СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира об установлении дня празднования Собора Петербургских святых. ПОСТАНОВИЛИ: Установить празднование Собора Петербургских святых в Неделю третью по Пятидесятнице. СЛУШАЛИ: Сообщение митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах рассмотрения президиумом Синодальной Богословской комиссии итоговых документов II (VII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять к сведению итоговые документы II (VII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров, отражающие современное состояние миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. 2. Миссионерскому отделу при издании материалов съезда учесть замечания Синодальной Богословской комиссии. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии за период, прошедший со времени последнего заседания Священного Синода, по вопросу подготовки соборного прославления новомучеников и исповедников Российских XX века, материалы о которых были представлены в Комиссию правящими Преосвященными архипастырями. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских XX века: от Алма-Атинской епархии: протоиерея Николая Романовского (1869-1937), протодиакона Никиты Алмазова (1874-1937), священника Николая Ковалева (1884-1937), священника Иоанна Рыбина 1877-1937), диакона Петра Сорокина (1885-1953), священника Василия Сокольского (1878-1937), Пелагии Жидко (1897-1944); от Костромской епархии: протоиерея Иосифа Смирнова (1864-1918), иерея Владимира Ильинского (1833-1918), диакона Иоанна Касторского (1848-1918), Иоанна Перебаскина (1862-1918), священника Василия Разумова (1879-1937);

http://sedmitza.ru/lib/text/429460/

Протоиерей Николай Соколов, декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета; Легойда В.Р., председатель Синодального информационного отдела; Чапнин С.В., ответственный редактор Журнала Московской Патриархии. В Съезде приняло участие 165 делегатов, представляющих 101 епархию и 18 учебных заведений Русской Православной Церкви. Перед открытием Съезда Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя совершил молебен в присутствии делегатов и гостей. Молебен завершился чтением Молитвы миссионера. На пленарном заседании после оглашения приветствий Съезду с программной речью выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ. В своей речи Святейший Владыка обозначил основные направления миссионерского служения Русской Православной Церкви и выразил свое понимание современного образа православного миссионера. С приветствием к участникам Съезда обратился полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко. Председатель Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата, архиепископ Белгородский и Старооскольский ИОАНН выступил с докладом «Миссионерская ответственность мирян». Также на пленарном заседании были представлены доклады руководителей Синодальных отделов и известных миссионеров. Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения, архиепископ Белгородский и Старооскольский ИОАНН был награжден орденом Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского II степени. Также наград Русской Православной Церкви был удостоен ряд попечителей миссионерских проектов. Четвертый Всецерковный съезд епархиальных миссионеров отмечает, что за восемь лет, прошедших со времени предыдущего миссионерского форума, в Русской Православной Церкви накоплен значительный теоретический и практический потенциал, который помог участникам нынешнего Съезда выявить проблемы, связанные с развитием православной миссии, наметить пути их решения и подготовить соответствующие предложения.

http://pravoslavie.ru/42913.html

24 листопада 2010 р. 15:00 Архиепископ Верейский Евгений: Пастырь должен быть научен общению [Ihmepb " ю] Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений ответил на вопросы корреспондента журнала «Мироносицкий вестник» Йошкар-Олинской и Марийской епархии. 18 листопада 2010 р. 16:08 Интервью протоиерея Всеволода Чаплина «Российской газете» [Ihmepb " ю] 16 ноября 2010 года Госдума рассмотрела во втором чтении законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Законопроект, вызвавший серьезные споры и дискуссии среди тех, кого он коснулся, принят с серьезными изменениями и доработками. Подробности «Российской газете» рассказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. 16 листопада 2010 р. 09:00 Интервью митрополита Волоколамского Илариона луганскому телеканалу «ИРТА» [Ihmepb " ю] Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, находящийся по благословению Святейшего Патриарха Кирилла на Украине, принял участие в программе «Позиция» луганского телеканала «ИРТА» и ответил на вопросы ведущего. 11 листопада 2010 р. 10:29 Интервью архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна порталу «Православие и мир» [Ihmepb " ю] В преддверии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн, председатель Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви, ответил на вопросы главного редактора портала «Православие и мир» Анны Даниловой. 10 листопада 2010 р. 16:38 Зачем Москве 200 новых храмов? [Ihmepb " ю] Зачем городу потребовалось столь масштабное строительство и как оно будет осуществляться, рассказывает председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойда. 6 листопада 2010 р. 17:00 Памяти жертв революции [Ihmepb " ю] 7 ноября, в годовщину октябрьского переворота, у стен храма святого Иоанна Богослова на Новой площади будет совершена панихида по всем жертвам событий 1917 года и последующего лихолетья.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

В первую очередь, местом приложения миссионерских усилий должен быть приход. Приход — это наибольшая драгоценность, которую имеет Церковь. Приход объединяет единомышленников, верующих людей — именно там люди, объединяясь вокруг престола Божия, становятся единым телом, причащающимся от единого Тела и Чаши. Эта мистическая сила, соединяющая людей во единое тело, не может испаряться после того, как человек выходит из храма. Конечно, на мистическом уровне она и не испаряется, но возникает вопрос: а как это мистическое единство выражает себя в реальных категориях нашего бытия? Что происходит с нами как с членами приходов? И то, чем все мы сегодня озабочены (что и было очень ясно выражено на последнем Архиерейском совещании), — это как раз желание найти правильные способы и средства обнаружения в реальной жизни подлинного мистического единства, которое обретают люди, причащаясь от одного Хлеба и от одной Чаши. Когда мы говорим о необходимости развивать педагогическую, молодежную, социальную, миссионерскую деятельность на приходах, мы обращаемся не в пустое пространство — мы апеллируем к реальности, мы обращаемся к людям, которые силой благодати Божией соединены друг ко другу во единого Духа причастие . Конечно, наша Церковь прошла через трудные годы гонений, когда никакую деятельность такого рода осуществлять было невозможно. И этот опыт жизни исключительно на уровне Литургии, после которой не наступало ничего, — люди просто выходили из храма и забывали друг о друге, как и сейчас часто происходит, — этот опыт, которому уже более 70-ти лет, может, конечно, и сегодня определенным образом детерминировать наше поведение. Трудно выбраться из прокрустова ложа, даже если традиция не столь уж давняя, тем более, что и стиль жизни современного человека не способствует реальному объединению людей: у каждого своя «повестка дня», свои заботы, свои мысли — даже на Литургии каждый зачастую стоит и думает о своем. Осуждать за это невозможно, потому что жизнь развивается очень динамично, к каждому человеку обращено огромное количество вызовов — даже если речь идет о простых людях, обремененных семейными заботами, не говоря уже о лицах высокопоставленных, несущих большую ответственность.

http://patriarchia.ru/db/text/1214177.ht...

В свое время архиепископ Орловский Пантелеимон (ныне митрополит Красноярский) в одном из интервью сказал о таком сожительстве следующие слова: « В каждом случае нужно разбираться отдельно. В этом сожительстве иные хранят верность друг другу, рождают детей, ведут общее хозяйство, разделяют радость и скорбь, как истинные супруги ». И если один из них начинает идти к Богу, то ему нужно помочь, не ставя для него категоричное условие – или храм, или вторая половинка, которая пока не готова вступить в узаконенные отношения. А вдруг выберет ее? Постепенно он сам придет к пониманию своего греха и постарается исправить ситуацию. Для людей, которые впервые приходят в храм, вера – это часто рудимент прошлого, добрая, благочестивая традиция, ей нужно следовать поверхностно, «без фанатизма». Каким же удивлением для них становится тот факт, что есть верующие христиане, которые ходят в храм не только на Пасху, но 2-3 раза в неделю, соблюдают посты, и для которых Евангелие не великий памятник мировой литературы, а Книга, по которой нужно жить в реальности. После того как я стал священником, одна моя знакомая несколько лет подряд при встрече спрашивала, как у меня дела и не поменял ли я работу, воспринимая служение Церкви как очередной этап биографии и помня мои прошлые трудовые перемещения по разным редакциям. Ей было сложно осознать, что вера, служение Богу может быть серьезным и окончательным выбором человека. Наша цель – показать впервые переступившим порог храма красоту православной веры, ее жизненность, ее спасительную силу. Именно об этом говорил Святейший Патриарх на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви: « Нужно, чтобы вера, которая часто присутствует в сердце даже невоцерковленных людей, становилась очень сильным мотивом, определяющим реальное поведение людей, их мироощущение, их мировоззрение. Ведь очень часто бывает так, что люди, по убеждениям верующие, живут так, будто никакой веры не существует, и становятся легкой добычей разрушительных языческих соблазнов, которые сегодня обрушиваются не только на наш народ, но и на весь род человеческий ».

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-bez-fana...

Но в то же время, очевидно, что общественные коммуникации – были всегда, без них невозможно никакое социальное партнерство. Это значит, что у СМИ есть своя " миссия " . Святейший Патриарх Алексий в приветствии участникам III Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви особо подчеркнул: " Современное информационное поле активно осваивается силами, враждебными Церкви, и если мы упустим время, то мы будем вытеснены с этого пространства. Поэтому мы сегодня просто не имеем права не использовать для проповеди мощный потенциал средств массовой информации и новейших информационных технологий " . Мы не беремся здесь подводить итогов большой дискуссии о миссии СМИ, но вынуждены согласиться с мнением специалистов, что " медиа " существенно изменились в ХХ веке, изменились их функции. В первую очередь, потому что СМИ – по мере расширения глобализационных процессов – усиливают свой диктат, навязывают свои оценки и мнения. С точки зрения бизнеса – это постоянная борьба за потребителя информации. С точки зрения политики – это борьба за возможность внедрять новые стандарты – стандарты жизни, идей, предпочтений. " Масс-медиа " – это бизнес, построенный на идеологических, эмоциональных и даже подсознательных ожиданиях, так называемой " аудитории " . Призванные когда-то служить посредником между крупными субъектам жизни общества, сами СМИ сегодня превратились в один из крупнейших субъектов общества. Они получили возможность в полной мере навязывать аудитории – другими словами всем нам – свой взгляд на мир. Не случайно, что в концепции электронно-цифрового общества введено даже новое право – право на информацию, под котором понимается право доступа к информационным ресурсам, прежде всего базам данных (новостным, научным и др.), размещенным в глобальной компьютерной сети. Это не может не влиять на миссионерскую и духовно-просветительскую деятельность Церкви. Анализируя особенности миссионерского поля, архиепископ Иоанн Белгородский, председатель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, особо отмечает, что Церкви приходится осуществлять миссию в сложный период. Сегодня идет формирование глобального информационного пространства:

http://religare.ru/2_1075.html

осуществлять в праздничные и воскресные дни подготовку материалов с информацией о богослужении, включающей тексты Евангелия и Апостола на русском языке, а также их краткое объяснение и рассказ об отмечаемом событии в форме проповеди; вести просветительские беседы и инструктаж с сотрудниками храма, имеющими постоянный контакт с прихожанами: работниками свечного ящика, дежурными; формировать из числа прихожан группы по возрасту для проведения катехизических бесед и проводить эти беседы; устроить в специальном помещении экспозицию просветительского или краеведческого характера для организации экскурсий и проведения бесед; проводить регулярный мониторинг состояния миссионерского поля прихода с целью формирования руководством епархии обоснованного подхода в осуществлении миссионерской деятельности;  оказывать систематическую помощь настоятелю в проведении любых иных проектов миссионерской направленности. Миссионерская служба прихода может быть устроена в крупных городских храмах, в храмах районных центров, при духовных семинариях и монастырях, при домовых храмах высших учебных заведений и социальных учреждений Церкви. Лицо, ответственное за организацию миссионерской службы прихода, находится в тесном контакте с миссионерским отделом епархии и получает от него методическое обеспечение. Съезд полагает, что в Синодальном миссионерском отделе может быть разработан проект положения о миссионерском отделе епархии и его подразделениях, включающих миссионерскую службу благочиния и прихода с последующим его рассмотрением на заседании Священного Синода. Съезд ходатайствует перед священноначалием о возрождении под эгидой Синодального миссионерского отдела Православного миссионерского общества по распространению христианской веры, созданного по инициативе святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, в 1865 году. Целью возрождения Миссионерского общества станет вовлечение в деятельное миссионерское служение широких слоев православной общественности. С целью популяризации идеала миссионерского служения съезд ходатайствует перед священноначалием об установлении в день памяти святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (23 сентября/6 октября), празднования Собора святых миссионеров, в Церкви Русской просиявших, — Дня православного миссионера.

http://e-vestnik.ru/docs/444_itogovyj_do...

— Почему к вам? Да мы звонили в грекокатолическую церковь, ну эту, в Фатиме... — И что? — Спрашиваем их, что нужно для крещения ребенка. Что нужно? — говорят. — Купите коробку конфет, но хороших, не в «Лидле» (1) , купите бутылку «Порту» — хорошего, не в «Лидле», и приготовьте пятьдесят евро. — У нас крещение — как и всё остальное — даром. Приглашаю на первую огласительную беседу. — А без бесед нельзя? Некогда нам. — Нельзя. Вы хотите крестить ребенка как положено или как попало? — Это что ж, если мы ваши беседы не будем слушать, вы нашего ребенка не покрестите, что ли? — А давайте я вам за посещение каждой беседы буду дарить бутылку «Порту» и коробку конфет не из «Лидла»? — Не, зачем? Не надо нам! А можно вообще всё это сделать по-быстрому? (2) Всё хорошо, что «помогает». Сама Церковь видится как пространство для выполнения сиюминутных нужд (здоровье, деньги, «везение» и проч.), а зачастую и просто как средство для борьбы с сглазом, порчей и колдовством, вера в которые повсеместна среди «воцерковленных» людей; едва ли не на каждом втором крещении приходится срезать красную нитку «от сглаза» на руке младенца. Это религия, которая не имеет никакого нравственного содержания, на первый план выходит борьба не со своими страстями, а с бесами, действующими через родственников, соседей, прихожан и, конечно же, через колдунов. На духовных высотах эта борьба принимает зловещие формы: «Радуйся, бесов во устах человеческих, мозгах, в крови, волосах, детородящих удех, кишках и в сердце живущих, видевый; Радуйся, касатися тех мест для исцеления, в коих они гнездятся, яко врач-мама, не возгнушавыйся». Это слова из акафиста преподобному Амфилохию Почаевскому, который на протяжении нескольких лет был размещен на официальном веб-сайте Почаевской лавры (3) . Стоит ли удивляться тому, что в одном лишь Мадриде существуют две протестантские общины, по размеру сопоставимые с нашим приходом, сформированные выходцами из бывших советских республик. Святейший Патриарх Кирилл, выступая на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров, говорил именно о Литургии как о залоге созидания здорового прихода.

http://e-vestnik.ru/analytics/pravoslavi...

Хочется в этой связи напомнить слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви: «Сегодня существует напряжение между теми, кто принимает какие-то методы миссионерства, и теми, кто отрицает эти методы. Я думаю, здесь нужно снять налет эпатажности, чрезмерной оригинальности, работать нужно со смирением и преследовать одну цель — чтобы сердца людей обратились к Богу. Если будет ясно, что все делается только во имя этого, а всякого рода другие цели, включая пиар, тщеславие и прочее уходят в сторону, тогда у нас не будет никакого напряжения. Мы будем помогать друг другу вне зависимости от того, в какой сфере ведется миссия и какими средствами человек выражает свои миссионерские усилия» . Стоит отметить, что только тогда человек может называться действительно православным миссионером, когда в своих словах и действиях он руководствуется Словом Божиим и учением святых отцов Православной Церкви. Миссия — это не что-то совершенно новое для Православия. Все существующие ныне Поместные Церкви возникли в результате самоотверженных трудов многих известных и безвестных миссионеров. За две тысячи лет в Православии накоплен богатейший опыт миссии. Представляется, что знакомство со святоотеческим наследием, касающимся миссии, помогло бы современным миссионерам избежать многих ошибок и поставить свою деятельность на твердое основание. По словам преподобного Максима Исповедника, «неразумному уму свои мысли кажутся более всех разумными, хотя бы более всех были нелепы. Мудрому же не кажутся такими свои мысли: но даже когда он имеет удостоверение, что они истинны и добры, и тогда тем больше не доверяет своему суду, а других мудрых поставляет судьями своих мыслей… и от них принимает утверждение» . В свою очередь святой равноапостольный Николай Японский писал, что в миссионерском служении «опасно быть предоставленным одному себе, а не опираться на надежный авторитет» . Если бы современные миссионеры взяли себя за правило смиренно советоваться о своих инициативах с людьми, поставленными Церковью как ответственные за миссионерское служение, то это могло бы уберечь от повторения тех ошибок, которые были упомянуты ранее.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208892...

Я сам много путешествую по стране, встречаюсь с большим количеством людей и, с одной стороны, вижу большой интерес к вере, духовную жажду. Но, с другой стороны, хорошо видны и масштабы духовных разрушений — это особенно касается Дальнего Востока, Русского Севера, по которым каким-то особым образом прошелся каток гонений на Церковь. И то, что сегодня происходит в этих отдаленных епархиях Русской Православной Церкви, несомненно, имеет огромное значение для всей Церкви и, в первую очередь, для нашей миссионерской работы. Для того чтобы решить стоящие перед нами огромные миссионерские задачи, необходимо, чтобы миссией занимался весь народ Божий — иерархи, священники, диаконы, миряне, наша интеллигенция, которая несет особую ответственность за все случившееся в нашей стране, — а потому православная, воцерковленная интеллигенция сегодня должна активно включаться в эту общую миссионерскую работу. Задачи ясны: нужно, чтобы вера, которая часто присутствует в сердце даже невоцерковленных людей, становилась очень сильным мотивом, определяющим реальное поведение людей, их мироощущение, их мировоззрение. Ведь очень часто бывает так, что люди, по убеждениям верующие, живут так, будто никакой веры не существует, и становятся легкой добычей разрушительных языческих соблазнов, которые сегодня обрушиваются не только на наш народ, но и на весь род человеческий. Вера должна в первую очередь вооружить человека критерием определения добра и зла, способностью отличать правду Божию от бесовской лжи; вера должна реально помогать человеку находить свое место в общественном пространстве, выбирать жизненные приоритеты, строить свою жизнь. Именно в миссионерской концепции, о которой мы говорим, и был введен термин «миссионерская ответственность мирян», который предполагает, что не только духовенство должно являть пример доброго пастырства и назидания, но и каждый член Тела Христова, каждый христианин действительно обязан вносить свою лепту в это святое и важное дело. Теперь я хотел бы сказать о практических шагах, которые, как мне кажется, необходимо предпринимать сегодня для того, чтобы наше миссионерское служение стало эффективным.

http://patriarchia.ru/db/text/1214177.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010