Глава третья. Чин всенощного бдения в период действия иерусалимского устава в палестинских и прилегающих к Палестине монастырях Чин всенощного бдения вскоре после его возникновения при иерусалимском храме Воскресения распространяется среди палестинских монастырей. Его совершает преп. Евфимий Великий († 473). По примеру Евфимия Великого преп. Савва Освященный, как сказано было выше, установил совершение агрипнии под все воскресные дни и великие праздники. Распространению агрипнии среди палестинских монастырей способствовал авторитет матери церквей, храма Воскресения, где этот чин получил свое начало, а еще более – монастырский строй и условия быта палестинских монахов. Палестинское монашество, создавшееся под непосредственным влиянием египетского, имело келиотский строй. Монахи жили в келиях, зачастую представлявших собой естественные пещеры, разбросанные в расселинах скал на разном расстоянии одна от другой; Объединяющим монахов в одно братство было духовное руководство аввы и причащение Святых Тайн в храме, что обычно совершалось в воскресные дни. В прочие дни седмицы монахи пребывали в своих келиях, отправляя в установленные часы дня и ночи правило псалмопения. Вечер субботы и утро воскресного дня, предшествующие причащению Святых Тайн, по общехристианскому обычаю они должны были проводить в храме. Отправив воскресную вечерню, им следовало бы расходиться по келиям, с тем чтобы после полуночи снова прийти в храм к утрене. Но хождения в ночной темноте в келии, расположенные в отвесных скалах глубоких ущелий, были не только затруднительны, но даже опасны для жизни 265 . Рискуя в ночной темноте сорваться со скалистой тропы и разбиться в пропасти, монахи должны были после вечерни оставаться в храме в ожидании начала утрени. Таким образом, в палестинских монастырях и, в частности, в лавре преп. Саввы были налицо естественные причины, диктовавшие необходимость введения чина воскресной агрипнии. И коль скоро этот чин возник и получил освящение в практике матери всех церквей – церкви Воскресения, для авв Евфимия, Саввы и др. оставалось ввести его в своих монастырях. Отсюда возникает самая тесная связь всенощного бдения с так называемым Иерусалимским уставом, обязанным своим формированием обычаям и укладу жизни палестинских монастырей. Напомню, что эта связь чина всенощного бдения с Иерусалимским уставом оказывается настолько прочной, что сама дальнейшая история чина всенощного бдения протекает параллельно истории Иерусалимского устава. Чин всенощного бдения появляется всюду, куда попадает Иерусалимский устав, и подвергается изменениям по мере изменений самого устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Глава вторая. Преподобный Савва Освященный и происхождение всенощного бдения. Надписание современного Типикона Русской Церкви «Типикон, сиречь изображение церковного последования во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы. Тожде последование бывает и в прочих во Иерусалиме честных обителех, подобно и в прочих святых Божиих церквах» указывает на принадлежность чина всенощного бдения в первую очередь лавре преп. Саввы Освященного. Имя сего преподобного отца, таким образом, оказывается тесно связанным с Иерусалимским уставом, а этот последний – с чином всенощного бдения. В самом деле, преобладающее большинство списков Иерусалимского устава, за очень небольшим исключением, содержавших чин всенощного бдения, надписываются как Устав лавры Саввы Освященного. Первым мысль о принадлежности Иерусалимского устава творчеству преп. Саввы Освященного высказал Симеон Со-лунский (XV век). «В обителях, – говорит он, – и почти во всех церквах соблюдается чин одного Иерусалимского устава св. Саввы, потому что его можно совершать и одному, так как он и составлен для монахов, и он часто выполняется в кино-виях без пения. Конечно, это учреждение вызвано необходимостью и есть дело отеческого благоусмотрения. И св. отец наш Савва начертал этот устав, приняв его от святых Евфи-мия и Феоктиста, а они приняли его от бывших прежде них и от Харитона Исповедника. Начертание устава Саввы Освященного, затерянное при опустошении того места варварами, впоследствии при своем трудолюбии изложил патриарх Святого Града, святой отец наш Софроний. После него этот устав возобновил божественный отец наш и богослов Иоанн Дамаскин и, написав, предал его (для употребления)» 194 . Свое предположение о начертании преп. Саввой Иерусалимского устава Симеон Солунский , очевидно, основывал на сообщении биографа преп. Саввы, Кирилла Скифопольско-го 195 , который говорит, что Савва Освященный, чувствуя приближение своей кончины, созвал братию лавры, поставил им вместо себя нового игумена, которому заповедал хранить данный им лавре устав, причем сам устав вручил своему преемнику в письменном виде 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Глава шестая. Чин всенощного бдения в Русской церкви Появление Иерусалимского устава в Русской Церкви относится к концу XIV столетия 570 : именно этому времени принадлежат первые славянские списки устава 571  и труд митрополита Киприана по редактированию Псалтири следованной применительно к богослужебным особенностям Иерусалимского устава 572 . Центром распространения устава была Москва, стоявшая в рассматриваемое время впереди церковной жизни всей страны и имевшая постоянные сношения с Православным Востоком. Из Москвы устав распространялся по всей Русской Церкви, достигнув в XV столетии северных окраин Московского царства. Так, в 1428 году устав был введен в Саввином Сторожевском монастыре, в 1429 году – в Троице-Сергиевой Лавре, в 1438 году – в Твери, в 1441 году, при архиепископе Евфимии, – в Новгороде и в 1494 году – в Соловецком монастыре 573 . Отсюда история чина всенощного бдения в Русской Церкви восходит к рубежу XIV и XV столетий. Это время как отправное в истории рассматриваемого чина находит свое подтверждение, помимо приведенных данных из истории Иерусалимского устава в России, еще в содержании русских служебников. Только в служебниках XV века появляется изложение вечерни применительно к отправлению ее на всенощном бдении 574 , тогда как в служебниках XIV века и более раннего времени приноровления вечерни к чину всенощного бдения не видно 575 . Если Москва была центром проникновения в Русскую Церковь Иерусалимского устава, то источником, откуда проникал к нам этот устав, был прежде всего Константинополь, с которым Москва вела непосредственно политические, торговые и церковные сношения. Столица Византии в это время стояла в центре всей церковной жизни Православного Востока. Одни из самых ранних славянских списков Иерусалимского устава – Севастьяновский (Москва), датированный 1372 годом 576 , и Ленинградской государственной публичной библиотеки (шифр F, п. I, 26) 577  – представляют собой собственно списки с сербского, введенного в Сербии архиепископом Никодимом 578 . Последний же сделал свой список в 1319 году в Константинополе, в монастыре Иоанна Предтечи 579 . Устав 1401 года, составленный нашим соотечественником, архимандритом Высоцкого монастыря Афанасием, названный им «Оком церковным» и лежащий в основе всех последующих русских списков Иерусалимского устава до печатных московских изданий его включительно 580 , был написан этим архимандритом опять же в Константинополе, в монастыре Богородицы Пе-ривлепто 581 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Ночная служба на Рождество – как «выстоять»? 10 советов от епископа Ионы (Черепанова) Как не испугаться трудностей настоящего «всенощного бдения» и ощутить радость праздника на длительной рождественской службе? 6 января, 2014 Как не испугаться трудностей настоящего «всенощного бдения» и ощутить радость праздника на длительной рождественской службе? Рождество — особенный праздник. И служба в этот день особенная. Вернее, в ночь… Ведь во многих наших храмах Литургия (а бывает, что и великое повечерие, и утреня) служится именно в ночное время. Как не испугаться трудностей настоящего «всенощного бдения» и ощутить радость праздника на длительной рождественской службе — об этом для журнала «Начало» рассказал в интервью наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский ИОНА (ЧЕРЕПАНОВ). Зачем служится Литургия ночью? Как рассчитать свои силы и правильно подготовиться к ночному стоянию? Как бороться со сном? Стоит ли брать детей? Можно ли молиться по книжкам с переводом и объяснением богослужения? Откуда пошло выражение «не есть до первой звезды», и на кого это установление не распространяется? За сколько часов нельзя есть перед Причастием? Если все дни накануне Рождества постные, то когда уделить время приготовлению блюд для праздничного стола? Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в материале. Часть Почему люди так долго молятся? или Откуда пошла традиция ночных богослужений — Владыка, красивыми, но длительными службами славится Ваш Ионинский монастырь. Не так давно Вы вернулись с Афона, где в монастыре Дохиар возглавляли богослужение в престольный праздник. Служба длилась по афонскому обычаю — 21 час, и эта цифра просто не вмещается в сознание. У нас впереди Рождество с его пышными богослужениями. Можете поделиться опытом, как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно? И первый вопрос в связи с этим — зачем нужны такие долгие службы? — История продолжительных богослужений восходит к апостольским временам. Еще апостол Павел писал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». В книге Деяний апостолов сказано, что все верующие были вместе, изо дня в день они собирались в храме и хвалили Бога ( Деян. 2,44) . Отсюда в частности мы узнаём, что длительные богослужения были обыденностью в жизни первых христиан.

http://pravmir.ru/nochnaya-sluzhba-na-ro...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла по окончании всенощного бдения в канун дня памяти святителя Тихона, Задонского чудотворца 26 августа 2010 г. 10:00 25 августа 2010 года, в канун дня памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение всенощного бдения в липецком кафедральном соборе в честь Рождества Христова. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с проповедью. Ваше Преосвященство, владыка Никон! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Олег Петрович, высокие представители государственной власти, дорогие отцы, братья и сестры! Хотел бы поблагодарить вас, владыка, за этот рассказ о жизни вновь созданной Липецкой епархии . Действительно, образование самостоятельной епархии стало важнейшим событием в жизни верующих людей этого благодатного черноземного края. Мы видим, как буквально за семь лет преобразилась в церковном отношении эта земля. Мы видим благолепные храмы, прекрасное епархиальное управление, хорошо организованную работу в области образования, с молодежью, с Вооруженными силами, со средствами массовой информации и многое другое. Я радуюсь возможности в юбилейный год 400-летия дивной Задонской Богородице-Рождественской обители посетить эту землю и поклониться ее святыням. Мой визит приурочен к памяти святителя Тихона Задонского — великого угодника земли нашей. Пример святителя, который жил в XVIII веке, обладает огромной притягательной силой для нас, живущих в XXI веке, особенно для пастырей. Сегодня за богослужением мы слышали Евангелие от Иоанна, которое полагается читать тогда, когда празднуется память святителей, — с замечательными словами о том, что «пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10, 11). А «наемник, который не есть пастырь», не заботится об овцах — он убегает, когда идут волки, и позволяет волку расхитить свою паству. На протяжении истории Церкви мы имеем несметное множество примеров искреннего пастырского служения, когда пастыри отдавали жизнь свою за народ. Совсем еще недавно, в тяжкие десятилетия XX века, многие из них взошли на крест, на Голгофу, став священномучениками и исповедниками. Но известно также, что как в те трудные годы, так и в годы сравнительного благополучия были среди пастырей и те, кто не был готов защищать паству свою от волков, стремящихся расхитить овец.

http://patriarchia.ru/db/text/1257962.ht...

Что меня всегда удивляло в церковной жизни, — это то, что в ней, в принципе, нет пустоцветов. Нет «пустоцветных слов», нет бессмысленных движений и ничего не значащих ритуалов. Каждое слово, каждое движение священника наполнено смыслом. Всякий момент Всенощного бдения и Литургии имеет символическое значение, совершается как бы на нескольких разных уровнях. Что меня всегда удивляло в церковной жизни, — это то, что в ней, в принципе, нет пустоцветов. Нет «пустоцветных слов», нет бессмысленных движений и ничего не значащих ритуалов. Каждое слово, каждое движение священника наполнено смыслом. Всякий момент Всенощного бдения и Литургии имеет символическое значение, совершается как бы на нескольких разных уровнях. Например, на литии благословляется пять хлебов. Почему именно пять? В воспоминание о том, как Господь насытил пятью хлебами пять тысяч пришедших к Нему. Или каждение в начале Всенощного бдения. Священник кадит в полной тишине. Так проводится параллель с началом сотворения мира, когда земля была «невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды» (Быт. 1:2). Ни словесной твари, ни человека, который мог бы воспевать Господа, еще нет на земле. Но и это не единственное толкование данного момента богослужения. И, какое бы явление или даже отдельный предмет в Церкви мы ни взяли, везде мы найдем это множество символических смыслов. Например, икона. Мы часто молимся, глядя на образ, не обращая особого внимания на то, как он нарисован, какими деталями наполнена икона и т.д. Для нас в молитве бывает важна именно личность святого, к которому мы обращаемся. Тем не менее, если сравнить различные иконы одного и того же святого или, например, Спасителя, то можно увидеть, что, при всем различии черт лица и живописной манеры, у них очень много общего. И это общее — те выработанные церковной традицией символы и элементы, каждый из которых наполнен определенным смыслом. К примеру, нимб Спасителя. Это единственный нимб, в круг которого вписывается крест — знак крестной смерти Господа. По этому отличительному знаку всегда можно узнать, чей это образ. Каждая из сторон креста состоит из одной широкой и одной или двух узких полос. Это грани перекладин Креста, развернутые в обратной перспективе, — одна светлая и одна или две теневых. Богомладенец Христос на иконах Божией Матери также всегда пишется с этим крестом. Так икона постоянно напоминает нам о том, что Христос — Бог распятый и воскресший. Эти Его качества настолько существенны для Церковного сознания, что оно закрепило их даже в иконописном каноне.

http://pravmir.ru/bogatstvo-smyslov-v-ik...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance О Всенощном бдении. Часть 2. О псалмах 9 мин., 15.12.2016 Всенощное бдение, или Всенощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великую вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова) . Ночная молитва Ночная молитва издревле вдохновляла тех, кто желал в тишине своего сердца помолиться Богу. С древних времён люди молились по ночам (см. Пс. 62, 7; 87, 2; 91, 3; 118, 55, 62, 148; 133, 1; Пророка Неемии 1, 6), но это было выражением личного благочестия. Лишь с приходом христианства ночные бдения стали широко распространенной формой общественного богослужения. Это и не удивительно. Во-первых, на жарком Востоке молиться ночью гораздо приятнее, удобнее, нет изматывающей жары, зноя, слепящего солнца. Во-вторых, что немаловажно в эпоху гонений, собираясь по ночам, в уединенных местах, христиане меньше рисковали быть замеченными, схваченными, убитыми. Регулярные ночные молитвы были связаны с римским делением ночного времени суток на 4 стражи (лат. vigilia – бдение), т. е. 4 смены военных караулов. Известно, что 3-я стража начиналась в полночь, 4-я - при пении петухов. Христиане посвящали молитвам все четыре стражи только в исключительных случаях (например, на Пасху). Обычно же молились до полуночи, или вставали на молитву среди ночи. Собирались на бдения по разным поводам: перед Евхаристией , перед Крещением, в период Великого поста , на память мучеников и усопших. К этим практическим поводам присоединялось и ожидание Второго пришествия Иисуса Христа и наступления Царства Небесного, и стремление избежать греха. Однако с IV в. бдения все больше становятся специфически монастырским богослужением, особенно развитым в иерусалимских монастырях. Появляются подвижники, стремившиеся буквально исполнить заповедь о непрестанной молитве (прп. Пахомий Великий и др.). В V в. на Востоке возникают монастыри «неусыпающих», где монахи поочередно сменяли друг друга, чтобы их молитва не прерывалась ни на минуту.

http://foma.ru/kommentariy-na-vsenoshhno...

125 лет тому назад, в 1850 году, в русской богословской науке появились одновременно две магистерские диссертации на тему «О литургии Преждеосвященных Даров»: в Московской духовной академии – Г. П. Смирнова -Платонова и в Петербургской – Н. Малиновского . В свете научных данных того времени вопрос о происхождении этой литургии был трудным для решения даже в плане гипотетическом, потому что самые ранние свидетельства о существовании этой литургии относятся к началу VII века. Одно из них – в «Пасхальной хронике», где говорится: «В этом году при Сергии, патриархе Константинопольском, с первой недели поста четвертого индикта (615 год) начали петь после „Да исправится» во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакии на престол; после того, как иерей скажет „По дару Христа Твоего», народ тотчас начинает „Ныне силы небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь славы, се, жертва тайная совершена дориносится. Верою и страхом приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа " " 1 . Другое имеется в житии преп. Георгия Хозевита (конец VI – начало VII века). Составитель жития, ученик преп. Георгия Антоний, рассказывает, что преподобный имел обычай в воскресные дни после всенощного бдения посылать юношу Зинона в Иерихон за просфорами на тот случай, если кто-либо придет в этот день в монастырь для молитвы. Как-то раз Зинон во время Евхаристии стоял близ алтаря и слышал слова молитвы, которую читал преп. Георгий, освящая Дары, и он запомнил их. В одно из воскресений, возвращаясь с просфорами из Иерихона, Зинон размышлял об этих словах. В это время сошел Дух Святой и освятил и просфоры, и юношу. Преподобному же Георгию, который в это время отдыхал после всенощного бдения, явился ангел и сказал: «Встань, пресвитер, и соверши Преждеосвященную службу над тем приношением, которое несет юноша, ибо оно освящено» 2 . Наши исследователи за отсутствием у них других источников широко использовали труд Льва Алляция, посвященный тому же вопросу и изобилующий выписками из редчайших рукописей Ватиканской библиотеки 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

III. Воскресное богослужение § 31. Воскресное Богослужение Воскресное богослужение, или (по октоиху) Богослуженье недели (т.-е. недельного дня) есть праздничное в кругу седмичном, и молитвословия и песнопения поются в большей части из октоиха, нежели из минеи. Оно бывает со всенощным бдением и без бдения. С Пасхи до Воздвижения положено совершать на воскресные дни всенощное бдение с малою пред ним вечернею; а с Воздвиженья до Пасхи, если не случится в воскресенья великих праздников со бдением, положено совершать с вечера великую вечерню с 9-м перед нею часом и повечерием после нее; а утром – воскресную полунощницу и утреню с 1-м часом. Утреня совершается с полиелеем, если воскресенья будут стоять от 22-го сентября до 20 го декабря, и от 14-го января до недели сырной (кроме недели мытаря и фарисея) – и без полиелея; но со чтением Евангелия, если воскресенья будут стоять от недели сырной до 22-го сентября, и от 20-го декабря до 14-го января. Вместо полиелея поются тогда непорочны или псалом 118-й. Когда в воскресные дни надлежит петь полиелей и вместо него непорочны – это указывается в следующем порядке времени года, начиная с недели ап. Фомы: а) в неделю ап. Фомы – полиелей без паримий, б) в следующие недели до Пятидесятницы – непорочны, в) в Пятидесятницу – полиелей, г) с недели всех святых до 21-го сентября – непорочны, д) с 22-го сент. по 20-е декабря – полиелей, е) с 20-го дек. по 14-е янв. – непорочны, ж) с 15-го янв. до недели мытаря и фарисея – полиелей, з) в неделю мытаря и фарисея – непорочны, и) в неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную – полиелей с присоединением пения псалма: «На реках Вавилонских», и) с 1-й недели Великого поста до 5-й включительно – непорочны, к) в неделю Ваий – полиелей. Примеч. Если в какие недели случится празднование святому с подиелем или бдением, то всегда поется полиелей. Чинопоследование воскресного богослужения I. Со всенощным бдением II. Без бдения С вечера сперва совершается служба 9-го часа, потом – малая вечерня, а после нее – всенощное бдение, – днем часы и литургия 1. Девятый час совершается по обычному чину, а затем без отпуста часа – малая вечерня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Богоматерь в Литургии и гимнографии Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 16 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 1 “Христианство с одним Христом, но без Богоматери — это есть в сущности какая-то другая религия, чем Православие”, — так расценивал отец Сергий Булгаков почитание Богородицы 2 . И действительно, православное богослужение — Божественная Литургия и суточные богослужения — немыслимо без вновь и вновь возносимой хвалы Богоматери. Даже в наиболее священном (если можно так выразиться) моменте Божественной Литургии, следующем непосредственно после преложения евхаристических даров через снисхождение Святого Духа, первой звучит хвала Богоматери. Священник молится о призывании Святого Духа в Литургии Иоанна Златоуста: “Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших праотцев изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии”. Затем всегда следует песнопение в честь Богородицы, притом в большинство дней церковного года — вероятно, самое красивое из этих песнопений: состоящая из двух частей Песнь Богородицы: Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присно­блаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем . Помимо этого центрального места, Богоматерь упоминается в заключении каждой ектеньи: Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим . Еще обильнее похвалы Божией Матери в суточных богослужениях, которые немыслимы без постоянно повторяющегося упоминания Богородицы. И здесь, как и в Божественной Литургии, ектеньи заканчиваются упоминанием Богоматери, а богородичен всегда следует за постоянно повторяющимся прославлением Святой Троицы: Слава Отцу и ныне и присно . Посмотрим, что это означает для всенощного бдения в канун воскресенья и больших праздников: первый богородичен поется к стихирам на Господи воззвах , притом в особом месте, ибо здесь начинается вход вечерни как внешняя кульминация вечернего богослужения. Богородичен в стихирах на Господи воззвах часто настолько богат богословской и догматической мудростью, что его называют также догматиком. Стихиры на литии также содержат богородичен, как и стихиры на стиховне. Тропарь Богоматери ( Богородице Дево, радуйся ), о котором мы еще будем говорить, торжественно сопровождает конец воскресной вечерни в рамках всенощного бдения.

http://pravmir.ru/bogomater-v-liturgii-i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010