372 А – Также и иным способом 373 , что Он не отвергал веру, но принимал её в собственном лице без какого-нибудь рассечения или различения, хотя и 374 . А именно, когда Он исцелил слепорождённого 375 и насадил в нём сладостный и непривычный ему свет, то —131— заслуженно вызывал у всех удивление. Однако, избавленный от страдания был истязаем иудеями и исповедовал своего Врача. Христос же, повстречав Его, сказал: Ты веруешь ли в Сына Божия? ( Ин.9:35 ). И когда тот вскричал: Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? ( Ин.9:36 ) – возгласил в ответ: И видел ты Его, и Он говорит с тобой. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему ( Ин.9:37–38 ). Однако разве не очевидно для всех, что Божественная и высочайшая природа совершенно невидима? Ведь Бога не видел никто никогда ( Ин.1:18 ), как написано. Если же Слово Бога Отца, отделив от Себя человеческую природу и как будто явив только её, решило, что следует верить в Него, обнажённое и одно, почему же Оно не побуждает облагодетельствованного, что нужно скорее восходить по аналогии (ναλογζεσθα) 376 к —132— Божественной природе, какая бы Она ни была, а явилось телесно, так что Явившееся было видно глазами? В самом деле, Он сказал: И видел ты Его, и Он говорит с тобою ( Ин.9:37 ). Разве не скажем мы, что Он показал плоть? 377 А – Так как же, наконец, плоть может быть Им, если не понимать это согласно единению, когда собственное Ему есть Он Сам? То же самое, конечно, справедливо и по отношению к нам. Ведь любой покажет неразделённо и вполне совершенно подобного нам человека – из души, говорю, и тела – показав только плоть. 378 А – Написал для нас и премудрый Иоанн, что много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:30–31 ). Не менее способно вызвать изумление у всякого и то, что так ясно и открыто провозглашает иудеям божественный Пётр: Начальники народа и старейшины! Если сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелён; то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мёртвых, Им поставлен он перед вами здрав ( Деян.4:8–10 ). И немного спустя снова: и нет ни в ком ином спасения. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, Которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:12 ). Тогда Кто же погрузился в смерть, и был вос-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—40— баки съели ее 110 . А кровь Ахава, что послушался совета ее, слизали там псы 111 . 6 . Но если Иезавель, не соблюдавшая Закон, отобрав, взяла из него [лишь] то, что способствовало ей в ее злодеянии, то вы, злодеи, сыны Изреелевы, как же вы смогли принять то письмо, в котором предписывался [вам] нечестивый пост, ибо предписано в нем лжесвидетельство и кровопролитие? Слышали ли вы когда-нибудь: Начните пост и пролейте кровь невинного? Почему же вы не отвергли то нечестивое письмо и лжесвидетельство? И таким образом ни Ахав, ни Иезавель не избежали справедливого суда за пролитую кровь невинного Навуфея. А также и сыны Изреелевы, которые послушались Иезавели, были справедливо осуждены. Ибо пророчествовал Осия, говоря: Еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева 112 . И отомстил Ииуй за кровь Навуфея Иезавели и роду Ахава, а сынов Изреелевых он уничтожил в храме Ваала. И настигла их [месть] за кровь Навуфея 113 , как сказал Ииуй в день возмездия: Кровь Навуфея и кровь сыновей его видел Я вчера 114 . И совершилось возмездие за него, а пост, что соблюдали сыны Изреелевы, стал им в осуждение. 7 . Так же ниневитяне постились чистым постом, когда Иона возвестил им о разрушении. Ибо написано, что когда услышали они проповедь Ионы, то назначили продолжительный пост и усердное моление, [облачившись] во вретище и сидя на пепле. Они сняли свои нарядные одежды и надели вместо них вретища. И удержали детей от материнской груди, а овец и быков – от пастбища. Ибо так написано: Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле. И повелел про- —41— возгласить и сказать в Ниневии, городе своем, от имени царя и вельмож его: Чтобы ни люди, ни скот ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, тогда, быть может, Он отвратит от нас пылающий гнев, и мы не погибнем 115 . И так написано: Увидел Бог дела их, что они обратились от злых путей своих, и отвратил от них гнев пылающий и не погубил их 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4 . Так же и нечестивый пост я покажу тебе, во время которого пролилась кровь, и поэтому он не был принят. Его установила Иезавель, подстрекатель Ахава и губитель 95 Израиля 96 . Ибо она написала письмо от имени Ахава и послала сынам Изреелевым, мужам нечестивым, послушникам нечестивой Иезавели 97 . И написала она в письме нечестивом, говоря так: Объявите пост и посадите Навуфея на первое место в народе; и против него посадите двух негодных людей, которые бы свидетельствовали на него и сказали: Навуфей хулил Бога и царя, – чтобы он был побит камнями и умер 98 . А то, возлюбленный мой, что, послав, написала Иезавель: пусть двое мужей свидетельствуют на Навуфея, – соответствует святому Закону, ибо в Законе написано: Осуждаемого на смерть не должно предавать смерти по словам одного свидетеля, но по словам двух свидетелей должен он умереть 99 . И так написано: Рука свидетелей должна быть на нем прежде [всех], чтобы побить его камнями, потом рука всего народа 100 . —39— И еще она написала им, чтобы так они свидетельствовали против него: Хулил Навуфей Бога и царя. Также и это написала она им в [своем] нечестивом письме в соответствии со святым Законом, ибо написано: Хулитель имени Божиего должен быть побит камнями за то, что произнес хулу на святое имя 101 . Однако не о имени Божием заботилась Иезавель – дабы не было оно хулимо – но пеклась она о жадности Ахава, пожелавшего виноградник Навуфея. И не вспомнил Ахав написанное: Не пожелай ничего, что у ближнего твоего 102 . 5 . О Иезавель, губитель 103 Ахава 104 , кто Тот Бог , Которого хулил Навуфей? Это Бог, жертвенник Которого ты низвергла, и Бог, пророков Которого ты убила 105 . А кто тот царь, которого он хулил? Это царь, отменивший закон и пожелавший захватить владение Навуфея. Почему же, Иезавель, не исполнила ты написанное в [самом] начале заповедей Закона: Не поклоняйся другому богу 106 , – ты же, Иезавель, служила Ваалу. И еще написано: Не проливай крови невинного в земле, которую дал тебе Господь, Бог твой 107 . Тебе, Иезавель, следовало вспомнить написанное: Земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее 108 . Убоялась ли ты этих [слов], Иезавель, когда, исполненная нечестивой ревностью, ты [представила] Навуфея хулившим Бога, он же не хулил Его? И еще написано: Кто пролил кровь человеческую, того кровь прольется 109 . А озлобленная Иезавель пролила кровь невинного Навуфея, и поэтому на том месте, где во время назначенного нечестивого поста была пролита кровь невинного, пролилась кровь Иезавели и со-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—89— же опять: «Плоть не есть Слово от Бога, но воспринятый человек. Действительно, Единородный первоначально и Сам по Себе есть Сын Бога, Творца всяческих; человек же, воспринятый Им, не будучи 250 по природе, благодаря воспринявшему его истинному Сыну именует себя одинаковым c Ним именем. Ведь согласимся, что в то время как слова: никто не знает Сына кроме Отца ( Мф.11:27 ) показывают Сына от Отца по природе и истине, сказанное Гавриилом: не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь имя Ему Иисус ( Лк.1:30 ) соответствуют человеку». Впрочем, таковы их речи. Но мы-то не станем принимать их. Почему? Да потому что никогда речь инакомыслящих не склонит нас к тому, чтобы мы, оставив правую тропу, отправились иным путём, извращённым и ведущим мимо цели. 251 кто и возьмётся вести продолжительную речь о каждом и приводить пространные доказательства, то едва ли успеет в этом, даже если потратит бесчисленное время и претерпит неподъёмные и неизбежные труды? 252 А – Так значит 253 отложив необходимые для этого долгие и слишком мелочные рассуждения и уделив на каждое мнение совсем немногие доводы, давай-ка скажем, и именно докетам 254 прежде других: заблуждае- —90— тесь, не зная ни Писаний ( Мф.22:29 ), ни, право же, благочестия великой тайны, то есть Христа, Который явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознёсся во славе ( 1Тим.3:16 ). И я думаю, что наши противники вынуждены либо навлечь бесчестье на древних и назвать лжецами тайноводцев вселенной – тех, которым Сам Христос говорил: идите, научите все народы ( Мф.28:19 ) – либо, если только они устрашились совершить это, решиться-таки право мыслить о Христе и, неизбежно сказав «прощай» своему собственному невежеству, крепко держаться священных Писаний и, устремившись по непогрешимой тропе святых отцов, пойти к самой истине. Ведь у нас не иное что, думаю, может быть тайной благочестия, как Само Слово от Бога Отца, Которое явилось во плоти. И действительно, Он рождён через Святую Деву < > 255 , приняв образ раба ( Флп.2:7 ). Также показал Он Себя и ангелам, которые торжественно славят Рождённого и восклицают: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк.2:14 ). Да и пастухам указывая на Бога Слово, [явившегося] во плоти ради нас, они говорят: вот же, родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях ( Лк.2:10–12 ). 256 есть рождение через Деву и явление во плоти, то разве не будет бессильным пустословием, безумием и бессмысли-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—91— цей – приписать имя видимости такому-то 257 и очевидному домостроительству? В самом деле, если оно было тенью и видимостью, а не истинным воплощением, тогда, конечно, ни Дева не родила, ни Слово от Бога Отца не восприняло семя Авраамово, ни уподобилось братьям (ср. Евр.2:16–17 ). Ведь совсем не тень или видимость то, что свойственно нам (τ καθ’ μς), но мы существуем в телах и осязаемых, и видимых; и мы побеждаемся тлением и страстями именно потому, что облечены этим земнородным телом. Стало быть, если Слово не стало плотью, тогда нет и того, что как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь ( Евр.2:18 ). Потому что и не может ничего претерпеть тень. Тогда уже и всё, [что совершено] ради нас, поистине превращается в ничто. Действительно, какой тогда хребет Он предал за нас? Или какие ланиты подставляя, переносил Он заушения иудеев? (ср. Ис.50:6 ). А может ли кто-нибудь представить, каким таким образом пронзены гвоздями руки и ноги у Того, Кто не явился во плоти? Или какое, скажи мне, пробив ребро, копьеносцы Пилата показали видящим изливающуюся с водой драгоценную Кровь? И если нужно сказать большее этого, то Христос за нас не умер и не воскрес. Когда такое принимается за истину, тогда уничтожена вера, исчезает Крест, спасение и жизнь мира, и совсем погублена надежда почивших в вере! Ведь вот и блаженный Павел хорошо представлял, что это так. Ибо я первоначально преподал вам, говорит он, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати, потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили. Потом явился Иакову, также всем Апостолам. А после всех явился и мне, как некоему извер– —92— гу ( 1Кор.15:3–8 ). И немного спустя снова: если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения из мёртвых? Если нет воскресения из мёртвых, то и Христос не воскрес.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Uthemann 1985 – Anastasii Sinaitae. Sermones duo in constitutionem hominis secundum imaginem Dei, necnon Opuscula adversus monotheletas/Ed. K.-H. Uthemann. Turnhout – Leuven, 1985 (CCSG 12). Abstract Saint Anastasius of Sinai. Chapters against monothelites: 1–2 chapters/Translation from Ancient Greek, introductory article and notes by hegumen Adrian (Pashin) For the first time ever the work of St. Anastasius of Sinaís “Chapters against the Monothelites” (two chapters out of six) are translated into Russian. In the first chapter, St. Anastasius reveals his doctrine of the three states of the human will: natural, unnatural and supernatural. In the second one, he analyzes and refutes some of the provisions of the monophelite doctrine. The next four chapters of the “Chapters against Monothelites” and the “Florilegia against Monothelites” that adjoin them will be published in the following issues of the Theological herald. 46 Скорее всего, под этим «внешним» прп. Анастасий подразумевает несторианина Марона Эдесского. В «Путеводителе» (Anastasius Sinaita. Viae dux 13, 10, 105–106) Синаит приводит его слова: «Разве есть место, неразумные, где не присутствует неограниченное Божество? Ведь, наполняя небо и землю и везде присутствуя, непременно Оно было и во гробе Иисуса, как и во всем творении». 53 Ср.: Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего ( Ин.2:19–21 ). 58 Так мы перевели на русский язык смысл употребленной прп. Анастасием игры слов: πορον (=πορα) – апория, трудность, недоумение, ψυχρν – холодный, призрачный, πειρον – неученое, беспредельное. 64 Аналогичная с началом второй части этой главы игра слов: πορα – апория, трудность, недоумение, πειρα – неопытность, незнание Читать далее Источник: Преподобный Анастасий Синаит. Главы против монофелитов: 1-2 главы (Пер. с древнегреч. Вступ. сл. и прим. игумена Адриан (Пашин))//Богословский вестник. 2017. Вып. 1-2. 24-25. С. 573-591.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

А если не так, то как же, по-твоему, понимать это? Неужели, если ты окажешься в поле, где нет ни дома, ни двери, ты не сможешь помолиться тайно? И если окажешься на вершине горы, то неужели ты не сможешь помолиться? Спаситель наш показал, что Бог 249 ведает желание и сердца и ума, как написал Господь наш: Знает Отец ваш прежде вашего прошения у Него, в чем вы имеете нужду 250 . И пророком Исаией написано: Прежде нежели воззовут избранные Мной, Я слышу их; и прежде нежели они закричат, Я отвечу 251 . Еще Исаия сказал о нечестивых: Даже если вы умножите моление, Я не услышу 252 . Еще он сказал: Хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их 253 . Это он сказал о ложной молитве, которая не принимается. Слушай все эти [слова] внимательно, и ты поймешь их значение. 11 . И еще иное слово Сказал там наш Жизнодавец, и к нему необходимо отнестись со вниманием, ибо Он сказал: Где двое или —60— трое собраны во имя Мое, там Я посреди них 254 . Что, по-твоему, возлюбленный мой, значат эти слова? Вот, наш Жизнодавец сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. А если же ты один, то неужели не будет Христос с тобой? Вот, написано о верующих во Христа, что в них обитает Христос 255 . Этим [слово Писания] показало, что прежде чем соберутся двое или трое, то и тогда с ними Христос. Также и я мог бы показать тебе, что иногда вместо двух или трех бывает больше тысячи собрано во имя Христово, но Христа с ними нет; а бывает так, что человек один, и с ним Христос. Прекрасно и полезно слово, сказанное нашим Жизнодавцем, для слушающих его, ибо Он сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Если человек соберет свою душу во имя Христово, то Христос обитает в нем, а во Христе обитает Бог 256 . И так будет тот один человек включать в себя трех: себя самого, Христа, обитающего в нем, и Бога 257 , что во Христе, как сказал Господь наш: Я в Отце и Отец во Мне 258 . И сказал: Я и Отец Мой – едины мы 259 . И еще Он сказал: Вы во Мне, и Я в вас 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мёртвые не воскресают ( 1Кор.15:12–15 ). Каким таким образом, скажи мне, могла умереть тень? Или как Отец воскресил Христа, если Он был тень и видимость и даже не мог быть захвачен смертными узами? Пусть же исчезнет их нечистота! Кроме того, признаем, что предлагаемое ими – басни и излияние нечестивого совета. Ведь именно таких нам предуказывая, ученик Спасителя пишет, что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, а всякий дух, который не исповедует Иисуса, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире ( 1Ин.4:1–3 ). И действительно, если Он не стал человеком и не восшёл во плоти к сущему на небесах Отцу и Богу, тогда Он не сможет и вернуться с неба таким, как мы (καθ’ μς), а именно человеком и во плоти. 258 А – Ну, а когда другие думают и заключают от своего крайнего недомыслия, будто Слово, рождённое от Бога, отвращается от рождения через Святую Деву и гнушается природы такой, как наша, и что Оно изменилось в плоть от земли 259 , не —93— свойственно ли и это тем, кто злословит домостроительство и взялся порицать Божественные замыслы? Ведь Слово Божие, Творец всего и богатый в милости, для того-то и истощил Себя ради нас, став человеком (ср. Флп.2:7 ) и родившись от жены (ср. Гал.4:4 ), чтобы, коль скоро плоти и крови причастны дети, то есть мы, и Он также воспринял бы оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству ( Евр.2:14–15 ). Ибо именно так гласит Священное Писание . А эти столь прекрасный и превосходный замысел определяют как неподобное и даже порицают намерения Премудрости, как будто им самим присуще придумывать нечто лучшее! Ведь они как раз и говорят, что не следует нам приписывать Единородному ни родовых мук, ни рождения от жены, а лучше нам думать, что природа Слова преобразовалась в это ветхое и земнородное тело. Но тем самым они воображают превращение Того, Кто не знает превращения. Ведь Божественная природа прочно стоит в собственных благах, и присущее им постоянство пребывает неразрушимым. То правда, что природа сотворённая (γενητ) и во времени приведённая к существованию могла бы претерпеть изменение, и это не располагается вне надлежащего и истинного разумения. Ибо вообще то, что получает начало бытия, по необходимости изменяется, как если бы эта необходимость каким-то образом была для него уже врождённой 260 . Но Бог , бу-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А также Он сказал через пророка: Вселюсь в них и буду ходить в них 261 . [Именно] в этом смысле следует тебе понимать слово, сказанное нашим Жизнодавцем. 12 . Теперь я покажу тебе, возлюбленный мой, что с каждым нашим праведным отцом, возносившем молитвы, пребывал Бог . Так, когда Моисей молился один на горе, был с ним Бог 262 . И хотя [Моисей] был один, он был услышан 263 . Прекрасно услышана была его молитва , и она успокоила гнев Божий. —61— И хотя Илия был один на горе Кармил, молитва его являла дивные чудеса 264 . Ибо молитва его заключила небеса 265 И развязала оковы [небес] 266 . Его молитва похитила из рук смерти И вызволила из Ада 267 . Его молитва искоренила нечистоту в Израиле И трижды низвела огнь: один раз на жертвенник 268 и два – на вельмож 269 . Огонь отомстил за него, когда сошел по его молитве. Помолился [Илия], упав на колени, и в тот же момент был услышан, а четыреста пятьдесят вопивших громким голосом не были услышаны, потому что призывали они имя Ваала 270 . Илия же, будучи один, был прекрасно услышан. Так же и Иона пророк, помолившись из Ада преисподнего, был услышан 271 . Хотя 272 и был он один, он был тотчас услышан и получил ответ. И так же Елисей, помолившись, извел из Ада [сына сонамитянки] 273 . Он был избавлен от рук злодеев, обступивших его. Хотя и казалось, что он был один, но на самом деле многочисленное войско окружало его, ибо он сказал своему ученику: Тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними 274 . И хотя были они в одиночестве, но не были они одни. Итак, благодаря моему пояснению ты можешь [теперь] понять слово нашего Господа, Который сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них 275 . 13 . Как уже я объяснил тебе выше, всякий раз, когда ты будешь молиться, направь свое сердце ввысь, а глаза – вниз. Вой- —62— ди в своего внутреннего человека и помолись тайно Отцу твоему Небесному. Всё это я написал тебе о молитве – если чиста, то будет услышана, а если не чиста, то не будет 276 – из-за того, что находятся среди нас такие, кто умножают моления, продлевают прошения, кладут поклоны и простирают свои руки 277 , но далеки они от дел молитвы, хотя и молятся той молитвой, которую преподал наш Жизнодавец: Прости нам долги наши, и мы также простим должникам нашим 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А ты, мой друг любезный, который желаешь прильнуть своей душой ко Господу Богу, последуй такому совету: созерцай Бога умом своим на всяком месте; ибо нет места во всей вселенной, где бы не было Бога. Помышляй, что Бог пребывает с тобою всегда; что ты делаешь, видит; обо всем, что ты помышляешь, знает, ибо нет, как сказано, ни одной твари, сокровенной от Него; но все обнажено и открыто пред Очами Его (Ев.4:13). Не утаена от Бога и всякая мысль наша: человек, – сказано, – на лице, Бог же на сердце зрит ( 1Цар.16:16, 7 ). А потому и напоминай как можно чаще сии слова пророка Давида: Господь на небеси уготова престол Свой ( Пс.102:19 ), и с небесных высот Он смотрит на меня всегда, и видит все дела мои; с престола, на котором восседает Он, взирает на все пути мои; Он знает все помышления мои и вникает во все мои слова. Если сомнение к тебе приходит, как Бог надзирает за каждым человеком: то рассуди, что вот солнце, – дело рук Господних, повсюду, и в окна, и в двери, и в щели проникает и смотрит на все, то тем более сие возможно для Творца всех светил. К тому же знать нужно, что Бог весьма человеколюбив; потому и из всей видимой твари Он являет Себя только людям; впрочем, от неразумных Он скрывает Себя, как и солнце свой свет от лишенных зрения. Еще да будет тебе угоден совет сей, смотря на небо и землю и на всю красоту природы, всегда припоминай, что видимое все временно, и с псалмопевцем говори: О, Боже! в род и род лета Твои продлятся, Ты небу и земле велел издревле быть; Но Ты пребудешь в век, они же сокрушатся: Как ветху ризу, Ты их властен изменить. Всевышний Бог грядет приять суд над землею: Он будет праведно вселенную судить; Народы правотой рассудит Он Своею, И всем им по делам воздать не укоснит. Суд праведный Господь народам изрекает. Да дышат радостью земля и небеса. Да восшумят моря, и что их наполняет, Да веселятся лес, поля и древеса! Идет, идет судить Он землю справедливо: По истине Своей рассудит племена (Из пс.101, 97, 95). Читать далее Источник: Собрание сочинений/Стефан Филейский; вступ. Ст. И.С. Гомоюнова и С. А. Гомоюнова. - Киров (Вятка) : Буквица, 2007. - 992 с. ISBN 978-5-9901101-1-3 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010