Закрыть itemscope itemtype="" > Игумен Филипп (Рябых): Мы не боимся, что диалог с инославными исказит нашу веру, потому что Истина нашей веры не от людей, а от Бога Накануне визита в Русскую Церковь генсека Всемирного совета Церквей Олава Твейта зампред ОВЦС размышляет об участии РПЦ в экуменическом движении 25.06.2010 387 Время на чтение 14 минут В конце июня Русскую Православную Церковь впервые посетит избранный в августе прошлого года генеральный секретарь Всемирного совета Церквей Олав Фюксе Твейт. Накануне этого визита корреспондент «Благовест-инфо» побеседовал с заместителем председателя ОВЦС игуменом Филиппом (Рябых) о взаимоотношениях Русской Православной Церкви с этой межхристианской организацией. - Отец Филипп, на днях в Россию впервые прибудет с визитом новый генсек ВСЦ. Сам этот факт свидетельствует о том, что Русская Православная Церковь продолжает участие в экуменической деятельности. Между тем, еще с 90-х годов это участие остается одной из самых пререкаемых тем для значительной части православных верующих. Итак, означает ли визит пастора Твейта, что Русская Церковь намерена в полном масштабе продолжить сотрудничество с Всемирным советом Церквей? - Действительно, вопрос об отношении Русской Церкви к ВСЦ уже давно является предметом дискуссии как богословов, так и простых верующих. Сегодня тщательно обсуждаются - прежде всего в специальной комиссии Межсоборного присутствия - все плюсы и минусы церковного участия в этой организации. Но мне кажется, прежде, чем принимать то или иное решение, надо рассмотреть данную ситуацию с различных сторон. В первую очередь надо обратиться к истории вступления нашей Церкви во Всемирный совет Церквей. ВСЦ возник в 1948 году как организация по преимуществу протестантская. И хотя среди его учредителей были и православные - в частности Константинопольский патриархат, протестантские взгляды в ней превалировали. Русская Православная Церковь, получив приглашение вступить в новую экуменическую организацию, долго размышляла, принять или отвергнуть это приглашение.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Отношения с протестантскими конфессиями Продолжается диалог Русской Православной Церкви с протестантскими конфессиями. Он не преследует цели какого-либо сближения в области вероучения, но направлен на сохранение мира, справедливости и решение общих социальных задач. Русская Православная Церковь старается защитить право религиозных людей жить в соответствии с требованиями своей веры, помочь христианам противостоять давлению агрессивного секуляризма, пытающегося утвердить нерелигиозный стандарт общественной морали в качестве универсального. В протестантском мире сохраняется тенденция, начавшаяся в конце 90-х годов прошлого века, когда многие из западных протестантских церквей избрали либеральный путь развития, сопряженный с отказом от норм традиционной христианской морали. Русская Православная Церковь, имея твердую, основанную на Священном Писании позицию, не может согласиться с отказом от христианской нравственности и вынуждена приостанавливать диалог на официальном уровне с такими сообществами. 2 февраля 2010 г. в докладе на Архиерейском совещании в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл осветил, в частности, тему взаимодействия с межхристианскими организациями и, в частности, отметил: «Сфера межхристианских отношений находится в затяжном кризисе. К классическим конфессиональным различиям добавилась поляризация христиан между либеральным и традиционным прочтением христианского послания. Сегодня со всей очевидностью обнаружилось фундаментальное различие между Православием и протестантизмом, высветилась основная проблема, лежащая в его основе: Православие хранит норму апостольской веры и церковного устройства, как она запечатлена в Священном Предании Церкви, и видит своей задачей постоянную актуализацию этой нормы во имя осуществления пастырских и миссионерских задач. В протестантизме же во имя решения тех же самых задач допускается такое богословское развитие, которое реформирует саму эту норму. Очевидно, что поиски вероучительных консенсусов, как это было, например, в отношении крещения, Евхаристии и служения (священства) в рамках многостороннего диалога, инициированного в свое время Всемирным советом церквей, теряют смысл, потому что любой консенсус может оказаться под угрозой быть разрушенным нововведением или толкованием, которые будут ставить под вопрос само значение этих соглашений».

http://patriarch.patriarchia.ru/otnoshen...

Предисловие Перед нами книга, принадлежащая перу известного православного французского богослова Оливье Клемана. Она посвящена проблемам разделения христиан и обсуждению перспектив христианского единства. Несколько слов об авторе книги. Оливье Клеман – профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже, его перу принадлежит немалое количество трудов, посвященных актуальным богословским вопросам. В них он знакомит западного читателя с преданием Восточной церкви, пытается с православной точки зрения отвечать на вызовы современности, как часто выражается он сам, «преодолевать современность изнутри». Особенно волнуют его проблемы христианского единства. Урожденный протестант, взращенный на почве французской католической культуры, агностик по своим убеждениям, он в зрелом возрасте стал православным христианином. Подчеркнем, что о нем нельзя сказать, будто он перешел в Православие из иной конфессии. У О. Клемана не было «православных корней» и он не искал греческой, русской или румынской традиции как таковой. По своему происхождению и культуре он является западным христианином, нашедшим в Православной Церкви свой дом. И в этом символичность его фигуры. Для тех, кто оказался на стыке культур и конфессий, вопрос разделения между ними является вопросом личным. Книга «Рим. Взгляд со стороны.» является примером именно личной заинтересованности. Но, прежде всего, она стала ответом на призыв ныне покойного Папы Римского Иоанна Павла II, об- ращенный ко всем христианам, – обсудить проблему служения Римского епископа, сущность которого, как считает католическая сторона, состоит в том, чтобы быть «видимым знаком и гарантией единства». Из православных, пожалуй, именно О. Клеман одним из первых откликнулся на этот призыв. Характерно, что книга, появившаяся в 1997 г., до сих пор не была переведена на русский язык. Не секрет, что экуменическое движение сегодня переживает не лучшие времена. С одной стороны, окончательно стало ясно, что протестантские модели, предлагаемые Всемирным Советом Церквей, оказались в конечном итоге неприемлемы. С другой стороны, диалог между Католической и Православной Церквями фактически сведен до минимума. Еще в девяностые годы минувшего столетия перспективы сближения именно этих церквей представлялись, по крайней мере, целым рядом участников процесса, в достаточно оптимистических тонах. Особые надежды и ожидание некоего чуда вмешательства Божия приурочивались к юбилейному рубежу третьего тысячелетия. Именно в этот момент и прозвучал призыв Иоанна Павла II обсудить проблему служения Римского епископа, и вскоре после этого появилась в свет книга, перевод которой сегодня предлагается русскому читателю. Чуда, однако, не произошло. Границы конфессионального водораздела остались в своих берегах. Воцарилась атмосфера прохлады и отстраненности.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/r...

Афанасий Александрийский , Кирилл Иерусалимский , Василий Великий , Григорий Богослов Том 1 Том 2 Том 3 Содержание От составителя Общая библиография Святитель Афанасий Александрийский Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, оригинальный текст Слово o воплощении Бога-слова и o пришествии его к нам во плоти Окружное послание. Поместным сослужителям, возлюбленным господам К Серапиону, епископу Тмуисскому, послание 1 Пасхальные послания Святитель Кирилл Иерусалимский Жизнь Творения Библиография. Творения, оригинальный текст Слова тайноводственные Святитель Василий Великий Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, русский перевод Святитель Григорий Богослов Жизнь Творения. Слова на догматические темы Библиография. Творения, оригинальный текст Слово 11. Говоренное брату Василия Великого, святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к св. Григорию Богослову, по рукоположении его в епископы Слово 18. Говоренное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в Слово Слово 20. О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы Слово 21. Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому Слово 27. Против евномиан и о богословии первое, или предварительное Слово 28. О богословии второе Слово 29. О богословии третье, о Боге Сыне первое Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе Слово 31. О богословии пятое, о Святом Духе Слово 40. На святое Крещение Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской Слово 44. На неделю новую, на весну и на память мученика Маманта Слово 45. На Святую Пасху Песнопения таинственные. 1. О началах Стихотворения. Стихи о самом себе, в которых св. Богослов скрытным образом поощряет и нас к жизни во Христе Послание к пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое Послание к Кледонию против Аполлинария – второе Послание к Нектарию, епископу Константинопольскому     Настоящее издание осуществляется в рамках реализации программы Круглого стола по религиозному образованию в Русской Православной Церкви, созданного Отделом Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата в сотрудничестве со Всемирным Советом Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Опубликовано послание Преосвященнейшего архиепископа Кирилла пастве Сан-Францисской и Западно-Американской епархии в преддверии очередного заседания Архиерейского Синода Не бойся, малое стадо! (Лк. 12:32) Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади Десница Твоя. С детства вслушиваясь в эти умилительнейшие слова, даже невозможно было предположить, что Господь Бог неисповедимыми Своими путями направит и меня, грешного, на непростую стезю архипастырского служения Ему Единому, Царю, Богу, Создателю, Судии и Спасителю нашему. Твой виноградник и виноград, Господи, Твоя овцы и Твоя Десница, насаждающая, ограждающая и утвержадющая всех нас! Не нам, не нам, но Имени Твоему слава! Вопросы и решения столь волнующе обуревающие нашу Церковь и наше служение неразлучно связаны с самим присутствием нашей земной церкви в общечеловеческой среде, причем в условиях, в которых мы практически лишены всех возможностей прямого влияния на эту среду и на эту эпоху. Именно поэтому они и вызывают у нас столько сомнений, затруднений и болезненных реакций. Это можно и нужно понять -- к этому необходимо отнестись спокойно. Но разобраться во всех тонкостях необходимо, причем необходимо именно взвесить весь конткест нашего существования на свете, а не просто руководствуясь понятием, которое по-английски очень удачно выражается фразой wishful thinking – т.е. тем менталитетом в котором желание, а не реальность, является отцом мысли и руководителем в постановлениях и поступках. Именно поэтому считаю своим долгом выразить свое несогласие со многими доводами, выдвигаемыми противниками восстановления канонического единства русского православия. Эти доводы можно суммировать так: напрасно Московская Патриархия упорствует в контакте со Всемирным Советом Церквей, это нам неприемлемо. И наконец: во избежание потери даже одной души из наших зарубежных пасомых, следует повременить и неторопиться с заключением формального Акта преодоления раскола между Зарубежной Церковью и Московской Патриархией.

http://pravoslavie.ru/18982.html

поиск:   разделы   рассылка Павел Умнов Преемник-миротворец Источник:  Русский журнал Двенадцатого мая в Нью-Йорке архиереи Русской православной церкви за границей выбрали 60-летнего архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона (Капрала) преемником покойного митрополита Лавра (Шкурлы) в качестве первоиерарха РПЦЗ. Интронизация (вступление в должность) состоится 18 мая этого года, то есть в ближайшее воскресенье. Кандидатуру архиепископа Илариона уже одобрил патриарх Алексий II. Напомним, что 17 мая 2007 года в Москве патриарх Алексий II и митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении, в результате которого РПЦ МП и РПЦЗ вновь стали единой Русской церковью, хотя и со сложным управлением и большой самостоятельностью РПЦЗ, подобно той, которую имеет, например, Украинская православная церковь Московского патриархата. Что же изменилось за год, какое наследство получает владыка Иларион от своего предшественника? Оставив в стороне имущественные вопросы, поговорим о том, какую роль сыграло воссоединение РПЦ МП и РПЦЗ в повседневной жизни верующих, а также в церковной политике в самом широком смысле этого слова. Отметим, что за первый год совместной жизни не сбылись самые худшие опасения скептиков: в РПЦЗ не возникло значительного раскола, лишь некоторое число приходов перестали поминать митрополита Лавра и патриарха Алексия II, РПЦ МП не стала радикально консервативной и не разорвала своих отношений ни с Константинополем, ни со Всемирным советом церквей. Но не оправдались и радужные прогнозы: две части Русской церкви не стали еще в полной мере одним целым. Несколько раз в году то в Москву, то в США ездили делегации, в которые входили представители Церкви, покойный митрополит Лавр успел незадолго до смерти получить в Москве награды и выступить перед молодежью на Всемирном русском народном соборе, но все эти обмены и конференции фактически не затронули массу простых верующих, большинство из которых вряд ли вообще подозревают о существовании РПЦЗ. Да и сам митрополит Лавр при всем его духовном опыте и непререкаемом авторитете, выступая на Соборе перед молодежью зимой этого года, выглядел скорее " последним из могикан " , чем человеком, который мог бы заинтересовать молодежь. Да, конечно, он был живым хранителем православной традиции, но его слова о том, что молодежь должна сохранять русскую речь или участвовать в богослужениях в качестве алтарников и певчих, вряд ли могли воодушевить тех " юношей бледных со взором горящим " , что были собраны в тот день в храме Христа Спасителя. Со стороны, скорее, было жалко немощного старца, с трудом читавшего какие-то правильные слова о том, " чего почти никогда не бывает в жизни " .

http://religare.ru/2_54221.html

Преемник-миротворец РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_54221.html 16 мая 2008 Павел Умнов Преемник-миротворец Источник:  http://www.russ.ru/reakcii/preemnik_mirotvorec Русский журнал Двенадцатого мая в Нью-Йорке архиереи Русской православной церкви за границей выбрали 60-летнего архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона (Капрала) преемником покойного митрополита Лавра (Шкурлы) в качестве первоиерарха РПЦЗ. Интронизация (вступление в должность) состоится 18 мая этого года, то есть в ближайшее воскресенье. Кандидатуру архиепископа Илариона уже одобрил патриарх Алексий II. Напомним, что 17 мая 2007 года в Москве патриарх Алексий II и митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении, в результате которого РПЦ МП и РПЦЗ вновь стали единой Русской церковью, хотя и со сложным управлением и большой самостоятельностью РПЦЗ, подобно той, которую имеет, например, Украинская православная церковь Московского патриархата. Что же изменилось за год, какое наследство получает владыка Иларион от своего предшественника? Оставив в стороне имущественные вопросы, поговорим о том, какую роль сыграло воссоединение РПЦ МП и РПЦЗ в повседневной жизни верующих, а также в церковной политике в самом широком смысле этого слова. Отметим, что за первый год совместной жизни не сбылись самые худшие опасения скептиков: в РПЦЗ не возникло значительного раскола, лишь некоторое число приходов перестали поминать митрополита Лавра и патриарха Алексия II, РПЦ МП не стала радикально консервативной и не разорвала своих отношений ни с Константинополем, ни со Всемирным советом церквей. Но не оправдались и радужные прогнозы: две части Русской церкви не стали еще в полной мере одним целым. Несколько раз в году то в Москву, то в США ездили делегации, в которые входили представители Церкви, покойный митрополит Лавр успел незадолго до смерти получить в Москве награды и выступить перед молодежью на Всемирном русском народном соборе, но все эти обмены и конференции фактически не затронули массу простых верующих, большинство из которых вряд ли вообще подозревают о существовании РПЦЗ. Да и сам митрополит Лавр при всем его духовном опыте и непререкаемом авторитете, выступая на Соборе перед молодежью зимой этого года, выглядел скорее " последним из могикан " , чем человеком, который мог бы заинтересовать молодежь. Да, конечно, он был живым хранителем православной традиции, но его слова о том, что молодежь должна сохранять русскую речь или участвовать в богослужениях в качестве алтарников и певчих, вряд ли могли воодушевить тех " юношей бледных со взором горящим " , что были собраны в тот день в храме Христа Спасителя. Со стороны, скорее, было жалко немощного старца, с трудом читавшего какие-то правильные слова о том, " чего почти никогда не бывает в жизни " .

http://religare.ru/2_54221_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОСИПОВ Алексей Ильич (род. 31.03.1938, г. Белёв Тульской обл.), богослов, профессор МДА. В 1959 г. окончил Московскую ДС, в 1963 г. - МДА со степенью кандидата богословия, защитив дис. «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». В 1964 г. окончил аспирантуру МДА, назначен преподавателем академии. В разные годы читал лекции по предметам: «Основное богословие» (с 1965), «История русской религиозно-философской мысли», «Актуальные богословские проблемы», «Экуменизм», «Протестантизм», «Западные исповедания», а также спецкурс «Основы духовной жизни в Православии». В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 г.- профессора. В 1985 г. в связи с 300-летием МДА О. присвоена ученая степень доктора богословия honoris causa. С 2004 г. заслуженный профессор. С 1967 по 1987 г. и с 1995 по 2005 г. состоял членом редакционной коллегии сб. «Богословские труды» . С 1973 по 1986 г. входил в состав Учебного комитета Русской Православной Церкви от МДА. С 1976 по 2004 г. член комиссии Синода по вопросам христ. единства (с 1993 до 2009 Синодальная богословская комиссия). С 1982 по 2006 г. заведовал аспирантурой МДА. С 1993 по 1996 г. являлся главным редактором журнала МДА «Богословский вестник» . Принимал участие в разработке «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Входил в состав Издательского совета Московской Патриархии. Состоял в рабочей группе по разработке концепции новой системы богословского образования РПЦ. С нач. 90-х гг. XX в. О. ведет широкую катехизическую и духовно-просветительскую деятельность. Выступает с докладами и лекциями на образовательных и общественных площадках во мн. городах России и за ее пределами, на радио и телевидении, в сети Интернет. Имеется богатая дискография с записями выступлений О. В разные годы принимал активное участие в экуменической деятельности РПЦ, в т. ч. в 2-сторонних диалогах, проводимых РПЦ с Восточными (дохалкидонскими) Церквами, католической Церковью, с католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Всемирным альянсом реформатских церквей (WARC), Англиканской церковью, Национальным Советом церквей США, протестантской Епископальной церковью США, Учениками Христа (США). Также был участником ряда ассамблей ВСЦ, Лютеранской всемирной конференции, Конференции европейских Церквей, Христианской мирной конференции, Африканской христианской мирной конференции и др. всемирных и региональных христианских конференций.

http://pravenc.ru/text/2581617.html

Первоначальное Предание и предания На последней Ассамблее Всемирного совета церквей в Нью-Дели группа православных делегатов – членов секции по обсуждению «Единства» решила представить заявление на дискуссионную тему Не в порядке официального заявления от имени православных церквей, а, скорее, в порядке участия в богословской дискуссии, для которой создавалась секция «Единство». Каждый православный делегат имел полное право и свободу и даже обязанность заявлять о своих убеждениях в ходе дебатов. Но нам показалось целесообразным предварить возможные отдельные выступления общим изложением той позиции, которую занимают в дискуссии православные представители в рамках учения и чинопоследования своей Церкви. Сама дискуссия, как в секции, так и на ассамблее, в основном посвящалась последнему докладу комиссии «Вера и устройство», принятом на последнем заседании в Сент-Эндрюсе в 1960 году и направленном в церкви для рассмотрения и представления замечаний. И к этому докладу относились замечания православных делегатов. Их заявление впоследствии рассматривалось на пленарном заседании всех православных делегатов, консультантов и наблюдателей, присутствующих в Нью-Дели. Оно было единодушно одобрено как точное и достоверное изложение православной позиции. В ходе беседы его даже сочли лучшим и более удовлетворительным изложением православной точки зрения, чем периодические официальные декларации Православия на важных экуменических встречах в прошлом – в 1927 году в Лозанне, в 1937 году в Эдинбурге, в 1954 году в Эванстоне и в 1957 году в Оберлине. По этой причине целесообразно предварить нынешнюю дискуссию текстом заявления в Нью-Дели. Представители Православной Церкви в секции «Единство» приветствуют Доклад комиссии «Вера и устройство», принятый в августе 1960 года в Сент-Эндрюсе, Шотландия, как важный и побудительный экуменический документ. Экуменическое движение, в настоящее время представленное Всемирным советом церквей, начиналось с 44 протестантской инициативы, но изначально не предполагалось как протестная акция и не должно рассматриваться в таком качестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

поиск:   разделы   рассылка Выступление митрополита Волоколамского Илариона на открытии Международного христианского мирного созыва (18 мая 2011 года, Кингстон, Ямайка) 18 мая 2011 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил на церемонии открытия Международного христианского мирного созыва, которая состоялась в столице Ямайки Кингстоне. Уважаемый господин Премьер-министр! Дорогие братья и сестры! Мы собрались здесь, на Ямайке, не только для того, чтобы подвести итоги Десятилетия за преодоление насилия, объявленного Всемирным советом церквей в 2001 году, но и для того, чтобы вместе осознать, какие масштабы и формы принимает насилие в современном мире. Главный вопрос, стоящий перед нами, что мы, христиане, можем совместными усилиями предпринять перед угрозой эскалации насилия, агрессивности, эксплуатации и террора? Символично, что по приглашению церквей Ямайки Всемирный совет избрал местом проведения форума этот столь живописный остров, который вместе с тем является местом, где показатели проявлений насилия одни из самых высоких на планете. В жизнь современного человечества насилие проникает повсюду. Казалось бы, в международных организациях, на межправительственном уровне преобладает миролюбивая риторика, политические лидеры, деятели науки и культуры изо дня в день говорят о примирении, прощении, очищении памяти и ненасилии. ООН принимает все новые резолюции, осуждающие любые формы насилия, в уголовное законодательство многих государств введена ответственность за преступления против человечности. В международных документах четко проводится мысль о том, что военное вмешательство является ultima ratio, последним средством для обуздания зла. В то же самое время с экрана телевизора на нас ежедневно обрушивается поток эстетизированного насилия, жестокости, грубой брани и прочих проявлений зла. Фильмы, содержащие сцены насилия, пользуются огромной популярностью у зрителей, особенно среди молодежи. Вывод напрашивается сам собой: коммерческая выгода, извлекаемая за счет проката такого рода видеопродукции, велика настолько, что вполне позволяет закрывать глаза на кричащее противоречие между официальной риторикой и тем, что мы ежедневно видим на экранах телевизоров. Неужели цена, которую платит общество за насилие в семьях, рост преступности, терроризм и прочие пагубные явления, меньше той выгоды, которую получают производители и прокатчики фильмов агрессивной направленности? Современное плюралистическое общество неспособно правильно оценить пагубные последствия такого несоответствия слова и дела, поскольку в нем по определению есть место для любого зла, скрывающегося, как правило, за понятиями " свобода выбора " , " свобода слова " , " свобода самовыражения " и " свобода личности " .

http://religare.ru/2_86284.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010