Архив Пн Во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Покровском ставропигиальном монастыре в Хотькове 28 февраля 2017 г. 14:20 28 февраля 2017 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре . Были совершены утреня, часы, изобразительны и вечерня. За богослужением молились председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , настоятельница Покровского монастыря игумения Олимпиада (Баранова), насельницы обители и воспитанницы монастырского приюта. По окончании богослужения игумения Олимпиада (Баранова) приветствовала Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнесла Его Святейшеству крест и покровцы. Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь . В дар обители Святейший Владыка передал икону Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду. По сложившейся традиции на первой неделе Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ежедневно посещает и совершает богослужения в монастырях и храмах Москвы и Подмосковья. Сегодня вечером, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх совершит великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4819028.ht...

150 Следует учитывать, что службы некоторым новопрославленным святым составлены Синодальной Богослужебной комиссией и издаются в Минее Дополнительной. 151 То есть для чтения паремий можно не «отбирать» книгу у певцов, а при идентичности текста пользоваться текстом из Общей Минеи, так как зачастую Общая Минея все равно бывает в таких случаях невостребованной. 153 На сырной седмице и в седмичные дни Великого поста каноны на утрене в Триоди имеют следующие песни: в понедельник – 1, 8 и 9-я песни, во вторник – 2, 8 и 9-я, в среду – 3, 8 и 9-я, в четверг – 4, 8 и 9-я, в пятницу – 5, 8 и 9-я, в субботу – 6, 7, 8 и 9-я. Таким образом, 8-я и 9-я песни поются каждый день, а номер первой песни канона тождественен номеру дня седмицы. 154 В Лазареву субботу поются воскресные песнопения, а богослужение Недели ваий имеет все особенности двунадесятого Господского праздника (кроме великого прокимена на вечерне). 156 Следует отметить, что богослужение во дни Светлой седмицы имеет некоторые особенности в отличие от Пасхи, к числу которых относится пение Богородичных пасхального канона и опущение некоторых элементов, присутствующих только в сам день Пасхи (малая ектения по каждой песни канона, чтение огласительного слова и пение тропаря святителя Иоанна Златоуста , чтение Евангелия на разных языках). 157 Таким образом, для определения гласов всех дней Светлой седмицы (кроме субботы) можно сформулировать следующее правило: в заданный день поются песнопения N+1 гласа, где N – порядковый номер дня седмицы. 158 Во все дни перед началом каждого богослужения поется трижды тропарь «Христос воскресе…», на утрене каждый день поется «Воскресение Христово видевше…», на литургии поются задостойник Пасхи («Ангел вопияше…» и «Светися, светися…») и тропарь «Христос воскресе…» единожды вместо «Видехом свет истинный…» и трижды перед отпустом. Кроме того, в недели 3-ю, 4-ю, 5-ю и 6-ю по Пасхе поются стихиры и канон Пасхи, а также другие пасхальные песнопения. 159 Так, 2-я седмица по Пасхе – попразднство Антипасхи, 3-я седмица – попразднство Недели жен-мироносиц, понедельник и вторник 4-й седмицы – попразднство Недели о расслабленном. Так как среда 4-й седмицы – Преполовение Пятидесятницы, то от четверга 4-й седмицы до среды 5-й седмицы – период попразднства Преполовения. Затем четверг, пятница и суббота 5-й седмицы – попразднство Недели о самаряныне, понедельник, вторник и среда 6-й седмицы – попразднство Недели о слепом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Рядовыми называются те, которые изо дня в день совершаются по ряду или по тому порядку, в каком они указаны в особо составленном для них росписании; а так как самое росписание расположено по дням седмиц, то они называются еще дневными. Росписание это находится в конце богослужебных Апостола и Евангелия в особых статьях, из которых первая в Евангелии озаглавливается так: «Сказание еже како на всяк день должно есть чести евангелие в седмицах всего лета», и вторая так: «Сказание субботам и неделям святаго Великаго поста». Росписание, помещенное в первой статье, обнимает собою 43 недели и седмицы. Начинается оно с первого дня св. Пасхи, т.е. с пасхального воскресенья; за ним следуют понедельник, вторник, среда, четверток, пяток и суббота Пасхальной седмицы. Затем точно так же и в том же порядке – недели и седмицы о Фоме, о Мироносицах, о Разслабленном, о Самаряныне, о Слепом, св. Отец, Пятидесятницы, 32 недели и седмицы после седмицы Пятидесятницы (первая из этих 32 недель называется неделею Всех святых, а последняя неделею о Закхее), недели и седмицы о Мытаре и Фарисее, о Блудном сыне, Мясопустная и Сыропустная. Росписание, помещенное во второй статье, обнимает собою 7 седмиц Великого поста. Начинается оно с субботы первой седмицы сего поста и оканчивается утренею Великого пятка. За сим следует дополнительная к нему статья под заглавием: «Последование часов святаго и Великаго пятка», оканчивающаяся литургией Великой субботы и перечнем 11 зачал воскресных утренних евангелий. Необходимо, впрочем, заметить, что к некоторым из зачал, указанных в вышеозначенных статьях, приложимо более название особых, чем рядовых, каковы, напр., зачала в четверток Вознесения Господня, во дни Страстной седмицы и т.п. А потому они, не столько как рядовые, сколько как особые, кроме вышеозначенных статей Апостола и Евангелия, указываются в тех последованиях Типикона, при отправлении которых полагаются. Самые же последования изложены в 49 гл. Типикона (на время пения Триоди Постной) и в 50-й гл. Типикона (на время пения Триоди Цветной).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Другие части находятся в Афонском монастыре Дионисия и в Угловлахийском монастыре Калун (см. Византия 1: 359. Арх. Сергия Месяцесл., изд. 2, т. 2, часть 2, стр. 195). Праздник первого и второго обретения честной главы Предтечевы случается – со среды мясопустной до вторника 4-й седмицы Великого поста. Устав службы указан в Типиконе иной, если праздник случится не в пост: а) в седмицу мясопустную, б) в седмицу сырную и иной, если случится в дни поста. В дни мясопустной седмицы, кроме субботы, – служба обычная, как в праздник с полиелеем. Величание поется следующее: Величаем Тя, Предтече и Спасов Иоанне почитаем вси честные твоея главы обретение (Общ. Минея. Служба Предтечи). Если праздник случится в субботу мясопустную, то служба праздника поется вся в пяток мясопустный. Если праздник случится в сырную среду или пяток, то в 1-м случае служба праздника совершается во вторник, во 2-м – в четверток. Если праздник случится в понедельник 1-й седмицы Великого поста – служба праздника правится в Неделю (воскресение) сырную. Если праздник случится в другой какой-либо день первой седмицы поста, то служба праздника переносится или на Неделю (воскресение) сырную, или на субботу 1-й седмицы Великого поста. Отличие великопостной службы – понедельника, вторника, среды, четверга, пятка, если в эти дни случится 24 февраля, от службы великопостной если не бывает праздника, главным образом, в том, что накануне праздника, на вечерне положены: Вход, паремии праздника, в конце вечерни ектения: «Помилуй нас, Боже» (а не 40 раз «Господи, помилуй»), три великие поклона, (а не 16 поклонов); на повечерии не поется: «Господи, сил с нами буди», три великих поклона, (а не 16 поклонов), отпуст малый, (а не молитва: «Владыко многомилостиве»): на утрени: «Бог Господь», (а не аллилуиа), полиелей, чтение Евангелия, после славословия: «Слава в вышних Богу», которое не поется, а читается, произносятся две ектении, сперва: «Исполним утреннюю молитву», потом, после: «Отче наш» и тропаря – ектения: «Помилуй нас, Боже», (а не 40 раз «Господи, помилуй»), три великие поклона, (а не 16 поклонов); на часах: по три великих поклона, (а не 16 поклонов) в кампан не ударяют к часам, на 9 часе (см. выше,) – Блаженны πскору, без пения. Если 24-ое случится в понедельник, вторник и четверг в посту (кроме 1-й седмицы), и в эти дни совершается Литургия Преждеосвященных даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла во вторник первой седмицы Великого поста в Новоспасском монастыре 4 марта 2014 г. 17:01 4 марта 2014 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Новоспасском ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваше Преосвященство, владыка Савва! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую во вторник первой седмицы Великого поста. Благодарю вас, владыка, за добрые слова и за этот подарок. Облачаясь в сие священное облачение и совершая Литургию Преждеосвященных Даров в течение Четыредесятницы, буду вспоминать и это пребывание в Новоспасском монастыре, Ваши добрые слова, сегодняшнюю нашу совместную молитву с братией и Ваш замечательный дар. Пост — это время, когда человеку предоставляется возможность изменить свою жизнь к лучшему. И одним из средств воздействия на душу человека, на его чувства, его волю, является ограничение в пище. Для некоторых людей, незнакомых с церковной жизнью, пост, собственно говоря, и заключается в переходе на другую пищу, многие иного и не знают. Конечно, постное питание — это лишь один из компонентов того образа жизни, которого мы должны придерживаться во время Великого поста, но это важный компонент. Мне приходилось беседовать с людьми далекими от Церкви, но верующими, которые в храм почти не ходят, посты не соблюдают, но Бога не отрицают. Когда речь заходила о посте, эти люди нередко начинали возражать: «Ну какая разница, чем питаться? Самое главное — зла не делать». Это правильные слова — в идеале, но, к сожалению, на практике так не получается. Те люди, которые не готовы ограничить себя в малом — в питании, неспособны сделать и что-то иное, большое и значительное. И если такое замечательное правило, как пост, отделяется от добродетели, значит, человек ни одного, ни другого по-настоящему сделать не может — сил не хватает, воли не хватает. Вот и возникает вопрос: а почему же нужно ограничивать себя в пище? Ведь действительно, пища — это материальный фактор. Имеет ли пища отношение к жизни духовной? И святые отцы, учителя Церкви свидетельствуют о том, что имеет, потому что пища необходима для поддержания жизни нашего физического организма, нашего тела.

http://patriarchia.ru/db/text/3592031.ht...

Известность иерусалимского подвижника Андрея Критского была столь велика, что Константинопольский патриарх святитель Феодор (683 — 686) вызвал его к себе и посвятил во диакона к Великому Софийскому храму с возложением также в должности сиропитателя (т.е. раздатчика милостыни). По прошествии некоторого времени, в 685 году Константинопольская Церковь единодушно избрала иеродиакона Андрея на архиепископскую кафедру издревле христианского острова Крит на Средиземном море, что было по обычаю утверждено и императором Юстинианом II. Из творений святителя Андрея Критского того времени известны многочисленные слова и поучения на различные праздничные дни. Вместе со своею паствой Критский предстоятель пережил нашествие сарацинов, которые бесславно отступили по молитвам архиепископа Андрея. Но святительское служение на Крите было последним его земным поприщем. Во время путешествия по церковным делам в Константинополь, на возвратном пути близь острова Митилены (Лесбос) в Эгейском море святитель Андрей Критский скончался в некоем местечке Иерес в 712 году. Святые мощи святителя Андрея Критского были перенесены в Константинополь и сохранялись в монастыре его имени, где их видели паломники еще в 1350 году. Память святителя Андрея Критского, совершается 4 17 июля, а главнейшее произведение его — Великий Покаянный Канон — по Уставу читается в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого Поста на великом повечерии (частями) и в четверг пятой седмицы Великого Поста на утрени (полностью). Среда первой седмицы Великого поста По средам и пятницам (и некоторым праздникам) в течение всего Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров. На первой седмице Великого поста по традиции большая часть православных христиан приступает к Святым Христовым Тайнам после особой сосредоточенной подготовки к исповеди и причастию, обычно в субботу или воскресение. За литургией Преждеосвященных Даров на первой седмице причащаются те, кто не может по болезни или по какой-либо другой основательной причине строго поститься пять дней этой особой недели Великого поста. В остальные седмицы Великого поста за литургией Преждеосвященных Даров могут приобщаться все желающие, кроме младенцев, которых причащают только за полной литургией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4162...

Во вторник Патриарх совершил великое повечерие в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры 8 марта, 2011. Редакция " Правмира " во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры 8 марта 2011 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры, сообщает patriarchia.ru . По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к насельникам Лавры, учащимся Московских духовных школ и верующим с Первосвятительским словом. Затем Предстоятель Русской Церкви поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе обители. 9 марта, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершит Литургию Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре. Смотрите также: Во вторник Патриарх за уставным богослужением обратился к верующим со словом о любоначалии На великом повечерии в понедельник Патриарх обратился к верующим со словом о преодолении уныния Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/vo-vtornik-patriarx-so...

Архив Пн Во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре 24 февраля 2015 г. 20:31 Вечером 24 февраля 2015 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Большом соборе Донского ставропигиального монастыря . За богослужением молились наместник монастыря игумен Парамон (Голубка) , насельники обители, многочисленные прихожане. Пел хор Донского монастыря под управлением диакона Василия Ковальчука. По окончании службы Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью .  Прямая трансляция богослужения осуществлялась телеканалом «Союз». В завершение пребывания в монастыре Святейший Владыка в сопровождении игумена Парамона (Голубки) осмотрел ход восстановительных работ в Малом соборе Донской обители. Завтра, 25 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл утром возглавит служение Литургии Преждеосвященных Даров в Богоявленском кафедральном соборе , а вечером совершит великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Андреевском ставропигиальном монастыре . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4001464.ht...

Великий пост состоит из собственного сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых. В Постановлениях апостольских о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (Четыредесятница) прежде поста Пасхи (Страстной седмицы), начиная со второго дня (с понедельника) и оканчивая в пятницу, потом начинается святая седмица Пасхи (страданий Христовых), постясь во время ее, все – со страхом и трепетом, принося ежедневно моление о согрешающих» (кн. 5, гл. I). Святой Епифаний Кипрский († 403) пишет: «Четыредесятницу до семи дней Святой Пасхи (до Страстной седмицы) Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении» (Изложение кафолической веры, XXII). Древние христиане соблюдали пост Святой Четыредесятницы с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Запрещались (VI Вселенского Собора прав. 56) мясо, молоко, сыр, яйца. Правила соблюдения Великого поста отражены и в нашем Уставе церковном (Типикон, гл. 32 – «От правил святых апостол и святых отец о Святой великой Четыредесятнице яко должен всякий христианин опасно (строго) хранити». Особо строгий пост Православная Церковь предписывает в своем Уставе хранить в первую и Страстную седмицы. В понедельник и вторник первой седмицы внушается соблюдать высшую степень поста: «Отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, сухоядение – принятие пищи один раз в день, вечером. В субботние и воскресные дни дважды в день разрешается сваренная пища с елеем (растительным маслом). Только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы. Церковь строго осуждает нарушающих пост Святой Четыредесятницы. Лаодикийский Собор определяет: «Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец в четыредесять дней не постится, да извержется (из сана). Аще мирский человек не постится, да отлучится» (прав. 50). В Номоканоне сказано: «Ядяй мясо или сыр в Великую Четыредесятницу, или в среду и в пяток, – лéта два да не причастится» (Малый требник, прав. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Если Сретение случится в Сырную Неделю, т.е. в канун Великого Поста, то праздник не имеет попразднства и отдания.    Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого Поста (самая поздняя дата празднования), то служба праздника переносится на Неделю сыропустную.    Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, всего празднования — 9 дней (если это время не будет сокращено Великим Постом. В этом случае Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала Великого Поста).    Предпразднство обычно бывает 1/14 февраля; если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу.    Попразднство имеет обычно отдание 9/22 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю мясопустные, среду и пятницу сыропустные — оно переносится на другой день. Поэтому, если праздник случится на седмицах блудного сына, мясопустной и сыропустной, — попразднство (с днем отдания) бывает менее 7дней. В воскресенье сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, если праздник Сретения случится на сыропустной седмице близко к сыропустному воскресенью, а именно: в четверг, пятницу или субботу.    Если праздник Сретения случится:    в Неделю о блудном сыне, понедельник или вторник мясопустной седмицы, — отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы (а все попразднство: 5,4, 3 дня);    в среду, четверг, пятницу и субботу перед Неделей мясопустной, — отдание бывает во вторник сырной седмицы, то есть не переступает за сырную среду;    в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, — отдание празднуется в сырный четверг;    во вторник или среду на сырной седмице, — отдание празднуется в сырную субботу;    в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, — отдание празднуется в сыропустную Неделю. Праздник, случившийся в сыропустную Неделю, празднуется один день и попразднства не имеет.    Второй день праздника (3/16 февраля) Церковь посвящает памяти участников события: святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестиричная).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010