«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. VI всероссийская выставка-ярмарка " Пасхальный праздник " пройдет в Санкт-Петербурге 13-17 мая в помещении Михайловского манежа (Манежная пл.,2) по благословению Патриарха Кирилла. Выставка-ярмарка - часть церковно-общественного проекта " Православная Русь " , задача которого - объединять усилия РПЦ, светской власти, общественности по сохранению и развитию традиционных духовных ценностей. Форум осуществляется на федеральном, региональном и международном уровнях. В Санкт-Петербурге при поддержке и участии епархии проходят два его мероприятия - выставки " Православная Русь " и  " Пасхальный праздник " . Выставка-ярмарка " Пасхальный праздник " знакомит с жизнью РПЦ, искусством, историей и традициями русского народа. Она позволяет церковным и светским организациям установить деловые связи для обмена опытом и сотрудничества. В выставке 2009 года примут участие епархии, монастыри, храмы, мастерские, издательства, паломнические службы, а также светские организации, связанные деятельностью с РПЦ. Учащиеся Санкт-Петербургских духовных школ будут петь во время молебна на открытии. Кроме того, студенты СПбДА помогают в организации стендов о деятельности епархиальных отделов, проведут встречи и друггие мероприятия.  Традиционно на выставке будут представлены работы по отделке и убранству храма, выполняемые в мастерских художников, реставраторов, резчиков и столяров, иконы, богослужебные предметы из драгоценных металлов с натуральными камнями, кресты, оклады.

http://old.aquaviva.ru/news/2009-05-09/1...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Подведены итоги Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский». Как сообщила 2 сентября корреспонденту «Воды живой» руководитель комитета премии Марина Гусева, жюри рассмотрело 229 литературных произведений и 87 выставочных проектов об истории Отечества и его героях. «Такого количества авторов с оригинальными сочинениями и музейных коллективов не было за все шесть лет существования награды. Это отражение повышенного интереса к российской истории и сохранению ее культурного наследия», — отметила собеседница. Среди победителей конкурса известный ученый, директор Российского государственного исторического архива (РГИА) Александр Соколов. Он отмечен наградой за книгу «Романовы. На благо России». Второй премией отмечен художник Илья Глазунов — за книгу «Россия распятая». Выдающийся живописец, общественный деятель и педагог в этом году отметил 80-летний юбилей. Лауреатом третьей премии стал академик Российской академии медицинских наук, священник Георгий Шевченко, автор исследования «Приветствует вас святитель Лука, врач возлюбленный». Лауреатами первой премии конкурса музейных мемориальных проектов стали сотрудники Хабаровского краевого музея Нина Маркова и Валентина Редчун, разработавшие проект в честь 200-летия Николая Муравьева-Амурского — генерал-губернатора Восточной Сибири. За исследование фольклорного наследия Олонецкого края второй премии удостоены сотрудники музея-заподведника «Кижи» Светлана Воробьева, Ирина Набокова и Валентина Кузнецова. За выставочный проект Российской государственной библиотеки, посвященный творчеству Гоголя, Чехова и Твардовского, отмечены ее сотрудники Татьяна Новокрещенова и Евгения Татаринова. Церемония награждения победителей премии, носящей имя национального героя России, святого благоверного великого князя Александра Невского, пройдет 10 сентября в Санкт-Петербурге . «Вода живая», 02.09.10

http://old.aquaviva.ru/news/2010-09-02/1...

Решение Синода вызвало серьезное недовольство со стороны не в меру ревностных почитателей Императора. Председатель «Русского народного ополчения» генерал-майор Скородумов зашел так далеко, что заявил об отсутствии благодати Святого Духа на II Всезарубежном Соборе, а также что «духовенство не имеет права давать пастве каких-либо указании, а должно ограничивать сферу своей деятельности совершением богослужений». В газете «Царский вестник» также звучал укор в адрес Синода, откладывающего канонизацию. В этой же газете в 1939 г. был опубликован акафист «Царю и великомученику Николаю II». Архиерейский Синод со своей стороны заявил, что не находит своевременным поднимать вопрос о канонизации императора и не приветствует газетную кампанию, имеющую цель оказать давление на общественное мнение русской эмиграции. Такая кампания, с одной стороны, будет возбуждать общество против иерархии, а с другой – дискредитировать самого царя Николая. «В истории еще не было случая, – заявил Синод, – чтобы прославление кого-либо из угодников Божиих проходило при помощи газетной кампании и в атмосфере спора мирян с священноначалием, но всегда совершалось по особому указанию Божией воли, обычно в виде чудес, совершаемых по молитвам святого или других нарочитых знамении, указанных свыше, а также в духе единомыслия всех верующих». 160 В 1930-е гг., как и в последующие три десятилетия, любая канонизация в РП ЦЗ считалась совершенно неприемлемой. Такой акт представлялось возможным совершить только после объединения с Церковью в Отечестве. 161 Прославление святого означало бы, что РПЦЗ либо считает себя независимой Церковью, либо берет на себя полномочия Всероссийской Церкви. Ведь заявлять о гонениях или обличать от имени Российской Церкви обновленческий раскол – это одно, а совершать такое деяние, как причисление к лику святых, – совсем другое. И то, что канонизация в 1938 г. не состоялась, подтверждает даже не столько отсутствие у РПЦЗ претензий на власть во Всероссийской Церкви, сколько осознание себя ее частью. Официальные канонизации в РПЦЗ начались только с 1964 г. вследствие изменения ее экклесиологического сознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другой церковный вития произносит в кафедральном соборе на Благовещение проповедь на текст: „благовествуй, земле, радость велию; хвалите, небеса, Божию славу“. Изложив сущность грядущей церковной реформы, он заканчивает свою речь следующими восторженными словами: „Да будет благословен тот день и час, когда сердце Царёво подвигнулось сказать благое, великое историческое слово о своей родной церкви российской. Да будет вечная, блаженная память Архипастырям и пастырям нашей церкви, всем труженикам богословской науки и всем сынам церкви, поднимавшим свои голоса за свободу церкви и воздыхавшим об её угнетении; да увенчается небесными венцами память их. Да будут благословенны имена Архипастырей и пастырей, и тружеников богословской науки, и всех истинных сынов церкви, ратующих за её свободу и содействующих её воскресению. Да будут благословенны имена их во веки 928 “. Третий оратор говорит с церковной кафедры: „Близится время, когда церковь получит свою прежнюю красоту, дарованную ей Богом. Она – накануне освобождения от тяготевшего над ней контроля и вступления на новый путь жизни“. Наступает для пастырей время „не половинчатого, как сейчас, но цельного и полного служения“ 929 . Говорили на эту тему с церковной кафедры и другие пастыри, и архипастыри наши, говорили с не меньшим одушевлением... В необозримом почти море статей по вопросу о церковной реформе, встречаю я и статьи, которые обсуждают вопросы не только внутреннего расширения церкви, но и внеш- —161— него. Я разумею те статьи, в которых наши пастыри и архипастыри рассматриваются, как граждане государства. Если каждому гражданину русской земли гражданство даёт известные права участия в гражданской государственной жизни, то тоже самое гражданство непременно должно давать те или другие права на участие в этой жизни и гражданам духовным. И здравый разум, и история вполне подтверждают законность и уместность этих желаний духовенства. „Первые русские князья, отводя широкое поле для действия духовного суда по делам и отношениям гражданским, открывали тем свободный простор влиянию представителей церкви на жизнь семейную, общественную и государственную, – словом, на все стороны гражданского быта“ 930 . Предстоятели русской церкви, епископы, были первыми и главными подвижниками русских князей в собирании русской земли и насаждении в ней идей и начал самодержавия. Так в период удельной разрозненности и во времена монгольского ига, власть всероссийского митрополита, опиравшаяся на власть епархиальных епископов, была единственным оплотом, противостоявшая ужасам междоусобицы и бедствиям татарского погрома. И эта власть взлелеяла русское государство и его властителя до подобающего роста и могущества. Под сенью Христовой представители церкви воспитали русское государство до роста Московского царства 931 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—276— вателей и в других местах. По основным началам своего учения спасовщина, или нетовщина 2431 . представляет последовательный вывод из общей беспоповщинской догмы о наступлении царства антихристова и о прекращении истинного священства. В то тремя, как одна часть беспоповцев, признав за несомненное прекращение иерархии, нашла возможным предоставить мирянину совершение двух „нуждно-потребных“ ко спасению таинств, крещения и покаяния, а наряду с этим – и многих других общественно-молитвенных действий, менее важных и значительных, другая часть беспоповцев признала это святотатством, незаконным присвоением прав, несвойственных мирянину, так как по правилу, помещённому в Кормчей с именем апостольского, восхищающие себе недарованное им право священнодействия „раздражают Бога, якоже сынове Кереови и Озиа царь“. Если нет истинного священства, то нет и не может быть и обусловленных им благодатных средств спасения – таинств и общественно-церковной молитвы. Выходя из этого, строгие нетовцы отрицают даже водное крещение, вопреки слову Спасителя ( Ин.3:5 ). По сообщениям, сделанным на съезде, последователи такого лжеучения существуют в настоящее время в Симбирской епархии: здесь новорождённому ребёнку на 8-й день повивальная бабка нарекает имя и надевает крест при чтении 50-го псалма, слова которого: „окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся“ заменяют, по понятию нетовцев, тайнодейственную силу крещения. С последователями этого толка некрещенцев. по сообщению миссионеров, бывает немало затруднений в пастырской практике, так как вследствие неведения и недоразумения такой раскольник– спасовец может быть присоединён к церкви вторым чином, через миропомазание, и допущен к другим таинствам – исповеди, причащению и браку – не получивши, совсем крещения 2432 . При обсуждении вопроса о том. —277— нужно ли крестить вступившего таким образом в общение с Церковью спасовца, если уже после принятия им церковных таинств обнаружится, что он не получил крещения, было выведено на справку мнение высокопреосвященного Филарета, митрополита Московского, который полагал, что удостоенные прочих таинств Христовых, и особенно евхаристии, могут быть оставляемы, за нужду, без крещения. Приняв к сведению это авторитетное мнение архипастыря, глубокого богослова и канониста, съезд счёл, однако, должным испросить на указанный предмет особого разъяснения высшей церковной власти; в предупреждение же недоумений этого рода признано было необходимым в каждом отдельном случае, при обращении к Церкви последователей спасова согласия, тщательно исследовать относительно их крещения и, в случае сомнения, крестить с условной формулой: „аще не крещен“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

к Тв. свв. Отцов XVII т. 1858. Ф. Терновский «Участие древнерусских архиереев в делах общественных» в Тр. Киев. Дух. Академии, 1870 г. Февраль. H. В. Шляков «О поучении Владимира Мономаха » СПБ. 1900, с его-же добавочной статьей в Журн. Мин. Народ. Просв. 1907 г. Июнь м., стр. 362 и сл. М. Грушевский «История Украини Руси» Lemberg 1905, zw. Aufl. III. Барсов «Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью» СПБ. 1878. В. Рыбинский «Церковно-правительственное отношение константинопольского патриарха к древнерусской церкви» в Визан. Времен. СПБ. 1898, V. N. Milasch. Das Kirchenreht der morgenländischen Kirche, übersetzt v. A. R. v. Pessie, Zw. Aful. 1905. Иконников «Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории» Киев 1869. Gelzcer «Das Verhältniss v. Staat und Kirche in Byzan. Histor. Zeitsch». Bd. 86, auch in seiner Ausgewählten kleinen Schriften, Leipzig 1907. М. Азбукин «Очерк литературной борьбы представителей христианства с остатками язычества в русском народе (XI–XV в.)» Варшава 1898, с добавл. рецензии на неё проф. А. Пономарева в Хр. Чтении, 1902, 241–258 стр. Его-же «Памятники древнерусской церковно-учительной литературы» СПБ. 1894 г. Титов, А. А. «Летописец о Ростовских Архиереях» СПБ. 1890. П. Дурново: «Иерархия всероссийской церкви от начала христианства в России и до настоящего времени» 3 ч. Москва 1892–1898. Строев, П: «Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви» СПБ. 1877. Владимирский-Буданов «Хрестоматия по истории рус. права» 5-ое изд. СПБ. и Киев. 1899. Zachariae v. Lingenthal «Collectio librorum juris graecoromani ineditorum» Leipcig 1852. En. Евгений «Творения св. отца нашего Кирилла еп. Туровского». Киев. 1880. Русская Истор. Библ. – VI т. Памятника древнерусского канонич. права, изд. Павловым, СПБ. 1880. Лопарев X. «Послание м. Климента к смолен. пресвитеру Фоме», в Памяти. Древн. Письменности ХС. СПБ. 1892. Срезневский, И. И. «Матер. для словаря др.-рус. языка по письменным памятникам» СПБ. 1893.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2) благословить духовенство свой пастырский призыв предварить в церквах прочтением прилагаемых к настоящему «Церковных Ведомостей», составленных на сей предмет поучений 82 и 3) предписать всем действующим в епархиях установлениям духовного ведомства: архиерейским домам, монастырям, церквам, церковно-благотворительным, просветительским и хозяйственным учреждениям все могущие быть свободные деньги обращать на приобретение облигаций выпускаемого ныне займа; о чем, для неуклонного и обязательного по духовному ведомству исполнения, настоящее определение и отпечатать в «Церковных Ведомостях». ЦВ. 1917. С. 70; Всероссийский церковно-общественный вестник (ВЦОВ). Пг., 1917. 2. С. 2; Томские епарх. ведомости. Томск, 1917. 9. Часть офиц. С. 168169; Американский православный вестник. Нью-Йорк, 1917. 21. С. 336 и др. Приложение I к 13 Первое «Поучение с церковного амвона о «Займе Свободы " » 83 29 марта 1917 г. Все в нашей жизни совершается по воле Божией. Великие дни переживает наша Родина. Старое правительство довело Россию до края гибели. Случилось что-то невероятное. Великая Россия, питавшая своим хлебом всю Европу, теперь, в дни войны, когда, казалось, всякий вывоз хлеба за границу был прекращен, когда хлеба должно было хватить на всех с огромным избытком, на самом деле, ощущает страшный недостаток в этом хлебе, а в иных местах терпит чуть ли не настоящий голод. Нет не только хлеба, но не хватает и прочих необходимых предметов продовольствия: масла, мяса и т. д. А раньше все это и за границу вывозили, и сыты были, и запас оставался. Расстроилось народное хозяйство. Но не только хозяйство народа пришло в упадок, а и многое вызывает наше удивление и негодование. В самом деле, количества народа у нас чуть не в три раза больше, чем у немцев. При этом мы, русские люди, горячо любим нашу Родину, и наши воины на фронте дерутся с немцами, как львы. А, между прочим, враг далеко проник в глубь России и захватил множество нашей земли, разорив села, города, пустив по миру десятки тысяч наших братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 Цит. по: Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни. Т. VI. Сергиев Посад, 1906. С. 304. 27 Никанор (Бровкович), архиепископ. Записки присутствующего в Святейшем Всероссийском Правительствующем Синоде//Русский архив. 1906. 8. С. 512. 29 Российский государственный исторический архив (далее – РГИА), ф. 797, оп. 60, отд. 1, ст. 2, д. 63, л. 11. 30 См. об этом, например, в статье: Леонтьева Т.Г. Вера и бунт: духовенство в революционном обществе в России в начале XX века//Вопросы истории. 2001. 1. С. 29–44. 35 Эти застарелые обиды дали о себе знать практически сразу после падения самодержавия в России и установления власти Временного правительства. 36 Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 631. Письма к С.А. Рачинскому. Апрель–июнь 1885 г. Л. 177об. 37 Полунов А.Ю. К.П. Победоносцев, Святейший Синод и архиереи в 1881–1894 гг.//Вестник МГУ. Серия 8. История. 1994. 4. 40 См.: Мельгунов С.П. Из истории религиозно-общественных движений в России XIX в. М., 1919; Бонч-Бруевич В.Д. Из мира сектантов. М., 1922; Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М., 1965. 41 В этом смысле в конце XIX в. выступала практически единодушно печать как либерального (газеты «Порядок», «Неделя», «Новости», «Страна», «Русские ведомости», «Голос», журнал «Вестник Европы»), так и славянофильского («Русь», «Современные известия») толка. 45 По официальным данным, в западных губерниях за 1905–1907 гг. в католичество отпала 171 тысяча человек. (Отчет. 1905–1907. С. 29.) 47 См.: Кони А.Ф. Униатские дела. Штундисты. Пасторские дела И Кони А.Ф. На жизненном пути. Т. I. М., 1913. С. 572–654. 48 РГИА, ф. 797, оп. 54, отд. 2, ст. 3, д. 63а, л. 116об., 120–120об.; Кони А.Ф. Штундисты. С. 620–621. 50 Одна из ярких деятелей русского религиозного возрождения М. Каллаш (псевдоним Курдюмов), размышляя о причинах архиерейского произвола, указывала, что это явление появилось в церковной жизни после того, как Церковь вплотную столкнулась с языческим миром. Соблазн власти лёгок, потому что для её применения не требуется никаких внутренних качеств, кроме силы принуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—615— знается. Пастырь напр., выступившей, хотя несколько, из сферы одних церковно-богослужебных обязанностей, непременно заподозривается в отсутствии пастырского дела. Характерен в данном случай рассказ Потапенко – «Исполнительный Орган», где рассказывается о том, как один из членов причта, помимо своих обычных обязанностей чтения и некие на клиросе, решил организовать общественную помощь голодающим. Большинство его знакомых, не зная, чем объяснить его такое необычное поведение, просто-напросто решили, что он «не в своем уме». Вот до какой церковной узости можно дойти. И от нее то, может, и суждено Промыслом обновленчеству предохранить православие. Во всяком случае мы не должны игнорировать обновленческого движения, чтобы не пропустить какого-либо важного момента, что неоднократно случалось в истории религиозной мысли. Иудеи, напр., ослепшие в своем обрядовом законничестве, проглядели мipoboe событие – пришествие Сына Божия на землю, без чего вся их религия, имевшая прообразовательное значение, потеряла свой смысл. Далее, Церковь римско-католическая за авторитетом церковной иерархии и обряда, просмотрела свободное развитие Церковной жизни. Церковь Протестантская, увлекшись свободой, упустила из внимания важное значение авторитета иерархии и обрядовой стороны Церкви и т.д. Православию может быть только теперь суждено выступить на более широкую жизненную историческую арену. Посему и важно, чтобы оно ничего не забыло и все приняло во внимание. С этой точки зрения необходимо, чтобы на предстоящем Всероссийском соборе было достаточное количество лиц, как облеченных авторитетом церковной традиции, так и лиц, исполненных благих пожеланий здорового церковного обновления по духу свободы Христовой». Таково содержание названной статьи. Не со всеми рассуждениями автора можно соглашаться, но нельзя не признать, что его взгляд на роль и значение обновленческого направления и его заключительное пожелание заслуживают серьезного внимания и полного одобрения. С заключительным пожеланием автора могут согласиться все искренне настроенные и глубоко религиозные

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—129— к тому, чтобы освободить Церковь от этих гангренозных пятен, которые покрывали ее тело, я опять встретил противодействие Св. Синода. «Кто нам поручится, что вы и нас не удалите?» – говорили мне члены Синода. Такое отождествление членов Св. Синода с теми лицами. которые нетерпимы были в составе правящей иерархии, было полным крушением прежнего Св. Синода... Вот началось в Церкви движение к новой жизни; нужно было всячески содействовать этому, но мог ли это сделать прежний Св. Синод? И как должен был поступить в этом случае обер-прокурор: устраниться и ждать, что будет, или, наоборот, пойти этому движению навстречу и распахнуть для него, как можно шире, дверь? Сомнений быть не могло: очевидно, нужно было избрать второй путь и заставить идти по нему и Св. Синод. Меня обвиняют, что я ничего не делаю. Но я все время боролся и все силы направил к тому, чтобы появившееся движение пошло по правильному руслу; не будь этого, могла бы начаться анархия, Церковь могла бы отделиться от епископата. Ничего другого, очевидно, не оставалось, как распустить прежний Св. Синод и составить новый. И я, действительно, выдвинул этот вопрос пред Временным Правительством, заявив, что иначе я вынужден буду выйти в отставку. Мои усилия увенчались успехом, и жизнь в Церкви забила ключом. Тверской епархиальный съезд постановил было отделиться от Св. Синода; но, когда он узнал о новом составе Св. Синода, все это движение прекратилось само собой». Эти объяснения обер-прокурор дал в общем собрании Всероссийского съезда духовенства и мирян, и последовавшие за ними здесь по адресу Обер-Прокурора аплодисменты подавляющего большинства собрания с троекратным пением «Многая лета», с очевидностью, засвидетельствовали, что церковный клир и народ в подавляющем большинстве одобряет общее направление деятельности обер-прокурора, проявившееся в этом его акте роспуска зимней сессии Синода. Разумеется, что в эпоху революции Св. Синод, руководимый митрополитом Владимиром, был и с церковно-общественной и государственной точек зрения столь же странным и не приемлемым явлением, как и правитель-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010