Иларион (Троицкий), архимандрит. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л.П. Архангельской в январе 1913 г.). Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1913 год//Богословский вестник. 1913. 9. С. 49 (5-я пагин.). Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1914 год//Богословский вестник. 1914. 9. С. 152–155 (3-я пагин.); Иларион (Троицкий), архимандрит. Письмо священнику Леониду Архангельскому от 2 июня 1914 г.//Архив А.В. Никитского. Иларион (Троицкий), архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от марта 1914 г. Троицкий В.А. Письмо Л.П. Архангельской от 30 октября 1912 г.//Архив А. В. Никитского. Иларион (Троицкий), священномученик. О жизни в Церкви и о жизни церковной// Иларион (Троицкий), священномученик. Творения: В 3-х т. Т. 3: Церковно-публицистические труды. М., 2004. С. 471; Иларион, архиепископ Верейский, священномученик. Триединство Божества и единство человечества// Иларион, архиепископ Верейский, священномученик. Без Церкви нет спасения. С. 626. Иларион (Троицкий), архиепископ. Вифлеем и Голгофа// Иларион (Троицкий), архиепископ. Церковь как союз любви. М., 1998. С. 425–426. Волков Сергей. Возле монастырских стен: Мемуары. Дневники. Письма. М., 2000. С. 155. Иларион (Троицкий), архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от 27 октября 1913 г.//Архив А.В. Никитского. В. В-в [Виноградов В.П.] Из хроники церковно-общественной жизни//Христианин: Журнал церковно-общественной жизни, науки и литературы. Сергиев Посад. 1915. 9. С. 189. А.И. [Архимандрит Иларион]. Небольшое примечание к «записке думского духовенства»//Христианин. 1915. 10. С. 385. Живая жизнь: IV Всероссийский съезд ученого монашества//Богословский вестник. 1917. 6/7. С. 144 (1-я пагин.). Троицкий В.А. Письмо Л.П. Архангельской от 12 июня 1912 г.//Архив А.В. Никитского. Иларион (Троицкий), архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от 15 октября 1914 г.//Архив А.В. Никитского.

http://ruskline.ru/opp/2020/07/23/zhizne...

—194— предвидеть конечные результаты завязавшейся борьбы, но можно сказать с уверенностью, что она будет с обеих сторон упорной, и что при господствующем духе католической церкви победа для неё может быть только временной. Василий Белевич-Станкевич Париж 1905 г. январь. Мышцын В.Н. Из периодической печати: IV. Общественное освободительное движение и интересы Церкви//Богословский вестник 1905. Т. 1. 5. С. 195–206. —195— События последнего времени лишний раз доказали, что наше духовенство не может похвалиться большой дальновидностью. На всеподданнейшем докладе св. синода о созыве собора епархиальных епископов для учреждения патриаршества и обсуждения перемен в церковном управлении Государю Императору угодно было 31 марта начертать: „признаю невозможным совершить в переживаемое ныне тревожное время столь великое дело, требующее и спокойствия, и обдуманности, каково созвание поместного собора. Предоставляю Себе, когда наступит благоприятное для сего время, по древним примерам православных императоров, дать сему великому делу движение и созвать собор Всероссийской церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления“. Не трудно было предвидеть такой именно ответ на доклад св. синода. Иной ответ явился бы своего рода анахронизмом. В февральском обозрении по поводу Высочайшего указа 12 декабря мы выразили надежду на то, что преобразования в нашем государственном строе естественно повлекут за собой и реформы церковной жизни. Поэтому мы не удивились, когда вскоре по обнародовании Высочайших рескрипта и указа 18 февраля как в светских, так и в духов- —196— ных кружках зародилась мысль о необходимости церковных преобразований и нашла своё выражение в ходатайстве св. синода о созыве собора и учреждении патриаршества. Мы удивились лишь тому, что многие возымели слишком большую надежду на скорое осуществление давно лелеемой мечты. Не слишком много требовалось проницательности, чтобы понять, что ранее проведения государственной реформы не могло состояться существенных церковных преобразований. Связь двух движений – общественного и церковного – очевидна. Она была очень хорошо понята реакционной печатью и некоторыми частными кружками, требовавшими отсрочки церковных реформ по соображениям политическим, хотя и неясно выраженным. Это и было причиной, почему реакционная печать слишком свирепо и желчно обрушилась на инициаторов церковной реформы. Осталась непонятной эта связь лишь одному духовенству. Пойми оно её ранее, оно иначе отнеслось бы к освободительному движению. А между тем понять её слишком нетрудно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А это последнее обстоятельство, реально выразившееся в привлечении к участию в законодательных трудах представителей от всего населения русской земли, позволяет надеяться, что работа общественной мысли по вопросу о церковной реформе, с ее конечными выводами, не пропадет бесследно для задуманная дела, и предрешенный 87 всероссийский собор окажется действительно, в полном смысле этого слова, собором всецерковным, почему и сумеет положить прочное основание реорганизации всего церковного управления на истинно-канонических началах соборности, разумно согласованных с требованиями современной жизни. 20 Богословский Вестник. 1903 г. Н. Заозерный. “О средствах усиления власти нашего высшего церковного управления“ 31 Миссионерское обозрение. 1905 г. 5, стр. 806–808. – Церковный Вестник 1905 г. 15, стр. 451–453 37 Русское Слово. 1905 г. 78, стр. 3. Миссионерское Обозрение, упомянув об интересующем нас синодальном постановлении, сообщило в данном случае более правдоподобные сведения, заметив, что относительно времени созыва собора Синод высказался с осторожностью: “когда настанет для сего благоприятное время“. – 1905 г. 5, стр. 837 48 Русское Дело. 1905 г. 12, стр. 3. Правда, центр тяжести цитируемого письма, его главная и основная мысль заключалась в стремлении автора доказать во что бы то ни стало, что только одна древняя, первопрестольная Москва может служить удобным местом функционирования проектируемой им соборной комиссии, и что только здесь, в православно-русской Москве, возможно созвание поместного собора и восстановление законного патриаршества. Но мы не видим особенной необходимости останавливаться на этой главной и основной идее Дурново, так как она не прибавляет ничего ценного к работе общественной мысли по вопросу о церковной реформе и только изобличает в авторе усердного московского патриота, не желающего даже признавать совершившегося факта закрытия верховной патриаршей кафедры в Москве, а не публициста с широким историческим взглядом на вещи, всегда обязанным считаться с изменяющимися условиями народной и государственной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

С молитвой о Вас и народах России Участники 29-го Всероссийского съезда евангельских христиан-баптистов. 8 октября 1993 года. Братский вестник. М., 1993. 6. С. 67. 1994 г., 29 ноября – 4 декабря. Обращение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви к Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину Ваше Превосходительство, Глубокоуважаемый Борис Николаевич ! Обратиться к Вам Собор побуждают некоторые насущные потребности жизни, требующие участия в их удовлетворении высшей исполнительной власти Российской Федерации. Согласно определениям Собора, это: – возвращение каноническим церковным структурам несправедливо изъятого в послереволюционный период имущества, находившегося до 1917 года в обращении верующих, а именно всех зданий, святынь и других предметов, предназначенных для богослужебного употребления, а также той части так называемого некультового имущества, которая жизненно необходима для нормальной деятельности епархий, монастырей, приходов и других церковных институций, для ведения ими благотворительной, просветительной и иной общественно полезной деятельности; – обеспечение верующим возможности богослужебного употребления святынь и реликвий, являющихся историческими памятниками, требующими особого ухода, без ущерба для их сохранности, поддерживаемой соответствующими специалистами; – освобождение канонических церковных институций, созданных ими предприятий и организаций от всех видов налогов; введение налоговых льгот для предприятий и организаций, оказывающих благотворительную помощь каноническим церковным структурам, на основе соразмерности гарантируемых льгот оказываемой помощи; – предоставление льгот в таможенных пошлинах, которыми облагаются ввозимые из-за рубежа каноническими структурами материальные ценности, используемые ими для удовлетворения своих уставных потребностей; обеспечение церковных институций коммунальными услугами по установленным для бюджетных организаций тарифам; – устранение правового вакуума в области регламентации профессиональной религиозной деятельности иностранных граждан в России и ряде других стран;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Николай Афанасьев. Церковные соборы и их происхождение. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2003. С. 42. Alexander Schmemann, " Towards a Theology of Councils, " in Alexander Schmemann, Church, World, Mission: Reflections on Orthodoxy in the West (Crestwood, NY: St. Vladimir " s Seminary Press, 1979), p. 163. Эта статья первоначально была опубликована в St. Vladimir " s Theological Quarterly 6.4 (1962), pp. 170-184. [Русск. пер.: По поводу богословия соборов. – Шмеман А., прот. Собрание статей. 1947-1983. М.: Русский путь, 2009. С. 416.] Аф. Васильев. Первое явление воскресающей соборности. Рижский епархиальный собор 20 сентября — 6-го октября 1905 года. Прибавления к Церковным Ведомостям, 1905, С. 2058. Nicholas of Cusa, The Catholic Concordance, ed. and trans. Paul E. Sigmund (Cambridge: Cambridge University Press, 1991), p. 58 (De concordantia catholica 2.4.78). П.А. Чаадаевский. Соборность. Воскресный благовест (издаваемый при журнале " Отдых Христианина " ), (14-го мая 1906 года). С. 1-2. «Устроение Св. Церкви Христовой на началах соборности есть тонкая художественная работа резца скульптора, а нельзя эту работу производить сокрушительным молотом демократизации». А. Беляев. Церковная соборность и государственная демократичность. Калужский церковно-общественный вестник, 11-й год, 20 (10 июля 1917 г.). С.2. Здесь уместно привести соображения о. Леонида Кишковского, касающиеся рецепции Всероссийского церковного собора 1917-1918 годов: «Значимость Всероссийского церковного собора 1917-1918 годов всеми признается в связи с тем, что он восстановил патриаршество и избрал в качестве первого патриарха после 200-летнего перерыва патриарха Тихона (ныне канонизированного). Большинство других аспектов этого собора вызывают споры. Некоторые рассматривают этот собор как образец для жизни и структуры Русской Православной Церкви, предполагающий соборность, регулярное проведение соборов, участие в них в качестве членов делегатов от священников и мирян, а также создание смешанного Высшего церковного совета, членами которого являются избранные епископы, клирики и миряне. Другие отвергают этот собор, считая, что он привел к Живой Церкви и предложил такую структуру церковной организации, которая отравлена чуждыми Православной Церкви демократическими идеями. Однако в большинстве случаев как критики, так и сторонники этого собора придерживаются своего мнения, опираясь на свою церковную ориентацию, а не на глубокое и документированное знание реальной работы, которую проделал этот собор». Leonid Kishkovsky, " Russian Theology After Totalitarianism, " The Cambridge Companion to Orthodox Christian Theology, ed. Mary B. Cunningham and Elizabeth Theokritoff (Cambridge: Cambridge University Press: 2008), p. 266.

http://bogoslov.ru/article/1243124

В Верхоспасском соборе снарядом, попавшим в северо-восточный угол собора, разбит весь угол в верхней его части, причем уничтожен древний изразцовый фриз по обоим сторонам угла всего до 4 погонных аршин и разбито до 8 кубических аршин кирпичной кладки. Часть изразцового фриза рядом с пробоиной исковеркана на пространстве до 3 кв. 196 саж[еней]. Изразцы выпучились, швы между ними разошлись. Уничтожен также карниз из естественного камня (до 5 погонных аршин). Повреждена пята внутреннего сомкнутого свода церкви, на стенах и своде внутри потрескалась штукатурка и попорчена окраска стен масляной краской, и от сотрясения упали некоторые лепные украшения. Несколько повреждена крыша над угловой частью, а также стропила и обе решетки. Архитектор                  Н. Марковников ГА РФ. Ф. P-1056. Оп. 1.Д. 4. Л. 54. Подлинник. I.6.21. О сборе средств на восстановление и реконструкцию кремлевских храмов. – Выписка из определения Святейшего Синода 28 ноября – 1 декабря (11–14 декабря) 1917 г. В канцелярию Священного Собора 197 Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви 198 Слушали: выписку из протокола Священного Собора Православной Российской Церкви от 17 ноября 1917 г. за N° 43 по делу о сборе средств на восстановление и исправление кремлевских храмов, пострадавших во время междоусобной брани 199 . Приказали: Во исполнение постановления Священного Собора Православной Российской Церкви, Святейший Синод определяет: 1) предписать произвести во всех церквах России 5–7 января 1918 г. за всеми церковными службами тарелочный сбор на восстановление и исправление кремлевских храмов, пострадавших во время междоусобной брани, с обязательным предварением сего сбора особым обращением священника к прихожанам; 2) независимо от церковного сбора устроить на тот же предмет всероссийский сбор пожертвований по подписным листам, с приглашением к сему делу церковных причтов и братств в том числе, в частности, Братства святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и Братства ревнителей Святынь московского Кремля 200 ; 3) войти с ходатайством к правительству за денежной помощью для восстановления Кремлевских Святынь, о чем для должного исполнения п.п. 1 и 2 сего постановления напечатать в журнале «Церковные Ведомости» 201 и в газете «Всероссийский Церковно-Общественный вестник»; во исполнение же п. 3 предоставить г. товарищу министра исповеданий войти с представлением к кому следует, для чего передать выписки в редакцию названных изданий, департамент по делам Православной Церкви и в канцелярию Священного Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

АП РФ – архив Президента Российской Федерации ВЧК – Всероссийская чрезвычайная комиссия ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет ВЦУ – «высшее церковное управление» (обновленческое) ГПУ – Государственное политическое управление ГАРФ – Государственный архив РФ ГубЧК – губернская чрезвычайная комиссия (губернское отделение ВЧК) д. – дело ед.хр. – единица хранения ИТЛ – исправительно-трудовой лагерь л. – лист оп. – опись НКВД – народный комиссариат внутренних дел ПСТГУ (ПСТБИ) – православный Свято-Тихоновский государственный университет (богословский институт) публ. – публикация РКП(б) – российская коммунистическая партия (большевиков) ф. – фонд ЦА ФСБ – центральный архив Федеральной службы безопасности ЦК – центральный комитет ЦПА ИМЛ – Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма [при ЦК КПСС] ЧК – [Всероссийская] чрезвычайная комиссия 2 Публ.: Архивы Кремля. В 2-х кн./Кн. 1. Политбюро и церковь . 1922–1925 гг. – М. – Новосибирск, РОССПЭН, Сибирский хронограф, 1997, с. 140–144. Первую публикацию это письма в журнале «Вестник РХД» Н.А.Струве предварил следующими словами: «Подлинность его вне сомнения: на него есть прямая ссылка в «Полном собрании сочинений Ленина», т. 45, М., 1964, с. 666–667. « Март 19. Ленин в письме членам Политбюро ЦК РКП (б) пишет о необходимости решительно подавить сопротивление духовенства проведению в жизнь декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 об изъятии церковных ценностей в целях получения средства для борьбы с голодом//ЦПА ИМЛ, ф. 2.0.1, ед.хр. 22947 " " 3 За три дня до начала процесса над патриархом Ф. Дзержинский написал членам Политбюро записку »Полагаю, что необходимо отложить процесс Тихона в связи с разгаром агитации за границей (дело Буткевича) и необходимостью более тщательно подготовить процесс. Ф. Дзержинский« Публ.: Архивы Кремля. В 2-х кн./Кн. 1. Политбюро и церковь . 1922–1925 гг. – М. – Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф», 1997, стр. 273. Речь шла о деле расстрелянного католического свщенника Буткевича, которое вместе с арестом патриарха Тихона вызвало ряд протестов в Англии и во Франции как со стороны правительств (Ллойд Джордж), так и со стороны общественных деятелей. Предложение Дзержинского было поддержано почти всеми членами Политбюро (Г. Зиновьев, Л. Каменев, Л. Троцкий, И.Сталин, М.Томский, М.Калинин), против высказался только А.Рыков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда голос членов комитета не затеряется среди членов правления, и комитет действительно может влиять на ход воспитательного и экономического дела в духовных школах. Благодаря постоянной деятельности наблюдательного комитета и ежегодным сессиям епархиальных съездов духовенства, наши духовные школы не могут уже вести замкнутую жизнь, недоступную постороннему взору и свободную от освежающей критики. Тогда они вступят в тесную связь с самим обществом в лице его выборных членов, и эта связь поставит школы на виду у всех. Школьное дело станет общим делом, созидаемым усилиями не одного начальства и педагогов, но и всего заинтересованного общества. Это содействие общества духовной школе вместе с общественным контролем её несомненно послужит могучим фактором её процветания и во всяком случае даст ей более того, что можно ожидать от современных чиновнических ревизий со стороны Центрального Управления. N. Антоний (Храповицкий), еп. Волынский. Первая ответная докладная записка Святейшему Правительствующему Синоду Епископа Волынского и Житомирского 2398 //Богословский вестник 1905. Т. 3. 12. С. 698–710 (4-я пагин.) —698— Во исполнение предписания Святейшего Синода о представлении отзыва по перечисленным в циркуляре 8 вопросам имею честь доложить нижеследующее: 1) О составе ожидаемого Собора Всероссийской Церкви. Настойчивые домогательства текущей литературы о включении в состав собора выборных от белого духовенства и мирян путём всеобщей подачи голосов представляют собой прямой сколок с парламентских выборов республиканских государств, но стараются обосновать себя на церковных канонах. Так, в известной записке группы 32 Петербургских священников, имеющей чисто партийно-сословный характер, в пользу подобной идеи о соборе из архиереев, священников и мирян (причём епископы будут составлять менее четверти общего числа заседающих членов собора) авторы пытаются в защиту своего стремления привести основания библейские и канонические. —699— Первые они стараются видеть в известных словах Апостола Павла о членах человеческого тела взаимно нуждающихся друг в друге: „не может глаз сказать руке: ты мне не надобна“ и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—279— член собора проф. Академии архим. Иларион. 29-го августа собор молитвенно поминал на Братском кладбище всех за веру и отечество жизнь свою положивших. Уже только в сентябре соборе приступил к своей деятельности, о которой можно будет говорить после. Но не можем умолчать еще об одном впечатлении при открытии собора. Гражданское правительство было вдали от собора. Во время соборных богослужений в Большом театре продолжалось государственное совещание, куда естественно была отвлечена большая часть общественного внимания. Гражданская власть в лице министра председателя сделала лишь что-то вроде краткого визита собору в Успенском соборе во время литургии... А.Н. III. Попов И. В. В Академии//Богословский вестник 1917, т. 2, 8/9, С. 279–280 (2-я пагин.). Новый учебный год, мы начали в новых условиях существования. Жаль, что одушевлению развернуть во всю ширь ученую и учебную работу мешают тяжелые материальные условия жизни. Затруднения от недостатка средств, от общей дороговизны вынуждают нас сокращать учебный год до возможного minimum’a. Значительность типографских расходов, к огорчению, властно убавляет размеры «Богословского Вестника». Тем не менее, мы вступаем в новый год с радостью и надеждой. В Августовских собраниях Совета избраны в члены Всероссийского Церковного Собора профессора: архимандрит Иларион, И. В. Попов , протоиерей Д. В. Рождественский : доцент В. П. Виноградов избран экстраординарным профессором Академии. 3 сентября отслужен молебен пред началом лекций, – по доброму обычаю сначала у себя в Академической церкви, а затем в Лавре пред мощами Преподобного Сергия. 4 сентября, впервые по возвращении нам автономии, происходил магистерский коллоквиум члена нашей профессорской корпорации И. В. Нечаева. Коллоквиум был интересный и отличался крайней продолжительностью (продолжался 8 часов). Теперь пошли обычным чередом учебные занятия. —280— Входит в действие новый учебный план временного устава Академии. Нам остается сказать о самом значительном событии, пережитом нами, – избрании ректора. Мы много, целое лето, думали об этом. Предстояло избрать ответственного представителя Академии, скажем точно языком нового Академического устава. И поспешим добавить от души; предстояло избрать главу профессорской корпорации, избрать такого человека, около которого можно было бы объединиться нам и который сам послужил бы делу объединения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

СПб., 1878, с. 69. Бронзов А. Александр Павлович Лопухин (f 22 августа 1904 г.)//Странник, 1904, сентябрь, с. 289. Журналы собрания Совета академии 11 февраля 1876//Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1875/1876 учебный год. СПб., 1876, с. 29–30. Юревнч Д., свящ. Александр Павлович Лопухин : жизненный подвиг «аскета ученого труда» (к 150-летию со дня рождения)//Церковный вестник, 2002, 10, с. 25. Л. А. Ветхозаветные пророки: Библейско-историческая характеристика//Христианское чтение, 1876, ч. 1, с. 695–729 Журналы общественного собрания Совета академии 13 февраля 1878//Журналы заседаний Совета С.-Петербургской духовной академии за 1877/8 учебный год, с. 202–203. См. также: Дамиан (Залетов), нгум. Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин (к 100-летию со дня кончины)//Церковный вестник, 2004, 8–9, с. 48. Семейные отношения по законам Моисея//Христианское чтение, 1878, ч. 2, с. 341–377. Брак и соединенные с ним отношения по законам Моисея//Христианское чтение, 1879, ч. 1, с. 6998. Государство и общество по законам Моисея//Там же, с. 333–353; Государственное управление по Моисея//Там же, с. 631–648; Земля и собственность по законам Моисея//Христианское чтение, 1881, ч. 1, с. 157–195. 15 Журналы общественного собрания Совета академии 11 июня 1877//Журналы заседаний Совета С.-Петербургской духовной академии за 1877/8 учебный год, с. 234–239. 17 Лопухин А.П. Законодательство Моисея: Исследование о семейных, социально-экономических и государственных законах Моисея, с приложением трактата: Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения. СПб.: Тип. Елеонского, 1882, У1313 с. 21 Журналы обыкновенного собрания Совета академии 1 сентября 1878//Журналы заседаний Совета С.-Петербургской духовной академии за 1878/9 учебный год. СПб., 1879, с. 30. 23 Журнал выходил на английском языке. Церковный журнал на русском языке в Нью-Йорке появился лишь через двадцать лет, когда в Америку приехал, чтобы возглавить русскую православную епархию, новый епископ Алеутско-Аляскинский святитель Тихон (Белавин) , будущий первый Всероссийский патриарх нового времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010