Образ страждущего Мессии, покрытого ранами и обагренного Своею кровию, взят от топтавшего в точиле виноград. Своими ранами и Своею кровию Он поражал Своих врагов, как это мы уже показали выше. И чем больше враги наносили Ему ран, чем больше обагрялся Своею кровию, тем сильнее и решительнее Он поражал их. И в этом поражении врагов никто Ему не помогал. Отсюда гнев и ярость Его в этом поражении врагов означает и выражает Его ненависть к врагам – диаволу, греху, смерти, поборниками и выразителями которых были распинатели Евреи. В Евангелии мы видим, что и Сам Христос, и Евангелисты часто изображат нам высокими и характерными чертами идеальный вид Спасителя. Призывая к Себе «всех труждающихся и обремененных», Христос обещает дать им " покой», с тем, чтобы они научились от Него «кротости и смирению», воплотили в себе Его образ совершеннейшей духовной красоты: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11:28, 29 ). Он, кроткий и смиренный, покорный воле Отца Небесного ( Ин. 4:34, 6:38 ; Мф. 26:42 ; Лк. 22:42 ), «как овца, веден был на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих», в защиту Себя от врагов ( Ис. 53:7 ; Ин. 1:29, 36 ), и Своею кротостию и смирением, Своею покорностию определению Отца Небесного, Он отпечатлевал Свой совершеннейший образ и на всех приходивших к Нему поучиться. В Назаретской синагоге Он Сам приложил к Себе слова пророка, который за 698 лет до Его рождения яркими чертами изобразил дивный характер Его деятельности, в которой отразилась вся небесная красота Его души и доброго сердца. «Дух Господень на Мне, – сказал Он словами пр. Исаии, – ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» ( Лк. 4:18, 19 ; Ис. 61:1, 2 ). Своим благовестием, Своими действиями Он нес всем радость и нравственное успокоение; Он раздавал всем узникам греха свободу, несчастным больным – выздоровление, слепым прозрение, а всем нищим радостное благовестие о наступлении благоприятного лета Господня. И это не на словах обещал, но давал самым делом. А потому, какая благость, какая любовь, какая радость сияла на Его лице, когда Он являлся раздаятелем этих благ небесных всем страждущим и скорбящим в жизни, всем несчастным мира! А эта радость благодеяний придавала лицу Его неизреченную красоту небесную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

Она сказала им: «Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни!» Это явление так обрадовало Апостолов и всех бывших с ними, что все они воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» 3 После этого не оставалось никакого сомнения, что гроб Пресвятой Девы сделался «лествицею к небеси» и что само тело Ее, как выражается Святая Церковь , «возвысив на небеса возведе Иисус, Сын Ея и Спас душ наших». Все уверились, что Матерь Божия в третий день воскрешена Господом и вознесена с пречистым телом в славу небесную. Взяв оставленную в гробе святую плащаницу для удостоверения отсутствовавших и утешения скорбящих, св. Апостолы возвратились с радостной вестью в Иерусалим, после чего они опять разошлись по разным странам мира для проповеди Евангелия. Чему поучает нас, братие, это сказание о взятии на небо тела Богоматери? «Тому, чтобы мы помнили, что как вместилищу Невместимого неприлично было оставаться на бренной земле, как кивоту Святыни невозможно было подвергнуться тлению, так опустеют и упразднятся некогда и наши гробы, подобно как упразднился гроб Богоматери; мрак могилы не утаит бренных останков наших от всемогущества Божия. Воскрес Господь наш Иисус Христос, воскресла пренепорочная Матерь Его, воскреснут некогда и наши мертвенные телеса, ибо телеса наши, хотя и бренные, «суть храмы живущего в нас Святаго Духа» ( 1Кор.6:19 ), «вы – Тело Христово» ( 1Кор.12:27 ), " от плоти Его и от костей Его», потому что питаемся Его плотью и кровью. Труба Архангела воззовет всех нас из гробов наших; все мы изыдем в сретение Господу, грядущему на облацех небесных со славою многою. Но, возлюбленные братие, «если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам» ( 2Пет.3:11 )? Что, если грехи и беззакония покроют срамом и стыдом лица наши, когда праведницы просветятся яко солнце?» (Заключение с некоторыми изменениями заимствовано из Воскр. Чт. 1840 г. N 19, стр. 167). Ввиду этого и «потщимся, – по Апостолу, – неоскверненными и непорочными явиться в мире» ( 2Пет.3:14 ), а вместе будем и молить Господа, чтобы Он дал нам покаяние и обращение в продолжение жизни и христианскую кончину в час смерти; чтобы и наш гроб, как гроб Богоматери, был лествицею к небесам.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

От скорби в христианине происходит терпение, от терпения – опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает 769 . Для верующего скорбь не простое наказание, а вместе с тем и знак отеческой любви к нему Бога. Есть ли какой земной отец, который бы не наказывал сына? Не наказываются в семействах лишь незаконные дети. Через скорбь у верующего во Христа открываются духовные очи. Он видит в Боге Небесного своего Отца и участвует в святости Божией. Его удостаивает утешения Сам Господь Спаситель в Духе Святом, даруя ему благодушие в немощах, обидах, нуждах, гонениях и притеснениях. Всякое (скорбное) наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после... доставляет (человеку) мирный плод праведности 770 на земле и посмертный венец правды на небе. Множество людей, ныне предстоящих душами небесному престолу Божию из всех народов, по словам тайновидца Иоанна Богослова, облечены в белые одежды. Они получили белые ризы и блаженное предстояние Богу за то, что пришли на небо от великой земной скорби... и убелили одежды свои на земле Кровию Агнца 771 . Никакая скорбь земная не могла отлучить их от любви к Богу. Кратковременное безропотное страдание в земной жизни в безмерном преизбытке приносит страдальцам за веру вечную славу 772 . Небесной величайшей наградой им служит то, что Христос благодатно будет обитать в них и водить их на живые источники благодатных вод. Он отрет всякую слезу с очей их, так как на небе не будет уже ни плача, ни вопля, ни болезни 773 . Бог – утешитель скорбящих Скорбь, смиряя человеческую душу, побуждает ее искать утешения и отрады в Боге. Вполне успокоить скорбящего и утешить может один Господь. Потому к Нему со всех концов земли верующие молитвенно воздевают руки, просят Его исцелить их больные от скорби сердца. Молящиеся, как журавль, как ласточка издают звуки прошений к Богу, тоскуют, как голубь; уныло смотрят глаза их к небу 774 в ожидании услышания. И вера их не посрамляет. Оживление приходит к ним от Вседержителя, так как Он причиняет раны людям и Сам же обвязывает их и целит.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

После канона и песни «Чертог Твой», уже петой несколько раз, поются стихиры на хвалитех, за ними – великое славословие, просительная ектения и стихиры стиховны. В стихирах описывается, как беззаконное соборище иудейское собирается предать Пилату Содетеля и Зиждителя всех. Беззаконные и неверные! они готовят на суд Того, Кто Сам придет судить живых и мертвых, обрекают на страдания Того, Кто исцеляет людские страдания. Он идет на заколение вольное, плещи дает на раны, ланиты – на заушения, не отвращает лица от стыда заплеваний и все терпит, чтобы всех воскресить. В утешение и ободрение скорбящих учеников Он говорит им: не страшитесь, не соблазняйтесь тем, что будете видеть. Я пришел не для того, чтобы Мне служили, но чтобы послужить и отдать душу за спасение мира. Иуда, омочивший руку в солиле с Господом, простирает руки к беззаконным, чтобы принять сребреники, рассчитывает цену мира, которым помазали Господа, и не страшится продать бесценного. Дает умывать свои ноги и предает Господа лобзанием, оставив лик апостолов, он повергает на землю тридцать сребреников, потому что не знает о тридневном воскресении Господа. Омраченный корыстолюбием, он в одно время лишается жизни привременной и божественной, заботой о нищих прикрывает лихоимство, жалеет мира грешницы, а продает миро небесное, продает, как беглого раба, Того, Кого нельзя продать. На первом часе, в паремии, из 11-й и 12-й главы пр. Иеремии, пророк, обреченный, за свои правдивые речи, на смерть, представляется прообразом Иисуса Христа. Враги ведут его на заклание, готовятся вложить (ядовитое) дерево в пищу его и истребить его от земли живых, чтобы забылось самое имя его. Враги Иеремии, это – враги Христа. Они растлили виноград Божий, обратили его в пустыню непроходную. Между тем они благоденствуют: путь их спеется, богатство растет, семейства размножаются. Но пророк угрожает им от имени Господа: Я исторгну их от земли их и дом Иудин отвергну. Верных чад моих помилую и возвращу их в землю их, т.е. приведу в спасительную ограду Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Потому оказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. И это говорит, да будет тебе признаком вещуна: он " анафематствует " , то есть хулит и злословит Иисуса; наоборот, признаком пророка: он произносит имя Господа с благохвалением. Что же оглашаемые? как они, не имея еще Духа, именуют Иисуса? Но не о них теперь речь, а о верующих и неверующих. Что же бесы? разве они не называли Иисуса именем Господа (Мк.5:7)? Но они называли под ударами и против воли, а добровольно и без поражения - никогда. Дары различны, но Дух один и тот же. Показав различие между пророком и лжепророком, говорит и о дарованиях, дабы исправить тех, которые из-за них доходили до разделения. И прежде врачует того, кто получил меньшее дарование, и потому скорбит. Зачем ты оскорбляешься на то, что получил не столько, сколько другой? Это ведь не должное что-либо, а милость и дар. Посему ты будь благодарен, что Бог, ничем тебе не должный, дал тебе нечто. Притом, и тебе и ему дал один и тот же Бог. Ибо не дал тебе ангел, а ему Бог, но обоим вам дал один и тот же Дух. И служения различны, а Господь один и тот же. Упомянул и о Сыне, как подателе благ. Сказал о служениях, дабы более утешить скорбящего. Ибо, услышав слово дар и получив меньше, он мог скорбеть о том, что обделен в даровании. Но, слыша о служении, не так; ибо оно указывает на труд и пот. Что же ты скорбишь, когда Он другим повелел трудиться больше, а тебя пощадил? И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Здесь упомянул и об Отце, Который производит действия во всех верующих. И вот тебе совершенная Троица. Дарование же, и действие, и служение суть одно и то же, хотя и разнятся в названиях: ибо равно даются и Духом, и Сыном, и Отцом. Заметь и то, что прежде упомянул о Духе, а об Отце - в конце: это ради тех, которые слишком разборчивы в порядке. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Дабы кто не сказал: " что же? если и один и тот же Господь, и один и тот же Дух, и один и тот же Бог, но я-то получил меньше? " - предупреждая это, говорит: для тебя это было полезно. Проявлением Духа называет чудеса. Ибо из них ясно было, что Дух обитает в крестившихся. Что же ты скорбишь? Большее ли, меньшее ли у тебя дарование, видно, что ты имеешь Духа; о чем же тебе заботиться?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1059...

При порицаниях и похвалах. И перенесение порицания есть великий подвиг. Ибо оно сильно возмущает душу. Поэтому и Господь называет блаженными тех, которые терпят поношение. В пытках тело разделяет муки вместе с душой, а в порицании вся тяжесть падает на душу. Поэтому оно и для Иова было тяжелее всех прочих ударов. Нас почитают обманщиками, но мы верны. Почитают обманщиками по причине порицаний, но мы верны, что доказывается благохвалениями. Мы неизвестны, но нас узнают. Для одних были уважаемы и знаемы, а для других недостойны и того, чтобы знать их. Это соответствует сказанному: в чести и бесчестии. Нас почитают умершими, но вот, мы живы. То есть как приговоренные и осужденные на смерть, и, по мнению устрояющих нам ковы, умершие; но силой Божией мы живы. Нас наказывают, но мы не умираем. Попускает это, говорит, Бог для того, чтобы вразумить нас; ибо еще прежде будущих наград, в настоящей жизни немало происходит пользы от наказания. Это взято у Давида, который говорит: строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня (Пс.117:18). Нас огорчают, а мы всегда радуемся. Хотя по внешности, говорит, кажемся скорбящими, но наслаждаемся совершеннейшей радостью; ибо не так бывает, чтобы иногда радовались, а иногда нет, но всегда радуемся. Мы нищи, но многих обогащаем. Апостол многих обогатил как духовным, так и чувственным богатством. Ибо, имея домы всех открытыми для себя, он был богатейшим и мог оделять и питать других, как, например, святых в Иерусалиме. То же показывает и далее. Мы ничего не имеем, но всем обладаем. Не привязанный ни к чему в здешней жизни, имеет все. Если бы возможно было, говорит, вы исторгли бы очи свои и отдали мне (Гал.4:15). Как же такие люди могли жалеть для него имущества? Перечислил же все это с той целью, чтобы не смущались чем-либо из того, что кажется прискорбным. Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Перечислив свои подвиги и по порядку повествования показав коринфянам, как должно подражать ему, хочет, наконец, обличить их, как не слишком любящих его. Но прежде сего показывает им собственную любовь, и говорит: всегда желаю говорить и беседовать с вами, и притом свободно и смело; ибо это значат слова: уста наши отверсты. Говорит же так потому, что хочет сделать им облегчение, показывая, что смелость в речи есть признак величайшей любви. И не на устах только высказываю любовь, но и сердцем, имею его расширенным для вас. Ибо пламень любви и уста мои отверз, а сердце мое расширил, и сделал его пространным, чтобы дать место всем вам. Поэтому и присовокупляет следующее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1060...

Пс.142:4 .   И уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое. «И уны бо мне дух мой». Поэтому исполнен я великой грусти и скорби. " Духом» Пророк называет здесь душу. «Во мне смятеся сердце мое», то есть все помыслы мои исполнены смятения и бури. Пс.142:5 .   Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих. «Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся». Привел я себе на мысль, говорит Пророк, от скольких бедствий избавлял Ты предков наших, и не попускал впадать им в руки врагов; припомянул, что было с Авраамом, с Исааком, с Иаковом, с Иосифом, с Моисеем, и нашел для себя в этом утешение. Пс.142:6 .   Простираю к Тебе руки мои; душа моя – к Тебе, как жаждущая земля. «Воздех к Тебе руце мои»; то есть, со всем усердием сотворил молитву. «Душа моя яко земля безводная Тебе». Так жажду Твоей помощи, как безводная земля ожидает дождя. Пс.142:7 .   Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу. «Скоро услыши мя Господи, изчезе дух мой». Сим выразил Пророк чрезмерность грусти; потому что крайне скорбящим свойственно страдание сие. «Не отврати лица Твоего от Мене, и уподоблюся низходящим в ров». Если возгнушаешься молитвою моею по причине греха; то немедленно предан буду смерти. Смерть Пророк иносказательно назвал «рвом». Как заключенному во рве не возможно выйти без помогающих: так умершему не возможно возвратиться к жизни, если не угодно сие будет Богу. Пс.142:8 .   Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, [Господи,] путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. «Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах». Покажи мне человеколюбие Твое, говорит Пророк, и да не обманусь в надежде. Под словом: " заутра» разумеет он здесь: скоро. «Скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду, яко к Тебе взях душу мою». Будь мне руководителем, говорит Пророк, и покажи правый путь; ибо, отрешив душу свою от всего человеческаго, Тебе предоставляю ее, Владыка.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Сила Твоя в немощи совершается ( 2Кор.12:9 ); вся бо твориши, токмо еже хотети: Ты напоил жаждущий народ Свой в пустыне из камня, в котором и капли водной не возможно быть ( Пс.77:15 ); Ты из окаменелых сердцем грешников можешь воздвигнуть чад Аврааму ( Лк.3:8 ). Покажи, Господи, силу Твою и надо мною бесчувственным, подобно камню; изведи источники слез от сокрушенного моего сердца и напой струей благодати изнывшую душу мою от зноя страстей. Ибо, как земля безводная, жаждет душа моя Твоей милости, изнемогает от скорби дух мой, томится по Тебе сердце мое, даже и плоть моя желает освободиться от плена греховного, и она желает свободы чад Божиих. Когда прийду я в то состояние, чтобы мог всегда созерцать лице Твое, взирать на одну Твою благость и радоваться о Тебе, Царе моем и Господе?! Вспоминаю я дни древние, размышляю о судьбах Твоих и дерзаю взывать: Боже мой! Боже мой! почто Ты оставил меня жить по моему произволу? и почто это – душа моя, происшедшая от дохновения Божия 29 , обложена столь тяжкими оковами? Почто взятая от земли эта грубая плоть прикрепляет ее к земле и не дает от туманных мест ее возноситься ей к невечернему свету? О, Свет святых, избавляющий от мрачного неведения всех к Тебе прибегающих! Тебе угодны молитвы и пения рабов Твоих, приятны всенощные бдения и ангелоподобные стояния на них: приведи меня к сим правилам святой жизни, к сим мирным берегам сего житейского моря, освободив меня от молвы сынов человеческих. Помоги мне, Боже, пожить свято и благоугодить Тебе хотя под конец моей жизни; ибо Ты оставил меня в уповании на одного Тебя; нет у меня ни мудрого наставника, ни попечительного руководителя, – ни друг, ни брат не заботится о душе моей. Но взамен всех, пусть я буду привержен к одному Тебе, милосердому Господу, всем сердцем и душою, и всем разумением моим да пребуду я преданным Тебе во веки. Слышу я еще от Самого Тебя, что Ты послан проповедовать пленным освобождение, исцелять сокрушенных сердцем, отпустить измученных на свободу ( Лк.4:18 ). И для сего ходил Ты, как человек, по городам и селам, и как Бог, исцелял всякую болезнь и немощь в людях ( Мф.9:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Так и Апостол сказал: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор.12:28), а не царей. И в других местах Священное Писание повелевает церковными делами управлять церковным учителям, а не царям. Царь спросил преподобного: — Итак, не изгоняешь ли ты меня из Церкви? Преподобный отвечал: — Не я, но предания Божественных Апостолов и святых отцов изгоняют. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8). Если ты желаешь вместе с нами, поклоняющимися иконе Христовой, оставаться внутри Христовой Церкви, то следуй патриарху и существующему при нем честному собору! При этих словах царь пришел в еще большую ярость и с бесчестием прогнал всех от себя. Вышедши от царя, изгнанные преподобные отцы вместе с патриархом обступили блаженного Феодора, восхваляя его устами и вместе душами за то, что он с большим благоразумием и мужеством сопротивлялся мучителю и сильно посрамил его, смело изобличив его нечестие. Когда они расходились по домам, от градоначальника вышло приказание, чтобы никто ни беседовал, ни совопросничал о вере, но чтобы все исполняли то, что повелел царь. Посланные с сим распоряжением дошли и до блаженного Феодора. Он же, услыхав этот указ, отвечал им: — Сами рассудите: справедливо ли слушать вас больше Бога? Лучше пусть отрезан будет язык мой, чем я буду молчать и не защищать истинную веру. И преподобный поучал всех непоколебимо содержать святую веру, одних призывая к себе, к другим сам приходя, к третьим посылая письма, и так подкреплял изнемогающих духом. Часто он приходил к патриарху, являясь для него добрым советником, и утешал его, так как видел его скорбящим и болезнующим душою. — Отче, не скорби! — говорил он ему, — веруй, что Господь не оставит нас; Он не попустит испытания выше нашей силы и не даст злу возобладать нами. Если враг и воздвиг гонение на Церковь, то в непродолжительном времени скорбь обратится на его же голову.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Таким мы знаем своего Сладчайшего Госиода. Таким Он был в жизни Своей земной и в Своих отношениях к людям, и в Своем Божественном учении. Таким Он был и вовеки остается тот же ( Евр.13:8 ). Он говорил Свое Божественное “не плачь” в разнообразных заветах и словах: “В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь” ( Ин.16:33 ). “Блаженны плачущие, ибо они утешатся” ( Мф.5:4 ). “Вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто но отнимет у вас” ( Ин.16:22 ). “Женщина, когда рождает, терпит скорбь; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир” ( Ин.16:21 ). И весь земной искупительный подвиг Господа Иисуса Христа был тем же Его Божественным, всемогущим, любовью напоенным “не плачь”. Он пришел на землю для того, чтобы быть искупительной жертвой за грехи всего мира перед лицом правосудия Божия; вернуть людям милость и благоволение Небесного Отца, утерянные ими после грехопадения Адамова; разрушить стену между людьми и Богом, созданную людскими грехами; чтобы сказать человечеству, исстрадавшемуся, в течение долгих ветхозаветных веков в ожидании Мессии — Спасителя мира: не плачь, человек, о потерянном рае; Я пришел вернуть его тебе, открыть вновь его двери, позвать тебя к Себе в Свои вачные кровы и насытить твою алчущую и жаждущую душу тем хлебом и той водой живой, от которых у Меня ты не будешь алкать и жаждать вовеки! Сегодня, в день праздника иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости, особенно хочется вспомнить о том, как утешил умиравший на кресте Спаситель Свою Возлюбленную Мать. Наступила година исполнения предвечного Совета Божия о спасении человеческого рода. В последние годы земной жизни Господа Иисуса Христа Пресвятая Богоматерь не могла быть неотлучно при Своем Божественном Сыне. Но когда подошли последние предсмертные Его часы, часы Его страданий, Она находилась в Иерусалиме и в числе других женщин Сама сопровождала Его на Голгофу. Здесь ужаснейшая скорбь была попущена Ей. Оружие, предсказанное Симеоном, пронзало Ее душу; страдания Ее Сына, как меч, терзали Ее сердце. Она покорялась воле Божией, Она принимала крестную смерть Своего Сына, как искупительную жертву для спасения людей; но любовь Матери уязвлялась и тяжко страдала при виде всех Его мучений.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010