Пр.13:5–9, 22:1–2, 16 или Иер.17:11 ) или нагорная проповедь Иисуса Христа. Не сии ли суть, ихже ублажая, Христос Господь братиями нарицает? – Братьями своими Христос называл своих учеников и последователей, см. Мф.12:49–50 : «И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мой брат, и сестра, и матерь». Не сии ли продают елей, имже во сретение Владычне возжигается светилник? – Возникновение обычая возжигать светильник (свечи) в праздник Сретения Господня (на 40-й день после Рождества) связывают со словами Симеона Богоприимца: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:29–32 ). «Гряди, Творче и Владыко, яко да с горящими светильники чистоты изыдем на сретение Твое» (Акафист Сретению Господню, икос 11). ..мамоною неправды... – Лк.16:9 . 167 ...якоже в Житии святыя благоверныя великия княгини Анны, супруги святаго, написано обретохом. – Макарий ссылается на запрещенное в его время Житие благоверной княгини Анны Кашинской (см. вступ. статью). 169 Между же тем умре ордынский царь ...по согласию с турками прием... – В 1313 г. после смерти хана Тохты во главе Орды стал хан Узбек, первый ордынский хан, принявший мусульманство. Сарацины – один из народов, живших на территории Аравии. Первоначально сарацинами называли кочующие разбойничьи племена, в Средние века христианские писатели называли сарацинами арабов, а впоследствии – мусульман. 170 ...Кончину царевну, сестру свою, даде в жену... – Сестру хана Узбека, ставшую женой Юрия Даниловича Московского, звали Кончака. 177 ...великий князь Михаил... прииде во отечество свое... – В действительности, в это время великие владимирские князья, как правило, не жили во Владимире, а, имея титул великого владимирского князя, оставались в своем княжестве. Так, Михаилу не нужно было уходить из Владимира, поскольку, будучи великим князем Владимирским, он жил в Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пс.87:5 )? Ведь Слово Само по Себе никак не может умереть. < > 429 В – Поскольку умерла Его плоть, то и о Нём сказано, что Он это претерпел. 430 Следовательно, не помимо плоти, но 431 и посред- —148— ством её увенчан славой владычества Тот, Кто по закону плоти и в природе такой, как наша, умер и воскрес. Он обнаруживает человеческое страдание в том, что умер, и Божественное действие в том, что ожил, чтобы через обе эти вещи Его познавали и таким, как мы, и Тем, Кто выше нас, как Бог и 432 . Признавая Его таким, Нафанаил восклицал: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев ( Ин.1:49 ). И Сам Он говорил Своим ученикам: Вы же называете Меня Γосподом и Учителем, и правильно говорите, ибо Я точно то (ср. Ин.13:13 ). А удостоверяя это делом, Он отпускает грехи и даёт власть против нечистых духов, чтобы изгонять их и врачевать всякую немощь в народе (ср. Мф.10:1 ). И разве не во имя Иисуса Христа Назорея ( Деян.3:6 ) был уврачеван тот увечный ногами, который сидел перед Красными воротами? А сколь долгую немощь и совершенно не поддающуюся исцелению болезнь отложил Эней, которому божественный 433 сказал: Эней! Исцеляет тебя Иисус Христос ( Деян.9:34 ). 434 А – Так значит, будучи отовсюду оттесняемы к истине, очень усердно отыскивая мысль Священных Писаний и следуя мнениям отцов, мы веруем, что Тот, Кто от корня Иессеева, Кто от семени Давида, Кто от жены по плоти, Кто вместе с нами под законом, как человек, и превосходит нас, будучи, как Бог, выше закона, Кто ради нас и вместе с нами в —149— мёртвых и Кто выше нас, будучи Сам по Себе животворящим и Жизнью, поистине есть Сын Божий. При этом мы ни человечество не лишаем Божества, ни Слово не обнажаем от человечества после невыразимого 435 , но исповедуем одного и Того же Сына из двух вещей (κ δυον πραγμτοιν) 436 , Который несказанно открывается как некое —150— единство обоих, разумеется, вследствие высочайшего единения, а не по причине превращения природы. Сколь великую пользу получат принимающие такое учение, покажет Христов ученик, говоря: Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге ( 1Ин.4:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С одним жезлом своим он перешел Иордан 201 , – удивительный образ, предвосхищая, держал он в руке своей, ибо это есть знамение креста Великого Пророка. Поднялся на ноги [и пошел] в землю сынов востока 202 , ибо из нее воссиял свет народам 203 . Он возлег у колодца, над устьем которого был камень, и никто не мог отвалить его 204 . Множество пастухов не могло поднять его и открыть колодец, до тех пор пока не пришел Иаков, и силой сокрытого в его чреслах Пастыря отвалил камень и напоил овец своих. Так же многие пророки приходили, но не могли раскрыть [вод] крещения до тех пор, пока не пришел Великий Пророк: лишь Он смог открыть [воды] и креститься в них. Он воекликнул, говоря Своим сладчайшим голосом: Всякий жаждущий пусть придет ко Мне и пьет 205 . Еще молился Иаков о возвращении от Лавана и был избавлен от рук брата своего Исава. Так с благодарностью молился он, говоря: Я с жезлом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана 206 . О дивный образ нашего Спасителя! Ибо когда пришел наш Спаситель в первый раз, то вышел Жезл из корня Иессея 207 по подобию жезла Иакова. А когда придет Он от Отца Своего во втором пришествии, то вернется к Нему с двумя станами – один от народа, а другой от народов – подобно Иакову, вернувшемуся к отцу своему Исааку с двумя станами. Иаков вернулся со своими одиннадцатью сыновьями 208 , а с нашим Спасителем придут одиннадцать учеников Его, ибо нет с ними Иуды. Когда родился Вениамин, то стало двенадцать сы- —55— новей у Иакова, а когда был избран Толмай 209 , то стало двенадцать учеников у нашего Спасителя. Вот каково действие молитвы Иакова. 7 . Что же скажем мы о силе молитвы Моисея, которой нет предела! Ведь молитва избавила его от руки фараона И показала ему славу Божию 210 . Молитвой своей он навел на фараона десять кар 211 , И также его молитва разделила море 212 . Она сделала сладкой горькую воду 213 , Низвела манну и подняла перепелов 214 . Она расколола камень И заставила истечь воду 215 . Она одержала победу над Амаликом И укрепила Иисуса 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Существующая здесь связь между тем, что мы рождаемся мертвыми, и тем, что над нами господствует сатана, становится более ясной в Евр.2:14–17 , где сказано о Христе следующее: А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Следует отметить, что, согласно этому отрывку, дьявол имеет державу смерти. То есть дьяволу было позволено предавать людей смерти из-за нашей разобщенности с Богом по причине греховности. Однако смерть Христа разрушила власть сатаны. Со смертью Христа умерла и сама смерть, а мы, будучи некогда порабощены смертью, стали свободными. Далее в этом отрывке используется глагольная форма (hilaskomai) словосочетания «искупительная жертва», или умилостивление. Автор этих строк, как и автор Кол.2 , изображает смерть Христа как жертву, предназначенную для устранения гнева или вины, и как победу над демоническими силами, удерживавшими нас в плену смерти. Об этом же говорил Кирилл Александрийский , как видно из цитаты, приведенной ниже. Из этих отрывков Писания становится ясно, что две из упомянутых мною теорий искупления – классическая и заместительная – отражены в Библии. Благодаря своей смерти Христос устранил нашу вину перед святым Богом и освободил нас от порабощающей силы смерти и дьявола. Теперь же нам следует вернуться к вопросу, занимавшему умы Отцов церкви, а именно к тому, кто умер на кресте. Безусловно, мы считаем, что Христос и был тем, кто умер на кресте. Но, как мы уже отмечали в предыдущей главе, Христос и есть Бог Сын. В 1Ин.4:10  автор так и говорит, что Христос был послан в умилостивление за грехи наши. КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ О СТРАДАНИЯХ ХРИСТА (ОК. 425 Г.): Он был несправедливо наказуем, дабы избавить нас от заслуженной кары; Он был побиваем и поражаем, чтобы мы могли поразить поразившего нас сатану и избежать греха, который пробирается к нам через первоначальное преступление. Ибо правомыслие обязывает верить в то, что все Христовы страдания были совершены за нас и ради нашего [спасения], имея силу освободить и избавить нас от заслуженных бедствий, постигающих нас вследствие нашего отвращения от Бога. Ибо, не знавши смерти, Христос отдал Свое собственное тело ради нашего спасения, развязав узы смерти для всего человечества, став Той самой личностью, Которая умерла за всех (Толк, на Ин. 12, вступ. [Randeil, 606]). 103

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Так же и Иоанн говорил: < > 410 Идущий позади меня 411 стал впереди меня, потому что был прежде меня ( Ин.1:15 ). Однако каким образом он, увидев и назвав Еммануила неким мужем, говорит, что Тот, Кто родился позднее и после него, стал впереди Него и прежде? < > 412 В – Ставшим впереди и прежде он называет Его из-за Его славы, по крайней мере, как я склонен это понимать. А – И тем не менее 413 ложность и невежественность такого воззрения. А именно, если принять «впереди» как указание на превосходство в славе, на том же основании мы, пожалуй, скажем, что «позади» несомненно указывает на второстепенное по чести. 414 , будто Христос уступает славе Иоанна и бежит позади него. Ведь Иоанн сказал: позади меня 415 идёт муж ( Ин.1:30 ). В – Какая нелепость! Но ведь мы не станем думать, будто это так, верно уразумевши написанное в псалмах: Ибо кто во облацех уравнится Господеви? 416 уподобится Богови 417 в сынех Божиих? ( Пс.88:7 ). —145— А – Стало быть, древность должна быть приписана Ему даже вместе с плотью, как Богу по природе, соединённому с плотью и имеющему обыкновение блага собственной природы сообщать Своему телу. 418 А – А что это именно так и что сказанное – верно, ты можешь 419 и из других свидетельств, если только пожелаешь. Действительно, Бог сказал через одного из святых пророков о Христе от семени Давида по плоти: И ты, Вифлеем, дом Евфрафов, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ; ср. Мф.2:6 ). Писал и Павел о сынах Израиля: все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос ( 1Кор.10:2–4 ). Так прими во внимание, что в силу единения по домостроительству во Христе Иисусе присутствует та древность, которая в собственном смысле принадлежит Слову. Разве эти слова Писания не ясны? Ведь сказано весьма определённо, что Тот, Кто из Вифлеема и от жены, как человек, имеет происхождение из начала века.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это состояние только одного Бога. Он повсюду стремится владычествовать, повсюду желает быть восхваляемым и быть старается, как Бог, повсюду. Старается даже и существовать всегда, как Бог» (цит. по: Монье Ф. Кватроченто. Пер. К.С. Швареалона СПб., 1904. С. 38). Как далек этот взгляд на человека от библейского: «[Человек] полагает предел тьме и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной. Вырывают рудокопный колодезь в местах, забытых ногою, спускаются вглубь, висят [и] зыблются вдали от людей. Земля, на которой вырастает хлеб, внутри изрыта как бы огнем. ... На гранит налагает он руку свою, с корнем опрокидывает горы; в скалах просекает каналы, и все драгоценное видит глаз его; останавливает течение потоков и сокровенное выносит на свет. Но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых» (Иов 28, 3-5; 9-13). Бэкон Ф. Новая Атлантида// Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. Т. I/ Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Л. Субботина. М.: Мысль, 1972. С. 514. Примечательно, члены ордена воспевают «особые гимны и ежедневные литургии для восхваления Господа и благодарения за чудесные Его творения, и особые молитвы о содействии ... трудам и обращении их на цели благие и благочестивые» (С. 523), а отличительным знаком «отцов Соломонова дома» являются епископский жезл и пастушеский посох, сделанные из бальзамового дерева и из кедра (С. 513). Сапрыкин Д.Л. Политико-теологический и юридический контекст ранней новоевропейской философии науки.//Философия науки в историческом аспекте. Сборник статей в честь 85-летия Н.Ф. Овчинникова. СПб.: РХГИ; ИД СПбГУ, 2003. С. 68. Точно также, как пафос Реформации - в непосредственном обращении к Писанию. Бэкон утверждал, что «для того, чтобы мы не впали в заблуждение, Он < Бог > дал нам две Книги: Книгу Писания, в которой раскрывается воля Божия, а затем - Книгу Природы, раскрывающую Его могущество. Из этих двух Книг вторая является как бы ключом к первой, не только подготавливая наш разум к восприятию на основе общих законов мышления и речи истинного смысла Писания, но и главным образом развивая дальше нашу веру, заставляя нас обратиться к серьезному размышлению о божественном всемогуществе, знаки которого чётко запечатлены на камне Его творений» ( Бэкон Ф.

http://bogoslov.ru/article/487713

Соч.: Путевые заметки. М., 1921 (назв.: Офейра); М.; Берлин, 1922. Т. 1; Т. 2: Африканский дневник/Вступ. ст. Н. В. Котрелева, публ. С. Воронина//Российский архив. М., 1994. Т. 1. С. 327-454; Стихотворения. Берлин; Пг.; М., 1923. М., 1988п; Одна из обителей царства теней. Л., 1924; Пепел. М., 19292; Стихотворения/Вступ. ст., ред. и примеч. Ц. Вольпе. Л., 1940; Александр Блок и Андрей Белый: Переписка/Ред., вступ. ст. и коммент. В. Н. Орлова. М., 1940; Стихотворения и поэмы/Вступ. ст. Т. Ю. Хмельницкой; подгот. текста и примеч. Н. Б. Банк и Н. Г. Захаренко. М.; Л., 1966; Петербург/Вступ. ст. А. С. Мясникова; послесл. П. Г. Антокольского; коммент. Л. К. Долгополова. М., 1979; То же/Изд. подгот. Л. К. Долгополов. Л., 1981; То же/Послесл. В. М. Пискунова; коммент. С. И. Пискуновой, В. М. Пискунова. М., 1994; Воспоминания о Штейнере/Подгот. текста, предисл. и примеч. Ф. Козлика. П., 1982; Стихотворения/Hrsg., v. J. E. Malmstad. Münch., 1982-1984. 3 т.; На рубеже двух столетий/Вступ. ст., подгот. текста и коммент. А. В. Лаврова. М., 1989; Серебряный голубь/Подгот. текста, вступ. ст. и коммент. М. Козьменко. М., 1989; То же/Сост., предисл., коммент. В. М. Пискунова. М., 1995; Путешествие на Восток: Письма А. Белого/Публ., вступ. ст. и коммент. Н. В. Котрелева//Восток - Запад: Исслед. Переводы. Публ. М., 1988. С. 143-177; Старый Арбат: Повести/Сост., вступ. ст. и коммент. В. Б. Муравьева. М., 1989; Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции/Сост., вступ. ст. и коммент. М. Ф. Пьяных. М., 1990; Между двух революций/Подгот. текста и коммент. А. В. Лаврова. М., 1990; Москва/Сост., вступ. ст. и примеч. С. И. Тиминой. М., 1990; То же/Предисл., коммент. и публ. Т. Николеску. М., 1997; Начало века/Подгот. текста и коммент. А. В. Лаврова. М., 1990; Соч.: В 2 т./Вступ. ст., сост. и подгот. текста В. Пискунова. М., 1990; Симфонии/Вступ. ст., подгот. текста и коммент. А. В. Лаврова. Л., 1991; Символизм как миропонимание/Сост., вступ. ст. и примеч. Л. А. Сугай. М., 1994; Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т./Вступ. ст., сост. А. Л. Казина; коммент. А. Л. Казина, Н. В. Кудряшевой. М., 1994; Собр. соч.: Стихотворения и поэмы/Сост. и предисл. В. М. Пискунова; коммент. С. И. Пискуновой и В. М. Пискунова. М., 1994; Воспоминания о Блоке/Подгот. текста, вступ. ст., коммент. С. И. Пискуновой. М., 1995; Евангелие как драма. М., 1996; О Блоке: Восп. Статьи. Дневники. Речи/Вступ. ст., сост., подгот. текста и коммент. А. В. Лаврова. М., 1997.

http://pravenc.ru/text/77962.html

Изображение монашеской жизни (Rerum monachalium rationes) – Евагрия-монаха, изображение монашеской жизни, в коем преподается, как должно подвизаться и безмолвствовать//Добротолюбие: В 5 т. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Изречения (Sentential) – Изречения о духовной жизни//Добротолюбие: В 5 т. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева лав­ра, 1993. С. 601–603. К монахам (Sententiae ad Monachos) – Зерцало иноков и инокинь. I. К монахам, живущим в киновиях и общинах//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские тракта­ты/Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова . М.: Мартис, 1994. Монах (Praktikos) – Слово о духовном делании, или Монах//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богослов­ские трактаты/Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова . М.: Мартис, 1994. Мысли (Skemmata) – Мысли//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты/Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова . М.: Мартис, 1994. О различных порочных помыслах (De diversis maligms cogitatiombus) – О различных порочных помыслах, главы//Добротолюбие: В 5 т. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Послание к Мелании (Epistula ad Melamam) – По­слание к Мелании//Антология восточнохристианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2 т. Т. 1/Под науч. ред. Е. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Бе- невич. М.; СПб.: Никея-РХЕА, 2009 (Smaragdos Philocalias; Византийская философия, Т. 4. ). Послание о вере (Epistula fidei) – Послание о вере//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские тракта­ты/Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова . М.: Мартис, 1994. Слово о молитве (De Oratione Tractatus) – Слово о мо­литве//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богослов­ские трактаты/Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова . М.: Мартис, 1994. Увещание к девственнице (Sententiae ad Virgmem) – Зерцало иноков и инокинь. II. Увещание к девственнице//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские тракта­ты/Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова . М.: Мартис, 1994. Умозритель (Gnostikos) – Умозритель, или К тому, кто удостоился ведения//Творения аввы Евагрия. Аскетиче­ские и богословские трактаты/Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова . М.: Мартис, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Изображение монашеской жизни (Rerum monachalium rationes) – Евагрия-монаха, изображение монашеской жизни, в коем преподается, как должно подвизаться и безмолвствовать//Добротолюбие: В 5 т. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Изречения (Sentential) – Изречения о духовной жизни//Добротолюбие: В 5 т. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева лав­ра, 1993. С. 601–603. К монахам (Sententiae ad Monachos) – Зерцало иноков и инокинь. I. К монахам, живущим в киновиях и общинах//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские тракта­ты/Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1994. Монах (Praktikos) – Слово о духовном делании, или Монах//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богослов­ские трактаты/Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1994. Мысли (Skemmata) – Мысли//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты/Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1994. О различных порочных помыслах (De diversis maligms cogitatiombus) – О различных порочных помыслах, главы//Добротолюбие: В 5 т. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Послание к Мелании (Epistula ad Melamam) – По­слание к Мелании//Антология восточнохристианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2 т. Т. 1/Под науч. ред. Е. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Бе- невич. М.; СПб.: Никея-РХЕА, 2009 (Smaragdos Philocalias; Византийская философия, Т. 4. ). Послание о вере (Epistula fidei) – Послание о вере//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские тракта­ты/Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1994. Слово о молитве (De Oratione Tractatus) – Слово о мо­литве//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богослов­ские трактаты/Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1994. Увещание к девственнице (Sententiae ad Virgmem) – Зерцало иноков и инокинь. II. Увещание к девственнице//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские тракта­ты/Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1994. Умозритель (Gnostikos) – Умозритель, или К тому, кто удостоился ведения//Творения аввы Евагрия. Аскетиче­ские и богословские трактаты/Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1994.

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

Соч.: Prologus in antiphonarium/Ed. J. Smits van Waesberghe. Buren, 1975. (Divitiae mus. artis. Ser. A; 3) (рус. пер.: Пролог к Антифонарию/Пер., примеч., вступ. ст. Р. Л. Поспеловой//Ю. Н. Холопов и его науч. школа. М., 2003. С. 48-67; то же// Поспелова Р. Л. Западная нотация XI-XIV вв.: Осн. реформы. М., 2003. С. 309-315); Пролог к антифонарию/Пер., вступ. ст и коммент. С. Н. Лебедева//Музыкальная академия. 2023. 1. С. 73-79); Regulae rhythmicae in antiphonarii prologum prolatae// Gerbert. Scriptores. Vol. 2. P. 25-34; idem/Ed. J. Smits van Waesberghe. Buren, 1985 (рус. пер.: Правила в стихах: [Два фрагм.: Gliscunt corda. Musicorum et cantorum]/Пер. С. Н. Лебедева// Лебедев С. Н. , Поспелова Р. Л. Musica Latina: Лат. тексты в музыке и муз. науке: [Хрестоматия]. СПб., 2000. С. 166, 171; Правила в стихах/Пер., вступ. ст. и коммент. С. Н. Лебедева//Научный вестник Московской консерватории. 2018. 1. С. 14-33); Micrologus de disciplina artis musicae// Gerbert. Scriptores. Vol. 2. P. 2-24; idem/Ed. J. Smits van Waesberghe. [Nijmegen], 1955. (CSM; 4) (рус. пер.: Микролог: Фрагменты/Пер. Л. Н. Годовиковой//Муз. эстетика западноевроп. средневековья и Возрождения/Ред.-сост. В. П. Шестаков. М., 1966. С. 196-200; Микролог: Гл. 18, 19/Пер. В. А. Федотова// Федотов В. А. Начало западноевроп. полифонии: Теория и практика раннего многоголосия. Владивосток, 1985. С. 106-112; Микролог. Гл. 7-9/Пер., примеч. и вст. ст. Ю. В. Пушкиной//Старинная музыка. 2005. 2. С. 41-48. Гл. 2, 3/Пер., вступ. ст. и коммент. В. Г. Карцовника//Opera musicologica. 2009. 1. С. 24-28; Микролог/Пер., коммент. и вступ. ст. С. Н. Лебедева//Научный вестник Московской консерватории. 2023. 2. С. 221-283); Epistola de ignoto cantu// Gerbert. Scriptores. Vol. 2. P. 43-50 (рус. пер.: Послание о незнакомом пении/Пер. и коммент. С. Н. Лебедева// Лебедев С. Н. , Поспелова Р. Л. Musica Latina. СПб., 2000. С. 217-231; Письмо мон. Михаилу: Фрагменты/Пер. М. В. Иванова-Борецкого//Муз. эстетика западноевроп. средневековья и Возрождения/Ред.-сост. В. П. Шестаков. М., 1966. С. 201-203); Послание о незнакомом распеве/Пер., вступ. ст. и коммент. С. Н. Лебедева//Научный вестник Московской консерватории. 2015. 1. С. 127-145);«Regulae rhythmicae», «Prologus in antiphonarium» and «Epistola ad Michaelem»: a Crit. Text, Transl., Introd., Annot., Ind. and New Manuscript Inventories/Ed. D. Pesce. Ottawa, 1999. Guido Le opere. Micrologus, Regulae rhythmicae, Prologus in antiphonarium, Epistola ad Michaelem, epistola ad archiepiscopum Mediolanensem. Testo latino e italino . intr., trad. e comm. a cura di A. Rusconi. 2-e ed. Firenze, 2008.

http://pravenc.ru/text/161785.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010