В таинстве Елеосвящения болящий получает также и прощение забытых грехов. Это есть «восполнение отпущения грехов в таинстве покаяния, – восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности» 454 . Глава XII. Об одиннадцатом члене Символа веры 1. Учение о воскресении мертвых Согласно «Пространному Катихизису», воскресение мертвых , которого мы чаем или ожидаем, есть «действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны» 455 . Таким образом, воскресение мертвых – это не духовное воскресение, а реальное воссоединение души со своим телом. 1.1. Учение о воскресении мертвых в Священном Писании Учение о воскресении мертвых присутствует уже в Ветхом Завете: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его...» ( Иов. 19:25–27 ). Здесь с ясностью выражена идея самотождественности личности: то же самое лицо, некогда жившее на земле, будет участником Воскресения. Не менее определенно о воскресении умерших говорится в пророческих книгах: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!..» ( Ис. 26:19 ). «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан. 12:2 ). Всеобщность веры в воскресение во дни земной жизни Господа подтверждается словами Марфы, сестры Лазаря: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» ( Ин. 11:24 ). 1.2. Тождественность тела воскресшего телу живущего Воскресение не есть облечение души в новое тело, по существу это будет то же самое тело, каким человек обладал в этой жизни: " тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» ( 1Кор. 15:53 ), «сеется в тлении, восстает в нетлении» ( 1Кор. 15:43 ). 1.3. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Господь придет окруженный бесчисленными сонмами ангелов , во всей славе Своей : «И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою, со святыми Ангелами» ( Мр. 8:38 ). Тогда «Он сядет на престоле славы Своей» ( Мф. 25:31 ). Из этих слов Спасителя видно, что Его второе пришествие будет совсем иным, чем первое, когда Он добровольно смирил Себя, придя в образе простого человека, жил в нищете и терпел всякие унижения. Он придет, чтобы праведно судить вселенную ( Деян. 17:31 ) и воздать каждому по делам его ( Мф. 16:27 ). Этим отличается по существу цель второго пришествия Его в мир от цели первого пришествия, когда Он приходил не судить мир, но спасти мир, приходил положить душу Свою для спасения многих. Воскресение мертвых В великий день пришествия Сына Человеческого совершится всеобщее воскресение мертвых, которые восстанут в преображенном виде. О нем Господь так говорит: «Наступит время, когда все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия» ( Иоан. 5:28 ). Когда саддукеи выразили неверие в возможность воскресения, Господь укорил их, сказав: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» ( Мф. 22:29 ). Несомненность истины воскресения и важность веры в воскресение ап. Павел выразил в таких словах: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом же мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, что Он воскресил Христа, Которого он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор. 15:13–15, 20, 22 ). Воскресение мертвых будет всеобщее и одновременное, как праведников, так и грешников: «И пойдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Иоан. 5:29 ; Деян. 24:15 ). При этом, несомненно, что вид воскресших праведников будет иной, чем воскресших грешников: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их», – сказал Господь о праведных ( Мф. 13:43 ). Поясняя это, св. Ефрем Сирин говорит, что тогда «одни уподобятся свету, а другие – тьме».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Нет, отвечает Симеон, она побуждает нас говорить истину — о том, что Воскресение Христово происходит в каждом из нас, верующих, и не однажды, но, так сказать, ежечасно, когда Сам Владыка Христос восстает в нас, нося светлые одежды и блистая молниями бессмертия и Божества. Ибо светоносное пришествие Духа показывает нам… Воскресение Владыки, вернее же, дарует нам видеть Его Самого воскресшим». Вера в Воскресение Христово, по учению апостола Павла, является необходимым условием спасения: Если устами будешь исповеды- вать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим. 10:9). Характерно то, что в Священном Писании говорится и о том, что Бог воскресил Христа (1 Кор. 6:14; 2 Кор. 4:14; Кол. 2:12), и о том, что Христос воскрес (1 Кор. 15:20): для христианского сознания эти выражения являются синонимичными. Искупительный подвиг Сына Божия неотделим от благоволения Бога Отца, Который по Своей неизреченной любви к людям отдал Сына Своего на распятие и воскресил Его, чтобы открыть людям путь к воскресению. Воскресение Христово — торжество вечной жизни над смертью, освобождение от проклятия, тяготевшего над потомством Адама. В Ветхом Завете существовал обычай принесения Богу начатков урожая. По верованию ветхозаветного общества, благословение Божие, которое призывалось на этот начаток, распространялось на весь урожай, который предстояло собрать. Апостол Павел, обращаясь к этому образу, так говорит о Христе — начатке всеобщего воскресения человечества: Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших… Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке (1 Кор. 15:20–23). Воскресение Христово — величайшее чудо из всех возможных на земле чудес. Во дни Своей земной жизни Господь воскрешал умерших — Евангелие повествует о трех таких случаях (Лк. 7:11–17; Мк. 5:22–24,35–43; Ин. 11:1–46). Были даже случаи воскрешения умерших и в Ветхом Завете (3 Цар. 17:18–23; 4 Цар. 4:8–37; 4 Цар. 13:20–21). Но эти чудеса, хотя и являются предвозвещением всеобщего воскресения в жизни будущего века, всё же принципиально отличаются от Воскресения Христова. Воскрешенные не избежали повторной телесной смерти. Христос же, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже Воскресение               Ht > имеет над Ним власти (Рим. 6:9). Ожидая жизни будущего века,все христиане несомненно верят, что Воскресение Христово — залог того, что все мы как носили образ перстного”, так будем носить и образ небесного” (1 Кор. 15:49), и что тленное облечется в нетленное и смертное облечется в бессмертие (1 Кор. 15:54), а уничиженное тело наше Господь Иисус Христос преобразит, сообразно славному телу Его (Флп. 3:21).

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Стремление доказать, что воскресение первое, понимаемое в смысле особенного по времени телесного воскресения, не было неизвестно и другим священным писателям, заставляет его защитников относить сюда все места, в которых говорится только о воскресении праведников и видеть в них указание на особенное воскресение, в котором будут иметь участие только избранные Божии. Прежде всего, указывают на ответ Иисуса Христа саддукеям, где говорится о сподобившихся достигнуть воскресения ( Лк.20:35 ), а также на выражающие параллельную мысль слова св. Апостола Павла: все почитаю тщетою... я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа,... чтобы достигнуть воскресения мертвых ( Флп.3:8, 11 ). Стремление Апостола иметь участие в воскресении, равно как и представление его в словах Господа особенным преимуществом избранных, дают повод находить здесь указание на воскресение первое, так как, рассуждают защитники этого учения, если бы было только одно всеобщее воскресение, то невозможно бы было называть воскресших сподобившимися достигнуть воскресения, не зачем было бы и стремиться к нему. Ту же мысль находят в тех местах Писания, где воскресение определяется, как такое, в котором могут иметь участие только праведники, напр. Ин.5:29 – воскресение жизни, Лк.14:14 – воскресение праведных, Деян.4:2 – воскресение во Христе, Евр.11:35 – лучшее воскресение 313 . Более же определенное указание на первое воскресение находят в 15 главе 1 послания к Коринфянам. Апостол, уверив своих читателей в истине всеобщего воскресения словами: как в Адаме, все умирают, так во Христе все оживут, прибавляет далее: каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится смерть ( 1Кор.15:22–26 ). Здесь Апостол, по-видимому, различает по времени воскресения три класса людей. Прежде всех воскрес Христос, как начаток воскресения; затем следуют те, о которых можно сказать, что они Христовы (ср. Гал.5:24 ); они воскреснут тотчас, как явится Христос, на что указывают слова: в пришествие Его. Третий класс обнимает всех прочих людей, на воскресение которых указывает выражение: затем конец, так как, по ст. 26-му, уничтожение смерти, имеющее совершиться в воскресении всех похищенных ею людей в нетленных телах, будет последним действием борьбы Христа с врагами Его царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

3. Дар языков и истолкования их; пророческий дар а) дар языков (глассолалия) Коринфской общины б) сравнение со случаями из книги Деяний ( Деян. 2:4 – 13; 10:44 – 46; 19:6 ). Мнения исследователей (Домашнее задание) в) новозаветное пророческое служение. Пророки в книге Деяний (Агав, дочери Филиппа благовестника и др.) г) большими важнейшим даром является то, что служит к назиданию Церкви и внешних (т. е. пророчество) IV. О воскресении (15) 1. Доказательства истинности воскресения Христа а) подтверждение смерти и воскресения Господа двойной ссылкой на Писание (ст. 3, 4) б) Свидетельства очевидцев. Явления Воскресшего Господа Ап. Павел не проводит различия между явлениями Воскресшего Господа до и после Его Вознесения. Ап. Павел называет себя извергом (ερτρωμα – недоносок, выкидыш); смысл этого названия 2. Воскресение Христа и всеобщее воскресение а) Воскресение Христа служит основанием всеобщего воскресения б) Христос и Адам. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (15:21 – 22) в) всеобщее воскресение во втором пришествии – единство в Царстве Божием. Когда же (Отец) все покорит Ему, тода и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем (15:28) (толкования стиха) 3. Образ всеобщего воскресения а) в каком теле воскреснут мертвые? Представления о бессмертии у иудеев и в античном мире б) образ зерна. Ср. Ин. 12:24 в) «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (15:44) г) разнообразие славы Воскресших д) «мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (15:52 – 53) План 2 Кор. Коринфская община и скорбн ап. Павла (1:15 – 2:11) Отложенное посещение Коринфа (1:15 – 24) 2. О «строгом» (4 ст.) послании (2:1 – 4) 3. Прощение обидчика (2:5 – 11) Ап. Павел и его служение (2:12 – 7) 1. Скорби и утешение апостола (2:12 – 3:2) 2. Сущность апостольского служения (3:4 – 7:4) а) служение Нового Завета (3:4 – 18)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

а) дар языков (глассолалия) Коринфской общины б) сравнение со случаями из книги Деяний ( Деян. 2. 4–13; 10. 44–46; 19. 6 ). Мнения исследователей (Домашнее задание) в) новозаветное пророческое служение. Пророки в книге Деяний (Агав, дочери Филиппа благовестника и др.) г) большим и важнейшим даром является то, что служит к назиданию Церкви и внешних (т. е. пророчество) О воскресении (15) Доказательства истинности воскресения Христа а) подтверждение смерти и воскресения Господа двойной ссылкой на Писание (ст. 3, 4) б) свидетельства очевидцев. Явления воскресшего Господа Ап. Павел не проводит различия между явлениями воскресшего Господа до и после Его вознесения. Ап. Павел называет себя извергом (ερτρωμα – недоносок, выкидыш); смысл этого названия Воскресение Христа и всеобщее воскресение а) Воскресение Христа служит основанием всеобщего воскресения б) Христос и Адам. Ибо, как смерть через человека,/так/через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (15. 21–22) в) всеобщее воскресение во втором пришествии – единство в Царстве Божием. Когда же/Отец/все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем (15. 28) (толкования стиха) Образ всеобщего воскресения а) в каком теле воскреснут мертвые? Представления о бессмертии у иудеев и в античном мире б) образ зерна. Ср. Ин 12. 24 в) «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (15. 44) г) разнообразие славы воскресших д) «мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (15. 52–53) План 2 Кор Коринфская община и скорби ап. Павла (1. 15 – 2. 11) Отложенное посещение Коринфа (1. 15–24) О «строгом» (4 ст.) послании (2. 1–4) Прощение обидчика (2. 5–11) Ап. Павел и его служение (2. 12 – 7) Скорби и утешение апостола (2. 12 – 3. 2) Сущность апостольского служения (3. 4 – 7.4) а) служение Нового Завета (3. 4–18) б) внешнее и внутреннее содержание апостольского служения (4–5)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Апостол Павел пишет: Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут ( 1Кор. 15:20–22 ). Так все воскреснут из мертвых, и праведные и грешные: ибо все, говорит Господь, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения. Но не все умрут до дня воскресения мертвых. Оставшиеся в живых до того времени в день всеобщего воскресения мгновенно изменятся, то есть, их грубые тела, какие имеем мы в настоящей жизни, переменятся в духовные, бессмертные. Так учит апостол Павел: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор. 15:51, 52 ). Время всеобщего воскресения также неизвестно нам, как неизвестны и день второго пришествия Господа Иисуса на землю и день скончания мира. Но то открыло нам Слово Божие, что это всеобщее воскресение будет при скончании мира, в последний день ( Ин. 6:54 ), пред самым пришествием Господа Иисуса на землю, для последнего суда, когда соберутся пред Ним все народы ( Мф. 25:32 ). Но в какой год, или в какой день, или в какое время года и дня совершится это великое дело Божие, не спрашивайте; это закрыто от нас для того, чтобы мы всегда были готовы встретить Господа, грядущего со славою судить живых и мертвых. Иисус Христос говорит: О дне том, или часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время ( Мк. 13:32, 33 ). Как совершится всеобщее воскресение мертвых? – Можем отвечать, что совершится по мановению всесильной воли Божией, или по всесильной воле предопределенного Судии живых и мертвых, Господа Иисуса. Сам Иисус Христос это изображает так: и узрят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И пошлет ангелов Своих с трубою громогласною; и соберут избранных Его от четырех ветров, от края до края неба ( Мф. 24:30, 31 ). Все воскреснут во мгновение ока ( 1Кор. 15:52 ); и земля и море возвратят умерших, как созерцал в откровении тайновидец Иоанн ( Апок. 20:12, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22). При этом воскресение совершится одновременно. Православная Церковь осудила так называемый хилиазм, учение о тысячелетнем царстве Христовом на земле. Согласно этому лжеучению, сначала воскреснут праведники, а через 1000 лет все прочие [ 456 ]. Однако Сам Господь говорил, что «все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28-29). 1.4. Изменение живых при воскресении умерших «…у тех, которые до времени общего Воскресения останутся в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся в духовные и бессмертные» [ 457 ]. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся…»  (1 Кор. 15, 51-52). 2. КОНЧИНА МИРА Воскресение произойдет «при конце сего видимого мира» [ 458 ]. Мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь конец. Небо и земля «погибнут» (Пс. 101, 27). «…небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пт. 3, 10). Однако этот конец будет означать не исчезновение мира, а его преобразование, обновление: «небо и земля прейдут» (Мф. 24, 35), то есть изменятся по образу своего бытия. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…» (Откр. 21, 1, 2). 3. СОСТОЯНИЕ ДУШ УМЕРШИХ ДО ДНЯ ВСЕОБЩЕГО ВОСКРЕСЕНИЯ До дня всеобщего воскресения души умерших находятся в различном состоянии: «Души праведных во свете, покое и предначатии вечного блаженства; а души грешных в противоположном сему состоянии» [ 459 ]. Тотчас по смерти душам усопших не приписывается ни полноты блаженства, ни полноты мучений, «потому что полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, по воскресении тела и последнем суде Божием» [ 460 ]. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор. 15:22 ). При этом воскресение совершится одновременно. Православная Церковь осудила так называемый хилиазм, учение о тысячелетнем царстве Христовом на земле. Согласно этому лжеучению, сначала воскреснут праведники, а через 1000 лет все прочие 456 . Однако Сам Господь говорил, что «все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28–29 ). 1.4. Изменение живых при воскресении умерших «У тех, которые до времени общего Воскресения останутся в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся в духовные и бессмертные» 457 . «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся...» ( 1Кор. 15:51–52 ). 2. Кончина мира Воскресение произойдет «при конце сего видимого мира» 458 . Мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь конец. Небо и земля «погибнут» ( Пс. 101:27 ). »... небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет. 3:10 ). Однако этот конец будет означать не исчезновение мира, а его преобразование, обновление:«небо и земля прейдут» ( Мф. 24:35 ), то есть изменятся по образу своего бытия. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали...» ( Откр. 21:1–2 ). 3. Состояние душ умерших до дня всеобщего воскресения До дня всеобщего воскресения души умерших находятся в различном состоянии: «Души праведных во свете, покое и предначатии вечного блаженства; а души грешных в противоположном сему состоянии» 459 . Тотчас по смерти душам усопших не приписывается ни полноты блаженства, ни полноты мучений, «потому что полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, по воскресении тела и последнем суде Божием» 460 . «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). Глава XIII. О двенадцатом члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Во всяком случае мы не можем видеть указания на воскресение нечестивых в словах следующего стиха: а затем конец (ετα τ τλος). Конец, по изъяснению самого Ап. Павла, наступит, когда Христос предаст царство Богу и Отцу, а последнее произойдет тогда, когда Он упразднит всякое начальство, и всякую власть, и силу, враждебные Ему. Так как далее Апостол говорит, что последним из имеющих быть упраздненными врагов истребится смерть, что произойдет в воскресении, то конец и всеобщее воскресение мы не можем отожествлять. Хотя восстание тел нетленными будет завершением деятельности Спасителя и, как последнее из Его дел, может быть названо «концом», тем не менее, Апостол проводит логическое различие между «концом» и истреблением смерти. Последнее предшествует «концу», под которым мы поэтому должны понимать не самое воскресение, а простое указание на то, что с воскресением людей оканчивается царство Сына и наступает царство Триединого Бога (ср. 1Кор.1:8 ). Против приводимых защитниками первого воскресения мест, которые, однако, при более беспристрастном разборе оказываются совершенно не подтверждающими этого учения, можно привести целый ряд других, ясно говорящих об одновременности воскресения праведников и грешников. Наступает время, говорит Господь, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения ( Ин.5:28–29 ). Правда, Писанию обычно употреблять выражения: «день» и «час», из которых последним более точно можно бы было перевести употребленное здесь в подлиннике ρα, в смысле времени вообще 317 , но здесь мы не имеем никаких оснований разделять воскресение в пределах указываемого ρα, так как, с одной стороны, воскресение добрых и злых представляется следствием одного мановения Сына Божия, с другой, – что еще более важно, – оно ставится в непосредственную связь с судом, так что общее понятие воскресения разделяется на два частнейших – воскресение жизни для одних и воскресение осуждения для других. Из других мест Писания мы можем видеть, что пришествие Христово будет, как молния, которая исходит от востока и видна бывает даже до запада ( Мф.24:27 ), следовательно, оно будет по всему миру, а не к одним только избранным, а так как воскресение мертвых; суд над родом человеческим и обновление неба и земли представляют его непосредственные следствия, то все эти события мы должны представлять себе не только тесно связанными причинною связью, но и совершающимися непосредственно одно за другим. Между тем признание первого и второго воскресения необходимо разъединяет эти эсхатологические события и заставляет признать два пришествия Господа на землю при конце мира, а если будет доказана мысль о всеобщности суда для всех воскресших, то и два последних суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010