Одним из последних святых на Руси просиял преподобный Серафим Саровский (умер в 1831 г.). Он горько сетовал, что ослабла «решимость» русского человека к спасению, к «стяжанию святого Духа Божия». Братия и сестры! Чему научают и вразумляют нас ныне прославляемые святые, в русской земле просиявшие? Они напоминают нам, что кроме земли существует небо. Кроме тела – души и дух, кроме каждого из нас существуют люди, наши ближние, наши братья во Христе, кроме земной Церкви существует небесная, кроме временной земной жизни – жизнь загробная, вечная, где каждому предстоит дать ответ за свою земную жизнь. Святые являют нам пример того, как на всяком жизненном поприще, при самых трудных жизненных обстоятельствах, люди сохраняют верность и преданность Богу, бескорыстное, жертвенное служение людям, выходят победителями над своими грехами и страстями и достигают небесных венцов. Все мы, братия и сестры, радуемся, что земля наша так богата угодниками Божиими, что мы получали и получаем от них благодатную помощь и в случае нужды и опасности нашей родине ещё и ещё получим её, эту помощь. О, сколько святительских омофоров простёрто будет над Русью, над её народом и её святынями! Сколько духовных, небесных мечей поднимется на её защиту, сколько угодивших Богу иноков и инокинь молитвенно взывать будут к Богу! Разве мы можем помыслить, что святые сродники наши забудут родную землю и родную Церковь в годину испытаний и бед, как не забывают и теперь? Не может произойти этого! Помолимся им: «О преблаженные угодники Божии, вси святии в Российской земле просиявшие, предстоящие престолу Пресвятые Троицы!.. Се ныне, в день общего вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение... Смиренно молимся вам: молите милостивого Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к сохранению, святых заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков». Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Величаем тя, праведный отче Иоанне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего! Слово в неделю Всех святых в земле Российской просиявших Сегодня праздник Всех святых в земле Российской просиявшихвсех святых, которых возрастила Русская Церковь , Русская земля. Ныне праздник духовного неба над Россией. То небо широко простирается, начиная от святого князя Владимира и блаженной княгини Ольги. Они были как бы корни всех святых в земле Российской просиявших. Возрос великий сонм, великое древо святости. Правда, еще и до Великого князя Владимира были святые, праведные, просиявшие там, где ныне земля Русская. Те части, которые ныне составляют пределы России ещё прежде того как они вошли в состав земли Российской просияли святыми угодниками Божиими. Херсонес хвалится семью епископами еще в первые времена посещавшими тот край, так же впоследствии Кирилл и Мефодий проповедовали там. В Херсонесе крестился Великий князь Владимир и вместе с мощами древнего священномученика Климента Римского он принес Веру Православную в Киев, положил там начало возрастания Церкви Русской. Ныне мы и празднуем всех тех угодников Божиих – преподобных Антония и Феодосия и прочих многих чудотворцев Печерских, всех преподобных в земле Российской просиявших, тех святителей, которые утверждали православие, стяжали христианство земле Русской, которые утверждали в народе веру и благочестие, тех святых, которые притворились безумными, а в действительности были мудры и своими кажущимися смешными поступками сами смиряли свою гордость, учили детей преклоняться перед святостью и следовать Евангелию. Прославляем многих угодников Божиих, которые в разных концах просияли в земле Российской; тех страстотерпцев, которые терпеливо перенесли ниспосланные им страдания и, наконец, тех мучеников, которые в малом чине просияли в древности, но сейчас обильно кровью своей полили все клочки земли Русской. Земля освятилась их кровью, воздух освятился от восхождения их душ. Небо над Русью освятилось тем ликом святых угодников Божиих, которые сияют над ней. Бесчисленное их множество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Есть чудная книга, недавно написанная, – «Святая Русь». Крест святости русской там подробно изложен. Из этой книги можно узнать, как святость укоренялась и возрастала в России, как от одних святых духовно происходили другие, как между собой они были связаны, и все то представляет, действительно, златую цепь святости земли Русской. Мы всех их празднуем ныне, всех, которых невозможно даже перечислить. Мы видим дивных святителей, которые укрепляли идею русскую своим пастырским деланием. Мы видим, как Русская земля славилась не только подвигами царей, бояр, воинов, но и как ее части с возрастом духовно связывались между собой этой святостью. Вот почему и называлась Русь Святой Русью : не потому, что не было грехов, не было беззакония, – нет, всегда, где только есть люди, были и будут грехи и беззакония. С грехопадения наших прародителей в мир вошло зло, но всякое зло никогда не представлялось идеалом и даже терпимым в земле Русской. Было зло, но после того каялись. Каялись даже разбойники; те, которые заканчивали жизнь на плахе, и то в большинстве своем вспоминали перед смертью Господа Иисуса Христа, кланялись народу, прося прощения за те преступления, которыми они вносили соблазн, и просили молиться за упокой их душ. Так было в древности, так было в русской истории, ту святость и сейчас еще хранит земля Русская. И хвалим всех святых, которые подвигами всей жизни земле Русской показывали пример той святости. Вот великий князь Владимир и блаженная княгиня Ольга – то история князей, просиявших как угодники Божий. Почему они святые? Потому что, хотя они исстари имели в руках своих власть, имели в руках своих большие богатства, они не пленялись богатством, не были им порабощены. То богатство и та власть служили или для того, чтобы делать добро, или для того, чтобы другим людям дать возможность жить по заповедям Божиим. А другие угодники Божии уходили в пещеры, удалялись в дремучие леса, пустыни, однако там они делались магнитами, которые духовно привлекали искавших укрепление душ своих. И те преподобные, которые уходили и старались быть неизвестными, – их неизвестность становилась известной, и к ним устремлялись люди. Они сияют нам из глубины веков в наши времена. Господь прославил их дела, прославил их святые мощи чудесами, и поныне они являются проповедниками во славу Божию. Преподобный Сергий – сколько лет он прожил один в дремучем лесу, где не было никого, кроме зверей. По сей день святая Троице-Сергиева лавра привлекает верующих со всех концов не только Руси, но, можно сказать, со всех концов и пределов вселенной. И ничем другим она не славится, как подвигом преподобного Сергия и тех святых, которые его учением спасались. И ныне она является как бы сердцем земли Русской вместе с первопрестольным нашим градом Москвой, которая не только сияет богатством и древними постройками, но и святостью тех святых, которые там подвизались и чьи мощи там почивают.

http://pravoslavie.ru/4329.html

Кажется, нет такой сферы деятельности, такого характера, который бы не был представлен в сонме русских святых. Не оттого ли у нас столько простодушных верований, что тот святой помогает в одних делах, а этот - в иных… Конечно, во всём этом «регламенте» есть перегиб, но всё-таки отчасти может быть это ещё одно свидетельство – сколь разными были наши святые и сколь в разных они преуспели борениях и опытах, пусть даже житейских, сколь в разных обстоятельствах был закалён их духовный характер, потому, что и посредством житейских дел, житейской опытности многие стяжали свою меру смирения и терпения и любви. Как говорится в Священном Писании – тот, кто был искушен сам, может и искушаемым помочь. Вот и помогают святые, попавшим в ту или иную беду, столкнувшимся с той или иной напастью, помогают, может быть даже в связи со своим земным, конкретным опытом и душа народная эту помощь чувствует и различает, пусть даже и чересчур конкретизируя. Много мы знаем разговоров и пересказов, даже со слов тех недавних наших соотечественников, которые теперь уже примкнули к сонму святых, о том, что Русь помилована будет Богом, несмотря на все её падения и окаянства… Да и сейчас ведь милость эта очевидна уже – молитвами и заступничеством наших святых, из которых мы только малую толику знаем по именам и по истории жизни. А сколько их – безвестно канувших, но сияющих подобно звёздам на небосклоне Святой Руси! Ведь все они продолжают ходатайствовать о нас, участвовать в нашей жизни, и если посмотришь на реальность нашего повального и страшного одичания, то именно понимаешь, что не погибли мы окончательно, не исчезли ещё как народ с лица земли именно чудом, милостью Божией и молитвами наших святых, которые своей кровью, мучениями и слезами исходатайствовали у Господа право болезновать за нас – унылых и погибающих. И пусть многим кажется безнадёжным будущее нашего народа, но сила Божия именно в немощи совершается. И за всей нашей бестолковостью стоит-таки эта неистребимая любовь к правде, любовь, которую возогревают в нас ходатайства и воздыхания всех святых в земле Российской просиявших. И мы верим, что даже вопреки «здравому» смыслу и «очевидной» логике народ наш не погибнет, но потихоньку придёт в себя, очистится от скверны, воспрянет от сна и духовного нечувствия и в согласии со святыми своими предками продолжит тот добрый путь, который обозначен Богом. А путь этот один – домой, в Царствие Божие, в Царство правды, красоты и любви, без которой никогда не хотел и не мог жить русский народ.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/18/den_vs...

Многие наши клирики и верующие имеют разное – не русское – происхождение, но всем сердцем приняли обычаи и традиции Русской Православной Церкви. Не впадем же в искушение разделения нашей епархии по культурным группам. Ибо, будучи сынами и дщерями Русской Православной Церкви, мы все являемся гражданами Святой Руси. Когда мы говорим о Святой Руси, мы имеем в виду не Российскую Федерацию или какое-либо другое гражданское общество на земле, а тот стиль жизни, который передали нам сквозь века такие великие святые Русской земли, как равноапостольные князья Владимир и Ольга, преподобные Сергий Радонежский, Иов Почаевский, Серафим Саровский и наиболее близкие к нам миллионы новомучеников и исповедников 20-го века. Эти святые – наши предки, и мы должны просить их научить нас смело исповедовать веру, даже если за это нам будут грозить гонения. Нет ничего особенного в том, чтобы просто называть себя «русскими»: чтобы действительно быть русскими, надо, прежде всего, стать православными и, притом, церковными, какими были наши предки, создавшие Святую Русь! Русская Церковь первой послала миссионеров в Америку, и сегодня мы должны продолжать их спасительный труд, чтобы Свет Христов светил все ярче и ярче на великой американской земле. Единственное, как мы сможем стать достойными наследниками святителей Тихона и Иннокентия Московских, преподобного Германа Аляскинского, святителя Иоанна Сан-Францисского и других американских святых – это вернуться к своиим корням и заглянуть в прошлое. Живя в 21-м веке, мы можем думать, что для прогресса нужно смотреть только в будущее и забыть прошлое. В Православной Церкви такой взгляд считается абсолютно и однозначно ложным. Если мы действительно хотим распространять православную веру в Америке, то мы должны всмотреться в наши корни и пить из чистого источника священных традиций Святой Руси. Сегодня Америке нужна не просто «Русь», а « Святая Русь «, ибо только такая Россия представляет собою подлинную духовную ценность; нам нужна не «обновленное», модернизированное «Православие», а Православие апостольское, святоотеческое: то Православие, которым почти две тысячи лет жила Святая Церковь, и которое величественный сонм «Всех святых в земле Российстей просиявших» связывает с древне-христианскими мучениками, преподобными, святителями и прочими святыми угодниками. Это чистое, беспримесное, неискаженное Православие нам дорого, как единая истинная, единая спасающая вера, вводящая нас в жизнь вечную; а Россия нам нужна и дорога как твердый оплот этой истинной веры на земле.

http://pravmir.ru/mitropolit-vostochno-a...

Церковь, которая несет свое пастырское служение среди народов России, Украины, Белоруссии и многих других на просторах исторической Руси, сегодня особенно страждет и особенно молится за скорейшее прекращение междоусобной брани, за торжество справедливости, за восстановление братского общения и преодоление всего того, что, накопившись с годами, и привело в конце концов к кровопролитному конфликту. Верим, что все святые, в земле Российской просиявшие, — в данном случае, употребляя уже принятое выражение «в земле Российской», имеем в виду Русь, всю Русскую землю, Русь Святую, — сегодня вместе с нами возносят молитвы ко Господу о том, чтобы водворился мир на земле, чтобы наступило примирение братских народов и, что самое главное, восторжествовала справедливость, потому что без справедливости не может быть прочного мира». Господин Кюйт заявил, что слова Патриарха можно рассматривать как очевидную деятельность по влиянию и оправданию агрессии Российской Федерации на Украине. Слово нашего Патриарха возбудило и других высокопоставленных эстонских чиновников — премьер-министра Кая Каллас, министра внутренних дел Лаури Ляэнеметса. А также председателя Эстонского совета церквей Эстонской евангелическо-лютеранской церкви архиепископа Урмаса Виилмы, который расценил обращение Предстоятеля Русской Церкви как оправдание насилия. Ну хорошо, думайте себе на здоровье, что хотите, но митрополит Евгений тут причём? А при том, что его нужно публично унизить. Упомянутый выше Ильмо Ау цинично заявил, что решение аннулировать вид на жительство для митрополита будет зависеть от его позиции по ситуации на Украине. То есть выступит митрополит Евгений публично против Патриарха Кирилла, оставят его в покое, не выступит – выдворят из Эстонии. Это называется «демократия по-эстонски», а еще «невмешательство светской власти в дела церковных организаций». Впрочем, ненависть к Русской Церкви уже открыто выплёскивается и растекается по всем странам Прибалтики. Напомним, что совсем недавно власти Латвии в порыве русофобии и жгучей бесовской ненависти к Православию и ко всему русскому вознамерились отделить Латвийскую Православную Церковь от Московского Патриархата. Продолжается ожесточённое давление на митрополита Виленского и Литовского Иннокентия.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/05/ta...

Этот гимн - духовное воспевание нашей Православной Родины, ее христианской сути. Любить Бога и Россию – вот то, ради чего жили и совершали свои подвиги наши святые предки. Что бы ни выдумывали о России, не приписывали ей, но сердце нашей Родины – Православие. «Ты землею необъятна,//Ты духовно глубока.//Иноземцам непонятна//Своей верой во Христа» - поется в новом гимне. Понять Россию, узнать ее можно лишь во Христе, с Его Любовью вечной. Иноземцы сколько угодно могут переписывать историю Руси, отрывая от неё наши родные Малую Русь и Белую Русь. Но Русь едина и неделима во Христе и во Святых своих. И на Украине, и в Белоруссии, и в России одинаково дороги наши Святые Новомученики, которые своей святой кровью создавали истинную историю нашего Отечества. Не в тех, кто стремится закабалить Россию, наша история. Она в жизни Святых Русских, в православной жизни Русского народа и Русской Церкви. Грозные времена наступили ныне. Время больших испытаний. Что ждет нашу Православную Родину? Ответ в глубоких и простых словах гимна Владыки Вениамина: «Но с Христом тебя, я знаю,//Не убить, не разлучить//Никакие злые силы//Не сумеют покорить». Россия выдержит все испытания, если будет со Христом. Все наши Новомученики, все Святые в земле Русской просиявшие молятся о нашей Триединой Руси. Будем молиться вместе с ними и сердцем петь вместе с протодиаконом Николаем прекрасные слова: «Я люблю тебя, Россия,//Богом избранная Русь!//Не потерянная верой,//Непреступная врагам». От всего сердца поздравляем нашего дорогого Владыку Вениамина (Пушкаря) с Днем его Небесного покровителя Новомученика Святителя Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского! Желаем Владыке Божией помощи и заступничества Царицы Небесной в его великих архипастырских трудах и молитвах, в его самоотвержных миссионерских делах! И пусть Господь пошлет на сердце дорогому Владыке новые духоподъемные гимны и песнопения, так нужные сегодня нашему православному народу! Многая-многая лета! Благоугодить дарами Богу или освободить время для великих дел? Сердечно поздравляем дорогого отца протодиакона Николая Наплавкова с Днем Новомучеников Российских! И всех Вас с Праздником, дорогие братья и сестры! Да воскреснет Русь! И расточатся врази ея! Романов Игорь Анатольевич , директор Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус», доктор социологических наук СЛОВА ГИМНА Я люблю тебя, Россия, Богом избранная Русь! Автор: митрополит Вениамин (Пушкарь) Исполнитель: протодиакон Николай Наплавков 1 Я люблю тебя, Россия, Богом избранная Русь! Не потерянная верой, Непреступная врагам. 2 Ты землею необъятна, Ты духовно глубока Иноземцам непонятна Своей верой во Христа 3 Много раз враги пытались Твою веру погубить Много раз они желали Твою землю захватить 4 Но с Христом тебя, я знаю, Не убить, не разлучить Никакие злые силы Не сумеют покорить 5 Ты добром своим богата, Ты Христом Своим сильна Нерастраченная сила, Богоносная страна

http://ruskline.ru/rnl_tv/2024/02/03/dly...

По три акафиста составлено богоотцам Иоакиму и Анне, первоверховным апостолам Петру и Павлу, первомученику архидиакону Стефану, вмч. Георгию, вмч. Мине , свт. Иоанну Златоусту, прп. Симеону Столпнику, прп. Иоанну Рыльскому, страстотерпцам Борису и Глебу, прп. Илии Муромцу, благоверной царице Тамаре, свт. Иоанну Тобольскому, прав. Иоанну Русскому, прп. Феодору Санаксарскому, блаж. Ксении Петербургской, прп. Варнаве Гефсиманскому, святым Новомученикам Российским, прмц. Елисавете Феодоровне, свт. Тихону, Патриарху Всероссийскому, прп. Серафиму Вырицкому, прп. Кукше Новому, свт. Иоанну Шанхайскому. Случаев, когда одному святому адресовано по два акафиста, – много десятков. Как можно заметить, количество акафистов, созданных в честь одного и того же святого, лишь отчасти коррелирует с почитанием этого святого: прп. Силуан Афонский оказался в одной группе с Предтечей Господним Иоанном, а весьма чтимому угоднику Божию — великомученику и целителю Пантелеимону –  известен лишь один акафист (рефрен: «Радуйся, великомучениче и целителю Пантелеимоне...»). Дополнительной иллюстрацией к степени реального почитания святого может служить география создания гимнов в его честь: так, один из акафистов прп. Серафиму Саровскому (на французском языке, рефрен: «Réjouis-toi ô Saint Séraphim de Sarov!») был создан в Швейцарии, а один из акафистов прав. Матроне Московской (рефрен: «Χαροις στλε ολφωτε») — в Греции. Наибольшее количество акафистов — более 450 — написано в честь святых, в земле Российской просиявших. Это связано как с обширностью святцев Русской Православной Церкви, так и с особой любовью русских православных людей к акафистам. Акафистами почтены и общецерковные, и многие местночтимые святые, по времени охвачены все века бытия Православной Церкви на русской земле. При этом как русские чтились (в том числе и акафистами) и те святые, которые были связаны с землями, позднее вошедшими в состав нашей страны, но жившие задолго до создания русского государства. Так, в Инкерманском монастыре во имя сщмч. Климента I, Папы Римского, был написан акафист этому святому страдальцу, отдавшему жизнь за Христа в крымских каменоломнях (рефрен: «Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне...»), а в Кизилташском Свято-Стефановском монастыре — акафист архипастырю православного Крыма, святителю Стефану, архиепископу Сурожскому (рефрен: «Радуйся, Стефане, исповедниче Христов и чудотворче...»).

http://e-vestnik.ru/culture/hvalebnye_gi...

После херувимской песни Его Святейшество совершил священническую хиротонию клирика Всехсвятского храма диакона Иоанна Куляка. В числе почетных гостей торжества были, в частности, Чрезвычайный и Полномочный посол России во Франции А.Ю. Мешков с супругой, постоянный представитель Российской Федерации при Совете Европы И.Д. Солтановский с супругой, мэр Страсбурга Ролан Рис, католический архиепископ Страсбурга Люк Равель, председатель европейской ассоциации Страсбурга Роберт Эррманн, генеральный консул России в Страсбурге Ю.А. Соловьев, дипломаты ряда стран. Стены храма не смогли вместить всех пришедших на Литургию. Для тех, кто стоял на площади перед церковью Всех Святых, была организована видеотрансляция. После Литургии со словами приветствия от всей общины страсбургского храма Всех Святых к Предстоятелю Русской Православной Церкви обратился настоятель прихода игумен Филипп (Рябых), отметив, в частности: «Мы прославляем сегодня Господа Бога, Который Своей волей содействовал созиданию этого храма. Многие из тех, кто присутствует сейчас здесь, являются соработниками в этом деле, и на первом месте стоите Вы, Ваше Святейшество, поскольку идея созидать в Страсбурге храм, открыть здесь общину исходила именно от Вас. Мы счастливы, что стали соработниками Богу в этом замечательном деле. И, конечно, нашими соработниками стали все святые, в честь которых освящен наш храм, особенно просиявшие подвигами на этой земле древние святые первого тысячелетия христианства». Особо упомянув покровительницу Эльзаса преподобную Одилию Эльзасскую, которая во второй половине VII – начале VIII вв. много сделала для утверждения христианства на этой земле, отец Филипп от лица прихожан храма преподнес Святейшему Патриарху Кириллу образ этой подвижницы, написанный православным иконописцем. Он также вручил Предстоятелю Русской Православной Церкви памятный знак, который изготовил скульптор, ставший автором мозаики и керамических элементов украшения храма. Настоятель Всехсвятского храма подчеркнул, что приезд Патриарха стал большой радостью не только для русской православной общины, но и для жителей Страсбурга и всего региона.

http://mospat.ru/ru/news/46351/

Мы прославляем всех тех, которые в разных концах земли Русской утверждали христианство, проповедовали тем, которые еще христианства не знали. Русь объединяла всех в единственном крове не столько единством границы, сколько духовным призывом к святости святых, в земле Российской просиявших. Многие имена вошли в состав русского народа. И хотя в основе русского народа – народ славянский, в нем есть множество разных имен, но никто не считался чужим, как только принимал православную христианскую веру. Православная вера спасла Русь. Православная вера ее освятила. Православная вера ее укрепила. И в тяжкие времена татарского ига чем спасались русские люди? Только верой в Бога, и тогда, в те тяжкие времена, наибольше строилось храмов, наибольше основалось монастырей. И в те тяжкие времена русские люди всегда особенно призывали Бога – и тогда духовно воскресала Русь. Еще задолго до наших бедствий и вне пределов России были святые, принадлежавшие к русскому народу, на Руси воссиявшие и просиявшие в иных местах. Вот в Греции один из славных угодников Божиих кто? – Иоанн Русский, который был пленником во времена Петра Великого, жил тогда среди турок и так был тверд в христианской вере, что перед ним склонились мусульмане, видя праведную жизнь. Пытались его обратить в мусульманство, но он остался тверд; не стали они дальше настаивать и только удивлялись, видя праведную жизнь того русского человека, который среди них находится прежде как раб и в то же время духовно царствует над ними. И когда греки должны были покинуть Малую Азию, они принесли его мощи в церковь на острове Эвбея, недалеко от Афин. И теперь она является местом, куда стекаются греческие, а ныне и русские беженцы-паломники. За пределами Руси подвизался и Паисий Величковский (не прославленный еще ), но сделался духовным отцом многих праведников, которые были духовными водителями на Руси в последнее время. Всех их празднуем вместе. Как разнообразны их жития! Одни князья, другие простолюдины. Одни занимают высокое положение, другие скитаются по улицам полуодетые – и в то же время к их голосу прислушиваются цари! Иоанн Грозный, перед которым трепетали все, начиная от членов его семейства, и который сослал митрополита Филиппа, святого мужа, обличавшего его, слушался полунагого Василия Блаженного.

http://pravoslavie.ru/4329.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010