И последним событием, но не по значимости, Александр Щипков считает «признание трудов и жертвенности христианского мыслителя Игоря Огурцова, которое выражено в 2022 году наградой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, удостоившего Игоря Вячеславовича ордена преподобного Сергия Радонежского II степени. За вклад в сохранение традиционных ценностей в обществе и в связи с 85-летием — гласит указ, подписанный Святейшим Владыкой». «Чуть больше месяца назад, 18 ноября, я лично вручал награду Игорю Вячеславовичу в Санкт-Петербурге, в келейной атмосфере его квартиры. Передал слова благодарности и добрые пожелания от Святейшего Патриарха Кирилла. Эта награда — знак уважения и признательности целому поколению, которое до нас, будучи гонимым, хранило нашу веру. Игорь Вячеславович в 1964 году основал Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН), был одним из лидеров православного подполья в СССР. Общий срок его пребывания в местах лишения свободы составил 20 лет (с 1967 по 1987 годы). К сожалению, он до сих пор не реабилитирован», — посетовал Щипков. «Завершая наш небольшой разговор о главных событиях, не могу не сказать об итоговом Епархиальном собрании Московской епархии. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, адресованный церковным труженикам, был очень пронзительным. Была выражена боль патриаршего сердца за нашу Церковь, за наших воинов, за Отечество, и это его обращение стало напутствием на 2023-й год для всей Церкви, частью которой является каждый из нас», — подытожил замглавы ВРНС. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/27/na...

В своем обращении верующие просили ВСЦ рассмотреть положение Русской Православной Церкви, отмечая, что в последние три-четыре года она подвергалась " несправедливому, постоянному и жестокому гонению " , и подробно изложили некоторые проблемы, перед которыми стоят верующие. Обращение заканчивалось просьбой ознакомить с его содержанием Организацию Объединенных Наций, Восточных патриархов и Римского Папу и передать его по радио, чтобы христиане всего мира могли молиться о верующих в СССР. Авторы объяснили свою анонимность страхом перед КГБ, который мог бы установить их личность: " если они поймают нас, они нас смешают с грязью, уничтожат " 6. Однако, насколько известно, исполнительный комитет ВСЦ не рассматривал это обращение и не обнародовал его. Парадоксально, что Международная христианская конференция была гостьей РПЦ в то самое время, когда она подвергалась сильному нажиму со стороны своего правительства, и некоторые комментаторы подчеркнули, что международная " активность " РПЦ возрастала больше всего именно во время антирелигиозной кампании. Каковы бы ни были другие объяснения деятельности РПЦ в зарубежных странах, одна из целей ясна: отвлечь Они, может быть, порой и не молчали, но на Западе их протестов не слышали. – Ред. 14 мировое внимание от антирелигиозной кампании в России. Между 1964 и 1967 годами в Ленинграде существовала небольшая группа, деятельность которой в сильной степени воодушевлялась и определялась отношением ее руководителей к русскому Православию. Это – ВСХСОН, то есть Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа. Этот Союз намеревался с годами скрыто и постепенно увеличивать число своих членов в ожидании того дня, когда он сможет произвести бескровный переворот и установить строй, при котором РПЦ принадлежала бы ведущая роль. Однако все его члены были арестованы КГБ и получили длительные сроки заключения. Руководитель Союза Игорь Огурцов отбывал двадцатилетний срок заключения: тюрьму, лагерь и – с 1982 года – Все это окончательно подорвало его здоровье.

http://religare.ru/2_89412_1_21.html

Потом Вагин принес переписанную от руки статью Николая Бердяева «В защиту христианской свободы». В этой статье философ пишет про Советскую Россию: «Там люди поставлены непосредственно перед страшным, антихристовым злом, перед лицом смерти и в великом духовном напряжении должны защищать свои последние святыни. Это делает людей более существенными, более онтологическими и вырабатывает более братские отношения между людьми. Там никто уже не интересуется, «правый» ли человек или «левый», монархист или демократ, а интересуются, за правду ли он или за ложь, за божеское или за диавольское». Эти слова вдохновили молодых людей, они почувствовали себя «более существенными и онтологическими», из них и родилась мечта о чудесном братстве и своей миссии в борьбе с антихристовым злом. Впоследствии именно Бердяев, особенно его работа «Новое средневековье» , стал основой социально-политической и мировоззренческой программы организации. 2 февраля 1964 года на квартире у Михаила Садо Огурцов торжественно зачитал друзьям первый вариант «Программы военно-политической организации Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа». Программа была разделена на две части: первая содержала последовательную критику марксизма-ленинизма и советской бюрократической практики и предрекала крах коммунизма, вторая провозглашала принципы социал-христианства. «И капитализм, и его болезненное порождение — коммунизм могут быть преодолены только христианизацией всей жизни общества. Хотя христианская религия и не связана ни с какой временной социальной структурой, ее этические принципы могут и должны быть воплощены в экономической и политической практике», — писал Огурцов. Программа сочетала наивные экономические и политические воззрения и формировалась по принципу «за все хорошее против всего плохого». Частная собственность, свобода СМИ и предпринимательства, но и защита государства, частные школы и поликлиники — но и гарантии бесплатного образования и здравоохранения, отрицание капитализма и коммунизма как двух крайностей.

http://bogoslov.ru/event/5962243

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх патриотического движения Владимир Николаевич Осипов был ярчайший пример непоколебимой стойкости до последнего вздоха 23.10.2020 708 Время на чтение 6 минут 20 октября в Москве в возрасте 82 лет отошёл ко Господу стойкий борец за Россию и Православие, историк, публицист, общественный деятель Владимир Николаевич Осипов. Последние годы многие лидеры патриотического направления уважительно называли его «патриархом патриотического движения» И это во многом было так, справедливо. Не только потому, что он был в более почтенном возрасте, чем многие из нас, но имел главное — самый большой опыт реальный, а не демонстрируемый только в «президиумах» безконечных словоблудных выступлений. Русский национальный патриотический политик, православный общественный деятель, историк, писатель. Накопивший богатейший боевой опыт непрестанной борьбы с антирусской, антиправославной властью. Как во времена преследовавшего его Андропова (Либермана), во времена установления демонократии. Вся сознательная жизнь Владимира Николаевича была в неустанной битве с врагами нашего Отечества, за исконную, святую Русь! Родился Владимир Николаевич Осипов 9 августа 1938 года в городе Сланцы, Ленинг радская область. В семье сельских учителей. Крещён в 1944 году в городе Пугачев Саратовской области, находясь в эвакуации. Окончил в 1955 году среднюю школу в городе Сланцы. В 1955-1959 годах учился на историческом факультете МГУ. Был членом ВЛКСМ. Отчислен из комсомола и института за выступление в поддержку арестованного КГБ однокурсника А. М. Иванова, после чего доучивался заочно. Работал учителем истории в 727 школе города Москвы. Владимир Николаевич Осипов. Фото 1969 г. В 1960-1961 годах входил в число организовывавших молодёжные собрания у памятника Маяковскому в Москве. 9 февраля 1962 г. осужден на 7 лет лагерей по ст. 70 УК РСФСР (антисоветская пропаганда) за якобы намерение убить Хрущева. В мордовском лагере для политических заключенных «Дубровлаг» В. Н. Осипов находился в 1962-1968 годах вместе с членами подпольной организации Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН), придерживавшимися славянофильских взглядов. В 1962-1968 годах находился в заключении в Дубравлаге. Стал, по его собственным словам, «убеждённым православным монархистом и русским националистом».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/23/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛ-ХРИСТИАНСКИЙ СОЮЗ ОСВОБОЖДЕНИЯ НАРОДА (ВСХСОН), нелегальная христ. общественно-политическая орг-ция. Образована в нач. 60-х гг. XX в. в Ленинграде выпускниками Ленинградского ун-та И. В. Огурцовым, М. Ю. Садо, Е. А. Вагиным, Б. А. Аверичкиным и др., программа принята 2 февр. 1964 г. По данным КГБ и материалам следствия, насчитывала 28 членов и более 30 кандидатов, благодаря системе послевузовского распределения создавших подразделения в Москве, Краснодаре, Волгограде, Томске, Иркутске, Шяуляе, Петрозаводске. Установила связь с единомышленниками в Польше и Чехословакии, с рус. эмигрантами во Франции и Великобритании. По идейным установкам близка И. А. Ильину , с работами к-рого ее основатели не были знакомы. Возрождение России связывала с возвратом к традиц. христ. цивилизации. Базируясь на принципах христ. персонализма и неприятия тоталитаризма, ставила задачу «свержения коммунистической диктатуры» и построения основанного на принципах Божественного Закона ( естественного права ) и правосл. понимания симфонии властей христ. гос-ва, миссия к-рого - служение хранимой правосл. Церковью национальной идее. Наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями в программе предлагалось создание института «блюстительной власти» в лице Верховного Собора, состоящего на одну треть из высших иерархов правосл. Церкви, на две трети - из пожизненно избираемых представителей народа. Провозглашались независимость Церкви от гос-ва при материальном ее обеспечении из общенациональных фондов, право свободной проповеди вероучения и отправления культа для традиц. религий. О принципе «свободы совести» и праве «не исповедовать никакой религии» не упоминалось. По убеждению членов орг-ции, к кон. 50-х гг. ХХ в. в СССР марксизм обнаружил свою несостоятельность и перестал влиять на народное сознание. Планируя возглавить антикоммунистическое движение в России, в 60-х гг. союз сосредоточился на духовном и идеологическом воспитании своих членов, при каждом подразделении были созданы б-ки религ., философской, политической лит-ры, размноженной фотокопировальным и машинописным способом.

http://pravenc.ru/text/155534.html

Скончался известный гебраист, многолетний преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии Михаил Садо 1 сентября 2010 г. 17:48 30 августа скончался известный российский лингвист, гебраист, семитолог, политический и общественный деятель, многолетний преподаватель древнееврейского языка в Санкт-Петербургской духовной академии М.Ю. Садо. Садо Михаил Юханович родился 9 июня 1934 г. в г. Ленинграде в семье рабочих. Родители ученого — ассирийцы, приехавшие в Россию из Турции (вилайет Хаккяри) в 1916 году. На волне массовых репрессий в отношении ассирийцев дед М.Ю. Садо священник Хамис Давидов был расстрелян в 1938 году; отец арестовывался дважды — в 1938 и 1948 годах, и провел в заключении в общей сложности 17 лет. В годы Великой Отечественной войны семья была вынуждена эвакуироваться из блокадного Ленинграда в село Урмия Краснодарского края. После войны Михаил Юханович вернулся вместе с семьей в Ленинград. По окончании школы в 1954 году служил в армии в десантных войсках. Был чемпионом Ленинграда по классической борьбе (1952 г.). В 1957 г. поступил на отделение семитологии Восточного факультета Ленинградского университета. Специализировался по арамейскому языку, еврейскому и современному ассирийскому; параллельно прошел подготовку и по арабскому языку. Из европейских изучал немецкий. Тема дипломной работы: «Современные ассирийские диалекты СССР» . В 1962 году вступил в брак. Супруга — Зинаида Ивановна, 1937 г.р. — в 1961 году вернулась из Ирана, куда была изгнана вместе с родителями во время сталинских репрессий. Дети: Георгий 1963 г.р. и Саргон 1965 г.р. (игумен Стефан, заведующий библиотекой Санкт-Петербургской духовной академии). М.Ю. Садо являлся одним из создателей антисоветской организации «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа». В декабре 1967 года был осужден и приговорен к 13 годам ИТК строгого режима (из них первые три — тюремного содержания). Отбывал наказание во Владимирской тюрьме, а также в политических зонах в Мордовии и Пермской области.

http://patriarchia.ru/db/text/1265770.ht...

Архив Пн Вышел четвертый номер православного научного журнала «Ортодоксия» за 2023 год 5 февраля 2024 г. 19:25 В издательстве «Русской экспертной школы» вышел четвертый номер православного научного журнала «Ортодоксия» за 2023 год. Тема номера «Православная мысль в Советской России» логически продолжает второй выпуск журнала за прошлый год. Представляя номер, главный редактор научного журнала, ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова   А.В. Щипков отмечает, что «преодоление обновленческого раскола, победа в Великой Отечественной войне и ослабление антицерковных гонений открыли перспективы для активизации идейных процессов внутри Церкви. Цель номера состоит в том, чтобы осветить сложные идейные процессы, происходившие в православной среде во второй половине ХХ века». Обращаясь к содержанию выпуска, А.В. Щипков отмечает, что одним из наиболее значимых, но при этом до сих пор в недостаточной мере оцененных событий этого периода стало создание подпольной организации ВСХСОН (Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа) и разработка ее идеологической платформы, опиравшейся на русскую православную традицию. Возглавил эту организацию выдающийся православный мыслитель Игорь Вячеславович Огурцов (1937-2023), биографии, взглядам и деятельности которого посвящена первая статья номера (автор — И.Б. Иванов). Незадолго до смерти И.В. Огурцов был награжден  Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом орденом преподобного Сергия Радонежского II степени. Следующая статья номера посвящена жизненному пути, богословским идеям и пастырской деятельности игумена Никона (Воробьева), православного проповедника и подвижника ХХ века (автор — А.И. Осипов). Затем следуют статьи о философах Н.Н. Лисовом (автор — иерей Димитрий Сафонов ) и В.Н. Тростникове (автор — В.А. Саулкин), предложивших новаторский взгляд на советский период российской истории — не как разрушающий, но исполняющий призвание России как Третьего Рима. Рассказывает о религиозном ренессансе в среде православной молодежи Москвы и Санкт-Петербурга в 70-е годы ХХ века статья Л.В. Щипковой. Завершают номер статьи о концепции воцерковления культуры, сформулированной С.С. Аверинцевым, (автор — В.Ю. Даренский) и о почитании одного из наиболее прославленных святых советского периода святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) в Греции и на Балканах (автор — А.Г. Зоитакис), демонстрирующие всеправославное значение русской богословской мысли советского периода. Подробный обзор номера главным редактором представлен по ссылке . С содержанием можно ознакомиться на официальном сайте журнала . Скачать номер или читать в pdf-фopмame можно по ссылке . Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6100961.ht...

Святейший Патриарх Кирилл удостоил христианского мыслителя И.В. Огурцова ордена преподобного Сергия Радонежского 02.11.2022 17:35:28 МОСКВА Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл удостоил христианского мыслителя Игоря Вячеславовича Огурцова ордена преподобного Сергия Радонежского II степени. В указе о награждении отмечается, что высокая награда присуждена во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе и в связи с 85-летием со дня рождения. И.В. Огурцов в 1964 году основал Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН). Среди его соратников был М.Ю. Садо, в будущем — многолетний преподаватель древних языков в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1967 году И.В. Огурцов и его единомышленники были арестованы. Основатель ВСХСОН И.В. Огурцов в совокупности провел в заключении более двадцати лет. «Интеллектуальное наследие всхсоновцев огромно. Все члены ВСХСОН были православными христианами. В своей программе они сформулировали социальные и нравственные принципы православного отношения к общественным процессам. В частности, предложили создать четвертую — " блюстительную " — ветвь власти, которая давала бы нравственную оценку политическим явлениям. Их идеи в наши дни нашли отражение во многих документах, включая Стратегию национальной безопасности», — отметил заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, первый проректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. Щипков. Он добавил, что состоявшееся награждение стало достойной оценкой заслуг И.В. Огурцова перед Церковью и Отечеством. Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/11/02/svyateyshi...

Однако эти и другие проекты обновления Церкви, общества реализованы не были. На территории Советской России в 1920-е гг. христианский социализм выродился в обновленчество, но в эмиграции его идеи продолжали развиваться, и прежде всего Н. Бердяевым . Перечисляя издержки русской церковной традиции – тенденцию к подчинению Церкви государству, церковный национализм, обрядоверие, недостаточную активность христианской жизни, он все же указывал, что в Православии разлит дух свободы и даны бесконечные возможности. В книге «Новое средневековье», посвященной вопросу, как преодолеть большевизм и какал система должна заменить его, Н. Бердяев отвергает и западный капитализм, и материалистический социализм. Он объявляет себя сторонником такой формы общества, где личность будет высшей ценностью, и называет себя с некоторыми оговорками христианским социалистом. По мнению философа, государство должно иметь корпоративную форму, то есть состоять из представителей профессиональных, экономических и культурных объединений, в которые будут входить и работодатели, и рабочие 31 . Подобные взгляды существовали и во второй половине XX века, в том числе в СССР. Так, например, их высказывала крупнейшая после Великой Отечественной войны нелегальная организация в стране – «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа». В его программе было записано: «Цель социал-христианского движения – внутренне преобразовать безличный коммунистический коллектив в коллектив персоналистический – одухотворенный, свободный, самодеятельный, братски взаимосвязанный... Величайшее зло в истории – тоталитарная система – возникает в том случае, когда государство поглощает общество... становясь, таким образом, лжецерковью... Возрожденная церковь должна пользоваться независимостью от государства и полным суверенитетом в своей области» 32 . Многие русские мыслители конца прошлого – начала нынешнего века воспринимали материалистический социализм, как своеобразную лжерелигию. С. Н. Булгаков писал: «Ибо социализм в наши дни выступает не только как нейтральная область социальной политики, но, обычно, и как религия, основанная на атеизме и человекобожии, на самообожествлении человека и человеческого труда» 33 . Также и С. Л. Франк называл «революционный социализм» – «религией абсолютного осуществления народного счастья», «религией служения материальным интересам» 34 . Аналогичную точку зрения развивал и Н. Бердяев в статье «Марксизм и религия», в другой своей работе философ писал о прозрениях Ф. М. Достоевского: «Он религиозно познал, что социалистический коллективизм есть лжесоборность, лжецерковь, которая несет с собой смерть человеческой личности, образу и подобию Божьему в человеке, конец свободы человеческого духа... И он же почувствовал, что для русских социализм есть религия, а не политика, не социальное реформирование и строительство» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако эти и другие проекты обновления Церкви, общества реализованы не были. На территории Советской России в 1920-е гг. христианский социализм выродился в обновленчество, но в эмиграции его идеи продолжали развиваться, прежде всего Н.Бердяевым . Перечисляя изъяны православной традиции – тенденцию к подчинению Церкви государству, церковный национализм, обрядоверие, недостаточную активность христианской жизни, он все же указывал, что в Православии разлит дух свободы и даны бесконечные возможности. В книге «Новое средневековье», посвященной вопросу как преодолеть большевизм и какая система должна заменить его, Н.Бердяев отвергает и западный капитализм, и материалистический социализм. Он объявляет себя сторонником такой формы общества, где личность будет высшей ценностью и называется с некоторыми оговорками христианским социалистом. По мнению философа государство должно иметь корпоративную форму, то есть состоять из представителей профессиональных, экономических и культурных объединений, в которые будут входить и работодатели и рабочие 30 . Подобные взгляды существовали и во второй половине XX века, в том числе в СССР. Так, например, их высказывала крупнейшая после Великой Отечественной войны нелегальная организация в стране – «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа». В программе союза было записано: «Цель социал-христианского движения – внутренне преобразовать безличный коммунистический коллектив в коллектив персоналистический – одухотворенный, свободный, самодеятельный, братски взаимосвязанный... Величайшее зло в истории – тоталитарная система – возникает в том случае, когда государство поглощает общество, ...становясь, таким образом, лжецерковью... Возрожденная церковь должна пользоваться независимостью от государства и полным суверенитетом в своей области» 31 . Многие русские мыслители конца прошлого – начала нынешнего века воспринимали материалистический социализм, как своеобразную лжерелигию. С.Н. Булгаков писал: «Ибо социализм в наши дни выступает не только как нейтральная область социальной политики, но, обычно, и как религия, основанная на атеизме и человекобожии, на самообожествлении человека и человеческого труда» 32 . Также и С.Л. Франк называл «революционный социализм» – «религией абсолютного осуществления народного счастья», «религией служения материальным интересам» 33 . Аналогичную точку зрения развивал и Н.Бердяев в статье «Марксизм и религия», в другой своей работе философ писал о прозрениях Ф.М. Достоевского: «Он религиозно познал, что социалистический коллективизм есть лжесоборность, лжецерковь, которая несет с собой смерть человеческой личности, образу и подобию Божьему в человеке, конец свободы человеческого духа... И он же почувствовал, что для русских социализм есть религия, а не политика, не социальное реформирование и строительство» 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010