2Пар.9:26 ). Таким образом, осуществление первой черты, требуемой выше исторической обстановки произошло при Соломоне. Далее, по смыслу Второз.12:10 требовалась при этом спокойная и безопасная жизнь еврейского народа. И мы находим, что Господь, предсказывая Давиду о Соломоне, говорит: «у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом ... И мир, и покой дам Израилю во дни его» ( 1Пар.22:9 ). И в повествовании о Соломоне говорится, что «был у него мир со всеми окрестными странами» ( 3Цар.4:24 ); Соломон сам говорил Хираму: «ныне Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду; нет противника» ( 3Цар.5:4 ); в его время «жили Иуда и Израиль спокойно» ( 3Цар.4:25 ). Таким образом, и другая черта требуемой законом Второз. исторической обстановки осуществилась тоже при Соломоне. Наконец, требовалось, по закону Второз.12:11, избрание места богослужения Самим Богом. По словам Соломона, Господь говорил Давиду: «Я избрал Иерусалим, чтобы там пребывало имя Мое» ( 2Пар.6:6 ; срв. 4Цар.21:14 ). Частнее, это место было обозначено Господом на горе Мариа, когда, по явлении Ангела Господня Давиду, этот «Ангел Господень сказал Гаду, чтобы тот сказал Давиду: пусть Давид придет и поставит жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина» ( 1Пар.21:18 ; срв. 2Цар.24:19 ), каковое место находилось на горе Мариа. Таким образом, та историческая обстановка, которая рисуется в законе Втор.12:10–11 , осуществилась во времена Соломона: к его времени место для богослужения уже было избрано Богом; евреями была занята вся территория, назначенная им в удел; и сами евреи жили спокойно и безопасно. И Соломон построил на избранном Богом месте храм. Очевидно, этот храм и был тем местом, которое, по закону Второз.12:11, избрал Господь, «чтобы пребывало там имя Его», ибо и Сам Господь сказал о храме, что «Мое имя будет там» ( 3Цар.8:29 ; срв. 3Цар.9:3 ; 4Цар.21:4 ). Очевидно, что тем историческим моментом, с которого должен был войти в действие закон Второз.12:10–11, являлось построение Соломоном храма 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Писания Ветхого Завета. По библейскому ветхозаветному учению, как и по учению христианскому или новозаветному, Бог есть существо премирное, безпредельное, всесовершенное, личное и безусловно ифическое. В окружающей человека природе нет ничего такого, что могло бы дать материал для составления столь высокого понятия о Боге, – почему оно и может быть признано только богооткровенным в собственном смысле. По учению ветхозаветных книг Св. Писания, Бог открыл себя древне-еврейскому народу с самого начала по существу Своему не только единым, но и единственным: “Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть“ (Второз. 6, 4). „Я – Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим“ ( Исх. 20. 2. 3 ). „Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь есть Бог, и нет еще, кроме Его“ (Второз. 4, 35). „Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его“ (Второз. 4, 39). Видите ныне, что это – Я, Я – и нет Бога, кроме Меня“ (Второз. 32, 39). „Ты, Боже, един Ты“ ( Пс. 85, 10 ). „Я – первый и Я – последний, и кроме Меня нет Бога... Есть ли Бог кроме Меня“? ( Пс. 44, 6. 8 ). „Я – Бог, и нет иного Бога и нет подобного Мне“ ( Ис. 46, 9 ). Я Господь и нет иного; нет Бога, кроне Меня ( Ис. 45, 5 ) „Господь един и имя Его едино“ ( Зах. 14, 9 ). Все так называемые языческие боги – elilim – ничто, segerer – ложь, пустяки, выдумка, tohri – пустота, memim:-мepmbыe; они пустые и безжизненные идолы: „Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею“ ( Пс. 113, 13–15 ). Частнее, – по учению, содержащемуся в книгах Св. Писания ветхого завета, Бог есть существо а) самобытное, безконечное, вечное и независимое. „Я есмь Сущий -Иегова“ ( Исх. 3, 14 ). „Живу Я во век“ (Второз. 32, 40). „Я – тот же, Я первый и Я последний“ ( Ис. 48, 12 ). „Ты тот же, и лета Твои не кончатся“ ( Пс. 101, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

«Не исчезнет бедный из среды земли; поэтому-то Я заповедаю тебе, говоря: раскрывая раскрой руку твою брату твоему, убогому твоему и бедному твоему в земле твоей» (Второз. XV, 11). «Когда будешь строить дом новый, то сделай загородку на крыше твоей и не навлеки крови на дом твой, если бы кто-нибудь падая упадет с него» (Второз. XXII, 8). «Не выдавай господину раба его, прибежавшего к тебе от господина своего. С тобою да обитает среди твоих в месте, которое изберет, в одном из добрых обиталищ твоих, и не притесняй его» (Второз. ХХШ, 16,17). «Не бери роста с брата твоего, ни роста сребром, ни роста пищей, ни роста всякою вещью, которая дается взаймы» (ib. 20).. «Если пойдешь в виноградник ближнего твоего, то ешь гроздий сколько душе твоей угодно, но в посуду свою не клади. Если пойдёшь на ниву ближнего твоего, то срывай колосья рукою твоею, но серпа не запускай в жатву ближнего твоего» (ib. 25, 26). «Муж новобрачный, когда взял жену себе, да не идет в ополчение и да не возлагается на него никакое дело; свободен да будет в доме своем год один и да увеселяет жену свою, которую взял. — Не бери в залог верхнего и нижнего жернова: ибо душу он заложил» (Второз. XXIV, 5, 6). «Если ссудишь ближнего твоего чем-нибудь взаймы, не входи в дом его, чтобы взять залог у него; снаружи постой, и тот муж, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог наружу. А если муж бедный он, не ложись спать с залогом его: возвращая верни ему залог его при заходе солнца и пусть спит в одежде своей и благословит тебя, и это тебе будет в праведность пред лицем Ягвэ Бога твоего. — Не задерживай платы неимущему и убогому из братьев твоих или из поселенцев, что в земле твоей, в воротах твоих; в день его отдавай плату его, и да не зайдет над нею солнце: ибо бедняк он и платою носит душу свою, — чтобы не воззвал он на тебя к Ягвэ и не было бы на тебе греха. Да не 485 умирают отцы за сыновей, и сыновья да не умирают за отцов: каждый за грех свой умирает. — Да не нарушается право странника сироты и да не берется в залог платье вдовы. Помни, что рабом был ты в Мицраиме, и освободил тебя Ягвэ Бог твой оттуда; потому-то я и запрещаю тебе делать такие дела. — Когда жать будешь жатву в поле твоем и уронишь сноп в поле, не возвращайся, чтобы подобрать его: страннику, сироте и вдове будет он, дабы благословил тебя Ягвэ Бог твой и во всяком деле рук твоих. Когда ты отрясешь маслины свои, не отрясай их другой раз: страннику, сироте и вдове будет (это). Когда будешь собирать виноград свой, не подбирай за собою: страннику, сироте и вдове будет (это). И помни, что рабом был ты в земле Мицраим, поэтому то я запрещаю тебе делать такие дела» (ib. 10-22).

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

В богочеловеческом союзе любовь основана на взаимности: Израиль должен любить Ягвэ потому, что Ягвэ прежде возлюбил и избрал Израиля. «Тебя избрал Ягвэ Бог твой да будешь Ему в народ собственный (леам оегула) изо всех народов, что на лице земли. Не изъ-за многочисленности вашей среди всех народов принял вас Ягвэ и избрал вас, ибо вы малейший изо всех народов; — но из того, что возлюбил вас Ягвэ, и дабы соблюсти клятвы, коими клялся отцам вашим, вывел Ягвэ вас рукою крепкою и освободил из дома работ, из руки фараона царя Египетского» (Второз. VII, 5-8). «Се, Ягвэ Богу твоему (принадлежит) небо и небеса небес, земля и все, что на ней. Но лишь к отцам вашим приязнь Ягвэ и возлюбил он их и избрал семя их после них — вас (избрал) изо всех народов как днесь (явно). Так обрежьте крайнюю плоть сердец ваших и яаестововыйными не будьте больше» (Второз. X, 14-6). Любовь Ягвэ к Израилю есть любовь отца, воспитывающего детей своих: «Вспомни всю дорогу, которою вел тебя Ягвэ Бог твой эти сорок лет в пустыне, дабы смирить тебя, дабы испытать и узнать, что в сердце твоем, сохранишь ли заповеди Его, или нет. И смирял тебя и заставлял голодать и кормил манною, которой ты не ведал и не ведали отцы твои, дабы ты познал, что не хлебом одним жив будет человек, но всем исходящим от Ягвэ жив будет человек. — Одежды твои не ветшали на тебе и ноги твои не пухли эти сорок лет. Познай же в сердце твоем: как воспитывает муж сына своего, (так) Ягвэ Бог твой воспитал тебя» (Второз. XIII, 2-5). Так как заповедь любви к Богу основана на взаимности, то и все требования, вытекающие из этой заповеди, предполагают ту же взаимность. — Как Израиль должен прежде всего быть верен Ягвэ Богу своему и не заменять его никакими другими богами, так и Ягвэ, избравши себе народ Израильский, остается ему верен и не заменяет его никаким другим народом. Как Израиль должен доказывать свою любовь к Богу на деле, исполняя заповеди Божии, 482 так и Бог делами доказывает свою любовь к Израилю, исполняя данные ему (еще в лице праотцов) обещания. Если наконец Бог требует от Израиля, чтобы из любви к Нему (Богу) он (Израиль) был свят, то это требование основывается на том, что любящий должен быть однороден с предметом любви своей. «Будьте святы, потому что Я свят».

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Первый раз такой договор заключен у горы Божией, в виду чрезвычайных явлений силы и славы Божией, тем самым поколением Израильским, которое вышло из Египта (Исх. XXIX, Второз. V). Здесь народ находится под непосредственным впечатлением величественного действия Божия, и следовательно нравственная свобода его может представляться в известном смысле связанною. Поэтому договор вторично возобновляется в пределах Моабских (перед смертью Моисея), без прямого присутствия Божия и при том другим поколением, родившимся в пустыне и лишь по слуху знавшим о Египетском рабстве и о чудесном избавлении от этого рабства. «Вот слова завета (дибрэй габберит), что заповедал Ягвэ Моисею заключить с сынами Израилевыми в земле Моаб, кроме завета, который заключил с ними в Хорэбе. «И созвал Моисей всего Израиля и сказал им: — Вы ополчились сегодня — все вы — пред лицем Ягвэ Бога вашего: головы родов ваших, старейшины ваши, надзиратели ваши, всякий муж Израильский; дети ваши и жены ваши и странник твой, что среди ополчений твоих, и от дровосеков твоих до водоносов твоих, — при вступлении твоем в завет (биб’рит) Ягвэ Бога твоего и в клятву, которую Ягвэ Бог твой заключил с тобою днесь; дабы восставить тебя днесь Ему в народ, а Он будет тебе в Бога, как Он говорил тебе и как клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову. И не с вами одними я заключаю завет сей и клятву сию, но как с вами, что стоите здесь сегодня пред лицем 490 Ягвэ Бога нашего, так и с теми, которых нет здесь ныне» (Второз. XXVIII, 69, XXIX, 1, 9-14). «Заповедь же эта, которую я заповедую тебе ныне, — не скрыта она от тебя и не далека она. Не в небесах она, чтобы сказать: кто взойдет у нас на небо и возьмет ее? и не за пределами моря она, чтобы сказать: кто перейдет у нас пределы моря и возьмет ее нам, да услышим ее и сотворим ее. Ибо близко к тебе слово это 101  весьма: в устах твоих и в сердце твоем дабы сотворить его. Смотри: положил я пред лицем твоим днесь жизнь и добро, смерть и зло; — в том, что я заповедую тебе ныне, да любишь Ягвэ Бога твоего, чтобы ходить путями Его и хранить заповеди Его и уставы Его и узаконения Его, — и заживешь и умножишься, и благословит тебя Ягвэ Бог твой в земле, куда ты идешь, чтобы завладеть ею. Если же ты отвратишь сердце твое и не послушаешься и допустишь соблазнить тебя и поклонишься богам другим и послужишь им, — возвещаю вам днесь, что погибая погибнете, и не продлятся дни ваши на земле, куда теперь переходите через Иордан, идти в нее, чтобы завладеть ею. Свидетельствуюсь вам днесь небом и землею: жизнь и смерть положил я пред лицем твоим, — благословение и проклятие; и избери жизнь, дабы жить тебе и семени твоему. Да возлюбишь Ягвэ Бога твоего, чтобы слушать гласа Его и быть привязанным к Нему. Ибо в этом жизнь твоя и долгота рей твоих при обитании на земле, о которой клялся Ягвэ отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, — что дает им» (Второз. XXV, 11-20).

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Там приступил ко Христу диавол и пытался хитрыми вопросами и обольщеньями соблазнить Его на грех, как всякого человека. Диавол сказал Иисусу Христу: (напрасно Ты мучишь Себя голодом) " если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами " . Спаситель же сказал ему в ответ: - " в Священном Писании " (в Библии) сказано: не от хлеба одного зависит жизнь человека, но от всякого слова, исходящего из уст Божиих " . (Второз. 8, 3). Тогда диавол повел Иисуса Христа в Иерусалим, поставил Его на крышу храма и сказал: " если Ты Сын Божий, бросься от сюда вниз (опасности для Тебя нет), потому что в Писании сказано: ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею " (Псал. 90, 11-12). Но Иисус Христос сказал ему: " в Писании сказано также, не искушай Господа Бога Твоего " , т. е. где не нужно, не требуй и не ожидай чудес. (Второз. 6, 16). После этого, диавол опять взял Его и возвел на высокую гору и там, во мгновение ока, показал Ему все царства мира, во всем их блеске и величии, и сказал: " Все это дам Тебе, так как власть над ними предана мне; и я кому хочу, даю ее. И так, если Ты падши поклонишься мне, то все будет Твое " . Иисус Христос сказал ему: " отойди от Меня, сатана; ибо сказано в Писании: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи " (Второз. 6, 13). Тогда посрамленный диавол отступил от Иисуса Христа до времени и, тотчас, ангелы Божии явились и стали служить Христу. Так Спаситель, победив искушения от диавола, показал этим, что Он пришел освободить людей от власти диавола, без всяких уступок злу. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Матфея, гл. 4, 1-11; от Марка, 1, 12-13; от Луки, гл. 4, 1-13. По примеру поста Христова, Св. Православною Церковью установлен 40-дневный пост (св. четыредесятница), который называется великим и начинается за семь недель до праздника Пасхи - светлого Христова Воскресения, а также установлены и другие посты. Пост помогает человеку очистить себя от зла - от греховных наклонностей, помогает больше помнить о Боге и быть ближе к Нему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

цитаты в моей речи о «вегетарианстве»..., стр. 33)... «Милующее сердце», говорит преп. Исаак Сирин , «и о бессловесных... ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились» они..., «а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалость, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу» (см. : в моей речи: ibid.). На вопрос: «что такое сердце милующее?» преп. Исаак ответил: «возгорание сердца у человека о всем творении, ...о птицах, о животных... и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них, очи у человека источают слезы. От великой и сильной жалости», – продолжает он, – «объемлющей сердце, и от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вывести или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью» (ibid.)... Ср. еще, напр., Лук. 15:3–6 . Мф. 18:12–13... Впрочем, что уже говорить о христианстве, если и в ветхозаветной Библии находим, напр., законы: «в седьмой год «оставляй» землю «в покое, чтобы питались убогие..., а остатками после них... звери полевые. Так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею» ( Исх. 23:11 ) ( Лев. 25:4–7 )... «В седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой»... (Исх. –12). Когда увидишь осла брата твоею или вола его упадших на пути, не оставляй их; но подними их»... (Второз. 22:4. Ср. Лук. 14:5 ; ср. Мф. 12:11), «Не вари козленка в молоке матери его» ( Исх. 23:19. 34:26 . Второз. 14:21). «Не заграждай рта волу, когда он молотит» (Второз. 25:4), и т. д. Вот она христианская то точка зрения, г. Геккель с «присными»!.. А посмотрите-ка, с другой стороны, на восхваляемых этим «ученым» (!) буддистов. «Далее в душах членов монашеского ордена... гордость до того сильна, что они считаюсь унизительным для своего достоинства платить вежливостью за вежливость, благодарить за милостыни, какие народ подает им» (Келлог: «Буддизм и христианство»; 2-е изд. Киев, 1894 г., стр. 274)... Где уж тут говорить о хороших отношениях этих эгоистов... не к людям, а к животным? Если ими третируются люди, то, разумеется, тем более неразумные твари...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

3 . «Пресвитеров ваших умоляю я, сопресвитер и свидетель страданий Христовых... пасите Божье стадо, какое у вас.., не господствуя над клирами ( των κληρων ), но подавая пример стаду» (I Пе. 5,1–3). В каждой местной церкви Дух Святой поставил пресвитеров (или епископов), чтобы они пасли стадо Божье ( Деян. 20,28 ). Божье стадо, которое пасут пресвитеры, является их клиром, который они получили от Бога 16 . Народ Божий – один, стадо Божье – одно, и клир – один. Принадлежа стаду Божьему, каждый член Церкви принадлежит клиру пресвитеров, которые его пасут, а через них принадлежит клиру Божьему. По этому каждый лаик в широком смысле является клириком. Он – клирик и потому, что уделом всего народа Божьего, в которо м он состоит, является Господь. В Ветхом Завете Господь был уделом одного колена Израилева. «Дабы ты, взглянув на небо, увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь вывел из печи железной из Е гипта, дабы вы были народом Его удела» (Второз. 4,19–20). Весь Израиль – народ Божий, народ удела, но это лишь сень нового Израиля, где настоящее и будущее еще слиты воедино. В настоящем и с обственном смысле только одно Левиино колено имеет уделом Бога. «В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег Завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему...» (Второз. 10,8). Если весь народ Израиля выделен из всех народов, то Левиино колено выделено из всех остальных к олен и поставлено вне всего народа и над ним, т. к. ему одному принадлежит священство. В Новом Завете весь народ составляет священство, а потому никакая часть в нем не может быть отделена от остального народа. В Новом Завете исполнилось ветхозаветное пророчество: весь народ, а не часть только, служит во имя Господа. Весь новозаветный народ – клир Божий, и каждый в нем клирик 17 . Как при разделе обетованной земли Левиино колено не получило надела, так и члены Церкви на земле не имеют постоянного града, а грядущего взыскуют ( Евр. 13,14 ). Имея уделом служение Богу, христиане Ему отданы, Ему одному принадлежат. В Ветхом Завете левиты были частью Бога на земле и Его наследием – «они отданы Мне из сынов Израилевых» ( Чис. 8,15 ), – а в Новом Завете весь народ Божий отдан Богу. «Вы же Христовы, а Христос – Божий» ( I Kop. 3,23 ). Христиане, как члены Церкви, – Христовы, а через Него они – Божьи. Не отдельная группа, а все вместе они служат Богу. Как лаики – члены народа Божьего «во Христе», – они отданы Богу, они клирики и, как клирики, они все – лаики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

    ••6•     «Нищие всегда будут среди земли твоей» (Второз.). А неверие говорит: мы устроим жизнь без Бога, жизнь счастливую, где не будет разницы между людьми, но все будут в достатке и благополучии... Жалкие мечты! Разве мы не видим теперь нищих, когда неверие имеет полную возможность и силу, строить жизнь по-своему: нищих теперь больше, чем раньше. И всегда будут нищие, п.ч. всегда будут люди жадные и злые, а при безверии их будет не меньше, а больше. Почему? Потому что нужно, чтобы люди переменились, стали бы добрыми, любвеобильными, не сребролюбивыми... А это бывает с людьми только при помощи благодати Божией. Если бы все люди стали настоящими, добрыми христианами, то и нищих не было бы на земле...»     7     «Никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе» (Второз.16:16—17). Богу не нужны наши дары и жертвы. Но нам они нужны. Что означают наши дары в храм Божий: свечи, ли хлебные приношения, или деньги и прочее? – Они говорят о чувстве благодарности нашей к Богу, о сознании нашей зависимости от Господа. Это есть открытое наше исповедание живого Бога, укрепление веры нашей в Бога. Принимающий дары от нас Господь не есть какая-то абстрактная субстанция, а живой, личный, любвеобильный всемогущий Бог наш. Здесь выявляется наше определенное отношение к Богу, конкретное, реальное. Здесь живые люди имеют общение с живым Богом чрез молитвы и жертвоприношения. Здесь видим близость к нам, грешным и слабым – Великого Бога многомилостивого...     8     «Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, что суть неверующие, и кто предаст Его» (Иоан. 6:64). О ком здесь говорит Христос Спаситель? — О своих учениках, следовавших на Ним, а этих учеников было много, кроме 12 и 70. И вот оказывается, что среди этих учеников (Иоан.6:60—61) были неверующие в Христа Бога и предатели.     Не это ли видим и в наши дни? – Немало прежних православных священников и даже епископов, не говоря уже о мирянах – теперь порвали с Богом и Церковью, и выявилось, что они не веровали в Бога, и легко приносят интересы святой веры и Церкви в жертву своему внешнему положению...»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В доказательство такого мнения враждебные Божественному Откровению мыслители указывают с одной стороны на то, что в изображении библейских писателей Бог является иногда говорящим и действующим во огне, дыме и мраке, громе и молнии, а с другой – на праздник кущей, который, по их мнению, ничем существенно не отличался от греческих оргий в честь Дионисия или Вакха. Правда, Бог являлся Аврааму во мраке, дыме и пламени огня ( Быт. 15, 12, 17 ); Моисею он говорил „в пламени огня из среды тернового куста“, который горел огнем и не сгорал ( Исх. 3, 2 ); на Синае Бог дал закон народу еврейскому в густом облаке и огне, при громе, молнии и весьма сильном трубном звуке ( Исх. 19, 9, 16, 18 ; Второз. 5, 5. 24, 26.); Моисей называет Бога прямо „огнем поядающим“ (Второз. 4, 24); а в книге числ (16, 35) рассказывается даже о том, что „вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение“ (Срв. Лев. 10, 2 ). Правда и то, что в книгах Св. Писания Ветхого Завета Бог представляется часто человекообразно имеющим очи, уши, уста, руки и ноги. Но несправедливо то, будто бы такое образное (по словоупотреблению рационалистов, натуралистическое) представление о Боге было свойственно еврейскому религиозному сознанию лишь в первобытное и слишком отдаленное время. На самом деле оно встречается у Давида и пророков, т. е., в позднейшую эпоху жизни еврейского народа. Там мы читаем пс. 103, 2. 3: „Господи Боже Мой!.. ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса как шатер; устрояешь над водами горние чертоги твои, делаешь облака твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра! Пс. 96, 1–6 : „Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова. Облако и мрак окрест Его; пред Ним идет огонь; молнии Его освещают вселенную; горы, как воск, тают от лица Господа“ и т. д. Пс. 28 : Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими. Глас Господа сокрушает кедры и заставляет их скакать подобно тельцу; глас Господа высекает пламень огня“...

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010