Как первоначальное грехопадение человека есть расторжение жизненной связи всеединства, организующей космос в живое целое, так и искупление есть именно восстановление этой связи целого человека с целым человеческим родом, со всею природою мира как целого. Боговоплощение есть откровение божественного всеединства на земле. Так оно понимается и в Евангелии и в апостольских посланиях. Говоря о событиях земной жизни Христа, апостол Павел прежде всего настаивает на том, что эти события суть переживания не одной только богочеловеческой Личности, но всего рода человеческого как целого, вследствие чего необходимым последствием совершенной жертвы является не единоличное воскресение Христа, а воскресение всеобщее. В этом утверждении всеобщности жизни Христовой — смысл всех христианских таинств. Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. И так мы погребли–ся с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения (Римл., VI, 3—5). Связь индивидуального со всеобщим для апостола тут настолько необходима и достоверна, что одно без другого для него немыслимо. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых, Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. Л если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша (I Кор., XV, 12 — 14). Достойно внимания, что все учение об искуплении и о воскресении мертвых раскрывается у апостола Павла в виде строго логической цепи умозаключений. Апостол, очевидно, намеренно подчеркивает, что в этой связи индивидуального и всеобщего выражается логика всемирного смысла. Завершение этой логики всеобщего воскресения — царство Божие как всеобщий конец (I Кор., XV, 24). Апостол не оставляет сомнения в том, что конец этот — всеединство: вся цель мирового процесса и весь мир всеобщего воскресения выражается у него словами: да будет Бог все во всем (I, Кор., XV, 28).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=784...

Состояние душ умерших до всеобщего суда. Души умерших праведных людей до всеобщего воскресения находятся в свете, покое и в предначатии вечного блаженства. Иисус Христос в притче о богатом и Лазаре говорит, что Лазарь был несен Ангелами на лоно Авраамово, т.е. удостоился получить Царство Небесное; а души грешных людей будут находиться в муках. Богатый воззвал к Аврааму: «Отче Аврааме! пошли Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучаюсь в этом пламене» ( Лк. 16:19–31 ). Молитвы за умерших. Православная Церковь заповедует молиться за умерших и подавать милостыни. Особенно бывают действенны молитвы за умерших, которые возносятся верующими перед великой жертвой Тела и Крови Иисуса Христа во время Литургии. Что будет с теми, которые останутся в живых до пришествия Господа? Тела тех людей, которые останутся в живых до второго страшного пришествия Иисуса Христа, изменятся и будут такими же духовными и бессмертными, как и тела умерших людей. Двенадцатый член Символа веры И жизни будущаго века. Аминь. В двенадцатом члене говорится о будущей жизни, которая наступит после воскресения мертвых и всеобщего суда Иисуса Христа. Будущая жизнь для людей праведных будет в высшей степени блаженная, а грешники будут осуждены на вечные мучения вместе с дьяволом . Степени блаженства будут различны. Чем более человек на земле старался делать добрых дел, тем высшую степень блаженства он получит в будущей загробной жизни. Часть вторая. О молитве. Понятие о молитве. Молитва есть усердное обращение человека к Богу. Три главных рода молитвословий. В молитвах мы должны 1) прославлять Бога за Его Божественные совершенства; 2) благодарить Его за все те благодеяния и милости, которые мы получаем от Него, и 3) наконец, просить Его о своих нуждах. Поэтому три главных рода молитвословий: 1) славословие, 2) благодарение и 3) прошение. Исцеление десяти прокаженных. Пример славословия и благодарения показал самарянин, исцеленный Иисусом Христом от проказы. Однажды Иисус Христос встретил десять прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом взывали: «Иисус, Наставник, помилуй нас!». Иисус Христос сжалился над ними и сказал: «пойдите, покажитесь священникам». Когда они шли, то очистились. Один из исцеленных – самарянин – возвратился, громким голосом прославляя Бога. Он припал к ногам Иисуса Христа и благодарил Его. Иисус Христос спросил: «не десять ли очистились, где же девять? Почему они не пришли воздать славу Богу?». И сказал самарянину: «встань, иди, вера твоя спасла тебя» ( Лк. 17:11–19 ) 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Посмертное существование в эту эпоху представлялось однозначно безрадостным. Новый Завет открывается радостной вестью о Воскресении Христовом. Крестная смерть Спасителя, Его схождение во ад и Его последующее Воскресение являются победой над царством сатаны и самой смертью. Вся суть Нового Завета содержится в главном песнопении Пасхи: Христос Воскресе из мертвых, Смертию смерть поправ, И сущим во гробех Живот даровав. Вера в грядущее всеобщее воскресение составляет основное содержание христианской веры, все остальное второстепенно. Об этом очень эмоционально говорит апостол Павел: «если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15, 19). В 25-й главе Евангелия от Матфея совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем страшном суде: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25, 31-32). Новый Завет убеждает в том, что воскреснет каждый человек, который когда-либо жил на земле. «...Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28-29). Здесь сказано «все». Апостол Павел пишет: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22). Таким образом, смерть и последующее воскресение становятся всего лишь рубежами бесконечно длящейся жизни. Очень важно, что грядущее всеобщее воскресение будет воскресением человека в единстве духа, души и тела. Православная Церковь исповедует не бессмертие души, как многие древние религии, а именно телесное воскресение. Только вот тело будет иным, преображенным, свободным от несовершенств, болезней, уродств, которые являются следствиями греха. Об этом грядущем преображении убедительно говорит апостол Павел: «не все мы умрем, но все изменимся» (1 Кор. 15, 51). Наверное, в вечной жизни человека ожидает не какое-то статичное состояние, а новая деятельность. Ведь Царство Небесное называется Вечной жизнью, а жизнь - это всегда деятельность... Из намеков апостола Павла мы можем даже предположить, в чем будет заключаться эта деятельность - в бесконечном познании Бесконечного Бога. И разве это не наивысшее блаженство?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/a...

Следует также обратить внимание на то, что Иисус говорит о двух видах воскресения: о воскресении жизни и о воскресении осуждения. Воскресение станет событием, которое затронет всех людей, но не для всех оно будет означать жизнь. Термин «жизнь» в данном случае указывает на жизнь вечную, которую получат уверовавшие в Иисуса. Воскресение и жизнь, таким образом, не полностью синонимичны, и слова Иисуса, обращенные к Марфе, подчеркивают это различие. Иисус называет Себя воскресением, «но поскольку воскресение может быть также к осуждению, слова «Я есмь жизнь» содержат дополнительный смысл, ибо воскресение означает то, для чего воскреснут все, а жизнь – то, для чего воскреснут те, кто воскреснет во спасение». Событие, которое должно произойти в Вифании, каким-то образом соотносится с всеобщим воскресением: может быть, воскрешение Лазаря должно стать его прообразом или началом. Еще одним прообразом всеобщего воскресения станет событие, о котором повествует Матфей: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» ( Мф. 27:51–53 ). Всего этого, однако, не знает Марфа, которая воспринимает слова Иисуса о том, что воскреснет брат ее, как указание на всеобщее воскресение «в последний день», о котором говорили пророки Исаия и Иезекииль в приведенных выше цитатах. Но не этого утешения она ждет от Иисуса. Тогда Иисус произносит один из тех афоризмов, начинающихся словами «Я есмь», посредством которых раскрывает смысл Своего служения: «Я есмь воскресение и жизнь». Слова о том, что верующий в Него не умрет, а если и умрет, оживет, имеют смысл обобщения и относятся к вечной жизни – к тому спасению, которое Иисус принес людям. Но в данной конкретной ситуации они относятся к конкретному лицу, которое будет возвращено к жизни Иисусом. Это воскресение должно стать прообразом не только всеобщего воскресения, но и вечной жизни – того Царства Небесного, приближение которого возвестил Иисус в самом начале Своей проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Эсхатология царства Божия воскресению мертвых лишь придает характер объ­ективности. Так как верующие воскреснут не каждый сам по себе, а как сыны царства по закону органической связи людей между собой, то воскресшие будут не только живы для Бога, но будут реальны друг для друга, т. е. воскреснут в некоторой телесности (σμα πνευματικν), воскресение будет всеобщим, равным образом объек­тивно–всеобщим будет суд над ними, объективной бу­дет парусия Христа... Итак, воскресение из мертвых составляет самое основ­ное христианское чаяние. Но Христос Спаситель не только призывал к добро­вольному самоотречению и проповедовал воскресение из мертвых, не только учил о воскресении, но Он факти­чески победил смерть, явился «первенцем из мертвых» ( 1Кор. 15:20 ; Апок. 1:5 ), основал царство сынов воскресения. Господь Христос основал царство сынов воскресения потому, что через Него именно явилась в людях вечная божественная жизнь ( 1Иоан. 1:2 ), через Него открылась нам божественная любовь ( 1Иоан. 3:16; 4:9,10,16 ), которой Он первый возлюбил нас. Посему вечную жизнь имеет лишь тот, кто верует в Сына, соблюдает Его слово, Им оживотворен, Им живет.... Чтобы передать людям Свою божественную жизнь, Христу «должно» было умереть, дать душу Свою для избавления многих, потому что только в добровольной смерти Его проявилась наивысшим образом Его любовь, только через смерть Он мог духовно соединиться со всеми верую­щими. Однако Христу «должно» было не только умереть, но и воскреснуть. «Потому любит Меня Отец, что я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня; но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Мо­его» ( Иоан. 10:17,18 ). Воскресение из мертвых составляет величайшее христианское чаяние; воскресение Христа образует краеуголь­ный камень христианства. Если бы Христос умерь и не воскрес, то христианство было бы только учением; если бы христианство было только учением, то это было бы самое странное учение, и мы были бы самыми несчастными из людей. Но Христос воскрес. Христианство есть не только уче­ние, оно есть жизнь. «Я живу, и вы будете жить» ( Иоан. 14:19 ). Какое же значение для нас имеет воскресение Христа? Какие практические выводы отсюда вытекают? Воскресший Христос для нас первенец из умерших. Он умер и воскрес. И мы призываемся к упованию воскресения. Чтобы с Ним воскреснуть, с Ним мы должны умереть. Умереть со Христом значит жить по духу, а не по плоти. Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Дела плоти суть: прелюбодеяние, блуд, ненависть, убийства, вражда, ссоры, нечистота, непотребство и тому подобное. Живущие по плоти умрут; живущие по духу живы будут.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Блаженство праведных до времени всеобщего суда однако не есть полное, а есть только предначатие или предвкушение полного блаженства, состояние ожидания полного воздаяния. Полное воздаяние – по душе и по телу и полное прославление их последует после всеобщего суда и воскресения мертвых. Всем бо явится нам подобает, говорит ап. Павел, пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла ( 2Кор. 5, 10 ). Ап. Иоанн свидетельствует, что он на обращенный к Богу вопль мученических душ: доколе Владыко Святый и истинный не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? услышал такой ответ: пусть они успокоятся еще на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, дополнят число ( Апок. 6, 10–11 ). Этим показывается, что полное мздовоздаяние перешедших в другую жизнь душ должно совершиться не тотчас после смерти, а после окончания на земле домостроительства Божья и всеобщего суда. § 190. Состояние грешных Блаженству праведных совершенно противоположно состояние душ грешных, переходящих в иную жизнь неспособными к блаженному единению с Богом. Их ожидает за гробом осуждение, печаль и скорбь. Писание ветхого завета указывало на такую участь нечестивых за гробом: как скоро они умрут, говорится там, не будут иметь надежды и утешения в день суда; ибо ужасен конец неправедного рода (Прем. Сол. 3: 18–19). Гнев (Божий) не замедлить, – наказание нечестивому огонь и червь ( Сир. 7, 18–19 ). Конец нечестивых пламень огненный. Путь грешников вымощен камнями, но на конце его – пропасть ада ( Сир. 21, 10–11 ). Полнее скорбная участь их изображается в новом завете. Спаситель говорит всем Своим последователям: не убойтеся от убивающих тело, и потом не могущих лишше что сотворити. Сказую же вам, кого убойтеся. Убойтеся имущего власть по убиении воврещи в дебрь огненную ( Лук. 12, 4–5 ). По этим словам, те грешники, которых душа убита нравственным злом по действии сатаны, вслед за телесною смертью предаются мучению. В притче Спасителя о грешнике – богаче и Лазаре, душа грешника – богача представлена тотчас по смерти поступившею в ад и там подвергшеюся мучениям ( Лук. 16, 22–25 ). В беседе с иудеями Спаситель говорит, что они не взойдут на небо ( Иоан. 8, 21 ) потому, что не веруя в Него, умрут грешниками (23–24 ст.); грешнику, рабу греха, нельзя быть наследником в доме Отца небесного (35 ст.). Только праведников Писание называет блаженными и им только обещает покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Воскресение произойдет «при конце сего видимого мира» [ 458 ]. Мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь конец. Небо и земля «погибнут» (Пс. 101, 27). «…небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пт. 3, 10). Однако этот конец будет означать не исчезновение мира, а его преобразование, обновление: «небо и земля прейдут» (Мф. 24, 35), то есть изменятся по образу своего бытия. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…»  (Откр. 21, 1, 2). 3. СОСТОЯНИЕ ДУШ УМЕРШИХ ДО ДНЯ ВСЕОБЩЕГО ВОСКРЕСЕНИЯ До дня всеобщего воскресения души умерших находятся в различном состоянии: «Души праведных во свете, покое и предначатии вечного блаженства; а души грешных в противоположном сему состоянии» [ 459 ]. Тотчас по смерти душам усопших не приписывается ни полноты блаженства, ни полноты мучений, «потому что полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, по воскресении тела и последнем суде Божием» [ 460 ]. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10). ГЛАВА XIII О ДВЕНАДЦАТОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ «Жизнь будущего века» есть та жизнь, которая откроется после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова» [ 461 ]. 1. ВЕЧНОЕ БЛАЖЕНСТВО ПРАВЕДНИКОВ Для праведных это будет жизнь «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Источником такого блаженства будет особая близость ко Господу, непосредственное общение с Ним: тогда мы «увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3, 2), и «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28), и мы «всегда с Господом будем» (1 Фес. 4, 17). В блаженстве души будет участвовать и тело, «оно будет прославлено Светом Божиим, подобно как тело Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе». [ 463 ] «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Воскресшие люди будут иметь неодинаковый вид. Праведники будут сиять, как солнце, а грешники будут выглядеть мрачными и безобразными. Тогда внутреннее состояние каждого человека обнаружится в его внешнем виде. Тогда земля и все дела на ней сгорят. Весь мир изменится: из тленного обратится в нетленный и духовный – станет новым небом и новой землей. Состояние душ людей, умерших до всеобщего воскресения, неодинаково. Так, души праведных находятся на Небе в ожидании вечного блаженства, а души грешников в аду — в ожидании вечных мук. Такое состояние душ умерших определяется Богом сразу после смерти каждого человека. Смерть − это предел, которым оканчивается земная жизнь и начинается вечность. Что человек посеет в этой жизни, то и пожнет в будущей. Но суд сразу после смерти не есть окончательный, потому что предстоит еще всеобщий Страшный суд. Души верующих, но грешных людей, могут получить облегчение в загробных страданиях и даже совершенно избавиться от них по молитвам Церкви. Чтобы облегчить умершим их загробную участь, Церковь установила молиться за них на погребении, Литургии и панихидах, а также творить милостыню и другие добрые дела в их память. Двенадцатый член Символа веры …и жизни будущего века. Аминь. Последний член Символа веры говорит о будущей вечной жизни, которая настанет после всеобщего воскресения мертвых, обновления мира и Всеобщего Суда Христова. Для праведных людей вечная жизнь будет настолько радостна и блаженна, что в настоящем состоянии мы не можем ее даже представить или изобразить. Апостол Павел говорит: « Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его » (1 Кор.2:9). В блаженстве души праведника будет участвовать и тело, которое будет прославлено светом Божиим подобно телу Господа Иисуса Христа во время Преображения Его на горе Фаворе. « Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца и х», – сказал Спаситель (Мф.13:43). Теперь « сеется (тело) в уничижении, восстает в славе, сеется в немощи, восстает в силе » — объясняет апостол Павел (1 Кор.15:43). Праведники получат разные степени блаженства, соответственно нравственному достоинству каждого: « Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых » (1 Кор.15:41–42).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Какими мы будем после всеобщего воскресения мертвых? Скачать epub pdf О том, что Господь не только «умерщвляет», но «и оживляет», не только «низводит в преисподнюю», но «и изводит» из нее ( 1Цар.2:6 ), человек знал давно. Одно из наиболее ярких ветхозаветных провозвестий о будущем воскресении принадлежит пророку Исаие: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов... и... откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих» ( Ис.26:19–21 ). Подлинность этого ветхозаветного ожидания открылась в Воскресшем Христе. Не случайно в век благовестников, мучеников, мужей апостольских, апологетов истина о всеобщем воскресении была столь же близкой христианскому сердцу, сколь и истина о Воскресении Самого Сына Божия. Воскресение Искупителя, пролившего Кровь на Кресте, умершего и освободившегося от оков смерти служит доказательством неминуемости всеобщего воскресения в будущем, предвосхищающей иллюстрацией этого события в настоящем. По этой причине повествование о Воскресении Христа апостол ставил в основание своей проповеди : «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:12–14 ). И действительно, если бы восстановление человеческих тел было в принципе невозможно, этот принцип распространился бы и на плоть Искупителя, во всем подобного нам за исключением греха. При таком положении вещей людям не осталось бы ничего другого, как только признать, что «Христос не воскрес», но вместо Воскресения представил нам личину Воскресения. Этим бы ознаменовалось, что и смерть не побеждена, и Крестная Жертва не принята, и грех не искуплен; и апостолы – не правдолюбцы, и Церковь – не мать, и все мы доныне блуждаем во тьме. «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор.15:20 ). Этот базовый довод, подтвержденный многочисленными очевидцами, имеет настолько безупречное основание, что пренебрегать им, значит не доверять не только Святому Писанию, но и историческим свидетельствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Там, где мы ожидали бы всеобщего воскресения, говорится так: «и увидел я мертвых, малых и великих, стоящих перед престолом... и судимы были мертвые по написанному в книгах... тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них», а далее ещё говорится о смерти второй (14). О воскресении же телесном вообще (12–13) ничего не говорится. Однако это словоупотребление совсем не устраняет такого понимания, согласно которому здесь говорится именно о воскресении из мёртвых, т. е. и телесном воскресении, и это даёт самое простое и естественное толкование текста. Оно должно найти для себя оправдание в связи с общим библейским, ветхо- и новозаветный учением, в котором вообще говорится о воскресении. Так, мы читаем прежде всего у того же Иоанна в Евангелии: 6: 39–40: «воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы... все то воскресить в последний день». «Я воскрешу αναςτσω его в последний день». 91 Сюда же относится, конечно, и 1Кор. 15 ; 1Фес. 4:14, 16 и др. Если бы не было всех этих подавляющих и решающих свидетельств с обетованием всеобщего воскресения, оставалось бы ограничиваться истолкованием текстов 20:12–14 помимо всякого контекста, то можно было бы ещё впасть в сомнение относительно их подлинного значения. Однако при наличии общего их разумения в смысле всеобщего телесного воскресения. Это является догматически обязательным. И во всяком случае содержание этих текстов совмещено с этим учением. Возможно ли такое возмещение, и как оно возможно? Не представляется ли возможным, а по-своему даже убедительным понимание текстов о суде над «мертвыми» в контексте учения о первом воскресении святых, которые «ожили и царствовали со Христом тысячу лет, прочие же из умерших не ожили доколе не окончится тысяча лет» (5)? Не включает ли это «доколе» предельного срока, после наступления некоторого «оживление» или бестелесное пока воскресение относится уже и к душам всех вообще умерших? Такое толкование означало бы, что всеобщему воскресению в телах ещё предшествует также всеобщее, но не одновременно совершающееся оживотворение душ, пробуждение их от смертного сна или обморока, которое выражается словами «ожили».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010