«После ста лет православного участия в экуменическом движении и пятидесяти лет в ВСЦ, - написано в Итоговом документе встречи в Салониках, - мы не видим достаточного прогресса в многосторонних богословских дискуссиях между христианами... разрыв между православными и протестантами становится все шире». Совершенно не обращая внимание на свидетельство Истины православными членами, неправославные члены ВСЦ за последние десятилетия проявили склонность к церковному синкретизму, к женскому священству, к поддержке эмансипации сексуальных извращенцев-содомитов и совместным религиозным церемониям с язычниками. Таким образом, «православное участие» в ВСЦ не только не обратило в истинную веру инославных, но даже не смогло приостановить их дальнейшую деградацию. Но так как дурной пример, как известно, заразителен, то происходит обратное - деградация православных экуменистов. Было бы полбеды, если бы внешние экуменические контакты сказывались только на сотрудниках ОВЦС и не затрагивали внутренней церковной жизни. Однако все мы знаем, что это не так. Как пишут в своем Заявлении иноки Валаамского монастыря: «Экуменическое общение с еретиками по навязанным ими " правилам игры " ведет к размыванию православного самосознания... Заражаясь исподволь неправославными взглядами, они приносят их в православную среду, посевая тем плевелы соблазна». И вот, несмотря на столь пагубные последствия такого способа «свидетельства истины», участники встречи в Салониках категорически заявляют, что от участия в экуменическом движении они не собираются отказываться. Доводы в пользу допустимости и полезности общения с еретиками, которых теперь элегантно называют инославными, были вновь высказаны на Межправославной встрече в Салониках. Главный из них формулируется так: Православные Церкви должны выполнять «миссию, возложенную на нас Господом нашим Иисусом Христом, - миссию свидетельства Истины перед неправославным миром». О эффективности этой миссии сказано выше. Но есть и менее важные доводы. Например, возможность высказать на международном форуме свои суждения по вопросам мира, справедливости, развития и экологии, которые вряд ли можно отнести к истинам веры. Затем следуют и вовсе прагматические соображения о том, что без поддержки ВСЦ православные христиане на Востоке не выдержат натиск ислама. Как они его выдерживали в течение 12 столетий без ВСЦ, не уточняется.

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/17/...

Последнее обсуждение данного вопроса состоялось на II Всеправославном предсоборном совещании в 1982 году, итоговый документ которого лишь отражает эволюцию исследования календарной проблемы в сторону констатации факта, что «в настоящее время переход всех Поместных Церквей на новоюлианский календарь не представляется возможным» . Важным пунктом итогового решения Совещания является положение о том, что «возникшие в связи с календарем аномалии не должны вести к разделению, расхождениям и расколам и что даже те, кто не согласен со своей Церковью, должны принять освященный Преданием священный принцип послушания канонической Церкви и воссоединения в ее лоне в евхаристическом общении, руководствуясь убеждением, что " суббота для человека, а не человек для субботы "   (Мк. 2:27)». 6. Вопрос о канонических препятствиях к браку Вопрос о канонических препятствиях к христианскому браку обсуждался на Межправославной подготовительной комиссии 1971 года. Выводы Комиссии были основаны на докладах Русской и Элладской Церквей с учетом отдельных замечаний Сербской, Румынской , Болгарской , Кипрской и Чехословацкой Церквей. Были уточнены степени родства, далее которых не должно распространяться разрешение на брак (5-я степень включительно в случае кровного родства и родства от свойства, 2-я — в случае родства от усыновления и духовного родства). В отношении священнослужителей было подчеркнуто, что «по находящемуся в силе каноническому порядку запрещается брак всякому лицу, получившему священство в любой степени рукоположения (3-е правило Трулльского Собора). Тем не менее, Комиссия, имея в виду существующее положение в некоторых поместных Церквах и пастырские нужды, [высказала мнение], что для Церкви полезно было бы обсудить вопрос о браке 1-й степени священства, т.е. диаконов, после рукоположения и изучить эту тему с благосклонным вниманием к тому, что является возможным в духе канонов и древней практики Церкви, чтобы число священного клира не уменьшалось» . Комиссия заключила, что монашеский постриг является абсолютным препятствием к браку (согласно 44 правилу Трулльского Собора). Монахи же, «добровольно покинувшие монашеское братство и вольно или невольно снявшие с себя монашество, могут вступить в брак после того, как они переведены церковным решением в разряд мирян» .

http://patriarchia.ru/db/text/1663993.ht...

1 I Родосское Всеправославное совещание – конференция представителей Православных церквей, которая прошла с 24 сентября по 1 октября 1961 года и стала первой официальной встречей представителей всех православных патриархатов после последнего Вселенского Собора 787 года. – Примеч. ред. 7 ВРЗЕПЭ. 1965. 49, январь-март. С. 55–63. в архиве архиепископа Сергия (Голубцова) имелась машинописная перепечатка данной статьи. 9 Не приходится сомневаться в том, что под термином «иконография» в перечне подразумевается православная иконопись. Именно этому слову соответствует греческое ; в русском же языке слово «иконография» в прямом смысле означает сюжетность, в данном случае сюжетность религиозную. оно, следовательно, не охватывает ни содержания образа, ни его характера, ни вообще художественного языка, выражающего его содержание. 11 Это отнюдь не означает, что архитектура или церковная музыка не имеют догматического значения. Но вопрос этот не входит в нашу компетенцию. 12 Термин «византийское искусство» так же мало соответствует своему значению, как и термин «иконография». действительно, принципы церковного искусства были выработаны на почве византии. но вырабатывались они Церковью на основе Христианского вероучения и православного духовного опыта и до, и после византии. отсюда и самобытный характер этого искусства в других народах, где оно порой существенно отличается от византийского прототипа. к русской иконописи, например, этот термин так же малоприменим, как к русской церковной архитектуре или музыке. к тому же византийское искусство не было только церковным, и в светской науке термин этот приобрел вполне точное значение, связанное с конкретным историческим периодом и географическим понятием. 13 непонятно, почему технический термин «живопись» применяется лишь к одному определенному направлению в искусстве. 14 Об этом свидетельствует громадное количество книг и статей, появившихся за последние годы, и особый интерес к выставкам икон, постоянно устраиваемым в разных городах Западной Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Подворье Русской Православной Церкви в Александрии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Протоиерея Геннадия Героева освободить, согласно прошению, от должности настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в Александрии и направить в распоряжение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. 2. Настоятелем Подворья Русской Православной Церкви в Александрии назначить клирика Владимирской епархии протоиерея Димитрия Нецветаева. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о его визите на Кубу с 24 по 29 июля сего года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Считать необходимым обеспечение подобающим образом пастырского окормления и духовного попечения проживающих на Кубе русских православных христиан. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о посещении им с 31 июля по 6 августа сего года Патриарших приходов в Канаде. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, об очередном заседании Центрального Комитета Конференции Европейских Церквей, которое проходило с 8 по 13 сентября 1998 года в Ваальбеке, Бельгия, и об участии в нем членов ЦК от Русской Православной Церкви архиепископа Клинского Лонгина и Е.С.Сперанской. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию представителей Русской Православной Церкви на заседании ЦК КЕЦ. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений об участии Русской Православной Церкви в Восьмой Ассамблее Всемирного Совета Церквей 3-14 декабря 1998, Хараре (Зимбабве). ПОСТАНОВИЛИ: 1. В соответствии с решениями Всеправославного совещания в Салониках, Греция 29 апреля — 2 мая 1998 г. направить на предстоящую VIII Ассамблею ВСЦ делегацию Русской Православной Церкви с ограниченным мандатом, сократив число официальных делегатов с двадцати пяти до трех.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971334...

Такое утверждение не расходится с принципами Устава Совета. Согласно этим принципам, решения принимают не центральные административные органы В.С.Ц., а Церкви-члены, имеющие полное право принять или отклонить, на основе своего предания, любые постановления этих органов. Целью В.С.Ц. является – служение Церквей-членов диалогу единства в стабильных институциональных рамках, а не достижение этого единства посредством его центральных организаций. Однако, слабые предпосылки принятия новых членов, применение суммарных количественных критериев для программирования его миссии на основе большинства, а также использование методологии западного христианского мира в реализации его работы, существенно ограничивают количественный вклад Православных Церквей-членов, ибо подавляющее большинство протестантских Церквей-членов, на всех уровнях, оказывает решающее влияние на все развитие В.С.Ц. Критика Православных Церквей связана еще и с постепенным изменением состава В.С.Ц. из-за вступления многих новых членов из развивающихся стран, особенно после Генеральной Ассамблеи в Нью Дели (1961 г.), в результате чего ограничился решающий характер участия Православной Церкви. Постепенное сокращение числа представителей Православной Церкви, гарантирующей своим участием экуменический характер В.С.Ц., все больше увеличивает неравенство и нарушает соотношение представительства в коллективных органах В.С.Ц. Беспокойство Православных Церквей, проявляемое по поводу новых тенденций, возникающих в В.С.Ц., было со всей ясностью выражено на Совещании в Софии (Desiderata Софии), поэтому и в моем докладе нет смысла повторять уже известные православные тезисы. Уврачеванию этих слабых сторон может способствовать и новый Генеральный Секретарь В.С.Ц. Е. Castro, провозглашающий необходимость расширить центральные органы Совета участием православных членов. Он ожидает соответствующих предложений поместных Православных Церквей по данному вопросу. Следовательно, можно сказать, что пожелание, выраженное Первым Предсоборным Всеправославным Совещанием (1976 г.) находится уже в стадии его реализации. Остается только, чтобы поместные Православные Церкви выбрали своих подходящих представителей. Другое пожелание Первого Предсоборного Всеправославного Совещания об усилении богословской деятельности Совета, особенно же в рамках программы Вера и Устройство, находит полную поддержку со стороны Совета через программу расширения Богословского Диалога на основе трех текстов Лимы о Крещении, Евхаристии и Священства. Продвижение этого диалога между Церквами-членами, особенно после Генеральной Ассабмлеи в Ванкувере, развивается быстро, и все Церкви-члены призваны изучить и оценить эти три текста. Следовательно, можно сказать, что продвижение Советом богословских программ Отдела Вера и Устройство имеет свою значимость, хотя и нет еще полного соответствия между этими программами и общественно-политическими программами. ·

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

400 тыс. долларов США. По оценкам Японской Церкви, для восстановления церковных зданий и выплаты помощи пострадавшим прихожанам требуется 2 млн. 307 тыс. 720 долларов США. Сбор средств продолжается. Я предполагаю совершить визит в Японию в следующем году и намерен посетить пострадавшие районы Сендайской епархии, чтобы поддержать верующих, потерявших родных и близких в катастрофе. Говоря о международных связях нашей Церкви, я хотел бы кратко коснуться темы Всеправославного Собора. В этом году исполнилось уже 50 лет, с тех пор как Поместные Православные Церкви начали к нему планомерную подготовку. Для обсуждения предложены темы, которые в той или иной степени затрагивают все Поместные Церкви. В последние годы предсоборный процесс заметно активизировался. К настоящему времени из 10 тем, вошедших в повестку дня грядущего Собора, восемь были согласованы всеми Поместными Православными Церквами, участвующими в подготовке. Без этого предварительного согласования, которое происходит на всеправославных предсоборных совещаниях, немыслимо дальнейшее движение к Собору. В регламенте работы этого предсоборного органа закреплен принцип принятия решений единогласно, консенсусом. Однако в феврале этого года не удалось согласовать детали по одной из двух оставшихся тем, а именно - по теме автокефалии. Это подвигло представителей нескольких Поместных Церквей подвергнуть сомнению целесообразность принципа консенсуса в предсоборном процессе и поставить вопрос о его замене принципом большинства голосов. Такая постановка вопроса очень опасна для судеб Православия. Нам говорят, что в эпоху Вселенских Соборов принцип консенсуса не всегда использовался. Но в те времена инструментом сохранения церковного единства служила императорская власть. Сейчас такого механизма нет. Поместные Церкви существуют в разных странах и в разных условиях, и если не считаться с мнением каждой из них, то будет трудно обеспечить рецепцию решений будущего Собора Православной полнотой, что может стать причиной нестроений.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

В Государственной Думе РФ состоялось обсуждение роли религиозных организаций в развитии российского гражданского общества Янв 30, 2019 Новости , Рождественские чтения , Событие Москва, 30 января . В Государственной думе Российской Федерации в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений и VII Рождественских Парламентских встреч состоялся круглый стол на тему: «Роль традиционных религий в развитии гражданского общества». Мероприятие было организовано Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и Комитетом Государственной думы РФ по развитию гражданского общества вопросам общественных и религиозных объединений в рамках направления «Взаимодействие Церкви с государственными и общественными институтами и СМИ». Сопредседателями круглого стола выступили: первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков, председатель Комитета Государственной думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов и руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). В своем выступлении С.А. Гаврилов подчеркнул, что традиционные религии России являются «столпами гражданского общества, создают фундамент нравственности, солидарности, ответственности и милосердия». Депутат напомнил, о том, что прошедший год ознаменован памятной датой — 70-летием со дня начала Всеправославного совещания 1948 года — одного из важнейших церковных событий XX века. С.А. Гаврилов отметил, что вопросы сохранения нравственности являются «ключевыми в сфере широкого понимания проблемы национальной безопасности страны». Заместитель председателя Государственной думы РФ О.В. Тимофеева выразила благодарность представителям традиционных религий за вклад в развитие гражданского общества, активизацию работы с молодежью, расширение волонтерской деятельности и социальной работы. По мнению парламентария, лишь сильное гражданское общество способно к консолидации и созиданию независимого и сильного государства.

http://sinfo-mp.ru/v-gosudarstvennoy-dum...

Святейший Патриарх Кирилл: Отказ от принципа консенсуса в предсоборном процессе может привести к нестроениям в мировом Православии 23 декабря 2011 г. 11:10 В последние годы заметно активизировался процесс подготовки к Всеправославному Собору, начавшийся ровно полвека назад, отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в докладе на Епархиальном собрании города Москвы. К настоящему времени из 10 тем, вошедших в повестку дня грядущего Собора, восемь были согласованы всеми Поместными Православными Церквами, участвующими в его подготовке. По словам Его Святейшества, дальнейшее движение к Собору без предварительного согласования, которое происходит на всеправославных предсоборных совещаниях, немыслимо, и в регламенте работы этого предсоборного органа закреплен принцип принятия решений единогласно или консенсусом. Однако в феврале этого года не удалось согласовать детали по одной из двух оставшихся тем, а именно по теме автокефалии. Это подвигло представителей нескольких Поместных Церквей подвергнуть сомнению целесообразность принципа консенсуса в предсоборном процессе и поставить вопрос о его замене принципом большинства голосов. «Нам говорят, что в эпоху Вселенских Соборов принцип консенсуса не всегда использовался, — продолжил Святейший Патриарх Кирилл. — Но в те времена инструментом сохранения церковного единства служила императорская власть. Сейчас такого механизма нет. Поместные Церкви существуют в разных странах и в разных условиях, и если не считаться с мнением каждой из них, то будет трудно обеспечить рецепцию решений будущего Собора Православной полнотой, что может стать причиной нестроений». «Мы провели консультации с другими Поместными Церквами, в результате чего стало очевидным, что и у них есть такая же озабоченность», — заявил Святейший Владыка и напомнил о встрече Предстоятелей и представителей семи Поместных Православных Церквей, состоявшейся 21 ноября 2011 года в Московском Кремле. «Все без исключения участники собрания высказались за сохранение принципа консенсуса как в предсоборном процессе, так и на самом Соборе», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1851858.ht...

У авторов Священного Писания, или, точнее, у Духа Святого, говорившего через них, не было намерения раскрывать людям то, что не имеет никакого значения в плане спасения, то есть внутреннюю структуру чувственной реальности». В своем выступлении на Всеправославном совещании на острове Родос, глава делегации Русской Православной Церкви, Архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим заявил: «Вопрос о взаимоотношениях веры и знания, религии и науки является извечным. Неизменность богооткровенных истин, направленных ко спасению рода человеческого от греха, проклятия и смерти, и непрерывность науки, направляющей свои усилия на создание наиболее совершенных условий земного бытия человека, относятся к отличным друг от друга сферам». Религия, не касается и не предрешает вопросов математики, астрономии, физики, химии, минералогии, физиологии, зоологии, ботаники и т.д. Для религии безразлично, как решаются те или иные проблемы математики, по каким путям движутся планеты, в каком отношении стоят друг к другу и сколько их насчитывает астрономия, как учит физика о законах движения, как она определяет центр тяжести, что она говорит о свойствах тел, о явлениях света, теплоты и так далее, как учит химия о простых и сложных телах, о соединении одних и разложении других и тому подобных предметах и вообще как всякие другие положительные науки, вращающиеся в собственной своей области и имеющие дело только со своими особыми предметами и явлениями, не касаются и не предрешают того, чему учит религия. То, что путем опытного изучения добыто положительными науками и что получило значение неизменных и очевидных истин в этих науках, христианин не имеет права, следовательно, отвергать: признание этих истин нисколько не нарушает его христианских убеждений. Равным образом, представитель опытного знания, имея в виду несомненные и очевидные результаты этого знания, ни в чем и никак не располагается становиться в какое бы то ни было отрицательное отношение к религии. Напротив, он может со всей силой убеждения исповедовать религиозное убеждение: признание этого учения нисколько не связано с отрицанием или отречением от истин положительной науки.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/25/ya...

В целом процесс выработки согласованных решений был напряженным, но конструктивным. Есть известная проблема точности формулировок, особенно при переводе на разные языки. На каком языке (или языках) шло обсуждение документов? Существует ли их официальный перевод на русский язык? Согласно регламенту проведения Всеправославных предсоборных совещаний и Межправославных подготовительных комиссий, принятому в 1986 году, их официальными языками являются греческий, русский и французский. На декабрьском заседании в Шамбези, как и на предыдущих подобных встречах, докладчики выступали на всех трех языках. Секретариат в Шамбези обеспечивает синхронный перевод докладов и прений на эти языки. Итоговые документы также подписываются в их греческом, русском и французском вариантах. Все они являются аутентичными. Насколько представительными были делегации Поместных Церквей, принимавших участие в обсуждении документа? Каждая из участвующих во всеправославном процессе Поместных Православных Церквей была представлена на заседаниях одним из ее иерархов. Кроме того, в состав делегаций большинства Церквей входили еще один или несколько советников. Среди них были архиереи, авторитетные богословы и эксперты в области межправославных отношений. Многие из присутствовавших на заседаниях представляли новое поколение церковных ученых и дипломатов. В целом, атмосфера декабрьских заседаний Комиссии отличалась искренним стремлением делегатов к поиску единодушного решения. Участники встречи попытались по-новому взглянуть на старые проблемы, и в значительной степени оказались способны использовать наиболее конструктивные подходы к их решению. Являются ли решения, принятые на Комиссии, окончательными? Когда они вступят в действие? К компетенции Межправославных подготовительных комиссий относится лишь первичная разработка вопросов повестки дня Святого и Великого Собора Православной Церкви. Документы, принимаемые на заседаниях Комиссии, являются лишь проектами. Они подлежат последующему утверждению Всеправославными предсоборными совещаниями, а затем Святым и Великим Собором Православной Церкви. Созыв следующего Всеправославного предсоборного совещания, пятого по счету, станет возможен после того, как Комиссия завершит порученную ей работу над проектом документа по автокефалии и рассмотрит тему диптихов.

http://patriarchia.ru/db/text/1153092.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010