Вот братия Господни, кровожадные Евреи, мняся службу приносити Богу, вывели Христа Господня вне града своего в поле и убили. Кричали они: Кровь Его на нас и на чадех наших. И кровь эта пала на них и на чад их и жгла их, как и продолжает жечь, в продолжении тысячелетий. Но вот к тем же Евреям апостол Павел пишет: Вы, хотя и богоубийцы, приступали к горе Сиону, и ко граду Бога живого, Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов, к торжествующему собору и к церкви первенцев, написанных на небесах, и к судии всех Богу и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета, Иисусу, и к жертвенной крови кропления, лучше говорящей, нежели Авелева ( Евр. 12:22–24 ). Да и мы так же, как Каин и евреи, не только братоубийцы, но и богоубийцы. И мы вторично распинаем Сына Божия и проливаем кровь Иисус Христову. Тем не менее, милосердая и премудрая правда Божия сподобляет нас, по-видимому, и счастья и долголетия. Но сподобляет, чтоб и из нас многие, подобно Каину, вечно стонали в душе и тряслись за свою судьбу и жизнь; чтоб нас угнетала печаль мира сего, которая не редко причиняет слабодушным самую смерть; и чтоб, угнетая нас, эта печаль мира сего перерождалась в нас в печаль по Боге, которая соделывает покаяние нераскаянное, твердое и неизменное, чтоб мы постоянно отвыкали от каиновых воплей: Казнь моя больше, чем можно снести; вина моя вящше, еже оставитися ми, – а привыкали к воплям христианским: Ослаби, остави, прости, Боже, вся прегрешения моя, к воплю кающегося разбойника: Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем; чтоб очистила и спасла нас пролитая и всегда проливаемая нами кровь Сына Божия, лучше и громче глаголющая на небо о всепрощении, нежели кровь Авеля, пролитая Каином. Аминь. Источник : Епископ Никанор. Поучение в неделю святых отец. О Каине и Авеле.//«Странник», духовный журнал. – СПб., 1884. – Том III. – С. 579–593. Поучение в день Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Всех скорбящих Радости, 24 Октября. О христианском идеале. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, сущую Богородицу Тя величаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Впрочем, еще прежде, чем эта кара совершится, произойдет запечатление честным Крестом ста сорока четырех тысяч из всех колен Израилевых, кроме одного – Данова. Это обращение ко Христу происходит посреди великой скорби, при начале повсеместного избиения христиан, на которое указывает Тайнозритель ( Откр. 7:9–17 ). Это последнее избиение подаст повод совершиться концу истлевающего царства мира сего и откроет, наконец, наступление нетленного Царства Христова на веки. «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» ( Откр. 8:1 ). Какое вероятное значение таинственного выражения: «безмолвие на небе, как бы на полчаса»? Это безмолвие сменяет крики таинственных родов св. Христовой Церкви, после которых болезновавшей матери предстоит краткий отдых в пустыне ( Откр. 12:6 ). Время это Тайнозритель изображает под словом: полчаса, показывая тем кратковременность торжества князя мира сего и слуг его. В это время Промышление Божие о погибающем или истлевающем вконец мире проявится в величественных напоминаниях греховному человеческому роду о том, что еще есть возможность приносить покаяние, если не из чувства стыда за свою небладарность Спасителю, то по крайней мере из страха и ожидания грядущих бедствий. Как при истреблении Иерусалима в 70 году no Р. Х., когда согласно пророчеству Иезекииля, призваны были шесть карателей, и среди них Ангел для запечатления скорбящих, т.е. кающихся за себя и за собратий своих, так и тут новозаветный Тайнозритель видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом, и дано им семь труб ( Откр. 8:2 ). Еще прежде, чем эти каратели заблудшего человечества приступят к своему делу, предстательствуют пред Богом святые, во главе с Ангелом молитвы (из числа семи начальнейших Архистратигов). Тайнозритель повествует: «И пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Богом» ( Откр. 8:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Глава 31 1–9. Наставления царям царя Лемуила, преподанные ему его матерью. 10–31. Похвала добродетельной жене. Притч.31:1 .  Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его: Имя Лемуила евр. Лемуил (ст. 1) или Лемоил (ст. 4), подобно имени Агура (XXX), традиция понимала тоже в смысле нарицательного («Deo deditus») и считала его символическим именем Соломона. Но в новое время обычно видят в нем собственное имя царя области Масса в Идумее ( Быт 25.14 ). Притч.31:2 .  что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих? Притч.31:3 .  Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей. Притч.31:4 .  Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, Притч.31:5 .  чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Притч.31:6 .  Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; Притч.31:7 .  пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании. Притч.31:8 .  Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Притч.31:9 .  Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего. Наставления матери царя (очевидно нежно им любимой и также его любившей, (ст. 2) заключают в себе, так сказать, наказ царского служения в самой сжатой форме. Подобно Моисееву закону о царе ( Втор 17.14 сл.), наказ этот заповедует царю осмотрительность и воздержание от двух источников духовно-телесного расслабления: пристрастия к женщинам (ст. 3) и к вину (ст. 4–5); взамен чего заповедуется выше всего иметь попечение о правосудии царском вообще и о правосудии и милосердии особенно при разбирательстве дел бедных (гл. 8–9), 6–7. Если вино царям и правителям способно приносить лишь вред, помрачая их сознание и лишая их возможности правильного употребления и отправления важнейших сторон своего звания, напр., судейской (ст. 5), то вино – в силу присущей ему веселящей сердце человека силы ( Пс 3.15 ) – имеет благодетельное влияние для всякого рода огорченных душой, поскольку, между прочим, дает скорбящему временно забыть удручающую его печаль. Это изречение ст. 6–7 позднейшее иудейство применило к казнимым, которым во время страданий давали пить вино – для утоления несносной жажды и для притупления сознания; это дело сострадания было применено и к страждущему на кресте Спасителю ( Мф 27.34 ). В ст. 8–9 царю не только заповедуется строго держаться правосудия, особенно в отношении к бедным, по смыслу закона Моисеева (сн. Втор 1.17, 27.19 ), но советуется и большее: быть для беспомощного бедняка на суде не только правдивым судьей, но вместе и защитником, адвокатом, – развивать на суде не одну формальную правду, но и высшую милость, как подобное о себе свидетельствовал Иов ( Иов 29.15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господь заранее показывает, чем завершится сражение между римлянами и иудеями. Множество иудеев падет от острия меча. Осада Иерусалима, которая произойдет вскоре после Крестной смерти и Воскресения Спасителя – ее начнет Веспасиан в 69-м и закончит Тит в 70-м году, – будет просто избиением защитников города. А остальные будут уведены в плен, и не в один народ, а во все народы. За отступление от истинной веры Бог попускает избранному Им народу подпадать под власть язычников для его вразумления. Точно так же в будущем иудеи рассеяния будут постепенно приобретать власть над народами, отступившими от Христа. От начала до конца – «тайна беззакония в действии». Согласно пророчествам святых отцов, иудеям дано будет осуществить свою мечту о лжемессии незадолго до кончины мира. «Иерусалим будет попираем язычниками», – говорит Господь. Он будет попираем, «пока не окончатся времена язычников». Это таинственное пророчество святые отцы объясняют двояко. Одни считают, что оно уже исполнилось. Язычникам предстояло овладеть святым градом. Он стал совершенно языческим, пока большая часть языческого мира не приняла христианство. Другие относят эти слова Спасителя к завершению истории мира. Иерусалим будет во власти язычников, пока не придет время Второго Пришествия Христова. И все обратившиеся с покаянием ко Господу язычники и иудеи, совершат переход из царства мира сего в Царство Христово. Четверг Лк, 107 зач., 21, 28–33 Сказал Господь Своим ученикам: когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Умножение скорбей и бедствий – знамение скорого Пришествия Христова. Господь укрепляет всех Своих верных не страшиться самых великих испытаний. «Когда же начнет это сбываться, – говорит Он, – тогда восклонитесь – с верой, надеждой и молитвой – и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». Христос пришел в мир дать истинное утешение всем скорбящим и обремененным, и гонимым. Когда Он придет судить мир в последний день, Он избавит всех любящих Его от всякой нужды и печали. Когда они увидят предельное неистовство зла, они могут поднять свои головы, зная, что близок день Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если чрез благословение ветхозаветного иерея преподавалось благословение Божие, то не тем ли более сильно благословение новозаветного иерея? Оно низводит благодать и мир Божий на достойно и с верою приемлющего его. Сам Иисус Христос, посылая Своих учеников на проповедь , повелевает им словами: «мир дому сему» приветственно благословлять тот дом, в который они будут входить с проповедию, и при этом замечает: «Если дом будет достоин, то мир ваш придет на него» ( Мф.10:12–13 ). И мы видим, что святые апостолы в своих Посланиях обычно и, прежде всего, преподают христианам свое приветственное благословение, иногда тем же самым заканчивая Послание. Не бессильно, следовательно, и благословение пастырей Церкви, получивших от Самого Иисуса Христа через апостолов и в лице апостолов благодать и власть священства. А если величайшее чудо – пресуществление хлеба и вина совершается чрез крестообразное благословение священника, то последнее, конечно, не бессильно и в вещах менее важных. Посему-то издревле народ жаждал получить благословение от священника; цари и князья смиренно склоняли свои головы и целовали благословляющую руку служителя Божия. III. Таким образом, благословение архиерейское и иерейское следует, братие, принимать с верою в то, что оно, и как преподаваемое от богоданной власти и благодати священства, есть благословение Самого Иисуса Христа, через Которого и в Котором мы прияхом благодать, милость и мир. (Составлено по «Воскресному чтению» за 1889 г., 18). Беседа О крестном знамении I. Крестное знамение есть такой знак, коим верующие во Христа, избранные Божии, отличаются от неверующих – от нехристиан. Различные указывал Бог людям знамения, и все они имеют важное и глубокое значение. В Ветхом Завете мы находим, что Бог положил знамение отвержения на братоубийце Каине. А на лицо чудного Моисея положил знамение Своего высочайшего благоволения: лучи небесного света, как знамение сего благоволения, на лице Моисея были видимы для всех, хотя и нестерпимы для ока. А у пророка читаем: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» [знамение].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Золотая кадильница И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр. 8:1–4 ) Это одно из великих видений, видеть которое удостоился Иоанн Богослов сын Зеведеев, когда-то бывший простым рыбаком на Галилейском озере, ставший впоследствии великим апостолом Христовым. Это чудесное и утешительное видение для больных, а не для здоровых, для грешных, а не для праведных, для скорбящих, а не для радующихся. Наше утешение в том, что святые Божии на небесах молятся о нас Богу, ибо за кого они еще могли бы возносить молитвы, если не за нас, странников земных, грядущих в Царство Небесное, спотыкающихся и падающих в пути? Нет им нужды молиться о себе, ибо они окончили свой земной путь и вошли в Царство. Святые Божии возносят молитвы за нас, своих братьев, которые еще в пути. О чем молятся святые пред престолом Божиим? Они возносят молитвы, которые нам необходимы, своими молитвами они исправляют и очищают наши молитвы и доносят их к Богу. Ангел Божий освящает эти молитвы небесным фимиамом из золотой кадильницы, каков этот фимиам небесный – мы знать не можем, но без сомнения, его благоухание Господу слаще и приятнее любого земного благоухания. Сказано, что Ангелу дано «множество фимиама», это значит, что и молитвы святых Божиих многочисленны. А еще это может означать, что наши молитвы требуют очищения святыми, чтобы они чистыми доходили до престола Бога жизни, ибо страшное слово сказал пророк: «Вся праведность наша – как запачканная одежда» ( Ис. 64:6 ). Да постыдятся еретики и сектанты, не почитающие святых и не возносящие им молитв. Священное Писание обличит их ложь. И святой Иоанн тайнозритель обличит их ложь, ибо он созерцал живых святых Божиих, видел, как они молятся Богу за грешный мир. Видел Ангелов Божиих, которые освящают молитвы святых «множеством фимиама». Видел, как молитвы всех святых возносятся к Пречистому престолу Всевышнего. Кому поверим, если Богу не поверим? Кто, кроме Самого Бога, откроет нам тайны Божии? «Кто возвестил об этом изначала, чтобы нам знать, и задолго перед тем, чтобы нам можно было сказать: «правда»? Но никто не сказал, никто не возвестил, никто не слыхал слов ваших» ( Ис. 41:26 ), так говорит пророк о людях и тщетности человеческой. Только Бог откроет истину, и Бог открыл истину через Своих пророков, через евангелистов и апостолов. А еретики и сектанты выдают за Божию истину свои измышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И вспоминая теперь о двух разбойниках, распятых одесную и ошую Христа, не следует ли задуматься о множестве наших грехов и тяжести вины пред Богом? Не следует ли нам также честно отдать себе отчет в том, кому из двух разбойников мы подражаем? Что более характерно для нашего поведения: смиренное сознание своей виновности или холодность окаменевшего сердца? Что чаще исходит из наших уст во время жизненных невзгод и испытаний: молитва о прощении грехов и о небесной помощи, или слова недовольства и ропота на судьбу? И наконец, обратим наш взор на то, что происходило в самые последние мгновения земной жизни Господа Иисуса Христа. »Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе« ( Ин. 19:26–27 ). Святая Православная Церковь издревле видела в этом предсмертном завещании Спасителя глубокий и весьма утешительный для нашего сердца внутренний смысл. Своими словами Господь вверил попечению Своей Пречистой Матери весь христианский род, всех тех, кто – где бы и в каком бы веке они ни жили – будут прибегать к Ней, прося Ее о помощи и заступления. Матерь Божия, прошедшая у Креста Своего Возлюбленного Сына чрез горнило великих страданий, сердце Которой исполнено любви к Богу, глубочайшего смирения и послушания Его воле, стала, по силе Его завещания, нашей общей любвеобильной Матерью, «Отрадой и Утешением», «Радостью всех скорбящих», Путеводительницей ко спасению, – Той, Которую поистине ублажали, ублажают и будут ублажать все роды. У спасительной Голгофы мы можем получить многие духовно-нравственные назидания. Но и того немногого, о чем мы вспомнили сейчас, достаточно, чтобы расположить наш ум к благоговейным размышлениям о глубине богатства и премудрости и разума Божия ( Рим. 11:33 ) и наполнить сердце наше чувствами любви и благодарности к благодеющему нам Богу и Спасителю. Будем же хранить эти добрые мысли и возгревать эти святые чувства, помогающие нам удаляться от всего греховного и порочного. Будем очищать себя от всякой скверны плоти и духа, дабы, совершая святыню в страхе Божием, мы были удостоены светлой радости в дни Св. Пасхи «со всеми неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа» ( Еф. 6:24 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Иез.43:2 : «слава Бога Израилева шла от Востока…»). С Востока ожидался Мессия 30 . Вот и здесь Ангел с перстнем-печатью Бога живого приходит с Востока. Он приказывает четырем ангелам ветра не вредить земле и морю до тех пор, пока не будут запечатлены «рабы Бога нашего», то есть члены церкви спасенных. Печать – знак принадлежности, собственности. Так клеймили скот и рабов, чтобы можно было однозначно определить, какому собственнику они принадлежат. Параллель к нашему тексту имеется у пророка Иезекииля ( Иез.9:4–6 ). Там Иезекииль видит ангела, которому Бог приказывает поставить знак «Тав» (последняя буква еврейского алфавита) на челе тех жителей Иерусалима, которые опечалены грехами этого города: «Пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак». Этот знак предохраняет их от поражающих ударов ангела-губителя: «Не троньте ни одного человека, на котором знак». Таким образом, те люди, которые имеют на челе печать живого Бога, составляют Его собственность и потому защищены от нападок боговраждебных сил. Но защищены «рабы Божьи» не от всех «казней». Иначе они были бы запечатлены еще до снятия первой печати с запечатанной книги. Они не защищены от войн, голода, эпидемий, мученичества. Но Бог гарантирует им защиту в искушениях конечных событий, сопровождающих суд Божий. «Кто может устоять на Суде?», – вопрошалось в Откр.6:17 . Ответ: те, кто имеет печать Бога живого. Говорится только о печати Бога, но не говорится о печати Агнца. Это объясняется тем, что здесь аллюзия на ветхозаветное пророчество, где об Агнце, естественно, речи нет. Об этом свидетельствует и последующее перечисление 12 ветхозаветных колен Израиля. Иногда знак «Тав», который означает «крест», толковали как указание на Иисуса Христа. Но ссылка на ветхозаветное пророчество противоречит такому толкованию. Кроме того, из Откр.14:1 мы узнаем, что 144 000 носят на челе имя Агнца и Отца Его (по критическому тексту) или только имя Отца Агнца (в Синодальном тексте).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Из рассказа видно, что это стоило усиленных загробных молитв родителей, и, несмотря на веру и благочестие, их одежда была очернена грехами их сына. Однако следует предостеречь и от глубокого смущения и отчаяния родителей при неправедной жизни их взрослых детей. Об этом так пишет старец Амвросий Оптинский одной матери, скорбящей о неверии сына: «Вы сознаете, что во многом сами виноваты, что не умели воспитать сына, как должно. Самоукорение – это полезно, но сознавая вину свою, должно смириться и раскаиваться, а не смущаться и отчаиваться; так же не должно очень тревожиться вам мыслью, будто вы одна являетесь причиною теперешнего положения вашего сына. Это не совсем правда; всякий человек одарен свободной волею, и сам за себя более и должен будет отвечать пред Богом». Если нечестие детей является самым большим несчастием для родителей, как в этой жизни, так и в будущей, то наоборот, благочестие их является счастьем в этой и залогом спасения для них в будущей жизни. Одним из примеров является горячая любовь к своему отцу игумении Арсении (Усть-Медведицкого монастыря) – подвижницы благочестия. Вот как пишет матушка Арсения в одном письме: «Ты знаешь, как я любила своего батюшку (то есть родного отца): я любила его больше всех и всего на свете. Я молилась за него первого, когда подходила прикладываться к чудотворным иконам и мощам, когда дома подходила к образам, я призывала на помощь ему всех угодников, иконам которых молилась. Когда кончала читать Евангелие или Псалтирь, или акафист, я молилась, во-первых, за него». Подчеркнем еще раз, что надо помнить вступающим в брак. Основная задача христианского брака – иметь детей. И не только иметь детей, но и непременно воспитать их как истинных христиан, целью жизни которых было бы отвержение себя и служение от всего сердца Господу, с горячей любовью к Нему. Это их основное «дело», основное их «строительство», о котором так говорил Апостол Павел: «...каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ... Каждого дело обнаружится... У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор.3:10–15 ). Горе – если у родителей дети «сгорят» в безбожии или пороке и в смертных грехах без покаяния... Дети и родители – одно целое

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

«Имя ему — Иоанн». И все изумились; 64. но в тот же миг разрешились уста Захарии и язык его, и он заговорил, благословляя Бога. 65. И нашел страх на всех, кто обитал по округе, и молва об этом прошла по всему нагорному краю Иудеи. 66. И все слышавшие весть в сердце своем, спрашивая: «Чем же будет это дитя?» Ибо рука Господня была на нем. 67. И Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал такими словами: 68. «Благословен Господь, Бог Израиля, ибо посетил Он народ Свой и сотворил ему избавление, 69. и воздвиг нам силу спасения в роду Давида, слуги Своего, 70. как обещал Он устами святых, от века бывших пророков Своих, — 71. спасение от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас, 72. дабы сотворить милость ради отцов наших и вспомнить о Завете Своем святом, 73. о клятве, которою Он клялся ко Аврааму, отцу нашему, что Он даст нам 74. без страха, избавясь от рук врагов наших, 75. служить Ему в святости и праведности пред лицом Его, во все дни жизни нашей. 76. И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь зваться, ты пойдешь пред лицом Господа, уготовляя пути Ему, 77. подавая спасительное знание народу Его о прощении грехов их; 78. по любвеобильной милости Бога нашего, в которой посетит нас Заря свыше — 79. просветить скорбящих во мраке и тени смерти, и направить стопы наши на путь мира». 80. А отрок подрастал, и дух его укреплялся; и был он в местах пустынных, пока не пришел ему день явить себя Израилю. 2 И было во дни те: от императора Августа вышел указ о том, чтобы по всей земле шла перепись. 2. Это была первая перепись, когда наместником Сирии был Квириний. 3. Все шли на перепись, каждый в свой город. 4. Направился также Иосиф из Галилейского города Назарета в Иудею, в Давидов город, именуемый Вифлеем, потому что был он из рода и дома Давида; 5. он шел на перепись вместе с обрученной ему Марией, Которая ожидала ребенка. 6. И вот, когда они находились там, пришло Ей время для родов, 7. и родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его, и положила в ясли для скота, потому что на постоялом дворе не нашлось для них места.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010