1. Бывший митрополит Филарет (Денисенко) был запрещен в служении Архиерейским собором Украинской Православной Церкви 27 мая 1992 года, собравшимся в Харькове в составе 18 архиереев под председательством митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснака). 1 июня 1992 года уже Архиерейский Собор Русской Православной Церкви постановил: " извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире " , за " жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит 1:7-8; 27-е правило Святых Апостолов), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Первого Вселенского собора правило 3-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е), клятвопреступление (Святых Апостолов правило 25-е), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е), совершение священнодействий, включая рукоположения, в состоянии запрещения (Святых Апостолов правило 28-е), учинение раскола в Церкви (Двукратного правило 15-е) " В " Послании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви пастырям и верным чадам Украинской Православной Церкви " оговаривалось, что " Филарет и Иаков лишены сана не за убеждения, а за преступления против Церкви, выразившиеся в сознательном грубейшем нарушении священных канонов " Обратим внимание, что пять из семи предъявленных пунктов обвинения имеют характер преступлений против христианской морали. Бывший митрополит Филарет не признал за собой вины и не подчинился решению Собора, объявив его неканоническим и недееспособным, и продолжал совершать " священнодействия " , вел активную схизматическую деятельность, в том числе и в пределах других поместных Церквей. Не подчинившись решению Архиерейского Собора, он, согласно канонам, утратил право на апелляцию. За нарушение постановления Архиерейского Собора и продолжение раскольнической деятельности в межсоборный период Филарет был отлучен от Церкви и анафематствован в 1997

http://mitropolia.spb.ru/docs/o-kanonich...

Как прореагировал на это сообщение Константинополь? 26 августа 1992 года патриарх Константинопольский Варфоломей в ответе на письмо Патриарха Алексия II по поводу низложения Филарета писал: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном». То есть принято было не единолично, а Синодом. И никаких возражений не было! Всё догматично. Таким образом, до объявления анафемы - с 11 июня 1992 года, когда Архиерейский собор РПЦ постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», и до Собора 1997 года он был лишь монахом. Но с момента объявления ему анафемы он стал уже «бывшим монахом», то есть - по канонам Церкиви - лицом светским, М. Денисенко. Но он всё самочинно нарушил, успешно пользуясь политической ситуацией на Украине. Несложно заметить, заглянув в документы Соборов РПЦ, связанные с извержением его из сана и анафемой, что в них имеется перечень обоснований таких решений - ссылки на тексты Нового Завета, на постановления Вселенских Соборов, на Правила святых апостолов. Например, за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора правило 3-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е), клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е), совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е), учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е)». Всё догматически обосновано. И это сразу разоблачает лукавство Константинопольского патриархата, объявившего 11 октября, что Денисенко «в схизме не из догматических причин». Заявлено голословно, без ссылки на догматы. Всё в секрете. Это и понятно. Деятели Константинопольского Синода решили быть в тренде - следовать примеру лидеров Запада.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/24/v...

Как видно из того же первого правила св. Василия Великого , а также 7 правила Второго Вселенского Собора (срав. 95 правило 6 Вселенского Собор и 7 правило Лаодикийского Собора), Православная Церковь приравнивала к язычникам только тех еретиков, у которых крещение совершалось без веры в Св. Троицу. Поэтому, присоединяя таковых к числу своих членов, она их перекрещивала. Еретиков же, над которыми было совершено таинство крещения при наличии этой веры и с призыванием имени св. Троицы, св. Церковь принимала вторым чином – через таинство миропомазания, признавая их крещение действительным. Этим самым она свидетельствует, что у таких еретиков благодать крещения есть. Вот почему епископ Никодим, канонически толкования которого помещены, наряду с другими, в книге правил, в своём объяснении 7 правила 2 Вселенского Собора, имея в виду еретиков: ариан, македонян и аполлинариан, говорит: «всякий, который совершает крещение, есть только орудие, которое Христос избирает для приобретения человека в Своё Царство. Это орудие совершает обряд, а благодать исходит от Бога 893 . Как видно из 8 правила 1 Вселенского Собора, св. Церковь допускала у новатиан, имевших апостольское преемство, присутствие благодати не только в таинстве крещения, но и в таинстве священства. Поэтому за новатианами, посвящёнными от своих епископов в церковные степени последние оставлялись после перехода их в Православную Церковь без нового посвящения. А из 95 правила 6 Вселенского Собора явствует, что Церковь признавала у еретиков-несториан наличие благодати в таинствах крещения, священства и миропомазания. В силу этого она принимала их третьим чином, т. е. через покаяние или отречение от ереси. При объяснении этого правила епископ Никодим говорит: «по первому чину Церковь принимает тех еретиков, которые не веруют в св. Троицу, не признают крещения и его не совершают согласно повелению Господа; по второму чину, т. е. через миропомазание, принимаются (кроме упомянутых в правиле еретиков) все те, которые крещены во имя Отца и Сына и Св. Духа, но не имеют законного священства и не признают таинства миропомазания, а таковы ныне все протестанты; через миропомазание принимаются также и римо-католики и армяне, если не были миропомазаны в своей церкви перед обращением в православие; по третьему чину, т. е. без крещения и миропомазания, только через отречение от прежней веры и через исповедание православного учения принимаются (кроме упомянутых в правиле еретиков) все римо-католики и армяне, которые были миропомазаны в своей церкви» 894 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Святители, преемники Святых Апостолов на вышеперечисленных кафедрах, стремились прежде всего " блюсти единение Духа в союзе мира " ((Еф.4, 3), стремясь исполнить заповедь Самого Господа: " иже аще хощет в вас вящий быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб: Якоже Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити, и дати душу свою избавление за многих " (Мф.20, 26-28)! Относительно же административной власти Предстоятелей Поместных Церквей Святые Апостолы и Святые Отцы заповедали: " Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех " (Апостольское Правило 34). " Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и Римскому епископу сие обычно, подобно и в Антиохии, и в иных областях да сохраняются преимущества Церквей... " (Правило 6 Первого Вселенского Собора). " Областные епископы да не простирают своея власти на Церкви, за пределами своея области (Поместной Церкви - прим. авт.), и да не смешивают Церквей; но, по правилам, Александрийский епископ да управляет Церквами токмо Египетскими; епископы восточные да начальствуют токмо на востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской Церкви, правилами Никейскими признанных... Не быв приглашены, епископы да не преходят за пределы своея области для рукоположения, или какого-либо другаго Церковнаго распоряжения " (Правило 2 Второго Вселенского Собора). Итак, Господь распространил Свою Святую Церковь через Святых Апостолов и Святителей, их учеников и преемников, дал Ей Духом Святым определённую структуру и организацию, однако Враг посеял плевелы расколов и ересей. Вселенские Соборы явились самым совершенным органом Духа Христова в борьбе за церковное единство: " изволися Духу Святому и нам... " - так всегда начинались определения Соборов. Вселенские Соборы решали вопросы об осуждении различных ересей и расколов (ересью именуется отделение от Церкви по догматическим причинам (лжеумствования), а расколом - по каноническим (гордыня, непослушание священноначалию). Святой Апостол Павел также именует Церковь Телом Христовым, то есть состоять в церковном общении - означает причащаться из единой Чаши: " Чаша благословения, юже благословляем, не общение ли Крове Христовы есть; Хлеб, егоже ломим, не общение ли Тела Христова есть; Яко един Хлеб, едино Тело есмы мнози: вси от Единого Хлеба причащаемся " (1 Кор. 10,17). Само же слово " причастие " как в греческом, так и в латинском означает " общение " , " соединение " . Анафемой называется отвержение от церковного общения до Страшного Суда Христова, призыв любящей Матери-Церкви к возвращению через покаяние и отречение от ереси либо раскола.

http://ruskline.ru/analitika/2009/02/11/...

Так, на Лаодикийском Соборе (364 г.) было постановлено включить в «церковный чин» и монахов (правило 24), то есть так был решен вопрос о церковном статусе монашества. С тех пор собравшиеся вокруг игумена иноки стали уже не некой частной группой, но живым членом Церкви, частью Церкви Соборной. Гангрский Собор (ок. 340 г.) в своих определениях проявил заботу о преодолении трудностей, вставших перед монашеством, о сохранении его как института Церкви, о предотвращении искажений основных его понятий и разного рода злоупотреблений (правила 9,10,12–19 и 21). На Четвертом Вселенском Соборе (451 г.) Церковь постановила, чтобы монахи не отвлекались на мирские попечения и не привлекались государством к исполнению военных обязанностей. Тогда же были оговорены меры в случае отпадения монахов от своего епископа, происходящие по «дерзости или невменяемости» (правила 3,4, 6–18,29 и 24). На Пято-шестом Соборе (691–92 гг.) были оговорены возрастные рамки для пострига, подтверждена возможность подвижнической жизни для юношей, проявлена забота об истинной монашеской жизни и обеспечении безопасности монастырям (правила 40 – 47 и 49). На Седьмом Вселенском Соборе (787 г.) было уделено внимание предупреждению разного рода отклонений в монашеской среде (правила 4, 5, 11–14 и 17–22), а на Перво-втором Соборе в Константинополе (861 г.) Церковь ограничила произвол (правила 1–4, 6, 13), существовавший в то трудное время вследствие раздоров между игнатианами и приверженцами патриарха Фотия. Кроме того, установила срок послушнического испытания (правило 5). Из правил Карфагенского (419 г.) и Второго Собора в Святой Софии (879 г.), а также патриархов Никифора и Николая следует, что Церковь заботилась и о многих других сторонах монашеской жизни. В четвертом правиле Четвертого Вселенского Собора и в первом и тринадцатом, правилах Перво-второго Собора были сформулированы канонические правомочия епископа, определены отношения епископа с обителями и подтверждена в духе Церкви подлинная во Христе свобода монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Предание Православной Церкви главным образом содержится в книге правил: св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных, и св. Отец, в Уставе Церковном и в других Богослужебных книгах. В книге правил изложены постановления, или правила (καννες) Церкви Вселенской и гражданские законы (νμοι), относящиеся до Христианского благочиния; посему она называется Номоканоном, по-славянски Законоправильником или Законоправилами, и также Кормчей, в том разуме, что Кафолическая Церковь есть как бы ковчег, или корабль, плывущий по бурному морю мира к небесному пристанищу, управляемый книгой правил, как кормилом. Кормчей Православная Церковь издревле неизменно управляется. Подобно писаниям Апостольским, которые первоначально были перечитываемы и пересылаемы от одной Церкви к другой ( Кол.4:16 ), списки соборных деяний и правил были рассылаемы Епископами по Епархиям, и служили руководством для Церкви 15 . Первоначальные собрания этих правил существовали уже в III, IV и V веке. В послании Православных Епископов первого Антиохийского Собора (бывшего около 266–го года) к Павлу Самосатскому до его низвержения, сказано: кто отвергает, что Сын Божий был Богом и прежде сотворения мира, и говорит, что признавать Сына Божия Богом, значит допускать двух Богов, того мы почитаем чуждым Церковного канона, и в этом с нами согласия вся Кафолическая Церковь 16 . Указания на собрание правил в IV веке; можно находить во 2, 5, 6, 15-х правилах первого Вселенского Собора, во 2-м правиле второго Вселенского Собора, в 39-м письме Афанасия Великого о праздниках, где он пишет: «рассудилось мне с начала и по порядку изложить вам, какие книги (священные) принять в канон», и проч. В V веке на собрание правил, указывает 5-е правило третьего Вселенского Собора в проч. Греческие книги сего содержания служили первым основанием для Церковных установлений всех народов 17 . Первый с большей точностью привел в состав правила Церковного Предания и Соборов Вселенских и Поместных, присоединив к ним законы гражданские, Иоанн Схоластик, Патриарх Константинопольский, живший в VI веке. На пятом, шестом и седьмом Вселенских Соборах, с 553-го до 787-го года, вновь составленными правилами были умножены соборные правила 18 , равно как и Императорские постановления, относящиеся к Церковному праву, в течение сего времени, развились с большей определенностью и полностью; посему в IX веке все эти правила Церкви и гражданские постановления в систематическом порядке приведены в один свод Фотием, Патриархом Константинопольским . В X веке Греческий Номоканон был известен уже в России 19 . В XII веке Иоанн Зонар, Диакон Аристин, Феодор Вальсамон и другие написали толкования правил. Посему в XIII и последующих веках Номоканон на Славянском языке был издаваем с толкованиями этих писателей. Номоканоном перечислены и отличены от человеческих произведений книги Священного Писания , как Богодухновенные, и в главных чертах определено Богослужение. Употребление священных книг при Богослужении

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Еще при первом христианском императоре Константине Великом те кафедры, которые находились в главных городах диецезов, получили особые преимущества перед другими митрополитами, и иерархи этих кафедр стали называться архиепископами, экзархами и, наконец, патриархами. Первый Вселенский Собор (пр. 6) признал высшие административные права за епископами трех главных городов империи: Рима, Александрии и Антиохии, подчинив их ведомству целые диецезы. То же собор предоставил епископу Иерусалима (Элии), как колыбели христианства, преимущество чести перед местным митрополитом (пр. 7). Но уже Второй Вселенский собор (канон 3) уровнял Константинопольского патриарха с Римом и другими апостольскими кафедрами. Буквальный смысл этого канона предоставил Константинопольскому патриарху преимущество чести, поставив его на второе место после епископа Римского. Собор предоставил епископу нового Рима особую честь, но никакой власти: епископ новой столицы продолжал находиться в подчинении митрополита Ираклийского. Правило 3 Второго Вселенского собора говорит: « Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что град оный есть новый Рим» 61 61. В 3-ем каноне Второго Вселенского собора мы видим только то, что Константинопольский патриарх должен иметь преимущество чести после Римского епископа как епископ нового Рима. Однако, этот канон ничего не говорит ни о главенстве Рима и Константинополя, ни об их административных или судебных правах по отношению к прочим патриархам. Тем не менее, Константинопольский епископ повел дело так, что буквальное толкование канона скоро сделалось невозможным, так как столичные епископы стали распространять свою фактическую власть далеко за пределы Константинополя 62 62. Эти преимущества чести, говорит А. С. Павлов , для «обоих иерархов (Иерусалимского и Константинопольского) мало-по-малу обратились в преимущества власти перед обыкновенными митрополитами: для иерусалимского путем обычая, а для константинопольского путем императорского законодательства». Так законы императоров _____ и Феодосия предоставили епископу новой столицы право принимать для окончательного решения спорные дела между епископами соседних областей – Иллирика, а так же и на диецезы Асийский, Понтийский, Фракийский, что было утверждено Халкидонским собором (пр. 9, 17), предоставив право обращаться с апелляцией или к экзарху диецеза, или к епископу царствующего града 63 63.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vveden...

Вопрос: Как должно относиться к тому и другому стилю по священным правилам? Ответ: Первый должно всячески хранить, а от второго твердо уклоняться. Доказательства: «Аще предприимем отвергать неписаные обычаи, аки не великую имеющие силу, то непременно повредим и Евангелию в главных предметах» ( Василий Великий , пр. 91). «Не должны быть вводимы новости, вопреки писаниям и церковным преданиям» (Книга Правил. Алфавит). «Да бывают в Церкви вся принятая от Божественных Писаний и Апостольских Преданий» (Гангр. Соб., пр. 21, и I Всел. Соб.. пр. 2). Вопрос: Введение нового стиля имеет ли важное или маловажное значение? Ответ: Очень важное, особенно же в связи с пасхалиею, и есть крайнее бесчиние и раскол церковный, отчуждающий от общения и единства со всею Церковью Христовой; лишающий благодати Святого Духа; колеблющий догмат о единстве Церкви и, подобно Арию, раздирающий нешвенный хитон Христов, то есть повсеместно разделяющий православных, лишая их единомыслия; разрывающий связь с церковным Священным Преданием и подпадающий под соборное осуждение за презрение Предания, – по вышереченному догматическому определению VII Вселенского Собора. Доказательства: «Еретиками называли древние отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками – разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных; хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа, и отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодати Святого Духа, от которой сами отпали» (Василий Вел., прав. 1). Вопрос: Как должно Православным, по правилам, относиться к новостильникам-раскольникам? Ответ: С ними у них не должно быть никакого молитвенного общения и прежде – церковного осуждения их. Доказательства: «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем» (Лаод. Соб. пр. 39. Толкование к сему в Греч. Кормчей, с. 252): «Определяет сие правило, чтобы мы не молились ни с еретиками, погрешающими в вере, ни с раскольниками, православными в вере, но отделившимися от Кафолической Церкви за некоторые предания» (Сравни: 45-е и 46-е правила Святых Апостолов; 6-е, 9-е, 32-е и 37-е правило Лаодикийского Собора и Тимофея, епископа Александрийского, правило 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Историки Грузии, занимавшиеся и занимающиеся этим вопросом, склонны думать, что грузинская церковь получила автокефалию еще в пятом веке. Естественно, поэтому, полагать, что авторитетное свидетельство в пользу названного предположения можно найти в правилах Вселенских Соборов, занимавшихся, между прочим, и подобными, каноническими вопросами. Однако, ничего подобного мы не находим в самих правилах Вселенских Соборов. Только в толковании на второе правило второго Вселенского Собора Феодор Вальсамон замечает следующее: «Если находишь и другие независимые (автокефальные) церкви, как-то Болгарскую, Кипрскую и Иверскую, не удивляйся этому... Архиепископа Иверского почтило независимостью определение антиохийского собора. Говорят, что во дни господина Петра, святейшего патриарха Феополя, т.е. великой Антиохии, было соборное распоряжение о том, чтобы церковь Иверская, подчиненная тогда патриарху Антиохийскому, была свободною и независимою (автокефальною)» 3 . Но из этих слов Вальсамона ясно только то, что грузинский архиепископ сначала был зависим от патриарха Антиохийского, а потом, на основании определения частного антиохийского собора, во дни патриарха Петра, освободился от его зависимости, но когда именно имело место это обстоятельство, он не указывает, ибо упоминание о «господине Петре» не содержат в себе ничего определенного. Антиохийский престол до времени Феодора Вальсамона занимали несколько «патриархов» с именем Петра. Нет, поэтому, ничего удивительного в том, что академик Броссе (а за ним и все остальные историки Грузии), основываясь на указанном толковании Вальсамона с одной стороны, и на сказании грузинской летописи об учреждении католикосата в Грузии при Вахтанге Горгаслане (446–499) с другой, – делает предположение о тождестве «господина Петра» с знаменитым еретиком – патриархом Антиохии Петром Фулоном, (занимавшим святительский престол в 471, 476–478 и 485–488 гг.), а отсюда и освобождение грузинской церкви от зависимости антиохийского патриарха приписывают этому самому Патриарху Петру 4 . Но стоить только сопоставить означенное сказание грузинской летописи об учреждении католикосата при Вахтанге 5 со сказанием той же летописи об освобождении иверской церкви от Антиохийской значительно позже Вахтанга, при Адарнасэ 6 – и ошибка наших историков станет как нельзя больше ясною.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Доказательством того, что и в Церкви Христовой имя «христианин» первоначально давалось новообращенным, служит седьмое правило второго Вселенского Собора, где так пишется о порядке введения язычников в Церковь : «В первый день делаем их христианами, во второй – оглашенными, в третий заклинаем их и так оглашаем и заставляем пребывать в Церкви и слушать Писания и тогда уже крестим их». Тому, что называется здесь «делать христианами», в обрядах Церкви соответствует у нас так называемое наречение имени... Игнатий, архиепископ Воронежский ( 114, 346–347 ). Цель христианской жизни – совершенство и богоугождение По образу и подобию Своему создал нас Бог; и всякий христианин обязан соблюдать себя и хранить, и чтить в себе образ Божий, и освящаться добрыми делами. Святитель Иоанн Златоуст ( 37, 102 ). Христиане – ветви Христовы, которые во Христе укоренены, в Нем плодоносны, и делают, и имеют все то, что Христу свойственно и Его достойно ( 6, 412 ). Христианин должен иметь образ мыслей, достойный небесного звания, и жить достойно Евангелия Христова ( 9, 53 ). Христианин не должен рассеиваться и чем-либо отвлекаться от памятования о Боге, о воле и судах Его ( 9, 54 ). Христианин должен удаляться от людей плотских и суетных, больше думать, а меньше говорить, не быть дерзким в слове, не допускать излишеств в разговорах. Он должен быть склонным к добру, трудиться своими руками, всегда помнить о последнем часе, с надеждой радоваться, терпеть скорби, непрестанно молиться, за все благодарить. Перед всеми быть смиренным, ненавидеть высокомерие, быть трезвенным и охранять сердце от лукавых помыслов, исполнением заповедей собирать себе сокровище на Небе. Обдумывать свои ежедневные помышления и поступки, не вдаваться в житейские заботы и излишние беседы, не любопытствовать о жизни людей беспечных, но подражать только жизни святых отцов. Радоваться за преуспевающих в добродетели, а не завидовать им, сострадать страждущим, плакать с ними и сожалеть о них, но не обвинять их и не делать упреков освобождающемуся от греха... ( 8, 53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010