«Вы говорили нам, – иронизируют они по адресу церковных проповедников, – что Библия проповедует права частной собственности (капиталистов) и обязанности рабочих, но забыли сказать о том, что она еще чаще говорит об обязанностях богачей – нанимателей и о правах рабочих». И нет сомнения, что лучшие из нас и сами начинают уже признаваться в этом прегрешении. Много правды заключается в том, что пишет один из служителей Церкви: «Когда присматриваешься к тому, что вокруг нас происходит, – говорит он, – то стыдно становится за наше современное христианство. В то время как такие даже безбожные люди, как социал-демократы, требуют улучшения быта бедных, обездоленных меньших братьев наших, у нас, в христианском обществе, находятся еще люди, которые подвергают сомнению, можно ли и должно ли содействовать осуществлению этих требований. Еще стыднее становится за Церковь, которая видит, какая непроходимая пропасть образовывается между богатыми и бедными и как первые беспощадно попирают права последних, – и однако молчит, боясь открыть уста свои против сильных, и своим молчанием как бы одобряет эту несправедливость. Что же удивительного, если во всех слоях нашего общества так сильно развился дикий эгоизм и партийность, разгорелись страсти, обострилась борьба за существование, борьба всех против всех». Отсюда следует: если Церковь не должна спокойно и безучастно смотреть на то, как развивается социал-демократическое движение, то, с другой стороны, она не должна без разбору ломать палку о социал-демократию и все огулом подвергать в ней осуждению. Этим Церковь вредит только себе самой и лишает себя всякого влияния на последователей социал-демократии, так как эти последние, вследствие такого несправедливого и нелюбовного ее отношения к ним, только более ожесточаются и совершенно отпадают от нее. Как же должна действовать Церковь? – Вот вопрос, заслуживающий особого внимания. Тысячи обладающих богатством и образованием людей, которые сами по себе ничего не хотят знать о Церкви, в настоящее ужасное время взывают, однако же, к Церкви как орудию и вспомогательному средству против социал-демократии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Под знаменем Эрфуртской программы и другим, с ним тожественным и начертанным во всех программах социалистических партий, – это знаменем «свободы совести», социал-демократия проявила стройную систему действий, запечатленных яростною и искусною борьбой с Церковью. Она, – социал-демократия, объявила: м) отделение Церкви от государства или, точнее, полное освобождение государства от Церкви; уничтожение влияния Церкви на государственную, общественную, семейную и личную жизнь человека; и) полную секуляризацию всех общественных учреждений; отнятие от Церкви не только государственной и общественной субсидии, но и её собственного достояния; о) отнятие от Церкви её школ и изгнание церковного элемента из светских школ; и) удаление всего церковного из государственных и общественных учреждений и публичных мест; р) закрытие организованной церковно-общественной благотворительности; с) изгнание конгрегаций и духовных лиц из социальной территории и службы; т) запечатание монастырей, преследование религиозных процессий, запрещение носить особые одежды, давать обеты бедности и целомудрия и т. д. Далее: у) запрещено членам социального союза исполнять религиозные акты совместно с представителем какого-либо вероисповедания, ф) усиленно мобилизуется школа против Церкви, учитель против священника: х) ведется деятельная пропаганда безверия примером и обучением в школе и вне её, посредством митингов, чтений, обильной литературы: ц) устраиваются грубо-кощунственные религиозные манифестации и покушения. Наконец, даже путем разных материальных посулов организуется из трудящихся антирелигиозный и враждебный Церкви и религии «пролетарский блок», – этот новый «пролетарский» или «социалистический пантеон». Stilus populi supmna lex, – вот чем оправдывается социал- демократия!.. Церковь и государство – это два главных врага у социал-демократов. С ними они ведут борьбу на смерть. Ей они всецело поглощены, уделяя внимание вопросам социального характера лишь постольку, поскольку они облегчают достижение социал-демократией её политико- религиозной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/o...

Борьба против церкви оправдывается по показаниям социалистов разными причинами: во-первых, притязаниями церкви на политическую власть; во-вторых, ее фанатизмом; в-третьих, ее содействием невежеству и, наконец, поддержкой, оказываемой ею капиталистическому строю. Что касается первого, то социал-демократия, – говорит Каутский 104 , – приходится в своей освободительной борьбе всюду сталкиваться с противодействием религиозного авторитета и клира, с политическим влиянием церкви, превратившей себя в казённое учреждение, а духовенство – в чиновников. Социалисты включают в свою программу, наоборот, отделение церкви от государства и требуют, чтобы вся воспитательная, благотворительная и общественная деятельность церкви получила вполне светский характер. Держаться здесь нейтрального положения они считают невозможным 105 , и вот почему: “мирного разграничения не существует, ибо христианство рассматривает земную жизнь только как часть вечной, божественной жизни, а поэтому его воззрения на экономические и политические отношения людей зависят от религиозных представлений... Религия спускается с неба на землю, чтобы предписывать ей свои законы; социализм же – чтобы убедиться, имеет ли она на то право, должен покинуть свойственную ему область, землю, подняться на небо и критически исследовать его. В дороге они редко сталкиваются друг с другом” 106 . Ещё бы! скажем и мы: именно то, что составляет смысл христианского отношения к жизни, освящение её – это-то и невыносимо социализму, упраздняющему небо! Inde irae! Отсюда громы и молнии на влияние церкви на жизнь общественную! “Только в борьбе с церковными догмами, – заключает Штампфер, – мог социализм стать тем, чем он сейчас есть”. “Религия, которая борется с политическими и экономическими требованиями социал-демократии своими догмами веры, есть враг социал-демократии, и бороться с ней нам нужно в интересах самозащиты 107 . В своих внутренних делах социал-демократия может держаться терпимости и нетерпимости, как ей угодно” (стр. 76). Таково конечное заключение официозного разъяснителя 6-го пункта Эрфуртской программы, и к такому же практическому истолкованию правила о свободе религии приходят и другие вожди социал-демократии; припев всюду один и тот же: «если церковь везде ведет войну против нас, будем воевать с ней и мы!» 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

проф. – профессор проч. – прочее при. – преподобный псева. – псевдоним ПСР(ПЛСР) – партия (левых) социалистов-революционеров ПСТГУ – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. ПУР – Политическое управление Реввоенсовета Республики разд. – раздел райком – районный комитет РАН – Российская академия наук РГАСПИ – Российский госуларственный архив социально-политической истории Реввоенсовет, РВС – Революционный военный совет Республики ревком – революционный комитет РКИ – Рабоче-крестьянская инспекция РККА – Рабоче-крестьянская Красная армия РКП(б) – Российская коммунистическая партия (большевиков) РЛУКСМ – Российский (ленинский) коммунистический союз молодежи РОСТА – Российское телеграфное агентство при ВЦИК Ростов Н/Д – Ростов-на-Дону РПЦ – Российская (Русская) Православная Церковь . РСДРП(б). (м) – Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков), (меньшевиков) РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. РСХД – Русское студенческое христианское движение РуссКАПО (Рускапа) – Русско-канадско-американское пассажирское агентство с. – село с., стр. – страница СБ – Союз безбожников Св. – Святейший, Священный св. – святой (-ая) свв. – святые свящ. – священник СВБ – Союз воинствующих безбожников свт. – святитель с.г. с/г. – сего года сдел. – сделано СДКЛ – Социал-демократия Латышского края СДКПиЛ – Социал-демократия Короленства Польского и Литвы Сиббюро – Сибирское бюро ЦК РКП(б) СибЦУ – Сибирское церковное управление (обновленческое) СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения см. – смотри сн. – сноска, сноски СНК, Совнарком – Совет народных комиссаров (РСФСР–СССР) СО – Секретный отдел Совправительство – советское праство совр. – современный (ая) СОДАЦ – Союз общин древлеапостольской церкви Сост. – составитель Соцобес – Наркомат социального обеспечения РСФСР СПбДА – Санкт-Петербургская духовная академия СРФ – Советская Фелеративная Республика СССР – Союз Советских Социалистических Республик ст. – статья ст.ст. – статьи, старый стиль

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во имя малого и маленьких вы восстали против великого и великих. Вы – истребители всякого величия. Вы не могли вынести величия России. Под разными обличиями вы возрождались всё вновь и вновь. Вы, русские народники, плоть от плоти и кровь от крови русской тьмы и русской культурной отсталости, надевали на себя разные западные одеяния, и самые страшные, самые разрушительные деяния свои вы совершали в немецких одеждах социал-демократии. Но и в качестве социал-демократов вы остались народниками, вы были выразителями экстенсивного духа раздела, а не интенсивного духа творчества. Ведь это – исконная идея русской интеллигенции, что социальный вопрос нужно решать разделом, а не увеличением производительности, не творческим трудом. Вы, русские социал-демократы, забывшие некоторые стороны учения своего кумира Маркса, внесшие в свой социал-демократизм русскую пугачевщину и русский анархизм, произвели всероссийский погром и раздел и ввергли Россию в нищету, обрекли её на долгое бедственное существование. Так осуществили вы давние мечты народников о разделе, о всеобщем уравнении, так низвергли вы русскую культуру в темную бездну. Русское государство и русская культура были отданы на растерзание темным массам, в которых разожгли вы самые хищные инстинкты. Так потонуло русское государство и русская культура в необъятной тьме народной, на славу и возвеличение наших врагов. Вот что совершили вы, вначале выступившие с невинными лозунгами народолюбцев, а потом превратившиеся в разъяренных зверей. Злодеяний ваших не простят вам грядущие поколения русского народа. Вы, русские народники всех оттенков, всегда были врагами культуры, это вы всегда противополагали благо народа культуре. Для вас ничто никогда не обладало самоценностью, всё превращалось в утилитарное орудие. Ни религия, ни церковь , ни государство, ни национальность, ни философия, ни наука и искусство, ни нравственность и право – ничто не обладало для вас самоценностью, ничто не было подлинно, духовно реальным. Всё подчинялось благу народа, интересам людей, удовлетворению людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Я хочу посчитаться с материалистическим учением социал-демократии и на основании слов Спасителя разъяснить, насколько мечтательно и несбыточно обещание социал-демократов путем насильственного внешнего государственного переворота устроить рай на земле. Да простит мне любовь ваша, если это слово мое покажется скучным и не соответствующим настоящему празднику, да простит меня за то, что в такие светлые и радостные часы и минуты, я решился петь вам нерадостную злободневную песню. Что делать?! Что у кого болит, тот про то и говорит. С этими словами я перехожу к чтению Евангелия и прошу вашего внимания: Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог . Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие... Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? ( Ин.3:1–5, 9–10 ). Никодим был один из книжников, членов иудейского синедриона, так же враждебно относившегося к Иисусу, как враждебно относится наша современная социал-демократия к христианству. Но как тогда в фарисейской партии были, как видим мы отсюда, и сочувствующие Иисусу, но боявшиеся только открыто следовать за Ним, так и между последователями современной социал-демократической партии есть своего рода Никодимы, которые еще крепко держатся своей христианской веры, но у которых недостает смелости открыто заявлять себя ревностными последователями Христа и Его Церкви. И они приходят к Иисусу не иначе, как ночью, чтобы скрыть свое христианское настроение, чтобы по возможности избегать насмешек и издевательств своих товарищей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Первоначально и человек, и ангелы вышли из рук Творца совершенными, хотя и не настолько, чтобы не могли согрешить. И если свобода была дана в равной степени и земным и небесным творениям, то понятно, что ангелы, как и люди, носили в себе возможность согрешить, и злоупотребили свободой. Поэтому, и ангелы сделали не большее, чем человек: почему же, при равном преступлении, одни спасены, а другие осуждены» 855 ? Отсюда понятно, что воззрения высшего протестантского общества на лицо Иисуса Христа крайне сбивчивы, неустойчивы, не обоснованы ни христианским учением отцов церкви, ни твердой исторической наукой 856 . Не лучше воззрения на лицо Иисуса Христа и у низших классов. Если Гебгардт, в своей выше-цитированной книге, и не затронул этот вопрос, то не потому, что он хотел выразить, что народ думает согласно с учением протестантского катехизиса, но именно потому, что он нашел полное противоречие воззрений народа с протестантским катехизисом, и что воззрения народа в этом члене веры протестантства еще дальше отступают, чем в первом члене. В данном вопросе у народа не только нет упования на Христа, но даже нет и простой веры в то, что учит о Нем протестантская церковь . И если атеизм широко захватил среду народа, то отрицание Божества Христа еще больше распространено у народа. И в данном случае напрасно сваливать всю вину на социал-демократию: здесь сказались весьма разнообразные влияния более вредные, чем сочинения социал-демократии. Кажется, мы не погрешим, если скажем, что главная вина этого лежит на представителях этического движения. Книга Эгиди «Здра- вые мысли» и Ломмеля «Иисус из Назарета», вышедшие уже двадцатым изданием, имели гораздо большее влияние на народ, чем социал-демократическая литература, старающаяся сделать народу личность Иисуса или подозрительной и малозначащей, или же подорвать исторический факт бытия Христа, или же показать, что действительное значение Христа сильно преувеличено. Да и эти учения вождей социал-демократии не принесли ей никакой пользы, так как они прямо противоречили здравому смыслу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Коробков Виктор Михайлович (1886 – 26 июля 1938), социал-демократ. Арестован в апреле 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. В 1925 г. переведен в Верхнеуральский политизолятор. Расстрелян Коротаев Алексей, один из составителей исторического сборника «Память» (1976 – 1982) Косаткин, см. Касаткин Кострицын, заключенный генерал Котова [Котовская] Елизавета Ивановна (1898 (1900 ?) – 19 декабря 1923), социалист-революционерка. Арестована в июне 1922 г., приговорена к двум годам лишения свободы и отправлена в Пертоминск, затем на Соловки, где была убита в Савватьеве Кох, немецкий коммерсант, отправлен на Соловки за «шпионаж» Кочаровский Г. Т., см. Качоровский Кранихфельд Андрей Сергеевич (1902 – 20 июля 1938), социал-демократ Кранихфельд Виктория Сергеевна (1905 – 1983), социал-демократка Кранихфельд Людмила Сергеевна (1904 – 3 января 1990), социал-демократка Красавцев, сотрудник лагерного театра Красиков Петр Ананьевич (1870 – 20 августа 1939), с 1924 г. прокурор, с 1933 г. заместитель председателя Верховного суда СССР, один из членов комиссии, посетившей Соловки В 1924 г. Красильников Николай Дмитриевич, возможно, имеется в виду Н. Д. Красильников (1870–?), бывший надворный советник Нижегородской губернии, инженер-технолог, контролер почты при таможне, член Александро-Невского братства. Арестован в июле 1922 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен в один из концлагерей Архангельской губернии Красин Леонид Борисович (1870 – 24 ноября 1926), с 1920 г. нарком внешней торговли РСФСР, полпред в Великобритании и Франции Красин, заведующий лагерной электростанцией Краснов Петр Николаевич (1869 – 16 января 1947), участник Белого движения, атаман Войска Донского и командующий белоказачьей армией. Во время Второй мировой войны начальник Главного управления казачьих войск Имперского министерства оккупированных Восточных территорий Германии. В 1945 г. сдался войскам союзников. Казнен в Москве Красовский Владимир, анархист, бежал из Пертоминского лагеря Красовский Никита Михайлович (1905–?), театральный режиссер. Арестован в марте 1925 г. по делу «фокстротистов», приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был сотрудником лагерного театра и изданий. После досрочного освобождения из лагеря в мае 1927 г., сослан в Среднюю Азию

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– в) извращение всей христианской морали и её целей; – г) кощунственное отрицание Бога и всякой веры в Него. Далее идут – д) прямые и резкие призывы к уничтожению Бога, как «древнего тирана» и «устарелого педагога», к изгнанию и уничтожению религии и особенно христианства. Желая двинуть «организованный пролетариат» к насильственному изгнанию христианства из всех сфер жизни человека, социал-демократы – е) внушают народным массам мысль, что христианская Церковь стоить на стороне врагов народа – капиталистов («несгораемый ящик и алтарь в союзе») и правителей («слуга государства»)... Там, где открыто и прямо объявить изгнание и уничтожение религии и Церкви пока нельзя, как в Германии, в которой ещё сильна государственная власть – главный враг социализма, социал-демократы, борясь всё же на два фронта – против государства и Церкви, действуют против Церкви с большим лукавством. Они объявляют по отношению к Церкви – ж)  " нейтралитет«, и под знаменем «нейтралитета» добиваются уничтожения привилегий Церкви в государстве: привилегии клира, школьной, материальной, церковных союзов и т.п. Церковь и государство – это два главные врага у социал-демократов. С ними они ведут борьбу на смерть. Ею они всецело поглощены, уделяя внимание вопросам социального характера лишь постольку, поскольку они облегчают достижение социал-демократией её политико-религиозной цели. В заключение протоиереем И.И. Восторговым был предложен доклад о борьбе с самоубийством, как последствием неверия и нечестия. «В числе нездоровых явлений современности, – говорит протоиерей Восторгов, – и проявлений неверия и нечестия на первом плане нужно поставить ужасающее и возрастающее число самоубийств. Статистика указывает, что в Европе случаев самоубийств насчитывается до 60.000 в год; в возрасте до 14 лет на одну только провинцию во Франции насчитывается самоубийц среди учащихся до 400. Все эти явления переносятся теперь и к нам в Россию. Неверие, нечестие, а в среде молодых поколений эротомания представляют благоприятную почву для развития этого страшного недуга современности». Протоиереем Восторговым выставлен следующий тезис:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Если мы это восчувствуем, то мы употребим все средства, от нас зависящие, к тому, чтобы с корнем вырвать зло сперва из сердец наших, а потом и из нашей жизни. Подавлять всякое самолюбие и своекорыстие, побуждать и насаждать чистосердечную, бескорыстную и милосердную любовь и таким образом приготовлять сердца для любви Того. Который прежде возлюбил нас ( 1Ин.4:19 ), – вот та задача, которая стоит пред нами в настоящее смутное время и сознание важности которой должно сейчас овладеть всем существом нашим. Церковь словом и делом должна проповедовать любовь, врачевать душевную болезнь, ослаблять ненависть, облегчать нужды, скорби, горе, где может и как может. Она должна везде и всюду доказывать не словами только, но и делом, что ее призвание есть призвание служения, а не господства, что ее заботы и сострадания требуют бедные и голодные. Не вмешательством в раздел имущества между капиталистами и бедняками – рабочими должна она заниматься, а призывать тех и других к мирному, доброжелательному отношению друг к другу, о том заботиться, чтобы вырвать из сердца то ядовитое жало, которое служит причиной нашей больной раны, без чего эта рана никогда не достигнет исцеления. Таким образом, насадить и воспитать в сердцах истинную и деятельную любовь, возбудить взаимное доверие и уважение между различными сословиями и состояниями – вот самая прямая и великая задача сейчас для нашей Церкви. Что же, собственно, должна сделать Церковь для того, чтобы исполнить эту задачу, чтобы, как сказано, не допустить распространиться социал-демократической пропаганде и в сельских наших приходах? Этот вопрос приводит нас к четвертому отделу. IV. Способы и средства, какие полезно употреблять нам при решении социальной задачи По всем признакам борьба между Церковью и неверующими социал-демократами завяжется скоро и в наших селах и деревнях. Борьба будет тяжелая, но не безнадежная, так как, несмотря на энергичную агитацию социал-демократии против религии, у сельчан наших всё еще есть сильная, искренняя религиозная потребность, глубины и живучести которой боятся сами социал-демократы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010