Отношения с Всемирным советом Церквей В середине 1990-х годов митрополит Кирилл инициировал пересмотр взаимоотношений Русской Православной Церкви с Всемирным советом Церквей. Необходимость такого пересмотра была отчасти вызвана той критикой православного участия в экуменическом движении, которая достигла апогея в этот период. Критика исходила главным образом от различных раскольничьих групп, в частности от греческих старостильников, которые обвиняли руководство канонических Православных Церквей в предательстве Православия и богословском синкретизме. Говорилось, в частности, что Всемирный совет Церквей позиционирует себя в качестве некоей «сверх-Церкви», членство в которой означает отказ от признания спасительности Православной Церкви. Антиэкуменические материалы из раскольничьих газет переводились на русский язык и регулярно публиковались в российской прессе. Стали появляться и материалы отечественных авторов, дававшие искаженное представление об участии Православных Церквей в работе ВСЦ. Рупором этих настроений была газета «Русь Православная», а основным объектом нападок стал митрополит Кирилл как главный «идеолог экуменизма». Однако был и целый ряд объективных причин, затруднявших отношения Русской Православной Церкви с ВСЦ, и прежде всего, те либеральные тенденции, которые все более отчетливо проявляли себя в работе этой организации. Эти тенденции были связаны с влиянием протестантских Церквей Севера и Запада на повестку дня ВСЦ. Одной из тем, вызывавших отторжение у православных участников ВСЦ, было так называемое «женское священство». Дискуссии по этому вопросу регулярно инициировались членами протестантских деноминаций и представителями феминистического богословия. Православным в таких дискуссиях всегда приходилось занимать оборонительную позицию, доказывая неприемлемость «женского священства» для церковной традиции. Однако аргументы от Предания не воспринимались протестантами всерьез, так как само понятие Предания в протестантском сообществе носит чрезвычайно расплывчатый характер.

http://bogoslov.ru/article/512409

Для православного сознания было, впрочем, с самого начала очевидно, что сотрудничество со Всемирным Советом Церквей, и тем более вступление в это содружество, неизбежно будет означать погружение в стихию протестантизма и, если хотите, некую разновидность кенозиса, поскольку голос православного свидетельства и на экуменических собраниях и в документах Всемирного Совета Церквей почти всегда будет тонуть в хоре разнородных, но протестантских по существу высказываний. Одно лишь численное усиление представительства Православных Церквей в соответствии с фактическим удельным весом Православия в христианском мире, насколько бы при этом ни возросло и самое качество такого представительства, может достигать сбалансированного соотношения двух с одинаковой силой заявляющих о себе вероисповедных групп или систем, чем отнюдь не всегда гарантируется наилучшее взаимопонимание. Я должен прямо сказать, что это может исчезнуть лишь тогда, когда все христианские Церкви достигнут единомыслия в исповедании своей веры, т. е. когда все Церкви, члены Всемирного Совета Церквей, будут веровать согласно с древней неразделенной Церковью, причем им в своем правоверии или, если хотите, православии, вовсе не обязательно, разумеется, быть такими, как исторически представлено теперь Православие в той или иной Поместной, в том числе и Русской Православной, Церкви. Мы, православные, избегаем подобного рода заявлений на экуменических собраниях, полагая, что частое напоминание о разноприродности Православия и протестантизма вряд ли будет «служить к миру и ко взаимному назиданию» (Рим. 14, 19). Однако в столь ответственный момент, когда я, как глава делегации Московского Православного Патриархата на Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей, должен изложить взгляд этой Церкви на экуменическое движение, я чувствую себя обязанным пред Богом и пред моей совестью выполнить это со всей необходимой откровенностью и прямотой свидетеля, для которого «льстить слуху» (2 Тим. 4, 3) вопрошающих значило бы становиться обманщиком, «вводящим в заблуждение и заблуждающимся» (2 Тим. 3, 13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

В 1967-1987 гг. и с сентября 1995 г. по 2005 г. — член редакционной коллегии сборника «Богословские труды». В 1973-1986 гг. — член Учебного комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии. В 1976-2004 гг. — член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованной в 1994 г. в Синодальную богословскую комиссию . В 1981-2004 гг. — заведующий филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС . В 1990-1993 гг. — главный редактор возобновленного журнала Московской духовной академии «Богословский вестник». В 1991-99 гг. — сопредседатель ежегодной Международной конференции «Наука. Философия. Религия» в г. Дубна (Московская обл.). В 1994-1995 гг. — член Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами РФ и Русской Православной Церковью. В 1994 г. назначен в состав Издательского совета Московской Патриархии. В 1995-1997 гг. — член постоянного президиума Всемирного русского народного собора . В 1995 г. определением Священного Синода был включен: В 2005 г. определением Священного Синода включен в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений». С 1979 г. — член Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, в 1982-2007 гг. — Смешанной православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; в 1991-1998 гг. — член комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного совета церквей. Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с Дохалкидонскими церквами, Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Национальным Советом церквей США, Всемирным союзом реформатских церквей, Англиканской церковью, Епископальной церковью в США и др. Был участником ряда Ассамблей Всемирного совета церквей, Конференции европейских церквей, Христианской мирной конференции; многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как внутри страны, так и за рубежом.

http://patriarchia.ru/db/text/35871.html

Христианские церкви могут помочь в преодолении мировых кризисов – Патриарх Кирилл 30 января, 2019. Новостная служба Об этом Патриарх Кирилл говорил с генсекретарем Всемирного совета церквей 30 января. ПРАВМИР. Христианские церкви могут помочь в преодолении мировых кризисов. Об этом Патриарх Кирилл заявил в ходе встречи с генсекретарем Всемирного совета церквей Олафом Фюксе Твейтом, сообщает Патриархия.Ru . Он прибыл в Москву на празднование 10-летия интронизации Главы Русской Церкви. «Я думаю, что мир снова нуждается в том, чтобы христианские церкви и организации были вовлечены в преодоление тех кризисов в сфере международных отношений, свидетелями которых мы являемся. И что мы, я имею в виду участников Всемирного совета церквей, можем и должны обновить в хорошем смысле слова пророческую роль организации, которая во времена Холодной войны такую роль, несомненно, играла», – считает Патриарх Кирилл. Первосвятитель рассказал, что он продолжительное время сотрудничать со Всемирным советом церквей, в котором он быть членом исполкома и центрального комитета. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 31 августа, 2023 16 августа, 2023 1 июля, 2010 18 февраля, 2011 1 ноября, 2013 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 31 января, 2024 18 октября, 2023 31 августа, 2023 16 августа, 2023 1 июля, 2010 18 февраля, 2011 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/hristianskie-tserkvi-m...

12. Очевидно, что общей для всех целью богословских диалогов является окончательное восстановление единства в правой вере и любви. Однако имеющиеся богословские и экклезиологические разногласия позволяют выявить некую иерархию трудностей, существующих на пути к достижению поставленной на всеправославном уровне цели. Специфика проблем любого двустороннего диалога предполагает дифференцирование применяемых в них методологий, но не цели, потому что цель у всех диалогов одна. 13. В случае необходимости, нужно прилагать усилия по координации работы различных Межправославных богословских комиссий, учитывая, что и в этой области должно раскрываться и проявляться неразрывное онтологическое единство Православной Церкви. 14. Любой официально объявленный диалог заканчивается с завершением работы соответствующей Смешанной богословской комиссии, когда председатель Межправославной комиссии подает отчет Вселенскому Патриарху, который с согласия Предстоятелей Поместных Православных Церквей объявляет об окончании диалога. Ни один диалог не считается завершенным до того момента, пока на всеправославном уровне не будет объявлено решение о его окончании. 15. После успешного завершения работы какого-либо богословского диалога на всеправославном уровне принимается решение о восстановлении церковного общения, которое должно основываться на консенсусе всех Поместных Православных Церквей. 16. Одним из главных органов в истории экуменического движения стал Всемирный Совет Церквей (ВСЦ). Некоторые Православные Церкви были среди его учредителей, а затем все они стали его членами. Как сформировавшийся межхристианский орган, ВСЦ, так же как и другие межхристианские организации и региональные органы, такие как Конференция Европейских Церквей (КЕЦ) и Совет Ближневосточных Церквей, несмотря на то, что включают в свой состав не все христианские церкви и конфессии, исполняют важную задачу в деле продвижения единства христианского мира. Грузинская и Болгарская Православные Церкви покинули состав ВСЦ: первая в 1997, а вторая в 1998 г. Они имеют свое особое мнение о работе Всемирного Совета Церквей и, таким образом, они не участвуют в проводимых Всемирным Советом Церквей и другими межхристианскими организациями диалогах.

http://patriarchia.ru/db/text/4361154.ht...

Хорошо известно, что после Ассамблеи в Амстердаме в Греции возникла широкая полемика о целесообразности участия православных в работе ВСЦ, о возможных пределах и условиях такого участия для православных. Высказывались предположения, что это участие следует ограничить только решением горизонтальных проблем и только на уровне мирян. Следы этой полемики можно обнаружить в тогдашней греческой прессе. Как кажется, основные опасения сводились к тому, что участие в работе ВСЦ может повлечь за собой отступление от норм православной веры, может быть ущербным для православной экклезиологии. Трудно сказать, остались бы православные в экуменическом движении, если бы в 1950 году не была принята Торонтская декларация, которая совершенно ясно очертила условия участия Церквей во Всемирном Совете Церквей и, кроме того, сказала о том, чем ВСЦ не является и какие цели ВСЦ перед собой не ставит. Принятие Торонской декларации помогло не только сохранить православное участие в ВСЦ, но и расширить его на Ассамблее в Нью–Дели за счет вступления Русской Православной Церкви и других Православных Церквей Восточной Европы. На этой консультации уместно сказать, что основные положения Торонтской декларации и сегодня представляют из себя непременное условие участия православных в работе и в жизни Всемирного Совета Церквей. Именно поэтому, начиная с Ванкувера, православные участники не перестают выступать в поддержку основных принципов Торонтской декларации. Чем была и остается на сегодня Торонтская декларация? Она являлась и является сегодня общим пониманием и видением ВСЦ. Возникает вопрос: действительно ли изменилась природа ВСЦ за минувшие 45 лет? Так ли значителен наш прогресс, изменил ли он природу Совета? Ранее я говорил, что прогресс есть, и это факт. Но я бы хотел поставить вопрос иначе: а может ли вообще быть изменена природа Совета, пока Совет остается Советом? Что может изменить природу Совета? Природу Совета может изменить качественное изменение отношения между Церквами. Природу Совета может изменить реальное соединение всех в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Но тогда Совет уже не будет Советом. Тогда Совет перестанет быть инструментом экуменического движения, тогда перестанет существовать само экуменическое движение. Всемирный Совет Церквей умрет, его больше не будет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Святейший Владыка выразил удовлетворение в связи с тем, что 13 марта 2015 года по инициативе России, Ватикана и Ливана на полях XXVIII сессии Совета по правам человека ООН было принято заявление «В поддержку прав человека христиан и других общин, в особенности на Ближнем Востоке». Документ подписали 65 стран. «Это правильные шаги, но трагедия настолько горящая, настолько болезненная, что требуются новые и новые усилия», — уверен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он обратил внимание собеседников на случаи дискриминации, преследования христиан и в других странах, не объятых так называемой арабской весной. «Все это создает удручающую картину: в XXI веке христиане страдают так же, как они страдали во времена Римской империи», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, выразив недоумение, почему эта тема столь слабо звучит на международном уровне. «Вы, конечно, знаете, что были приняты, в том числе и в рамках ООН, документы, касающиеся антисемитизма и исламофобии. Мы считаем, что это очень правильные шаги, но настало время, чтобы и о христианофобии говорили, — подчеркнул Святейший Владыка. — Мне кажется, Всемирный совет церквей мог бы сейчас сыграть очень важную роль и, выступая от имени более чем трехсот церквей-членов, энергично артикулировать общую позицию по этому вопросу перед лицом соответствующих светских властей и международных организаций. Я хотел бы поблагодарить за то, что Вы уже сделали в этом направлении, но, думаю, что настало время, когда мы все должны работать еще более энергично». Как отметил Его Святейшество, позиция Русской Православной Церкви по вопросу христианофобии находит полное понимание Святого Престола, и выразил также надежду на взаимопонимание со Всемирным советом церквей. «Сейчас все христиане должны выступить в защиту своих гонимых братьев и сестер», — констатировал Святейший Патриарх Кирилл. Обращаясь к Предстоятелю Русской Православной Церкви, Олаф Фюксе Твейт сказал: «Прекрасно помню нашу предшествующую встречу. Я сообщил об ее итогах руководству Всемирного совета церквей. Мне кажется важным постоянно вести этот процесс: у нас есть возможность обдумывать, каким образом начать решение вопросов, которые Вы подняли, а также проблем, которые мы обсуждали в прошлый раз, когда, в частности, говорили о ситуации на Украине».

http://patriarchia.ru/db/text/4053279.ht...

Но в настоящее время еще, к сожалению, не видно явных признаков такого благословенного трансцендирования! Насколько медленно происходит созревание вероисповедного единства, можно судить не только по хорошо всем известной пестроте внутреннего содержания принимаемых Всемирным Советом Церквей документов доктринального характера, но и по тому страху, который обнаружился в свое время — сравнительно недавнее, — когда был поднят вопрос об изменении базиса Всемирного Совета Церквей. Известно, что такую попытку некоторые экуменисты сравнивали с попыткой «открыть ящик Пандоры» («ЖМП», 1961, 2, с. 75). Правда, в Нью–Дели беды не произошло: несмотря на принятие нового базиса, ящик Пандоры не раскрылся. Но зато вряд ли кто решается теперь предложить такое, например, изменение базиса, которое предусматривало бы в качестве условия для членства в ВСЦ принятие и исповедание Вселенского Никео–Константинопольского Символа веры. Во всяком случае, невозможно говорить о каких-либо существенных переменах в природе Церквей — членов Всемирного Совета Церквей, пока экуменическое сотрудничество сосредоточивается исключительно на совместной деятельности представителей двух основных групп Церквей — я имею в виду Церкви Православные и Церкви Протестантские, — непосредственный же диалог между самими этими Церквами, по–видимому, еще не может быть достаточно плодотворным. Именно поэтому мы, православные, твердо настаиваем на неприкосновенности принципов Торонтской декларации, как они выражены в 3–й ее части, и полностью поддерживаем замечание (сделанное одним из наших экуменических братьев), о котором д–р Виссерт–Хуфт упомянул в своем докладе о «Смысле членства во Всемирном Совете Церквей»: «Давайте продолжать пребывать и действовать в братстве, избегая излишеств в самосознании, которые могут стать поводом к гордости. Лучше жить с реальностью, которая превосходит определение, чем с определением, которое претендует на большее содержание, чем у нас есть в действительности» (§ 5). Итак, оптимистически и с надеждой взирая на все сложности и трудности нашего общего христианского пути к единству, воспламеняясь любовью Богочеловека Иисуса Христа, нашего Господа, и стремясь умножить Его веру и любовь во всем мире, мы будем идти вперед и не остановимся, но будем продолжать экуменическое движение, потому что перед нами как добрый пастырь (Ин. 10, 4) идет Спаситель и Воссоздатель мира. Тот, Кто творит все новое (Откр. 21, 5), Кто — Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

  разделы   рассылка  распечатать Ольга Липич Митрополит Иларион: церкви призвали политиков остановить войну в Сирии Источник:  РИА Новости Митрополит Иларион отметил, что вопрос Сирии продолжает оставаться нерешенным и очень болезненным, поскольку там ежедневно гибнут люди. Христианские Церкви объединили усилия в воздействии на " сильных мира сего " для предотвращения военного вмешательства извне в сирийский конфликт и скорейшего прекращения кровопролития в стране, заявил в интервью РИА Новости в понедельник председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Бомбардировки " как бы отодвинуты " В конце минувшей недели он принял участие в организованных Всемирным советом церквей консультациях по сирийской проблеме в Швейцарии, на которых присутствовали также бывший генсек ООН Кофи Аннан, спецпредставитель ООН по Сирии Лахдар Брахими и другие представители международных организаций. " В тот момент, когда встреча была задумана, не было ясности, будут бомбардировки или нет, предполагалось, как раз, что они будут. Встреча была задумана как попытка внести вклад в дело предотвращения этого сценария. Когда стало понятно, что бомбардировок не будет, то это, конечно, вселило определенные надежды. Но ведь никто не сказал, что их не будет вообще. Они просто были как бы отодвинуты " , – сказал митрополит Иларион. По его словам, в этом смысле вопрос Сирии продолжает оставаться нерешенным и очень болезненным, поскольку там ежедневно гибнут люди. Единогласие православных, католиков и протестантов " И голос Церквей, надо сказать, и православной, и католической, и большинства протестантских, в том числе и американских церквей, сейчас звучит в унисон. Совершенно однозначно христианские Церкви отвергли возможность военного вмешательства извне в сирийский конфликт в качестве решения сирийской проблемы " , – подчеркнул митрополит Иларион. И конференция в Женеве была одним из подтверждений общей и весьма единодушной позиции христианских Церквей. Причем, добавил собеседник агентства, там были представители очень влиятельных американских Церквей, которые говорили о том, что они пытались воздействовать на президента США Барака Обаму для того, чтобы он отказался от плана бомбардировок.

http://religare.ru/2_102364.html

Распространены среди части кит. общины. В нач. XXI в. в М. насчитывалось ок. 600 тыс. сторонников конфуцианства и ок. 120 тыс. приверженцев кит. народных верований. Традиционные верования По-прежнему характерны для горных народов; они сохраняют культ предков и веру в одушевленные природные явления. Их верования оказывают большое влияние на буддизм, христианство и др. религии в М. Среди бирманцев распространено домашнее почитание деревянных статуэток, в к-рых, как считается, обитают духи-наты. Традиц. верования сохраняют значение среди каренов, 80% которых не являются христианами, остальные 20% - христиане, в значительной степени склонные к религиозному синкретизму. Многие из них приняли христианство гл. обр. потому, что, согласно древнему каренскому преданию, «Золотая Книга» верховного бога каренов Ивы (Ювы) должна быть возвращена им «Белым человеком». Новые религиозные течения Представлены Бахаи религией , сторонники к-рой в М. в нач. XXI в. насчитывали ок. 55 тыс. чел. Межденоминационные организации В 1914 г. в составе Национального Христианского Совета Индии был учрежден Региональный Совет Бирмы, к-рый в 1949 г. стал самостоятельным Христианским Советом Бирмы. В 1972 г. переименован в Бирманский Совет Церквей, в 1989 г.- в Мьянманский Совет Церквей. Является членом Всемирного Совета Церквей , объединяет более 30 региональных советов Церквей в М. Религиозное законодательство Здание Верховного Суда в Янгоне. 1911 г. Архит. Дж. Рансом Здание Верховного Суда в Янгоне. 1911 г. Архит. Дж. Рансом Согласно Конституции 2008 г., любые формы дискриминации по религ. принадлежности запрещены (ст. 348). Союз М. сохраняет право на введение законов «в целях процветания и реформ», несмотря на гарантированную «свободу религиозных практик» (ст. 360). Союз М. признает особое положение буддизма как религии большей части граждан страны (ст. 361), а также христианство, ислам, индуизм, анимизм в качестве религий, существующих в Союзе М. на момент вступления в силу действующей Конституции (ст. 362). Союз М. может содействовать к.-л. религиям и защищать их по своему усмотрению (ст. 363). Ст. 364 гласит: «Использование религии в политических целях запрещено. Любое действие, способствующее чувствам ненависти, враждебности или разногласия между расовыми или религиозными общинами или сектами, противоречит данной Конституции. Может быть принят закон, наказывающий такую деятельность». Союз М. обязуется оказывать поддержку высокообразованным гражданам независимо от расы, религии и пола, сообразно их квалификации (ст. 368).

http://pravenc.ru/text/2564540.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010