Учебный комитет РПЦ в межсоборный период продолжил свои труды по созданию новой программы духовного образования и определению стандарта высшего богословского образования. А. С. обратил внимание на сокращение числа рукоположений среди учащихся и выпускников духовных школ и предложил в новой программе усилить религиозно-нравственный аспект воспитания семинаристов. Собор отметил рост числа воскресных, церковноприходских и монастырских школ в России (1550, в них воцерковлялись и обучались более 72 тыс. детей и 5 тыс. взрослых), правосл. школ и гимназий (40), к 1997 г. в России существовали также 2 правосл. ун-та. Собор отметил, что Церковь через собственные просветительские учреждения не сможет удовлетворить потребности населения в духовном образовании, в связи с чем было признано необходимым добиваться введения в школьные программы преподавания основ правосл. культуры и нравственности, организовать поддержку Церковью лучших разработок в области совр. учебных пособий по этим предметам для гос. системы образования. А. С. обратил внимание на необходимость анализа не только правосл., но и светских учебных пособий и программ, посвященных семейному и половому воспитанию школьников. В докладе Предстоятеля РПЦ были подробно охарактеризованы церковная работа с молодежью в рамках Всецерковного правосл. молодежного движения , взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, финансовое положение Церкви и ее экономическая деятельность. Участники Архиерейского Собора Участники Архиерейского Собора В разделе доклада, посвященном межправосл. связям, Святейший Патриарх, подчеркнув традиционно братские отношения РПЦ с правосл. Поместными Церквами, особо остановился на характеристике взаимоотношений с К-польским Патриархатом , омраченных вмешательством последнего в церковную жизнь Эстонии. 20 февр. 1996 г. Свящ. Синод К-польской Церкви принял решение о создании на территории Эстонии «Автономной православной Эстонской митрополии» в юрисдикции К-польского Патриархата на базе зарубежной церковной структуры с центром в Стокгольме (см.

http://pravenc.ru/text/76520.html

Во 2-й половине дня вниманию участников А. ю. С. были представлены доклады руководителей синодальных учреждений Московского Патриархата. Председатель Миссионерского отдела Белгородский архиеп. Иоанн в своем докладе говорил, в частности, о религиозно-просветительских изданиях на языках народов России, осуществленных возглавляемым им отделом, об организованных отделом миссионерских поездках, к-рых в 1999 г. состоялось 93. Вопросам социального служения и благотворительности был посвящен доклад Управляющего делами Московской Патриархии Солнечногорского митр. Сергия, сделавшего акцент на особой значимости социального служения Церкви в условиях резкого имущественного расслоения российского об-ва. О служении РПЦ в области религ. образования и катехизации Собору доложил председатель соответствующего отдела игум. Иоанн (Экономцев) , к-рый, в частности, сказал о введении с 2000 г. в светских высших школах гос. стандарта по специальности «теология». Председатель Всецерковного правосл. молодежного движения Костромской архиеп. Александр (Могилёв) предложил в своем докладе преобразовать руководящий орган возглавляемого им движения в синодальный отдел по молодежному служению. Издательской деятельности Московского Патриархата был посвящен доклад Председателя Издательского совета Бронницкого архиеп. Тихона (Емельянова) . Проблемы духовного образования в РПЦ были рассмотрены в докладе председателя Учебного комитета при Свящ. Синоде Верейского архиеп. Евгения (Решетникова) , докладчик привел также статистические сведения о системе духовного образования: в 2000 г. в ведении Учебного комитета состояли 5 ДА, 1 богословский ин-т (ПСТБИ), 27 ДС, 27 ДУ и 6 пастырских курсов (также действовали 2 правосл. ун-та, находившиеся в ведении Отдела по религ. образованию и катехизации). Особое внимание архиеп. Евгений уделил проблемам, возникающим в связи с осуществляемой уже в течение неск. лет реформой духовной школы. Председатель Отдела по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Красногорский еп. Савва (Волков) в своем докладе акцентировал внимание на возрождении служения военного и тюремного духовенства.

http://pravenc.ru/text/Архиерейском ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕЦЕРКОВНОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ (ВПМД), орг-ция РПЦ, существовавшая в 1991-2000 гг. В дек. 1990 г. Свящ. Синод РПЦ принял решение о создании единой молодежной церковной орг-ции и благословил проведение съезда правосл. молодежи. Открытие съезда состоялось 25 янв. 1991 г. в Москве, в здании домового храма во имя мц. Татианы в старом здании МГУ им. М. В. Ломоносова, где Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил молебен. В работе съезда приняли участие делегаты от всех епархий РПЦ, представители Русского Студенческого Христианского Движения , Всемирного движения правосл. молодежи «Синдесмос» и др. зарубежных молодежных христ. орг-ций. Съезд принял устав ВПМД и избрал председателем Костромского и Галичского еп. (с 1994 архиеп.) Александра (Могилёва) . В состав ВПМД вошли представители правосл. братств, молодежных приходских орг-ций, скаутских групп. Основной целью ВПМД провозглашалось «объединение православной молодежи в служении Православной Церкви, а также приведение ко Христу тех, кто находится вне спасительной церковной ограды». К нач. 1992 г. региональные отд-ния ВПМД были зарегистрированы в Московской, С.-Петербургской, Смоленской, Костромской, Рязанской, Тульской, Ставропольской, Новосибирской и др. епархиях; в ряде епархий под рук. правящих архиереев прошли региональные съезды правосл. молодежи. К авг. 2000 г. ВПМД было представлено 41 региональным отд-нием. По благословению Свящ. Синода РПЦ в 1991 г. в Москве создали правосл. молодежный центр, для нужд к-рого передали Патриаршее подворье на Крутицах ; там же расположилась штаб-квартира орг-ции. Были организованы миссионерский, издательский, паломнический, социально-благотворительный и др. отделы, центр по организации летних молодежных лагерей, правосл. скаутская дружина. В 1991-2000 гг. ВПМД занималось просветительской деятельностью, в т. ч. изданием правосл. лит-ры, созданием б-к и воскресных школ, организацией детских паломничеств по св. местам и международных молодежных лагерей «Реставрос», участники к-рых оказывали помощь в восстановлении храмов и мон-рей РПЦ, духовным окормлением и руководством Федерацией правосл. следопытов. В 1994-1999 гг. председатель ВПМД входил в состав президиума Совета по делам молодежи при Президенте России. В 1994 г. издательский отдел ВПМД был преобразован в изд-во Крутицкого подворья, выпустившее за время существования ВПМД более 60 книг, общий тираж к-рых превысил 500 тыс. экз. В московском молодежном центре большое внимание уделялось социальной, просветительской и благотворительной работе, духовному окормлению возрождавшегося в России скаутского движения.

http://pravenc.ru/text/155568.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр (Могилёв), архиеп. Костромской (Могилёв Александр Геннадиевич; род. 18.05.1957, Киров), митр. Астанайский и Казахстанский. Из семьи рабочего. В 1974 г. окончил среднюю школу. В 1975 г. поступил в ЛДС, к-рую окончил за 2 года, в 1977-1979 гг. обучался в ЛДА. В годы учебы в Ленинградских духовных школах служил старшим иподиаконом архиеп. Тихвинского Мелитона (Соловьева) . ЛДА не закончил, поскольку в 1979 г. был направлен в Киров, где до 1983 г. служил личным секретарем еп. Кировского и Слободского Хрисанфа (Чепиля) . В 1988-1990 гг. А. заочно окончил МДА со степенью канд. богословия. 1 авг. 1983 г. рукоположен во диакона, на следующий день - во священника, в 1985 г. возведен в сан протоиерея. В дек. 1983 г. назначен ключарем, а в нояб. 1987 г.- настоятелем Свято-Серафимовского кафедрального собора в Кирове. С 1986 по 1989 г. секретарь Кировского епархиального управления. В 1987 г. добился возвращения РПЦ Троицкой ц. в Кирове - первого храма в областном центре, переданного властями верующим. В 1989 г. способствовал возвращению РПЦ Успенского собора Трифонова хлыновского мон-ря в Кирове. 13 сент. 1989 г. Свящ. Синод РПЦ определил А. быть епископом Костромским и Галичским. 21 сент. 1989 г. архиеп. Хрисанфом в Знаменской ц. при архиерейской резиденции пострижен в монашество с именем А. в честь прп. Александра Свирского . 24 сент. 1989 г. возведен в сан архимандрита. 27 сент. 1989 г. в Москве в Богоявленском соборе хиротонисан во епископа. 25 февр. 1994 г. возведен в сан архиепископа. В 1990 г. трудами А. возобновлено Костромское ДУ, преобразованное в 1996 г. в семинарию. 25 янв. 1991 г. на I съезде правосл. молодежи А. был избран председателем Всецерковного правосл. молодежного движения . В связи с появившимися в нач. 90-х гг. в печати обвинениями в адрес нек-рых церковных иерархов в сотрудничестве с КГБ на Архиерейском Соборе марта-апреля 1992 г. была образована Комиссия по изучению деятельности спецслужб в Церкви, председателем к-рой стал А. Он также является членом неск. синодальных комиссий, с 11 нояб. 1994 г.- членом Совета по делам молодежи при Президенте России. 28 нояб. 1996 г. избран действительным членом Академии естественных наук РФ по секции экономики и социологии. Награжден орденом Дружбы народов (1994), орденами св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1997), свт. Иннокентия, мирт. Московского и Коломенского 3-й степени, прп. Сергия Радонежского 2-й степени.

http://pravenc.ru/text/64266.html

1-я пол. XVI в. Фотография. Нач. ХХ в. Однако уже в это относительно благоприятное для правосл. Церкви время в политике последних Ягеллонов складывалась тактика, к-рая постепенно привела западнорус. правосл. иерархию к кризису. Это было вызвано особенностью положения правосл. Церкви и правосл. общества на территории новообразованной митрополии в целом. Правосл. Церковь ВКЛ была подчинена власти польск. короля и вел. князя литов., католика по вероисповеданию, к-рый имел право «опеки» над правосл. церковными учреждениями, назначал епископов и настоятелей мон-рей. Право «опеки» над правосл. кафедрами и мон-рями короли зачастую передавали магнатам, в т. ч. католикам и даже католич. духовенству, не заинтересованному в улучшении положения правосл. Церкви. С др. стороны, правосл. епископы, опираясь на могущество своих светских патронов, часто выходили из повиновения митрополиту, не являлись на Соборы, священники без разрешения архиерея переходили в др. епархии и там получали назначение на приходы от патронов храмов. Все это ослабляло правосл. Церковь в противостоянии наступлению католичества, пользовавшегося неизменной поддержкой гос. власти. Для обращения православных в католичество власть поощряла основание на «русских» землях католич. мон-рей, главной задачей к-рых был прозелитизм, правосл. население было поставлено в неполноправное положение по отношению к католическому. Правосл. знать в ВКЛ до 1563 г. не имела права занимать высшие гос. должности, дискриминация городского населения выражалась в том, что 2/3 цеховых доходов шли на нужды членов-католиков, несмотря на то что большинство населения городов составляли православные, правосл. крестьяне должны были платить десятину на содержание католич. священников. В это трудное время приобрела особое значение этнообразующая и культурообразующая роль Православия для вост. славян в условиях многонационального и многоконфессионального гос-ва, каким являлось ВКЛ, а затем Речь Посполитая. Православие способствовало сохранению и распространению на территории Б.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Существование З. м. осложнялось и тем, что Ягеллоны, Вазы и их преемники активно содействовали созданию в ее границах католич. еп-ств, поддерживали лат. Церковь в ее стремлении обратить православных в католичество. В связи с этим деятельность правосл. Церкви уже в кон. XIV - 1-й четв. XV в. была серьезно ограничена, это положение сохранялось и во 2-й пол. XV в.: действовал запрет на строительство новых правосл. храмов, права правосл. населения были ущемлены (правосл. знати в Великом княжестве Литовском не дозволялось занимать высшие гос. должности, правосл. мещане в городах Галичины (см. Галицкая Русь ) не допускались в состав городских магистратов, не принимались в цехи, правосл. крестьяне должны были платить десятину на содержание католич. священников и др.). Несмотря на то что в 1-й пол. XVI в. в Великом княжестве Литовском ограничения, направленные против православных, уже не действовали (этому способствовало желание власти обеспечить их лояльность в борьбе с Русским гос-вом), относительно благоприятная ситуация не была надлежащим образом использована, чтобы усилить позиции З. м. и укрепить ее внутреннее положение. В сер. XVI в. в Польско-Литовском гос-ве широко распространилась Реформация , что привело к переходу в протестантизм мн. правосл. магнатов и дворян. Начиная с 70-х гг. XVI в. и особенно в 1-й пол. XVII в. в результате активизировавшейся в ходе Контрреформации прозелитской деятельности католич. Церкви, главную роль в к-рой играл орден иезуитов , стал массовым переход западнорус. правосл. шляхты и городского мещанства в католицизм. Сменив веру, феодалы присваивали себе имущество находившихся под их опекой церковных учреждений. В результате этого перестали существовать мн. древние правосл. обители, епископские кафедры и мон-ри З. м. лишились части владений. Активные попытки укрепить позиции Православия в Польско-Литовском гос-ве, прежде всего в Вильно и во Львове, делались объединениями правосл. мещан ( братствами ) и правосл. магнатами, в частности князьями Константином Константиновичем Острожским и А. М. Курбским . При участии рус. первопечатников Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца появились первые правосл. издания, в кон. 70-х - 80-х гг. XVI в. стали создаваться уч-ща для правосл. молодежи (Острожская школа, Львовское и Виленское уч-ща), были написаны полемические произведения, направленные против католиков и протестантов. В посл. десятилетия XVI в. все эти начинания нашли поддержку у вост. патриархов - К-польского Иеремии II и Александрийского Мелетия I Пигаса .

http://pravenc.ru/text/182581.html

Павел Александрович Юнгеров скончался в 1921 году. Печатные труды 1649 . Библейский характер видения пророка Иезекииля при его призвании к пророческому служению//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1884–1885. 1650 . Вероучение Псалтири: Его особенности и значение в общей системе Библейского вероучения. – Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1897. – 149 с. 1651 . Вероучение Псалтири: Учение о смерти и загробной жизни//Правосл. собеседник. – 1897. – Ч. 1. – С. 323–343. 1652 . Внебиблейские свидетельства о событиях, описываемых в Книге пророка Даниила. – Казань: Тип. Имп. ун-та, – 39 с. То же//Правосл. собеседник. – 1888. – Янв. – С. 12–50. 1653 . Внешний вид Ветхозаветного текста//Правосл. собеседник. – 1900. – Ч. 2. – С. 483–494. 1654 . Внутренняя история Ветхозаветного Священного текста//Правосл. собеседник. – 1901. – Ч. 1. -С. 381–397; Ч. 2. – С. 26–64, 285–304. 1655 . Древние переводы Священного Писания Ветхого Завета//Правосл. собеседник. – 1902. – Ч. 1. – С. 161–210, 305– 316, 465–473; Ч. 2. -С. 3–25. 1656 . Единство, систематичность и исторический характер Книги Иисуса Навина//Правосл. собеседник. – 1905. – Март. 1657 . Единство, систематичность и исторический характер Книги Судей//Правосл. собеседник. – 1905. -Апр. 1658 . Единство, систематичность и исторический характер Пятокнижия//Правосл. собеседник. – 1904. -Янв. 1659 . Жизнь пророка Исайи и современное ему политическое состояние Царств языческого и иудейского//Правосл. собеседник. – 1885. – Ч. 2. – С. 381–408. 1660 . История вопроса о подлинности Книги пророка Исайи//Правосл. собеседник. – 1886. – Янв. 1661 . История канона Священных Ветхозаветных книг в Новозаветной Церкви//Правосл. собеседник. – 1900. – Ч. 1. – С. 221–239, 329–343, 486–503, 645–663. 1662 . Книга Есфирь и внебиблейские памятники. – Казань: Тип. Имп. ун-та, 1891. – 44 с. – Отт. из: Правосл. собеседник. – 1891. 1663 . Книга Иова: В русском переводе с греческого текста LXX: С введением и примечаниями. – Центр, тип., 1914. -VIII. 92 с. – Отт. из: Правосл. собеседник. – 1914.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кор. Сигизмунд III потребовал от своих правосл. подданных, чтобы они подчинились епископам-униатам. Униат. Церковь стала единственной в Речи Посполитой Церковью вост. обряда, признанной властью. Униат. иерархи при поддержке представителей власти и зачастую военной силы закрывали храмы, где служили не принявшие унию священники, правосл. мещане изгонялись из городских магистратов и цехов. К нач. 30-х гг. XVII в. уния утвердилась на большей части территории Белоруссии. Более слабыми были позиции унии на Украине, где в 1-й пол. этого столетия она распространялась гл. обр. на территории зап. епархий - Перемышльской и Холмской, а также на Волыни. На Украине правосл. духовенство опиралось на поддержку многочисленной правосл. шляхты, а со 2-го десятилетия XVII в.- на активную поддержку казачества. К 20-м гг. XVII в. на территории Речи Посполитой действовал один правосл. архиерей - Львовский еп. Иеремия (Тиссаровский) . В 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан IV поставил для З. м. митр. Иова (Борецкого) и ряд епископов. Это событие вызвало резко враждебную реакцию властей Речи Посполитой, были изданы универсалы об аресте правосл. архиереев. В обстановке борьбы с униатами и поддерживавшей их гос. властью оживились связи православных из Зап. Руси с Москвой. Рус. правительство поддерживало поставленных патриархом Феофаном IV для З. м. епископов. Из Москвы поступала разнообразная помощь (деньги, церковные облачения, книги и др.) не только Киевской митрополичьей кафедре, но и мн. правосл. обителям и братствам. В нач. 30-х гг. XVII в., накануне новой войны с Россией, стремясь обеспечить лояльность правосл. населения, власти Речи Посполитой признали право православных иметь собственную иерархию, подчиненную К-полю. Часть епископских кафедр, мон-рей и приходских церквей, находившихся в руках униатов, была возвращена православным. В состав Киевской правосл. митрополии вошла 1 епископия на территории Белоруссии - Мстиславская и 3 на территории Украины - Львовская, Луцкая и Перемышльская. Польск. власти не согласились с епископскими поставлениями 1620 г., и при участии правосл. шляхты были избраны новые архиереи во главе с Киевским митр. св. Петром (Могилой) . В годы его предстоятельства укрепилась власть митрополита над епископами, братствами и приходским духовенством З. м., чему способствовало и создание новых органов управления, в частности консистории. Благодаря усилиям митр. Петра возросли образованность духовенства и его пастырская активность. Имело большое значение и создание в 1632 г. 1-го на территории Вост. Европы правосл. высшего учебного заведения - Киево-Могилянской коллегии . Одной из важнейших задач свт. Петра и его окружения было дать систематическое изложение правосл. вероучения, на к-рое православные могли опереться в спорах с протестантами и католиками. Для этого было подготовлено «Исповедание веры», принятое на Соборе в Киеве в 1640 г. и получившее затем одобрение Церквей правосл. Востока на Соборе в Яссах в 1642 г.

http://pravenc.ru/text/182581.html

Моя соперница просто не пришла Но, к счастью, имелся у меня в то время заклятый друг. О нем я тоже, кстати, уже писала. Бородач и «мракобес» по имени Александр. Муж моей подруги. Сейчас он крестный нашей старшей дочери. А в те времена был главным объектом моей атеистической пропаганды. Споры наши слышала вся округа, а на их острие он то и дело поливал меня святой водой, чтобы я успокаивалась. Зная о моих терзаниях, в момент одного из перемирий этот бородатый мужчина предложил мне съездить к Матроне Московской и попросить ее о помощи. Какое-то время я думала, что Матронушка – это круто, модно, молодежно. А Церковь – для каких-то дураков Я сразу согласилась! Как ни странно, несмотря на мое полное невежество в религиозных вопросах, об этой святой я к тому моменту уже слышала. И даже заочно ее уважала. Опять же – несмотря на мой богоборческий настрой. А все потому, что мухи отдельно – а котлеты отдельно. Попы, невротизирующие народ загробными муками, и их «злой Бог» – отдельно. А добрая волшебница Матрона – отдельно. Нужно только записку ей написать и за мощи засунуть. Это нормально, это цивилизованно. А все остальное – для мракобесов. В общем, мы поехали. За день до вступительного экзамена. Дуэт наш выглядел весьма живописно. Я – такая из себя продвинутая и нарядная, в одежде явно не для посещения монастыря. И мой малоразвитый приятель, напоминающий средневекового странника. Правда, именно благодаря ему меня не тронули даже самые ортодоксальные бабушки. В очереди к мощам мы отстояли больше трех часов. Приложились… Я слезно попросила Матрону мне помочь. И на следующий день моя соперница просто не пришла на экзамен . Ничего страшного с ней не случилось: она то ли передумала, то ли уехала. То ли решила поступать в аспирантуру другого вуза… Уже не помню. А я прошла! Тогда меня это очень впечатлило, и я всем сердцем полюбила эту святую. Но еще какое-то время думала, что Матронушка – это круто, модно, молодежно. А Церковь – для каких-то дураков. «Что вы все Матроне и Матроне»

http://pravoslavie.ru/159028.html

В 1632 г. в Польско-Литовском гос-ве и в жизни П. произошел ряд важных событий. После смерти кор. Сигизмунда III Вазы , поощрявшего нападки Контрреформации на правосл. Церковь, в Речи Посполитой наступило «бескоролевье», когда разные слои общества получили легальную возможность обратиться со своими требованиями и к претендентам на трон, и к др. участникам выборов нового монарха. Одновременно началась Смоленская война между Россией и Речью Посполитой. В этих условиях у западнорус. правосл. иерархов наметились разные позиции. Тесно связанный с казачеством митр. Исаия (Копинский) на казацких радах убеждал казачество перейти под рус. власть. П., опиравшийся на правосл. шляхту, полагал, что в сложившейся ситуации следует добиваться признания законности существования в Речи Посполитой особой правосл. Церкви и правосл. иерархии. П., несомненно, учитывал то, что в условиях начавшейся Смоленской войны и гос. власть, и политическая элита Речи Посполитой, заинтересованные в лояльности ее правосл. жителей, будут вынуждены пойти на уступки православным. В отличие от Исаии (Копинского), к-рый игнорировал выборы короля, П. принял в их подготовке самое активное участие. Он добивался того, чтобы правосл. шляхта участвовала в работе сейма, выдвигая свои требования, он организовал сбор средств на содержание многочисленной правосл. делегации. Договаривался П. о сотрудничестве и с главой протестантов Великого княжества Литовского Кристофом Радзивиллом. П. лично участвовал в спорах униатов и православных на конвокационном сейме (в июне 1632), вступив в открытые столкновения с униат. митр. Иосифом Рутским. Подготовленный проект соглашения не удовлетворил православных. В посланиях, отправленных во все «русские» воеводства, П. призывал правосл. шляхтичей как можно более активно участвовать в работе элекционного сейма, чтобы добиться более благоприятных условий соглашения. И этой цели удалось достичь при участии главного претендента на трон - королевича Владислава (см. Владислав IV Ваза ). К 1 нояб. 1632 г. были составлены «Статьи успокоения», удовлетворявшие ряд важных требований православных. Они получили право свободно совершать богослужения, ремонтировать и строить церкви, открывать семинарии, школы, типографии; признавалось существование отдельной правосл. иерархии, к-рой передавались Киевская митрополичья кафедра и ряд епископских кафедр. Особая комиссия должна была провести раздел церковного имущества между православными и униатами. Не сформулированная в этом тексте договоренность предусматривала, что митрополит и епископы, поставленные в 1620-1621 гг. Иерусалимским патриархом Феофаном IV без санкции короля и сейма Речи Посполитой, должны уйти, а новые иерархи будут избраны правосл. духовенством и правосл. шляхтой.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010