отрывок кодекса Израилева есть только развитие (хронологически, положим, почти одновременное) того десятословия, которое мы все знаем, как изначальное. Дело в том, что запрещения и повеления этого синайского десятословия имеют свой корень в самых изначальных постановлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Действительно, сопоставляя в нагорной беседеСвое учение с учением ветхозаветным, Иисус Христос сказал: „еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои ( Лев. 19:12 ; Второз. 23: 21). А Я говорю вам: не клянись вовсе... Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукаваго“ ( Мф. 5:33 – 37 ). Что на основании этого текста нельзя по­лагать, будто-бы Христос совершенно отвергал клятву или при­сягу и что это место вообще нельзя понимать в буквальном смысле, следует уже из того, что в 38-м стихе той же главы, противопоставляя ветхозаветной мести ( Исх. 21: 24 ) новозаветную лю­бовь, Христос советует тому, кого ударят в правую щеку, под­ставлять для удара еще и левую; но кто же станет думать, что в этом случае Христос буквально советует Своим последователям делать свои физиономии местом для испытания силы различных ударов? А несколько выше (ст. 29–30), приводя ветхозаветное учение о соблазнах, Он советует вырвать глаз, который соблазняет, и бросать его вон, отсекать руку, указывающую на соблазн, и т. п., потому что лучше, чтобы погиб один из членов, а не все тело было ввержено в геенну. Но если этих мест никто не станет понимать в буквальном смысле, то как же можно пони­мать в таком смысле выражение, стоящее между ними в средине? Не нужно забывать, что в нагорной проповеди Христос представил идеал, к которому должны стремиться Его последователи во время своей земной жизни. И если в двух приведенных нами местах Христос высказал лишь желание, чтобы между Его последователями не было оскорбления действием, т. е. драк и обид, не было никаких соблазнов, то в изречении о клятве Он указал только на Свое желание, чтобы Его последователи во всем доверяли один другому и чтобы сама клятва для них была излишня. Клятва есть дочь недоверия, а недоверие есть следствие существования лжи и преступлений, которые иногда прикрываются ложью. Между христианами совершенными невозможны ни ложь, ни недоверие, а по­тому им вовсе не нужна и клятва; им достаточно сказать только: „да, да; нет, нет“, чтобы им поверили.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Деян 17, 29 . «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого»... Объясн. Изображаемые на св. иконах события и лица произошли не от вымысла, но были и существуют в действительности, на самом деле, например – Крещение Господне: Мф. 3, 14–17 , Преображение Господне: Мф. 17, 1–5 , Господь Вседержитель: Евр. 1, 3 ; Откр. 14, 14 , Пресвятая Богородица с Младенцем: Мф. 2, 14 , апостол Петр: Мф 16. 17 ; между тем язычники называли богами такие существа, которые не управляли миром, и произошли действительно от человеческого вымысла. Гол. 4, в. Прем. Сол. 14, 12–14, напр.: Молох, Ремфан: Деян. 7, 43 , Артемида и Диопет: Деян. 19. 35 ; поэтому настоящее место Писания нужно относить не к св. иконам, а к идолам и кумирам вымышленных богов. Втор. 27,15 . «Проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника и поставить его в тайном месте». Объясн. Страшная угроза и проклятие здесь высказывается язычникам, производящим и поклоняющимся идолам, какой бы вид они ни имели; напр.: Деян. 14, 11–13, 23, 24 . К св. иконам эти слова не могут относиться так же, как не относились к Ковчегу Завета, благоговейное почитание которого сопровождалось благословением Божиим; 2Цар. 6, 11, 12 ; 2Пар. 8, 11 . О почитании святого Креста Лук. 9, 23 . «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвертись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Объясн. Если бы крест подлежал презрению, то Господь не стал бы означать именем креста благодетельные для нас скорби и страдания. Апостол Павел ничем другим не желал хвалиться, как только крестом; Гал. 6, 14 ; слово крест не везде обозначается в переносном смысле, но и в собственном: Мрк. 15, 21 ; Евр. 13, 13 ; Иоан. 3, 14–15 . Кол. 2, 14 . «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». Объясн. См. 1 Петр, 2, 24. Второз. 21, 22–23; ср. Гал. 3, 13 . «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве: то тело его но должно ночевать, но погреби его в тот же день; ибо проклят пред Богом (всякий) повешенный (на дереве)»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Для исполнения этого благочестивого намерения, в основании которого лежала вспыхнувшая в сердце его вера и благодарность Творцу, – Нееман не ставит себе в тягость сделать двойной лишний путь от Иордана к Самарии, чтобы опять возвращаться этим путем на родину в Дамаск. Приехав в Самарию, он опять останавливается пред домом человека Божия; но в этот раз он не стоит величаво на своей колеснице», а сходит с нее и идет в дом к пророку, что и выражено словами ст. 15: с пришел (Нееман) и стал пред ним (Елисеем)». Мысль о Едином Боге очевидно овладела душою Неемана и первые слова, которые он произносит, суть исповедание веры, зародившейся в его сердце: «вот я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля». Вслед за сим он просит пророка принять от него дары (ст. 15). Из стиха 5-го этой главы мы знаем, что Нееман взял с собою значительные по ценности своей дары, а именно десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота 948 и десять перемен (дорогих конечно) одежд. По-видимому всех даров, привезенных с собою Нееманом, было на сумму более семидесяти пяти тысяч рублей на наши деньги, кроме одежд. Но когда Нееман предложил дары свои пророку, то он, к изумлению своему, услышал от него решительный отказ принять от него что-либо: «Жив Господь, пред лицем которого стою! не приму». «И тот принуждал его взять, но он не согласился» (ст. 16). Причины отказа Елисея очевидны: благодать Господня не продается, награда Елисея была в радости прославления имени Господня среди язычников, среди тех, которые «не искали Господа, не вопрошали о нем» (Исаия LXV, 1), Который по милосердию Своему открывался некоторым из них и в ветхозаветном периоде, раскрывая в будущем, что и «язычники возвеселятся с народом Его» (Второз. XXXII, 43), когда приидет «полнота времени и Бог пошлет Сына Своего Единороднаго» ( Гaлam. IV, 4 ). Великий ученик великого учителя Илии всю душу свою отдал Богу, и его возмущала мысль что-либо взять от язычника, коему явлена была милость Бога Завета, и которого сердце освещено было светом в нем воссиявшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010