Чашу спасения прииму и Имя Господне призову ( Пс. 115:4 ). Чашу страданий, скорбей и гонений он называет «Чашею спасения». Он принимает эту чашу с призыванием Имени Божия. Иначе никто не может принять её, как только с помощью призываемого Имени Господа. «Чашу, юже даде Мне Отец Мой Небесный, не имам ли пити ю», – скажет в Новом Завете Иисус Христос. Вси языцы обыдоша мя и Именем Господним противляхся им . Обышедше обыдоша мя и Именем Господним противляхся им . Обыдоша мя, яко пчелы сот, и Именем Господним противляхся им ( Пс. 117:10–20 ). Вот здесь он уже удостоверяет, что приняв чашу спасения, во время нападения на него врагов, он противится им, отгоняет их всех Именем Господним, подтверждая это троекратно. Благословен грядый во Имя Господне ... Бог Господь и явися нам ( Пс. 117:26–27 ). Здесь, конечно, пророчество о грядущем «во Имя Господне» Мессии-Искупителе. Однако и подтверждение, что все истинно добрые дела совершаются во Имя Господне, ради славы Имени Божия. Хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа ( Пс. 134:1 ). Это и есть существенная и торжественнейшая часть всенощного бдения, называемая «Полиелей», на все века из Ветхозаветной Церкви перешедшая в Церковь Новозаветную. Господи, Имя Твое в век и память Твоя в род и род ( Пс. 134:13 ). И подтверждается здесь вновь, что Имя Господа – вечное, и память Его в род и род... Вознесу Тя, Боже мой. Царю мой, и благословлю Имя Твое во век и в век века : на всяк день благословлю Тя, и восхвалю Имя Твое во век, и в век века ( Пс. 144:1–2 ). Благословлять Господа и восхвалять имя Его – это одно и то же. И вновь подтверждается, что Имя Божие будет прославляться в бесконечности, и исповедание Его и на земле, и на небе: Хвалу Господню возглаголют уста моя, и да благословит всяка плоть Имя святое Его во век и в век века ( Пс. 144:21 ). Те, которые исповедуют Имя Господне и прославляют Его здесь на земле, те сподобятся исповедовать и прославлять Его в бесконечные веки и на небеси. Да восхвалят Имя Господне, яко вознесеся Имя Того Единого, исповедание его на земли и на небеси ( Пс. 148:21 ). Аминь. Из книги Притчи Соломона

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Это событие описано у всех четырех евангелистов (Мф.21:1–11; Мк.11:1–11; Лк.19:29–44; Ин.12:12–19). Этот праздник посвящен воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Господь вошел для страданий и крестной смерти. За шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Царь и идет на смерть добровольно. Приблизившись к Иерусалиму, Иисус Христос послал двух учеников Своих, чтобы они привели Ему ослицу и молодого осла, на которого еще никто из людей не садился. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Учитель. Они покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него. В Иерусалиме узнали, что Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, приближается к городу. Множество народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и покрывали ими путь. И весь народ, сопровождавший и встречавший Его, в радости восклицал: « Осанна (спасение) Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне ( т. е. достоин хвалы, идущий от имени Господа, посланный Богом ) Царь Израилев! Осанна в вышних! » (Мф.21:9) После торжественного входа в город, Иисус Христос пришел в Иерусалимский храм и выгнал из него всех продающих и покупающих. В это же время Христа обступили слепые и хромые, и Он всех их исцелил. Народ, видя власть Иисуса Христа и чудеса, Им совершенные, стал еще больше прославлять Его. Первосвященники же, книжники и старейшины народа завидовали любви народа к Христу и искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его. За Входом в Иерусалим начинается Страстная седмица. Господь по Своей воле приходит в Иерусалим, зная, что идет на страдания. Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется Церковью в последнее воскресенье перед Пасхой. Этот праздник называется также Вербным воскресеньем или неделей Ваий (в церковнославянском языке «ваия» — ветвь, «неделя» — воскресный день). Во время всенощного бдения в храме совершается освящение ветвей (в некоторых странах – пальмовых ветвей, в России – цветущих ветвей вербы). Ветви – символ победы Христа над смертью и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Разрешение проблемы целонощного богослужения с появлением Иерусалимского устава Что касается уставного выполнения бдения как целонощ-ной службы, то эта проблема в Русской Церкви разрешалась двояко. В одних случаях к ее разрешению подходили чисто «механически», путем вставки в сам чин бдения чинопоследовании повечерия и полунощницы, отправлявшихся раньше на Руси, т. е. в период действия здесь Студийско-Алексиевского устава, в отдельности. Начатое в свое время, как требует Иерусалимский устав, по захождении солнца, всенощное бдение совершалось в соответствии с указаниями устава по великое чтение включительно, после же великого чтения следовало малое повечерие с пением на нем молебного и затем – полунощница. В результате такого «включения» повечерия с каноном и полунощницы в чин всенощного бдения последний, естественно, становился более продолжительным. Если же и этих чинов оказывалось для продолжения бдения недостаточно, то в таком случае по окончании полунощницы добавлялось еще чтение, после которого уже следовало Ше-стопсалмие. Прямую цель такого механического внесения в чин всенощного бдения излишних чинопоследований, вопреки Иерусалимскому уставу, указывает устав Московской синодальной библиотеки 383 (328) XIV века, в котором перед началом утрени в чине всенощного бдения замечено: «Се же и мы рас-мотривше рассудихом, еже в нас скудоту и недоумение хитро-гласнаго пения, и оуставихом от себе, сице кроме оуставна повеления, да аще есть великия осенния и зимния нощи, то по великом чтени поем повечерницю меншюю, еже есть от „Помилуй мя, Боже». По сем поем канон молебен, за творящих нам милостыню, или за негож хощем. Таж поем полу-нощницю неделную, и аще есть не поздо, чтем чтени. По сем моем зауст» 584 . То же самое указывает устав 384 (329) той же библиотеки 585 . Профессор-протоирей А. Горский, приводя данное сообщение о порядке заполнения всенощного бдения в XIV веке чинопоследованиями повечерия и полунощницы, что «и позднейших списках устава нет сего замечания» 586 , очевидно, полагая, что такое явление в Русской Церкви имело временный характер. Монастырские обиходники XVI-XVII столетий показывают, что эта практика существовала у нас и в это время. Обиходники, предписывая отправление всенощного бде-иия, подчеркивают его непрерывность с вечера до утра указанием на то, что после вечерни «росходу нет ко ужине», и в то же время говорят о совершении полунощницы и затем – утре-пи: «Поем всенощное. И после вечерни (в других – на каноне) к ужине расходу нет. На полунощницы троп[арь] и кондак] глаголем Предтечи (в частности, указание дается в службе Рождеству Предтечи – 24 июня) и чтене чтут заутреню, начинаем „Слава й вышних " " 587 . Из приведенных указаний видно, что чин бдения совершался в соответствии с Иерусалимским уставом с вечера до утра и в него вставлялись после вечерни канон и полунощница с чтением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

К разрешению проблемы бдения как целонощной службы одни подходили путем вставки в чин бдения последований повечерия и полунощницы. Начатое по захождении солнца, как требует Иерусалимский устав, всенощное бдение совершалось в соответствии с указаниями устава по великое чтение включительно, после которого следовало малое повечерие с пением на нем молебного канона и полунощница. Если же и этих чинов оказывалось для продолжения бдения недостаточно, то в таком случае по окончании полунощницы добавлялось еще чтение, после которого уже начиналось шестопсалмие. В результате противоречившего Иерусалимскому уставу механического внесения в чин бдения излишних чинопоследований продолжительность бдения возрастала, что отражено в монастырских Обиходниках XVI–XVII вв. Старообрядцы до сих пор поют перед всенощной кроме малой вечерни малое повечерие и полунощницу (см. Старообрядчество, богослужение). Другой способ служения бдения заключался в том, что чин всенощного бдения не подвергался искусственному продлению, а совершался применительно к его уставному изложению, однако начинался не по заходе солнца, а около полуночи. Собственно вечернее время, наступавшее после захода солнца, в связи с поздним началом всенощного бдения оказывалось свободным и искусственно заполнялось чинопоследованиями вечерни и молебна. Эта вечерня, совершавшаяся без литии, но по чину великой, в Новгороде называлась «средней», т. е. не малой, но и не великой (входившей в состав бдения). Чиновники московского Успенского собора также отличали вечерню без литии от вечерни с литией. Подобно Новгороду, здесь вечерня без литии совершалась в том случае, когда ночью полагалось всенощное бдение. В таком случае после вечерни, как и в Новгороде, служился молебен. В тех же случаях, когда всенощного бдения под праздник не было, а полагалась лишь утреня, предваряемая полунощницей, с вечера служили вечерню с литией и вслед за ней молебен. Как на особенность московской богослужебной практики, неизвестной в Новгороде, следует указать на дополнение вечернего богослужения повечерием, следовавшим после молебна. Во многих храмах и мон-рях, т. о., под праздники служили три вечерни: малую, составлявшую особенность Иерусалимского устава, затем великую, совершавшуюся в соответствии со Студийским уставом отдельно от утрени («среднюю»), и третью – также великую, входившую в чин всенощного бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В том или другом случае сокращенный чин всенощного бдения оказался не оправдывающим своего названия и входящих в его состав песнопений; предначинательный псалом, светиль-ничные псалмы и молитвы, вечерний гимн «Свете тихий», Шестопсалмие, утренние молитвы и возглас великого славословия «Слава Тебе, показавшему нам свет», а также обе просительные ектении, связанные в своем содержании с вечерним или утренним временем суток, в том или ином случае – не соответствующими действительному времени. В этом отношении русские монастыри, вернувшиеся к студийской практике отдельного отправления вечерни и утрени в положенное уставом для этих служб время, остались более верными духу церковного устава. Подводя итог обозрению истории чина всенощного бдения в Русской Церкви, следует сказать, что этот чин вошел здесь в богослужебную практику в XIV-XV столетиях не в силу потребностей, какие имели место при распространении его в палестинских монастырях, а как верный спутник Иерусалимского устава, распространившегося к этому времени во всей Восточной Церкви и занявшего преимущественное место среди других уставов – Студийского, Святогорского, Великой константинопольской церкви. Правда, на Руси, наряду с общежительными монастырями, было большое количество «особных» монастырей, иногда с двумя-тремя черноризцами, образом жизни напоминавшими восточных келиотов; но эти скитяне имели свой устав, создавшийся у нас же на Руси на основе восточных келейных правил. Они имели и свой чин всенощного бдения, состоящий, главным образом, из кафизм, канонов и чтений, и греческая агрипния в том изложении, какое предлагал Иерусалимский устав в константинопольской редакции, им была не нужна и, быть может, непосильна ввиду малочисленности братий. Более того, возможно, что непригодность восточной агрипнии для наших скитян была причиной к созданию ими своего русского скитского всенощного бдения. Скитский устав составлен был неизвестным деятелем на поприще скитского жития на основе келейного правила, принесенного с Афона киево-печерским игуменом Досифеем (XIII век) и Иерусалимского устава. Самые ранние списки Скитского устава восходят ко второй половине XV века. Устав составлен был с учетом отсутствия среди скитян хороших певцов и лиц в иерейском сане. Поэтому преобладающим было чтение псалтири и канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Сколько всенощных бдений в год предполагает Типикон? 3. Из какого устава в современном Типиконе происходит традиция совершения всенощного бдения? 4. В каком случае Типикон предусматривает совершение малой вечерни? Почему? 5. Что, согласно Типикону, должно происходить после чина малой вечерни? 6. Совершается ли «царская» часть утрени на всенощном бдении? 7. Откуда происходит начальный возглас всенощного бдения, произносимый священником? 8. От какого молитвословия этот возглас происходит? 9. В какие моменты всенощного бдения совершается каждение? 10. Откуда происходит каждение, совершаемое в начале всенощного бдения? 11. Сколько стихир на «Господи, воззвах» может быть на всенощном бдении? 12. Какие приложения Минеи используются на всенощном бдении? 13. Сколько диаконских прошений на литии? Сколько раз в ответ им поётся «Господи, помилуй»? 14. Чем отличается порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» на всенощном бдении в седмичный день от такого же порядка в воскресный день? 29. Вопросы к теме «Всенощное бдение» (2) 1. Структура какой утрени почти полностью соответствует структуре утрени на всенощном бдении? 2. Какие богослужебные книги с изменяемыми молитвословиями используются на седмичном и воскресном всенощном бдении? 3. Что исполняется и возглашается на вечерне седмичного и воскресного бдения между мирной ектеньей и «Господи, воззвах»? 4. Особенности воскресного бдения от полиелея до канона. 5. Что такое тропари на благословении хлебов? Каковы их особенности на седмичном и воскресном бдении? 6. Когда, согласно Типикону, на воскресном всенощном бдении должен петься полиелей? 7. Что поется во время каждения по полиелее на седмичном и на воскресном всенощном бдении? 8. О чем свидетельствует наличие седальна перед степенными антифонами? 9. Остатком чего является возглас «Яко свят еси…», который произносится священником между прокимном и «Всяким дыханием»? 10. Сколько канонов воскресной утрени в Октоихе? Что это за каноны? 11. Что на воскресном всенощном бдении поется между малой ектеньей по 9й песне канона и эксапостиларием? 12.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

   Малая вечерня — это богослужение сравнительно позднего происхождения. Она появилась не ранее XII века и встречается только в списках Иерусалимского устава. Некоторые списки этого устава, относящиеся к XII-XIII вв., еще не имеют малой вечерни. Для малой вечерни характерна связь ее с чином всенощного бдения. Устав указывает совершение ее только в те дни, когда полагается всенощное бдение, и так, что эта вечерня предваряет собой последнее. Поэтому в типиконе она всегда излагается перед чином всенощного бдения, так что и в этом смысле ее можно назвать постоянным спутником всенощного бдения. Другая характерная особенность чина — это связь его с вечерней трапезой. И малая вечерня, и чин вечерней трапезы излагаются в одной и той же главе типикона. Типикон вполне ясно подчеркивает эту связь, когда говорит о пище вечерней трапезы: „И вкушаем представленная нам полегку, да не отягчимся на бдение”.    Принадлежность малой вечерни только Иерусалимскому уставу эпохи повсеместного распространения его в Греческой Церкви и связь этого чина с всенощным бдением и вечерней трапезой подсказывают причину возникновения этого чинопоследования и его назначение.    Положенное по Иерусалимскому уставу на воскресный день и великие праздники всенощное бдение в Палестине начиналось вскоре после захода солнца (μετα τ δυτν τ,λιον μικρν) и заканчивалось утром с восходом солнца ((ηλιου, ανισχτος γινηται η απολυσις). Такое время для начала и окончания всенощного бдения указывают списки Иерусалимского устава эпохи местного палестинского его значения. С распространением Иерусалимского устава во всей Греческой Церкви, когда им стали руководствоваться не только монастыри, но и приходские храмы, подлинно всенощные бдения стали нереальными. Чтобы закончить бдение „солнцу восходящу”, его стали сокращать во времени и начинать много позднее захода солнца. Но это обстоятельство приводило к ненормальному, с точки зрения церковных установлений, положению, когда вечернее время накануне воскресных и праздничных дней, из-за позднего начала всенощного бдения, вопреки древнехристианской традиции, оказывалось неосвященным молитвой. Эта ненормальность положения тем более была ощутима в монастырях, где монахи, вместо того, чтобы принимать вечернюю трапезу после богослужения, как это было до принятия Иерусалимского устава, принимали таковую до службы и обычное для вечерни время должны были проводить в трапезной. Желание освятить вечерний час молитвой и принять пищу после этой молитвы вызвало появление малой вечерни. Поэтому-то последняя положена уставом только на те дни, на которые совершается всенощное бдение, и излагается в типиконе в тесной связи с чином вечерней трапезы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

Песнопения В. б. занимают важное место в духовно-муз. наследии композиторов Нового направления рус. духовной музыки кон. XIX - нач. XX в. У истоков этого направления стоял С. В. Смоленский , воплотивший свои идеи о способах обработки церковных напевов в соч. «Главнейшие песнопения всенощного бдения (для мужских голосов)» (СПб., 1893). Выведение всей многоголосной фактуры песнопения из церковной мелодии - принцип, ставший основополагающим для духовных сочинений А. Д. Кастальского , к-рому принадлежат ряд отдельных песнопений В. б. (с 1900 по 1914) и гармонизации для «Обихода церковного пения Синодального хора» (Ч. 1: Всенощное бдение. М., 1915). Кастальский, как и др. композиторы Нового направления, создавал песнопения В. б. в неск. вариантах в соответствии со степенью торжественности службы по эмоциональному содержанию, а также использовал различные распевы, в т. ч. и малоупотребительные (демественный, груз. напев и т. п.). Среди сочинений композиторов Нового направления, представляющих собой авторский хоровой цикл,- «Избранные молитвословия из всенощного бдения» (ор. 43) М. М. Ипполитова-Иванова (1906), «Неизменяемые песнопения из всенощного бдения» А. В. Никольского (ор. 26, 1908), «Всенощное бдение» (ор. 44. М.; Лпц., 1911) В. И. Ребикова , «Всенощная (старо-церковные роспевы)» (ор. 19, 1911) и «Пение на всенощной» (ор. 45, [до 1912]) С. В. Панченко , «Всенощное бдение» А. Т. Гречанинова (ор. 59, 1912), а также «30 песнопений для женского хора: Литургия и всенощная» (ор. 9, 1905), «Песнопения всенощного бдения» (ор. 21, 1908), «Главнейшие песнопения всенощного бдения» (ор. 44, 1915) П. Г. Чеснокова . В циклах Ребикова и Панченко использованы более радикальные, нетрадиц. для церковной музыки приемы гармонического письма, как намеренно «архаические», «первобытные», так и заимствованные из позднеромантической европ. гармонии. Вершиной нового направления стало «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (ор. 37, 1915). В состав цикла из 15 песнопений Рахманинов ввел «Приидите, поклонимся», поющееся по традиции РПЦ священнослужителями в алтаре, и 2 воскресных тропаря. Трактовка композитором нек-рых песнопений В. б. (напр., «Ныне отпущаеши» в жанре колыбельной) глубоко индивидуальна. 11 песнопений представляют собой обработки церковных распевов, синтезирующие мн. достижения нового направления в области гармонии, фактуры, а также особенности гармонического и архитектонического мышления Рахманинова и лирическую природу его муз. дара.

http://pravenc.ru/text/155522.html

«Всенощное бдение» ор. 52 П. И. Чайковского (1881), имеющее подзаголовок «Опыт гармонизации богослужебных песнопений», стало первым авторским циклом (после Н. М. Потулова), в к-ром отражены характерные черты традиц. напевов Русской Церкви (цикл С. И. Танеева остался неоконченным). В сочинении соединились особенности «строгоцерковного» письма и индивидуального стиля композитора с тяготением к эмоциональной, ариозной мелодике (см.: 16: Великое славословие), имитационным, фугированным построениям 5: «Свете тихий»). К гармонизации В. б. различных напевов обращались Г. Я. Ломакин (Всенощное бдение знаменного роспева. СПб., 1884), С. А. Смирнов (Пение на всенощной придворного напева. СПб., 1885), Л. Д. Малашкин (Всенощное бдение. Op. 42. М., 1888), В. Г. Петрушевский (Главнейшие песнопения всенощного бдения (киев. росп.). СПб., 1901), свящ. И. П. Райский (Песнопения из осмогласника воскресного всенощного бдения. По напевам Уфимской епархии. СПб., 1902), В. А. Севастьянов (Сб. церк. песнопений Астраханской епархии. Ч. 1: Всенощное бдение. Астрахань, 1904). В нек-рых из этих циклов гармонизации церковных напевов выполнены в «строгоцерковном» стиле, основы к-рого были изложены свящ. В. Металловым в кн. «Строгий стиль гармонии. Опыт изложения оснований строгого и строгоцерковного стиля гармонии» (М., 1897). Наиболее последовательно принципы строгого стиля были реализованы в циклах А. А. Архангельского (Всенощное бдение. СПб., 1888), В. Металлова (Пение на всенощном бдении древних роспевов (киевского и греческого). М., 1898). Иногда особенности этого стиля переносились и на авторские сочинения, в к-рых распевы не использовались (см.: Архангельский А. А. Пение всенощного бдения. СПб., 1896). Практическая направленность строгоцерковных гармонизаций нередко фиксируется в авторских «предуведомлениях». Так, А. Е. Ставровский , регент владимирского архиерейского хора, в кн. «Песнопения воскресного всенощного бдения древних напевов» (1896) писал: «Гармонизация эта самая простая и не обязательна сама по себе, а сделана лишь для того, чтобы при исполнении песнопений в церкви могли бы петь и не один только церковный напев в унисон, а сопровождать его, когда представится возможность, и гармонически, то есть в два и более голоса». Среди изданий, имеющих учебное предназначение,- сочинения А. В. Касторского (Песнопения всенощного бдения//Церк. хоры: (сб. нотных песнопений для шк. пения). СПб., 1900. Ч. 1) и М. Ф. Маттисона (Песнопения всенощной//Церк. пение: (Учебник). М., 1914. Вып. 1).

http://pravenc.ru/text/155522.html

Виктор Неовитос 27 октября 2017г. 17:19 Виктор Шипилов, мы находим взаимопонимание в главном, а различаемся в понимании значения некоторых терминов и в частностях практики умного делания в миру. Одним из таких терминов является слово " непрестанно " . Вы говорите о непрестанном делании, а я говорю о непрестанной молитве. Согласен с тем, что надо принуждать себя и вырабатывать навык непрестанного делания Иисусовой молитвы. Только я обращаю внимание на то, что такое делание - это лишь подготовка к непрестанной молитве, творимой Духом в уединении. Другим таким термином является " бдение " , которое я намеренно стараюсь не употреблять и заменяю его на " уединенную молитву " , чтобы отличить монашескую практику всенощного бдения от бдения в миру. Разница условий жизни порождает и различную практику ночного бдения, не меняя сути самого бдения. Разница состоит в длительности бдения. Бдение в миру - это уединенная внимательная молитва в течение 1,5-2 часов в ночное время (после заката солнца до 12 ночи и в крайнем случае после 12) или ранним утром до восхода солнца. Найти такое время не сложно, если соблюдать безмолвие и отказаться от просмотра новостей, интернета, форумов, социальных сетей и других отвлечений ума, закрепляющих его в плоскости рассудочного мышления. При этом длительность внимательной молитвы во время 1,5 часового бдения фактически такая же, как и у монахов, бдящих в течение ночи до рассвета. Об этом свидетельствуют описания устава и образа молитвенного бдения у братии ст. Иосифа Исихаста. После внимательной молитвы, которую старец называл " умной " , монахи переходили к молитве по четкам с поклонами, чтению псалтири и святых отцов, то есть, приступали к телесному и рассудочному деланию, прекращая единовидное созерцание ума. А в миру после внимательной молитвы начинается сон, в котором ум продолжает творить молитву. При этом молящийся не знает что такое бессонница и засыпает в молитве, а поспав 5-6 часов просыпается бодрым и прекрасно отдохнувшим и продолжает молитву в

http://bogoslov.ru/article/5558598

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010