Aussenzio di Bitinia/Introd., trad., comment. P. Varalda. Alessandria, 2014; Kaldellis A., Polemis I., transl. Psellos and the Patriarchs: Letters and Funeral Orations for Keroullarios, Leichoudes, and Xiphilinos. Notre Dame, 2015. Рус. пер.: Похвальное слово Симеону Метафрасту/Пер. архиеп. Арсения (Иващенко)//Воронежские ЕВ. Приб. 1869. 5. С. 100-111; Слова на свершившееся во Влахернах чудо/Пер. П. В. Безобразова//ЖМНП. 1889. Т. 262. С. 77-91; Обвинительная речь против патр. Михаила Кирулария//Там же. Т. 265. С. 23-84; Литаврин Г. Г. Три письма Михаила Пселла Катакалону Кекавмену//RESEE. 1969. Vol. 7. N 3. P. Михаил Пселл. О характерных чертах нек-рых сочинений/Вступ. ст.: С. С. Аверинцев; пер.: Т. А. Миллер//Идеи эстетического воспитания: Антология. М., 1973. Т. 1. С. 281-283; Михаил Пселл. О сочетании частей речи; Обзор риторических идей; Ипертима Пселла слово, составленное для вестарха Пофоса; Сравнение Еврипида с Писидой/Пер. с греч.: Т. А. Миллер//Античность и Византия. М., 1975. С. 156-174; Зайцев А. И., Любарский Я. Н. Два письма Михаила Пселла//Bsl. 1978. T. 39. C. 24-28; Богословские сочинения/Пер.: архим. Амвросий (Погодин). СПб., 1998; Хронография: Краткая история/Пер. Я. Н. Любарского, Д. А. Черноглазова, Д. Р. Абдрахманова. СПб., 2003; Судье Фракисийской фемы Ксиру; Константину Мономаху, монаху Феревию, Исааку Комнину, Константину Дуке, Роману Диогену; речи: К спрашивающим, сколько родов философских учений; Похвала блохе; Похвала вши; Речь к ученикам, не пришедшим в школу по случаю дождя; К ученикам, редко приходящим в школу; К манкирующим ученикам; К нерадивым ученикам/Пер. П. В. Безобразова// Безобразов П. В., Любарский Я. Н. Две книги о Михаиле Пселле. СПб., 2001. С. 49, 56-58, 61-63, 85-88, 106-108, 124-125, 132-138, 144-150, 162-169. Лит.: Скабаланович Н. А. Визант. наука и школы в XI в.//ХЧ. 1884. 3/4. С. 344-369; он же. Визант. государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. СПб., 20042. 2 кн.; Sonny A.

http://pravenc.ru/text/2563760.html

Известно совместное почитание Г. и вмч. Димитрия Солунского, к-рых в народных преданиях называют братьями или родственниками. Эти представления были заимствованы у греков крестоносцами: согласно хронике Петра Тудебода, эти святые вместе с вмч. Феодором возглавляли христ. войско во время Антиохийской битвы в 1098 г. В наст. время Г. считается покровителем армии Греческой Республики. В Египте почитание Г. наложилось на культ бога Гора. Мученичество Г., написанное на копт. языке, возникло в VI - нач. VII в., а цикл чудес сложился до араб. завоевания. Согласно данным папирусов V-VIII вв., почитание Г. отмечено в Афродито, Джеме, Гермополе, Оксиринхе, Птолемаиде и др. Древнейшее упоминание о праздновании Г. засвидетельствовано в т. н. Календаре Саккары (VIII в.). В Египте Г. было посвящено много церквей и мон-рей, наиболее известны в Мит-Дамсисе (к северу от Мит-Гамра) и в Дельте. В Коптском Синаксаре особо указывается под 3 паопе (араб. бауна) освящение первой ц. во имя вмч. Георгия в г. Бирма, в оазисе Бахария. Синаксарь указывает, что мощи Г., хранившиеся в этой церкви, в патриаршество Матфея I (1378-1409) были перенесены в мон-рь авы Самуила, а при патриархе Гаврииле V (1409-1428) - в ц. во имя вмч. Георгия в Ст. Каире. В наст. время, по свидетельству О. Мейнардуса, частицы мощей Г. находятся в 15 церквах и мон-рях Египта. Из Египта почитание Г. проникло в Эфиопию. Ист.: BHG, N 681-686m; Книга Паломник. С. 23, 27-28, 32; Πτρια Κωνσταντινουπλεως//Scriptores Originum Constantinopotanarum/Ed. Th. Preger. Lpz., 1907. N. Y., 1975p. Pt. 2. (BSGRT); Πολτης Ν. Τ δημδη λληνικ σματα περ τς Δρακοντοκτονας το Αγου Γεωργου//Λαογραφικ. 1912-1913. T. 4; Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 102; Житие прп. отца нашего Феодора, архим. Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители/Пер., вступ. ст., коммент.: Д. Е. Афиногенов. М., 2005. Лит.: Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 43 - 52; Krefting A. St. Michael und St. Georg in ihren geistesgesch. Beziehungen. Jena, 1939; Janin. Églises et monastères. P. 69-78; Howell D. St. George as Intercessor//Byz. 1969. T. 39. P. 121-136; Mark-Weiner T. Narrative Cycles of the Life of St. George in Byzantine Art: Diss. N. Y., 1977. 2 vol.; Idem. Ann Arbor, 2003; Balboni D. Giorgio//BiblSS. Vol. 6. P. 512-525; Aubert R. Georges de Lydda (50)//DHGE. T. 20. Col. 633-641; Walter Ch. The Origins of the Cult of St. George//REB. 1995. T. 53. P. 295-326; Χαλκι-Στεφνου Π. Ο λδβλθυοτεΑγιοι Γεργιοι. Αθνα, 1996. Σ. 45-62; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. T. 1. Σ. 66, 76, 89, 91, 111, 120, 155, 162, 165, 183, 218, 237, 254, 270, 274, 277, 296, 307, 317, 323; Т. 2. S. 42, 52, 85, 91, 158, 169, 189, 206, 243, 292, 320, 409.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Матфей (Мормыль). Коломна, 2002. С. 59, 85, 272), архиеп. Ионафана (Елецких) («Ныне силы небесныя»// Ионафан (Елецких), архиеп. Духовно-муз. произв. М., 1997. 1, 2) и др. авторов. Соловецкий распев представлен в изданиях певч. книг (Ирмологий нотного пения древнего распева Соловецкого мон-ря. М., б. г.; Обиход церковных песнопений древнего распева Соловецкого мон-ря. Серг. П., 1912. 3 ч.; Обиход нотного пения по древнему распеву, употребляемому в первоклассном ставропигиальном Соловецком мон-ре. М., 1912. 3 ч.; Обиход церковных песнопений древнего распева Соловецкого монастыря/Ред.: О. А. Бычков; вступ. ст.: Н. Ю. Плотникова. М., 2004), а также в др. сборниках - отдельными песнопениями всенощного бдения (предначинательный псалом, прокимны на вечерне, «От юности моея»), литургии (ектении после чтения Евангелия), Великого поста (тропари по «Ныне отпущаеши», «С нами Бог», «Господи сил, с нами буди», блаженны) и Страстной седмицы («Чертог Твой вижду», «Разделиша ризы Моя себе») (см. изд.: Сборник духовно-муз. песнопений разных авторов/Изд.: П. М. Киреев. Пг., 1914. Вып. 8: На литургии/Ред.: Е. С. Азеев. 20; Песнопения всенощного бдения/Ред.: игум. Никифор (Кирзин). Серг. П., 1992. С. 7; «Благослови, душе моя, Господа»: Песнопения всенощного бдения/Сост.: Л. Боровлева, А. Ратников, И. Соловьев. М., 1995. С. 65-68; Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 184, 216-217, 372-373; Песнопения Страстной седмицы/Ред.: игум. Никифор (Кирзин). Серг. П., 1992-1993. С. 7, 9, 32, 52; Песнопения Постной Триоди/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2000. С. 160-162, 173-179, 187-190, 218-220; Песнопения Страстной седмицы/Ред.: С. Потокина. М., 1998. Ч. 1. 21; Великий пяток/Ред.: О. А. Бычков. М., 1999. Ч. 2. С. 63). По напеву Троице-Сергиевой лавры (называемому также троицким или лаврским) были изданы одноголосный полный корпус ирмосов (Ирмологий, содержащий ирмосы всего лета, употребляемые при церковных службах во обители Живоначальной Троицы и прп. Сергия с местным напевом, усвоенным давностию употребления/Сост.: иером.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Старчество 2146. Евлогий (Смирнов), архиеп. Владимирский и Суздальский. Старчество и русская религиозная жизнь/Евлогий, еп. Владимирский//ППр. 1994. 3. С. 24–33. 2147. Игнатия (Петровская) , мон. Слово о старчестве/Публ., предисл., примеч.: А. Л. Беглов//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 165–208. 2148. Игнатия (Петровская) , мон. Старчество на Руси/Публ., предисл., примеч.: А. Л. Беглов//АиО. 1998. 3(17). С. 118–151; 4(18). С. 147–177. 2149. Максимов Ю. В. Новая книга о старчестве: [Рец. на кн.:] Игнатия [Петровская], мон. Старчество на Руси. М., 1999//АиО. 1999. 4(22). С. 331–333. 2150. Николай (Чуфаровский), архиеп. Рязанский и Касимовский. Пастырство монастырское, или Старчество/Николай (Чуфаровский), еп. Рязанский//АиО. 1999. 2(20). С. 173–184. 2151. Смолич И. К. Жизнь и учение старцев: (Путь к совершенной жизни)/Вступ.: митр. Иоанн (Вендланд )//БТ. 1992. Сб. 31. С. 97–174. См. также 472, 1251, 1289, 1303, 1304, 1353–1355, 2070, 3126. Прикладные дисциплины Литургика Учение о богослужении Православной Церкви 2152. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Письмо еп. Кассиану [Безобразову], ректору Богословского института прп. Сергия в Париже (7 июля 1961 г.)//ВРЗЕПЭ. 1961. 38/39. С. 162–163. О необходимости привлечения литургистов МП к участию в межконфессиональных литургических съездах. 2153. Кожа А., прот. Может ли красота богослужения быть критерием истинности религии?//ЦиВр. 1992. 3. С. 61–65. 2154. Мейендорф И. , протопр. Об изменяемости и неизменности православного богослужения: [Докл. на Третьей междунар. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Ленинград, 31 янв. – 5 февр. 1988 г.]//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 105–111. 2155. Сойко Б., прот. Литургическое наследие св. праведного Иоанна Кронштадтского : [Докл. на юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 142–148. 2156. Стойков В., прот. Литургическое богословие: [Докл. на Богосл. конф. «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия». Москва, 7–9 февр. 2000 г.]//ЦиВр. 2000. 2(11). С. 150–168.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для вечного поминания имя М. было внесено в синодик владимирского Успенского собора. Его текст не сохранился, но он отразился в древнейшей части синодика нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1556 г. (ГА Нижегор. обл. Ф. 2013. Оп. 602-а. 4°. 161. Л. 25; РГБ ОР. Ф. 256. 387. 1°. Л. 41 об., Список нач. 1810-х гг.). Кроме того, с XVI в. поминание М. и 2 следующих Сарайских епископов включалось в Вологодский кафедральный синодик (РНБ. Погод. 1596. Вологодский сборник. 4°. Л. 163 об., Список 1580-х гг.). Его текст отражает московский чин поминания в XIV-XV вв., к-рый в нач. XVI в. вошел в рукописи Вологды и Ростова ( Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик//Историческая генеалогия. Нью-Йорк; Екат., 1995. Вып. 6. С. 96). Свидетельства посмертного поминания М. подтверждают выводы тех исследователей, к-рые пишут о тесной связи 1-го епископа Сарайского с митр. Кириллом II, значительное время своего святительства пребывавшим в Сев.-Вост. Руси. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 476; Т. 7. С. 162, 169; Т. 9. С. XV; Т. 10. С. 143, 147; Т. 15. Стб. 401-402; Т. 18. С. 23, 73; Т. 22. Ч. 1. С. 465; Т. 23. С. 85, 88; Т. 24. С. 100; Т. 25. С. 144, 148; Т. 27. С. 197; Т. 28. С. 58, 217; Т. 30. С. 94; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 20022. С. 327, 330; Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. Синодик опальных царя Иоанна Грозного/[Вступ. ст. Б. М. Пудалова]. Н. Новг., 2009. Л. 25. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 1033; Д[ урново] Н. 900-летие рус. иерархии, 988-1888: Епархии и архиереи. М., 1888. С. 39; Насонов А. Н. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. М.; Л., 1940. С. 41-45; Полубояринова М. Д. Рус. люди в Золотой Орде. М., 1978. С. 24; Церковь, общество и государство в феод. России: Сб. ст./Отв. ред. А. И. Клибанов. М., 1992. С. 67-84; Поппэ А. В. Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305 гг.)// Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 19962. С. 469; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 18.

http://pravenc.ru/text/2563424.html

И еще он сокрушил стены Иерихона перед Иисусом Навином 161 “. И еще он уничтожил перед ним тридцать одного царя 162 . И он уничтожил тысячу тысяч эфиоплян перед Асой 163 . И еще он уничтожил в ассирийском стане сто восемьдесят пять тысяч 164 . И так же когда шли в Вавилон сыны Израиля, то и он шел вместе с ними и сражался за них. 15 . Почему же, возлюбленный мой, Даниил постился те три седмицы, прося и умоляя Бога, и не написано, чтобы он постился до этого? Потому что написано: когда исполнились семьдесят лет с тех пор, как был разрушен Иерусалим, – о чем сказал пророк Иеремия 165 – то [Даниил] стал молиться и умолять Бога 166 , чтобы Он не продлил ожидание более семидесяти лет, подобно тому, как Он сократил [годы жизни] людей во дни 167 Ноя. И подобно тому, как прибавил сынам Израиля в Египте. И подобно тому, как уменьшил сынам Ефрема. И подумал Даниил, —49— как бы не пришлось народу из-за грехов своих ждать 168 дольше этих семидесяти лет, о которых сказал Иеремия. И помог Гавриил и Михаил, князь [Израиля], в посте его. И даже Михаил имел бы покой, если бы вернулись они в свою землю, а также Гавриил, что помогал народу своему, дабы умножились плоды молитв их в святом Храме и ежедневные жертвы, возносимые им к Богу. Но не хотел князь персидский, чтобы святое семя отделилось от грешного персидского царства, которое было ему предано Богом. Потому что пока среди них были праведники, также и [князь персидский] был счастлив благодаря им. Посмотри же, каким превосходным был принятый пост Даниила, ограничившего пленение своего народа семьюдесятью годами. 16 . Но Тот, Кто ведет наш стан, больше, чем Гавриил, превосходнее, чем Михаил, и сильнее князя персидского. Это наш Жизнодавец, Господь наш Иисус Христос , Который, придя, облекся нашей человеческой природой, страдал и был искушаем в теле, которое Он принял от нас. И Он силен помочь тем, кто претерпевает искушение 169 . Он постился за нас и победил нашего противника. Он заповедал нам поститься и бодрствовать во всякое время 170 , дабы силою чистого поста и мы достигли покоя Его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. 35. С. 114. Ил. на с. 114, 115). На калужской иконе 1-й трети XVIII в. в среднике - список чудотворной Калужской К. и., на полях по бокам - Казанские святители Гурий и Варсонофий в рост, вверху и внизу - по 4 клейма Повести (Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Выст. из частных собр. к 60-летию ЦМиАР/Вступ. ст., ред.-сост.: Н. И. Комашко. М., 2007. Кат. 52. С. 178. Ил. на с. 68). Вязниковским иконописцем Е. Денисовым в кон. XVIII в. исполнена рама с 12 клеймами (частное собрание) (Слово и образ: Русские житийные иконы XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2010. Кат. 65. С. 162. Ил. на с. 163). К. и. с 12 клеймами кон. XVIII - нач. XIX в., принадлежащие культуре Костромы и Солигалича, имеют под изображениями К. и. в средниках тексты тропаря и кондака К. и. (Костромская икона XIII-XIX вв.: Кат./Сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. Кат. 270, 271. С. 615-616. Ил. 428, 429). В XIX в. К. и. писали с 8, 12 или 16 клеймами истории обретения святыни, многие были созданы в Палехе (Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина): Кат. выст./Авт.-сост.: Н. И. Комашко, А. С. Преображенский, Э. С. Смирнова. М., 2009. Кат. 147. С. 345. Ил. на с. 248). На К. и. вытянутых пропорций клейма могут располагаться по 2 вверху и внизу (Русская икона XV-XX вв.=Russian Icons of the 15th-20th Cent.: Из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. 187. С. 341. Ил. на с. 236). Сохранились многочисленные лит. свидетельства существования К. и. «с чудесами». Одна из ранних икон - «древний список с чудотворной» ( Малов. 1879. С. 24) - находилась в ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского) в Казани, куда была перенесена явленная К. и. после ее обретения. О почитаемой К. и. с клеймами упоминается, напр., в летописи 1679 г., в рассказе о взятии Астрахани казачьим войском Стеньки Разина. 22 июня 1670 г. мятежники обстреляли Успенский собор, пищаль пробила киот, в котором стоял «образ Казанские Богородицы с чюдесы» (Летописное сказание Петра Золотарева//ПСРЛ. Т. 31. С.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Михаил Малеин и мч. Феодор Пергийский (небесные покровители царей Алексея Михайловича, Михаила Феодоровича и патриарха Филарета (Романова)), вверху - Спас Нерукотворный. Парная икона патриархов Е. и свт. Тихона (в мантиях, с жезлами), предстоящих Казанскому образу Божией Матери в небесном сегменте, находится в иконостасе юж. придела Казанского собора (1997-1998). Для издававшихся с сер. 80-х гг. ХХ в. богослужебных Миней прот. Вячеславом Савиных и Н. Шелягиной был создан рис. Е. в рост, в саккосе и клобуке, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 173). Ист.: РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. III. 7. Л. 69; Ф. илл. 1781; ГММК ОРПГФ. Ф. 5. Оп. 1913 г. Ед. хр. 4. Л. 34 об.- 39 об., 40 об., 44; Ед. хр. 42. Л. 82, 95-104, 108; Ф. 20. Оп. 1919 г. Ед. хр. 15. Л. 96; Оп. 1922 г. Ед. хр. 4. Л. 161-162 об.; Ед. хр. 24. Л. 112 об.- 115 об.; Оп. 1924 г. Ед. хр. 41. Л. 238. 2107. Лит.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. Л. 52; Кедров С. И. Жизнеописание свят. Гермогена, Патр. Московского и всея России. М., 1912. С. 97. Ил.; Назаревский В. В. Свят. Гермоген - Патр. всея России: 300-летие его кончины. 17 февр. 1612-1912. М., 1912. С. 41, 48, 51. Ил.; он же. Новопрославленный святитель свят. Ермоген - Патр. всея России. М., С. 23, 47, 53, 55. Ил., цв. вкл.; Петербургский листок. 1912. 45. С. 1, 6-7. Ил.; Нива. 1913. 19. С. 377. Ил.; 20. С. 397-399. Ил.; Георгиевский В. Т. Рака и облачение для мощей свт. Гермогена//Светильник. 1914. 9. С. 3-15. Цв. вкл.; Протопопов В. П., свящ. К торжеству перенесения частицы св. мощей сщмч. Ермогена из Большого Успенского собора в Ермолаевскую ц. в г. Москве. М., 1915. С. 2. Ил.; Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 220; В. М. Васнецов: Письма. Дневники. Восп. Суждения современников/Сост., вступ. ст., примеч.: Н. А. Ярославцева. М., 1987; Russische Ikonen und Kultgerät aus St. Petersburg/Hrsg. S. Kutschinski, J. Poetter. Köln, 1991. Kat. N 58.

http://pravenc.ru/text/190175.html

Солженицыным и др.), затем отбывал срок приговора в Тайшетском концлагере. В 1954 г. освобожден, был переводчиком и консультантом Академии коммунального хозяйства в Москве. В 1974 г. вернулся в Париж, где и скончался в 1987 г.     [xxxvii] Протоиерей Сергий Гаккель. Указ. соч. С. 162-164.     [xxxviii] Там же. С. 164-167.     [xxxix] Жизнь и житие священника Димитрия Клепинина. С. 23-24.     [xl] Кривошеин И.А. Так нам велело сердце//Против общего врага. Советские люди во французском движении Сопротивления. М., 1972. С. 270-271; Его же. Мать Мария (Скобцова) (К 25-летию со дня кончины)//ЖМП. 1970. 5. С. 39.     [xli] Косик В.И. Указ. соч. С. 233.     [xlii] См.: Маныкина Т.Б. Указ. соч.     [xliii] Жизнь и житие священника Димитрия Клепинина. С. 25-26.     [xliv] Там же. С. 26.     [xlv] Протоиерей Сергий Гаккель. Указ. соч. С. 169-171; Мать Мария. Стихотворения, поэмы, мистерии. Воспоминания об аресте и лагере в Равенсбрюк. Париж, 1947. С. 151-152.     [xlvi] Жизнь и житие священника Димитрия Клепинина. С. 26.     [xlvii] Черняев В.Ю. Русские узники Компьенского лагеря и их судьбы. С. 215-216.     [xlviii] Жизнь и житие священника Димитрия Клепинина. С. 26-27.     [xlix] Там же. С. 27-28.     [l] Там же. С. 140.     [li] Там же. С. 28-29.     [lii] Там же. С. 193-194, 196.     [liii] Косик В.И. Указ. соч. С. 126; Нивьер А. Указ. соч. С. 258-259.     [liv] Жизнь и житие священника Димитрия Клепинина. С. 29.     [lv] Там же. С. 29-31; Косик В.И. Указ. соч. С. 126.     [lvi] Жизнь и житие священника Димитрия Клепинина. С. 120.     [lvii] Там же. С. 210.     [lviii] Косик В.И. Указ. соч. С. 233.     [lix] См.: Протоиерей Сергий Гаккель. Указ. соч.     [lx] Косик В.И. Указ. соч. С. 233-234.     [lxi] Там же. С. 234.     [lxii] См.: Скобцова Е.Ю. Жатва Духа. Париж, 1927; Скобцова Е.Ю. А. Хомяков. Париж, 1929; Скобцова Е.Ю. В. Соловьев. Париж, 1929; Скобцова Е.Ю. Досто­евский и современность. Париж, 1929; Монахиня Мария (Скобцова). Стихотворения, поэмы, мистерии. Париж, 1947; Монахиня Мария (Скобцова). Стихи. Париж, 1949; Мать Мария (Скобцова). Воспоминания, статьи, очерки. В 2 Тт. Париж, 1992; Мать Мария (Скобцова). Стихи. М., 1994; Мать Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни. М., 2001; Мать Мария (Елизавета Кузьмина-Караваева). Жатва духа: Религиозно-философские сочинения/Сост. А.Н. Шустов; Вступ. ст. Г. Беневича. СПб, 2004..

http://bogoslov.ru/article/2044123

А что в силу того, что Слово стало плотью и вселилось в нас (ср. Ин.1:14 ), Иисус Христос, Который от семени Давида, по природе и истинно есть Сын Божий, пусть запечатлеет премудрый Иоанн такими словами: Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная ( 1Ин.5:20 ), и через Него, и с Ним Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и примечания К. Б. Юлаева Никита Стифат, прп. [Вступление] к книге Божественных гимнов преподобного отца нашего Симеона/Пер., вступ. ст., примеч. пером. Дионисия (Шленова)//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 151–176 —151— Перевод вступления прп. Никиты Стифата к «Гимнам» прп. Симеона Нового Богослова выполнен по новейшему критическому изданию А. Камбилиса 437 , улучшенному по сравнению с более ранним изданием И. Кодера в серии «Христианские источники» 438 . Первую полную публикацию греческого текста вступления (вместе с несколькими гимнами прп. Симеона) осуществил в 1917 г. иером. Пантелеймон (Успенский), преподаватель патрологии МДА, по копии Патмосской рукописи XIV в. 439 в качестве приложения к выполненному им русскому переводу вступления и «Гимнов» 440 . Данное приложение, оставшееся вне поля зрения за- —152— падных учёных, в настоящее время стало чрезвычайной библиографической редкостью, так как оно было издано в малом числе экземпляров и в отличие от русского перевода никогда не переиздавалось. Хотя русский перевод вступления 441 был выполнен достаточно точно, его воспроизведение, даже с рядом уточнений, думается, не доставит исчерпывающего представления о подлиннике, поскольку в нём не в полной мере отражена присущая данному тексту стилистическая возвышенность и своеобразная пафосность, так же как и его лексическое своеобразие. Кроме того, к исполнению нового перевода вступления обязывает также появление критического издания А. Камбилиса, опиравшегося на рукописи 442 , которые не были приняты во внимание ни иером.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010